Объектами экологического права не являются. Понятие и функции объектов экологического права

Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.

Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны :

1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

2) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

3) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:

– на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы;

– объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;

– объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, созданных природой, в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и др.

Природный объект – индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Признаки природных объектов :

естественное происхождение;

– взаимосвязь с экологической системой природы;

– внешние функции жизнеобеспечения.

К природным объектам относятся земля, недра, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир (вне лесов), атмосферный воздух, морская среда, континентальный шельф.

Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального) возникает необходимость изменения круга объектов правового регулирования. В ряде случаев выделяют следующие новые объекты: биологические ресурсы, генетические ресурсы, экологический правопорядок, экологическая безопасность, биобезопасность генно-инженерно-модифицированных организмов.

К объектам экологического права относятся: окружающая природная среда, природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы, экологические права человека. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в ст. 4 предусматривает, что все охраняемые данным законом объекты земной природы подразделяются на три категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые.

К интегрированным экологическим объектам относится окружающая природная среда, которая складывается из понятий природы и окружающей человека среды (рис. 15.1).

Для всех охраняемых государством объектов земной природы нормы экологического законодательства создаются с учетом:

Влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье человека;

Объективной способности эффективного правового вмешательства в природоохранные, ресурсосберегающие процессы. К дифференцированным экологическим объектам относятся отдельные природные объекты: земля, недра, воды, леса, нелесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, природные ресурсы и природные комплексы. В природных комплексах на одной территории функционируют несколько природных объектов и ресурсов. И хотя вся природная среда это не что иное, как один сплошной природный комплекс, тем не менее Закон выделяет его в самостоятельный объект экологической защиты, имея в виду не любое соединение природных объектов, а лишь особо охраняемые территории: природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники живой и неживой природы, лесопарки, типичные или редкие ландшафты. Все основные объекты природы относятся к особо охраняемым.

Земельный фонд России составляет 1 707 млн га, при этом 56,3 % составляют земли лесного фонда, 37,7 % - сельского фонда, 3 % - населенных пунктов, 1,2 % - природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения, 1 % - водного фонда и 0,8 % -промышленного, транспортного, оборонного и иного несельскохозяйственного назначения. Основополагающим актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс (с изменениями, внесенными Указом Президента от 24 декабря 1993 г.), принятый в 1991 г.

Воды в законодательстве определяются как ограниченный природный ресурс, содержащийся в океанах, морях, реках, озерах, ледниках, подземных источниках и т. д. Охрана их регулируется Водным кодексом, принятым в 1995 г.

Рис. 15.1. Схемы экологических объектов

Леса - природные системы, состоящие из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников), а также включающие животных и микроорганизмы, которые биологически связаны в своем развитии и влияют друг на друга и на внешнюю среду. Они выполняют многообразные экологические, культурно-оздоровительные и экономические функции: почвозащитные, климатообразующие, водоохранные, рекреационные, лечебные, эстетические, поставляют древесину, техническое сырье, служат кормовыми угодьями и т. п.

Охрана лесов регулируется Лесным кодексом, принятым в 1997 г.

Атмосферный воздух - это, по существу, среда, которая окружает человека. Все положения Закона в полной мере относятся к воздуху, что исключает потребность в специальном законе о воздухе.

Животный мир - все живые организмы от низших до высших форм. Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрану среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр Закон «О недрах», принятый в 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными 3 марта 1995 г.). В охране недр много сложных и нерешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного природного сырья, утилизация отвалов пород и др.

Природные ресурсы - то, что человек извлекает для своего потребления. По отношению к ним используется термин «рациональное природопользование». Ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые. В одном природном объекте может быть сосредоточено несколько видов природных ресурсов. Например, лес - совокупность многих ресурсов: древесины, смол, другого технического сырья, животных и растительных пищевых продуктов, кислорода и др. Поэтому рациональное использование природных ресурсов помогает и охране природных объектов в целом.

К особо охраняемым объектам относятся экологические права человека. В отличие от природных объектов, охраняемых экологическим законодательством, в данном случае предметом (объектом) охраны выступает не сам человек, а его экологические права и интересы:

Право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природною среду;

Право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного антропогенным влиянием на человека.

Эти естественные права каждого человека, возникающие с момента его рождения и прекращающиеся со смертью, предусмотрены ст. 42 Конституции и ст. 2 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Помимо национального законодательства, защита прав человека обеспечивается и нормами международного права:

Всемирной декларацией прав человека (1948 г.);

Стокгольмской Декларацией, принятой на конференции ООН по окружающей среде (1972 г.);

Международной конференцией ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (1992 г.);

Конвенцией ООН об изменении климата, принятой на Международной конференции в Рио-де-Жанейро (1993 г.) и др.

Деградация окружающей природной среды сказывается прежде всего на состоянии здоровья человека и его генетического фонда. Более 20 % территории России находится в критическом состоянии, поскольку представляет собой зоны экологического бедствия. В настоящее время более 70 млн человек дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами (в 5 раз и более превышающими нормы предельно допустимых концентраций). Сокращается рождаемость и продолжительность жизни (Россия по продолжительности жизни занимает 45-е место в мире), увеличивается смертность населения, дети рождаются с психическими либо генетическими отклонениями. По данным В.В. Петрова (1995 г.), у 45 % призывников выявлены нарушения психики, у 50 % населения бывшего СССР здоровье ослаблено, из них 50 млн человек либо хронически больны, либо физически неполноценны, каждая четвертая мать не может родить здорового ребенка по генетическим обстоятельствам, каждый четвертый мужчина - импотент. Все эти данные о состоянии природы и здоровья человека свидетельствуют о том, насколько неразрывна связь между разрушением экологических систем природы и отрицательными изменениями в состоянии здоровья настоящего и будущих поколений людей.

Правовыми, политическими и экономическими причинами экологического кризиса являются:

Монополия государственной собственности на природные ресурсы, средства производства, исключающая какие-либо экономические стимулы для охраны окружающей среды;

Нерациональное, а порой преступное расходование денежных средств на нужды, не связанные с ростом благосостояния народа и улучшением окружающей природной среды (ведение войн и связанные с ними колоссальные военные расходы, ядерные испытания и т. п.);

Несовершенство промышленных технологий и погоня за сверхприбылями в ущерб окружающей природной среде;

Несовершенство и низкая эффективность законодательных механизмов защиты интересов, связанных с охраной окружающей природной среды, а иногда и явное нежелание применить предусмотренную законом ответственность за экологические правонарушения;

Экологический нигилизм и низкая экологическая культура граждан.

Проблеме экологического воспитания и образования посвящен раздел II (ст. 73-77) Закона «Об охране окружающей природной среды». Так, в ст. 73 говорится о том, что для повышения экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания, профессионального обучения специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации по системе послевузовского образования с использованием при этом средств массовой информации.

Наша природа и экология с каждым годом находится под большей угрозой. Человек для удовлетворения своих потребностей использует дары природы в полном объеме. Находятся и особенно жадные потребители природных ресурсов, которые наносят окружающей среде ощутимый вред.

Для минимизирования последствий такого неправильного и бездумного использования объектов и ресурсов разработан федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Здесь природа в целом поделена на отдельные объекты окружающей среды, эти объекты каждый в отдельности охраняются законом.

Понятие и признаки

Объектами экологического права считают окружающую среду и ее отдельные элементы.

Природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты составляют окружающую среду. Антропогенным является такой объект, который создан руками человека, чтобы удовлетворять свои социально-экономические потребности (предприятия промышленности и энергетики).

Природный же объект создан самой природой.

Природно-антропогенным может быть природный объект, который подвергся определенным изменениям. Также к природно-антропогенным объектам можно отнести объекты, сделанные руками человека, но по свойствам их можно отнести к природным.

Природным ресурсом является все, что создано природой и эксплуатируется человеком. К природным ресурсам относится нефть, газ, другие ископаемые, торф, лес, водоемы.

Природные ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. К исчерпаемым ресурсам можно отнести все, что в ходе эксплуатации человеком уменьшается либо теряет свои полезные свойства и становится непригодным для дальнейшего использования.

Неисчерпаемые ресурсы практически не изменяются в ходе человеческого воздействия, но в некоторых случая, например, при использовании атмосферного воздуха, природный ресурс может значительно изменить качественный состав не в лучшую сторону. Поэтому человечеству необходимо вовремя задумываться о последствиях своего потребления ресурсов и создавать специальные очистительные сооружения или придумывать новые безвредные технологии.

Также ресурсы возобновляются, не возобновляются и частично возобновляются в природе.

Природный ресурс имеет функцию потребления, природный объект нет. По закону в этом и состоит основное различие между природными объектами и природными ресурсами. Но есть такие ресурсы, потребление которых пока еще не отслеживается и не контролируется законодательством. Это солнечная энергия и климатические ресурсы (дождь, снег).

На видео-объекты экологического права:

Основные признаки, по которым можно отличить природный объект от искусственного:

  • природный объект возник естественно, без человеческого вмешательства. Другими словами все природные – созданы природой;
  • природный функционирует в тесной связи с природой, участвует в круговороте веществ и энергий;
  • природный обладает ценностью для человека – может обеспечить для него здоровье и жизнь, в то же время является источником материального потребления.

Различие предмета и объекта экологического права

Основным отличием между предметом и объектом будет то, что природа в целом выступает объектом экологического права, а предметом экологического права являются общественные отношения по взаимодействию с природой.

Что из себя представляет , подробно указано в данной статье.

Какие основные принципы экологического права в настоящее время существуют и используются, подробно указано в данной

Виды

В российском экологическом праве объекты экологического права различаются по видам:

  • Земля . Данный объект экологического права относится и к природным объектам, и к природным ресурсам одновременно. Земельным участком называется часть земли, а точнее ее поверхность, в том числе почва, имеющая определенные границы, которые владельцу необходимо описать и удостоверить документально. У владельца имеются права только на пользование земельным участком.
  • Недра . К недрам относится слой земли, который находится ниже почвы. Недрами считается слой, доступный для освоения геологам. Недра являются самостоятельным объектом, но, по сути, взаимосвязь с земельным участком имеется. Ведь доступ к недрам не получить без соответствующего разрешения на использование земельного участка. Хотя в законодательстве эта связь не очевидна и никак не зафиксирована. В нашей стране нельзя получить недра в частную собственность.
  • Лес . Леса являются экологической системой и относятся к природным ресурсам. Существует понятие лесного участка, который представляет собой участок земли, с установленными границами, с имеющимися на нем деревьями или кустарниками. Леса подразделяются на леса, расположенные на землях лесного фонда и городские леса, понятие которых вводится градостроительным кодексом. Кроме того, леса бывают трех видов – резервные, защитные и эксплуатационные.
  • Вода . К объектам экологического права относится вода в качестве водоемов или водотоков, с постоянным или временным сосредоточением вод. Водные могут быть естественными или созданными природой или искусственными или сделанными руками человека. В водоемах или водотоках должно быть большое количество воды. Ручей, море или озеро можно отнести к водным объектам экологического права. А вот выкопанный бассейн на частном участке уже таким объектом считаться не будет. Существуют еще подземные водные объекты, для которых имеются свои нормы законодательства.
  • Животный ми р. В этот объект можно включить всех живых организмов, которые свободно обитают на территории нашей страны. Сюда не относятся никакие домашние и бродячие животные, а также те, кто выращивается на животноводческих фермах.
  • Воздух . Входит в состав окружающей среды, является смесью атмосферных газов. Воздух снаружи помещений рассматривается в качестве объекта экологического права.

Еще одним объектом экологического права будет природная территория, которая особенно охраняется. Например, заповедники, заказники, парки и природные памятники. Кроме охраняемой природной территории объектом будут редкие животные и растения, которые могут совсем исчезнуть в скором времени.

Особо охраняемые объекты в России внесены в Государственный кадастр, где количественно и качественно зафиксированы сведения обо всех ценных и охраняемых объектах и явлениях.

В прежние времена все природные ресурсы были в руках государства, контролировать их использование было гораздо проще. Сейчас, когда все поделено и находится в частных руках, необходимость со стороны законодательства регулировать взаимодействие человека с природой только возросла. При помощи природоресурсных законов происходит контроль со стороны государства потребностей человека и возможностей природы их удовлетворить. Необходимо, прежде всего, рационально использовать дары природы, чтобы наши потомки также могли продолжить жизнь на земле.

Существует определенная схема рационального использования природных ресурсов:

  • если природный ресурс является возобновляемым, эксплуатация его должна вестись только при условии полного восстановления;
  • природные ресурсы нужно использовать комплексно;
  • многие природные ресурсы предполагают и допускают вторичное использование;
  • необходимо разрабатывать и совершенствовать природоохранные мероприятия;
  • применять новые технологии для минимизации вредного воздействия человека на экологию.

Возможно вас так же заинтересует вопрос, который изучает

Так же будет интересно узнать про современные подходы к пониманию права. Вся информация находится в данной

Для грамотного взаимодействия с природой, долгой и полноценной жизни, человек обязан соблюдать баланс при использовании природных ресурсов и объектов. Ведь полным изъятием какого-либо ресурса наносится непоправимый вред окружающей среде.

Под объектами права в широком смысле понимают имущественные, природные и духовные блага, по поводу которых возникают правоотношения. Объектами экологического права являются природные блага, которые существуют без участия человека или с определенной ее участием. Право непосредственно не влияет на природные объекты, его влияние проявляется в правовом регулировании поведения субъектов экологических отношений. Экологическое право выступает регулятором отношений, потому что субъектами этих отношений являются индивиды, коллективы людей, органы управления, государство. В праве определяется мера возможного и должного поведения субъектов экологических отношений, что обеспечивает оптимальное использование природных ресурсов, их воспроизводство и охрану окружающей природной среды (экологической системы), обеспечение экологической безопасности. Следует иметь в виду, что не все природные явления в условиях могут быть объектами экологического права. Некоторые отношения относительно влияния человека на природные явления не поддающиеся правовому регулированию. Итак, объектами экологического права могут быть те природные явления, по поводу которых возможно возникновение общественных отношений и их правовое регулирование.

Объекты экологического права - совокупность природных, природно-социальных условий и процессов, природных ресурсов, ландшафтов, природных и природно-антропогенных комплексов, экосистем и жизни и здоровья граждан, подлежащих охране с помощью норм экологического законодательства. До основных признаков объектов экологического права относятся: а) природный, природно-антропогенный или антропогенный характер происхождения; б) отсутствие стоимости в природных и природно-антропогенных объектов; в) невозможность (или ограниченная возможность) восстановление в натуре природных и природно-антропогенных объектов; г) экологический взаимосвязь с окружающей природной средой; г) особый правовой режим их использования содержит значительное количество императивных предписаний, выполнение которых является обязательным для субъектов этих отношений, и т.д.

Согласно Закону "Об охране окружающей природной среды" (ст. 5) к объектам государственной охране и регулированию использования на территории Украины относятся: окружающая природная среда как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные ресурсы, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и не используемые в экономике в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и иная растительность, животный мир), ландшафты и другие природные комплексы. Особой государственной охране подлежат территории и объекты природно-заповедного фонда Украины и другие территории и объекты, определенные в соответствии с законодательством Украины; от негативного влияния неблагоприятной экологической обстановки подлежат охране здоровья и жизни людей. Таким образом, все объекты природы, охраняемых указанным Законом, подразделяются на три категории: дифференцированные, интегрированные, особо охраняемые.

К первой категории относятся земля, недра, растительный мир, атмосферный воздух, животный мир и т.п. Ко второй входят: а) окружающую природную среду и б) жизнь и здоровье граждан. К третьей отнесены: а) природные комплексы и ландшафты (объекты и территории природно-заповедного фонда); б) природно-социальные условия и процессы - курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные зоны; в) экосистемы-исключительная (морская) экономическая зона, континентальный шельф с расположенными на них природными ресурсами; г) природно-антропогенные комплексы (зоны)-территории, подвергшихся воздействию экологических катастроф; д) экологическая сеть. Законодательство предусматривает внутреннюю классификацию каждого природного объекта, которая устанавливается с целью определения правового режима каждого вида природного объекта, что способствует поддержанию экологического равновесия.

В правовой литературе определено соотношение между природными явлениями. Так, природные объекты составляют неотъемлемые компоненты окружающей природной среды, а природные ресурсы образуют часть природных объектов, которые используются как источники удовлетворения различных интересов человека. Природные ресурсы - источник потребления, удовлетворения экономических потребностей. Поэтому говорят о охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, понимая под охраной определенный природный объект, а под использованием - природный ресурс. Понятие природного объекта отражает экологический фактор. Под природными объектами понимают составную часть окружающей природной среды или окружающей среды в целом, которое охраняется нормами экологического права, наделено признаками естественного происхождения, которые находятся в едином экологическом связи, могут выполнять разнообразные экологические функции и обеспечивать качество среды обитания человека. В свою очередь, согласно Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" природные ресурсы делятся на ресурсы общегосударственного и местного значения (ст. 39).

Природные комплексы - это совокупность взаимосвязанных частей природных объектов, выделенных с целью создания заповедной территории. Ландшафтом считается территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных компонентов. В соответствии с Правилами содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденных приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 10 апреля 2006 года № 105, ландшафт рассматривается как природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты (рельеф, почва, растительность, водоемы, климат, животный мир), а также искусственные или антропогенные (застройка, дороги, сельхозугодья и т.д.) находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу. Природный ландшафт - целостный природно-территориальный комплекс с генетически однородными, однотипными природными условиями местностей, которые сформировались в результате взаимодействия компонентов геологической среды, рельефа, гидрологического режима, почв и биоценозов (ценоз (биоценоз) - исторически образованная совокупность видов растений и животных, населяющих участок с более-менее однотипными условиями существования (биотоп)).

Довольно новым термином в отношении объектов экологического права является природный регион - природно-территориальное образование значительной площади, целостность которого определяется характерными для него фітоландшафтними, физико-географическими, административными и другими признаками, характеризуются типичными и уникальными природными комплексами, разнообразным растительным и животным миром и выполняет региональную екостабілізуючу роль.

Окружающая природная среда-это совокупность всех природных условий, в том числе и тех, которые претерпели изменения в процессе производственно-хозяйственной деятельности, которые находятся в неразрывной связи и создают единую экологическую систему. А согласно ст. 5 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" - это совокупность природных и природно-социальных условий и процессов. Объектом экологического права по охранным направлением является все природную среду. Природно-антропогенный объект - природный объект, который претерпел изменения в процессе производственной или любой другой деятельности человека.

Кроме этого, в экологическом законодательстве выделены конкретные природные объекты, которым присущи специфические признаки, которые имеют юридическое значение и существенно влияют на их правовой режим (характеристика природных объектов изложена в Особенной части учебника).

Вопрос о признании человека объектом остается дискуссионным в науке экологического права. Хотя в ст. 5 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" напрямую говорится, что объектом охраны от негативного воздействия с здоровья и жизни людей, в самом экологическом праве отношение к человеку имеет (или должно иметь) особенности. Особое положение человека основывается на признании ее связующим звеном между природой и обществом. Она является органической, неотъемлемой частью как природы, так и общества. Именно сущность человека является биосоциальной. С учетом биосоциальной природы и сущности человека важным в теоретическом и практическом отношении в экологическом праве, науке и отрасли права является вопрос относительно человека как объекта охраны и объекта экологических отношений. Некоторые ученые (например, М. М. Бринчук) предлагают определить жизнь и здоровье человека как дополнительный объект экологического права, который находится и проживает в тесной связи с окружающей природной средой, что является существенным условием обеспечения жизнедеятельности, и испытывает его непосредственного влияния.

Субъектами экологического права является народ Украины, государство (которая реализует свои правомочия через соответствующие органы государственной власти, наделенные компетенцией по регулированию экологических отношений), территориальные общины (реализуют свои правомочия непосредственно или через органы местного самоуправления), физические и юридические лица, общественные, международные и религиозные объединения, иностранные государства и т.д. Субъекты экологического права имеют характерные признаки: они наделены юридическими правами и обязанностями (или компетенции); реально способны участвовать в экологических правоотношениях. Юридические нормы создают обязательную основу участия субъектов экологического права в правоотношениях (собственности на природные ресурсы, природопользовании и др.). Способность владеть экологическими правами и обязанностями составляет экологическую правоспособность, а способность самостоятельно реализовывать экологические права и обязанности является экологической дееспособностью. В совокупности правоспособность и дееспособность образуют правосубъектность.

Физические лица - это преимущественный разновидность индивидуальных субъектов в экологическом праве. При наличии определенных условий они могут быть субъектами права собственности на определенные в законодательстве природные ресурсы, права пользования ими, на получение экологической информации; обладают правом на подачу исков к виновным лицам о возмещении убытков, причиненных загрязнением природной среды, и т.д.

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в соответствии с законодательством. В зависимости от порядка создания эти субъекты делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права. Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в иных формах, установленных законом. Общества, в свою очередь, делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Юридические лица публичного права создаются распорядительными актами Президента Украины, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления.

Правосубъектность органов, которые выполняют управленческие функции в сфере экологии, определяется их компетенцией. Такие субъекты подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, органы местного самоуправления, их исполнительные комитеты и государственные администрации. Ко вторым относятся органы, решают специальные вопросы в области экологии. Это министерства, госагентства т.д. Полномочия общественных объединений в области охраны окружающей среды определены в ст. 21 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

Понятие объекта экологического права

В юридической литературе в качестве объекта правоотношений выступает то благо, на которое направлены данные правоотношения. В экологических правоотношениях выделяют два основных вида таких благ:

  1. Объекты природы. Они могут выступать в виде целостных природных объектов, их элементов, природных комплексов, а также в целом окружающей среды.
  2. Порядок использования и охраны этих природных объектов.

Для объектов природы как объектов экологических правоотношений присуще два основных свойства, которые влияют на содержание этих правоотношений:

  1. Естественное происхождение объектов природы порождает появление таких видов экологических правоотношений, которые не присущи правоотношениям других отраслей права, например, как отношения по ведению мониторинга, по ведению кадастра объектов животного мира и прочие;
  2. На экологические правоотношения непосредственно воздействуют объективные законы природы. Например, субъекты экологических правоотношений, осуществляя свою хозяйственную деятельность и размещая производственные объекты, обязаны следить за сохранностью миграционных путей диких животных.

Виды объектов экологического права

Природные объекты, как объекты экологического права, можно разделить на три вида:

  1. Основные виды объектов природы, которым присущи свойства однородности: дикая фауна, леса, земля, недра, вода. Ввиду однородных свойств этих природных объектов, а также однородных отношений, которые складываются по поводу этих объектов, экологические правоотношения делят на лесо-правовые, водно-правовые, земельно-правовые и т.д. Использование и охрана таких природных объектов регулируется системно.
  2. Природные комплексы, которые включают в себя различные виды и элементы указанных выше объектов природы. Ввиду комплексного характера такие правоотношения являются достаточно специфическими. К ним относят правоотношения по использованию и охране земель лесного фонда, правоотношения, складывающиеся в отношении природно-заповедных комплексов.
  3. В целом природная окружающая среда. Она выступает в качестве объекта экологических правоотношений в случаях определенного антропогенного воздействия на нее. Такие экологические правоотношения возникают в области охраны экологического благополучия и включают в себя применение мер судебной или административной защиты. Например, применение мер правового воздействия при превышении предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду.

Порядок использования и охраны природных объектов, как объект экологических правоотношений, также делится на несколько разновидностей:

  1. Порядок использования объектов природы, устраняющий возможность природоохранных нарушений. К нему можно отнести установление лимитов водопотребления и водоотведения, которые предотвращают загрязнение и истощение водоемов.
  2. Порядок охраны объектов природы, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, путем ограничения использования определенных объектов природы может быть достигнута поставленная цель охраны окружающей среды.

Специфика объектов экологических правоотношений влияет на содержание этих правоотношений, в основе которых лежат правомочия субъектов. Также эта специфика служит основным критерием разграничения экологических правоотношений от правоотношений, возникающих в других отраслях права. Например, к экологическим отношениям нельзя отнести отношения, возникшие в сфере обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота, так как к объектам экологических правоотношений относятся особи животного мира, имеющие естественное происхождение в дикой природе, а также обитающие в среде этой дикой природы.

Особенности экологических правоотношений можно поделить на типичные и индивидуальные. Для типичных особенностей характерно влияние на содержание правоотношений в большей степени, чем индивидуальных.

Понятие субъекта экологического права

Всех субъектов, реализующих эколого-правовые нормы, делят отдельно на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Так как Конституцией РФ для каждого установлена обязанность охраны окружающей среды, то субъектом экологического права может выступать любое лицо, то есть как физические, так и юридические лица.

Напротив, субъектом экологического правоотношения может выступать только то лицо, которое в силу закона может принимать участие в тех или иных экологических правоотношениях.

Субъекты экологического права - это лица, которые по закону управомочены совершать определенные действия или бездействия, носящие правоохранительный характер. Они могут реализовывать эти действия или бездействия в своем поведении самостоятельно, не взаимодействуя с другими субъектами экологического права.

Субъекты экологических правоотношений, как правило, делятся на две основные группы: управомоченные и обязанные. Наличие этих групп является неотъемлемым признаком экологических правоотношений, так как всегда уполномоченному субъекту противостоит обязанный субъект.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений являются носителями принадлежащих им субъективных прав. При этом они самостоятельно делают выбор реализовать эти субъективные права или нет.

Обязанные субъекты экологических правоотношений выступают в качестве носителей обязанности, которая корреспондирует правам управомоченных субъектов данных правоотношений. Иными словами, обязанные субъекты участвуют в реализации прав, принадлежащих управомоченным субъектам.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений при изменении содержания правоотношений могут меняться местами.

Правомочия субъектов экологического права

Правомочия любых субъектов в праве означает меру их возможного и дозволенного поведения. Правомочия субъектов экологических правоотношений условно делят на общие и специальные.

Общими правомочиями обладают все виды субъектов, так как они выступают в виде универсальных правил. И, напротив, специальными - обладает узкий круг субъектов, которые имеют особенности в правовом статусе. Так, например, право общего природопользования могут реализовать в равной степени все субъекты экологических правоотношений, в то время как право специального природопользования - только те субъекты, которые в силу своего правового статуса уполномочены на такой вид природопользования. Сами общие и специальные правомочия субъектов более подробно классифицированы законом в отдельных видах экологических правоотношений.



 

Возможно, будет полезно почитать: