§7. Правовой статус арбитражных заседателей

Статья 1. Арбитражные заседатели. Комментарий к статье 1

1. Правовой статус, права и обязанности арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов РФ устанавливаются комментируемым Законом.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел.
Представляется, что институт арбитражных заседателей демократизирует судопроизводство, которое нередко упрекают в определенной закрытости от общества.
Вступление Российской Федерации в феврале 1996 г. в Совет Европы, ратификация 30 марта 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и распространение на Россию юрисдикции Европейского суда по правам человека вызвало необходимость реформировать действующее арбитражное процессуальное законодательство.
Первым шагом на пути реформирования стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.). Указанный Закон явил собой как бы сигнал к началу эксперимента по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей к осуществлению правосудия в отдельных судах субъектов РФ. В эксперименте участвовало 14 арбитражных судов.
Как показала практика, привлечение непрофессиональных судей - арбитражных заседателей - к осуществлению правосудия способствует повышению эффективности защиты предпринимателей, демократизации судебного процесса. Поэтому институт арбитражных заседателей получил законодательное закрепление: Государственной Думой РФ был принят настоящий Закон, который вступил в силу 11 апреля 2001 г.
Комментируемый Закон, в числе прочих судоустройственных вопросов, решил и вопрос о привлечении к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции арбитражных заседателей.
2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.) (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей:

- дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
- дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.
В соответствии со ст. 19 АПК РФ арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за 1 месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство.
Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 6 июля 2001 г., раскрывая общие положения относительно участия арбитражных заседателей в осуществлении правосудия, в частности, указывает, что арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
Следует отметить, что участие арбитражных заседателей в разрешении экономических споров позволяет арбитражным судам без привлечения дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел. Также это позволяет компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, способствует повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.
В отличие от судов общей юрисдикции, где граждане приглашаются к осуществлению правосудия в качестве присяжных и народных заседателей на основании случайной выборки, арбитражные заседатели, являясь специалистами в сфере бизнеса, отбираются и назначаются именно по этому профессиональному критерию. Подобные критерии отбора и обуславливают специфику их статуса в рамках арбитражного процесса.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. указывает, что арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны (истца или ответчика), которое может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу, не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Пункт 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ возлагает на судью обязанность при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей. Так как АПК РФ не предъявляет каких-либо требований к ходатайству о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, а также не определяет самой формы ходатайства, оно может быть изложено либо в исковом заявлении, либо в отзыве на исковое заявление или оформлено отдельным заявлением.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ, т.е. в судебном заседании после заслушивания мнения других лиц, участвующих в деле, путем вынесения определения. При разрешении вопроса о необходимости рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей судья должен учитывать характер дела, возможность и необходимость использования профессиональных знаний арбитражных заседателей, целесообразность и возможность обеспечения их участия в рассмотрении дел. Кроме того, судья должен принимать во внимание необходимость соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел, сохранения коммерческой тайны хозяйствующих субъектов, отсутствие заинтересованности арбитражных заседателей в исходе дела.
Помимо прочего арбитражный суд должен проверить наличие предусмотренных ст. 5 комментируемого Закона оснований для приостановления и прекращения полномочий арбитражного заседателя. При наличии указанных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя и предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру. О привлечении арбитражных заседателей к рассмотрению дела указывается в определении о назначении дела к судебному разбирательству. АПК РФ определяет ряд категорий дел, которые не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей, а именно:
- дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;
- дела об оспаривании нормативных правовых актов;
- дела о несостоятельности (банкротстве);
- дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
- дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
- особого производства (ст. 17 АПК РФ).
В том случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, стороны приступают к выбору кандидатур арбитражных заседателей для рассмотрения дела.
3. Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 6 июля 2001 г., разъясняя положения комментируемого Закона, обращает внимание, что состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела. Выбор производится из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном действующим законодательством порядке для данного арбитражного суда. О состоявшемся выборе стороны уведомляют суд не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. При рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 21 АПК РФ, является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. В таком случае арбитражный суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру в общем порядке. Если одна из сторон в установленный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить кандидатуру. Высший Арбитражный Суд РФ особо выделяет: в случае привлечения арбитражных заседателей для рассмотрения конкретного дела состав арбитражного суда включает в себя одного профессионального судью и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.
4. Помимо вышесказанного, в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. говорится, что арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принимают решение наравне с профессиональными судьями. Таким образом, при осуществлении правосудия арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности профессиональных судей-юристов, состоящих на государственной службе. Но арбитражные заседатели - это не просто представители общественности, а это специалисты - люди, хорошо знающие тот или иной вид предпринимательской деятельности. Привлечение таких специалистов в качестве арбитражных заседателей, конечно, делает состав суда уже подготовленным и сведущим не только по вопросам права, но и по тем специальным вопросам, которые являются предметом рассмотрения по данному делу.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами судьи, предусмотренными АПК РФ, и несут обязанности судьи. Важно, что судья и арбитражные заседатели пользуются равными процессуальными правами.
Соответственно, вопрос о профессиональной пригодности кандидата в арбитражные заседатели при включении его в списки на утверждение Пленумом ВАС РФ является достаточно важным для самого арбитражного суда. В связи с этим проверкой профессионального соответствия кандидата в арбитражные заседатели должен заниматься непосредственно арбитражный суд. Предполагается, что арбитражный заседатель, уже осуществляющий свои полномочия, помимо профессиональных специальных знаний обладает также знаниями в области процессуального и материального права.
В силу ст. 6 АПК РФ арбитражные заседатели, как и судьи, обязаны соблюдать правила, установленные законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Так, арбитражный заседатель, не согласный с мнением большинства при принятии решения, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменном виде особое мнение, обязан соблюдать тайну совещательной комнаты, т.е. не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.
Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникших при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Арбитражный заседатель участвует в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по всем вопросам, разрешаемым при принятии решения наравне с профессиональными судьями, также как и профессиональные судьи арбитражного суда, арбитражные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.
В случае отложения разбирательства дела, рассматриваемого с участием арбитражных заседателей, новое разбирательство осуществляется с участием тех же арбитражных заседателей. При невозможности их участия в рассмотрении дела суд обеспечивает участие других арбитражных заседателей с соблюдением установленного АПК РФ порядка привлечения их к осуществлению правосудия в арбитражных судах. Рассмотрение дела в этом случае начинается сначала. Арбитражный заседатель не может председательствовать в судебном заседании и не вправе выполнять обязанности, возложенные на председательствующего АПК РФ: подписывать протокол судебного заседания, объявлять решение и выполнять другие функции, возложенные на председательствующего в судебном заседании действующим арбитражным законодательством РФ.
Профессиональные юристы отмечают, что институт арбитражных заседателей необходим по следующим причинам:
Во-первых, арбитражные заседатели делают судебную власть более прозрачной (к чему должна стремиться любая ветвь государственной власти), менее кастовой.
Во-вторых, принимаемые с участием заседателей судебные акты более устойчивы: вынесенные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда.
В-третьих, арбитражные заседатели к тому же являются еще и специалистами в тех отношениях, которые служат предметом спора, разрешаемого с их участием. Следовательно, решение, принимаемое ими совместно с профессиональным судьей, выносится на более высоком профессиональном уровне.

Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосу­дия в арбитражных судах предусмотрено в арбитражных судах субъектов РФ. Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только по ходатайству одной из сторон об этом. Просьба должна быть заявлена до начала судебного разбиратель­ства. Кроме того, участие арбитражных заседателей ограничено категорией дел: они могут принимать участие в рассмотрении споров, которые возникают из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели обладают определенным правовым статусом. Под правовым статусом арбитражных заседателей понима­ют совокупность прав, обязанностей, ответственность, требо­вания, предъявляемые к ним, порядок их участия в заседаниях арбитражного суда, а также гарантии независимости.

К арбитражным заседателям предъявляются следующие требования :

1) наличие гражданства Российской Федерации;

2) возраст не менее 25 лет;

3) не менее чем пятилетний стаж работы в экономической, финансовой, юридической, управленческой или предприни­мательской деятельности;

4) безупречная репутация.

Впервые участвующее в качестве арбитражного заседателя лицо приносит в открытом судебном заседании присягу, содер­жание которой изложено в федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях».

Не могут быть арбитражными заседателями:

· лица, имеющие не снятую или не погашенную в уста­новленном законом порядке судимость;

· лица, признанные недееспособными или ограниченно де­еспособными вступившим в законную силу решением суда;

· лица, замещающие государственные должности, пре­дусмотренные федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» и другими федеральными закона­ми, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

· прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и опе­ративному составу органов внутренних дел РФ, органов ФСБ РФ, таможенных органов РФ, органов, исполня­ющих наказания, а также лица, осуществляющие част­ную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

· лица, состоящие на учете в наркологических или психо­неврологических диспансерах.

Приобретение правового статуса арбитражных заседате­лей имеет определенную процедуру:

1) формирование и утверждение списков арбитражных за­седателей.

2) привлечению к рассмотрению дел арбитражными заседателями.

Списки арбитражных заседателей формируют арбит­ражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандида­турах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Все списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший арбитражный суд РФ и утверждаются Плену­мом Высшего арбитражного суда РФ.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публику­ются в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации», но они могут быть опубликованы и в иных сред­ствах массовой информации.


Численность арбитражных засе­дателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из рас­чета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбит­ражных заседателей в том же порядке. В случае если срок полномочий арбитражного заседателя истек в процессе рассмотре­ния дела с его участием, то он может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотре­ния дела по существу.

Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей возможно при наличии ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, которое должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала су­дебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. В том случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, то каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно опреде­лить такую кандидатуру.

Арбитраж­ным заседателям предоставляются гарантии независимости и неприкосновенности . Так, за арбитражными заседателями в период осуществления им правосудия

сохраняются средний зарабо­ток по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ. Кроме этого, на ар­битражного заседателя и членов его семьи в период осуществ­ления им правосудия распространяются гарантии неприкос­новенности судей и членов их семей, установленные Консти­туцией РФ, федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Фе­дерации».

Арбитражным заседателям гарантируется соответствующее материальное и социальное обеспечение . Арбитражным заседателям выплачивается за счет средств федерального бюджета вознаграждение пропорционально ко­личеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия. Размер вознаграждения равен од­ной четвертой части должностного оклада судьи арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. Возмещению подлежат командировочные расходы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Арбитражные заседатели как участники арбитражных процессуальных отношений, их правовой статус. Влияние института арбитражных заседателей на развитие арбитражных судов в России. Правовой анализ институтов арбитражных, народных и присяжных заседателей.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2012

    Особенности правового положения судей, присяжных и арбитражных заседателей. Конституционно-правовые гарантии принципа независимости судей в Российской Федерации. Основные обязанности присяжного заседателя. Полномочия квалификационных коллегий судей.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса в Российской Федерации. Судейское сообщество и его органы, гарантии их независимости. Статус присяжных и арбитражных заседателей, правовая база их деятельности в уголовном процессе.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса. Обеспечение гарантии независимости и неприкосновенности судей. Статус присяжных и арбитражных заседателей. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного суда.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса. Осуществление судебной власти. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи. Гарантии независимости судей. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

    реферат , добавлен 11.03.2009

    Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия и допуск лиц к рассмотрению судом конкретного уголовного дела. Права, полномочия и обязанности присяжных заседателей и распространение на них неприкосновенности судей.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    История создания и классификация арбитражных судов России. Задачи, состав и основные полномочия арбитражных судов субъектов РФ, федеральных арбитражных судов округов, высшего арбитражного суда РФ. Регламентация деятельности апелляционных судов.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2012

  • §2. Основные черты судебной системы РФ
  • §3. Звено судебной системы
  • §4. Понятие и виды судебных инстанций
  • §1. Понятие и признаки правосудия
  • § 2.Принципы правосудия, их понятие, система и классификация
  • § 3. Содержание отдельных принципов правосудия
  • §1. Мировые судьи, их компетенция и организация деятельности
  • §2. Районные суды, их компетенция и организация работы
  • §1. Общая характеристика арбитражных судов в РФ
  • §2. Арбитражные суды субъектов РФ
  • §3. Арбитражные апелляционные суды
  • §4. Федеральные арбитражные суды округов
  • §5. Высший Арбитражный Суд РФ
  • §6. Состав суда при рассмотрении дел арбитражными судами
  • §7. Порядок образования и деятельности третейских судов
  • §2. Компетенция Конституционного Суда РФ
  • §3. Структура Конституционного Суда РФ
  • §4. Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение
  • §5. Органы конституционного контроля в субъектах РФ
  • §1. Понятие и общая характеристика правового статуса судей. Требования, предъявляемые к судье
  • §2. Порядок формирования судейского корпуса
  • §3. Гарантии независимости судей
  • §4. Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей
  • §5.Органы судейского сообщества
  • §6. Правовой статус присяжных заседателей
  • §7. Правовой статус арбитражных заседателей
  • Глава 8. Основные этапы развития российской судебной системы
  • §1. Российские суды до судебно-правовой реформы 1864 г.
  • §2. Судебная реформа 1864 г., ее основные итоги
  • §3. Судебная система в советский период
  • §4. Судебно-правовая реформа, начавшаяся в 1990 г., ее основные направления и результаты
  • §3. Задачи и организация деятельности Министерства юстиции РФ
  • §4. Правовые основы организации деятельности службы судебных приставов
  • Глава 10. Прокурорский надзор и система органов прокуратуры в Российской Федерации
  • §1. Конституционно-правовой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти, цели и направления ее деятельности
  • §2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей. Характеристика отдельных отраслей прокурорского надзора
  • §3. Осуществление прокуратурой уголовного преследования
  • §4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • §5. Система органов прокуратуры РФ
  • §6. Кадры органов и учреждений прокуратуры
  • §7. История развития органов прокуратуры в России
  • §2. Предварительное расследование, его понятие, задачи и формы
  • §3. Система органов дознания
  • §4. Система органов предварительного следствия
  • §5. Основные этапы исторического развития системы органов предварительного расследования в России и современные проблемы ее реформирования
  • Глава 12. Адвокатура в Российской Федерации
  • §1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности
  • §2. Формы адвокатских образований
  • §3. Органы самоуправления в адвокатском сообществе
  • §4. Порядок и условия приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката
  • §5. Права и обязанности адвоката
  • §6. История становления и развития адвокатуры в России
  • Перечень нормативно-правовых актов и постановлений судебных органов, рекомендуемых для изучения курса «Правоохранительные органы»
  • совещательную комнату для вынесения вердикта выяснится, что кто-либо из присяжных заседателей не может продолжать участвовать в судебном заседании или отстраняется судьей от участия в судебном заседании, то он заменяется запасным присяжным заседателем.

    Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают большинством голосов старшину, который руководит ходом совещания присяжных, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.

    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных

    заседателей один раз в год

    на десять

    а если рассмотрение

    уголовного дела, начатое с участием

    присяжных

    заседателей, не окончилось к

    моменту истечения указанного срока,

    на все время рассмотрения этого дела.

    За время исполнения присяжным заседателем

    обязанностей по

    осуществлению правосудия ему выплачивается за

    счет средств федерального

    бюджета компенсационное

    вознаграждение в

    размере одной второй части

    должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней

    участия присяжного заседателя в осуществлении

    правосудия, но

    среднего заработка присяжного заседателя по месту

    основной работы за

    такой период, а также возмещаются судом командировочные

    транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и

    обратно в порядке и

    размере, установленных для судей данного суда.

    За присяжным на время

    исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. В частности, увольнение присяжного заседателя или его

    осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

    §7. Правовой статус арбитражных заседателей

    Организационно-правовой формой участия граждан в отправлении правосудия при рассмотрении дел арбитражными судами является институт арбитражных заседателей. Порядок привлечения граждан к участию в арбитражном судопроизводстве в качестве арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.1 и ст. 19 АПК РФ.

    Арбитражные заседатели могут участвовать только при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражные заседатели

    привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, которое может быть заявлено не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

    Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Численность арбитражных заседателей в каждом арбитражном суде субъекта Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

    Статья 2 Закона об арбитражных заседателях устанавливает требования, предъявляемые к этим лицам. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. При этом арбитражными заседателями не могут быть:

    1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

    2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

    3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

    4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

    5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

    6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

    Срок полномочий арбитражного заседателя составляет два года. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в общем порядке.

    Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. При этом судья является председательствующим в судебном заседании.

    При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. При рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов судья и арбитражный заседатель, пользуются равными процессуальными правами.

    Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

    Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. Кроме того, арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах РФ.

    На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» и Законом «О статусе судей в РФ». За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

    1. Конституция РФ.

    2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ».

    3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ»

    Ст. 8-15, 17-19.

    4. Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ» - ст. 26-

    5. Закон РФ «О статусе судей в РФ».

    6. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ».

    7. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

    8. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» - ст. 2, 5-8.

    Организационно-правовой формой участия граждан в отправлении правосудия при рассмотрении дел арбитражными судами является институт арбитражных заседателей. Порядок привлечения граждан к участию в арбитражном судопроизводстве в качестве арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.1 и ст.

    19 АПК РФ.

    Арбитражные заседатели могут участвовать только при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражные заседатели

    привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, которое может быть заявлено не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

    Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Численность арбитражных заседателей в каждом арбитражном суде субъекта Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

    Статья 2 Закона об арбитражных заседателях устанавливает требования, предъявляемые к этим лицам. Арбитражными заседателями могут быть граждане,

    достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. При этом арбитражными заседателями не могут

    лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

    лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

    лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также лица, замещающие

    выборные должности в органах местного самоуправления;

    прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов федеральной службы

    безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе

    специального разрешения (лицензии);

    лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

    Срок полномочий арбитражного заседателя составляет два года. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в общем порядке.

    Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его

    формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. При этом судья является председательствующим в судебном заседании.

    При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и

    несут обязанности судьи. При рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов судья и арбитражный заседатель, пользуются равными процессуальными правами.

    Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

    Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в

    течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. Кроме того, арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах РФ.

    На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным

    законом «О судебной системе РФ» и Законом «О статусе судей в РФ». За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы,

    предусмотренные законодательством. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.



     

    Возможно, будет полезно почитать: