Ликвидация муп не может осуществляться по решению. Процедура ликвидации унитарного предприятия

Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д., а также государственные органы. Среди разновидностей муниципальных предприятий встречаются государственные бюджетные организации областного, городского, районного значения, а также учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д. Как и любая другая организация, муниципальное предприятие может прекратить свою деятельность двумя способами: путем ликвидации предприятия и его реорганизации. Во втором случае возможны слияние с другим предприятием, присоединение к какому-либо государственному холдингу, а также его разделение и другие способы реорганизации предприятия. Процесс реорганизации муниципального предприятия имеет определенную специфику, которая предусматривает сохранение его правового статуса. Прекращение работы муниципального предприятия осуществляется по закону, установленному для юридических лиц. Как и многие другие организации, муниципальное предприятие ликвидируется по двум решениям: по решению его учредителя или собственника, а также по судебному решению на определенных основаниях. В числе оснований для ликвидации предприятия, относительно статьи 61.2.3. в Гражданском кодексе РФ, грубые неустранимые нарушения законов во время создания или действия предприятия, осуществление данным предприятием деятельности без разрешительных документов либо противоречащей целям, прописанным в уставе предприятия, и т.д. Если какое-либо из названных условий привело к необходимости произвести ликвидацию муниципального предприятия, то здесь дальнейшие действия должны производиться в соответствии с установленным порядком. Порядок ликвидации муниципального предприятия определяется статьей 63 Гражданского кодекса РФ «Порядок ликвидации юридического лица», а также по Федеральному закону и иным нормативным правовым актам. После принятие решения о прекращении существования предприятия начинается процедура прекращения деятельности муниципального предприятия. Согласно установленному порядку, собственник имущества предприятия создает ликвидационную комиссию, в состав которой войдут учредители и участники предприятия. С этого момента она берет на себя обязанности и право управления делами муниципального предприятия. Комиссия размещает в СМИ сведения о ликвидации предприятия, а также о порядке и назначенном сроке принятия требований от кредиторов ликвидируемой фирмы. В период двух месяцев после публикации сообщения ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов, а также сбором дебиторской задолженности, если таковые имеются. Помимо этого в обязанности комиссии входят письменные извещения кредиторов о ликвидации предприятия. По завершению данного срока порядок ликвидации муниципального предприятия предполагает составление комиссией так называемого промежуточного ликвидационного баланса. Он будет содержать информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, а также перечень требований, предъявленных кредиторами и итоги их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс принимается определенным государственным органом. В ситуации, когда не хватает средств для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, действуя соответственно пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидационная комиссия принимает меры по реализации имущества предприятия посредством аукциона.


Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме: слияния двух или нескольких унитарных предприятий; присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий; разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий; выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий; преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях. 3.

61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия - комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства). Ликвидация предприятия зависит от вида организации: ликвидация государственного унитарного предприятия; ликвидация муниципального унитарного предприятия; ликвидация федерального государственного унитарного предприятия. Порядок ликвидации Ликвидация унитарного может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами.

Ликвидация муниципального унитарного предприятия — понятие, порядок и этапы, сроки ликвидации государственного унитарного предприятия

Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества. Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного. Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет. Порядок и этапы. Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена: по решению собственника его имущества. по решению суда. В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством.

Помогите пожалуйста разобраться с вопросом

Все транспортные средства стоят на учете в ГИБДД на МУПе. А честно как с малой кровью ликвидировать МУП Скачайте формы по теме 2.

Унитарное предприятие, имущества которого не достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, не может быть ликвидировано. Такое УП должно быть признано банкротом (пункт 5 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Изъятие имущества собственником возможно в том случае, если возможно доказать, что само изъятие не привело к несостоятельности (банкротству) МУП.

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Подача требований кредиторов длится не менее двух месяцев. Начало подачи претензий начинается в день опубликования сообщения; подается извещение о начале процедуры в налоговую службу, банковские организации, центр занятости (с приложением перечня сотрудников) и внебюджетные фонды; выявляются известные должники и кредиторы. Комиссия в письменном виде оповещает их о начале ликвидации унитарного образования, предпринимает соответствующие меры в получении дебиторской задолженности; составляется промежуточный и ликвидационный баланс. Промежуточный баланс отображает состояние финансового положения предприятия в период принятия решения о ликвидации. На его базе ликвидационная комиссия проводит соответствующие расчеты с заимодавцами и составляет иски в отношении должников.

Как совершается ликвидация МУП

Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации. Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.

Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона.

Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия(далее ГУП) определяется статьями — ГК РФ. О том, в каких случаях и как ликвидируется ГУП, читайте в рекомендации ниже.

При государственной регистрации ликвидации ГУП Вы можете ориентироваться на рекомендацию , так как процедура регистрации ликвидации ГУП не отличается от процедуры ликвидации ООО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист».

« Государственное или муниципальное унитарное предприятие(далее — предприятие) можно *:


  • либо добровольно, то есть ;

  • либо принудительно, то есть .

Такое правило установлено в Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ« О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон об унитарных предприятиях).

Ликвидация унитарного предприятия по решению собственника его имущества

Как правило, решение о ликвидации предприятия принимает собственник его имущества, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование( , Закона об унитарных предприятиях). Другими словами, добровольная ликвидация встречается на практике гораздо чаще, нежели принудительная.

Собственник вправе принять решение о ликвидации предприятия в любой момент и независимо от каких-либо условий*.

Собственник имущества унитарного предприятия принял решение о его ликвидации. Можно ли добиться отмены такого решения через суд

Как правило, нельзя.

Дело в том, что законодательство не предусматривает каких-либо ограничений права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании недействительным постановления администрации муниципального образования о ликвидации предприятия, указав, что действующим законодательством не предусмотрено ограничение права собственника на принятие такого решения

Глава администрации муниципального образования К. принял постановление« О ликвидации муниципального унитарного предприятия« М.»».

Не согласившись с указанным постановлением, МУП« М.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

Суд отказал в иске, указав на следующее. статьи 35 Закона об унитарных предприятиях предусматривает, что предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов(). Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования(п. , ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее — Закон о принципах организации местного самоуправления).

Суд посчитал, что порядок принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий, установленный в муниципальном образовании К., был соблюден. В частности, решение о ликвидации МУП« М.» приняло уполномоченное лицо — глава администрации.

При этом суд отметил, что ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон об унитарных предприятиях не предусматривают ограничение права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия().

Однако суд может встать на сторону предприятия и признать решение о ликвидации недействительным в каждом из следующих случаев:


  • нарушен порядок принятия решения о ликвидации предприятия(к примеру, решение принял неуполномоченный орган);

  • нарушены государственные(муниципальные) интересы.

Пример из практики: суд признал недействительным постановление главы администрации города о ликвидации предприятия, указав на нарушение установленного в городе порядка принятия решений о ликвидации. Помимо этого суд обратил внимание на то, что в постановлении не были указаны причины ликвидации предприятия, которое являлось единственным в городе

Комитет по управлению имуществом города Т. принял решение о создании МУП« З.» с целью бесперебойного и постоянного обеспечения населения печатной продукцией и получения соответствующей прибыли. Основным видом деятельности предприятия стала розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами, а также техническими носителями информации.

Позднее глава администрации города Т. издал постановление о ликвидации МУП« З.» и назначил ликвидационную комиссию.

Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права предприятия на осуществление уставной деятельности, МУП« З.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

Суд указал, что порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования(п. , ч. 10 ст. 35 Закона о принципах организации местного самоуправления). Как установил суд, аналогичные положения содержит и устав города Т.

Однако на дату принятия оспариваемого постановления городская дума(представительный орган города Т.) не утвердила порядок принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. При этом устав МУП« З.» предусматривает, что предприятие можно реорганизовать или ликвидировать лишь по решению городской думы, а также по решению суда по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством.

В результате суд пришел к выводу о том, что решение о ликвидации МУП« З.» был вправе принять только представительный орган — городская дума. При этом суд учел, что устав МУП« З.» не является типовым и в него не были внесены изменения после утверждения Положения о муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования города Т.(п. 4.2 этого положения предусматривает, что решение о ликвидации предприятия принимает глава администрации города).

Суд отклонил доводы ответчика и третьих лиц о том, что в отсутствие порядка принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий решение о ликвидации МУП« З.» в силу статей и Гражданского кодекса РФ может принимать глава администрации города. По мнению суда, законодатель императивно предусмотрел необходимость определения такого порядка и отнес это к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления().

Кроме того, суд учел, что в оспариваемом постановлении не были указаны причины и обстоятельства, которые побудили администрацию города Т. принять решение о ликвидации МУП« З.». Вместе с тем, данное предприятие является единственным предприятием в городе, осуществляющим розничную торговлю книжной продукцией. Оно добросовестно уплачивало налоги и не было убыточным. Суд принял во внимание и тот факт, что ликвидация МУП« З.» могла повлечь за собой увольнение 18 человек.

Отклонил суд и довод ответчика о том, что собственник вправе ликвидировать созданное им предприятие без каких-либо оснований в силу положений Гражданского кодекса Р. Ф. Суд указал, что в рассматриваемом случае нормы гражданского законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона о принципах организации местного самоуправления, в связи с чем при принятии решений о ликвидации муниципальных предприятий и учреждений необходимо учитывать публично-правовую природу муниципальной собственности и приоритет муниципальных интересов.

В итоге суд удовлетворил требование МУП« З.» и признал постановление главы администрации города Т. о ликвидации предприятия недействительным().

Ликвидация унитарного предприятия по решению суда

По решению суда предприятие может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами(). Речь идет о следующих случаях*:


  • государственная регистрация предприятия признана недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если они носят неустранимый характер;

  • предприятие ведет деятельность без надлежащего разрешения(лицензии), в том числе после аннулирования полученной ранее лицензии( «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц(коммерческих организаций)»);

  • предприятие осуществляет деятельность, запрещенную законом, либо с нарушением Конституции Р. Ф. , либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Такие правила установлены в статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

Иным федеральным законом, устанавливающим основание для ликвидации предприятия, является «О несостоятельности(банкротстве)». В соответствии с статьи 149 данного закона определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

Внимание! Суд может принять решение о ликвидации унитарного предприятия, если оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях.

Переходные положения Закона об унитарных предприятиях предусматривают, что в срок до 1 июля 2003 года все унитарные предприятия обязаны привести свои уставы в соответствие с нормами этого закона().

В настоящее время все еще существуют предприятия, которые эту обязанность не исполнили. Таким предприятиям необходимо учитывать риск принудительной ликвидации и постараться привести свои уставы в соответствие с законом в максимально короткие сроки.

Пример из практики: суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации малого государственного предприятия, поскольку оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях

Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации малого государственного предприятия« Ч.».

Заявленное требование инспекция мотивировала тем, что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридического лица, как малое предприятие. Ответчик, по мнению инспекции, не привел свои учредительные документы в соответствие с Законом об унитарных предприятиях.

Суд удовлетворил заявленное требование и возложил обязанности по ликвидации предприятия на собственника его имущества(территориальное управление Росимущества) и учредителя ликвидируемого лица(государственное предприятие). При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами права:


  • статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ статьи 61 Гражданского кодекса РФ;, отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

    Порядок ликвидации унитарного предприятия

    Независимо от того, кто принял решение о ликвидации предприятия(собственник его имущества или суд), собственнику нужно назначить *.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. Такие правила установлены в статьи 35 Закона об унитарных предприятиях.

    Ликвидационная комиссия обязана совершить ряд действий, направленных на прекращение деятельности предприятия.

    Ликвидация считается завершенной, а предприятие — прекратившим свое существование после внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении()*.

    Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Общие правила создания и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в редакции от 01.12.2007, далее - Закон об унитарных предприятиях).

Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Итак, основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которого также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: - имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников.

Из этого следует, что имуществом унитарного предприятия может быть не только имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но и имущество, приобретенное за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности. Перечень источников формирования имущества не является закрытым.

Следовательно, это могут быть, например, и безвозмездное поступление имущества от коммерческих организаций, физических лиц и т.п. Кроме того, имущество может приобретаться за счет накопленной амортизации, прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия, заемных средств (с учетом требований, установленных Законом об унитарных предприятиях), а также других традиционных источников.

В пассиве баланса стоимость первоначально внесенного собственником имущества также учитывается на счете 80 "Уставный капитал", однако в отношении унитарных предприятий подобным порядком учитывается уставный фонд.

В соответствии со ст. 12 Закона об унитарных предприятиях уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия.

То есть при его определении используется тот же подход, что и при определении уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ и товариществ: уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. За основу принята юридическая составляющая уставного фонда - в отличие от производственной или финансовой концепции поддержания капитала, применяемой при организации бухгалтерского учета по стандартам МСФО. Из этого можно сделать вывод, что, по меньшей мере, в части учета уставного фонда (как и уставного капитала) переход на стандарты МСФО не предполагается.

Весьма существенной особенностью передачи имущества в уставный фонд унитарных предприятий является законодательное регулирование их оценки. Если при формировании уставного (складочного) капитала или паевого фонда субъектов предпринимательской деятельности других организационно-правовых форм основным способом оценки передаваемого имущества является оценка, согласованная учредителями, то в ст. 8 Закона об унитарных предприятиях прямо определено, что имущество унитарных предприятий должно оцениваться в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Это значит, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для их оценки необходимо привлечь независимого оценщика. (Для обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов необходимость использования данного вида услуг возникает только при определенных условиях - при стоимости передаваемого имущества выше определенного предела).

Минимальный размер уставного фонда ограничен п. 2 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Эта сумма в 5 раз превышает ограничение, установленное для уставного капитала открытых акционерных обществ, и в 50 раз - для закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Учитывая определение уставного фонда, приведенное выше, нетрудно сделать вывод, что интересы кредиторов унитарных предприятий защищены более существенно, чем интересы кредиторов коммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Для муниципальных предприятий ограничение установлено на более низком уровне: размер уставного фонда таких предприятий должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Положение, в соответствии с которым в казенном предприятии уставный фонд не формируется, содержится и в Гражданском кодексе РФ.

Каким образом и на каких счетах (пассивных) бухгалтерского учета отражается стоимость имущества, переданного казенным предприятиям, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не установлено.

Впредь до внесения изменений в План счетов и Инструкцию по его применению, по нашему мнению, наиболее правомерным является использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

2. Разумеется, для этих целей к счету должны быть открыты как минимум два субсчета: для учета стоимости имущества, переданного при создании казенного предприятия, и для учета имущества, переданного позднее (для пополнения оборотных средств казенного предприятия или иных целей).

В отличие от иных хозяйственных обществ и товариществ, в которых уставный (складочный) капитал должен быть сформирован в течение года после государственной регистрации организации, уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. То есть срок, в течение которого все имущество и денежные средства, подлежащие передаче, должны поступить в унитарное предприятие, в 4 раза меньше.

В бухгалтерском учете применяется схема, установленная для хозяйственных обществ и товариществ:

Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 80 "Уставный капитал" - на сумму размера уставного капитала, указанную в учредительных документах;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 75 - на сумму денежных средств, поступивших в унитарное предприятие в качестве вклада в уставный фонд;

Дебет счетов учета имущества (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.) Кредит счета 75 - на сумму поступивших в унитарное предприятие вкладов в уставный фонд, внесенных в неденежной форме.

При внесении вкладов в уставный фонд имуществом, отличным от денежных средств, следует иметь в виду, что под установленным порядком передачи имущества понимается соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете по оприходованию полученных активов. В частности, если в виде взносов в уставный фонд передается недвижимое имущество, отражение его в бухгалтерском балансе возможно только после получения акта государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т.д.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 64 ГК РФ) и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

Одним из основных отличий ликвидации унитарного предприятия от ликвидации организации иной организационно-правовой формы является то, что остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в соответствующий бюджет.

То есть по завершении расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество должно быть передано собственнику - органу государственной власти или органу местного самоуправления. При этом не возникает необходимости предварительного объединения всех пассивов на счете 80. Хотя собственником имущества может быть определена и иная схема списания стоимости пассивов с баланса ликвидируемого унитарного предприятия.

При уменьшении уставного фонда унитарного предприятия следует также учитывать требования ст. 15 Закона об унитарных предприятиях (так как при этом могут возникнуть дополнительные основания для ликвидации предприятия).

Порядок уменьшения уставного фонда унитарного предприятия определен ст. 15 Закона об унитарных предприятиях. При этом сохранены те же подходы, что и в отношении уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью:

Уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера;

Собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов окажется меньше размера его уставного фонда. При этом уставный фонд должен быть уменьшен до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

С учетом требований, предъявляемых к минимальному размеру уставного фонда, можно заключить, что наиболее вероятной представляется реорганизация унитарного предприятия в открытое акционерное общество. О ликвидации предприятия в большинстве случаев речь вряд ли может идти, так как создание унитарных предприятий, как правило, обусловлено существенными экономическими и социальными причинами;

Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, то кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

Схема и последовательность действий кредиторов представляются весьма прозрачными. С большой долей вероятности можно предположить, что процитированное требование в скором будущем может стать базой для "принудительной" приватизации наиболее рентабельных унитарных предприятий;

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное пред приятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом раз мере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков. Данная законодательная норма еще более укрепляет права и расширяет возможности кредиторов унитарного предприятия;

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов. Аналогичное требование содержится и в Законе об АО.

Кроме того, необходимость ликвидации унитарных предприятий может возникать при осуществлении некоторых форм преобразования - присоединения или слияния.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

Данное условие является специфическим для унитарных предприятий. В Законе об унитарных предприятиях прямо не говорится, но предполагается, что присоединение унитарных предприятий, имущество которых принадлежит разным собственникам (например, субъекту Российской Федерации и органу местного самоуправления), допустимо только после изменения права собственности на одно (или на несколько, если присоединяется несколько юридических лиц) предприятие, то есть после изменения вида унитарного предприятия (унитарных предприятий).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

Разновидностью ликвидации юридического лица является ликвидация вследствие его банкротства. В соответствии со ст. 65 ГК РФ казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Унитарное предприятие признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Особенности правового регулирования ликвидации организаций в рамках процедуры банкротства рассмотрены далее в отдельном подразделе.

В соответствии с решениями собственника, унитарное предприятие может быть ликвидировано. Данная процедура регламентируется нормами законодательства РФ. Помимо решения владельца, основанием для начала процесса ликвидации может служить решение судебного органа РФ.

Для начала процедуры следует назначить ликвидационную комиссию, которая утверждается собственником УП. При ликвидации все дела данного предприятия лежат на ликвидационной комиссии. В случае осуществления ликвидации фирм ООО права и обязанности не ложатся на другие юридические лица, при этом деятельность полностью прекращается.

Стоит отметить, что если ликвидационной комиссией отмечается невозможность выполнения обязательств по кредитам на момент начала процесса, представители предприятия либо его руководитель, согласно закону, обязаны начать процедуру банкротства.

Статья 35 Закона конкретизирует общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ. Содержащиеся в ней правовые нормы имеют универсальное значение для всех унитарных предприятий - основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.

Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных законом формах (о реорганизации см. ст. 29-34 Закона) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота. ГК РФ и Закон достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). Об основаниях прекращения обязательств см. гл. 26 ГК РФ.

Пункты 1 и 2 ст 35 Закона предусматривают возможность: а) добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества; б) ликвидации такого предприятия на основании судебного решения.

Общий порядок добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества регулируется ГК РФ, Законом и другими нормативными правовыми актами (п. 5 ст. 35 Закона).

Решение о добровольной ликвидации унитарного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов является исключительным правомочием собственника имущества соответствующего предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона). Поскольку норма, установленная в п. 1 ст. 35 Закона, является императивной, в уставе унитарного предприятия нельзя предусмотреть иной, по сравнению с указанным в ней, порядок принятия решения о ликвидации такого предприятия. В то же время исполнительному органу унитарного предприятия не запрещается, например, инициировать принятие соответствующих решений собственником и подготовить проекты необходимых документов.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации юридического лица на основании судебного решения могут быть: а) допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; б) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); в) осуществление деятельности, запрещенной законом; г) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов; д) иные основания, предусмотренные ГК РФ.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61).

Следовательно, неисполнение организацией требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта. реорганизация унитарный ликвидация разделение

Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).

Согласно ст. 20 ФЗ от 8.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Нормы, установленные в п. 5 ст. 35 Закона, корреспондируют правилам ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных указанной статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств.

При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.

О ликвидации унитарного предприятия должно быть помещено объявление в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это нередко имеет место на практике, не должно рассматриваться как выполнение требований ГК РФ об обязательной публикации сообщения о ликвидации. Подобная публикация может иметь лишь вспомогательное значение и являться не более чем дополнением к объявлению, опубликованному в установленном порядке. Самостоятельного юридического значения такая публикация не имеет.

Следующий этап ликвидации унитарного предприятия заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов предприятия служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения аудитора, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы предприятия.

Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации унитарного предприятия и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации предприятия, о котором говорилось выше, не заменяет собой письменного уведомления персонально каждого кредитора. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления кредиторов о ликвидации данного унитарного предприятия и сроках для предъявления требований кредиторами.

ГК РФ (п. 1 ст. 63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению унитарным предприятием дебиторской задолженности.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к числу исключительных правомочий собственника имущества предприятия в силу подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона, где говорится об утверждении ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного). Данное полномочие не может быть реализовано решением исполнительного органа унитарного предприятия.

Согласно ст. 64 ГК РФ требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица определен в ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Государственная регистрация в таких случаях осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы унитарного предприятия, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона, при ликвидации предприятия передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Процесс ликвидации долгий и порой трудоемкий. Он имеет свой порядок, который определяется, и регламентируются относительно федерального закона. Ликвидация или реорганизация предприятий требуют создание ликвидационной комиссии, и далее операции по обеспечению законного устранения предприятия. Существует специальные сроки подачи документов и особые процедуры. Так унитарное предприятие в письменной форме должно разослать уведомления кредиторам о своем решении не позднее 30 дней с начала процедуры реорганизации или ликвидации и поместить эти данные в органы печати. Кредиторы, в свою очередь, могут заявить свои требования к предприятию путем обращения в суд. Рамки исполнения этих дел определяются и рассматриваются Гражданским кодексом Российской Федерации.



 

Возможно, будет полезно почитать: