Ст 215 тк рф в новой редакции. Теория всего

1. В сфере управления образовательным учреждением

Создание пормативно-инструктивных и организационно-административных предпосылок, обеспечивающих внедрение в управленческую практику современных подходов и новых технологий, в том числе информационных;

· Разработка и реализация нормативно-правовых и организационных предпосылок, способствующих демократизации управления, усиления роли сотрудников и профсоюзного комитета в управлении образовательным учреждением;

· Разработка нормативно-правовых и организационных предпосылок, направленных на совершенствование системы стимулирования участников образования, снижение текучести кадров в учреждении.

2. В сфере управления качеством образования

· Обеспечение единства и целостности образовательного пространства в образовательном учреждении; нормативное закрепление стратегии в сфере образования учащихся посредством развертывания образовательной программы учреждения;

· Обеспечение прав учащихся на получение образования на уровне, не ниже предусмотренного в государственном образовательном стандарте и на соответствующем уровне качества, т.е. не угрожающем безопасности жизнедеятельности учащихся и доступном для продолжения образования;

· Разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для использования в образовательной практике инновационных методик и технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса;

· Разработка организационно-методических предпосылок для развертывания в образовательной практике инструментария для осуществления:

· а) педагогической диагностики;

· б) психологической диагностики;

· в) социологической диагностики.

3. В сфере организации и осуществления социализации (воспитательной работы)

· Разработка нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для развертывания в учреждении образовательных программ дополнительного образования учащихся; Разработка нормативно-правовых и организационно-методических предпосылок, направленных на развитие и укрепление связей с учреждениями образовательно-культурной и культурно-досуговой сферы;

4. В сфере управления качеством педагогического и управленческого персонала:

· Обеспечении развития системы повышения квалификации кадров учреждения как элемента районной системы повышения квалификации и направленности ее на освоение педагогическими работниками профессионально-педагогических способов организации и осуществления образования учащихся;

· Создание нормативно-правовых, организационно-педагогических и ин- формационных предпосылок, обеспечивающих интеграцию методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров;

· Создание социально-психологических, нормативно-правовых, финансово-экономических и эргономических предпосылок, обеспечивающих развитие активности и инициативности педагогических работников при осуществлении ими профессионально-педагогической деятельности.

5. В сфере совершенствования финансово-экономического и материального технического обеспечения деятельности учреждения:

· Создание нормативно-правовых, информационных и организационно-управленческих предпосылок, обеспечивающих стабильное функционирование финансово-экономической системы учреждения;

· Систематизация нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для привлечения дополнительных источников финансирования за счет осуществления платных образовательных услуг;

· Разработка и реализация организационно-управленческих мероприятий, направленных на развитие учебно-материальной и материально-технической базы образовательного учреждения.

В соответствии с каждым из целевых приоритетов определяются совокупности управленческих действий. (см прил.№5)


2.3 Особенности управления дошкольным учебным заведением

Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педагогического менеджмента применимы и к управлению дошкольным образовательным учреждением. При этом важно в максимальной степени учитывать особенности и многоаспектность, внутренние качества и особенности истории развития системы дошкольного образования в России.

Под руководством П.И. Третьякова, профессора, доктора педагогических наук, группой его учеников, подвижников, практиков разработана и внедряется в жизнь технология управления образованием по результатам, в основу которой положена концепция финских авторов.

Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую людей, для достижения определенных результатов.

Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации.

Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.

Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду - это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад».

Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.

Необходимо выделить уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой.


При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна.

Стратегия организации - это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации.

Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы:

1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность?

3. Кто непосредственный потребитель услуг?

4. В чем конкурентное преимущество?

5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями?

При определении миссии ДОУ учитывайте следующие моменты:

1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;

2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива;

3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией;

4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению - это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.

2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один - через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество - это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

Как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

Как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения - это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.

Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления - значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

Создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

Повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

детский сад - внешняя среда; администрация - общественность; руководитель - подчиненный; педагог - педагог; педагог - родители; педагог - дети; ребенок - ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократических основ в управлении и как принцип государственно-общественного управления, и как систему его организации.

Обеспечение оптимального соотношения таких организационных принципов управления, как централизация и децентрализация в осуществлении управленческих решений, коллегиальность и единоначалие в управлении, права, обязанности, ответственность и др.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных проблем: обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни дошкольного учреждения и общества; последовательный анализ каждого цикла управленческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъекта и средств управления для всестороннего рассмотрения вопроса совершенствования организации управления.

Предлагаемый подход состоит в том, чтобы рассмотреть организационную структуру управления современного дошкольного учреждения с учетом его потребностей при помощи моделирования, применяемого в педагогике, на основе общей теории социального управления с учетом практики.

Применяемое нами моделирование управляющей и управляемой подсистем (аппарата управления) облегчает задачу системного видения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее рациональных функций управления системой.

Перспективный путь проектирования моделей организации - целевая структуризация, т.е. построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и контроля, таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным учреждением: демократические принципы; гибкий режим работы с детьми; вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности; расширение взаимодействия с социальной средой.

Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сферы деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Расширенный объект управления современным дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются между детским садом и окружающей средой.

Выход на субъектно-субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.

Построение моделей посредством определений системы элементов, связанных и взаимодействующих между собой, предполагает четкое видение и понимание руководителем общих принципов построения структуры управления, ее параметров, уровней соподчинения, распределения функционала.

Формирование и внедрение современных демократических организационных структур управления без научно обоснованного организационного проектирования может нанести непоправимый ущерб дошкольному учреждению.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:

Модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;

Проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и воспитания как процесса управления;

Структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;

Непрерывность в целостной системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;

Перестройку целостной системы управления дошкольным образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;

В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;

Для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем необходимо постоянное функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние;

В целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей.

Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.

Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (см. Прил№2)

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления. Эта система внедрена во многих дошкольных учреждениях г. Москвы.

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (см.Прил. №3)

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения - режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

2. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

4. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.

7. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП - сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

Важным моментом в данном подходе к управлению по результатам является выделение ключевых результатов. Чем ближе ключевые результаты к третьему уровню, тем более глубоким является осознание целей деятельности дошкольного учреждения.

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, мы выделяем следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды.

Образования не в полной мере нацелено на цели и задачи экономических реформ, и вместе с тем, в недостаточной мере предпринимаются шаги для совершенствования управления образовательным фактором экономического роста Павлодарской области. В частности, из данных, приведенных в подразделе 2 раздела 2, мы видим, что для Павлодарского региона характерна проблема снижения численности населения, и только...

Продолжить формирование новой региональной системы аттестации педагогических и руководящих работников, ориентированной на систему показателей оценки качества труда. Глава 3. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих...

Концепции – определить цели, принципы и направления культурно-образовательной, просветительской, фондовой и исследовательской деятельности музея. Идея создания концепции музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже возникла как естественное продолжение, условие развития музея и дальнейшая его интеграция в учебно-воспитательный процесс (см. прил. 7). Создание концепции...

Оценка соответствия проектов требованиям техники безопасности

В ст. 16 ФЗ “Об основах...” содержится обязательное требование о соответствии производственных объектов и продукции требованиям охраны труда. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. В соответствии с ней запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.


Указанные требования также содержатся и конкретизируются в системах стандартов безопасности труда, строительных нормах и правилах, иных соответствующих документах.


Порядок разработки, состав и содержание решений, разрабатываемых с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности, а также порядок разработки и содержание решений по охране труда и промышленной безопасности в проектно-технологической документации по организации строительства и производству работ содержатся в Сводах правил по проектированию и строительству “Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ”.


Согласно данному нормативному акту проекты организации строительства (далее — ПОС) и проекты производства работ (далее — ППР) разрабатываются с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности.


Выполнение работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов, а также строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов осуществляется на основе решений по охране труда и промышленной безопасности, разрабатываемых в составе организационно-технологической документации.


Безопасность решений при строительстве объекта в ПОС и ППР обеспечивается за счет выполнения следующих условий :


1) сокращение объемов работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов за счет применения новых проектных решений, обеспечивающих возможность применения более безопасных методов выполнения работ;


2) определение безопасной последовательности выполнения работ, а также необходимых условий для обеспечения безопасности при совмещении работ в пространстве и во времени;


3) выбор и размещения строительных машин и средств механизации с учетом обеспечения безопасных условий работы;


4)оснащение рабочих мест необходимой технологической оснасткой и средствами малой механизации;


5) выбор безопасных методов и приемов выполнения работ;


6) разработка решений по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов при строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов.


Порядок разработки и содержание решений в ПОС и ППР определяется строительными нормами и правилами.


ПОС разрабатывается генеральной проектной организацией с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.


ПОС разрабатывается в составе проектной документации на полный объем строительства для увязки решений по организации строительства с принятыми в рабочем проекте объемно-планировочными и конструктивными решениями проектируемых зданий и сооружений.


Учет требований охраны труда и промышленной безопасности осуществляется при подготовке следующих видов документации в составе ПОС и ППР:

  1. календарный план;
  2. строительный генеральный план (стройгенплан);
  3. технологические схемы;
  4. решения по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия потенциально опасных производственных факторов и эксплуатации опасных производственных объектов;
  5. пояснительная записка, содержащая необходимые обоснования и расчеты для принятых решений.

К разработке проектных решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР необходимо привлекать специалистов, имеющих опыт производственной работы и прошедших обучение и проверку знаний по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.


Указанные лица несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям охраны труда.


Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное постановлением Правительства РФ, закрепляет за Государственными инспекторами по охране труда право выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность отступлений от проектов выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов. Таким образом, именно данный государственный орган обладает необходимыми полномочиями для осуществления государственного контроля за соответствием проектов строительства требованиям техники безопасности и охраны труда.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Комментарий к Ст. 215 ТК РФ

1. Положения настоящей статьи являются во многом отсылочными, поскольку конкретные нормы, которые должны соблюдаться работодателем при организации производственной деятельности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня по проведению экспертизы условий труда на предмет соответствия производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

2. На реализацию государственной социальной политики по предоставлению гарантий работникам на безопасные условия труда направлена система сертификации работ по охране труда в организациях (см. ).

3. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда обеспечивается контрольно-надзорной деятельностью соответствующих федеральных органов исполнительной власти (см. комментарий к гл. 57 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 215 Трудового кодекса

1. Статья 215 ТК РФ относится к предупредительному надзору, запрещающему разработку, проектирование, строительство, передачу в серийное производство и ввод в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, машин, станков, инструмента, технологических процессов, не соответствующих требованиям охраны труда. Уже на стадии проектирования органами надзора и контроля проверяется их соответствие требованиям охраны труда.

Предупредительный (в отличие от текущего) надзор за охраной труда осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования и т.д., начиная с проверки чертежей, проектов и кончая вводом в эксплуатацию, когда начинает действовать текущий надзор. Статья 215 ТК РФ направлена на соблюдение требований охраны труда уже при проектировании и строительстве производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов с тем, чтобы они обеспечивали здоровые и безопасные условия труда.

За соблюдением этих требований соответствующие государственные и профсоюзные инспекции труда осуществляют предупредительный государственный надзор и профсоюзный контроль, проверяя и визируя проекты соответствующих объектов. Эти надзор и контроль продолжают ими осуществляться при вводе объектов в эксплуатацию.

Требования, которые в области охраны труда предъявляются к проектам и строительству объектов, включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, строительство и содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

Все указанные требования по охране труда содержатся в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации объектов, а также в Строительных нормах и правилах (СНиП).

Проектирование, строительство и реконструкция объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются (ст. 16 Закона об охране труда). Все они должны иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Закон обеспечивает экономическую заинтересованность предприятий в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства. Так, прибыль предприятий, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством РФ. В случае разработки проектов средств производства и внедрения новых технологий, не отвечающих требованиям по охране труда, научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (ст. 23 Закона об охране труда).

2. Построенные предприятия, цехи, участки и другие производственные объекты принимаются специально созданной комиссией, вводящей объект в эксплуатацию. Она проверяет детально по всем направлениям, обеспечены ли на данном объекте здоровые и безопасные условия труда, и подписывает акт приема и ввода в эксплуатацию, если все эти условия на принимаемом объекте соблюдены.

Ввод в эксплуатацию как новых, так и реконструированных объектов производственного назначения не должен допускаться без разрешения на то органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов, а также профкома организации, вводящей объект в эксплуатацию. Поэтому все представители указанных инспекций обязательно входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию и подписывают соответствующий акт. Представитель профкома визирует его лишь после того, как выборный профсоюзный орган на своем заседании принял решение о введении объекта в эксплуатацию. Без такого решения профкома председатель профкома не имеет права подписывать акт, так как закон требует разрешения коллегиального выборного профсоюзного органа той организации, которая вводит объект в эксплуатацию.

3. Запрещены строительство и реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, технологий без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда.

4. Новые и реконструированные производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют декларации о соответствии и (или) сертификата безопасности, выдаваемых в установленном порядке. Соответствующий сертификат оформляется на действующих предприятиях согласно Закону об охране труда, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140), Постановлениям Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции от 5 июля 2002 г.) «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» (Бюллетень нормативных актов. 2000. N 28) и от 5 августа 1997 г. N 17 (в редакции от 5 июля 2002 г.) «О принятии и введении в действие Правил сертификации» (Бюллетень нормативных актов. 1998. N 8), Постановлению Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (РГ. 2002. 13 авг.).

О порядке оформления декларации о соответствии промышленной безопасности см. Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526; Постановление Госгортехнадзора от 7 сентября 1999 г. N 66. О декларации о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий см. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (в ред. от 31 марта 2006 г.) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

5. Запрещается применение в производстве и при оказании услуг вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, в отношении которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая оценка (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) которых не проводилась.

6. Если в организации ранее не применялись новые вредные или опасные вещества, работодатель обязан до начала их применения разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля меры по безопасности работы с ними, по сохранению жизни и здоровья работников.

7. Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда. Прежде чем передавать в серийное производство образцы новых машин, механизмов и другого производственного оборудования, они должны быть испытаны на предмет безопасности их для работника и доведены до необходимого состояния, отвечающего требованиям охраны труда. На всех действующих производствах, согласно Закону об охране труда, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановлениям Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции от 5 июля 2002 г.) «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации», от 5 августа 1997 г. N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации», Постановлению Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях», оформляются соответствующие декларации о соответствии и (или) сертификаты безопасности.

Руководители организаций независимо от форм собственности обязаны проводить сертификацию постоянных рабочих мест на производственных объектах, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Для организации и проведения этой сертификации следует руководствоваться Постановлениями Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» (Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 5) и от 24 апреля 2002 г. N 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (РГ. 2002. 13 авг.).

8. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (ст. 23 Закона об охране труда).

9. Работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье работника.

В организациях, работа в которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.

10. В тех случаях, когда в производство внедряется новый вид работ, а в правилах, стандартах безопасности требования для обеспечения безопасных условий труда на них отсутствуют, администрация организации с учетом мнения профкома разрабатывает такие правила для данного вида работ, обеспечивающие безопасные условия труда.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть утратила силу с 1 января 2014 года - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ.
Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Комментарий к статье 215 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Статья 215 ТК относится к предупредительному надзору, запрещающему разработку, проектирование, строительство, передачу в серийное производство и ввод в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, машин, станков, инструмента, технологических процессов, не соответствующих требованиям охраны труда. Уже на стадии проектирования органами надзора и контроля проверяется их соответствие требованиям охраны труда.

Предупредительный (в отличие от текущего) надзор за охраной труда осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования и т.д., начиная с проверки чертежей, проектов и кончая вводом в эксплуатацию, когда начинает действовать текущий надзор. Статья 215 ТК направлена на соблюдение требований охраны труда уже при проектировании и строительстве производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов с тем, чтобы они обеспечивали здоровые и безопасные условия труда.

За соблюдением этих требований соответствующие государственные и профсоюзные инспекции труда осуществляют предупредительный государственный надзор и профсоюзный контроль, проверяя и визируя проекты соответствующих объектов. Эти надзор и контроль продолжают ими осуществляться при вводе объектов в эксплуатацию.

Требования, которые в области охраны труда предъявляются к проектам и строительству объектов, включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, строительство и содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

Все указанные требования по охране труда содержатся в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации объектов, а также в Строительных нормах и правилах (СНиП).

Проектирование, строительство и реконструкция объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются (ст. 16 Закона об охране труда). Все они должны иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Закон обеспечивает экономическую заинтересованность предприятий в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства. Так, прибыль предприятий, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством РФ. В случае разработки проектов средств производства и внедрения новых технологий, не отвечающих требованиям по охране труда, научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (ст. 23 Закона об охране труда).

§ 2. Построенные предприятия, цехи, участки и другие производственные объекты принимаются специально созданной комиссией, вводящей объект в эксплуатацию. Она проверяет детально по всем направлениям, обеспечены ли на данном объекте здоровые и безопасные условия труда, и подписывает акт приема и ввода в эксплуатацию, если все эти условия на принимаемом объекте соблюдены.

Ввод в эксплуатацию как новых, так и реконструированных объектов производственного назначения не должен допускаться без разрешения на то органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов, а также профкома организации, вводящей объект в эксплуатацию. Поэтому все представители указанных инспекций обязательно входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию и подписывают соответствующий акт. Представитель профкома визирует его лишь после того, как выборный профсоюзный орган на своем заседании принял решение о введении объекта в эксплуатацию. Без такого решения профкома председатель профкома не имеет права подписывать акт, так как закон требует разрешения коллегиального выборного профсоюзного органа той организации, которая вводит объект в эксплуатацию.

§ 3. Запрещены строительство и реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, технологий без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда.

§ 4. Новые и реконструированные производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют декларации о соответствии и (или) сертификата безопасности, выдаваемых в установленном порядке. Соответствующий сертификат оформляется на действующих предприятиях согласно Закону об охране труда, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140), Постановлениям Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции от 5 июля 2002 г.) "Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации" (Бюллетень нормативных актов. 2000. N 28) и от 5 августа 1997 г. N 17 (в редакции от 5 июля 2002 г.) "О принятии и введении в действие Правил сертификации" (Бюллетень нормативных актов. 1998. N 8), Постановлению Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (РГ. 2002. 13 авг.).

О порядке оформления декларации о соответствии промышленной безопасности см. Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526; Постановление Госгортехнадзора от 7 сентября 1999 г. N 66. О декларации о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий см. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (в ред. от 31 марта 2006 г.) "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

§ 5. Запрещается применение в производстве и при оказании услуг вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, в отношении которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая оценка (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) которых не проводилась.

§ 6. Если в организации ранее не применялись новые вредные или опасные вещества, работодатель обязан до начала их применения разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля меры по безопасности работы с ними, по сохранению жизни и здоровья работников.

§ 7. Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда. Прежде чем передавать в серийное производство образцы новых машин, механизмов и другого производственного оборудования, они должны быть испытаны на предмет безопасности их для работника и доведены до необходимого состояния, отвечающего требованиям охраны труда. На всех действующих производствах, согласно Закону об охране труда, Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановлениям Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 (в редакции от 5 июля 2002 г.) "Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации", от 5 августа 1997 г. N 17 "О принятии и введении в действие Правил сертификации", Постановлению Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях", оформляются соответствующие декларации о соответствии и (или) сертификаты безопасности.

Руководители организаций независимо от форм собственности обязаны проводить сертификацию постоянных рабочих мест на производственных объектах, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Для организации и проведения этой сертификации следует руководствоваться Постановлениями Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" (Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 5) и от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (РГ. 2002. 13 авг.).

§ 8. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (ст. 23 Закона об охране труда).

§ 9. Работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье работника.

В организациях, работа в которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.

§ 10. В тех случаях, когда в производство внедряется новый вид работ, а в правилах, стандартах безопасности требования для обеспечения безопасных условий труда на них отсутствуют, администрация организации с учетом мнения профкома разрабатывает такие правила для данного вида работ, обеспечивающие безопасные условия труда.

Другой комментарий к статье 215 ТК РФ

1. Одним из основных принципов охраны труда является необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда. Реализуется данный принцип на стадии предварительного надзора, при котором запрещаются разработка, проектирование, строительство, передача в серийное производство и ввод в эксплуатацию производственных объектов, машин, механизмов, не соответствующих требованиям охраны труда.

Конкретное преломление требования охраны труда находят в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации производственных объектов, в строительных нормах и правилах (СНиП), в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН), санитарных правилах (СП), гигиенических нормативах (ГН), санитарных правилах и нормах (СПиН), а также в сертификатах соответствия.

2. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не может допускаться без разрешения органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов, а также выборного органа первичной профсоюзной организации. Представители названных органов входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Часть вторая утратила силу.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Комментарий к статье 215 Трудового Кодекса РФ

1. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Сертификат соответствия представляет собой документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификацию продукции и услуг осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации. Отношения в области сертификации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

2. Градостроительная и проектная документация (технико-экономические обоснования, проекты на строительство, расширение и техническое перевооружение предприятий и сооружений) в Российской Федерации до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Она производится независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, за исключением документации на объекты, строительные работы, не затрагивающей конструкторские и другие характеристики надежности и безопасности, а также документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов, консервация и ликвидация которых не требует разрешения (см. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").

В ст. ст. 29, 49, 50 ГсК установлены правила экспертиз проектов документов, результатов инженерных изысканий.

3. Основные принципы и методология порядка проведения государственной экспертизы условий труда при рассмотрении проектов строительства разработаны Минтрудом России (см. Инструкцию о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. РДС 11-201-95, утв. Постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39).

Контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда ведется не только на стадии проектирования, но и в процессе строительства производственных объектов. Такой контроль проводится Федеральной инспекцией труда.

Предусмотрена необходимость соблюдения определенного порядка ввода в действие построенных вновь или реконструируемых производственных объектов. Производственные объекты предъявляются заказчиком к приемке государственной приемочной комиссией (СНиП 3.01.04-87). Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется и на соответствие их требованиям охраны труда органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, т.е. государственными инспекторами по охране труда. При выявлении в процессе приемки нарушений требований охраны труда при строительстве или реконструкции объектов производственного назначения ни одно предприятие, цех, участок не могут быть приняты и введены в эксплуатацию.

Вредные или опасные вещества, материалы, продукция, товары и услуги применяются по разработанным методикам с обязательным проведением метрологического контроля и токсикологической оценки, т.е. не допускается использование новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу об их влиянии на организм и здоровье человека и не получивших санитарно-эпидемиологическое заключение. См. Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утв. Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224.

Опытные образцы продукции до передачи их в производство также подлежат испытаниям на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Использование новых, не применяемых ранее в производстве, вредных или опасных веществ должно осуществляться после разработки и согласования с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников, занятых в производстве с использованием указанных веществ. Решение об использовании вредных или опасных веществ принимается работодателем после получения положительных заключений соответствующих государственных органов надзора и контроля о возможности применения этих веществ в производстве.

4. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.

Правила сертификации производственного оборудования утв. Постановлением Госстандарта России от 3 мая 2000 г. N 25.



 

Возможно, будет полезно почитать: