Кто является сторонами коллективного договора. Зачем и кому нужен коллективный договор

Гражданское общество западного типа, сформированное долгим процессом развития после Английской буржуазной революции, сегодня стало действительно базовым элементом нового социального организма. Достаточно посмотреть на объединяющуюся Европу, чтобы понять: сегодня рождается новая семья народов.

В то же время находящаяся на границе этого процесса Россия в очередной раз стоит перед выбором стратегии собственного развития. И властные структуры, и общество иногда совместно, иногда порознь, но пока не очень удачно, пытаются найти ответы на вопросы относительно будущего нашей страны. С одной стороны, объединение различных политических сил, которые участвуют в процессе разработки стратегии России в XXI веке, дает надежду, что это будет не однотонная стратегия: красная или белая. С другой - важно определить с самого начала, что эта стратегия в нашем патерналистском обществе должна ориентироваться не столько на государство, сколько на общество, поскольку ни одна реформа властных структур не даст эффективного результата, если не будет востребована обществом.

Несмотря на споры последних десяти - пятнадцати лет, термин "гражданское общество" сохраняет для нас скорее теоретический, чем практический характер. Даже многие известные либералы продолжают жалеть, что "государство не смогло взрастить гражданское общество". Это не только низкий уровень понимания процесса роста общественных институтов, это еще и показатель стабильности неэффективной системы общественного развития.

В России конца XX века гражданское общество по западному образцу отсутствует как по глубинным социальным причинам (длительное господство государства над обществом), так и по определению, поскольку у нас отсутствует возможность для самостоятельного существования институтов гражданского общества. Правда, необходимо еще определить, является ли гражданское общество универсальным для всех стран. Однако несомненно, что практически все российские институты гражданского общества, формально существующие, живут как благодаря сильному и подавляющему все вокруг себя государству, так и благодаря низкой общественной грамотности населения, зараженного иждивенческим вирусом. Общественные организации или выстраиваются в очередь работающих на государство, или в очередь действующих против него. Реальными же партнерами государства, способными полноценно работать вместе с ним на одну цель - благосостояние граждан, - наши общественные структуры так и не стали. Одна из причин в том, что у нас так и не сложилось высокоразвитое капиталистическое общество. Но у нас все-таки существует среда для зарождения полноценного гражданского общества. Что это за среда?

На уровне персональном - в первую очередь это представители нового среднего класса (менеджеры, управленцы, высококвалифицированные специалисты, адаптировавшиеся к новой ситуации работники умственного труда), которые уже по своему положению в общественной структуре наиболее склонны к неполитической и некоммерческой активности. К представителям среднего класса примыкает определенное число новой экономической элиты и с другой стороны, снизу, - прежние представители ИТР, которые так и не смогли встроиться в новую жизнь, но еще не потеряли надежды сделать это, особенно в связи с последними политическими изменениями.

На уровне проблем существует множество специальных направлений, для работы по которым требуется участие институтов гражданского общества. Это благотворительность, образование, новые технологии, средства массовой информации, культура, весь спектр "гуманитарных операций" и т.д. Показателен в этом отношении пример антитеррористической операции в Чечне, в ходе которой проблема работы негосударственных организаций стоит чрезвычайно остро. Если бы не только государственные, но и общественные организации могли на конкретных примерах подтвердить сущность действующего в республике режима террористов, если бы они смогли проводить работу среди мирного населения Чечни, то общественное мнение Запада было бы более лояльным к России.

Наконец, что особенно важно, существует западная модель гражданского общества. Значительное число наших граждан уже могло лично сравнить стиль жизни на Западе и в России. Но они пока не смогли вникнуть в сам процесс достижения высокого уровня жизни. При этом есть и позитивный момент - наши граждане теперь знают, что можно жить лучше и что мы можем, с одной стороны, ориентироваться на западную модель, а с другой, используя все недостатки ее работы и ее исторического становления, сделать выбор в пользу гражданского общества с российской спецификой. Тем более что подобные социальные институты в России были всегда. Достаточно вспомнить институт "сельской общины", или "мира", который был разрушен лишь во время сталинской коллективизации, да и то не окончательно. Ведь такой его важный элемент, как ориентация индивида на мнение общества, сохранился - для подтверждения этого достаточно побывать в российской глубинке.

В связи с этим кажется правильной постановка вопроса о развитии среды существования гражданского общества, о достижении полноценных гармоничных отношений его институтов с органами государственной власти. Только таким образом государство сможет не только освободиться от не свойственных ему функций, но и будет способным поддержать общественную инициативу, сделать ее многофункциональной, разноплановой, самодостаточной. Если же государство не возьмет на себя смелость идти в таком направлении, то у него нет другого пути, как вновь превратиться в механизм регулирования "всего и вся", на что современная Россия согласиться не может - слишком мало у нас ресурсов, слишком много у нас проблем. Будущее - за самостоятельной общественной инициативой. Опора исключительно на государство оставит нашу страну в XX веке, сделает ее анахронизмом.

Однако мне хотелось бы напомнить и о другой стороне проблемы взаимоотношений государства и общества. Гражданское общество пока еще существует при наличии государственных границ, а следовательно, и государственных интересов. И общество должно учитывать эти интересы, поскольку государство как механизм работает и на это общество тоже. Нельзя же рубить сук, на котором сидишь. Гражданское общество не имеет национальных границ и поэтому должно прочными узами через собственные институты содействовать позитивному внешнему курсу государства, содействовать экономическим, культурным и другим связям нашей страны на международной арене. Наша страна станет полноценным членом мирового сообщества только тогда, когда мнение нашего общества будет услышано во всем мире.

Для того чтобы достичь развитого состояния, необходимо также обозначить основные трудности на данном пути, главные проблемы среды нарождающегося гражданского общества в России, которые предстоит решать в новом веке. Придется обходиться без четких сроков.

Среда развития гражданского общества в нашей стране не самовоспроизводящаяся. Новой России, новой социальной общности - россиянам едва исполнилось 10 лет. Только лет через 7-10, когда в активную жизнь вступит поколение, сформированное уже в эпоху реформ и свободы, если к этому времени капитализм в России не умрет, можно будет сказать, что эта среда стала самовоспроизводящейся и просто так, сама по себе, она не погибнет. Сейчас же таких гарантий нет. И дело здесь не в традиционном подавлении государством общественных институтов. Скорее наоборот, государство вынуждено поддерживать стремление общества к самоорганизации. Иначе можно загубить на корню все наиболее важные ростки общественной инициативы. Так, мы всегда гордились русскими предпринимателями начала века. Однако редко когда задумывались, почему русское предпринимательство как институт оказалось таким слабым. А ведь сейчас происходит похожий процесс - ослабление нового российского бизнеса. Тогда, в начале века, уже второе-третье поколение бизнесменов бросало бизнес и уходило в культуру, меценатство (потому что стеснялось того, как их отцы зарабатывали деньги). Да и сейчас такие случаи не редки. Между тем посмотрите: крупнейшие западные страны являются примерами долгосрочного развития крупнейших корпораций от отца к сыну, от сына к внукам и т.д. Поэтому все, что хорошо для "Форда", хорошо для Америки. Пока в России не будет таких компаний, не будет создана и реальная ответственность бизнеса перед обществом.

Среда гражданского общества в России территориально фрагментирована. Эта среда есть только в десятке мегаполисов, а уже в большинстве областных центров (где 3-5 капиталистов, 50-100 лавочников и столько же интеллигентов на весь город) ее нет. Не говоря о том, что численно эта среда составляет максимум 10% от населения страны. Наша задача - создание условий для формирования среды гражданского общества в глубинке России.

Существующие институты гражданского общества очень слабо ориентированы внутрь России. Они ориентируются на средний класс Запада, а соотечественники из "большой России" воспринимаются как рудименты "тяжелого настоящего". Плюс к этому - отсутствие серьезной политической активности. Как результат - непонятно, будет ли эта среда заниматься формированием условий для своего существования и развития в России (то есть адаптировать к себе "большую Россию", вкладывать в нее деньги, время и усилия, чтобы закрепиться в ней) или же при первых "заморозках" готова будет сняться с насеста и эмигрировать, как значительная часть интеллигенции в 20-е гг.

Только когда общество будет бороться за себя не только с государством, но и с невежеством, неразвитостью инициативы, стремлением урвать побольше за счет других - только тогда гражданское общество сможет работать полноценно. Возрождение общества нужно начинать с повышения его культуры, а не с попыток откреститься от людей, которые не видят возможностей развития.

Сегодня перед гражданским обществом в России три пути, три сценария.

Сценарий уничтожения. В рамках этого сценария нас уже через пару-тройку лет настигнет ресурсный кризис (то есть вслед за нехваткой газа мы обнаружим, что у нас не хватает нефти, а потом еще чего-нибудь). Государство в таком случае должно резко усилиться для выполнения собственных социальных функций, причем в ущерб общественному развитию. Другого пути здесь нет. В этом случае гражданское общество в России обречено вместе со всей средой, в которой оно зарождается.

Реформаторский сценарий. Его представляет известная модернистская модель: импульсы развития, идущие из мегаполисов, достигают цели и творчески преобразуют всю страну или хотя бы ее большую часть (условно говоря, Россия повторяет путь послевоенных Южной Кореи или Японии).

Стабилизационный сценарий. Медленное продвижение вперед через трудный процесс постепенного выращивания новых российских институтов, которые учитывали бы и национальные традиции, уже устоявшиеся методы сотрудничества общества и государства.

Наш выбор, вызванный скорее общими причинами развития, - инерционный сценарий. То есть сегодня необходимо поддерживать начинающие расти институты, зафиксировать, что мы на верном пути. При этом следует понимать, что надо активнее работать, налаживать диалог и взаимодействие, поддерживать новые формы и т.п. Нельзя вырастить гражданское общество за двадцать-тридцать лет, слишком долгий этот процесс.

У нового поколения появился великий исторический шанс - построить Россию, которую не стыдно будет передать своим детям. В стратегию государственного и общественного развития России в XXI веке должны входить такие важнейшие установки, как достижение устойчивого развития общества и государства. При этом необходимо учитывать обязательное достижение гармоничного развития всех трех сторон в треугольнике "человек-общество-государство". Без понимания тесной взаимосвязи не получится полноценного развития ни одного из этих звеньев. Только таким путем мы сможем сформировать необходимые условия для дальнейшего развития в России полноценного гражданского общества. Именно на этом фундаменте должна базироваться новая национальная идеология, или консолидирующая национальная идея, о необходимости которой говорят уже долгие годы, но сформулировать которую российское общество пока не в состоянии. Если мы учтем ошибки, которые были сделаны в предыдущие годы, и постараемся взглянуть в будущее - в XXI век и новое тысячелетие исходя из наших общих интересов, мы сможем сформулировать ее как идеологию сильного общества сильных людей.

Лекция Председателя Правления Фонда развития гражданского общества К.Н.Костина "Гражданское общество в России. Текущее состояние и пути развития"

I. Определение гражданского общества.

1. Классические дефиниции политической науки.

В политической науке существует множество концепций и определений понятия «гражданское общество», уходящих корнями в античную философию и эпоху Просвещения. Однако с точки зрения изучения реально протекающих процессов наибольшей популярностью пользуется инструментальный подход . Он рассматривает гражданское общество не только как общность граждан в соответствии с их интересами, но прежде всего – как систему бесприбыльных (некоммерческих) организаций (НКО), выполняющих различные общественные функции. Структуры гражданского общества также именуют «третьим сектором» («первый сектор» - государство, «второй сектор» - экономика и бизнес, «четвёртый сектор» - средства массовой информации»).

Отличительной особенностью инструментального подхода является то, что он предполагает определение гражданского общества как нейтрального понятия, не содержащего ценности (вроде свободы, равенства и т.д.). Оно может лишь указывать место в социальном пространстве, где разворачивается борьба и/или взаимодействие между различными силами, группами, которые руководствуются своими ценностями и интересами. При этом гражданское общество само по себе не сводится к какой-то одной системе взглядов.

2. Структура гражданского общества.

В научной литературе можно выделит три основных подхода к структурированию гражданского общества: институциональный, системный и секторный.

В институциональном подходе за основу берется понятие «социального института» , под которым понимается форма организации общественной жизни людей, устанавливающиеся в процессе исторического развития с целью регулирования их социальных действий и социальных связей.

Системный подход к гражданскому обществу рассматривает феномен гражданского общества и его взаимоотношение с государством .

В соответствие с данной точкой зрения гражданское общество каждой страны является частью боле глобальной социальной системы, обладает определенной суверенностью и иерархичностью, стабильностью и динамизмом, открытостью и адаптивностью, органической целостностью (единством) и дифференцированностью.

С точки зрения секторной теории важным является анализ структуры гражданского общества как в горизонтальной плоскости (сферы деятельности НКО), так и в вертикальной, т.е. определение положения гражданского общества в общественной системе в целом.

3. Функции гражданского общества.

В целом можно выделить четыре основные группы функций, которые выполняют некоммерческие организации в демократическом государстве:

1. Контроль за государственной властью, исполнением министерствами и ведомствами своих функций, общественная экспертиза.

2. Согласование интересов между различными социальными группами, а также между ними и государством. «Она [Общественная палата] должна стать площадкой для выражения интересов различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов» (из Послания Президента В.Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 г.).

3. Социальная интеграция. Площадка для объединения с себе подобными, смягчение противоречий между различными группами благодаря «перекрестной принадлежности» людей к разным сообществам и организациям.

4. Предоставление услуг , особенно в тех сферах, куда «не дотягиваются» ни государство, ни частный бизнес.

II. Гражданское общество в современной России.

1. Краткий исторический экскурс.

Вопреки распространенному мнению, Россия обладает собственными историческими традициями гражданской активности . Наиболее яркий пример – урегулирование острого военно-политического кризиса в начале XVII в., известного как «Смутное Время». В условиях фактического отсутствия центральной власти К.Минин и Д.Пожарский выступили как лидеры самоорганизующегося народа, успешно решив сложные задачи по формированию народного ополчения, организации его снабжения и обучения, разгрому иностранных интервентов. Всё это позволило отстоять суверенитет России и заложить основы новой, более прогрессивной на тот момент формы политического режима – сословно-представительной монархии.

XVIII век, связанный с Эпохой Просвещения, характеризуется появлением первой российской общественной организации – Вольного Экономического общества (1765 г.).

Справочно : Вольное экономическое общество создано графами Р.Воронцовым, Г.Орловым, И.Чернышевым, А.Олсуфьевым с одобрения императрицы Екатерины II с целью изучение положения русского земледелия и условий хозяйственной жизни страны и распространение полезных для сельского хозяйства сведений. Общество издавало «Труды» - книги, касающиеся сельского хозяйства и народного образования, устраивало сельскохозяйственные выставки. Права и привилегии общества подтверждались особыми Высочайшими рескриптами при начале каждого царствования.

Следующий пик гражданской активности в России пришёлся на конец XIX – начало XX вв. Именно в этот период страна переживала масштабные социально экономические преобразования, затронувшие саму основу российского общества. Важную роль здесь сыграла так называемая «идеология малых дел» определённой части российской интеллигенции, отрицавшей революционный террор и проповедовавшей «хождение в народ» - реальную помощь людям в рамках деятельности в земствах (учителя, врачи, агрономы). Сегодня сторонников «хождения в народ» можно было бы со всем основанием назвать первыми в России гражданскими активистами.

В этот период также активно развивались такие формы гражданской активности, как благотворительные организации . Запрос на их деятельность был связан с активным внедрением капиталистических отношений и ростом социального расслоения людей. Кроме того, из всех форм гражданской активности именно благотворительная деятельность вызывала меньше всего опасений у царского режима. В результате, если в 1897 г. в России насчитывалось 1690 таких организаций, то к периоду первой русской революции 1905 г. в стране имелось до 4 500 благотворительных обществ.

Советский период начался с мощного всплеска активности «народных масс». В 20-е гг. общественные организации приобретают роль инструмента вовлечения людей в государственную работу, причём предполагается, что в будущем социалистическом обществе они заменят государственные структуры. Тогда же впервые в России была дана официальная государственная формулировка, идентичная современному термину «некоммерческая организация». Народный комиссариат юстиции в 1923 г. предписывал под «общественными организациями» понимать организации, которые «в отличие от других негосударственных учреждений, не преследуют цели извлечения прибыли для своих членов, а преследуют общественные цели». По данным НКВД РСФСР к началу 1928 г. в стране насчитывалось 4480 такого рода общественных объединений.

Тем не менее, дальнейшее развитие советской политической системы, формирование режима личной власти И.Сталина привело к пересмотру политики в отношении общественных организаций в сторону её ужесточения. Началом масштабной чистки послужила перерегистрация общественных организаций 1928-1929 гг., в результате произошло закрытие многих из них, а также слияние обществ со схожими целями и родом деятельности. К началу 1930-х гг. число действующих всесоюзных и всероссийских организаций сократилось почти вдвое. При этом они фактически превратились в структуры, лишенные реальной самостоятельности и подчинённые интересам правящей Коммунистической партии . В результате вся сфера общественных отношений оказалась под жёстким политическим контролем.

Данная ситуация начала меняться после смерти И.Сталина, но особенно активно – в 60-70-е гг., с возникновением так называемого движения «неформалов». Данное понятие объединяет в себе широкий спектр гражданских общностей, а де-факто – гражданских коллективов, возникших на базе совместного увлечения (музыка – рок, зарубежная эстрада, спорт – каратэ, йога, история – движение почвенников, здоровый образ жизни и т.п.). Для неформалов было характерно выстраивание собственной, в обход государства, системы горизонтальных связей, а также наличие сходных идеологических установок, с разной степенью скепсиса оценивающих действующий политический режим.

Отдельным и весьма значимым видом гражданской активности стала правозащитная деятельность, система «самиздата». В отличие от «неформалов», правозащитники активно вторгались в политическую сферу и подвергались уголовному преследованию со стороны государства. В то же время, прогрессивная сторона деятельности правозащитников сочеталась с контактами с зарубежными спецслужбами, что являлось вызовом для национальной безопасности страны.

Перестройка советского общества во второй половине 80-х гг. привела к буквально взрывоподобному росту численности общественных объединений, многие из которых вышли из среды неформального движения. При этом, создаваемые организации зачастую носили слабо структурированный характер, а их лидеры часто уходили из общественной сферы в политическую.

В 90-е гг. общественная активность продолжала оставаться высокой, однако при этом начало приходить понимание, что реалии нового капиталистического общества требуют кардинально иных, новых подходов к вопросам организации и финансирования структур гражданского общества. Сложное социально-экономическое положение в стране также негативно отразилось на реальной деятельности НКО. В то же время, именно в это период общественные организации начали активно осваивать новые источники финансирования – зарубежные гранты , а их лидеры стали проходить обучение за рубежом. Тема гражданского общества стала впервые активно разрабатываться в рамках отечественной политической науки.

В 2000-е гг. политическая стабильность, благоприятная социально-экономическая ситуация в стране создала условия для роста гражданской активности, различных форм общественного самовыражения людей. Появилось новое поколение гражданских активистов, т.н. «креативный класс». Молодые люди, прошедшие социализацию в постсоветский период, активно осваивали формат общественной деятельности. Распространение новых коммуникативных технологий (Интернет, социальные медиа) стали мощным ресурсов в руках гражданских активистов, существенно повысив их возможности, включая проведение мероприятий, сбор и обмен информацией. Появился феномен «блоггера-гражданского активиста», новые форматы акций (флэш-мобы).

2. Статистические данные о современной ситуации с развитием гражданского общества в России.

Численность НКО - 430 131 (226 124 зарегистрированных) (по данным Минюста на август 2014).

Количество занятых в «третьем секторе» - 828 000 чел. – 1,1% от общего количества занятых (в США и ЕС – 7,1%).

Доля социально ориентированных НКО – 13,5% (в США и ЕС – 60-70%).

Доля НКО в ВВП – 0,9% (в США и ЕС – 6,5%).

Организационно-правовой статус российских НКО

На текущий момент перечень организационно-правовых форм НКО требует дальнейшего регулирования и доработки. Это связано, в том числе, с наличием среди НКО организаций, активно работающих на рынке, но не ставящих своей целью извлечение прибыли.

3. Гражданское общество и государство.

Гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к противоречиям и конфликтам между ними. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать определенную социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом демократическое государство, являющееся верховным арбитром. Без демократического государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без саморазвивающегося гражданского общества, способного контролировать правящую бюрократию, государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

Политическое руководство России неоднократно подчеркивало, что отношения с гражданским обществом являются стратегическими в российской государственной политике. Так, например, В.В.Путин в своей программной статье «Демократия и качество государства» («Коммерсантъ», 6 февраля 2012 года) отмечает:

«Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность.

Нужно понимать, что одна из главных тенденций современного мира - это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важных решений здесь - это развитие саморегулируемых организаций. Компетенции и возможности которых должны расширяться».

Более того, по мнению главы российского государства, «Гражданское общество, безусловно, должно стать настоящим соавтором всех проводимых властью преобразований» (в ходе совещания по реализации задач, поставленных в предвыборной статье «Демократия и качество государства», 19 марта 2012 г.).

При этом, как заявил В.Путин, «для нас особенно важно, чтобы гражданское общество в России было максимально независимым» (на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, 4 сентября 2013 г.).

Институционализация взаимодействия государства и гражданского общества

За последние годы немало сделано для институционализации взаимодействия гражданского общества и государства. Среди основных институтов можно выделить:

· Общественную палату РФ.

· Общественные палаты субъектов РФ.

· Общественные советы муниципальных образований.

· Общественные советы при федеральных органах государственной власти (52 совета на 2012 г.).

· Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей РФ.

· Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Законодательная поддержка структур гражданского общества

2006 год

Впервые распределены гранты Президента России на поддержку НКО.

2007 год

Возникновение системы НКО-операторов для распределения грантов.

2012 год

Увеличение господдержки НКО из госбюджета до 8,285 млрд. руб. (почти в два раза).

2013 год

Социально ориентированные НКО наделены преимуществами по участию в госзакупках.

Внесены изменения в закон «Об общественной палате РФ». Расширено представительство профессиональных и социальных групп, демократизирована процедура формирования палаты (рейтинговое Интернет-голосование).

2014 год

Принят закон «Об основах общественного контроля в РФ».

Финансовая поддержка структур гражданского общества

Развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. Независимость НКО от государственных органов – это миф, опровергаемый практикой всех развитых демократий мира.

В среднем, по совокупной оценке, в развитых странах государственное финансирование НКО составляет 48% их дохода (в развивающихся - 22%, в России - 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы - 35% (в развивающихся странах - 61%, в России - 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов - 17% (в развивающихся странах - 17%, в России - 73%).

Доля государственного финансирования в доходах НКО (выборочно по группам стран, %):

Западная Европа, Канада. Израиль - 54%.

Восточная Европа - 42%.

Англосаксонские страны - 36%..

Скандинавия - 35%.

Развитые страны Азии - 34%.

Латинская Америка - 19%.

Финансовая господдержка некоммерческих организаций реализуется за рубежом в пяти основных формах:

· В виде прямого выделения финансовой поддержки, одна из форм которой - субсидии.

· В форме предоставления грантов нескольких типов.

· На основе заключения контрактов.

· За счет подписания соглашений о сотрудничестве/партнерстве.

· В виде предоставления ссуд и вложения акций.

Государственная поддержка воспринимается НКО в ряде западных стран как неотъемлемый источник их финансирования. Любые попытки её ограничения подвергаются резкой критике. Не случайно, в Великобритании действующий кабинет министров во главе с Д.Кэмероном, пойдя на снижение помощи общественным организациям в рамках борьбы с бюджетным дефицитом, решил частично компенсировать возникшие финансовые издержки НКО. Для этого был создан специальный «Транзитный фонд» (Transition Fund).

В ряде случаев финансовая поддержка со стороны государственных органов составляет бо льшую долю бюджета НКО. Например, в доходной части бюджета организации Transparency International (резидент Германии) на 2013 год из общей суммы в €28,17 млн. на средства, полученные от правительственных ведомств различных стран, приходится €25,56 млн. В числе государственных доноров организации фигурируют Агентство США по международному развитию, Министерство международного развития Великобритании, Канадское агентство международного развития, МИД ФРГ, МИД Франции и др.

В России за период с 2006 по 2012 годы Президент Российской Федерации выделил в общей сложности 7,4 млрд. руб. на программу грантовой поддержки НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества.

Средний размер гранта в 2006 году составлял 474,4 тыс. руб., в 2007 - 980,4 тыс. руб., в 2008 - 1,3 млн. руб., в 2009 и 2010 - 1,6 млн. руб., в 2011 и 2012 - 1,7 млн. руб. Закрепилась тенденция к увеличению среднего размера гранта, что, по мнению экспертов, способствует более качественной и глубокой проработке реализуемых проектов.

В 2013 году сумма государственной поддержки НКО в России составила 8,285 млрд. руб. Из них сумма президентских грантов - 2,37 млрд. руб. Это заметный рост финансирования по сравнению с 2012 годом, когда было выделено 4,7 млрд. руб., в т.ч. 1 млрд. руб. - на президентские гранты.

В 2014 г. согласно распоряжению Президента РФ НКО предоставляются субсидии, предусмотренные в федеральном бюджете на 2014 год, в размере 2 698 000 тыс. рублей на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Гранты Президента РФ на поддержку НКО

2006-2014 гг.

Год

Сумма, млрд. руб.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2,37

2014

2,698

В России сложились следующие формы государственной финансовой поддержки организаций «третьего сектора»:

1. Гранты - целевые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые НКО на реализацию конкретных проектов (программ). Данные проекты (программы) должны быть направлены на создание общественных благ, оказание социальной поддержки, реализацию профессиональных, общественных интересов отдельных групп населения.

2. Контрактные отношения - размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

3. Предоставление льгот . Они предоставляются как самим НКО, так и лицам (физическим и юридическим), осуществляющим пожертвования в их пользу. Но в настоящий момент это происходит фрагментарно и касается менее 1% НКО.

27 декабря 2012 г. Постановлением Правительства утверждена Программа социальной поддержки граждан до 2020 года , исполнителем которой назначено Министерство труда и социальной защиты, а соисполнителем - Министерство экономического развития. Одна из четырех ее подпрограмм называется «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Она отводит НКО место системообразующего фактора в развитии социального государства.

В программе подчеркивается, что СО НКО, наряду с государственными органами власти, являются неотъемлемым структурным элементом создания современной системы социальной поддержки граждан. В связи с этим в 2013-2020 годах на «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» запланировано выделить следующие суммы:

Год

Сумма в тыс. руб.

2013

1 678 499,60

2014

1 573 499,60

2015

1 603 499,60

2016

1 643 499,60

2017

1 683 499,60

2018

1 723 499,60

2019

1 763 499,60

2020

1 813 499,60

2013- 2020

13 482 996,80

III . Ключевые проблемы гражданского общества в современной России и пути их решения.

1. Недофинансирование. От грантов к социальным услугам. Зарубежный опыт.

Несмотря на выделяемые органами власти средства и широкую номенклатуру форм государственной поддержки, можно констатировать недостаток финансирования организаций российского «третьего сектора».

Недофинансирование связано, прежде всего, с расширением сферы деятельности организаций «третьего сектора», а также с растущим притоком людей в них.

Помимо недофинансирования «третий сектор» в России сталкивается с целым рядом других проблем. В их числе:

· Недостаточная профессионализация НКО. В настоящее время у органов государственной власти есть желание оказывать поддержку «третьему сектору» и делегировать его представителям свои функции. Однако сами общественные организации ориентируются скорее на контроль за выполнением социальных полномочий, чем на самостоятельное предоставление услуг населению;

· Низкий уровень доверия. К сожалению, как показывают все существующие социологические исследования в России уровень доверия некоммерческому сектору невысок. Это связано с инерцией советского и позднесоветского периода, когда общественная деятельность во многом носила имитационный характер, а людям, занятым в ней, предъявлялись пониженные профессиональные требования. По данным опроса ВЦИОМ 14 августа 2014 г., 40% опрошенных полагают, что деятельность общественных организаций никак не влияет на жизнь большинства граждан, 34% опрошенных склонны думать, что общественные организации не нужны вообще.

· Отсутствие стабильного притока молодых специалистов , ведущее к снижению функциональных возможностей НКО;

· Недостаточное информирование населения о деятельности общественных институтов. Так, согласно опросу исследовательской группы ЦИРКОН, проведенному в ноябре 2012 года, 44% респондентов ничего не знали об НКО.

Таким образом, говоря о «третьем секторе» в России, можно констатировать, что ему свойственны следующие черты:

· Он находится в стадии развития;

· Тенденция притока людей в организации «третьего сектора» будет возрастать;

· Он сталкивается с проблемой недофинансирования;

· Существует два способа значительного притока средств в «третий сектор»: стимулирование благотворительности и передача ряда государственных услуг на контрактной основе;

· В то же время, у СО НКО существует проблема недостаточной профессионализации для оказания квалифицированных услуг населению.

К сожалению, российские НКО зачастую не способны чётко сформулировать задачи своей деятельности. В результате возникает абсурдная для развитых демократий ситуация, когда реальной работой «в поле», оказанием конкретных социальных услуг занимается всего 13,5% НКО, в то время как остальная часть занята осуществлением контрольных функций. За рубежом соотношение прямо противоположное - социальные услуги оказывают 60-70% некоммерческих организаций, а контрольными функциями занимается порядка 30% от их численности.

Учитывая, что российская демократия существует немногим более 20 лет, при решении проблем гражданского общества нашей стране целесообразно обратиться к опыту развитых государств Европы и США, где демократические традиции имеют гораздо бо льшую историю. В первую очередь зарубежный опыт будет полезен при решении наиболее острой проблемы – нехватки финансирования. В большинстве современных демократий это вопрос решается путём передачи НКО от государства функционала по оказанию социальных услуг.

Наибольшим объемом полномочий, полученных от государства, в западных странах наделены связанные с властью общественные структуры . Официально такие организации имеют неправительственный статус, но в то же время значительную часть их бюджета составляет прямое государственное финансирование. Такие НКО наделяются отдельными функциями исполнительных ведомств, осуществляющих их финансирование и курирующих их деятельность.

Классическим примером подобных НКО выступают британские «неправительственные исполнительные организации» (НИО). Их функционал четко определен, а его складывание произошло в результате целенаправленного делегирования полномочий от «родительских» исполнительных ведомств. Это обеспечивает НИО четкую функциональную классификацию, которая используется в официальной документации британского кабинета министров.

В США государственные полномочия чаще делегируются независимым НКО. Но в основном не напрямую, а через связанных с государством посредников. Ими выступают не специальные некоммерческие организации, а агентства федерального правительства и контролируемые ими особые программы. Правительственные агентства выступают в качестве структур-операторов, распределяющих конкретные полномочия между де-юре не связанными с государством НКО и координируя их деятельность. Крупнейшим оператором подобного рода является Корпорация государственной и муниципальной службы .

Используется в США и формат передачи функций НКО, прямо связанным с государством. Наиболее рельефно это проявляется в области общественной дипломатии и внешнеполитической пропаганды. Некоторая часть полномочий таких ведомств как ЦРУ и Государственный департамент в данной плоскости передана структурам прогосударственного характера. К ним, в частности, относится Национальный фонд демократии, и ассоциированные с ним структуры, организация Freedom House и др.

Но особое внимание к связанным с органами власти НКО и государственным институтам, координирующим организации «третьего сектора», не означает, что правительства западных государств стараются свести предоставление своих полномочий независимым НКО к минимуму . Например, в той же Британии власти в разное время предоставили таким НКО целый комплекс социальных функций. В их числе - предоставление приюта бездомным, организация питания пожилых людей, обучение безработных, реабилитация жертв сексуального и семейного насилия, развитие молодежного волонтёрства.

В этой связи, Россия уже активно использует зарубежный опыт. В рамках утверждённой Постановлением Правительства от 27 декабря 2012 г. Программы социальной поддержки граждан до 2020 года развитию сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг уделено приоритетное значение. В частности, среди ключевых задач социальной политики названы:

· Создание механизма привлечения НКО на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

· Создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;

· Развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов частно-государственного партнерства.

2. Проблемы с кадрами и обучением.

Система обучения и подготовки гражданских активистов в России находится в зачаточном состоянии. Соответствующие направления в высших учебных заведениях пока не получили широкого распространения. Аналогичным образом, не носит широкого характера деятельность соответствующих российских тренинговых центров. В противовес этому, аналогичная система за рубежом является широко распространённой и активно используется для подготовки гражданских активистов со всего мира. Данный факт имеет не только положительные стороны. К примеру, как показывает практика «оранжевых революций» за прошедшее десятилетие, их непосредственные организаторы проходили систематические тренинги в рамках специальных центров в США, действующих в рамках американской системы общественных организаций.

Таким образом, с точки зрения повышения кадрового потенциала российского гражданского общества сегодня перед нашей страной стоят следующие задачи:

· Повысить уровень профессиональных знаний и навыков гражданских активистов в России.

· Создать отечественную систему подготовки кадров для НКО, способных эффективно удовлетворять спрос на такого уровня образовательные услуги.

Важно отметить, что необходимый спектр знаний и навыков для гражданского активиста весьма широк и носит междисциплинарный характер. Кроме информации о непосредственной сфере деятельности конкретного НКО, активист должен обладать знаниями в юриспруденции, политологии, психологии, а также навыками в области организационной работы, взаимодействия со СМИ, работы в сети Интернет и социальными медиа.

3. Дополнительные меры стратегического характера, которые целесообразно принять для обеспечения дальнейшего развития структур гражданского общества.

По нашему мнению, для обеспечения устойчивого развития «третьего сектора» в России необходимо:

· Обеспечить снятие бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию. Механизм господдержки за оказание социальных услуг должен быть простым, открытым, равнодоступным и транспарентным. В 2010 году в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ была заявлена необходимость «активнее подключать НКО к оказанию социальных услуг населению», поскольку их участие «может сделать социальные услуги более предметными и адресными и, что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате».

· Установить механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и т.п.) для коммерческих организаций, предоставляющих средства социально ориентированным НКО.

· В вести налоговые льготы для организаций «третьего сектора», которые оказывают социальные услуги населению.

· Предоставлять средства господдержки не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их операционную деятельность .

· Во всем мире государственное финансирование получают религиозные организации - как правило, на образовательные программы и помощь социально незащищенным слоям населения. В России институты традиционных конфессий также могли бы получать госфинансирование на эти виды деятельности.

Для достижения этих целей предлагается рассмотреть следующий управленческий алгоритм:

· Сформировать «зонтичные» НКО, которые бы решали задачи по распределению грантов по направлениям и обеспечению деятельности экспертных советов при них. Подобные структуры эффективно функционируют в странах Европейского союза. Так, например, в Великобритании к ним относится Ассоциация руководителей добровольных объединений, в ФРГ - Союз германских неправительственных организаций по вопросам политики развития, организация «Белое кольцо», в Швеции - «Форум Сид», организация «Спасем детей», в Дании - Датский совет организаций инвалидов, Датский молодежный совет и др.

· Предусмотреть, что эти же «зонтичные» НКО должны выступать в качестве партнёров федеральных органов исполнительной власти , чьи социальные функции частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы третьему сектору в лице социально ориентированных НКО (например, Минобраз - различные формы внешкольного образования и детского отдыха, Минздрав - вопросы ухода за больными и престарелыми, Минспорттуризма - студенческий спорт, Минсвязи - саморегулирование Интернета, МВД - работа с потерпевшими и профилактика преступности, Минобороны - поддержка поисковых отрядов и патриотическое воспитание и т.д. и т.п.). Все вопросы, связанные с определением стратегических приоритетов поддержки организаций «третьего сектора», а также подготовкой, согласованием и принятием решений по их финансированию курируются Президентом РФ.

· Одной из целей работы «зонтичных» НКО должно быть создание крупных общенациональных НКО или сетевого объединения региональных и межрегиональных НКО по соответствующим направлениям деятельности. В ходе оказания услуг по распределению грантов «зонтичные» НКО должны также осуществлять профессиональную подготовку организаций «третьего сектора», необходимую для квалифицированного выполнения грантовых программ и впоследствии для выполнения ими части государственных услуг для населения.

В качестве возможных направлений деятельности, исходя из текущей структуры «третьего сектора», можно предложить следующие:

· Социальная помощь (бездомные, инвалиды, малообеспеченные слои населения и т.д.).

· Социально-культурная деятельность (просвещение, культура, досуг и т.д.)

· Правозащитная деятельность (юридическая поддержка, профилактика и т.д.).

· Историческая и военно-патриотическая деятельность.

· Экология и среда обитания.

· Детская проблематика (сироты, усыновление, насилие в семье и т.д.).

· Здравоохранение, профилактика и охрана здоровья.

IV . Будущее гражданского общества в России: попытка прогноза.

Если провести экстраполяцию развития гражданского общества в современной России, то можно выделить следующие тенденции:

· Рост числа НКО, продолжение дифференциации по сферам деятельности.

· Формирование нового поколения гражданских активистов, готовых избрать гражданскую активность в качестве основной профессии.

· Рост ориентации структур гражданского общества на политику «реальных дел» на локальном уровне (регион, город, район).

· Рост государственной поддержки НКО в сочетании с поиском структурами гражданского общества новых форм финансирования своей деятельности (краудсорсинг).

· Деполитизация НКО, стремление защищать интересы граждан в рамках действующей политической системы.

· Активизация различных форм сотрудничества государственных структур и гражданских активистов. Признание властью НКО в качестве полноценных партнёров и экспертов в принятии ключевых управленческих решений.

Исходя из этого, можно с определенной долей вероятности прогнозировать возникновение в течение ближайших пяти лет в России следующей модели гражданского общества:

· «Околополитические» НКО (права человека, контроль власти, экспертиза законопроектов).

· Отраслевые НКО (благотворительность, профессиональные объединения и союзы, товарищества и общества взаимной поддержки).

· Социальные НКО (оказание социальных услуг).

· «НКО малых дел» (решение конкретных проблем граждан на местах).

Отношения власти и гражданского общества, как представляется, будут развиваться в сторону равноправных партнёрских отношений. Власть признаёт гражданское общество как сферу самоорганизации граждан в борьбе за свои интересы и отказывается от идеи регулировать деятельность НКО в режиме «ручного управления». Гражданское общество, в свою очередь, принимает на себя обязательства по лояльности действующему законодательству и отказывается от конфронтационной модели восприятия государства. Государство и гражданское общество находятся в постоянном диалоге с целью выработки согласованной повестки общенационального развития.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления.1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.5.Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

Становление гражданского общества в России имеет сложную хронологию событий и причин, но стоит знать и понимать для чего было построено то самое общество.

Спустя 15 лет после распада Советского Союза в России все еще не построена устойчивая демократия. Полная свобода эпохи ельцинского правления обернулась разрушением и делигитимацией старых политических структур. Большей частью населения эта свобода была воспринята как синоним беспорядка и утраты стабильности. Поэтому внешние наблюдатели -- но также некоторые российские аналитики и политические деятели -- считают прошедший период лишь «видимостью демократии». В восприятии большинства российских граждан созданные политические структуры и институты, формально достаточные для установления демократии, также практически лишены легитимности. Именно отсутствие легитимности у этих институтов позволило за шесть лет президентства Путина заменить «видимость демократии» «видимостью управления», т. е. пресловутой «управляемой демократией».

Высшей целью государственного строительства объявляется создание мощного, уважаемого в мире государства, способного защитить своих подданных от внешней и внутренней опасности и обеспечить социальную, экономическую и политическую стабильность. Это, однако, может осуществиться только при условии, что удастся склонить население к признанию легитимности действующей политической системы. Лишь институциализация отношений между населением и правящими элитами и санкционирование соответствующих институтов обществом может обеспечить успех государственного строительства.

Президент Путин неоднократно (последний раз -- в обращении к Федеральному собранию 25 апреля 2005 года) говорил о том, что, по его мнению, предстоит сделать, чтобы Россия стала стабильной, демократической и процветающей страной: необходимо создание эффективного, свободного от коррупции государственного аппарата, укрепление законности и правопорядка, развитие гражданского общества и прав личности. Подобную речь вполне мог произнести любой европейский государственный деятель. Она хорошо согласуется с теориями, господствующими в современной политологии. И, однако, при Путине в России установилась система, которую можно определить, как состязательный авторитаризм, когда небольшое число различных фракций элиты -- в основном неофициально, а зачастую с помощью незаконных и недемократических средств -- конкурируют между собой за политическое влияние.

Одной из важнейших практических и теоретических проблем в сегодняшней реальной действительности является проблема Гражданского общества. Без становления и развития этого субъекта общественно-политических и социально-экономических процессов невозможно рассчитывать на вывод страны из кризиса, восстановление её суверенитета и независимости, на скорейшее возрождение России.

Всё чаще и чаще звучат призывы среди высшего руководства страны, различных политических и общественных деятелей при формировании базовых законопроектов о необходимости взаимодействия властных структур и государственных органов с Гражданским обществом и его институтами. Так, в проекте «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации», обсуждаемой в настоящее время в эшелонах власти и в обществе, в пункте 1.1 отмечается: «Стратегия является базовым документом государственной национальной политики…, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, …субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов Гражданского общества…».

Многие политики и политологи, к сожалению, отождествляют, путают понятия «Общество» и «Гражданское общество». Оккупационную власть это пока устраивает. Но по мере ухудшения обстановки и наметившихся попыток со стороны Запада переоформления этой власти и усиления контроля над Россией в стране наметилась тенденция всё большего и большего обращения представителей высшей властной элиты к активной, пассионарной части общества в целях недопущения развития негативных процессов.

В условиях нынешней оккупированной России общество находится в состоянии паралича, задавлено властью, разобщено. Лучшие его представители либо физически уничтожаются, либо гноятся в застенках тюрем и лагерей. Вместе с тем, оно начинает структурироваться, самоорганизовываться, формироваться, вырабатывать свои представления по защите страны и народа, отлаживать систему действий по освобождению от западной оккупации, возрождению России - Великой Руси.

В процессе развёртывания молодое Гражданское общество России продолжает формировать, отшлифовывать свои институты, в частности, впереди создание Общественного Российского трибунала (сейчас ОСГО - один из учредителей Международного трибунала по геноциду славян), Народного парламента, Общественных палат по типу созданной, в порядке эксперимента в г. Александрове Владимирской области первой Народной Общественной палаты, Экспертного сообщества и других структур. В системе Гражданского общества идёт отбор и подготовка кадров будущей элиты для назначения во власть и управления страной после освобождения России от оккупации. Становится очевидным, что решить стратегические задачи по освобождению и восстановлению России от оккупации, её возрождению сможет только система Гражданского общества. Это не по силам никакой партии.

Ещё больше возрастёт роль и значение Гражданского общества в Будущей России как фактора удержания власти от обнагления и порчи, как условие нормальной организации жизни и поддержания в стране справедливости и порядка. В настоящее время Общественный Совет Гражданского общества приступил к разработке проекта закона «О Гражданском обществе в нынешней и Будущей России». Надеемся, что патриотическое крыло власти будет заинтересовано в скорейшем продвижении этого вопроса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(Государственная академия)

Кафедра философии

по политологии

на тему: Гражданское общество в современной России

Выполнила:

Осина И. С.

Лозинская Е.О.

Москва 2015

Введение

1. Гражданское общество. Теоретическая база

2. Современная политическая ситуация в России

3. Гражданское общество в современной России

3.2 «Мы не готовы»

3.3 «Гражданское общество есть, а радости нет»

Заключение

Список литературы и электронных ресурсов

Введение

«Гражданское общество есть, а радости нет», - заметил однажды заместитель главного редактора The New Times Иван Давыдов в своей еженедельной колонке. Но для того, чтобы нам разобраться, есть ли гражданское общество в России, и если да, то как оно устроено, нужно определиться в терминах и понятиях.

1. Гражданское общество. Теоретическая база

Первым ввёл термин «гражданское общество» Гегель в своей работе «Философия права». «Гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право» Г.Гегель. Философия права. М„ 1990. С. 228. То есть, гражданское общество состоит из совокупности граждан государства, взаимодействующих между собой с целью продвижения общих, своекорыстных, интересов. Государство - это синтез семьи и гражданского общества, а последнее возникло из противоречий между семьей и государством.

По мере развития философской мысли возникали различные трактовки этого термина, но зачастую гражданское общество понимают как сферу продвижения частных интересов граждан и некоммерческих организаций, или как «совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового». В своих дальнейших рассуждениях я буду пользоваться именно этой трактовкой.

Перед тем, как переходить к рассмотрению гражданского общества в современной России, необходимо также обозначить факторы его образования и функции.

Основными предпосылками к его возникновению являются, во-первых, наличие государства, с которым оно будет взаимодействовать. Для некоторых ученых такое взаимодействие представляется синтезом, для других вечной борьбой добра со злом. Так же отмечается, что материальное благополучие граждан «является мощным фактором, способствующим ограничению девиантного поведения, а также удовлетворению повседневных потребностей личности социально -- одобряемыми способами. Такая ситуация формирует благоприятную социальную среду для формирования правосознания и правовой культуры», а значит и гражданского общества.

Следует также отметить, что такое общество функционирует только на основе демократических принципов, таких как свобода слова, политический плюрализм, возможность организации собраний, митингов и так далее.

Основой гражданского общества является рыночная экономика, состоящая из многообразия форм собственности, свободы труда и предпринимательства. Главным действующим лицом такого общества становится частный собственник.

Обобщив вышесказанное, стоит сказать, что гражданское общество есть одно из пяти публичных функциональных сфер стабильного демократического государства. Остальные четыре сферы - это политическая жизнь (англ. "political society"), право, государственный аппарат и экономика. «Другими словами: стабильная демократия может существовать лишь в случае, когда институциализованный рынок создает необходимые условия для благосостояния общества, когда государство располагает дееспособным классом бюрократии и когда политическая жизнь подчиняется твердым правилам. Вся эта система должна находиться под охраной правового государства. В идеальной ситуации гражданское общество придает легитимность политическим действиям посредством критического, т. е. сознательного и явно выраженного согласия. Авторитарные государства, как правило, могут сформировать такое согласие, лишь воспользовавшись инструментом социальной мифологии». Но очевидно, что такая мифология рано или поздно вступает в конфликт с реальностью, от чего авторитарные системы становятся внутренне нестабильны.

Так же стоит выделить функции гражданского общества. Во-первых, это защита интересов общества или определенных некоммерческих групп людей, объединенных общими интересами. Во-вторых, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферой общества. В-третьих, сдерживание политической власти от достижения абсолютного господства за счет контроля над соблюдением конституционных принципов.

Выходит, задача гражданского общества удовлетворять частные потребности граждан (в материальном благополучии, семейной жизни, духовно -- нравственном совершенствовании, учебе, творчестве и пр.). В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают связи и отношения: социально -- экономические, социально -- культурные и др. А признаками наличия гражданского общества являются следующие факторы: 1) его главным субъектом является суверенная свободная личность; 2) его экономическую основу составляют многообразные формы собственности; 3) существует развитая структура общественных организаций -- религиозных, спортивных, творческих, клубных, благотворительных, производственных, не входящих в политическую систему.

2. Современная политическая ситуация в России

Официально, Россия считается демократической страной. Но некоторые исследователи её таковой не считают, обосновывая это тем, что её население не оказывает существенного влияния на политическую жизнь, так как не участвует в «институциализированных демократических процессах. Более того, основные политические шаги, например приватизация, были предприняты вопреки воле большинства. Так было при Ельцине, так происходит и при Путине. В этом отношении оба президента обнаружили начатки диктаторских склонностей».

И всё же, несмотря на тревожащие тенденции, Россия, начиная с 1990-х годов стала -- и в значительной степени до сих пор остается -- свободной страной. Её граждане имеют право свободного передвижения, они могут селиться в любом месте по собственному усмотрению, уезжать из страны и возвращаться, когда сочтут нужным. Они также могут свободно выражать свое мнение, если только не захотят непременно воспользоваться для этого одним из каналов российского телевидения.

Хотя и с последним утверждением на сегодняшний момент многие не согласятся, указывая на то, что сегодня карают и за мыслепреступления.

Как я отметила выше, одним из факторов становления гражданского общества является материальное благополучие его граждан. Если обратиться к статистике, то окажется, что уровень жизни Россиян за последние 12 месяцев упал на 25 процентов. Называется много причин, начиная от ослабления курса национальной валюты, до падения реальных доходов. Вышесказанное привело к тому, что 23 миллиона россиян живут за чертой бедности.

Что же касается нашей экономики, то некоторые исследователи, в их числе Симон Кордонский, утверждают что на сегодняшний момент она рыночная лишь номинально, тогда как на самом деле остается с советских времён ресурсной. Одним из факторов, доказывающим справедливость такого подхода, является совершенная неприменимость традиционного западного экономического понятийного аппарата для описания существующей действительности Кордонский Симон. Ресурсное государство. М., 2007. С. 12.

Из всего вышесказанного следует, что наша «почва» сильно отличается от той, которая, по мнению исследователей, необходима для произрастания гражданского общества. Наши представления о нём основаны, по большей части, на иностранных примерах реально существующих обществ и на заграничных исследованиях собственной действительности. Именно из-за этого разрыва между понятиями о необходимых факторах становления гражданского общества и реальностью российского государства формируется убеждение, что в России такого общества либо нет, либо его нужно срочно искусственно поддерживать.

Выше назывались пять ключевых сфер государственности, с которыми в России как раз дела обстоят не важно. Все они, безусловно, есть, но работают отнюдь не для общего блага, а используются отдельными группировками в своекорыстных интересах. Одной из причин называется недостаточная или отсутствующая уверенность у различных политических и социальных групп в рациональности существующих правил и в том, что другие будут им следовать. Такое недоверие не вымышлено, оно коренится в практическом опыте.

В России из-за ряда исторических причин происходит процесс разрушения тоталитарных обществ и возникновение на их месте более либеральных и свободных. По мнению учёных, такая трансформация проходит в три этапа:

· конец автократического режима,

· институциализация демократии,

· упрочение демократических институтов, отношений и «опосредующих структур.

Что касается России, то первый этап уже пройден, второй - тоже. У нас созданы все институты, из которых складывается демократическое общество: парламент, формально независимые суды, свободная (хотелось бы верить) пресса, право на собственность, и, то что напрямую касается темы данного реферата, право человека добровольно и без принуждения вступать в общественные организации.

Однако третья фаза далеко не завершена, поскольку демократические институты в России или совсем не работают, или не так, как должно.

3. Гражданское общество в современной России

Отношение к гражданскому обществу в России неоднозначное и далеко не всегда положительное. Различные философы, учёные, политики дают зачастую совершенно противоречивую оценку ему, что, безусловно, ещё раз подчеркивает свободу слова и конец тоталитарного режима, но, возможно, так же выделяет сильные внутренние противоречия и конфликты.

Первой я опишу резко негативную концепцию, так как вследствие усиливающихся за счёт активной пропаганды антизападных настроений существует явный политический тренд на эту трактовку гражданского общества. гражданский общество тоталитарный либеральный

3.1 Особый путь или «гражданское общество - опасная русофобская химера»

Выше приведена цитата из интервью "Русскому журналу" философа А. Дугина, автора многочисленных книг, посвященных истории и политики. Первым, на что указывается в этой и ей подобной статьях, что гражданского общества в России нет и быть не может. Даже в теории. А если и есть чуть-чуть, то эти организации существуют ради развала страны и не более того. В качестве причин называется культурная несовместимость, говорится, что "это социально-политический продукт развития западноевропейской романо-германской цивилизации, двигавшейся по совершенно иной логике", а значит, по сути своей вредна для нашей самобытности.

В качестве доказательств приводятся ссылки на исторические события, сильно искаженные в нужную сторону и преувеличенные, и обильно сдобренные словами вроде "катастрофический", "апокалиптические последствия", "бездонное отдаление" и так далее. "<...> Но и при таких кровавых и жестких методах, народная евразийская стихия находила способы трасмутировать основы гражданских реформ, навязать режиму определенные евразийские, автохтонные черты".

В качестве альтернативы, автор предлагает некий "евроазийский централизм", который "представляет собой сочетание стратегической интеграции (основанной на геополитических континентальных принципах) с многообразием этнокультурных, региональных, конфессиональных и иных автономий, каждая из которых образует элемент внутренней многополярности, основанной на разнообразных моделях коллективной самоидентификации, закрепленной в правовой системе". Формулировка за пестротой терминов теряет очертания, но на сколько можно судить, Дугин предлагает общественные объединения на основе неких геополитических континентальных принципов согласных с текущей правовой системой. В общем, это очень похоже на определение гражданского общества, данное в начале реферата, только без уточнения, ради чего, с какой целью будут формироваться эти объединения. Раз это не самоорганизация граждан для решения каких-то общественных задач, значит это лишь какая-то часть государственного аппарата. Иными словами, автор предлагает заменить живое самоопределение мертвым государственным аналогом.

Таких концепций не очень много, но появляется всё больше и больше из-за негласного государственного спроса на такие идеи, которые можно охарактеризовать как антизападный, особый, исторический путь.

3.2 «Мы не готовы»

Другая теория противоположна по духу первой, но похожа по смыслу: гражданского общества в России нет. Представители этой концепции многочисленны, что тут и говорить, многие мои друзья и знакомые постоянно её озвучивают и на её выводы ссылаются.

Начну с простого примера, в современной нам России за свободу собраний, которая является одним из фундаментальных прав в демократическом обществе, борется только нелегальная политическая оппозиция, да и то не слишком успешно. Разгоняют, бьют. Происходит это из-за того, что это право востребовано, преимущественно, только этой самой нелегальной оппозицией. Тогда как если бы существовало гражданское общество, то возникали бы сотни таких собраний от общественных организаций, для которых такой способ взаимодействия со властью естественен. От сюда появляется проблема, что "покуда гражданского общества нет, а реальных общественных организаций немного, у властей будет сильный соблазн приписывать любым акциям, если они самими же властями не организованы, политический характер, и общаться с их участниками так же, как и с оппозиционными политиками: с помощью дубины".

Так же зачастую указывается в таких статьях на то, что государство, стараясь формально поддержать гражданское общество, создает общественные палаты и другие госучреждения, которые, по идее, должны вырастить такое общество. Однако теряя автономию, общественные организации становятся лишь придатком государства, частью бюрократического аппарата.

Некоторые исследователи, оценивая увеличение государственного финансирования, отмечают, что это можно считать положительным явлением только в краткосрочной перспективе, тогда как в долгосрочной это приведет к огосударствлению гражданского общества.

Для функционирования гражданского общества так же требуются правовые гарантии, иначе любая такая организация становится бессильной. И одним из основных ударов такого рода по гражданскому обществу является закон "Об иностранных агентах", из-за чего многие организации получили статус шпиона и были либо закрыты, либо ограниченны в деятельности. По сути, этот закон может закрыть любое объединение такого рода.

В общем и целом все эти признаки, по мнению исследователей, свидетельствуют о том, что гражданского общества в России нет, а если что-то и появляется, то сразу срубается на корню государством.

3.3 «Гражданское общество есть, а радости нет»

Мне же более всех близка по духу другая концепция. Её идею и подробное описание я нашла в книге Симона Кордонского "Ресурсное государство". Он утверждает, что существует российский феномен - неорганизованное гражданское общество, "всепроникающее и богатое возможностями для решения многих проблем, которые, если следовать логике отечественных теоретиков, порождает государство своим гражданам и их семьям".

Автор указывает на то, что большинство людей предпочитают не замечать обычные проявления гражданственности, считая их неприличными, и негражданскими. Имеется в виду "откос" от призыва в армию, "крышевание", уход от налогов, разного масштаба воровство ("нецелевое использование") бюджетных денег и госимущества, готовность брать и давать взятки.

Неорганизованное гражданское общество -- оборотная сторона всеорганизующего государства. Собственно, отношения между ними, "как отношения между изображениями на аверсе и реверсе монеты. Если смотреть с одной стороны монеты, например с той, на которой написано «государство», то гражданского общества не разглядишь, видна будет только коррупция. Если смотреть со стороны гражданского общества, то не видно государства, оно распадается на плохих и хороших чиновников, с помощью которых можно -- или нельзя -- «решать проблемы»".

"Российское гражданское общество по эффективности в решении проблем своих членов, степени ситуативной связности между гражданами и типам решаемых задач гораздо мощнее (если так можно говорить), чем организованные гражданские общества". То есть, выпивая, развлекаясь, охотясь, сплетничая люди ищут выходы на чиновников, которые помогли бы им минимизировать налоги, выиграть тендер, получить землю под застройку, устроить родственника в "элитную клинику" и так далее. По словам автора, в каждом поселении есть своя баня, ресторан в которых собираются люди, решая свои проблемы за счет материальных и административных ресурсов. При попытках внешней, исходящей от государства организации суть гражданских отношений исчезает, жизнь уходит из них.

"При внешней бесструктурности наше гражданское общество стратифицировано неявной, но жесткой иерархией его институтов: во многие клубы-бани не пускают с улицы, туда можно попасть только по знакомству-рекомендации. Туда приглашают, и туда стремятся люди, желающие «решить проблему». Сообщество людей одного прихода, одного ресторана, бани -- бассейна -- спортивного клуба, наконец, одной квартиры или дачи, хозяин которой публично активен, достаточно закрыто, чтобы создать для тех, кто туда не попадает, ощущение ущербности и желания попасть. Или, наоборот, ощущение выделенности -- превосходства у допущенных".

Так же, Кордонский указывает на неприменимость западного понятийного аппарата к российским реалиям, а оттого и неправильное толкование отечественного гражданского общества.

Заключение

Хотелось бы отметить, что само понятие гражданского общества уже спорный вопрос сам по себе, на почве которого уже не одно столетие не утихают споры. А современная российская действительность добавляет неоднозначности ко всем рассуждениям о пользе и вреде, о необходимости его в России, о том, как оно должно быть построено.

Все вышеперечисленные точки зрения имеют под собой основу, а значит и право быть обсуждаемыми. В конечном итоге ведь в этом и суть гражданского общества - в диалоге. А задача каждого гражданина сделать жизнь граждан и своё государство лучше, и только сообща можно этого добиться. И не так уж и важно, какой путь выберет государство, лишь бы благосостояние граждан и их культура росли.

Список литературы и электронных ресурсов

1. Кордонский Симон. Ресурсное государство. М., 2007. С. 12

2. Гегель г. Философия права. М. 1990. С. 228

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История политической мысли. Идея и трактовка понятия "гражданское общество" в античности. Прцесс формирования современной идеи гражданского общества. Реальное функционирование гражданского общества. Гегель и марксизм в теории о гражданском обществе.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2008

    Политология как наука, изучающая характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами. Понятия, признаки и принципы, сущность и структуры гражданского общества. Становление общества в современной России.

    реферат , добавлен 05.07.2011

    Гражданское общество как общество свободных индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется с принятием конституции, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан. Условия гражданского общества.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2008

    Понятие и сущность гражданского общества, условия его становления. Основные функции, признаки и принципы жизнедеятельности гражданского государства, этапы его развития в каждой отдельной стране. Перспективы формирования гражданского общества в России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Гражданское общество, его основные характеристики, экономическая и социальная свобода индивидов. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России. Ключевые критерии, определяющие направление развития страны.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Представления о гражданском обществе в западной политической мысли. Необходимое условие функционирования гражданского общества, его сущность и предпосылки становления. Пути формирования гражданского общества на Западе и в России, легитимация его идей.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Развитие учения о гражданском обществе с античных времен и до настоящего времени. Понятие, признаки и институты гражданского общества, проблемы его формирования в России. Тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Развитие институтов гражданского общества в России. Изучение предпосылок для формирования гражданских объединений на этапе "перестройки" и "новой" России. Стимулирование диалога политической власти между обществом и государством по собственным правилам.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее стадии и типы. История и значение выборного процесса, пути становления и развития гражданского общества в России. Нормативные источники, регулирующие политические выборы.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Происхождение и основные признаки гражданского общества как формы государственности, обладающей определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Проблемы становления и развития гражданского общества в Украине, его институциональная структура.



 

Возможно, будет полезно почитать: