Фз 48 об опеке и попечительстве. Новое в законодательстве об опеке и попечительстве

1. Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

1) отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

2) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

3) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

2. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

3. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

4. При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

5. Правила, установленные частью 3 настоящей статьи, применяются также к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации.


Судебная практика по статье 21 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ

    Решение № 2А-648/2018 2А-648/2018~М-482/2018 М-482/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-648/2018

    ...или опекуны. Порядок управления имуществом подопечного определен Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в силу части 1 статьи 21 которого, опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в...
  • Решение № 2-5569/2018 2-5569/2018~М-4514/2018 М-4514/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-5569/2018

    Сыктывкарский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    Опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного (ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных...

    Решение № 2-3082/2018 2-3082/2018~М-2462/2018 М-2462/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 2-3082/2018

    Нижневартовский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Гражданские и административные

    Также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Аналогичные положения предусмотрены ст. 21 Федерального закона от N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Согласно ч. 4 ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой...

    Постановление № 5-595/2018 от 20 июля 2018 г. по делу № 5-595/2018

    Димитровградский городской суд (Ульяновская область) - Административные правонарушения

    Через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения, то есть не позднее 10.05.2018, в указанный срок данную обязанность не выполнил. 21 . 02.2018 постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Димитровградского судебного района Ульяновской области начальник отдела опеки и попечительства администрации г.Димитровграда Ульяновской области Шамеева Л.В. привлечена...

    Решение № 2А-252/2018 2А-252/2018~М-257/2018 М-257/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 2А-252/2018

    Кемский городской суд (Республика Карелия) - Гражданские и административные

    Принадлежащего несовершеннолетнему Р. со ссылкой на положения статьи 60 Семейного кодекса РФ, статей 28, 37 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 части 1 статьи 20, статьи 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Закон Республики Карелия от 21 октября 2011 года № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности...

    Решение № 2-2674/2018 2-2674/2018~М-2636/2018 М-2636/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 2-2674/2018

    Центральный районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    При этом, согласно ч. 2 ст. 60 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени...

    Решение № 2-1303/2018 2-1303/2018~М-806/2018 М-806/2018 от 17 июля 2018 г. по делу № 2-1303/2018

    Канский городской суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Заочного производства. Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истца, находит, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», для совершения сделок по сдаче имущества в наем, в аренду, в безвозмездное пользование или...

24 апреля 2008 г. принят Федеральный закон №48 об опеке и попечительстве. Согласно ему регулируются правовое взаимодействие опекаемых и их покровителей. В ФЗ, учитывая редакцию на 28 ноября 2015 г., четко указано, какие граждане могут претендовать на опекунский уход, каким образом он организуется.

А также прописаны функции государственных попечительских организаций. Вся информация разделена на 32 статьи и удобно структурирована.

Общие положения ФЗ

Первая глава ФЗ РФ№ 48 об опеке и попечительстве не только дает основные понятия, но и регулирует сферу применения закона, поясняет особенности поддержки опекунского ухода государством.

Обращаться к ФЗ РФ №48 необходимо при оформлении, протекании, окончании опекунского или попечительского уходаза людьми, требующих опеки.

Все требования закона, применяемые к опекающим, относятся также к учреждениям, в которых содержатся, проживают люди, нуждающиеся в опекунском уходе.

Человека, нуждающегося в опекунском, попечительском уходе, называют подопечным. Недееспособный или ограниченно дееспособный – это гражданин, утративший способность контролировать свои поступки и действия. Меру дееспособности определяет суд.

При оформлении опеки возникают отношения между патрономи опекаемым. Регулировать их необходимо, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, а также ФЗ №48. Процесс протекания опеки/попечительства контролирует Семейный кодекс РФ. При прекращении ухода следует руководствоваться статьями данного Федерального Закона.

По необходимости учитываются особенности международного договора, если опекунские правоотношения устанавливаются над иностранным гражданином.

В ответственность государственных органов входит:

  1. Обеспечение опекой тех людей,которым это необходимо.
  2. Правозащитные действия дляопекаемых.
  3. Гарантия достойногоуровняпроживания патронируемых.
  4. Контроль выполнения обязанностей опекающих.
  5. Осуществление поддержки граждан и организаций, отвечающих за опеку.

При осуществлении ухода учитываются принципы:


Функции попечительских органов

Согласно Законодательству РФ, надзор за подопечными контролируют государственные попечительские организации.Регламент организации обязательно имеет статус – органов опеки и попечительства, руководствуется правовыми нормативами при работе.

Попечительские органы помогают подопечным получить образование, помощь медиков, другие услуги, взаимодействуя с органами местной исполнительной власти.

Чтобы подобрать граждан для ухода и подготовить опекунов, представители опекунских организаций вправе потребовать помощь у местных органов самоуправления. Возможно взаимодействие с медицинскими организациями, общественными учреждениями.

Школы, детские сады, соцприюты, медучреждения могут использовать полномочия попечительских органов для обнаружения детей, взрослых, нуждающихся в опекунском уходе. Эти же организации имеют правонайти опекунов, провести их обучение, подготовку.

Работа попечительских органов, составление методических пособий контролируется федеральными органами РФ (исполнительной властью).

Согласно ФЗ №48 органы опеки и попечительства выполняют:


Полномочные права представителей попечительских органов:


Если возникают споры в осуществлении опеки, граждане вправе обратиться в суд с исковым заявлением для разрешения противоречий.

Как только государственный попечительский орган установил опеку, на него возлагаются попечительские обязанности. Когда опекаемый меняет место проживания, его дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту проживания.

Срок для отправки – три дня с того момента, как патрон сообщил о смене места жительства подопечного. Сразу после получения документов, опекающие органы получают полномочия по опеке.

Опекуны и попечители: их права, особенности назначения

ФЗ №48 регулирует деятельность опекунов и попечителей.Основные требования к опекающим прописаны вГражданском, Семейном кодексах РФ. В компетенции представителей государственных попечительских органов – осуществление запросов в полицию, медицинские учреждения и другие организации для установления особенностей личности потенциального попечителя.

От потенциального патрона можно требовать подготовки лишь тех справок, которые он может взять в соответствии с Законом РФ. Вся документация для оформления опеки должна представляться бесплатно.

В первую очередь на роль опекуна или попечителя рассматривают близких родственников: мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, родных дядю или тетю. При появлении разногласий между опекаемыми одного попечителя, опекунские органы должны предоставить каждому гражданину, нуждающемуся в уходе, временного попечителя до разрешения споров.

За подопечным может ухаживать только один человек. Один гражданин осуществляет уход только за одним человеком, исключением являются ситуации, когда под опеку отдаются братья или сестры.

Больше опекающих может быть оформлено при исключительных случаях государственными попечительскими органами. При этом все они должны будут защищать правапатронируемого в равной мере. Ответственностьзаоказание медицинской помощи, предоставление образования, воспитания должна распределяться между опекающими равномерно.

При назначении опекунов нужно руководствоваться Семейным и Гражданским кодексом РФ. Чтобы найти опекуна, у органов опеки есть месяц. Оформиться может человек, подавший заявление письменно или согласившийся с назначением на должность.

Если человека для ухода не находят за месяц, функции опекающего выполняет попечительский орган, территориально расположенный в месте проживания гражданин, нуждающегося в опекунском уходе.

При определении опекаемого в специальные учреждения на обучение, лечение, получение социальной помощи, опекун не прекращает выполнение своих обязанностей. Опекаемого человека иногда помещают на проживание в специализированное учреждение, при этом функции опекуна, попечителя возлагаются на представителей этой организации.

Отношения между опекающим и патронируемым оформляется в виде акта государственных опекунских органов. В нем указывается период времени, за которое будут исполняться обязанности опекуна.

Данный документ может быть оспорен в судебном порядке родственниками гражданина, нуждающегося в опекунском уходе. В соответствии с Федеральным Законом, если попечительские органы не назначили вовремя опекуна или попечителя и этим нанесли вред гражданину, возмещается.

Практикуется назначение временного опекающего, если это вынуждают сделать обстоятельства. Как постоянно, так и временно для опеки оформляется совершеннолетний опекун, дееспособный. Потенциальный патрон должен представить удостоверение личности и позволить обследовать личное жилье, чтобы установить, может ли в нем проживать опекаемый. Собирать остальные справки не нужно.

Опекуны и попечители, исполняющие обязанности временно, имеют те же права и обязанности, что и постоянные. Исключение составляют сделки с имуществом подопечного. Временно оформить под опеку можно на два месяца.

Как назначается опекун или попечитель?

Назначить опекуна могут по просьбе матери и отца, если для этого есть весомые причины. В заявлении родители указывают потенциального опекающего и отрезок времени, необходимый для опеки. Мать или отец может назначить опекуна на случай собственной смерти, если нет второго родителя. Заявление заверяется подписью и удостоверяется третьим лицом: представителем попечительских органов, начальником, главным врачом и т.п. Возможно неоднократное изменение заявления.

Выбрать попечителя может несовершеннолетний гражданин, нуждающийся в нем, написав заявление и точно указав человека.Если назначение опекуна противоречит законодательству РФ или данному ФЗ, от его назначения можно отказаться.

Согласно ФЗ №48, возможно оформление опекунского ухода при помощи договорас потенциальным опекающим.Опекунские органы не могут уклоняться от оформления договора без уважительных причин. Как только бумаги подписаны, опекун может приступать к выполнению своих обязанностей.

Федеральный Закон об опеке и попечительстве защищает права опекающих. Семейный кодекс РФ регулирует вопросы воспитания, образования несовершеннолетних. Опекун – законный представитель патронируемого, защищает все его интересы. Попечитель – содействует защите прав малолетнего опекаемого, контролирует совершаемые сделки.

При оформлении опеки в документах можно прописать особые требования по осуществлению обязанностей опекающего, которые запретят определенные действия. Если опекун или попечитель вынуждены изменить место проживания опекаемого, они обязаны известить государственные попечительские органы.

Осуществлять опеку и попечительство по Закону РФ нужно бесплатно. Оплачивать работу опекуна или попечителя могут в исключительных случаях. Опекающий может рассчитывать на возмещение затрат из доходов опекаемого. Вознаградить опекуна могут из средств подопечного, бюджетных средств РФ.

Если патрон заинтересован в безвозмездном пользовании имуществом опекаемого, он вправе попросить об этом вместо награждения заисполнение обязанностей. Особенности использования имущества прописываются в договоре.

Защита имущественныхправ опекаемых

Претендовать на имущество опекуновграждане, получающие опекунский уход, не могут. Как и опекающие – рассчитывать на то, что алиментные выплаты, пенсии, пособия подопечных перейдут к ним в собственность.

Обе стороны могут владеть общим имуществом. С согласия опекающих подопечные пользуются имуществом опекунов. В своих целях использовать имущество подопечных патроны не могут, если на это нет разрешения.

Человек, выполняющий опеку, принимает на хранение имущество подопечных (исключение – частично недееспособные), от других граждан, составляя опись.

Два экземпляра списка составляют попечительские государственные органы на глазах заинтересованных лиц и представителей власти. Документ должен быть подписан всеми присутствующими, один акт описи остается опекуну, второй – хранится в документах опекаемого.

Если по отношению к собственности патронируемого заключен договор доверительного регулирования пользованием, передавать его опекуну или попечителю не нужно. Опекающийможет требовать возврата имущества опекаемого, если им пользуются третьи лица незаконно.В обязанности опекуна входит забота об имуществе подопечного.

Как нужно распоряжаться имуществом опекаемых?

Опекающие могут распоряжаться имуществом подопечных по разрешению органов опеки. Оформить кредит на средства подопечного опекун может только в организации, наполовину принадлежащей РФ. Оформлять кредит от имени подопечного опекун не имеет права, если при этом не покупается жилье опекаемому.

Передать в заем имущество патронируемого можно только под залог ипотеки. Передать имущество опекающий может на срок не превышающий пять лет.

При появлении особых ситуаций, требующих совершения подобной сделки, опекун должен получить на нее разрешение местных государственных опекунских органов. Недвижимость подопечных не отчуждается. Исключительные случаи:


Для выполнения подобных сделок опекун и попечитель должны получить разрешение попечительских органов.

Разрешение опекающих органов на управление собственностью подопечных

Для всех действия, уменьшающих стоимость относящейся к подопечному собственности, опекающий должен получить письменное позволение органов опеки и попечительства.


Обязательно нужно брать допуск к сделкам у попечительских органов на получение доверенности от патронируемого.Позволение выдается в форме документа, не позже чем через две недели после обращения. Если представители опекунских органов отказывают в удовлетворении просьбы, они обязаны пояснить опекуну, чем это вызвано.

Если опекун совершил сделку, повлекшую убытки в стоимости собственности подопечного, без резолютивного допуска попечительских органов, он обязан возместить ущерб опекаемому.

Частично дееспособный вправе сам защищать свои интересы в суде. Если подопечный совершил сделки без разрешения попечителя, в суде опекающий имеет право потребовать признать сделки недействительными.

При доверительном управлении собственностью опекаемых граждане, осуществляющие опекунский, попечительский уход, обязаны соблюдать интересы подопечных.

Ответственность опекунов и прекращение опеки

Основные надзирающие действия выполняет орган опеки и попечительства. Представители попечительской организации проверяют условия проживания опекаемых, степень сохранности их собственности.

Контролируется также то, как люди, назначенные для опекунского, попечительского ухода, исполняют свои обязанности.

Пожаловаться на опекунов в органы опеки могут сами подопечные, а также другие граждане: представители образовательного, медицинского, социального учреждения.

Человек, осуществляющий опекунский уход, подготавливает отчет о расходованных средствах опекаемого до 01.02. каждого года. В документе описываются все сделки с имуществом подопечного, а также использование доходов патронируемого в его пользу. Бумаги утверждаются начальником местных государственных попечительских органов. Все отчеты должны храниться в личном деле гражданина, находящегося под опекой.

Патрон отвечает за сделки, совершенные опекаемым. Если нанесен вред собственности подопечного или других людей по вине гражданина, выполняющего уход, опекающий несет за это ответственность.

Регулируют вопросы ответственности Уголовный, Административный, Гражданский кодексы. Отвечать нужно за неисполнение своих функций или ненадлежащее выполнение обязанностей гражданам, осуществляющим опекунский, попечительский уход.

Работа попечительских организаций контролируется назначенными Законом органами и должностными лицами.

Если опекаемому причинен ущерб, вред по вине попечительских органов, представители органов опеки и попечительства несут за это наказание в соответствие с законодательством РФ. Заканчивается опека, попечительство в следующих случаях:


Бывший опекун представляет отчет в попечительские органы не позже трех дней после окончания выполнения обязанностей. В течение двух недель после этого органы опеки и попечительства имеют право привлечь к ответственности гражданина, осуществлявшего попечительский уход, если обнаружены нарушения.

Из бюджета выплачиваются субсидии, пенсиидля содержаниялюдей, нуждающихся в опекунском уходе. Распоряжаются ими патроны в пользу подопечных. Некоторые граждане, находящиеся под опекой, получают дополнительные выплаты для лечения, обеспечения жильем.

Федеральный закон об опеке и попечительстве вступил в силу с 01.09.2008 г. Он применяется ко всем формам опеки и попечительства, договорам, заключенным после вступления Закона в силу.

Государственной Думой

Советом Федерации

3.8. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - ФЗ "Об опеке и попечительстве") в случаях выдачи доверенности от имени подопечного требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

частями 3 и 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", защиту прав и законных интересов лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и несовершеннолетних, не достигших возраста, указанного в настоящей части, осуществляет орган опеки и попечительства или организация (в том числе медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами), на которую законом возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.


Опека и попечительство - это предусмотренные законодательством правовые формы защиты интересов, личных и имущественных прав подопечных, в случае их неспособности самостоятельно осуществить подобные функции.

Опека устанавливается над детьми в случае :

  • Смерти родителей;
  • Малолетнего возраста (до 15 лет);
  • При жизни родителей, если они:
    • лишились родительских прав;
    • не проживают по месту регистрации ребенка;
    • не воспитывают его;
    • пропали без вести;
    • не могут заниматься воспитанием несовершеннолетнего лица по уважительным причинам (например, по причине длительной командировки или тяжелом заболевании).

Действующий ФЗ создан для контроля отношений, которые возникают в сфере установления попечительства над недееспособными или частично недееспособными лицами. Положения относятся и к организациям, в которых помещены дееспособные лица, а также учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Законопроект был утвержден Советом федерации в 2008 году 16 апреля. Последние изменения вносились в редакцию 28 апреля 2008 года.

Скачать текст закона

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» содержит 8 глав и 32 статьи.

Список основных задач принятого ФЗ :

  • Своевременный поиск лиц, нуждающихся в попечительстве;
  • Обеспечение подопечных защитой прав и законных интересов;
  • Создание оптимальных условий для жизни;
  • Выполнение обязанностей, возложенных на попечителей и органов опеки;
  • Государственная поддержка юридических и физических лиц, органов местного самоуправления и государственной власти.

Последние изменения, внесенные в закон «Об опеке и попечительстве»

Последние изменения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» коснулись имущества, принадлежащего недееспособному или его подопечному лицу. Согласно закону, объекты движимого и недвижимого имущества не подлежат отчуждению. При смене места жительства подопечного, исключением является городская или загородная недвижимость. Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т. п.

Также ниже рассматриваются следующие статьи:

Статья 1

В ст 1 описывается сфера деятельности Настоящего Федерального закона. ФЗ регулирует отношения опекунства, возникающие между подопечным и органом попечительства.

Статья 9

Ст 9 перечисляет обязанности органов опеки и попечительства в случае смены места жительства недееспособного лица или подопечного. Статья 35 ГК РФ возлагает на орган опеки и попечительства полномочия, связанные с их деятельностью. При смене места пребывания, орган опеки и попечительства обязан направить информацию о смене места жительства в течение трех дней.

При последней редакции закона изменения не вносились.

В ст 12 перечислены случаи, при которых назначается орган опеки и попечительства. Если выявляется недееспособное лицо, ему назначается временный орган опеки и попечительства. Опекуном и попечителем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Он должен предоставить контролирующему органу паспортные данные и доказательства, подтверждающие нормальные условия жилья для проживания подопечных.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 13

В ст 13 ФЗ-48 описываются ситуации, при которых с согласия родителей детям назначаются опекуны. Также орган опеки и попечительства назначает опекунов по заявлению самих несовершеннолетних.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 15

В ст 15 ФЗ-48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Они определяются действующим законом «Об опеке». Если тема касается обучения и воспитания несовершеннолетних лиц, права и обязанности определяются в соответствии с Семейным кодексом.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 20

В ст 20 перечислены особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного. Имущество отчуждается органом опеки и попечительства в исключительных случаях:

  • Трудное финансовое положение учреждения, содержащее детей-сирот;
  • Заболевание, для лечения которого требуются дорогостоящие медикаменты.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 25

В ст 25 описываются сроки предоставления отчета об имуществе подопечного. Каждый год, не позднее первого февраля, орган опеки и попечительства должен предоставить отчет со сведениями о хранении, использовании и об управлении недвижимым и движимым имуществом подопечного.

Статья 29

В ст 29 перечислены ситуации, при которых орган опеки и попечительства прекращает свою работу в отношении попечителя:

  • Смерть попечителя или подопечного;
  • Истек срок действия договора об опеке и попечительства;
  • Отстранение органа опеки и попечительства от выполнения основных обязанностей;
  • Ситуации, предусмотренные статьей 40 Гражданского кодекса.

При последней редакции изменения не вносились.

Чтобы узнать об изменениях, дополнениях и поправках действующего Федерального закона №48, скачайте его по следующей .

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" регулирует отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением попечительства и опеки над несовершеннолетними лицами. В этой статье будет рассказано об основных положениях, зафиксированных в представленном законопроекте.

Правовое регулирование

2 статья ФЗ № 48 приводит основные понятия, применяемые в нормативном акте. Что представляет собой опека? Согласно Закону, это особый вид устройства малолетних граждан у опекунов, которые являются гражданами Российской Федерации. Представители назначаются соответствующими органами. Определяется их статус как законных представителей малолетнего лица. Вся совокупность юридически значимых действий, осуществляемых опекунами в отношении ребенка, именуется опекой.

Понятие попечительства несколько отличается от опеки. Согласно Закону, это особый вид устройства несовершеннолетних граждан, не являющихся малолетними (в возрасте от 14 до совершеннолетия). Назначенные законные представители недееспособного лица должны всячески содействовать в осуществлении прав и обязанностей подопечного. Подопечным именуется опекаемый законными представителями гражданин.

Задачи и принципы государственного регулирования

В соответствии с 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", государственные власти должны всячески содействовать ювенальным институтам. Так, в задачи государственного регулирования должно входить:

  • обеспечение исполнения своих полномочий опекунами и попечителями;
  • обеспечение оптимального уровня жизни лиц, являющихся подопечными;
  • обеспечение качественного выявления граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
  • защита свобод, прав и законных интересов подопечных;
  • государственная поддержка юридических и физических лиц, в обязанности которых входит стимулирование деятельности опеки и попечительства.

ФЗ № 48 (с изменениями от 28.11.2015) закрепляет также основные принципы рассматриваемой деятельности. Здесь стоит выделить:

  • тщательный надзор над исполнением обязанностей опекунами и попечителями;
  • защиту прав и интересов подопечных;
  • свободное принятие гражданами своих обязанностей в рассматриваемой области.

Отдельно стоит рассказать об обязанностях и правах соответствующих государственных органов.

Права и обязанности органов попечительства и опеки

"Об опеке" в главе 2 закрепляет основные полномочия и задачи государственных органов, реализующих полномочия в рассматриваемой сфере. Что это за инстанции? Согласно статье 6, это региональные органы исполнительной власти.

В задачи таких органов входит следующее:

  • защита свобод, прав и законных интересов лиц, которые нуждаются в опеке или попечительстве со стороны граждан;
  • качественный надзор за исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями;
  • контроль над сохранением имущества несовершеннолетних, находящихся под надзором соответствующих лиц или организаций.

Стоит также отметить, что, в соответствии с 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", рассматриваемые государственные инстанции имеют следующие виды прав:

  • обращение в судебные инстанции с заявлением о необходимости признать отдельных граждан недееспособными или частично дееспособными;
  • законное освобождение попечителей или опекунов от исполнения своих обязанностей;
  • представление интересов несовершеннолетних лиц во время судопроизводства;
  • выдача разрешений на совместное или раздельное проживание попечителей или опекунов с подопечными;
  • проверка жилищных условий в тех местах, где проживают подопечные, а также некоторые другие полномочия.

Закон, таким образом, четко регламентирует основные положения, связанные с правовым статусом всех субъектов нормативного акта.

О правовом статусе попечителей и опекунов

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепляет нормы, характеризующие правовой статус субъектов закона. Так, статья 10 повествует о порядке определения граждан, имеющих возможность стать законными представителями несовершеннолетнего лица. Здесь выделяются следующие требования:

  • опекун или попечитель дает письменное согласие;
  • успешно пройден предварительный этап опеки;
  • опекуном или попечителем является дееспособный, совершеннолетний, способный осуществлять трудовую деятельность гражданин.

Федеральный закон № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" закрепляет довольно большое количество норм, правил и особенностей, касающихся установления и регулирования соответствующих процессов.

Отдельно стоит выделить права и обязанности самих граждан, являющихся законными представителями несовершеннолетних лиц.

Задачи законных представителей

Статья 15 гласит, что полномочия и обязанности попечителей и опекунов регулируются Гражданским и Семейным кодексами. Опекуны, согласно закону, являются законными представителями ребенка, а потому обязаны всячески защищать его права и интересы. Граждане, получившие статус законных представителей, должны своевременно извещать соответствующие органы о смене места жительства или о временном отсутствии по адресу.

Попечители и опекуны имеют право на получение льготной помощи в медицинской, образовательной, психологической, юридической и любой другой сфере. Также закон регулирует имущественные права граждан. О них будет рассказано далее.

Об имущественных правах попечителей и опекунов

Закон устанавливает одно очень важное правило: подопечные не имеют имущественных прав на собственность своих законных представителей. И напротив, ни опекуны, ни попечители не могут претендовать на имущество подопечных. Сюда включаются пособия, пенсии, алименты, льготы и прочие социальные выплаты.

Гражданское законодательство устанавливает общее право собственности на имущество семьи, состоящей из подопечных и опекунов. Так, опекаемые несовершеннолетние граждане имеют право пользоваться имуществом своих законных представителей с их согласия. Попечители же и опекуны не имеют право пользоваться собственностью подопечного в своих личных интересах.

Необходимо отметить, что имущество подопечных находится под охраной. Закрепляет эту норму Федеральный закон № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Охраной имущества несовершеннолетнего лица занимаются его законные представители. Обязательно должна быть произведена опись имеющейся собственности.

Распоряжение имуществом

Опекуны и попечители могут распоряжаться имуществом подопечного только после подписания специального документа, предоставляемого органом опеки. Как уже было сказано, распоряжение имуществом ребенка не должно преследовать личных целей. Так, разрешается внести денежные средства подопечного на счет в банке или приобрести страховку. Запрещается заключать кредитные договоры или договоры займа от имени опекаемого лица. Закон говорит об ответственности за передачу имущества несовершеннолетнего лица в заем или пользование.

Статья 20 гласит, что недвижимое имущество не может отчуждаться за исключением следующих случаев:

  • отчуждение по выгодному для подопечного договора ренты;
  • принудительное обращение взыскание на предмет залога;
  • отчуждение недвижимости в случаях исключительного характера (необходимость дорогостоящего лечения подопечного и пр.);
  • перемена жилища опекаемого лица.

Статья 22 гласит о праве попечителя требовать признания недействительными сделок, заключенных его подопечным без согласия законного представителя.

Надзор за деятельностью законных представителей

48-ФЗ "Об опеке и попечительстве в РФ" закрепляет необходимость осуществления надзора соответствующими государственными органами за представителями несовершеннолетних подопечных. Каким образом этот надзор проходит?

Органы опеки и попечительства должны руководствоваться сроками, установленными Правительством РФ. В отдельные периоды времени представители соответствующих инстанций должны приходить по месту жительства опекунов, и проводить качественную проверку жилищных и бытовых условий. Подвергаются проверке сохранность имущества подопечного, своевременность удовлетворения его основных потребностей. Отдельно оговаривается обязанность посторонних лиц сообщать в органы внутренних дел о фактах нарушения прав несовершеннолетнего подопечного. Подобным правом обладают и сами подопечные: они могут обжаловать в судебном порядке действия или бездействия своих попечителей или опекунов.

Опекуны и попечители обязаны составлять специальные отчеты и подавать их в надлежащие инстанции не позднее 1 февраля ежегодно. В отчетах должны содержаться сведения о состоянии имущества подопечного, о месте его хранения или регистрации. Отчет утверждается органом опеки и попечительства и хранится в личном деле.

Об ответственности

Согласно 48-ФЗ от 24.04.2008 "Об опеке", попечители и опекуны несут ответственность за совершение сделок от имени своих подопечных. Ответственность в этом случае регулируется гражданским законодательством. лица должны отчитываться за нанесенный имуществу подопечного вред. Если вина опекунов или попечителей установлена, то судебные органы составляют специальный акт и предъявляют провинившемуся гражданину требование возместить убытки, причиненные подопечному.

Отдельно ответственность законных представителей регламентирует Уголовный кодекс РФ. За нанесение вреда психическому или физическому здоровью опекаемого лица виновные должны предстать перед судом.

Несет ответственность и сама инстанция опеки и попечительства. Об этом указано в статье 28 Федерального закона от 24.04.2008 (48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Контроль над инстанцией осуществляется должностными лицами из исполнительной ветви власти субъекта РФ. Так, если орган опеки причинил подопечному вред в результате бездействия или незаконных действий, то будет возбуждено дело в соответствии с законодательством РФ.

О прекращении опеки или попечительства

В соответствии со статьей 29 48-ФЗ "Об опеке" (с комментариями и изменениями от 28.11.2015), попечительство или опека должны быть прекращены в следующих случаях:

  • смерть подопечного или законного представителя;
  • истечение срока действия свидетельства о назначении попечителя или опекуна;
  • освобождение или отстранение попечителя или опекуна от исполнения своих обязанностей.

Опекуны или попечители сами могут отказаться от исполнения своих обязанностей. Соответствующий государственный орган освободит их при наличии следующих условий:

  • нарушение законных интересов подопечного;
  • ненадлежащее исполнение обязанностей;
  • выявление государственным органом особых нарушений.

Государственная поддержка

Глава 7 рассматриваемого закона закрепляет основные формы государственной поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих попечительство и опеку в отношении несовершеннолетних граждан.

Здесь можно выделить:

  • установление суммы пособий и льгот для подопечных;
  • установление размеров выплат для нужд законных представителей.

Суммы могут разниться в зависимости от региона РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: