В какой форме происходит охрана персональных данных. Защита персональных данных

С 2006 года в России ведется усиленная работа над защитой персональных данных.

В течение этого времени был принят закон «О персональных данных», внесены поправки в Трудовой кодекс РФ, подписан приказ «О методах и способах защиты информации», которым должен следовать каждый, кто участвует в процессе получения, обработки и хранения персональных данных.

Цель обработки персональных данных

Категория получателей, которым персональные данные предоставляются или передаются

При условии согласия субъекта данных могут быть также раскрыты другие лица, участвующие в страховых, банковских и других денежных услугах, а также ассоциации этих организаций.

Права субъектов данных обрабатывать персональные данные

На время, необходимое для обеспечения всех прав и обязанностей, вытекающих из страховых отношений. Если субъект данных запрашивает информацию об обработке своих личных данных, доверительный управляющий обязан передавать эту информацию без неоправданной задержки.

Право доступа к персональным данным

В частности, это может быть блокирование, ремонт, дополнение или удаление личных данных. Постановление внесет в действие многие положения Закона о защите данных в Польше или вообще перестанет существовать.

Теперь на работодателя ложится большая ответственность за защиту данных о сотруднике. Пострадать за небрежное отношение к персональным данным может и вся организация, и отдельный сотрудник отдела кадров, например. Но и рядовые сотрудники должны держать ухо востро, знать, как положено защищать информацию о них, и что вообще считать «личным».

Новые правила вступят в прямое действие, а это означает, что они не потребуют осуществления на национальном уровне. Цель состоит в том, чтобы укрепить положение отдельных лиц и защитить их личные данные, в том числе. путем введения новых обязательств перед предпринимателями и другими субъектами. Ниже приведены некоторые из них.

Изменение структуры согласия для обработки данных. Адаптация процедуры к новым правилам имеет важное значение, поскольку получение согласия неправильным образом приведет к аннулированию предоставленного согласия и, таким образом, трейдер не сможет обработать полученные персональные данные на их основе. Новые положения распространяют информационное обязательство при сборе данных. Кроме того, в постановлении разъясняется, какие условия должны соблюдаться вышеупомянутым согласием.

Что относится к персональным данным?

На самом деле, почти все, что позволяет вас идентифицировать, - это персональные данные: ФИО, дата и место рождения, место жительства, семейное положение, образование, профессия, зарплата и др. Список законодатель оставил открытым.

Какие законы защищают персональные данные?

Основной документ в этом вопросе – Федеральный закон «О персональных данных» (№ 152-ФЗ). Согласно нему, любой государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, обязаны защитить их.

На практике это означает, Формы согласия должны быть сформулированы на понятном и понятном языке. Формы, непонятные или запутанные для лица, данные которого должны быть обработаны, могут оказаться ошибочными, а согласие - считается недействительным. Формы согласия будут необходимы для информирования человека, чьи данные будут обрабатываться, среди прочих. его данные и цель, для которых он собирается, кто будет его обрабатывать, с контактными данными инспектора персональных данных в организации или учреждении.

Вы также найдете информацию о том, на какой основе и кто сможет поделиться данными, а также упоминание прав человека, чьи данные обрабатываются: удалить, передать, ограничить или отозвать согласие на обработку. Вышеприведенная информация также должна быть представлена ​​в понятной и легкодоступной форме на понятном и понятном языке.

С 1 июля 2011 года все отношения, связанные с обработкой и хранением персональных данных, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В Трудовом кодексе РФ защите персональных данных сотрудника со стороны работодателя посвящена глава 14.

Мнение эксперта

«Защита персональных данных в трудовых отношениях представляет собой регламентированный технологический процесс, предупреждающий нарушение установленного порядка доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности персональных данных. Работодателем должны быть приняты следующие меры:

Автоматическое утверждение разрешения контроллера данных будет запрещено. Обычная практика - это автоматический или автоматический выбор администратором окон персональных данных с согласия лица, данные которого должны быть обработаны. В соответствии с положениями правила согласие может быть предоставлено только путем фактического выбора полей с согласия на обработку персональных данных. Следовательно, выражение согласия должно относиться к активному действию человека. Кроме того, общее согласие недопустимо, без точной цели обработки.

  • пропускной режим,
  • особый порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей,
  • использование технические средств охраны,
  • лицензированное ПО, которое, как предполагается, защищает от его кражи злоумышленниками. Однако, с другой стороны, использование лицензированного ПО (а это, как правило, Windows), теоретически позволяет трансграничный съем любых данных с компьютеров. Поэтому, подписывая согласие на обработку персональных данных, важно указывать цели такой обработки, получить информацию о держателе базы (куда можно отправить отзыв согласия на обработку), и запрет на трансграничную передачу данных.

C июля 2009 года в закон были внесены поправки, отменившие обязанность операторов шифровать данные при их передаче или обработке. То есть, если отдельным законом эта обязанность не налагается, то работодателя не могут обязать обеспечить активную защиту. Но пассивную защиту ваших данных путем удаленного доступа к ним работодатель обеспечить обязан».

Чтобы быть конкретным, должно быть понятно четко и точно определить объем и последствия обработки данных. Еще одно интересное изменение - введение так называемого «Право быть забытым». Право субъекта данных запросить контроллер данных немедленно удалить личные данные, относящиеся к нему. На практике из-за отзыва согласия данные должны быть удалены из всех систем предпринимателя.

Как можно видеть, «право на забвение» сформировалось в регулировании довольно широко и, следовательно, будет налагать новые обязанности на администраторов данных. Кроме того, это право является одним из многих, которое будет доступно отдельным лицам. Есть и другие. право на объект или право на передачу данных.

Что нужно защищать работодателю?

От кого защищать? Есть три источника угрозы: третьи лица; сотрудники, имеющие доступ к персональным данным; сам сотрудник.

Как защищать?

Согласно главе 14 ТК РФ, внутри организации должен действовать локальный нормативный акт, регулирующий порядок использования и хранения персональных данных. С этим актом должны быть ознакомлены все сотрудники. Кроме того, каждый принимаемый на работу кандидат должен знать об условиях обработки его персональных данных еще до заключения трудового договора (статья 68 ТК РФ).

Последствия несоблюдения положений о защите персональных данных в свете новых правил могут оказаться очень трудными для предпринимателей. Эта конвенция налагает на государства-члены обязательство о создании законодательства о защите персональных данных, указывая в то же время на то, как это законодательство должно быть принято.

Цель Конвенции заключается в обеспечении того, чтобы на территории государств-членов каждый, независимо от национальности и места жительства, защищал его права и свободы и, в частности, право уважать личную сферу в связи с автоматической обработкой персональных данных. Конвенция определила минимальный объем этих прав и взаимосвязанные обязательства.

Работодатель по закону берет на себя обеспечение технической защиты. Должны быть сейфы с кодами доступа или шкафы, запирающиеся на замок, для персональных данных, обрабатываемых без автоматизации. Доступ к ним должен быть только у сотрудников, допущенных к работе с персональными данными.

Важно, чтобы прием сторонних посетителей и прием сотрудников осуществлялся в отделе кадров в разное время. На столе работника, ведущего прием, не должно быть никаких документов, кроме тех, которые касаются конкретного посетителя.

Первоначально Европейский союз не видел необходимости регулировать защиту персональных данных в национальном, подробном законодательстве. Однако со временем расхождения в законодательстве стран ЕС привели к необходимости их объединения. Основной задачей, которую должно было достичь такое регулирование, является обеспечение минимального и единообразного уровня защиты персональных данных, собираемых в коллекциях, и обеспечение свободного потока персональных данных между государствами-членами. Выполнение этой второй задачи является необходимым условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и лиц между странами Сообщества, которые в каждом случае связаны с передачей персональных данных.

Персональные данные, которые обрабатываются в информационных системах, также должны быть защищены. Методы защиты перечислены в приказе ФСТЭК РФ от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных». Среди них:

Мнение эксперта

Директива имеет очень широкое понимание концепции персональных данных и обработки данных. Персональная информация содержит всю информацию, относящуюся к идентифицированному или идентифицируемому физическому лицу. И обработка определяла все - обменивая их - операции, выполняемые с персональными данными. Он ввел каталог минимальных прав для тех, чьи данные собираются. Нарушение приведет к возможности передачи этих прав в суд. Приемлемость обработки данных зависит от воли заинтересованного лица. Однако есть закрытый каталог ситуации, где это возможно, без такого согласия.

«Понять сотруднику, что меры безопасности по сохранности персональных данных предпринимаются в компании, можно по наличию (и ознакомлению под подпись) положения о защите персональных данных, приказа о доступе к персональным данным, наличию сейфа для кадровой документации, паролей на компьютерах.

Опасность для сотрудника заключается в том, что с лицензионного ПО можно получить персональные данные на конкретного сотрудника, сформировать любое досье на него, зарплатах, связях, родственниках, переписке. И в дальнейшем, так как все-таки идея тотальной электронизации овладела миром, при получении виз, оформлении загранпаспортов, в случае определенного интереса органов опеки к вашей семье, можно получить информацию о вас, ваших обязанностях, доходе, т.е. тех сведениях, которые можно использовать против вас».

Директива отличает так называемую «чувствительную» группу персональных данных. В случае их обработки требуется письменное согласие. Данные о «уголовных судимостях», которые могут обрабатываться только государственными органами, также рассматриваются отдельно. Было выяснено, когда можно отступить от принципа запрещения обработки таких данных. В то же время, согласно Директиве, данные могут использоваться только в соответствии с целью, для которой она была собрана. Директива ввела обязательство информировать человека о правилах обработки своих данных до их сборки.

Наказания

За несоблюдение положений закона 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрены гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и другие виды ответственности. В некоторых случаях может быть приостановлена деятельность организации или отзыв лицензии.

Трудовой кодекс предусматривает в качестве одного из оснований увольнения разглашение персональных данных другого работника (статья 81).

Он может противостоять обработке своих данных, если он имеет оправданную цель. Любое лицо, данные которого уже находятся в коллекции, имеет право знать о правилах их обработки, начиная с возможности создания информации об администраторе, заканчивая содержимым данных. Директива также ввела право контролировать личные данные заинтересованным лицом, в том числе право возражать против обработки данных. Любое лицо, которое понесло ущерб в результате обработки данных, противоречащих Директиве, в соответствии с Директивой имеет право на компенсацию.

Но уволить за разглашение персональных данных можно только того работника, которому такие сведения стали известны в связи с исполнением трудовых обязанностей. Среди этих сотрудников: работники отдела кадров, бухгалтерии, руководители организаций и их заместители. Важный момент: для увольнения работника за разглашение персональных данных не важно, был ли проступок совершен умышленно или по неосторожности.

Одним из наиболее важных правил, введенных Директивой, является вопрос о передаче персональных данных в третьи страны. Кроме того, Директива предусматривала создание национальных надзорных органов. Их задача - следить за соблюдением Директивы. Также на основании ст. 29 Директивы, Рабочая группа состоит из представителей национальных надзорных органов и представителя Комиссии Европейского экономического сообщества. Директива также предусматривала создание Консультативного комитета в составе представителей государств-членов.

Его задача - разработать и оценить новые нормативные акты в рамках сферы действия, регулируемой Директивой. Другие акты международного характера. Вопрос защиты личных данных также появляется во многих других, но не столь всеобъемлющих, как упоминалось, актах международного ранга.

Если работник узнал персональные данные случайно и в его должностные обязанности не входит работа с личными сведениями, увольнять по статье 81-й – незаконно.

Наша справка:

16 мая Минэкономразвития России обнародовал законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» , в котором предлагается существенно увеличить штрафы за нарушения, предусмотренные ст. 13.11 КоАП. Так, штраф за нарушение установленного законодательством РФ процесса обработки персональных данных увеличится для граждан с 300 – 500 руб. до 3 000 – 5 000 руб., для должностных лиц - с 500 – 1 000 руб. до 30 000 – 50 000 руб., для юридических лиц - с 5 000 – 10 000 руб. до 200 000 – 500 000 руб. Вводится штраф и для индивидуальных предпринимателей - в размере 30 000 – 50 000 руб.

Конституция Республики Польша. Его искусство. 47 гарантирует гражданам право на неприкосновенность частной жизни и ст. 51. Каждый человек имеет право на защиту своей информации. Однако международные обязательства Польши, связанные с присоединением к Европейскому союзу, привели к необходимости обеспечения защиты персональных данных, таких как предоставляемые на его территории государствами-членами.

Закон о защите персональных данных. Эти действия явились проявлением прогрессивной демократизации общественной жизни в Польше и заботой о защите частной жизни каждого гражданина. Закон о защите персональных данных определяет правовую основу для маркетинга персональных данных, а также правила, применяемые при обработке персональных данных, и разъясняет права и обязанности органов, учреждений и лиц, участвующих в сборе персональных данных и прав субъекта данных, гарантировать максимальную защиту прав и свобод каждого человека и уважать его личную жизнь.

Какое отношение к закону «О персональных данных»?

Большинство признает, что закон нужный, но, кажется, работодатели пока не готовы к его соблюдению. Система документооборота, отделов управления персоналом и т. д. должны пересматриваться. Только формальное соблюдение закона не даст эффекта в плане защиты данных и несет лишние финансовые затраты. Пока работодатель воспринимает соблюдение этого закона как еще одну головную боль.

Закон о защите личных данных в соответствии с требованиями Сообщества предоставил конституционно гарантированное право решать, кому и для чего мы предоставляем наши персональные данные, предоставляя законные гарантии соблюдения этого права, оснащая субъектов данных средствами осуществление этого права, а также соответствующие органы и службы в правовых средствах обеспечения соблюдения. Его основная предпосылка заключается в предоставлении каждой организации права защищать свои данные.

Закон определяет правила, которые необходимо соблюдать для обработки персональных данных, определяет права и обязанности органов, учреждений и лиц, участвующих в сборе личных данных, и прав субъектов данных таким образом, чтобы гарантировать максимальную защиту прав и свобод всех физических лиц. частной жизни. Среди обязанностей владельцев персональных данных - их защита от несанкционированного доступа, удаление посторонних лиц, обработка в нарушение закона, изменение, утрата, повреждение или уничтожение, то есть организация обработки персональных данных и использование таких технических средств для обеспечения надлежащей защиты к угрозам и категориям используемых данных.

«Продвинутые» сотрудники вовсю обсуждают закон в Интернете. И также большинство сходится во мнении, что закон сырой, а то, что написано на бумаге, не всегда работает в жизни. Рядовые же сотрудники даже не в курсе, что и кому можно предоставлять. Мы проходим опросы, оставляем свои контактные данные, не интересуясь, как их сохранят. Не читая подписываем договоры. Предъявляем паспорт везде, где его спрашивают. Не следим за тем, что оставляем на рабочем компьютере.

Закон определяет правила совместного использования данных. Раскрытие персональных данных для включения в коллекцию возможно при выполнении одного из условий, изложенных в ст. 23 с. 1 акт. Одно, но не единственное, из этих условий - это согласие человека. Данные могут также использоваться, когда необходимо использовать это право или соблюдать обязательство, предусмотренное законом, если это необходимо для выполнения контракта, если субъект данных является стороной для общественных интересов, а также когда он необходимых для законной цели контроллера данных.

Чтобы закон начал работать, его должны соблюдать на всех уровнях.

«Год назад я работал в небольшой IT-компании. Система безопасности там была в зачаточном состоянии. Пользовательские пароли на компьютерах были «12345» что у главного , что у . Пароли на админки не менялись – «qwerty». Я предложил начальству заменить пароли. С большим трудом это сделали. Со стороны менеджеров были препятствия – «Зачем? Моим компьютером никто больше не пользуется». Со стороны других сисадминов – «Не сейчас. Полно другой работы». Они даже не понимали, насколько это важно для безопасности компании и каждого из них».

[ документ ]
  • Обеспечение безопасности персональных данных. Лекция №05. Порядок организации защиты персональных данных. Организационно-распорядительная документация [ документ ]
  • Обеспечение безопасности персональных данных. Лекция №03. Автоматизированная и неавтоматизированная обработка персональных данных [ документ ]
  • Обеспечение безопасности персональных данных. Лекция №08. Профили защиты, порядок их регистрации и сертификации во ФСТЭК России [ документ ]
  • Обеспечение безопасности персональных данных. Лекция №07. Мероприятия по техническому обеспечению безопасности ПД [ документ ]
  • Обеспечение безопасности персональных данных. Лекция №04. Модель угроз ПД. Организационно-распорядительная документация по защите ПД [ документ ]
  • [ документ ]
  • Положение об обработке и защите персональных данных в образовательном учреждении [ стандарт ]
  • Билеты. Базы данных [ документ ]
  • Базы данных [ документ ]
  • Защита баз данных. Архитектура защиты в Access [ документ ]
  • 2 лекция.docx

    2. Лекция: Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных

    Лекция позволяет изучить основные термины и базовые законы Российской Федерации в области защиты персональных данных.

    Необходимость обеспечения безопасности персональных данных в наше время - объективная реальность. Современный человек не может самостоятельно противодействовать посягательству на его частную жизнь. Возросшие технические возможности по сбору и обработке персональной информации, развитие средств электронной коммерции и социальных сетей делают необходимым принятие мер по защите персональных данных.

    Рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни, когда нарушаются права человека на конфиденциальность персональных данных. Бывает так, что при оформлении дисконтной карты в магазине покупатель указывает следующие сведения: фамилию, номер телефона, электронный адрес, а затем получает сообщения и письма совершенно из других магазинов, в которых даже никогда не бывал. То есть магазин без согласия покупателя передал его данные третьим лицам. Если газета печатает ФИО и суммы выигрыша победителей лотереи без их ведома, или ТСЖ вывешивает на подъезде списки должников и сумму их долга. Это примеры "безобидных " утечек. Кража персональных данных может нанести правообладателю ощутимый материальный ущерб, если речь идет о кредитных картах или информации о сбережениях в банке. Злоумышленники, обладающие достаточными техническими знаниями, похищают реквизиты банковских карт (скиминг) или имитируют сайты финансовых учреждений, чтобы заставить пользователя показать свою личную информацию (фишинг). На самом деле зачастую даже трудно установить источник утечки персональных данных вследствие высокой информатизации современного общества.

    Государство на законодательном уровне требует от организаций и физических лиц, обрабатывающих персональные данные, обеспечить их защиту. Законодательство Российской Федерации в области защиты персональных данных основывается на Конституции РФ, международных договорах Российской Федерации, Федеральном законе РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

    Целью российского законодательства в области защиты персональных данных является обеспечение защиты прав и свобод гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Законодательством регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами.

    Основополагающим законом в области защиты персональных данных является Федеральный закон "О персональных данных" №152, который был принят Государственной думой 8 июля 2006 года и вступил в силу с 26 января 2007 года. Закон определяет:


    1. основные понятия, связанные с обработкой персональных данных;

    2. принципы и условия обработки персональных данных;

    3. обязанности оператора персональных данных;

    4. права субъекта персональных данных;

    5. виды ответственности за нарушение требований ФЗ-№152;

    6. государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением требований ФЗ-№152.
    В соответствии с Законом персональные данные - любая информация, с помощью которой можно однозначно идентифицировать физическое лицо (субъект ПД). К персональным данным в связи с этим могут относиться фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, принадлежащая субъекту ПД.

    ^ Операторами персональных данных являются государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

    ^ Обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

    ^ Информационная система персональных данных (далее ИСПД) – информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств [7 ].

    Регуляторами называются органы государственной власти, уполномоченные осуществлять мероприятия по контролю и надзору в отношении соблюдения требований федерального закона. В ФЗ "О персональных данных" установлены три регулятора:


    • Роскомнадзор (защита прав субъектов персональных данных)

    • ФСБ (требования в области криптографии)

    • ФСТЭК России (требования по защите информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам).
    Так как ФЗ "О персональных данных" является лишь основой правового обеспечения защиты ПД, его требования в дальнейшем были конкретизированы в актах Правительства РФ и Министерства связи, нормативно-методических документах регуляторов.

    ^ 2.2. Категории персональных данных

    ФЗ "О персональных данных" выделяет следующие категории персональных данных.

    Общедоступные ПД - данные, доступ к которым предоставлен неограниченному кругу лиц с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности. Общедоступные источники персональных данных создаются в целях информационного обеспечения (например, справочники и адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о

    профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

    Важно отметить, что сведения о субъекте ПД могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта либо по решению суда или уполномоченных государственных органов.

    ^ Специальные категории ПД - персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Их обработка допускается только в следующих случаях:


    • субъект ПД дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

    • персональные данные являются общедоступными;

    • персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта ПД и получение его согласия невозможно, либо обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

    • обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов ПД;

    • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации или необходима в связи с осуществлением правосудия [7 ].
    Совместный приказ ФСТЭК, ФСБ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 года N 55/86/20 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных" определяет следующие категории персональных данных , которые обрабатываются в ИСПД:

    ^ Биометрические персональные данные – это сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность. Они могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта ПД. Обработка биометрических персональных данных без согласия субъекта ПД может осуществляться в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно - розыскной деятельности, о государственной службе, о порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию, уголовно - исполнительным

    Определение биометрических данных в российском законодательстве предоставляет оператору персональных данных возможность принятия самостоятельного решения об отнесении тех или иных данных к биометрическим. Это породило немало споров. Рассмотрим пример с фотографией. С одной стороны, она характеризует физиологические особенности человека. Но человек с течением времени может сильно измениться или злоумышленник может подделать внешние признаки под законного субъекта. Так ли однозначно в данном случае установление личности? В настоящее время представители регуляторов подтверждают, что фотография и видеоизображения относятся к биометрическим данным.

    ^ 2.3. Права субъекта персональных данных

    Субъект персональных данных – это физическое лицо, которое может быть однозначно идентифицировано на основе персональных данных, то есть фактически тот, чьи данные необходимо защищать. Рассмотрим основные права субъекта ПД, установленные ФЗ-№152.


    1. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным. Это предполагает право субъекта на получение сведений об операторе персональных данных и о том, какие ПД, относящие к этому субъекту, он обрабатывает, а также непосредственный доступ к этим ПД. Субъект вправе требовать от оператора уточнения ПД, их блокирования или уничтожения, если они устаревшие, неполные или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. Доступ к своим ПД предоставляется субъекту(или его представителю) при обращении либо на основании запроса. Полученная информация может содержать следующие сведения:

      • цель обработки ПД

      • способы обработки ПД

      • сроки обработки ПД

      • перечень допущенных к обработке ПД лиц

      • перечень обрабатываемых ПД и источник их получения

      • сведения о возможных юридических последствиях обработки ПД для субъекта ПД.
    Закон определяет случаи, когда данное право субъекта ПД ограничивается, например, если речь идет о безопасности страны, нарушении конституционных прав и свобод других лиц или оперативно-розыскной деятельности.

    1. Права субъектов ПД при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации. В данном случае обработка осуществляется только при условии предварительного согласия субъекта. При этом важно отметить, что обработка признается осуществленной без согласия субъекта, если оператор не доказал обратное. Оператор обязан немедленно прекратить обработку ПД по требованию субъекта.

    2. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных. Закон запрещает принятие решений в отношении субъекта ПД исключительно на основании автоматизированной обработки, если не получено его согласия в письменной форме или в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    3. Право на обжалование действий или бездействия оператора. Если субъект ПД считает, что оператор обрабатывает его ПД ненадлежащим образом, то есть нарушает его права, он может обратиться в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
    Необходимо отметить, что субъект ПД имеет право на возмещение убытков и компенсацию материального вреда в судебном порядке.

    ^ 2.4. Обязанности оператора персональных данных

    Ранее мы рассмотрели понятие оператора персональных данных и действия, являющиеся обработкой персональных данных . Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что все без исключения организации являются операторами ПД, так как они накапливают, собирают и обрабатывают информацию о своих сотрудниках в рамках Трудового кодекса РФ. Помимо этого многие организации собирают сведения о своих клиентах, подрядчиках, поставщиках и партерах в рамках своей основной деятельности. Главными обязанностями оператора ПД является уведомление Роскомнадзора об обработке ПД и,собственно, защита ПД.

    Законом предусмотрены случаи, когда оператор не обязан уведомлять Роскомнадзор об обработке ПД:


    1. если его связывают с субъектом трудовые отношения;

    2. если между оператором и субъектом существует договор и данные необходимы для исполнения обязательств по нему;

    3. если данные относятся к членам религиозных объединений и общественных организаций и обрабатываются в соответствии с учредительными документами и с законом.

    4. если данные являются общедоступными;

    5. если включают в себя только ФИО;

    6. данные необходимы для однократного пропуска на территорию оператора или аналогичных целей;

    7. если данные включены в федеральные автоматизированные информационные системы и государственные информационные системы персональных данных;

    8. если данные обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с законами РФ.
    Важно отметить, что оговаривается обязанность оператора не передавать персональные данные третьим лицам.

    При этом многие организации допускают ошибку в том, что если они не обязаны уведомлять уполномоченный орган об обработке ПД, то можно не выполнять обязанности, возлагаемые законом на операторов ПД. Такие действия являются противозаконными, однозначно трактуются как невыполнение требований законодательства и караются мерами, предусмотренными Законом.

    Рассмотрим основные обязанности оператора персональных данных, предусмотренные ФЗ-№152:


    1. Обеспечение безопасности обработки персональных данных, что означает обязанность "принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий".

    2. Уведомительный характер обработки персональных данных. В соответствии со статьей 2 ФЗ-№152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Роскомнадзор вносит сведения об операторе в реестр операторов. Информация, содержащаяся в реестре, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, является общедоступной.

    3. При получении персональных данных (в том числе от третьих лиц) оператор ПД до начала обработки обязан получить у субъекта этих ПД письменное разрешение на их обработку (за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или

    4. если они являются общедоступными). Важно отметить, что субъект имеет право отозвать данное разрешение.

    5. Оператор обязан предоставить субъекту ПД по требованию все имеющиеся сведения о нем, целях и условиях обработки, способах защиты его персональных данных.
    Оператор также должен уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные, внести в них необходимые изменения по предоставлении субъектом ПД или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

    Более того, оператор ПД обязан предоставить доказательство получения согласия субъекта ПД на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных на него возлагается обязанность доказать, что обрабатываемые ПД являются общедоступными.


    1. Подконтрольность и поднадзорность деятельности операторов персональных данных государственным органам. Это означает обязанность оператора сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа. Функциями контроля и надзора государство наделило Роскомнадзор, ФСТЭК и ФСБ[9 ].
    Законом также предусмотрены случаи, когда не требуется согласие субъекта ПД на обработку сведений о нем:

    1. обработка персональных данных осуществляется на основании других федеральных законов, например, некоторыми Федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом ПД своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

    2. оператор и субъект ПД связаны договором на выполнение действий, которые требуют обработки персональных данных этого субъекта, например, договор, по которому туристическая фирма (оператор) имеет право использовать персональные данные субъекта для бронирования гостиницы;

    3. обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта ПД, если получение его согласия невозможно, например, госпитализация человека при несчастном случае;

    4. обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

    5. обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;

    6. осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе ПД лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности[7 ].
    Во всех других случаях оператор должен соблюдать требования российского законодательства по обработке персональных данных. Законом предусмотрена

    гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за нарушение его требований.

    Так, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает максимальный штраф в 500000 рублей за невыполнение законного предписания Роскомнадзора (ст. 19.5 КоАП). Тот же Кодекс предусматривает приостановку деятельности организации на срок до 90 суток при осуществлении деятельности по защите персональных данных без лицензии (ст. 19.20 КоАП).

    В уголовном кодексе говорится о штрафе в 300000 руб., обязательных работах на срок до 1_го года, аресте до 6_ти месяцев и лишении права занимать должность на срок до 5_ти лет в случае осуществления защиты персональных данных без лицензии в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (ст. 171 УК).

    При систематических и грубых нарушениях Роскомнадзор имеет право ходатайствовать об отзыве лицензий на основной вид деятельности.



     

    Возможно, будет полезно почитать: