Источники права: понятие, виды. Что является источником права

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые или официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придание им юридического, общеобразовательного значения.
Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством. Официальный характер источникам права придается двумя путями:
Путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства.
Путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи), придают им юридическую силу.

Существуют три основных вида источников права:

Нормативный юридический акт
Санкционированный обычай
Судебный или административный прецедент

1.Нормативные юридические акты – это официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие и изменяющие действующие нормы). К их числу относятся законы, нормативные указы, постановления, иные документы Президента, правительства, ведомств.
2.Санкционированные обычаи – это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Это те нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение.
3.Судебный и административный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Этот источник права присущ англосаксонским правовым системам (Великобритания, США). В нашей стране иной подход к судебной практике: у нас суды не создают а применяют нормы действующего права.
К источникам права России относятся прежде всего законы.
Закон – это нормативный акт высшего государственного органа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны.
Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие отношения. По своему значению законы в РФ делятся на:
Основные – Конституция РФ и Конституции республик в составе РФ;
Федерально-конституционные – которые принимаются по предметам ведения РФ (перечень вопросов относящихся к ведению РФ содержится в ст.71 Конституции РФ, такие как, принятие и изменение конституции, федеральное устройство страны, федеральный бюджет и др.)
Федеральные - которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным собранием РФ и распространяются на всю территорию РФ, они не могут противоречить федерально-конституционным законам.
Законы субъектов Федерации – которые приминаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию. Они не могут противоречить федеральным законам.
Среди законов выделяются кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (Основы гражданского законодательства, уголовный кодекс РФ и др.)
Кодекс – это единый, сводный, юридически и логически, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
По сравнению с другими актами государства законы обладают высшей юридической силой. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать.
На основе законов издаются подзаконные акты которые различаются по своей юридической силе. Юридическая сила подзаконных актов, сфера их действия зависит от места государственного органа издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции.
Наиболее важными подзаконными актами являются:
Указы и распоряжения президента РФ;
Постановления и распоряжения правительства РФ;
Акты государственных региональных и местных муниципальных органов;
Ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.
Необходимо иметь ввиду, что источниками права служат не все, а лишь те акты в которых содержатся нормы права, т.е. они направлены на регулирование каких-либо общественных отношений.

У каждого вида права есть свои источники. Давайте рассмотрим, что является источником права для различных видов права.

Источники международного права

Источниками международного права являются международный договор и международный обычай. Но, наряду с ними, выделяют еще такие источники, как акты международных организаций, акты международных совещаний и конференций. Но подобные акты могут считаться источниками международного права только тогда, когда они устанавливают обязательные правила поведения для международных организаций и других субъектов международного права. Также, в международном праве существует концепция «мягкого права», включающая в себя рекомендательные акты или программные установки международных организаций и органов, пример такого источника права – резолюции генеральной Ассамблеи ООН.

В статье 38 Статута Международного Суда ООН есть перечень источников международного права, основываясь на которые, суд разрешает споры. Вот этот перечень:

  1. международные конвенции,
  2. международный обычай,
  3. общие принципы права, которые признаны цивилизованными нациями,
  4. судебные решения,
  5. доктрины специалистов, в качестве вспомогательных средств определения правовых норм.

Источники конституционного права

Источниками конституционного права являются правовые и законодательные акты, содержащие нормы конституционного права. Главным источником конституционного права, конечно же, является конституция. Она регулирует самые важные общественные отношения. Кроме этого, она выражает и закрепляет высшие правовые нормы, выступая в виде абсолютной нормы.

Конституция нашей страны формирует из своих статей и предписаний конституционно-правовые нормы.

Конституция возглавляет всю систему российского права, а также систему источников конституционного права. А все это потому, что она устанавливает виды правовых актов, которые издают высшие органы и должностные лица публичной власти; регулирует основные этапы законодательных процедур; утверждает всю систему источников права и основные правотворческие процедуры. Все остальные источники конституционного права являются производными от Конституции.

Источники гражданского права

Источниками гражданского права являются Конституция Российской Федерации, международные договоры России и нормы международного права, гражданское законодательство, то есть Гражданский Кодекс, другие правовые акты, с содержанием норм гражданского права (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти), обычаи делового оборота. Все эти источники права можно разделить на два типа: правовые обычаи (источники ненормального характера – обычаи делового оборота) и нормативно-правовые акты (указы, инструкции, законы, договоры).

Источники трудового права

Источниками трудового права являются указы и законы, коллективные договоры и соглашения. Источники трудового права разнообразны и имеют несколько классификаций:

  • По характеру принятия их делят: на принимаемые государственными органами (указы, законы), принимаемые по соглашению госорганами, профсоюзами, работодателями (коллекционные договоры, соглашения), принимаемые органами международно-правового регулирования труда (конвенции, рекомендации Международной организации труда, пакты о правах человека).
  • По правовой иерархии или по юридической силе: снизу вверх – это локальные акты, соглашение о труде, акты судебных органов, подзаконные акты, законы, акты международного правового регулирования труда, Конституция РФ.
  • По сфере действия: действующие в отдельных организациях, в регионах, в отдельных субъектах Федерации, во всех пределах РФ.

Источники российского права

Источниками российского права являются нормативный акт, правовой обычай и нормативный договор. Самым характерным источником права для РФ является нормативный акт. Издавать нормативные акты имеют право не все государственные органы, а только исполнительные и законодательные органы власти. Основное место среди нормативно-правовых актов занимают законы, которые принимают законодательные органы и обладающие высшей юридической силой.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения и закрепления правил поведения общего характера.

Формирование таких правил поведения может осуществляться путем прямого установления государством в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений и пр.

К органам, осуществляющим нормотворческую деятельность, относятся, например, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.

Следует особо подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт. Например, указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и т.д. не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источниками права, ибо не содержат каких-либо общих правил, то есть юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются индивидуальными. Издаются они всеми государственными органами, но, естественно, в пределах их компетенции (например, соответствующие структуры власти принимают решение о предоставлении гражданам жилой площади, о назначении пенсии и т.д.), но от этого источниками права не становятся.

Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (например, в Великобритании) относятся не только нормативные акты в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Под правовым обычаем (обычным правом) следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону.

Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение, по существу, становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, статья 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положение об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.

Нормативный договор – соглашение равноправных участников общественных отношений, предназначенных для определенного круга лиц в рамках одного или нескольких государств (например, межгосударственные договоры).

1. К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательный орган РФ есть, как уже сказано, Федеральное Собрание – парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом – путем референдума (всенародного голосования). Так, Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие общественные отношения.

Законы в Российской Федерации по своему значению (юридической силе) делятся (классификация ученых МГЮА) на:

а) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно статье 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, содержится в статье 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 70 Конституции РФ Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции РФ). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным конституционным законам;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законы, уставы субъектов РФ (республик и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс РФ и др.)

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они суть подзаконные акты.

2. Подзаконный акт, как акт правотворчества, основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распределения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на:

1. Общие. Нормативные предписания высших органов исполнительной власти. Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. Например: постановления правительства, нормативные указы президента.

2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах... Действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например: постановление местной администрации города.

3. Ведомственные подзаконные акты – разновидность правовых актов общего действия, которые распространяются на ограниченную, специальную сферу общественных отношений. Например: банковские, транспортные, правоохранительные органы издают приказы, инструкции.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются общественными организациями для разрешения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Например: уставы политических партий.

Значительное место среди подзаконных актов как источников права занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права – это те указы Президента, которые содержат нормы права, то есть нормативы, и направлены на регулирование общественных отношений. К их числу относится, например, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания – Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года "О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации") и др.

На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это постановления, распоряжения органов исполнительной власти краев, областей, другие правовые акты.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ), международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, надо иметь в виду и то, что, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ есть составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующие Конституции РФ.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период 13 – 20 вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (то есть представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 году и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного и общественно-экономического строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно статье 135 Конституции РФ, положения главы 1 "Основы конституционного строя", главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" и главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).

Цели и задачи урока

Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – XVII г. н.э.) назвал Законы XII таблиц (древнейшая письменная фиксация римского права, осуществленная в 451-450 гг. до н.э.) “источником всего публичного и частного права”, имея ввиду, что это “корень, из которого и выросло могучее дерево римского права”.

Что же такое “ источник права”?

Какие выделяют источники права?

Каково соотношение источников права?

Ответы на эти вопросы мы получим, изучив новую тему.

1. Что такое “источник права”.

Задание. Приведите примеры источников права.

(Ответы учащихся: произведения римских юристов, Русская Правда, Конституция РФ и др.)

2. Виды источников права.

Задание. Охарактеризуйте источники права, заполните таблицу.

(Учащиеся работают с текстом учебника Л.Н.Боголюбова “Обществознание 10 класс”, М., Просвещение, 2007 г., стр. 285-288, дополнительный материал дается учителем)

Вид источника права Происхождение Характеристика Примеры
Правовой обычай Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. 1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил о передаче имущества, денег, информации, оказании услуг.

2. Дипломатический этикет – встреча высокопоставленных делегаций сопровождается правилами церемониального характера.

Судебный прецедент Появился в Англии.

Решения, которые вынесены палатой лордов, составляли обязательные прецеденты для всех судов и для самой палаты лордов.

Решение суда(судебный прецедент) или должностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении схожих проблем. Такое решение становится нормативным, то есть приобретает общеобязательный характер. В 1997 г судья окружного суда США Южного округа Нью-Йорка при рассмотрении дела по обвинению в интеллектуальном пиратстве редакции российской эмигрантской газеты “Курьер” использовал свыше 35 дел по аналогичным вопросам, на основе прецедентов было принято решение в пользу истца.
Нормативно – правовой акт Появление связано с возникновением государства. Первые из дошедших до наших времен писаных законов были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наиболее известны законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до н.э.) Юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мнению многих юристов, преимущества в сравнении с другими источниками права. Конституция РФ., Закон о местном самоуправлении, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс и др.
Естественное право Появляется с рождением человека. Возникло объективно, из самой природы человека. Прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые признаны государством и закреплены в его конституции и других законах Право на жизнь, право на свободное определение своей судьбы, право на личное достоинство, право на личную неприкосновенность и т. д. – эти естественные права стали источником позитивного права – Декларация независимости США (1776 г.), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

3. Нормативно-правовой акт. Характеристика. Виды.

Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Отличительные черты.

  1. Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.
  2. Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.
  3. Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.
  4. Подлежит официальному опубликованию.

Закон – нормативно –правовой акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.

Задание. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, Закон “Об акционерных обществах”, закон субъекта Федерации.

Подзаконный акт – нормативный акт, принятый на основе и во исполнение закона.

Характеристика.

  1. Обладает меньшей юридической силой.
  2. Исходит не от законодательной власти (принимают органы исполнительной власти и должностные лица).
  3. Юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т.е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти.

Задание. Расположите в порядке соподчинения:

Международные договоры, локальные нормативные акты, Конституция РФ, указы Президента РФ, акты министерств, федеральных служб, агентств, законы субъекта Федерации, федеральные законы, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации, федеральные конституционные законы, акты органов местного самоуправления, постановления Правительства РФ.

Международные договоры
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Акты министерств, федеральных служб, агентств
Законы субъекта Федерации
Акты исполнительных органов власти субъекта Федерации
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты

4. Конституция РФ – Основной закон государства.

Задание. Охарактеризуйте Конституцию РФ:

Структура,
- содержание глав,

докажите, что Конституция РФ – основной закон государства.

Учащиеся работают с источником – Конституцией РФ, делают выводы:

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, т.к. эту силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем референдума 12 декабря 1993 г.

2. Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт.

3. Конституция закрепляет:
- основы конституционного строя;
- права и свободы граждан;
- федеративное устройство;
- организацию высших органов власти.

4. Конституция служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

5. Применение полученных знаний при решении практических заданий.

1. Правовые отношения родителей и детей регулирует

1) Конвенция о правах ребенка
2) гуманитарное право
3) Семейный кодекс
4) Административный кодекс

2. Среди прав, предоставляемых Конституцией 1993г., новым является

1) право на образование
2) право на участие в местном самоуправлении
3) право избирать и быть избранным
4) право на жизнь

3. Отдельные политико-юридические акты, имеющие торжественный характер, ставящие целью подчеркнуть их особо важное значение для судеб государства или ряда государств, носят название

4. Что относится к источникам права?

1) газетная статья о военной службе
2) мемуары известного военачальника
3) обращение в Комитет солдатских матерей
4) приказ министра обороны

5. Конституция РФ гарантирует обеспечение правана

1)наследование
2) высшее образование
3) выезд за пределы РФ
4) труд

6. Какое слово пропущено в схеме?

Ответы: 1-3, 2-4, 3-3, 4-4, 5-1, 6-правовой обычай.



 

Возможно, будет полезно почитать: