Предоставление информации органом исполнительной власти. – фонды официальной информации государственных органов и органов местного самоуправления

ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

НАТАЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА КОЛОБАЕВА

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу различных форм и способов реализации права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Раскрывается специфика каждой из форм, акцентируется внимание на отдельных проблемах.

The article is devoted to the analysis of different forms and ways of realization of the right to access to information concerning activities of state and local authorities. Peculiarities of these forms are revealed, separate problems are emphasized.

Ключевые слова: информация, право на доступ к информации, средства массовой информации, Интернет

Key words: information, right to access to information, mass media, Internet

В Конституции Российской Федерации указано, что многонациональный российский народ является единственным источником власти в Российской Федерации и соответственно за каждым гражданином России закреплено право участвовать в управлении делами государства. Данное право предполагает возможность получать информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Доступ к такой информации позволяет гражданам, с одной стороны, эффективно реализовать свои права, с другой - влиять на деятельность органов власти, контролируя качество их работы и стимулируя совершенствование механизмов управления.

Право на доступ к информации о деятельности публично-властных структур связано с более общим конституционным правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Соответственно регулирование рассматриваемого права осуществляется с помощью довольно сложной системы правовых актов. Она включает не только «специальный» Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»1 (далее - Закон о доступе к информации), но и другие законодатель-

ные акты: а) регулирующие оборот информации в России в целом, например Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 (далее - Закон об информации), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»3 (далее -Закон о СМИ); б) раскрывающие отдельные правомочия граждан, например Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»4 (далее - Закон об обращениях); в) устанавливающие ограничения, например Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»5.

Правовое регулирование в сфере обеспечения права на доступ к информации о деятельности органов власти предполагает закрепление конкретных обязанностей органов власти и их должностных лиц относительно распространения информации о деятельности соответствующего органа; определение способов распространения информации и пределов доступности информации; установление ответственности за нарушение правил о доступности информации. Правила распространения и получения информации, обеспечивающие доступ к ней, фиксируются как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на доступ к информации о деятельности органов власти является элементом свободы информации и свободы выражения мнения, закрепленных базовыми международно-правовыми документами о правах человека. В ст. 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.6 данное право трактуется как свобода беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. В ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.7 провозглашено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Аналогичное содержание права на свободное выражение мнения раскрывается в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.8: это право предполагает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати, художественных форм выражения или иными способами по своему выбору: «Свобода информации является основополагающим правом человека и представляет собой критерий всех видов свободы, защите которых Объединенные Нации себя посвятили»9. Открытость же органов власти и прозрачность их деятельности - это признаки демократического государства10.

Таким образом, на анализируемое право распространяются нормы, регулирующие право на доступ к информации вообще. В то же время это право довольно подробно регламентируется внутригосударственными нормами, устанавливающими дополнительные гарантии.

Информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления как объект правоотношений, связанных с реализацией права на доступ к ней исходя из норм Закона о доступе к информации и Закона об информации можно определить следующим образом. Это сведения (сообщения, данные) любой формы представления, созданные в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления либо поступившие в указанные органы и организации. Органы власти и подведомственные им организации выступают обладателями та-

кой информации, т. е. лицами, самостоятельно создавшими информацию либо получившими на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации. Законодатель максимально широко сформулировал определение информации в аспекте рассматриваемого права, обозначив в то же время ее пределы. Не могут быть объектом права на С доступ к информации о деятельности органов власти сведения, обладателем которых орган не является, хотя и имеет к ним доступ. Например, в соответствии с законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданин вправе при обращении за услугой не предоставлять документы в орган власти, если они находятся в распоряжении другого органа.

Право на доступ к информации о деятельности органов власти является элементом свободы информации и свободы выражения мнения,

закрепленных базовыми международно-правовыми документами о правах человека

При реализации своих полномочий органы используют информацию других органов власти, но не становятся ее обладателями.

Формы реализации права на доступ к информации о деятельности органов власти исходя из особенностей правового регулирования можно разделить на три большие группы:

доступ к информации, распространенной органами власти:

получение информации по инициативе граждан;

получение информации редакциями средств массовой информации.

Законом о доступе к информации определены обязанности по активному распространению информации органами власти, что позволяет любому субъекту получить необходимые сведения в максимально короткие сроки. К способам распространения информации можно отнести:

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами

и органами местного самоуправления инфор-

мации о своей деятельности в помещениях, за-

нимаемых указанными органами, и в иных от-

веденных для этих целей местах.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Обнародование органами власти информации о своей деятельности в средствах массовой информации осуществляется по нескольким направлениям. Так, в соответствии с Конституцией РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким опубликованием считается в том числе размещение текста нормативного акта в средстве массовой информации. Законом о СМИ установлено право органов власти учреждать средства массовой информации. В случае если такие СМИ созданы исключительно для опубликования нормативных актов, они согласно ст. 12 Закона о СМИ освобождаются от государственной регистрации (например, Собрание законодательства Российской Федерации).

Регистрация в качестве СМИ официальных интернет-сайтов органов власти нецелесообразна и противоречит сущности средства массовой информации

Распространение иной информации о деятельности органов власти возможно как через «собственные» СМИ, учрежденные органами власти, так и через иные СМИ. Так, Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»11 устанавливает обязанности как органов государственной власти, так и редакций государственных СМИ по распространению соответствующей информации.

Кроме того, с целью обнародования информации о своей деятельности органы власти организуют в своей структуре работу специальных подразделений или должностных лиц (пресс-служба, пресс-секретарь), которые регулярно направляют информацию в редакции СМИ (пресс-релизы), проводят открытые для представителей СМИ мероприятия и т. д.

Распространение информации о деятельности органов власти в сети Интернет сегодня детально урегулировано. Закон о доступе к информации устанавливает обязанность органов власти размещать информацию на сайтах в сети Интернет и определяет обязательный минимум такой информации. Дальнейшее регулирование осуществляется актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также органами субъектов Российской Федерации. Государство закрепило требования

к техническим параметрам официальных сайтов, их структуре, содержанию информации, а также установило административную ответственность за нарушение таких требований (ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вместе с тем заявленные требования выполняются не в полной мере. Для поддержания сайта в актуальном состоянии необходимы материальные затраты и квалифицированные специалисты. Такими ресурсами обладают далеко не все органы государственной власти и тем более органы местного самоуправления. В связи с этим позволительно размещать информацию, например, об органах местного самоуправления на сайтах субъектов Российской Федерации. Указанные проблемы не дают оснований говорить о полной реализации права на доступ к информации о деятельности органов власти через Интернет, но в то же время тенденция к этому очевидна: в последнее время информация в Интернете организована более эффективно и стала более доступной. Улучшению ситуации во многом способствует реализация положений законодательства о государственных и муниципальных услугах, обязывающих обеспечивать возможность оказания услуг в электронном виде, что содействует разработке соответствующих форм документов.

Цель размещения информации в Интернете - сделать ее более доступной, а значит, необходимо предоставить гражданам возможность воспользоваться такой информацией, например обеспечить доступ к сайтам органов власти в библиотеках.

Создание официальных сайтов органов власти влечет еще одну проблему. Согласно Закону о СМИ сайт может стать средством массовой информации в случае его государственной регистрации. Многие органы (как государственной власти, так и местного самоуправления) регистрируют свои сайты в качестве СМИ (Законодательное Собрание Челябинской области, Избирательная комиссия Свердловской области и др.). Закон о СМИ, определяя свободу массовой информации, указывает на возможность учреждения СМИ как на один из элементов названной свободы. Целью создания средства массовой информации является свободное распространение информации среди неограниченного круга лиц. Закон о СМИ устанавливает гарантии такой свободы. Например, содержание выпуска СМИ определяет главный редактор, который руководит редакцией. Редакция выступает как объединение лиц, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации, она независима в своей профессиональной деятельности. Для официальных сайтов органов вла-

сти в сети Интернет не свойственна свобода в определении содержания распространяемой информации. Как уже было показано, и структура таких сайтов, и их содержание регулируются нормами права. Следовательно, регистрация в качестве СМИ официальных интернет-сайтов органов власти нецелесообразна и противоречит сущности средства массовой информации.

Министерством экономического развития Российской Федерации в 2011 г. была разработана автоматизированная информационная система «Мониторинг государственных сайтов», которая предназначена для оценки открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан. АИС «Мониторинг государственных сайтов» представлена в виде веб-портала, располагающегося по адресу gosmonitor.ru, а также в виде виджетов на официальных сайтах и позволяет органам власти оценивать достоинства и недостатки используемых ими инструментов и оптимизировать их.

Размещение информации в помещениях органов власти не утратило своего значения, хотя его возможности гораздо более ограниченны по сравнению с распространением информации через Интернет. Безусловно органы должны полноценно использовать все названные способы.

Получение информации о деятельности органов власти по инициативе гражданина можно назвать самостоятельной формой реализации права на доступ к такой информации. Органы власти распространяют обязательную информацию, но гражданин вправе получить и иные сведения, если доступ к ним не ограничен. Законодательство предусматривает несколько способов получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: ознакомление пользователей с такой информацией в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; присутствие граждан (физических лиц) и представителей их объединений на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; предоставление пользователям по их запросу необходимой информации; предоставление информации в связи с обращением гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Документы, касающиеся конкретного гражданина, содержат све-

дения ограниченного доступа, которые не могут быть распространены без удостоверения личности пользователя информации. Следовательно, ознакомление с ними возможно при личном обращении гражданина в орган власти. В случаях, когда орган местного самоуправления не имеет собственного сайта, гражданам также должна быть предоставлена возможность знакомиться с информацией о деятельности органа в его помещении. Порядок реализации данного права должен быть урегулирован актом соответствующего органа.

Закон о доступе к информации предусматривает право граждан и представителей их объединений присутствовать на заседаниях коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления. Указанное право должно быть регламентировано нормативным актом соответствующего органа. Его реализация не только позволяет получить информацию о деятельности органов, но и содействует формированию активной позиции у граждан, осознанию включенности в жизнь государства, муниципального образования. К сожалению, такая форма получения информации не распространена, в том числе потому, что недостаточно поддерживается соответствующими органами.

Наиболее популярными способами получения информации являются запрос и обращение гражданина. Эти способы весьма схожи и в то же время различны. Запрос информации регулируется нормами Закона о доступе к информации и нацелен именно на получение информации о деятельности органов власти. Обращение урегулировано нормами Закона об обращениях и направлено на донесение до органов рекомендаций гражданина, просьбы о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод. Вместе с тем гражданин вправе получить письменный ответ на свое обращение, в котором он информируется о том, какие действия предприняты органом для рассмотрения его обращения и каковы их результаты. Таким образом, обращение гражданина - это также способ реализации права на доступ к информации о деятельности органов власти.

Согласно Закону об обращениях гражданин или объединение граждан могут реализовать право на обращение в письменной, устной форме или в форме электронного документа. Право на обращение в устной форме ограничено правилами личного приема граждан в государственных органах и органах местного самоуправления. Во-первых, личный прием осуществляется толь-

ко руководителями органов и уполномоченными на то лицами. Во-вторых, при личном приеме гражданин должен удостоверить свою личность.

Закон о доступе к информации не содержит перечня форм, в которых может быть подан запрос, а лишь указывает на отдельные требования к некоторым формам. Так, определяется порядок регистрации письменных и устных обращений. Условий для устных запросов, аналогичных условиям для обращений, не установлено. Следовательно, устный запрос не ограничивается только личным приемом руководителя или иного уполномоченного лица. Исходя из анализа норм Закона о доступе к информации устный запрос может быть реализован в ходе приема граждан должностным лицом, а также по телефону. Названный законодательный акт не устанавливает специальных ограничений, но относительно устной формы запроса действуют общие ограничения. По общему правилу информация может быть предоставлена только органами власти и их должностными лицами в пределах их компетенции. Должностное лицо, не являющееся руководителем органа либо уполномоченным лицом, вправе предоставлять информацию на устные запросы граждан, только если имеет на то полномочия. Получению информации по телефону также может препятствовать отсутствие соответствующих полномочий у должностного лица, ответившего на звонок.

Отдельно законодателем упоминается запрос, поступивший по сети Интернет, к которому применяются те же правила, что и к письменному запросу. Таким образом, к запросу через Интернет не предъявляются требования как к электронному документу, в отличие от обращения. В ч. 1 ст. 10 Закона о доступе к информации среди целей, для которых организуются сайты государственных органов, органов местного самоуправления, названа и возможность обращаться с запросом по адресу электронной почты, указанному на сайте. Следовательно, запрос информации допустим и по электронной почте, что не предусмотрено для обращений.

Подводя итог, следует отметить, что современное законодательство предоставляет широкие возможности для осуществления права на доступ к информации о деятельности органов власти. Однако их реализация затруднена наличием некоторых обязательных для соблюдения правил и процедур. Гражданину должна быть предоставлена полная информация о порядке реализации своего права на запрос и обращение. Ответ на запрос и обращение являются государственными и муниципальными услугами. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»12 такие услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами - нормативными актами государственных органов и органов местного самоуправления. Административные регламенты подлежат обязательному опубликованию, а также размещаются на официальных сайтах органов власти. Такие нормативные акты должны содержать регламентацию всех способов получения информации, что дает гражданину возможность выбрать наиболее подходящий для него способ и более эффективно реализовать право на доступ к информации о деятельности органов власти.

Обратимся к еще одной форме реализации рассматриваемого права - получению информации редакциями средств массовой информации. Выделение такой формы обусловлено наличием специальных правил и процедур. Редакции СМИ как субъекты, реализующие свободу массовой информации, способствуют распространению сведений о деятельности органов власти не в собственных интересах, а в интересах неограниченного круга лиц. Одновременная реализация свободы массовой информации и права на доступ к информации о деятельности органов власти позволяет воспользоваться дополнительными гарантиями, установленными Законом о СМИ.

Назовем два способа реализации рассматриваемого права: аккредитация редакций СМИ и запрос редакции СМИ. Аккредитация - это институт, позволяющий установить связь между органом (организацией) и редакцией СМИ для достижения обоюдных целей. При наличии такой связи редакция СМИ может получать оперативную информацию о деятельности органа власти и тем самым выгодно отличается от конкурентов. Органы власти получают возможность распространять максимально полную информацию о себе, оптимизируя свою деятельность, в частности сокращая количество вероятных запросов и повышая эффективность обращений. Это обусловлено тем, что, во-первых, у граждан, получивших информацию о деятельности соответствующего органа из СМИ, не возникнет потребности обращаться в орган власти, либо у органа в ответе на запрос появится возможность сослаться на СМИ, указав, где именно гражданин может найти необходимую информацию; во-вторых, информация в СМИ может способствовать пониманию компетенции органа и порядка обращения к нему, что позволит гражданам направлять запросы (обращения) с соблюдением требуемых правил, а органам власти -снизить затраты на их рассмотрение.

Закон о СМИ, закрепив за редакциями СМИ право на аккредитацию, возложил на органы власти обязанность урегулировать данный порядок соответствующим локальным нормативным актом. Отсутствие такого акта не препятствует реализации указанного права, но в то же время не позволяет устанавливать правила аккредитации и основания для ее лишения. К сожалению, органы власти используют аккредитацию СМИ чаще для проведения разовых мероприятий. Нормативные акты о порядке аккредитации в основном носят формальный характер и содержат лишь указания на комплект документов, предоставляемых редакцией СМИ для получения аккредитации.

Специфика запроса редакции СМИ определена в ст. 39-40 Закона о СМИ. Запрос может быть как письменным, так и устным. Ответ на него должен быть предоставлен в течение семи дней, а не 30, как ответ на запросы (обращения) граждан. При невозможности предоставить информацию мотивированный письменный отказ должен быть направлен в редакцию в течение трех дней. Сложность состоит в том, что органы власти зачастую не выделяют запросы редакции в общей массе обращений и применяют к ним общие правила. Закон о СМИ к оформлению запроса редакции особых требований не предъявляет. Однако анализ его норм позволяет сделать вывод, что запрос должен быть подан от имени главного редактора СМИ, так как именно это должностное лицо представляет редакцию в отношениях с третьими лицами. С учетом того что должность главного редактора может иметь различные наименования (ст. 2 Закона о СМИ), идентифицировать такой запрос также проблематично. Следовательно, орган власти обязан ответить на запрос редакции только в случае указания в самом запросе на то, что это запрос редакции СМИ, либо в случае подтверждения статуса главного редактора СМИ лицом, подписавшим запрос или обратившимся с устным запросом. Данные требования направлены не на ограничение права на запрос, а на его полноценную реализацию, так как при их соблюдении орган власти и соответствующее должностное лицо будут нести ответственность за своевременный и полный ответ.

Итак, законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам и их объединениям широкий набор инструментов для поиска, сбора, распространения информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поскольку отдельные элементы рассматриваемого права раскрываются в разрозненных нормативных актах,

его максимально полной реализации будет способствовать комплексный подход. В статье была сделана попытка показать именно такой подход. В то же время необходимо обращать внимание на содержательный аспект права на доступ к информации, так как оно имеет определенные ограничения не только по формам и способам доступа, но и с точки зрения содержания предоставляемой информации. И здесь вновь требуется комплексный подход.

Проблемы применения норм законодательства, разобщенность таких норм приводят к сложностям в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, что

Органы власти используют аккредитацию СМИ чаще для проведения разовых мероприятий. Нормативные акты о порядке аккредитации в основном носят формальный характер и содержат лишь указания на комплект документов, предоставляемых редакцией СМИ для получения аккредитации

неизбежно затрудняет реализацию права граждан на доступ к информации. Как следствие, законодатель вводит дополнительные меры ответственности для должностных лиц, а исследователи предлагают возложить контроль и надзор в данной области на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнад-зор)13. Представляется, что это лишь породит необходимость дополнительного контроля за контролирующими. Более целесообразно упорядочить данную сферу как на законодательном уровне, так и на уровне нормативного регулирования в каждом органе, например обеспечить качество административных регламентов, появившихся сегодня во многих органах власти.

Следует отметить, что федеральные органы государственной власти делают шаги в сторону упорядочения отношений по поводу информации о деятельности органов власти и посте-

пенно создают соответствующую нормативную базу. Так, стоит обратить внимание на Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р14, и Концепцию региональной информатизации, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2769-р15. Появление таких документов свидетельствует о стремлении органов власти суммировать практику реализа-

ции норм в рассматриваемой сфере и решить проблемы их применения общим для всех органов (как государственной власти, так и местного самоуправления) способом.

7 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

8 Бюл. Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

9 Резолюция № 59 (1) Генеральной ассамблеи ООН 1946 г. // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/

RESOLUTION/GEN/NR0/035/16/IMG/NR003516.pdf?Open Element.

10 См., например: Манченко П. А. Конституционно-правовой принцип транспарентности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных государствах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

13 Лапин С. Ю. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: информационно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 5.

14 Официальный интернет-портал правовой информации: URL: http://www.pravo.gov.ru.

Самостоятельное научно-теоретическое, информационное и практическое издание, целью которого является оптимальное освещение международных, федеральных и региональных проблем правового регулирования и правоприменительной практики и их интерактивное обсуждение. Основано в 2010 г.

Публикация в «Электронном приложении к „Российскому юридическому журналу"» - хорошая возможность расширить список опубликованных работ и шанс для юридической общественности ознакомиться с трудами ведущих и молодых, российских и зарубежных ученых.

Статьи в «Электронном приложении к „Российскому юридическому журналу"» проходят более мягкую редакторскую обработку, что позволяет сократить сроки опубликования.

Запросы о предоставлении информации могут направляться только в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, круг адресатов запросов о предоставлении информации уже, чем установленный для жалоб граждан. Однако это в значительной мере компенсируется тем, что запрашиваемая информация не ограничена вопросами деятельности органа, в который направляется запрос (см. далее).

Предмет запросов [  ]

Запрашиваться может информация как о деятельности самих государственных органов и органов местного самоуправления, так и о деятельности подведомственных этим органам организаций. Предметом запроса могут быть как существующие документы, так и иная информация. Запрашиваться могут и те документы и иная информация, которая поступает в эти органы и организации. Могут также запрашиваться правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций ().

Содержание запроса [  ]

Запрос должен содержать следующую информацию об авторе запроса:

  • фамилию, имя и отчество (либо наименование организации);
  • контактные данные для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса:

Запрос должен содержать указание на орган (наименование органа) или должностное лицо (инициалы и фамилия и/или должность), которому адресуется запрос.

Порядок рассмотрения запроса [  ]

Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации аналогичен порядку рассмотрения жалоб:

  • письменный запрос регистрируется в течение трех дней с момента поступления - то есть не позднее дня (Т+3) ; устные запросы регистрируются в день обращения ();
  • если адресат установит, что запрос находится вне его компетенции, то он обязан в течение 7 дней со дня регистрации направить запрос надлежащему органу и уведомить обратившегося; в такой же срок адресат должен ответить, если у него нет информации о том, какой орган может располагать запрашиваемой информацией ();
  • если объем запрошенной информации превышает установленный правительством предел, то адресат должен в течение 7 дней со дня регистрации направить обратившемуся уведомление об объемах информации, ее стоимости и порядке оплаты (см. ниже);
  • ответ по существу должен быть направлен в течение 30 дней со дня регистрации; если подготовка ответа требует бо́льшего времени, то срок ответа может быть увеличен до 45 дней, но известить об этом обратившегося (с указанием причины отсрочки) необходимо в течение 7 дней со дня регистрации ();

Ограничения и отказы [  ]

Закон предусматривает следующие основания для отсутствия ответа по существу запроса:

Плата за подготовку и пересылку информации [  ]

Информация предоставляется бесплатно, если она затрагивает права и обязанности обратившегося (), либо ее бесплатное предоставление установлено законом или иным правовым актом (). В остальных случаях взимается плата, если объем информации превышает установленный правительством Российской Федерации размер.

Минимальный бесплатный объем установлен «Правилами взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 860):

Бесплатные объемы пересылаются за счет органа, направляющего ответ (информация в электронной форме - на указанный обратившимся адрес электронной почты). В остальных случаях обратившееся за информацией лицо оплачивает пересылку (а для информации в электронной форме - еще и стоимость электронного носителя, если носитель не был предоставлен самим обратившимся). По желанию обратившегося информация (и бумажная, и электронная) может быть передана ему непосредственно в государственном или муниципальном органе.

Если запрашиваемые пользователем объемы потребуют внесения платы, то орган в течение 7 дней со дня регистрации запроса обязан уведомить обратившегося о формате и объеме информации, о стоимости изготовления копий, стоимости пересылки, а также о стоимости электронного носителя (если информация предоставляется в электронном виде). Одновременно сообщаются сведения, необходимые для заполнения платежного документа, и срок оплаты (не превышающий срока ответа на запрос).

Особенности рассмотрения запросов СМИ средство массовой информации [  ]

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только при наличии в ней государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Отказ должен быть вручен редакции в 3-дневный срок со дня получения запроса, то есть не позднее дня (Т+3) , и должен содержать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от охраняемой законом тайны, указание на лицо, принявшее решение об отказе, и дату принятия решения ().

В законе неаккуратно сформулирована норма о сроке предоставления информации. Буква закона предусматривает две временны́х точки ():

  • в трехдневный срок со дня получения запроса редакции вручается уведомление об отсрочке предоставления информации, если информация не может быть предоставлена в течение 7 дней; уведомление должно включать указание причин невозможности исполнения запроса в 7-дневный срок, срок предоставления информации, указание на лицо, принявшее решение об отсрочке, и дату принятия решения;
  • собственно семидневный срок со дня получения запроса - это нормальный срок ответа на запрос.

Таким образом, закон о СМИ средство массовой информации не содержит предельной величины отсрочки предоставления информации, однако для государственных и муниципальных органов в соответствии с применяются нормы Федерального закона от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» .

Примечания [  ]

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

  • Глава 8. Универсальные услуги связи
  • Глава 9. Защита прав пользователей услугами связи
  • Глава 10. Управление сетями связи в чрезвычайных
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства
  • Глава 12. Международное сотрудничество
  • Глава 13. Заключительные и переходные положения
  • Критерии выбора организационно-правовой формы
  • 1. Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли
  • 2. Распределение прибыли
  • 3. Ответственность учредителей (участников)
  • 4. Налогообложение
  • 5. Учет и отчетность
  • 6. Минимальный размер имущества организации
  • 7. Передача имущества организации ее учредителями (участниками)
  • 8. Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации
  • 9. Управление
  • Плюсы и минусы коммерческой и некоммерческой организации
  • *** Предоставление лицензии на деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию
  • *** Личные имущественные права
  • *** Исключительное право на произведение
  • Не являются объектами авторского права
  • *** С татья 1314. Смежные права на совместное исполнение
  • *** Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  • Административная ответственность за нарушение авторских прав
  • Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
  • «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации
  • Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 4. Ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 5. Заключительные положения Об информации, информационных технологиях и о защите информации
  • *** Доступ к архивной информации: современные проблемы3
  • 28 Право на фирменное наименование
  • *** Закон о фирменном наименовании организаций
  • *** Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • 2.2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 2.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 2.4. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
  • 1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.
  • 3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
  • 2. Международное законодательство
  • 3. Конституция российской федерации
  • 4. Федеральное законодательство
  • 4. Законодательство субъектов российской федерации
  • 5. Муниципальные нормативные правовые акты
  • *** О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Татарстан
  • *** Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-фз "о политических партиях"
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Создание политической партии
  • Глава III. Государственная регистрация политической партии
  • Глава IV. Внутреннее устройство политической партии
  • Глава V. Права и обязанности политической партии
  • Глава VI. Государственная поддержка политических партий
  • Глава VII. Государственное финансирование политических партий
  • Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах
  • Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий
  • 1. Общие положения
  • 2. Право на аккредитацию
  • 3. Виды аккредитации
  • 4. Порядок аккредитации
  • 5. Квоты для аккредитации
  • 6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
  • 7. Права аккредитованных журналистов
  • 8. Обязанности аккредитованных журналистов
  • 9. Отказ в аккредитации
  • 10. Лишение аккредитации
  • Работа над композицией
  • Проверка фактического материала
  • Литературная обработка текста
  • Выбор названия
  • *** Международные принципы профессиональной этики журналиста
  • Кодекс профессиональной этики журналиста
  • I. Принципы профессиональной этики журналиста
  • *** Средства массовой информации как фактор социальной саморегуляции
  • Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – также законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований.

    3. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

    Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет

    1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

    1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

    а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

    б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

    в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

    г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

    д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

    е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

    ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

    2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

    а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

    в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

    г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

    д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

    е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

    3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

    4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

    5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

    6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

    7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

    а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

    б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

    в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

    а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

    б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

    в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

    г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

    д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

    е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

    9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

    а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

    б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

    в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

    2. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

    3. Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

    Статья 14. Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет

    1. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Президентом Российской Федерации.

    2. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации.

    3. Перечни информации о деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утверждаются соответственно Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

    4. Перечень информации о деятельности судов в Российской Федерации и особенности размещения судебных актов устанавливаются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

    5. Перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации и не указанных в частях 1-3 настоящей статьи, утверждаются этими федеральными государственными органами.

    6. Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.

    7. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

    8. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 – 3, 5 – 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

    Статья 15. Присутствие на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления

    Коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

    Статья 16. Размещение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах

    1. Государственные органы, органы местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах размещают информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления.

    2. Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать:

    1) порядок работы государственного органа, органа местного самоуправления, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления;

    2) условия и порядок получения информации от государственного органа, органа местного самоуправления.

    3. Государственные органы, органы местного самоуправления вправе размещать в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

    Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды

    1. По решению государственного органа, органа местного самоуправления в установленном ими порядке пользователю информацией может быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией об их деятельности в помещениях, занимаемых государственным органом, органом местного самоуправления.

    2. Орган местного самоуправления, не имеющий возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, обеспечивает пользователям информацией возможность ознакомиться с указанной информацией в помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления.

    3. Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, находящейся в библиотечных и архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

    Статья 18. Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

    3. При составлении запроса используется государственный язык Российской Федерации. Использование при составлении запроса в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. Возможность использования при составлении запроса в государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления других языков народов Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

    4. В случае поступления в государственный орган или орган местного самоуправления запроса, составленного на иностранном языке, этот запрос может быть рассмотрен в порядке, установленном соответствующим органом.

    5. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.

    6. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

    7. Если запрос не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые он направлен, то в течение семи дней со дня регистрации запроса он направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае, если государственный орган или орган местного самоуправления не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом также в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается направившему запрос пользователю информацией.

    8. Государственные органы, органы местного самоуправления вправе уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности указанных органов.

    9. Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос.

    Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу

    1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

    2. При ответе на запрос используется государственный язык Российской Федерации. Использование при ответе на запрос, поступивший в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации, государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. Возможность использования при ответе на запрос, поступивший в государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, других языков народов Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

    3. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

    4. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

    5. Ответ на запрос подлежит обязательной регистрации государственным органом, органом местного самоуправления.

    Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

    2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

    3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

    6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

    2. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов в Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

    3. Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.

    Статья 21. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на бесплатной основе

    Пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

    1) передаваемая в устной форме;

    2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

    3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

    4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

    Статья 22. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

    2. В случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, пользователем информацией оплачиваются расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходы, связанные с их пересылкой по почте.

    3. Средства, полученные в качестве платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Государственный орган или орган местного самоуправления, предоставившие информацию, содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотивировано, устранить имеющиеся неточности.

    В настоящее время действующее законодательство имеет в своей базе нормативный документ, который регламентирует порядок, правила и требования предоставления информации. Что это такое, знают немногие, а тем более те, кто не имеет ничего общего с юриспруденцией. Некоторые нюансы и нормы этого изложены в настоящей статье.

    Словарь терминов, используемых в законе

    Некоторые термины и определения, которые применяются в названном нормативном акте, более четко определены законодателем, чтобы у граждан не возникало сомнений или двоякого понимания. Так, среди этих определений имеются следующие:

    1. Под информацией с точки зрения указанного документа подразумеваются любые сведения, которые могут быть выражены в форме сообщений или другом виде. Причем они могут предоставляться третьим лицам в любой форме.
    2. Информационные технологии - всевозможные предусмотренные законом способы, методы, процессы, применяемые для обнаружения, сохранения, использования и применения информации.
    3. Обладатель информации - это тот человек, который собственными силами произвел ее или получил на основании какой-либо предусмотренной законом сделки от других лиц. Обладателем может быть и юридическое лицо.
    4. Предоставление информации - под этим определением подразумеваются любые действия, которые направлены на передачу ее от одного лица другому. При этом получателем может быть как конкретное лицо, так и неопределенный круг получателей.
    5. Доступ к сведениям - юридически и физически обеспеченная возможность для получателей приобрести информацию. Виды и формы этого доступа определены соответствующими нормативными документами, которые регламентируют отдельные конкретные правоотношения в жизни людей.
    6. Конфиденциальность - требование, которое предъявляется к лицам, получившим доступ к сведениям, и заключается в запрете на их разглашение без разрешения на то обладателя информации.

    Здесь перечислены лишь некоторые из понятий. Для более полного получения информации обо всех определениях, используемых в нужно заглянуть непосредственно в него.

    Виды информации

    Итак, что же такое информация? Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрывает ее суть как объекта правовых отношений. Она может быть непосредственным объектом не только гражданских правоотношений, но и публичных, и властных, и других. По общему правилу, полученная информация является свободной к распространению. То есть лицо, получившее ее, вправе передавать ее другим лицам. Однако данное правило действует лишь в тех случаях, когда она не является конфиденциальной. Конфиденциальность, в свою очередь, может устанавливаться как на основании заключенного между сторонами какого-либо соглашения, так и на основании законодательства. К примеру, законом, регулирующим оперативно-розыскную деятельность, устанавливается секретность информации. Доступ к ней могут получить только специально наделенные таким правом лица. Предоставление информации, которая имеет конфиденциальность, возможно только с согласия ее обладателя или на основании судебного акта.

    Исходя из вышеизложенного, ее можно подразделить на следующие категории:

    • распространяемая свободно и без ограничений;
    • распространение которой возможно лишь в соответствии с договором;
    • распространение которой возможно только на основании законов;
    • распространение которой запрещено на территории РФ или ограничено.

    Обладатели информации

    Рассмотрим подробнее, кто является обладателем информации. Законодательным актом, регулирующим этот вопрос, установлено, что такими лицами могут быть физические лица, организации, а также сама Российская Федерация. Также обладателями могут быть субъекты РФ и муниципальные образования. Если рассматриваемым лицом являются последние три названных субъекта, то от их имени права и обязанности осуществляют соответствующие, уполномоченные на то должностные лица. В правомочия всех обладателей входят следующие правомочия:

    • предоставлять или частично предоставлять доступ к сведениям, устанавливать порядок предоставления информации и способы этого доступа;
    • применять находящуюся в собственности информацию по своему усмотрению;
    • осуществлять предоставление информации другим лицам путем заключения какого-либо соглашения или в случаях, определенных законом;
    • отстаивать свои права на информацию, если они нарушаются третьими лицами;
    • реализовывать другие права, предусмотренные или не запрещенные законодательством.

    Помимо прав, на обладателя возлагаются и определенные обязанности. К таковым относят соблюдение интересов третьих лиц, их законных прав. Обладатель информации также должен защищать имеющиеся в его распоряжении сведения, а если они конфиденциальны, то ограничивать к ним доступ.

    Общедоступная информация

    К названному виду относятся все те сведения, которые находятся в свободном доступе. Обычно это общеизвестные факты, а также сведения, которые не имеют ограниченного доступа. Предоставление информации, которая никем не ограничена, по сути является безвозмездной. Вместе с тем у нее может быть обладатель, который может потребовать, чтобы лица, ее использующие, указывали его как владельца.

    Право на получение сведений

    Граждане и юридические лица могут получать информацию любыми не запрещенными методами. Они могут проводить ее поиск во всех общедоступных ресурсах либо написать заявление о предоставлении информации. Примером может служить сеть Интернет, где в свободном доступе располагается не ограниченный объем свободных данных. Помимо этого, указанные лица вправе требовать получения необходимых им сведений от государственных органов или иных организаций. Запрос о предоставлении информации направляется им к обладателю интересующих сведений, тот, в свою очередь, рассматривает запрос, и если запрашиваемое не охраняется законом, не ограничено к распространению, то передает сведения заявителю. Подразумевается, что лицо вправе получать их в том случае, если они затрагивают его права и обязанности. установлен перечень, к которым доступ не может быть запрещен или иным способом ограничен. Это информация:

    • о состоянии окружающей среды;
    • об осуществлении государственными органами своей деятельности;
    • о законах и других нормативных актах;
    • находящаяся в библиотеках и прочих открытых для публики местах;
    • другая, разрешенная к распространению.

    Чтобы их получить, нужно оформить письмо о предоставлении информации и передать в соответствующий орган.

    Ограничение доступа

    Общие положения ограничения доступа устанавливаются в ст. 9 рассматриваемого нормативного акта. В ней указано, что эти формы предоставления информации регламентированы законами РФ. Обусловлено это может быть различными факторами. Одними из них считаются: защита конституционного строя страны, здоровья и безопасности людей, их интересов, а также для сохранения обороноспособности России. Это, конечно, не все основания для ограничения доступа. Законодатель определил, что ограничение может быть подразделено в зависимости от того, какой характер конфиденциальности имеет информация. Так, она может обладать банковской, служебной или какой-либо иной. Соответственно, в зависимости от того, к какому виду относятся сведения, их регулирует специальный закон. Например, порядок защиты и распространения банковской тайны описан в законодательстве, регулирующем банковскую деятельность. Именно в нем описан порядок разглашения сведений, а также перечислены случаи и лица, которым можно ее передавать.

    Распространение

    В целях предоставления информации нормативным документом определено, что ее распространение происходит в России свободно, но исключительно в соответствии с законами. Также определено, что распространяемые сведения обязаны быть достоверными. Это требование относится не только к содержанию самих сведений, но и к информации об обладателе или распространителе. Другими словами, человек, получающий информацию, должен свободно (при желании) выяснить, кто распространил ее. К примеру, сайт, размещающий какое-либо сообщение в сети Интернет, обязан указать свое наименование (наименование организации или Ф.И.О. гражданина), место регистрации или расположения, по которому можно найти обладателя (распространителя), другие контактные данные, в том числе телефоны и адреса электронной почты. Особенные требования предъявляются к таким способам распространения, как передача путем направления электронных сообщений или почтовыми письмами. В таких случаях отправитель обязан предоставить получателю возможность отказа от получения этой информации. Наглядным примером может служить рекламная СМС-рассылка, которую отправители могут направлять своим клиентам только при получении от них соответствующего разрешения.

    Фиксирование

    Формы предоставления информации предусматривают, что в некоторых случаях передаваемые сторонами друг другу сведения должны быть задокументированы. Эта обязанность возлагается на контрагентов либо законом, либо подписанным между ними соглашением. В государственных органах документирование обязательно, и оно осуществляется в порядке, определенном правительством. С этой целью издаются специальные правила. Для целей реализации между гражданами, а также между организациями, в том числе и государственными, устанавливается порядок использования электронной подписи. В определенных ситуациях стороны обязаны производить передачу информации с использованием такой подписи.

    Защита

    Анализируемый закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает меры, которые должны осуществляться государством и остальными лицами с целью ее защиты. Так, среди перечня этих мер имеются организационные, технические и, конечно, правовые мероприятия. Они предпринимаются заинтересованными субъектами для:

    • сохранности сведений от посягательств на них третьих лиц, от совершения ими в последующем каких-либо неправомерных действий, от уничтожения, копирования или распространения сведений;
    • сохранения секретности;
    • обеспечения доступа к сведениям.

    Государство, осуществляя свои функции, обязано предпринимать необходимые действия для защиты. Они выражаются в установлении минимальных требований к отношениям, связанным с получением сведений, а также в определении ответственности за их неправомерное разглашение или иные противоправные действия. К требованиям об обеспечении безопасности, в частности, относятся:

    1. Предупреждение неправомерного доступа и последующей передачи третьим лицам, которые на то не имеют права.
    2. По возможности - установление фактов неправомерного доступа.
    3. Предотвращение негативных результатов, которые могут возникнуть в случае нарушения установленного порядка получения сведений.
    4. Постоянный контроль.

    Ответственность

    Как было указано выше, одной из функций государства является установление мер, направленных на защиту информации. Для этих целей законодательным органом вводятся в действие законы и иные нормативные акты, которыми предусмотрена ответственность за неправомерное использование информации. Ответственность, конечно же, градируется в зависимости от степени общественно опасного деяния. Она может предусматриваться разными законами и кодексами. Так, если нарушение весьма серьезно, то к виновнику может быть применена уголовная ответственность. Чуть менее опасные действия могут повлечь за собой ответственность, установленную административным законодательством. Как правило, наказание за такие правонарушения ограничивается штрафами. Если же проступок виновного лица не имеет признаков ни уголовного, ни административного деяния, то ответственность может быть дисциплинарной (если нарушитель является работником).

    Таким образом, рассмотренный закон определяет только основные положения, регулирующие отношения между сторонами. Более подробные сведения о том, как она распространяется, какие сроки предоставления информации и другие важные моменты определяются специальными нормативными актами, издаваемыми для тех или иных правоотношений. Следование всем нормам законодательства как обладателями, так и получателем информации в совокупности обеспечит надлежащий ее оборот, не допустит нарушение третьими лицами прав и интересов других граждан и организаций.



     

    Возможно, будет полезно почитать: