Принципом экологического права относятся. Основные принципы экологического права

Всем принципам экологического права присущи следую-щие черты:

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только тогда можно признать верным, если он соответствует природе, истории и обще-ству. 2. Историческая обусловленность. С изменением государственной по-литики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования. Так, если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности госу-дарства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен. 3. Системность. Все принципы экологического права можно класси-фицировать на общеправовые, на принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы. Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России. 1. Принцип народовластия , предоставляющий возможность российско-му народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непос-редственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). 2. Принцип гуманизма , выражающийся в том, что отношения эколого-пользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей. 3. Принцип социальной справедливости , заключающийся в равноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции); в гарантии су-дебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции) и т. п. 4. Принцип законности , выражающийся в точном и безусловном вы-полнении всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений. 5. Принцип интернационализма , имеющий международную и нацио-нальную стороны. (международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона об охране окружающей природной среды) и внутригосударственное сотрудниче-ство Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (пп. “в”, “д” ст. 72 Конституции РФ). 6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических пра-воотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ), выражающийся в том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. 11. Принцип гласности, предполагающий право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружаю-щей среды (ст. 42 Конституции РФ) 7. Принцип строго целевого использования природных объектов , обязыва-ющий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. В частности, не допуска-ется использование земель сельскохозяйственного назначения для несель-скохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом. 8. Принцип рационального и эффективного использования природных объ-ектов отражает экономическую сторону экологополь-зования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Страница 5 из 5

2.5. Принципы экологического права

Под принципами права в теории права понимают руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
А.В. Малько считает, что принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права, включая экологическое), отраслевые (свойственные отдельным отраслям права, в нашем случае - экологическому) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей, например, экологическому и земельному). Отраслевые принципы экологического права, в свою очередь, подразделяются на принципы Общей части и принципы Особенной части.
Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, социальная свобода, гражданский долг, ответственность за вину и др.
К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы, как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве, принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др.
Принципы Общей части экологического права (принципы охраны окружающей среды) изложены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
К ним, в частности, относятся:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и др.
К принципам Особенной части экологического права относятся, в частности, такие принципы, как:
- приоритет земель сельскохозяйственного назначения;
- приоритет вод питьевого и бытового назначения;
- приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых;
- приоритет лесов защитного назначения;
- приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы.
Указанные выше принципы не являются чем-то раз и навсегда установленным и с изменением социально-экономических, экологических, исторических и иных условий могут изменяться и дополняться новыми принципами.
Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Контрольные вопросы

1. Дайте правовое определение понятий «окружающая среда» и «природная среда».
2. Что является предметом экологического права?.
3. Назовите особенности экологических правоотношений.
4. Дайте определение методу экологического права.
5. Как подразделяются принципы экологического права?

Основная литература

1. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 768 с.
2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
3. Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др.; - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 367 с.

Дополнительная литература

4. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа «НОРМА - ИНФРА - М», 2001. - 433 с.
5. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2003. - 528 с.
6. Экологическое право: Вопросы теории и методологии анализа.- СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2000. - 92 с.
7. Конституция Российской Федерации: Комментарий. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 1996. - 664 с.
8. Проблемы теории аграрного, природоресурсового и экологического права: Материалы семинара // Государство и право. 1999. № 7. С. 14-47.
9. Экологическое право России на рубеже XXI века: Сборник научных статей. / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: Зерцало, 2000. - 432 с.
10. Проблемы экологического, земельного права и законодательства. Обзор выступлений участников научно-практической конференции / / Государство и право. 2000. № 7. С. 103-115.
11. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В.М. Захарова. - М.: Наука, 1999. - 100 с.
12. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.
13. Экологическое право России. Сборник научно-практических конференций 1995-1998 гг. / Составители: канд. юрид. наук, старший научный сотрудник И.А. Игнатьева, д-р юрид. наук, проф. А.К. Голиченков; под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: Зерцало, 1999. - 416 с.
14. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2003. - 584 с.
15. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. А.П. Анисимова. - М.: Приор-издат, 2003. - 272 с.
16. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: ООО «Профобразование», 2003. - 656 с.

Нормативные правовые акты

17. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 128.
18. Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации « // Российская газета. - 1997. - 26 ноября.
19. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Российская газета. - 1996. - 9 апреля.
20. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р //Российская газета. - 2002. - 18 сентября.

Принципы экологического права как отрасли права должны соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы. В силу этого им присущи следующие черты:

1. объективная обусловленность. Правовой принцип является верным, если он соответствует природе, истории и обществу;

2. историческая обусловленность. Принципы правового регулирования меняются с изменением государственной политики и государственного строя;

3. системность. Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части. Рассмотрим каждую группу принципов подробнее.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции РФ, поэтому они представляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся следующие принципы. Принцип народовластия. Российский народ имеет возможность осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. З Конституции РФ). Многонациональный российский народ является единственным источником власти в России и носителем суверенитета (ч. 1 ст. З Конституции РФ). Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъятии земель под строительство каких-либо объектов обязаны информировать население о предстоящем предоставлении земель и выявлять мнение общественности на местных референдумах собраниях, сходах граждан и т.д.

Общественный экологический контроль является формой экологического контроля, действует наряду с государственным и производственным экоконтролем.

Принцип гуманизма. Отношения экологопользования строятся с учетом интересов не только современных людей, но и будущих поколений. Принцип социальной справедливости. Все граждане равны перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), государство гарантирует судебную защиту прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), и т.п. Данный принцип обеспечивает каждому субъекту экологических правоотношений равноправное положение в экологопользовании.

Принцип законности. Субъекты экологических правоотношений должны точно и безусловно выполнять все нормативные предписания.

Принцип интернационализма. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными. Так, если международным договором России в области охраны окружающей природной среды, заключенным с иным государством (государствами), установлены иные правила, чем это предусмотрено национальным законодательством, то применяются правила международного договора (ст. 82 Закона об охране окружающей среды). Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Он обеспечивается:



а) пресечением монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов. Органы государственного антимонопольного комитета вправе осуществлять установленное законом вмешательство в деятельность предприятий природопользователей вплоть до их принудительного разделения и ликвидации;

б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий - экологопользователей. Предприятия могут взыскивать с органов управления и должностных лиц, виновных в принятии незаконных решений, ущемляющих права этих предприятий, полную сумму материального вреда, а также добиваться судебной отмены незаконных решений.

Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологопользователями своих прав и обязанностей. Законом об охране окружающей среды предусмотрен экологический механизм охраны окружающей среды, установлена платность за использование природных ресурсов, введены налоговые и иные льготы при внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий и т.д.

Принцип субъективного вменения. Эколого-правовая ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды).

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Осуществление прав и свобод неотделимо от Исполнения гражданами своих обязанностей. Каждь4й гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) и т.д.
Принцип сочётания убеждения и принуждения. Меры дисциплинарной ответственности примёняются к отдельным лицам и в необходимых случаях (ст. 190 ГК РФ). При малозначительности административного проступка, совершенного в сфере экологопользования, нарушитель может быть освобожден от ответственности с устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ); при совершении преступления в сфере экологических отношений, не представляющего общественной опасности, в определенных в законе случаях виновный может быть освобожден от уголовной ответственности с передачей на поруки коллективу. Вместе с тем ни один виновный в совершении тяжелого экологического преступления (преступного посягательства и др.) не может уйти от ответственности.

Принцип гласности. Каждый проживающий на территории России имеет право на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ.

Принципы Общей части экологического права обусловлены спецификой регулируемого объекта - экологической системы страны, состоящей и совокупности природных объектов. В силу этого выделяются следующие принципы.

Принцип приоритета интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защиты прав отдельного человека: Тесно примыкает к первому принципу и является его обеспечительным правилом принцип примата общегосударственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды, устраняющей возобладание ведомственных интересов над общегосударственными. Принцип строгого целевого использования природных объектов обязывает использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов состоит в получении наибольшего эффекта от хозяйственной эксплуатации природных объектов с минимальными затратами и без нанесения экономического и экологического вреда. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов направлен на защиту природных объектов от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации. Принцип комплексного подхода в экологопользовании выражается в необходимости учитывать все экосвязи используемого природного объекта с другими природными объектами и окружающей средой в целом. Принцип устойчивости экологопользования обусловлен потребностью в том, чтобы каждый экологопользователь был уверен в стабильности своего положения и мог производить все необходимые работы при эксплуатации природного объекта.

Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов. Принцип плановости экологопользования основан на том, что экологические отношения представляют собой одну из разновидностёй исторически обусловленных производственных отношений, осуществляемых в сфере народного хозяйства РФ.

Принципы Особенной части экологического права составляет определенные приоритеты в использовании тех или иных природных объектов. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет вод питьевого и бытового назначения. Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. Приоритет лесов защитного назначения. Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы. Перечисленные принципы предоставляют собой микросхему экологического права. Они не являются чем-то раз и навсегда установленным: с изменением исторических условий и политических задач совокупность принципов может изменяться, дополняться новыми принципами.

Основные принципы экологического права.

Источники экологического законодательства.

Глава 3. Правовые методы регулирования природопользованием

В корне системы экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Социалистической республики, принятая 12 июня 1990 года, Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природноресурсного и природоохранительного законодательств. Основу природоохранительного законодательства составляет Закон ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ(2002 год), заменивший Закон Российской Федерации ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ(1991 год), сменивший Закон ʼʼОб охране природы в РСФСРʼʼ(1960 год).

Основу природноресурсного законодательства составляют: Земельный кодекс, закон РФ ʼʼО недрахʼʼ, Водный кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

Конституция Российской Федерации;

Законы и кодексы в области охраны природы;

Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;

Правительственные природоохранные акты министерств и ведомств;

Нормативные решения органов местного самоуправления

Сегодня экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих документов, в т.ч. 45 законов, 5 Кодексов, 140 Постановлений правительства, Указы Президента и комплекс ведомственных нормативных актов. Большое количество нормативных документов принимается законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Все вместе они образуют сложную правовую систему экологического законодательства.

Принципы права (правовые принципы) - ϶ᴛᴏ выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни. Правовые принципы выявляют содержание и идеи экологического права. Οʜᴎ делятся на общеправовые, характерные для права того или иного государства в целом, межотраслевые, к примеру уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и отраслевые.

Основные принципы экологического права заключаются в следующем:

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа;

Рациональное использование природных ресурсов;

Учёт природных ресурсов;

Экоцентрическое развитие общества;

Контроль за использованием природных ресурсов;

Приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях ʼʼобщество – природаʼʼ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования;

Экологическое воспитание населœения;

Международное экологическое сотрудничество.

Некоторые перечисленные принципы одновременно являются экологическими функциями государства (экологическое воспитание, международное экологическое сотрудничество), функциями управления экологией (учёт, контроль), а также принципами права природопользования (рациональное и комплексное использование природных ресурсов).

Природные ресурсы – основа жизни и деятельности народа. Это означает, что водные, лесные, минœеральные и другие ресурсы, в чьём бы пользовании они не находились или чьей бы собственностью они не были, являются основой материального благополучия и условием жизни народа, проживающего на данной территории. Принцип рационального использования природных ресурсов – главный принцип экологического права. Он аккумулирует всœе другие принципы. В частности из него вытекают принципы учёта природных ресурсов, их состояния, использования и охраны, а также комплексности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Контроль за состоянием природных ресурсов позволяет осуществлять эффективную управленческую деятельность при их использовании на предприятиях. При этом возможно экономическое стимулирование регионального природопользования путём предоставления льготных кредитов, снижения налогов, выделœения средств из экологических фондов, поощрения предприятий.

Основные принципы экологического права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные принципы экологического права." 2017, 2018.

Как определено ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей сре­ды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состоя­ние окружающей природной среды, органы государственной вла­сти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, ор­ганизации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руко­водствоваться следующими основными принципами:

Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности че­ловека;

Научно-обоснованное сочетание экологических, экономиче­ских и социальных интересов человека, общества и государ­ства в целях обеспечения устойчивого развития и благопри­ятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения

благоприятной окружающей среды и экологической безо­пасности;

Платность природопользования и возмещения вреда окру­жающей среде;

Независимость контроля в области охраны окружающей среды;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономи­ческих интересов общества, обеспечивающих реальные га­рантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружаю­щей природной среды, необходимости воспроизводства при­родных ресурсов и недопущения необратимых: последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдение требований природоохранительного законода­тельства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

Гласность в работе и тесная связь с общественными органи­зациями и населением в решении природоохранительных задач;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновываю­щих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, соз­дать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество в охране окружающей при­родной среды.

Кроме того принципы экологического права должны макси­мально соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы.

В силу этого всем принципам экологического права присущи следующие черты.

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только то­гда можно признать верным, если он соответствует природе, исто­рии и обществу.

2. Историческая обусловленность. С изменением государствен­ной политики и государственного строя в первую очередь меняются принципы правового регулирования. Так. Если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключи­тельной собственности государства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т.е. принцип исключительной государственной монополии на при­родные объекты изменен.

3. Системность. Bсе принципы экологического права можно классифицировать следующим образом:

Общеправовые;

Общей части;

Особенной части.

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права

в основном закреплены в Конституции России и в силу этого пред­ставляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся:

Принцип народовластия, предоставляющий возможность рос­сийскому народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государ­ственной власти органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ);

Принцип гуманизма, выражающийся в том, что отношения экологопользования в стране и в сфере международных от­ношений строятъся, прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей;

Принцип социальной справедливости, заключающийся в рав­ноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 конституции РФ); в гарантии судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нару­шаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т.п.;

Принцип законности, выражающийся в точном и безусловном выполнении всех нормативных предписаний всеми субъек­тами экологических правоотношений, включает в себя три основных элемента;

Принцип всеобщности, предполагающий распространение всех нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые являются субъектами эко­логических правоотношений;

Принцип безусловности, предполагающий недопустимость от­ступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением пре­дусмотренных законом;

Принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологиче­ских правоотношений на любой территории России;

Принцип интернационализма, имеющий международную и на­циональную стороны; с международной стороны принцип

интернационализма в экологических правоотношениях предполагает международное сотрудничество в области ох­раны окружающей среды (ст. 81 Закона об охране окру­жающей среды) и приоритет международно-правовых норм перед национальными;

Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) определяется следующими нормативными положениями: пресечением монопольных тенденций, воз­никающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов; защитой от незаконного вмешательства в хозяйст­венную деятельность предприятий-природопользователей;

Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологополь- зователями своих прав и обязанностей - законом предусмот­рен экологический механизм охраны окружающей среды с учетом платности за использование природных ресурсов, налоговые и иные льготы запри внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий;

Принцип субъективного вменения, т.е. применение эколого­правовой ответственности только за виновные экологиче­ские правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды);

Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологиче­ских правоотношений (ст. 42 и 58). Конституции РФ, выра­жающийся в том, что осуществление прав и свобод неотде­лимо от исполнения гражданами своих обязанностей (каж­дый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз­мещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением);

Принцип сочетания убеждения и принуждения, отражающий формулу «Щначале убедить и лишь потом принудить», т.е. принуждение в сфере экологических общественных отноше­ний применяется лишь в необходимых случаях, за исключе­нием преступных посягательств, за которые ответственность установлена в обязательном порядке (дисциплинарная от­ветственность применяется к отдельным лицам и в необхо­димых случаях - при малозначительности административ­ного проступка, нарушитель может быть освобожден от от­ветственности с устным замечанием, и т.д.).

Принципы, присущие Общей части экологического права, обуслов­лены спецификой регулируемого объекта - экологической системы

страны, состоящей из совокупности природных объектов.

К ним относятся:

Принцип приоритете интересов народов, проживающих на территории, и защита прав отдельного человека (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ); земля и другие природные ресурсы при­надлежат народам проживающим на соответствующей тер­ритории; природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу других государств, за исключением случаев опреде­ленных в законе и т.д.;

Принцип примата общегосударственного регулирования эколо- гопользования и охраны окружающей среды, устраняющий во­зобладание ведомственных интересов над общегосударст­венными;

Принцип строго целевого использования природных объектов, обязывающий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым на­значением;

Принцип рационального и эффективного использования природ­ных объектов, который отражает возведенную в закон эко­номическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наиболь­ший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологиче­ского вреда;

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использо­вании природных объектов, который обусловлен тем, что все природные объекты не застрахованы от отрицательных по­следствий хозяйственной эксплуатаций;

Принцип комплексного подхода в экологопользовании, опреде­ляющий использование природного объекта в взаимосвязи с другими природными объектами и с окружающей природ­ной средой в целом;

Принцип устойчивого экологопользования, обусловленный по­требностью стабильности в эксплуатации природных объек­тов (аренда объектов природопользования краткосрочная, долгосрочная для всех желающих экологопользователей);

Принцип платного использования природных ресурсов и природ­ных объектов, введенный Законом РСФСР «О плате за зем­лю» была введена плата за использование земли; средства, образуемые за счет платы за использование природных ре­сурсов и воздействия на окружающую среду направляются на специальный бюджет и используются в области охраны окружающей среды;

Принцип плановости экологопользования определен планами сферы народного хозяйства в области охраны окружающей среды.

Правовые принципы особенной части экологического права отра­жают приоритеты в использовании природных объектов. Среди них можно назвать:

Приоритет земель хозяйственного обеспечения, определящий, что данные земли предназначены для сельскохозяйственных целей;

Приоритет вод питьевого и бытового назначения, который ус­тановлен в водном законодательстве (ст. 133 BК РФ) и регу­лирует вопросы для питьевых и бытовых нужд населения;

Приоритет использования недр для разработки полезных иско­паемых (ст. 11 и 19 Закона о недрах), который касается воз­можности и запретов в области использовании недр земли;

Приоритет лесов защитного назначения, установленный в Лесным кодексе РФ 1997 г. и определяющий правовой ста­тус повышенной охраны лесных массивов;

Приоритет условий существования животных в состоянии ес­тественной свободы (ст. 1 Федерального закона о животном мире), согласно которому не допускается пользование жи­вотным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природ­ной среды или это наносит вред фауне и флоре и среде оби­тания.

B истории развития экологического права и законодательства выделяются три периода - дореволюционный, советский и совре­менный российский, причем советский разделяется на несколько этапов: послереволюционный, довоенный, послевоенный, а также этап становления природоохранного законодательства (конец 1950 - начало 1980-х гг.) и завершающий этап (конец 1980-х гг.), который характеризуется осознанием экологического кризиса и необходимо­сти скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды, принятием важнейших решений в сфере экологической государственной политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству.

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX - первую половину XX в. B этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану пощадной ее эксплуатации, а сохранение определенных видов флоры и фауны. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап (от середины XX в. до 1980-х гг.) характеризуется значительным расширением понимания охраны природы, под ко­торой в этот период подразумевается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологическо­го законодательства можно назвать, конечно также условно, приро- доресурсовым. Например, в 1957-1963 гг. в тогдашних союзных рес­публиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР», под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и дос­топримечательные природные объекты, что хотя и не являлось при­родным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представ­ляло значительный экологический интерес.

Третий этап (примерно с начала 1980-х гг. и по настоящее вре­мя) характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окру­жающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является непременным условием не только дальней­шего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, поя­вилось само понятие экологического права, были введены новые нормативные акты об охране окружающей среды. Появились спе­циальные ведомства отвечающие за экологическую безопасность.

B настоящее время экологическая ситуация в мире характеризуется как неблагополучная. Ha земле происходит экологический кризис - обострение противоречий между экономикой и экологией, чему спо­собствует потребительский подход к природным ресурсам, развитие и размещение производительных сил без должной оценки экологиче­ских, социальных и экономических последствий. Недоучет аккумуля­ции вредных веществ в окружающей среде ставит под угрозу жизнь и благополучие настоящего и будущих поколений людей. Экологиче­ский прогноз сводится к единственной альтернативе: либо человечест­во преодолеет все разногласия и решит общими усилиями экологиче­ские проблемы глобального и регионального уровней и таким образом сохранит себя, либо глобальная экологическая катастрофа (а возмож­но, и серия региональных катастроф) приведет к уничтожению боль­шей части населения Земли, остальных вернет в архаическое состоя­ние. Таким образом, выживание человека базируется на активной при­родоохранительной деятельности всего мирового сообщества. Общая экологическая безопасность означает, что для ее обеспечения необхо­димо участие всех жителей планеты, развитие их экологического соз­нания, сочетание конкретной деятельности каждого и общего гло­бального сотрудничества.



 

Возможно, будет полезно почитать: