Законы древнего рима. Доски с законами, влияние афинского права

Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством. Фактрум называет десяток примеров.

Запрещалось носить пурпур

Основной одеждой римского гражданина была тога - большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу.

Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.

Запрещалось закатывать большой пир

В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы - законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких - закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни - не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки - сколько давала земля.

Запрещалось плакать на похоронах

Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже - плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.

Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.

Отец мог легально убить любовника своей дочери


Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его.

А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.

Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными

К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное - собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.

Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет

Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».

Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената

Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.

Отец мог трижды продать своих детей в рабство


Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них - право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.

Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком

Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.

Отец семейства мог законно убить всю свою семью

Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь - за внебрачную связь, сыновей - за совершённое правонарушение.

Общая характеристика римского права

В правовой истории человечества римское право занимает уникальное место, знаменуя собой высшую степень развития и всего античного рабовладельческого права. Ему присуща необычайная широта охвата разнообразных жизненных ситуаций и общественных отношений. Именно римляне, опираясь на достижения правовой мысли и практики предыдущих лет, впервые подробно подвергли правовой регламентации и защиты частную собственность, а также другие имущественные права и интересы лиц. Римское право стало базовым для расцвета правовой культуры мировой цивилизации, которое стало общим достоянием человечества, а римская юриспруденция положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

Римское право пережило ту рабовладельческое государственность (Западную Римскую империю), на основе которой оно сложилось и развилось. Оно стало действующим правом Восточной Римской империи (Византии), других европейских стран последующих исторических эпох. В истории римского права выделяют три периода:

а) древнейший период (VI-середина III в. до н. э.), для которого была свойственна полісна замкнутость права, архаизм его норм, сакральный характер институтов и бедная источниковая база;

б) классический период (середина НИ в. до н. э.-конец III в. н. э.), который характеризуется освобождением права от наслоений патриархальности и религиозности, становлением его как светской юридической системы. Правовые институты достигают своей завершенности, а классическая юриспруденция мировые образцы правового анализа сложных социальных отношений и филигранной юридической техники;

в) постклассический период (IV-VI вв. н. э.). Право как будто застывает на месте, перестает развиваться и отражает экономический и политический кризис рабовладельческого общества. Положительной стороной права этой эпохи является его систематизация и постепенное приспособление к новым, феодальных отношений в условиях Византийского государства как правопреемник Римской империи.

Уяснить сущность римского права, его предписаний и інстатутів невозможно без представления об особенностях римского характера, нравственность римского гражданина, его связь с религиозными верованиями. В жизни древнеримского общества чрезвычайно важное значение играли такие институты, как род и семья (семья). В древнейший период род был основополагающей единицей полиса, а его глава представлял весь род в самом влиятельном органе Рима - сенате. Патриархальная семья была ячейкой общества с практически неограниченной властью домовладики (pater familias). Между детьми и родителями существовали уважение и приязнь, сдержанность в проявлениях эмоций.

Родственников объединяли общие семейные культы, божества, представления о чести и достоинстве. В семье ребенок встречалась с первыми божествами, своими охранниками - духами предков. Древняя римская религия сделала значительный вклад в нравственность общественных отношений, создала фундамент для восприятия римским гражданином предписаний права и безусловному подчинению им. Правовым нормам придавался религиозный ореол, а потому преступление считался не только нарушением общественного порядка и правил общежития, но и посягательством на небесный покой и оскорблением богов.

Законы XII Таблиц как источник права Древнего Рима

учитывая дальнейшее изучение учебного курса "Основы римского частного права" стоит больше внимания уделить характеристике публичного права Древнего Рима.

Появление сборника "Законы XII Таблиц" историческая традиция относит к 451-450 гг. до н. э. На то время тлумачниками норм обычного права были жрецы-понтифики - выходцы из патрициев, которые нередко произвольно толковали право в угоду собственным интересам. Поэтому плебеи потребовали осуществить запись таких норм и предоставить им публичного характера. Под давлением плебеев в 45і г. до н. э. была избрана комиссия из 10 децемвиров для записи законов. Законы были одобрены народным собранием, после чего их высекли на 12 медных листах, закрепив на деревянных досках и выставив в центре Рима. Первоначальный текст законов до нас не дошел, потому что, очевидно, был уничтожен во время завоевания Рима галлами, но их смысл был восстановлен за трудами более поздних римских авторов, которые дают ссылки на эти законы. В результате, хоть и не полно, но удалось реконструировать содержание Законов XII Таблиц. их нельзя считать кодексом. Это, скорее всего, сборник коротких обычных норм из главных вопросов общественной жизни Рима.

В целом Законы XII Таблиц отражали социальные отношения римского общества в эпоху перехода от первобытнообщинного к рабовладельческому строю. Историк и мыслитель Тит Ливий назвал их "источником всего публичного и частного права". Комментированию и толкованию этих положений посвящены многочисленные труды римских юристов.

В Законах находим ряд статей, сохраняли пережитки римской патриархальной общины. Так, в ее руках оставалось распоряжения землей. Земельный надел нельзя было завещать храмам и даже богам. Земля не должна была выходить из-под контроля общины, а продолжала оставаться ее собственностью. Таким образом, частная собственность на земельные участки была ограниченной. Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов собственности - земли, зданий, рабочего скота, рабов находились под контролем общины.

Указанные объекты принадлежали к так называемым манципованих вещей, их отчуждение сопровождалось обычным ритуалом, в котором принимали участие, кроме продавца и покупателя, весовщик и пять свидетелей из числа римских граждан. На вес клали слиток меди, который символизировал деньги, покупатель касался рукой купленной вещи (или ее символа) и произнес установленную формулу. Обряд был направлен на то, чтобы усложнить иностранцам доступ к собственности римских граждан. Все другие вещи считались неманципованими и отчуждались упрощенным образом.

Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин. В Законах подробно говорится о границах земельных наделов, давность владения ими, порядок наследования. Защита прав собственника обеспечивался суровыми наказаниями. Так, вор, виновный в ночной краже урожая, подлежал распятию на дереве. За поджог дома и зерна, что лежало рядом, на преступника одевали кандалы, а после избиения публично сжигали.

Как пережиток прошлого следует расценивать фиксацию в Законах охраны патриархальной семьи и огромной власти домовладики - главы семейства. Он имел исключительное право распоряжаться имуществом семьи, обладал практически неограниченной властью над женой и всеми потомками. Отец семейства мог убить ребенка-урода, эмансипировать сына (то есть освободить его из-под родительской власти символическим обрядом продажи в рабство), прогнать из дома жену.

Законы запрещали браки между патрициями и плебеями. С древних времен в Риме существовали три формы заключения брака - две древние и одна новая. Древние осуществлялись в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов. Вторая форма брака состояла в покупки невесты.

Новой формой брака был брак "sine manu", то есть "без власти мужа". Женщина при этом имела свободу развода и могла забрать личное имущество, которое она принесла в качестве приданого, а также имущество, нажитое или приобретенное ею во время брака. Специфической особенностью этого брака было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в определенное время на три дня оставляла дом мужа и тем самым символически прерывала срок давности брака. За любого брака муж мог распоряжаться приданым жены, для него развод был почти беспрепятственным.

После смерти домовладики имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало строго соблюдать. Завещание должен был утверждаться куріатною или даже центуріатною коміцією. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для себя, так и на содержание малолетних детей. Наследники могли и не делить имущество, а вести хозяйство сообща.

Особенно подробно регламентируется в Законах XII Таблиц договор займа. Кроме обычных ссудных операций, связанных с процентами, закладом и пр. известен был и так называемый нексум, или же-залог должника. Это положение было отменено в 326 г. до н. э. Законом Петелія. Отныне должник стал отвечать перед кредитором только собственным имуществом.

Помимо обязательств из договоров, были известны обязательства из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы посевов, уничтожения или повреждения имущества.

Уголовно-правовые постановления Законов ХП Таблиц были очень суровые. Смертной казнью карался тот, кто умышленно потравил посевы или собрал урожай с "обработанного плугом поля". Вора, застигнутого ночью, можно было безнаказанно убить на месте преступления. "Если вор крал ночью и был убит на месте, то пусть убийство будет считаться правомерным" (Табл. VIII, ст. 12). Вор, задержанный днем, подвергался физическому наказанию и отдавался потерпевшему, что влекло за собой обращение в рабство. Законы XII Таблиц рассматривают кражу чужого имущества не столько как преступление, что посягал на интересы государства, сколько как действие, наносила частно-имей новую вред.

Для своего времени Законы XII Таблиц были широко используемым источником для регулирования сравнительно простых товарных, семейных, наследственных и других отношений. Отсюда и внешняя уважение к ним в более позднее время, несмотря на то, что многие положения стали архаичными и практика их применения или вовсе исключалась, либо была минимальной.

В результате постоянных войн Рим выходит за пределы территорий мес-и-полиса, покорив Италию, а затем и другие европейские, азиатские и северо-африканские земли. Происходит рост ремесленной и торговой деятельности государства. Формируется сословие всадников, чьей профессией становится торговая и промышленная деятельность. На новой экономической основе вырастает новое право. В этих исторических условиях на юридическое поле вступают преторы как создатели, тлумачники и охранники права. Они заложили основы римской классической юриспруденции, создателями которой стали также римские "классические" юристы - Ульпіан, Папиніан. Гай, Модестин и др. Отходит в прошлое юридический формализм, который пронизывал Законы XII Таблиц. Получают признание принципы равенства сторон, справедливости, доброй совести. Когда право противоречит справедливости, говорит Ульпіан, следует отдать предпочтение последнему, и, таким образом, справедливость будет иметь преимущество перед строгим пониманием права.

Проблемы и вопросы теории государства и права, конституционного и административного права

УДК 340.13 йО!: 10.14529/^170313

ББК Х022.155+Х3(0)323

ПРАВО И ЗАКОН В ДРЕВНЕМ РИМЕ: У ИСТОКОВ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Д. С. Асташов, А. А. Соловьева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена проблеме зарождения наиболее ранних представлений о значении позитивного права в юриспруденции Древнего Рима и древнеримском право-восознании и правовой культуре в целом. Разграничение права и закона, роль и положение позитивного права в системе права, его оценка с точки зрения соответствия идее права - идеи, характерные для различных типов правопонимания более позднего периода, берут начало именно в юридической доктрине Древнего Рима. Исследуется проблема норм римского права с точки зрения современных представлений о норме права, выделяются ее особенности применительно к рассматриваемому историческому периоду. Авторы приходят к выводу о том, что характерная для Древнего Рима множественность источников права привела философов и юристов к выделению специального понятия права, объединяющего всю совокупность предписаний нормативного характера.

Ключевые слова: римское право, рецепция римского права, правовая доктрина, юридическая конструкция.

Древнеримской правовой культуре принадлежит центральное место в западной юридической традиции. Римская империя как первая организующая универсальная структура дает начало европейской цивилизации, что находит отражение во взаимосвязи римского права и современных европейских правовых систем. Эти тенденции исторической преемственности современного права по отношению к римскому нередко становятся предметом современных научных исследований. При этом проблема позитивного римского права, специфики правовых норм рассматриваемого периода нуждается в дальнейшем исследовании. Так, сторонники историко-правового направления изучения наследия римских юристов приходят к поразительному утверждению: «В романистике все еще недостаточно исследовано подлинное римское право: римский менталитет, терминология. Вполне очевидно, что эту задачу невозможно решить без изучения средневековой доктрины права. Только так можно понять, где право римское, а где - римское право глоссаторов» .

Существует точка зрения, согласно которой римская юриспруденция представляет собой уже подлинную юридическую науку. Безусловно, римскими юристами использовались отдельные приемы научного юридического мышления, и тенденция к его теорети-зации в Риме усилилась с I века до н. э. Однако это не сделало римскую юриспруденцию правовой наукой в строгом смысле слова. Римская классическая юриспруденция - явление, в котором теория не отделима от практики .

Правовая доктрина известна уже на ранних этапах развития права. Наиболее известным римским юристам предоставлялось право толковать действующие законы. Результаты толкования признавались обязательными для всех должностных лиц и граждан. В 426 году н. э. в Риме был принят специальный закон, в соответствии с которым положения работ выдающихся юристов - Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина - признавались обязательными для судей. Это означало, что разъяснения римских юристов признавались ис-

точником права: решение по делу могло быть вынесено со ссылкой на высказывания указанных юристов . При этом цель деятельности римских юристов состояла в том, чтобы приспособить действующее законодательство к изменяющимся общественным отношениям. Результатом этого стала кодификация Юстиниана - ряд теоретических положений, которым предстояло сыграть значимую роль в истории развития права .

Широкое распространение в римском праве таких терминов, как «владение», «собственность», «мошенничество», «деликт», «кража» и десятки других, еще не означает, как указывает Дж. Берман, что они понимались как идеи, пронизывающие все нормы и определяющие их применимость: «Понятия римского права, как и его многочисленные нормы, были привязаны к определенным юридическим ситуациям. Римское право состояло из сложной сети норм; однако они существовали не как интеллектуальная система, а, скорее, как красочная мозаика практических решений конкретных юридических вопросов. Таким образом, можно сказать, что хотя в римском праве присутствовали понятия, там отсутствовало определение самого понятия» . В римском праве эпохи Юстиниана и до нее отсутствовали общие понятия, употреблялись лишь термины - имена конкретных явлений как в логической системе «имя - смысл - денотат».

Термины римского права, как и его «дефиниции», то есть точное изложение правовых норм, присутствующих в решениях по отдельным делам, были привязаны к конкретным ситуациям, юридическому контексту. Согласно правилу Яволена, «все нормы (definitiones) в гражданском праве опасны, ибо они почти всегда могут быть искажены». В постклассический период в римском праве появляется тенденция к повышению уровня абстракции. В первой половине II века юристы начинают с определенностью писать о нормах (regulare), которые хотя и выводятся из прецедентов, но могут рассматриваться и отдельно.

Однако и эти «нормы», несмотря на их отточенность и форму правовых принципов, имели значение также только в контексте содержания дел, в которых они когда-либо были применены, то есть в отношении к конкретным ситуациям.

В современной теоретической науке представлено два подхода к пониманию норм права. Согласно первой, которой придерживается большинство ученых, норма права - это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Этой точки зрения придерживаются В. В. Лазарев,

A. Б. Венгеров, А. В. Малько, В. Д. Перевалов, А. Ф. Черданцев и др. По мнению другой группы ученых, норма права - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, регулирующего общественные отношения. Эта точка зрения В. К. Бабаева, М. И. Байтина,

B. Н. Протасова и др. Представляется, что второе определение более соответствует содержанию императивных норм, в то время как понятие «правило поведения» охватывает содержание как диспозитивных, так и императивных норм права . Интересно, что аналогичное противопоставление, хотя и менее позитивисткого характера, мы встречаем и у римских юристов. Папиниан утверждал, что «закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства» . Упоминание о преступлении в этом отрывке явно указывает на императивные нормы.

Однако необходимо отметить, что римское право - это прежде всего частное право гражданина. Оно было создано для защиты частных собственников, агентов свободного рынка, находившихся под эгидой государства. В Древнем Риме допускалось также применение судебной практики в качестве источника права: «...поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности». Особая роль при толковании римские юристы отводили обычаю: «Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось государство ранее в случаях такого рода; ибо обычай является лучшим толкованием закона». При рассмотрении вопроса о происхождении права и регулировании общественных отношений в Ди-гестах упоминается об обычае, но не дается

ему определения. Сказано лишь о том, что римский народ «начал пользоваться... некоторым обычаем» после изгнания рексов. В качестве такового упоминается об обычае ежегодного установления понтификов, ведающих частными делами. Можно заключить, что под обычаем понималось правило поведения, одобренное молчаливым соглашением граждан, не имеющее письменной формы и соблюдаемое в течение многих лет. Далее, при отсутствии правовой нормы, регулирующей те или иные общественные отношения, Дигесты прямо предписывали применение обычая: «Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона)...». Обычай в Древнем Риме имел силу закона и назывался «правом, установленным нравами» . Такое положение дел объяснялось тем, что и обычаи, и законы приняты и применяются по воле народа. Разница между ними состоит в том, что закон одобрен голосованием и существует в письменной форме, а обычай - путем дел и действий, письменной же формы он не имеет.

О разграничении понятий «право» и «закон» римскими юристами свидетельствует приведенная в Дигестах позиция Юлиана о необходимости соответствия закона праву: «Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу». В этом случае поднимался вопрос о соответствии понятий права и закона в том случае, если закон является правовым, отвечающим интересам общества, отражающим существующие в нем отношения. Так, применять норму права к определенным отношениям допускалось не только исходя из ее словесного выражения, но и в соответствии с ее общим смыслом, ибо, как считал Цельс, «знать законы - значит воспринять не их слова, а их смысл и значение». Для правильного применения закона необходимым признавалось полное изучение его текста: «Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо части закона, без рассмотрения закона в целом» .

Таким образом, процесс позитивации правовых норм в Древнем Риме и его результат - позитивное право, как отмечает Д. В. Дождев, отвечает тем же требованиям эквивалентности и соразмерности дозволенного и запрещенного, возможного и должного, которые мыслятся в данном обществе как

правильное и справедливое. В процессе пози-тивации эти требования предъявляются законодателю, ставя его возможный произвол под контроль общества и обеспечивая соответствие позитивной формы содержанию права .

Таким образом, дуализм права (ius) и закона (lex) появляется уже в Древнем Риме. Основанием для него стали: а) множественность источников римского права, б) использование ius как собирательного понятия для обозначения совокупности источников права (в формальном значении) римского права (законов, постановлений сената, указов магистратов, обычаев и пр.) и в) стремление обосновать наличие объективных законов справедливости и «справедливого» по природе. Ius в отличие от lex - понятие многозначное. М. Бартошек приводит следующие основные значения ius: право, в отличие от нравов, обычая, бесправия, объективное право, совокупность правовых норм и институтов (от права в целом до правовых предписаний в отдельных нормах), право, созданное правовой наукой, субъективное право, правомочия отдельного лица в рамках объективного права, субъективное право в целом во всех своих взаимосвязях, право в судопроизводстве, труды правоведов . С точки зрения Ф. Дыдынского, ius - это «право a) в объективном смысле б) обнимает собой правила и нормы, определяющие порядок совместной жизни людей... в) правило, положение, источник права... г) право в силу судебного решения. д) особое обозначение Ius правило гражданского права против преторскому праву... С другой стороны, под ius понимают также преторское право. е) наука права. В субъективном смысле - есть свободная воля человека, способность свободного действия. совокупность всех имущественных прав известного лица» . Римский юрист Павел наряду с различением ius naturale и ius civile понимает ius в том числе как судебное решение претора и само место судоговорения .

Ius нередко использовалось как синоним закона для обозначения совокупности источников (в формальном значении) римского права (законов, постановлений сената, указов магистратов, обычаев и пр.). Цицерон также использует термин право (ius) в различных значениях, но основное внимание Цицерона при анализе юридической проблематики на-

правлено на определение понятия права в объективном смысле . И ius у него зачастую обозначает нормативное предписание (аналогично lex). В таком значении термин ius продолжал применяться на протяжении всего рассматриваемого периода - от Цицерона до Руссо.

Кроме этого, ius понимается также как творчество судьи, процесс и результат применения закона. Знаменитое определение Цель-са («право есть искусство доброго и справедливого») является лаконичным определением ius в значении, близком к пониманию «права» у Аристотеля . «Справедливое» определено законом и в узко юридическом значении сводится к равенству (equis aequitas), а «добро» означает исправление недостатков закона.

Таким образом, характерная для Рима множественность источников права привела к выделению специального понятия, объединяющего всю совокупность предписаний нормативного характера. Таким понятием и стало ius. В связи с этим особый интерес представляет вопрос, относится ли ius к позитивному или естественному праву. Поскольку речь шла о праве как таковом, а не о конкретных актах нормативного характера или их совокупности (постановления народа, сенату-сконсульты и пр.), то это право (ius) было наделено всеми качествами, которые считались обязательными для истинного, справедливого права. Однако для определения естественного права, противостоящего позитивному и воплощавшему истинную справедливость, существовало другое понятие. Этот максимум требований воплощало в себе ius naturale (естественное право), которое не может быть сведено к постановлениям народа, сенату-сконстультам и прочим источникам. Ius natrale (естественное право) стало понятием, обозначающим «справедливое» как таковое право, «справедливое» по природе. Писаные законы, сенатусконсульты и другие источники объединяются понятием ius civile (позитивное право), которое наиболее близко современным представлениям о позитивном, то есть писаном праве. Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Риме существовало общее родовое понятие права ius, включавшее в себя в качестве видов и естественное право, и позитивное право . Этот вывод весьма значим для исследования право-понимания в Древнем Риме: видовые понятия

как разновидности общего родового понятия хотя и логически разводятся и разграничиваются, но никогда не конкурируют, и жесткое противопоставление их друг другу также отсутствует, так как есть единая общая категория, которая объединяет, примиряет и обеспечивает их синтез.

Как отмечает М. В. Байтеева, в процессе рецепции римского права в период Средневековья подчинение юстиции оказалось более простым делом, чем контроль над материальным правом, поскольку право (jus) уже с раннего Средневековья понимали как совокупность законов (lex) и устно передаваемых обыкновений (mos). Используя теоретические труды римских юристов, государство и церковь стремились закрепить то право, которое наиболее отвечало их интересам, что привело к признанию только писаных источников. Процесс разграничения писаного и неписаного права был начат еще в Риме, поэтому начиная с XIII века, писаное право окончательно оформило свой статус «jus positivum» и стало означать право, подкрепленное авторитетом власти. Изначально римское право признавалось как продукт правотворчества народа Рима, это послужило основанием для построения спекулятивных конструкций в различных политических теориях, соединявших понятия «суверенитет» и «высший авторитет». С этого времени началось наполнение понятия «суверенитет» содержанием, связанным с полнотой и неограниченностью власти государства, где право стало результатом признания закона господствующей власти, что в дальнейшем сыграло значительную роль в развитии позитивистского учения .

Совершенствование римского права привело в дальнейшем к приоритетной роли законодательного (кодифицированного) регулирования в странах романо-германской правовой семьи (в отличие от семьи общего права) и к ограничению использования юридической доктрины в качестве источника права в правоприменительной деятельности. Интересным в рассматриваемой связи представляется замечание И. М. Хужоковой, которая, рассуждая о значимости исторического противостояния между кодексом и доктриной в государствах, унаследовавших от Рима тип научной рациональности и юридическую технику, приходит к следующему выводу: «Взаимоотношения этих двух источников права складывались очень непросто: в евро-

пейской истории сюжет о «запрете цитирования» юристов имел место неоднократно» .

Таким образом, деятельность римских юристов оказала огромное влияние на развитие права. Это объясняется высокой культурой римского права, новое открытие и прочтение которого в этот период повлекло за собой его рецепцию. Многие положения римской юриспруденции остаются актуальными и привлекают внимание исследователей до настоящего времени, многие современные понятия и юридические конструкции берут начало именно в римском праве и могут быть объективно поняты и объяснены лишь с учетом данного обстоятельства.

Литература

1. Байтеева, М. В. Рецепция римского права и становление публично-правовой сферы в системе романо-германского права / М. В. Байтеева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 2 (14). - С. 106111.

2. Бартошек, М. Римское право. Понятия, термины, определения / М. Бартошек. - М.: Юрид. лит., 1989. - 448 с.

3. Батиев, Л. В. Современные поиски «ин-тегративной» теории права и ан-тичный опыт определения права / Л. В. Батиев // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 3. - С. 14-19.

4. Берман, Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Дж. Берман. - М.: А<1 Ма^теш, 1999. - 432 с.

5. Дигесты Юстиниана. Т. 1. Кн. 1-4 / отв. ред. Л. Л. Кофанов. - М.: Статут, 2002. -584 с.

6. Дождев, Д. В. Римское частное право: учебник для вузов / Д. В. Дождев / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа ИНФРА. 1997. - 704 с.

7. Дыдынский, Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права / Ф. Дыдынский. - Варшава: Типография К. Ковалевского, 1896. - 372 с.

8. Кофанов, Л. Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве / Л. Л. Кофанов // Древнее право. Ivs antiqvvm. - 2003. - № 1 (11). - С. 40-53.

9. Недилько, Ю. В. Толкование позитивного права с позиции римских юристов / Ю. В. Недилько // Общество и право. - 2009. -№ 1 (23). - С. 59-62.

10. Полдников, Д. Ю. Договорные теории глоссаторов / Д. Ю. Полдников. - М.: Academia, 2008. - 352 с.

11. Томсинов, В. А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период) / В. А. Томсинов // Вестник Московского университета. - 1995. - № 2. - С. 35-45.

12. Хужокова, И. М. О цитировании юристов / И. М. Хужокова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2010. - № 6. - С. 18-31.

13. Цицерон, Марк Туллий. Диалоги о государстве - о законах / Марк Туллий Цицерон. - М.: Наука, Ладомир, 1994. - 223 с.

14. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 704 с.

15. Шамаров, В. М. Актуальные проблемы современной российской теории права: монография / В. М. Шамаров. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2017. - 192 с.

Асташов Дмитрий Сергеевич - аспирант кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Соловьева Алина Антоновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

DOI: 10.14529/law170313

LAW AND LEGISLATION IN ANCIENT ROME: ORIGINS OF POSITIVE LAW

D. S. Astashov, A. A. Soloviiova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article is devoted to the problem of the origin of the earliest ideas about the meaning of positive law in the jurisprudence of Ancient Rome and the ancient Roman legal consciousness and legal culture. The distinction between law and legislation, the role and status of positive law in the legal system, its evaluation from the point of view of compliance with the idea of law - ideas, specific to different types of legal consciousness of a later period originated in the legal doctrine of Ancient Rome. The problem of norms of the Roman law is examined from the point of view of modern ideas about the rule of law; its features in relation to this historical period are distinguished. The authors come to the conclusion that the characteristic of Ancient Rome multiplicity of sources of law led philosophers and lawyers to the allocation of a special concept of law, uniting the entire set of regulations of the normative nature.

Keywords: Roman law, reception of Roman law, legal doctrine, legal concept.

1. Bajteeva M.V. . Aktual"nye problemy jekonomiki i prava , 2010, no. 2 (14), pp. 106-111. (in Russ.)

2. Bartoshek M. Rimskoe pravo: Ponjatija, terminy, opredelenija . Moscow, 1989, 448 p.

3. Batiev L.V. . Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta , 2011, no. 3, pp. 14-19. (in Russ.)

4. Berman G. Dzh. Vera i zakon: primirenie prava i religii . Moscow, 1999, 432 p.

5. Digesty Justiniana. Kn. 1-4 . Moscow, 2002, 584 p.

6. Dozhdev D. V. Rimskoe chastnoepravo . Moscow, 1997, 704 p.

7. Dydynskij F. Latinsko-russkij slovar" k istochnikam rimskogo prava . Varshava, 1896, 372 p.

8. Kofanov L. L. . Drevnee pravo. Ivs antiqvvm. , 2003, no. 1 (11), pp. 40-53. (in Russ.)

9. Nedil"ko Ju. V. . Obshhestvo ipravo , 2009, no. 1 (23), pp. 59-62. (in Russ.)

10. Poldnikov D. Ju. Dogovornye teorii glossatorov . Moscow, 2008, 352 p.

11. Tomsinov V. A. . Vestnik Moskovskogo universiteta , 1995, no. 2, pp. 35-45. (in Russ.)

12. Huzhokova I. M. . Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel"stva i sravnitel"nogo pravovedenija , 2010, no. 6, pp. 18-31. (in Russ.)

13. Ciceron Mark Tullij. Dialogi o gosudarstve - o zakonah. . Moscow, 1994, 223 p.

14. Chervonjuk V. I. Teorija gosudarstva i prava . Moscow, 2009, 704 p. "

15. Shamarov V. M. Aktual"nye problemy sovremennoj rossijskoj teorii prava: monografija . Moscow, 2017, 192 p.

Dmitry Sergeevich Astashov - postgraduate student of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

Alina Antonovna Soloviiova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Асташов, Д. С. Право и закон в древнем Риме: у истоков позитивного права / Д. С. Асташов, А. А Соловьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2017. -Т. 17, № 3. - С. 71-77. БО!: 10.14529/^170313.

Astashov D. S., Soloviiova A. A. Law and legislation in Ancient Rome: origins of positive law. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 71-77. (in Russ.) DOI: 10.14529/law170313.

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра: государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран.

РЕФЕРАТ

по теме: «Государство и право Древнего Рима»

Подготовил:

Студент 332 группы

факультета «Юриспруденция»

Блатной И.А.

Белгород - 2008 г.


Литература:

Основная

1. *Всеобщая история государства и права. Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М., 2001.

2. *Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2000.

3. *Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1, 2. – М., 2001.

4. *Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Из-во НОРМА, 2002.

Дополнительная

1. *Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М., 1996.

2. *Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

3. *Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 2002.

4. *Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002.

5. *Римское частное право: Учебник. / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М.: Юристъ, 1996.


Введение:

Одно из величайших достижений Античного мира - римское право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности. Достигнутое в ходе длительного развития совершенство формы и содержания, логическая обоснованность, четкость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие (рецепцию) правом последующих эпох. Из всех факторов, содействовавших рецепции права рабовладельческого Рима, два заслуживают особого внимания. Первый из них - достижение необходимой юридической абстракции в праве. Все свободные (независимо от социального и национального происхождения) наделялись юридическим равенством в области частного права. Раб низводился на уровень обычного товара - объекта права собственности. Впоследствии, когда рабства не стало, сохранилась точная юридическая разработка понятия объекта права собственности.

Второй фактор - глубина подхода «классических» римских юристов к проблеме правоприменения, особенно оцененного в Новейшее время. «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее» (Дигесты. 15.1.32). Не будем касаться вопроса о том, что древние римляне понимали под справедливостью. Важно другое: было намечено должное направление преодоления возможного противоречия между устаревшей, но не отмененной правовой нормой и отношением, полезным для общества и требующим защиты правом.


А) Римское право в период ранней республики.

Закон XII таблиц.

Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре - Форуме.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (рес манципи) относились земля (поначалу - около Рима, а затем - вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (рес нек манципи) - все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и пр.- требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов». Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

Семейное и наследственное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - «сине ману», т. е. «без власти мужа». В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Понятие закона в республиканском Риме. В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись: (1)

Магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона. (2)

Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" - uti rogas или "стою на старом законе" - antiquo legem). (3)

Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae). 18.

Виды законов по санкции их. Формулировка принятых законов распадалась на три части: а) надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона; б) rogatio - содержание самого закона и в) санкция (sanctio). Последняя содержала гарантии соблюдения закона.

Со стороны этих гарантий различались: leges perfectae, minus quam perfectae и leges imperfectae. Первыми считались законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным, вторая категория боролась с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самих актов.

Minus quam perfecta lex est quae vetat aliquid fieri, et si factum sit, non rescindit, sed poenam iniungit ei qui contra legem fecit (Ulp. 1. 1. 2).

(Менее, чем законченным, является закон, запрещающий какое-либо действие, но, если оно совершится, не отменяющий его, а налагающий штраф на того, кто поступил вопреки закону.)

Третья категория законов содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae. Последующее время, особенно при императорах, изменило в обратную сторону законодательную политику, и с V в. при сомнении всякий воспрещающий закон считался lex perfecta (C. 1. 14. 5). 19.

Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата. Август, стремясь поддержать иллюзию народного суверенитета, пытался возобновить законодательную деятельность комиций для своих реформ, желая подкрепить их мнимой волей народа. Но к концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. (D. 47. 21. 3. 1).

Еще по теме § 7. Закон 17.:

  1. § 27. Представления тюрков XIвека о законе и справедливости, сущность закона и качества, которыгми должен обладать тюркский хан
  2. 11.2. Конституційний закон на зміну закону від 26 лютого 1861 р. про імперське представництво (21 грудня 1867 р.)
  3. АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 1920-е годы: «ЗАКОН БЕЗБОЖИЯ» КАК ОППОЗИЦИЯ ЗАКОНУ БОЖИЮ
  4. 11.6. Конституційний закон на зміну і доповнення основного закону про імперське представництво 21 грудня 1867 р., а також законів 2 квітня 1873 р. і 12 листопада 1886 р. (14 червня 1896 р.). 1.
  5. § 2. Субъекты, управомоченные на подачу жалобы, представления в порядке надзора на вступившие в законную силу решения и определения. Судебные органы, осуществляющие пересмотр решений, определений, вступивших в законную силу


 

Возможно, будет полезно почитать: