Obы хоз отношений: понятие, виды. Признаки хозяйственных правоотношений

Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами права общественное отношение, которое возникают в сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.

Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений выделяют:

Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности;

Отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;

2) По взаимоположению сторон:

Горизонтальные;

Вертикальные;

3) По сфере действия:

Внутрихозяйственные;

    внешнехозяйственные;

4) По областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

Правоотношения в области промышленности;

Правоотношения в области сельского хозяйства;

Правоотношения в области транспорта;

Правоотношения в области капитального строительства;

Методы правового регулирования хозяйственных отношений

Методы правового регулирования хозяйственных отношений - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений соответственно их свойствам и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.

Метод предписаний предусматривает право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.

Метод автономных решений разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений по согласию сторон, любая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне.

Тема 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.

3. Правовое регулирование малого предпринимательства.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию предприни­мательской деятельности” от 23.07.98 г.

Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хо­зяйственной деятельности субъектов предприниматель­ской деятельности (далее - контролирующие органы), про­водят плановые и внеплановые выездные проверки.

Плановой выездной проверкой считается проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта предприни­мательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по место­нахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводит­ся такая плановая выездная проверка.

Внеплановой выездной проверкой считается провер­ка, которая не предусмотрена в планах работы контроли­рующего органа при наличии хотя бы одного из следую­щих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом пред­принимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязатель­ной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законода­тельства должностными лицами контролирующего орга­на при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предпри­ятие,

Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте “е”, проводятся только органами го­сударственной налоговой службы и органами контроль­но-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Вышестоящий контролирующей орган может по собст­венной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предприни­мательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.

Контролирующие органы, которые имеют право про­водить плановые и внеплановые выездные проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности С.П.Д.:

а) органы государственной налоговой службы - отно­сительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, нена­логовых платежей;

б) таможенные органы - относительно уплаты ввоз­ной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в мо­мент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государст­венной контрольно-ревизионной службы и органы госу­дарственной налоговой службы в пределах их компетен­ции - относительно бюджетных займов, займов и креди­тов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,

Плановые выездные проверки проводятся всеми кон­тролирующими органами одновременно в день, определен­ный органом государственной налоговой службы. Поря­док координации проведения таких проверок устанавли­вается Кабинетом Министров Украины.

Методы хозяйственного права

Метод правового регулирования хозяйственной деятельности - это совокупность приемов воздействия права и государственно? власти на регулирование хозяйственной деятельности и их субъектов и закрепления их в нормативно-правовых актах. По количеству методов правового регулирования хозяйственной деятельности ученые не имеют единого мнения. Одни считают, что есть только один единственный метод - метод равного подчинения всех участников хозяйственных отношений общественно-хозяйственном порядке . Другие, им отрицая, определяют метод предписаний, метод автономных решений, метод координации, метод рекомендации.

Принимая во внимание общие положения теории государства и права, в целом можно выделить два метода регулирования хозяйственной деятельности:

общий (автономный) - дает право всем участникам хозяйственной деятельности заниматься ею, закрепляет относительную независимость при поступлении в предпринимательские правоотношения, а с возникновением правоотношений дает возможность автономно использовать свои обязательства, если не возникает конфликтов, требующих вмешательства государственных органов;

специальный (авторитарный, государственный) - применяется в случае правовой неравенства субъектов хозяйственной деятельности. В частности, в случае юридической санкции за нарушение законодательства чаще всего одной стороной является государство, второй - предприниматели.

Хозяйственные отношения, их признаки и виды. Эффективность правового регулирования хозяйственных отношений

Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Хозяйственно-производственными являются имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности.

Под организационно-хозяйственными понимаются отношения между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Внутрихозяйственными являются отношения между структурными подразделениями предприятия и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями (ст. С ХКУ).

Хозяйственная деятельность это вид общественных отношений, объективно требует и подвергнется юридической регламентации, поэтому важно разграничить отношения в сфере хозяйствования и другие виды отношений.

По ст. 4 ХКУ к предмету правового регулирования хозяйственной деятельности не относятся:

Имущественные и личные неимущественные отношения, которые регулируются Гражданским кодексом Украины (далее - ГКУ). Так, гражданским законодательством (ст. 1 "Отношения, регулируемые гражданским законодательством" ГКУ) регулируются личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой стороне, а также к налоговым, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом. В ст. 9 ГКУ "Применение гражданского кодекса Украины к урегулированию отношений в сферах хозяйствования, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям" установлено: положения ГКУ применяются для урегулирования отношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства. Законом могут быть предусмотрены только особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования;

Земельные, горные, лесные и водные, по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха;

Трудовые отношения;

Финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней;

Административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий по субъекта хозяйствования. Особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются, в частности, Хозяйственным кодексом Украины. Правила ГКУ применяются также к хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не урегулированы Кодексом торгового мореплавания Украины.

Целью издания правовых предписаний является достижение необходимого общественно полезного результата. Именно поэтому общество заинтересовано, чтобы юридические нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, достигали цели, определенной при их издании. Анализ этих вопросов и составляет проблему эффективности правового регулирования хозяйственных отношений в Украине.

Термин "эффективность" означает результат (следствие) какого-либо явления. Эффективность органически связана с результативностью, действенностью определенные меры, действий, предписаний. Критерием эффективности правовых норм (и права в целом) есть мера достижения поставленных перед ними целей. Различают цели ближайшие и конечные, прямые и косвенные и др. Общепризнанно следующие основные цели правового регулирования хозяйственных отношений:

Закрепление с помощью юридических средств отношений, которые сложились в экономике Украины и считаются "хозяйственными";

Стимулирование действующих хозяйственных отношений, соответствующих общему интересу общества и государства;

Создание условий для развития сферы хозяйственных отношений (хозяйственно-производственных, организационно-хозяйственных и внутрихозяйственных отношений);

Разграничение отношений в сфере хозяйствования из других видов отношений с целью установления четких юридических норм.

Соотношение фактических результатов действия юридических норм с целями, предусматривались при их издании, проявляет эффективность или неэффективность этих норм. Уровень достижения этих целей и определяет уровень эффективности определенной нормы права. Таким образом, определяя эффективность нормы права, учитывают такие два обстоятельства: цели, которые определялись при ее издании, и достигнутые результаты.

Рассмотрим основные факторы обеспечения эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности.

1. Соответствие требованиям норм права уровню социально-экономического развития государства. Нормы права обусловлены экономическими факторами не автоматом. Право является продуктом сознательной деятельности людей, поэтому экономические закономерности развития общества могут или правильно определяться и отбиваться в праве, или искажаться в нем. Учитывая это появляются нормы, не соответствующие экономическим и другим социальным требованиям современного этапа развития общества. Это объясняется прежде всего объективными проблемами познания реальной действительности, а также субъективистскими подходами к правотворчества. Как показывает опыт, такие правовые акты обычно со временем дорабатываются в соответствии с реальными требованиями социально-экономического развития общества или отменяются.

2. Уровень совершенства законодательства. Что совершеннее законодательство, тем быстрее и эффективнее достигаются цели, определенные при создании конкретных юридических норм. Несогласованность отдельных норм права, наличие пробелов, отсутствие реальных санкций отдельных норм - все это негативно сказывается на уровне эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности.

3. Уровень правовой культуры участников хозяйствования. Этот фактор довольно вместительный и охватывает режим законности при правотворчества и правоприменении, уровень правосознания и тому подобное. Сущность правовой культуры заключается в том, что все субъекты хозяйственных отношений должны быть знакомы с содержанием правовых норм, четко осознавать свои субъективные права и юридические обязанности, неукоснительно соблюдать их. Без этого правовые требования не могут быть эффективными. Субъекты правовых требований (участники хозяйствования) делятся на две группы: субъекты, для которых знание законодательства является служебной обязанностью (юристы, экономисты, финансисты и др.); все другие субъекты (потребители, граждане-предприниматели). Субъекты первой группы получают информацию о нормативных актах по служебному линией, из официальных источников, а субъекты второй группы - из других источников, прежде всего из средств массовой информации, однако только знание права субъектами хозяйственных отношений не обеспечивает его эффективности. Необходимы еще условия для его реализации.

Таким образом, реализация норм права субъектами хозяйственной деятельности является непосредственным результатом правового регулирования хозяйственной деятельности. Итогом правового регулирования хозяйственной деятельности является результат совокупного действия всех звеньев механизма правового регулирования: нормативных актов, которые состоят из норм права, правоотношений в сфере хозяйствования (субъективных прав и юридических обязанностей хозяйствующих субъектов) и индивидуальных актов (актов применения) при их совокупном воздействии как на поведение каждого субъекта хозяйствования, так и на формирование хозяйственных правоотношений в целом.

  • Хозяйственное право: учебник / Под ред. В. К. Мамутова. - М.: Юринком Интер, 2002. -С.37.
  • Винник А. Н. Хозяйственное право: учебное пособие [для студ.вищ. навч.закл.] - А. М. Винник. - 2-е изд., Изменений, и дополненное. - М.: Правовая единство, 2009. - С. 32.

Книга: Хозяйственное право Украины - Щербина

§ 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды

В народном хозяйстве применяется наемный труд работников. Отношения по организации ее применения, оплаты труда, времени труда и отдыха, гарантий и компенсаций и т.д регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения по поводу природопользования регулируются природоресурсовими отраслями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются плательщиками налогов и т.д. Следовательно, они являются субъектами финансовых правоотношений.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения по удовлетворению личных потребностей граждан в товарах, работах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они по своей экономической природе не являются хозяйственными. Эти отношения создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) смысле, а именно: хозяйственными являются отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образуются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования, состоят только из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается от других отраслей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченный, по сравнению с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами являются:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированные как юридические лица;

Государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управления и т.д.);

структурные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

Физические лица, официально зарегистрированные в качестве предпринимателей;

государственные и общественные учреждения и организации, являющиеся потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от имени которого действуют его органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений является сочетание в них организационных и имущественных элементов. Такое сочетание обусловлено тем, что одним из правовых оснований возникновения и функционирования хозяйственных правоотношений между хозяйствующими субъектами и их контрагентами являются "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, то есть общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнения работ, оказания услуг).

По приведенным признакам хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Следовательно, нормы гражданского права универсальны и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том смысле, что действуют только в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной отрасли, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные не-имущественные отношения; хозяйственное право в соответствии с законодательством является комплексной отраслью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других отраслей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые складываются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, составляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы по различным признакам.

Так, по характеру правоотношений различают:

Отношения по поводу непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг);

Отношения по управлению (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношения делятся на-

Горизонтальные, участники которых равноправны;

Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе собственник имущества или уполномоченный им орган.

По сфере действия правоотношения делятся на:

Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделениями;

Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), возникающие между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За отраслями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:

В области промышленности;

В отрасли сельского хозяйства;

В области транспорта;

В области капитального строительства;

В сфере приватизации;

В сфере антимонопольного регулирования;

В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

1. Хозяйственное право Украины - Щербина
2. Раздел i Понятие и принципы предпринимательской деятельности
3. § 2. Условия осуществления предпринимательства
4. § 3. Предприниматель и государство
5. Раздел II Хозяйственные правоотношения, хозяйственное право
6. § 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды
7. § 3. Методы хозяйственного права
8. Раздел III Хозяйственное законодательство
9. § 2. Нормативные акты хозяйственного законодательства: понятие и виды
10. § 3. Система хозяйственного законодательства
11. § 4. Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства
12. Раздел IV Субъекты хозяйственного права
13. § 2. Виды субъектов хозяйственного права
14. § 3. Задачи, права и обязанности субъекта хозяйственного права
15. Раздел V Правовой статус предприятий § 1. Понятие предприятия
16. § 2. Организационно-правовые формы предприятий
17. § 3. Создание предприятия
18. § 4. Учредительные документы предприятия
19. § 5. Государственная регистрация предприятия
20. § 6. Прекращение деятельности предприятия
21. Раздел VI Правовой статус акционерных обществ § 1. Понятие и юридический статус акционерного общества
22. § 2. Учредители, участники и порядок создания акционерного общества
23. § 3. Имущество и имущественные права в акционерном обществе
24. § 4. Правовой режим акций
25. § 5. Правовой режим дивидендов
26. § 6. Управление акционерным обществом
27. Раздел VIIПравове положение других хозяйственных обществ § 1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью
28. § 2. Полное товарищество
29. § 3. Коммандитное общество
30. Раздел VIII Правовое положение хозяйственных объединений § 1. Понятие хозяйственного объединения. Законодательство о хозяйственных объединениях
31. § 2. Виды хозяйственных объединений
32. § 3. Функции и компетенция хозяйственного объединения
33. § 4. Правовой статус промышленно-финансовых групп
34. Раздел IX Правовое регулирование отношений собственности в экономике Украины § 1. Понятие и формы собственности в экономике Украины. Право собственности
35. § 2. Право государственной собственности
36. § 3. Право коллективной собственности
37. § 4. Право частной собственности
38. § 5. Правовой режим имущества государственных предприятий. Особенности правового режима имущества государственных бюджетных учреждений
39. Глава X Общая характеристика хозяйственных договоров § 1. Правовая основа, понятие и особые признаки хозяйственного договора
40. § 2. Классификация и система хозяйственных договоров по законодательству Украины
41. § 3. Функции хозяйственного договора
42.
43. § 4. Форма хозяйственного договора
44. § 6. Исполнения хозяйственных договоров
45. Раздел XI Хозяйственно-правовая ответственность § 1. Понятие ответственности в хозяйственном праве
46. § 2. Функции ответственности
47. § 3. Виды ответственности
48. § 4. Основания ответственности
49. Раздел XII Правовое регулирование банкротства § 1. Понятие банкротства. Субъекты в отношениях банкротства
50. § 2. Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства
51. § 3. Основания для применения банкротства
52. § 4. Производство по делам о банкротстве
53. § 5. Ликвидационная процедура
54. § 6. Мировое соглашение
55. Раздел XIII Правовое регулирование цен и ценообразования § 1. Понятие и функции цены. Политика ценообразования
56. § 2. Виды цен и порядок их установления
57. § 3. Правовое регулирование контроля
58. Раздел XIV Правовые основы защиты экономической конкуренции в Украине § 1. Законодательство о защите экономической конкуренции. Виды нарушений законодательства об экономической конкуренции
59. § 2. Правовое положение Антимонопольного комитета
60. § 3. Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
61. § 4. Ответственность за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции
62. § 5. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции
63. Раздел XV Правовое регулирование аренды государственного и коммунального имущества § 1. Понятие договора аренды. Объекты аренды
64. § 2. Стороны в договоре аренды
65. § 3. Порядок заключения договора аренды
66. § 4. Условия договора аренды
67. § 5. Прекращение договора аренды
68. § 6. Правовое регулирование лизинговых операций в Украине
69.

Годунов, отношения: понятие, принципы и методы правового регулирования / // Проблемы гражданского права и процесса – 3: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 35-50.

Хозяйственные отношения:

понятие, принципы и методы правового регулирования

В плане правового регулирования хозяйственные отношения обычно связываются с хозяйственным законодательством, а их исследование осуществляется преимущественно в науке хозяйственного права .

В современный период хозяйственное право рассматривается в зависимости от подхода как отрасль права, отрасль законодательства, наука или учебная дисциплина . Однако сам вопрос о хозяйственном праве имеет достаточно длительную историю.

Еще в советской правовой науке сложились две основные концепции хозяйственного права: хозяйственно-правовая и цивилистическая.

Хозяйственно-правовая концепция возникла в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века, когда в СССР началась работа по кодификации гражданского законодательства: подготовке Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и гражданских кодексов союзных республик. Она была выдвинута и поддержана рядом советских ученых (, и др.).

Сторонники хозяйственно-правовой концепции видели в хозяйственном праве самостоятельную отрасль права, характеризующуюся следующими особенностями:

1) предмет хозяйственного права составляют хозяйственные отношения, возникающие в процессе руководства и осуществления хозяйственной деятельности;

2) субъектами хозяйственных отношений являются только организации и их структурные звенья, но не отдельные граждане;

3) в хозяйственных отношениях используются несколько методов правового регулирования, а именно: метод обязательных предписаний, метод автономных решений и метод рекомендаций .

Современная хозяйственно-правовая концепция учитывает изменения, которые вызваны переходом от административно-командной системы управления экономикой к рыночной экономике. Сам основоположник этой концепции рассматривает сейчас хозяйственное право как право предпринимательской деятельности . определил хозяйственное право в качестве отрасли права как совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества .

Таким образом, суть хозяйственно-правовой концепции остается прежней: хозяйственное право – это самостоятельная отрасль права. Вместе с тем в рамках этой концепции высказано мнение, что предпринимательское (хозяйственное) право представляет собой отрасль права второго уровня, сочетающую в себе признаки и методы ряда базовых отраслей .

В противоположность хозяйственно-правовой концепции цивилистическая концепция отрицает хозяйственное право как самостоятельную отрасль права. Ее представители изначально определили хозяйственное право как совокупность норм и институтов различных отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности .

Следует отметить, что в настоящее время в учебной и иной юридической литературе даже более широко чем понятие «хозяйственное право» используется понятие «предпринимательское право». Распространено понятие коммерческого права. Применяются также понятия «экономическое право» и «торговое право».

Во многом названные понятия перекликаются или рассматриваются как тождественные. Прежде всего, знак равенства между хозяйственным и предпринимательским правом ставят сторонники хозяйственного права как самостоятельной отрасли права . Разный смысл вкладывается в литературе в понятие коммерческого права. Оно отождествляется либо с предпринимательским правом и рассматривается как составная часть гражданского права , либо с торговым правом и тогда его предметом считается правовое регулирование торговой деятельности . Термин «экономическое право» употребляют прежде всего как синоним экономического законодательства – комплексной совокупности различных нормативных правовых актов в экономической сфере .

Неоднозначность в рассмотрении хозяйственного права и родственных ему понятий находят отражение и в юридической литературе Республики Беларусь. В отечественной науке имеет место как признание хозяйственного права самостоятельной отраслью , так и отношение к нему лишь как к науке, учебной дисциплине и комплексной отрасли законодательства . Есть также суждения об идентичности терминов «хозяйственное право» и «экономическое право» и экономическому (хозяйственному) праву отводится роль «генерального конструктора» в сведении норм различных отраслей права, критерием оценки которых выступает эффективность правового регулирования экономических отношений . Отдельные авторы не видят юридических различий между понятиями хозяйственного, предпринимательского, коммерческого и торгового права, полагая, что различия могут быть обусловлены ограничением сферы ведения соответствующего права в рамках общего предмета гражданского права .

Различное отношение к хозяйственному праву как отрасли права со стороны представителей хозяйственно-правовой и цивилистической концепции является следствием методологических расхождений в подходе к правовому регулированию хозяйственных отношений. Хозяйственно-правовая концепция основывается на том, что отношения по руководству и осуществлению хозяйственной деятельности составляют единую систему хозяйственных отношений, требующую единого правового регулирования . Цивилистическая концепция исходит из признания неоднородности хозяйственных (предпринимательских) отношений. Поэтому их правовое регулирование осуществляется в рамках как частного (гражданского) права, так и различных отраслей публичного права (административного, финансового и др.) .

На наш взгляд, хозяйственное право, а также предпринимательское право, когда последнее наполняется тем же содержанием, следует рассматривать как отрасль законодательства, как науку и как учебную дисциплину. В этой трактовке хозяйственное (предпринимательское) право признается большинством ученых.

Но независимо от теоретических взглядов на хозяйственное право реально существует хозяйственно-правовое регулирование, предмет которого составляют хозяйственные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность, как и хозяйственные отношения, понимается неоднозначно. В литературе и законодательстве используются также понятия «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность».

Законодательство Республики Беларусь не содержит определения хозяйственной деятельности. Но в законодательстве встречается выражение «предпринимательская и иная хозяйственная (экономическая) деятельность» (например, в ст. ст. 1-4 и др. Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 01.01.01 г. в редакции от 6 августа 2004г. ). В отличие от хозяйственной понятие предпринимательской деятельности дано в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (далее – ГК): «предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются другим лицам и не используются для собственного потребления».

Можно сделать вывод, что хозяйственная (экономическая) деятельность шире предпринимательской деятельности . Вместе с тем хозяйственная деятельность выражается прежде всего и в основном в деятельности, направленной на извлечение прибыли. Более конкретно хозяйственная деятельность в этом случае состоит в предоставлении имущества в пользование, реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг с целью получения прибыли. Но кроме такой деятельности хозяйственная деятельность включает деятельность, не направленную на извлечение прибыли. В качестве примера можно привести выполнение организацией ремонтных работ собственными силами, передача имущества в безвозмездное пользование и т. д. Это хозяйственная деятельность, называемая некоммерческой.

Таким образом, хозяйственная деятельность – это деятельность по предоставлению имущества в пользование, реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемая с целью получения прибыли или без такой цели.

Что касается экономической деятельности, то она обычно отождествляется с хозяйственной деятельностью. Коммерческая же деятельность понимается либо как предпринимательская деятельность, либо сводится к торговой деятельности. В последнем случае имеется в виду:

1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев; 3) действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами .

В новых условиях и сторонники хозяйственного права как отрасли права рассматривают хозяйственную деятельность как предпринимательскую деятельность, а хозяйственные отношения как отношения между предпринимателями. Но помимо предпринимательских отношений в предмет хозяйственного (предпринимательского) права включаются связанные с ними некоммерческие отношения, а также отношения, возникающие в связи с воздействием государства на хозяйственную деятельность .

Можно констатировать, что в процессе хозяйственной деятельности возникают две группы хозяйственных отношений: связанные с непосредственным осуществлением хозяйственной деятельности (предпринимательские отношения и некоммерческие отношения) и связанные с регулированием хозяйственной деятельности со стороны государства или организаций хозяйственной деятельности . Так, в Хозяйственном кодексе Украины (ст. 1) к предмету регулирования кодекса отнесены хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Указанные группы хозяйственных отношений при своей взаимосвязи существенно отличаются друг от друга. Если первые имеют частноправовой характер, хотя и не лишены публично-правовых элементов, то в основе вторых лежит публично-правовое начало. Не случайно, значительную часть хозяйственных отношений (с публично-правовым началом) предлагается включить в предмет административного права , с чем нельзя согласиться .

Будучи урегулированными нормами хозяйственного законодательства, хозяйственные отношения становятся правоотношениями.

В хозяйственном правоотношении, как и в других правоотношениях, выделяют его субъектов, объект и содержание.

Субъекты хозяйственных правоотношений – это прежде всего субъекты предпринимательской деятельности, которыми являются юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц здесь необходимо выделить коммерческие организации , преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации , финансируемые собственником учреждения и др.) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций . Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (ст. 46 ГК). Граждане признаются субъектами предпринимательской деятельности, а следовательно субъектами хозяйственных правоотношений, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей . Но они будут субъектами хозяйственных правоотношений и тогда, когда выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении их полномочия на основании отношений собственности .

Деятельность внутренних структурных подразделений юридических лиц ограничивается рамками внутрихозяйственных отношений. Хозяйственное законодательство редко «вторгается» в эту сферу, оставляя ее для регулирования самими субъектами хозяйствования посредством локальных актов. Но в определенных случаях, предусмотренных законодательством, внутренние структурные подразделения могут вступать во внешние хозяйственные отношения, например, при предоставлении права заключать договоры, открытии счета в банке. Если отношения с участием внутренних структурных подразделений субъектов хозяйствования урегулированы нормами хозяйственного законодательства, эти структурные подразделения являются субъектами хозяйственных правоотношений.

Поскольку часть хозяйственных отношений связана с государственным регулированием или организацией хозяйственной деятельности, в хозяйственных правоотношениях участвуют органы управления – министерства и иные органы государственного управления , органы местного управления и самоуправления.

В качестве субъектов хозяйственных правоотношений могут также выступать Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, скажем при поставках товаров, выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд.

При определении объектов хозяйственных правоотношений необходимо исходить из положений ст. 128 ГК, где к объектам гражданских прав отнесены: вещи, включая деньги и ценные бумаги , иное имущество, в том числе имущественные права ; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. По поводу всех этих объектов возникают и хозяйственные правоотношения. Но круг объектов хозяйственных правоотношений более широк, поскольку хозяйственные правоотношения возникают и в связи с государственным регулированием хозяйственной деятельности. В этом случае объектом хозяйственного правоотношения следует считать тот результат, на который направлены действия субъектов хозяйствования или органов управления, например устранение нарушений требований стандартов по предписанию органов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности его субъектов. Права и обязанности в хозяйственных правоотношениях определяются действующим хозяйственным законодательством, а также самими субъектами в учредительных документах , договорах и других актах. Надлежащее исполнение субъектами хозяйственных правоотношений своих прав и обязанностей обеспечивается при необходимости государственным принуждением .

В науке хозяйственного права хозяйственные правоотношения (хозяйственное обязательство) в зависимости от сферы возникновения и действия подразделяются с некоторыми различиями в терминологии на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные . Вот как они определены в ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины. Хозяйственно-производственными являются имущественные и другие отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Под организационно-хозяйственными понимаются отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью. Внутрихозяйственные отношения складываются между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, а также между субъектом хозяйствования и его подразделениями. К названным видам хозяйственных правоотношений (обязательств) добавляют еще территориально-хозяйственные, под которыми имеются в виду отношения территориальных субъектов (республики или регионы во главе с соответствующим органом управления) между собой и с предприятиями .

Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы и по другим признакам. Так, еще в литературе советского периода было предложено классифицировать отношения, складывающиеся в сфере хозяйствования, на организационные и имущественные. При этом внутри первой группы отношений выделялись организационные отношения, построенные на началах субординации, и организационные отношения, построенные на началах координации (равенства) участников отношений, а внутри второй группы – имущественные отношения на началах субординации и имущественные отношения на началах координации .

По характеру регулируемых отношений хозяйственные правоотношения следует подразделить на имущественные и неимущественные. Основную массу хозяйственных правоотношений безусловно составляют имущественные. Это правоотношения собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления , договорные отношения по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, правоотношения по возмещению причиненного вреда и др. Неимущественные хозяйственные правоотношения возникают по поводу благ, не имеющих экономического содержания. Таковыми могут быть деловая репутация субъекта хозяйствования, объекты права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства, фирменные наименования, товарные знаки и др.), действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией. К неимущественным хозяйственным правоотношениям относятся различные организационные отношения, возникающие при организации и осуществлении хозяйственной деятельности – по государственной регистрации субъектов хозяйствования, по лицензированию хозяйственной деятельности, по контролю хозяйственной деятельности органами государственного управления и др. Неимущественные хозяйственные правоотношения как правило связаны с соответствующими имущественными правоотношениями. Субъект хозяйствования, к примеру, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему в результате нарушения неимущественных благ, издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления и т. д.

Как и гражданские правоотношения, хозяйственные правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные, абсолютные и относительные.

В вещных хозяйственных правоотношениях, к которым относятся правоотношения собственности, хозяйственного ведения и оперативного управлении, управомоченный субъект самостоятельно осуществляет принадлежащие ему права. Обязательственные хозяйственные правоотношения возникают из договоров между субъектами хозяйствования или с их участием, из причинения вреда и других юридических фактов. В таких правоотношениях интересы управомоченного лица удовлетворяются через действия обязанного лица, которое должно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, возместить причиненный вред и т. д.

С делением хозяйственных правоотношений на вещные и обязательственные связано и деление их на абсолютные и относительные, проводимые по степени определенности обязанных субъектов. В отличие от абсолютных хозяйственных правоотношений (правоотношения собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, правоотношения по поводу неимущественных благ) в относительных хозяйственных правоотношениях помимо управомоченного лица имеется конкретный обязанный субъект. Такой субъект появляется и в случае нарушения абсолютных правоотношений. Все обязательственные хозяйственные правоотношения – это относительные правоотношения.

В основе правового регулирования хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) лежат определенные принципы или исходные начала. Такие принципы (начала) прямо закрепляются в Конституции и других законодательных актах Республики Беларусь или вытекают из проводимой государством экономической политики . Они должны учитываться нормотворческими органами при подготовке и принятии соответствующих нормативных правовых актов .

К числу основных принципов правового регулирования хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) можно отнести следующие принципы:

1) государственное регулирование хозяйственной деятельности;

2) многообразие форм собственности и хозяйствования;

3) свобода хозяйственной деятельности;

4) самостоятельность субъектов хозяйственной деятельности;

5) недопущение монополизации хозяйственной деятельности и развитие конкуренции;

6) обеспечение прав субъектов хозяйственной деятельности и их равная защита со стороны государства .

Государственное регулирование хозяйственной деятельности присуще всем странам независимо от типа организации экономики. Различия в государственном регулировании кроются в степени воздействия государства на хозяйственную деятельность, в формах и способах регулирования хозяйственной деятельности. Необходимость государственного регулирования хозяйственной (экономической) деятельности предусмотрена в Конституции Республики Беларусь (ст. 13).

Конституционное закрепление получили также исходные начала в отношении собственности (ст. ст. 13, 40 Конституции Республики Беларусь), которая может быть государственной и частной. При этом государство гарантирует равные условия для развития всех форм собственности. Существование различных форм собственности обусловливает и широкий круг форм хозяйствования. Детальное регулирование формы собственности и организационно-правовые формы хозяйствования получают в ГК, Законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и других актах законодательства.

Свобода хозяйственной деятельности является одним из главенствующих начал рыночной экономики. Это находит свое выражение и как принцип правового регулирования хозяйственной деятельности. Конституция Республики Беларусь (ст. 13), Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (ст. 6), другие законодательные акты разрешают осуществлять любую хозяйственную деятельность, кроме запрещенной законодательством. Вместе с тем в законодательстве может устанавливаться определенный порядок осуществления хозяйственной деятельности или ограничения в отношении определенных видов деятельности (лицензирование, установление квот и др.).

Хозяйственная деятельность в условиях рыночных отношений предполагает самостоятельность ее субъектов. Прежде всего и в основном она проявляется как предпринимательская деятельность, для которой самостоятельный характер – неотъемлемый признак. Самостоятельность субъектов хозяйственной деятельности выражается в наличии обособленного имущества, свободе заключения договоров, самостоятельной ответственности по своим обязательствам и т. д. Правомочия субъектов хозяйственной деятельности могут быть ограничены лишь в силу законодательства (например, казенные предприятия) или собственником их имущества.

Переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции и создания конкурентной среды. Конкуренция (состязательность хозяйствующих субъектов) является необходимым условием функционирования рыночной экономики. Что касается монополистической деятельности, то она как раз имеет своей целью недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Конституция Республики Беларусь исходит из необходимости предоставления всем равных прав и обеспечения равных возможностей для осуществления хозяйственной деятельности. А согласно п.1 ст. 9 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке. На недопущение монополизации хозяйственной деятельности и развитие конкуренции направлены законодательство о противодействии монополистической деятельности (антимонопольное законодательство) и законодательство о конкуренции.

В процессе хозяйственной деятельности ее субъекты должны осуществлять предоставленные им права и исполнять возложенные на них обязанности в соответствии с действующим законодательством. Нарушение норм права может повлечь применение мер ответственности. Но, с другой стороны, государство в целом и его органы обязаны обеспечивать права субъектов хозяйственной деятельностью, в том числе реализацию права на занятие хозяйственной деятельности в форме индивидуальной предпринимательской деятельности или в форме создания юридического лица, а также равную защиту прав со стороны государства. Для этого в законодательстве (ГК, Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и т д.) предусмотрены способы и порядок защиты прав субъектов хозяйственной деятельности в отношениях как с другими субъектами, так и в отношениях с государственными органами или органами местного управления и самоуправления. По общему правилу, права субъектов хозяйственной деятельности защищаются в судебном порядке (п.1 ст. 10 ГК).

Помимо определенных принципов правовое регулирование хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) опирается на соответствующие методы, т. е. способы государственного воздействия на хозяйственные отношения. Методы правового регулирования зависят от предмета правового регулирования, в данном случае от характера хозяйственных отношений, их специфики.

В науке хозяйственного (предпринимательского) права применительно к обосновываемой самостоятельной отрасли права были предложены следующие методы: метод обязательных предписаний, метод автономных решений или метод согласования (сейчас поставлен на первое место – В. Г.), метод рекомендаций . По нашему мнению, вряд ли можно вести речь об указанных методах как методах отрасли права. В то же время следует признать обусловленность предложенных методов разным характером и многообразием хозяйственных отношений. При переходе к рыночной экономике, а тем более в условиях рыночных отношений вопросы хозяйственной деятельности решаются в основном автономно или по согласованию между ее субъектами (заключение договоров и т. д.). Но в определенной мере государство использует в хозяйственных отношениях также обязательные предписания (например, обязательные заказы на поставку товаров для государственных нужд) и рекомендации субъектам хозяйственной деятельности (издание примерных положений, примерных договоров и др.).

Однако некоторые сторонники хозяйственного (предпринимательского) права как отрасли права выступают за единый метод хозяйственно-правового регулирования, но сочетающий два способа воздействия на поведение субъектов. Характерная черта такого метода видится во взаимосвязи свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества .

По мнению, можно говорить о комплексном методе правового регулирования предпринимательской деятельности, составляющими которого являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов .

На наш взгляд, характер отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, предопределяет использование в регулировании хозяйственной деятельности частноправовых и публично-правовых начал. Разные начала, хотя и сочетаются, обеспечиваются разными методами. Для частноправовых начал в регулировании хозяйственной деятельности адекватными являются равенство субъектов, автономное или согласованное принятие решений. Публично-правовым началам соответствуют властные приемы или способы регулирования, в том числе обязательные предписания и рекомендации.

Таким образом, в качестве методов правового регулирования хозяйственной деятельности (хозяйственных отношений) следует рассматривать метод автономии, означающий право субъектов хозяйственной деятельности самостоятельно решать хозяйственные вопросы, и метод властного воздействия, когда органы управления осуществляют полномочия, которыми они наделены государством. Оба метода могут применяться как в отдельности, так и в сочетании.

Список использованных источников

1. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1983. – С. 20, 22.

2. Лаптев право – право предпринимательской деятельности / // Государство и право. – 1993. – №1. – С. 36; Он же. Предпринимательское право: понятие и субъекты. – М.: Юристъ, 1997. – С.17-24.

4. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 33.

5. Хозяйственное право: Учеб. пособие / Отв. ред.: , . – М.: Юрид. лит., 1977. – С. 32.

6. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 28-29; Дойников (хозяйственное) право / . – М.: ПРИОР, 1998. – С. 8.

7. Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник / Под ред. , . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – Ч. 1. – С. 9, 26-27.

8. Пугинский право России: Учебник. – 2-е изд. / . – М.: Зерцало, 2007. – С. 22. См. также: Станкевич право: Учебное пособие / . – Мн.: Книжный дом, 2005. – С. 3, 11.

9. Семякин М. Экономика и проблемы формирования современной концепции экономического права / М. Семякин // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика / Отв. ред. . – Алматы: Юрист, 2005. – Вып. 22. – С. 198.

10. Паращенко право: В 2 ч. – Мн.: Веды, 1998. – Ч. 1 (Общие положения) / . – С. 5; Каменков совершенствования хозяйственного законодательства Республики Беларусь на современном этапе / // Юридический журнал. – 2005. – № 1(1). – С. 17.

11. Вабищевич (хозяйственное) право Республики Беларусь. Изд. 3-е, испр. и доп. / . – Мн.: Молодеж. науч. общ-во, 2003. – С. 20.

12. , Елисеев экономического права: Тексты лекций / , . – Гродно: ГрГУ, 2004. – С. 4, 12.

13. Витушко гражданского права: Общая часть. Т. 1 / . – Мн.: БГЭУ, 2001. – С. 212.

14. Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 5.

15. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. проф. . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1998. – Т. 1. – С. 18; Предпринимательское право: Курс лекций / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1993. – С. 4.

16. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 000-139. – 2/1064; 2006. – № 6. – 2/1173; № 000. – 2/1235; 2007. – № 000. – 2/1348; 2008. – № 000. – 2/1446; № 000. – 2/1492.

17. См. также: Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 21; Жилинский право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. / . – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 56; Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь: Практ. пособие / Под общ. ред. , . – Мн.: МНО, 2001. – С. 37; Вабищевич (хозяйственное) право Республики Беларусь / . – Мн.: Молодежное, 2003. – С. 21-22; Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / Под общ. ред. , . – Мн.: Книжный дом, 2004. – С. 26; Станкевич право: Учебное пособие / . – Мн.: Книжный дом, 2005. – С. 12; Каменков договор: общие положения / . – Мн.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – С.14.

18. Пугинский право России / . – М.: Юрайт, 2000. – С. 16. См. также: Станкевич право: Учебное пособие / . – Мн.: Книжный дом, 2005. – С. 13, 17; Фролова деятельность: понятие и признаки / // Актуальные вопросы частного права: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. , . – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – С. 251.

19. См.: Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 18-22; Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 1-5; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 28-29.

20. В литературе имеет место и более узкая трактовка хозяйственных (предпринимательских) отношений как экономической формы только свободной хозяйственной (предпринимательской) деятельности (См.: Попондопуло режим предпринимательства / . – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. – С. 21-23; Коммерческое право. Учебник. В 2 ч. / Под ред. , . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – Ч. 1. – С. 18-21).

21. Ведомости Верховной Рады. – 2003. – № 18, № 19-20, № 21-22. – Ст. 144.

22. См.: О публичном экономическом праве / // Журнал российского права. – 2004. – № 7. – С. 86.

23. См.: Семякин М. Экономика и проблемы формирования современной концепции экономического права / М. Семякин // Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика / Отв. ред. . – Алматы: Юрист, 2005. – Вып. 22. – С. 197-200.

24. См.: Теоретические проблемы хозяйственного права / Под ред. . – М.: Наука, 1975. – С. 227; Хозяйственное право: Учебник / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1983. – С. 14; Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 22.

25. См.: Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 49; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 93.

26. См.: Хозяйственное право / Отв. ред. , . – М.: Юрид. лит., 1977. – С. 23-28.

27. Сторонники хозяйственного (предпринимательского) права как самостоятельной отрасли права часто излагают подобные принципы в качестве принципов хозяйственного или предпринимательского права (См.: Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 6-9; Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 8-17).

28. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. – 1991. – № 19. – Ст. 269; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1992. – № 6. – Ст. 105; 1994. – № 6. – Ст. 72; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1997. – № 27. – Ст. 482; 1998. – № 2. – Ст.7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/133; 2003. – № 70. – 2/952; 2004. – № 000. – 2/1056; 2007. – № 000. – 2/1397.

29. См.: Хозяйственное право: Учебник / Под ред. . – М.: Юрид. лит., 1983. – С. 22; Лаптев право: понятие и субъекты / . – М.: Юристъ, 1997. – С. 23-24.

30. Мартемьянов право. Том 1. Общие положения. Курс лекций / . – М.: Изд-во БЕК, 1994. – С. 10-12; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. . – М.: Юристъ, 1999. – Т. 1. – С. 44-46.

31. Вабищевич (хозяйственное) право Республики Беларусь / . – Мн.: Молодежное, 2003. – С. 28.

Коммерциализация экономических отношений, проникновение в них публичных принципов находят свое отражение в хозяйственном законодательстве. Современная экономика порождает отношения, которые в той или иной степени связан ные с общественным, публичным интересом. Круг хозяйственных отношений, входящих в сферу осуществления хозяйственных отношений, является достаточно большим. Правоотношение - это звено, соединяющее требования норм по конк кретных поведением субъектов в механизме правового регулирования. В процессе осуществления хозяйственной деятельности возникают различные отношения, которые могут регулироваться другими видами права, а именно административным им, трудовым, финансовым, гражданским и т.д.. Впрочем в 1. Хозяйственного кодекса Украины (далее -. ГК) определяет основные принципы хозяйствования в Украине и декларирует, что хозяйственными являются отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствованияювання.

По мнению. С. С. Алексеева, правоотношения характеризуются следующими элементами: субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения; субъекты, среди которых один носитель права правоспособный, другой - пр равозобовьязаний; объекты права, а также особо можно выделить юридические факты - обстоятельства, с которыми связана жизнь правоотношений, их движение - возникновение, изменение, прекращениеня.

Доктринальное понятия правоотношений можно определить как возникновение на основании норм права индивидуализированного общественной связи между лицами, характеризующийся наличием субъективных юридических прав в и обязанностей и поддерживается (гарантируется) принудительной силой государства есть правоотношения всегда составляют известный общественный связь между лицами - людьми, их коллективами, государством и органами дер дарства. Специфические признаки правоотношений заключаются в следующем: связь между лицами возникает на основании норм права; возникновение на основании норм права связи между лицами осуществляется через их юридические права и обязанности; возникновения на основании норм права связи между лицами поддерживается (гарантируется) государством; указанный связь между лицами, возникающее на основании норм права, имеет индивидуально определен й характеер.

При этом следует признать, как замечает. В. С. Милаш, что правовые принципы, которые привлекаются к упорядочению хозяйственно-правовых отношений, по своей правовой природе являются неоднородными и подразделяются на: базов е, которые берутся за основу на обоих этапах правового регулирования хозяйственной деятельности как правостановлення, так и право-реализации, общие принципы осуществления отдельных видов хозяйственной деят ости. Несколько иную классификацию признаков хозяйственных отношений предложил. Ср. Щербина. Он отмечает, что первым признаком является ограниченное по сравнению с гражданским правом круг субъектов, второй - существование организации йно-хозяйственных обязательств, а также сочетание в хозяйственных отношениях организационных и имущественных элементов (такое сочетание вызвано тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирования я хозяйственных правоотношений между субъектами хозяйствования и их контрагентами являются, в частности, государственные заказы и государственные задания) последней является их материальное содержание, т.е. общественное производство и р еализация субъектами хозяйствования продукции, выполнение работ, оказание услуг1. Приведенные классификации признаков хозяйственных отношений фактически не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Действительно, хозяйствйствительно, хозяйств ьке законодательство (ст. 258. ГК) устанавливает, что хозяйственные отношения регулируются не одинаково, а в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются, особенностей отрасли хозяйствования; вида г осподарськои деятельности; экономической формы результата хозяйственной деятельности; пространства, на котором они происходят, и особенностей субъектов, между которыми они возникают. Наука же хозяйственного права п одиляе хозяйственные отношения по взаимному состоянию сторон на горизонтальные - между равноправными участниками правоотношений, и вертикальные - когда одним из участников выступает орган хозяйственного руководств а, в том числе владелец имущества другого участнико учасника.

Странную точку зрения, которая не совпадает с доктринальными определениями относительно хозяйственных правоотношений, выразил. С. И. Кравчук. Так, он считает, что хозяйственные правоотношения - это отношения между хозяйствующие ими субъектами и органами власти, складывающиеся в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности. По его мнению, между предприятиями, предпринимателями и гражданами в процессе хозяйственной деятел ьности возникают имущественные отношения, регулируемые гражданским правом и называются гражданско-правовими3. Относительно характеристики хозяйственных правоотношений, эту точку зрения поддерживают такие правоведы, как. Л. А. Жук,. ГЛАВА. Жук,. О. М. НеживецМ.. Неживець.

Интересна классификация хозяйственных правоотношений, предложенная. И. В. Булгаковой. По ее мнению, хозяйственные отношения делят на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутришньогос сподарського; по характеру правоотношений - на отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и по руководству хозяйственной деятельностью, за взаимным состоянием сторон хозяйственные отн осины разделяют на горизонтальные и вертикальные; по сфере действия - на внутрихозяйственные и межхозяйственные, а также по отраслям народного хозяйства, в которых эти отношения виникають1. Указанная классы ция, по нашему мнению, дополняет приведенные классификации. Разделение хозяйственных отношений на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные, как считает. В. С. Мартемьянов, имеет внут ришньогалузеве значение, а если же рассматривать хозяйственные правоотношения в механизме хозяйственно-правового регулирования по критерию персонификации обязанной стороны, то они могут быть разделены н а: абсолютные вещественные; абсолютно-относительные; абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; относительные обязательственные; неимущественные абсолютные хозяйственные правовидносини2. Зазн. Ачэн точку зрения в целом также поддерживают. В. К. Мамутов,. Г. Л. Знаменский и. В. В. Хахулин3. Однако, как утверждает. О. А. Эдуардович, в новых условиях хозяйствования сохраняют теоретическую и практическую ценность твеенность тве рдження о том, что: орган хозяйственного руководства несмотря властные полномочия в отношении предприятия не может по своему усмотрению и своей властью установить хозяйственно-управленческое обязательства, поскольку такие случаи четко ограничены законодательством; юридическая подчиненность сама по себе не свидетельствует о хозяйственно-управленческий характер правоотношений, для этого необходимо особый характер объекта и с городов правовидносыіст правовідносин.

Разнообразие правового воздействия создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. С установлением реальных хозяйственных отношений осуществляется отбор правовых норм, которыми управ уються субъекты этих отношений, и таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может быть предъявлено требование корректировки реальных хозяйственных отношений. Поэтому целесообразно при формировании и реальных хозяйственных правоотношений определить ряд альтернатив и отобрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативы включить сложившиеся правоотношения к комплексному меха низма регулирования и определить регулирующее влияние мотивационного, экономического и организационно-административного характера. Также необходимо установить соответствующий правовой связи между всеми участниками го сподарського отношений. А указанный связь формируется через общие специфические признаки отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельноьності.

К таким признакам, в частности, относятся: 1) ограниченный круг субъектов (ч. 1 ст 2. ГК), а именно-обязательным участником этих отношений являются субъекты хозяйствования, а в отдельных случаях субъекты организационно-хозяйств ских полномочий (органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией; хозяйственные объединения, холдинговые компании; учредители и собственники имущества субъектов го сподарювання), участие в этих отношениях принимают также потребители и граждане, которые являются учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности 2) сфера возникновения хозяйственных отношений - хозяйственные системы любого уровня, наиболее полно отражают характер и структуру общественного производства, 3) существование организационно-хозяйственных обязательств в качестве отдельного вида хозяйственных обязательств и сочетание в хозяйственных отношениях имущественных и организационных элементов. В этом случае основанием возникновения хозяин ских правоотношений является решение соответствующих субъектов заключить договор - или хозяйственный (в 184. ГК), или организационно-хозяйственный (в 186. ГК). Указанное не исключает значительную степень государственного регулирования ния хозяйственных отношений в сочетании с локальным регулированием, 4) необходимость государственного регулирования хозяйственных правоотношений является основанием соблюдения баланса публичных и частных интересов, щ в заключается, с одной стороны, в необходимости соблюдения интересов государства, общества, в том числе потребителей, с другой - в необходимости соблюдения частных интересов субъектов хозяйствования, 5) урегулированность этих отношений посредством хозяйственно-правовых норм, содержащихся в законодательстве, в актах локального значения (уставные документы) и в хозяйственных договорах 6) сочетание имущественным х и организационных элементов, предусматривает и создание хозяйственных организаций через учредительные договоры с последующей государственной регистрацией предприятия, и получения при необходимости л ицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также наделения предприятия имущественной базой 7) объекты хозяйственных правоотношений являются средствами осуществления хозяйственного интереса, ими могут быть вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также действия обязанных субъектов, собственно деятельность хозяйствующего субъекта и нематериальные блага, используемые при осуществлении хозяйств ькои деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и т.п.) 8) материальное содержание, т.е. субъективные права и обязанности субъектов хозяйствования и / или субъектов организационно-гос нию полномочий и других участников хозяйственных отношений, 9) юридические факты, являющиеся основанием возникновения юридических прав и обязанностей у субъектов хозяйствования, характерным признаком при этом является действия или бездеятельность субъектов хозяйственных правоотношений, в том числе события, влияющие на хозяйственные правоотношения, 10) сложность, которая заключается в том, что обязанности каждого из субъектов кор пондують обязанностям нескольких другим субъектов, 11) продолжительность, заключающийся во временной длительности, при наличии устойчивых связей участников хозяйственных отношений, с большими временными интервалами ба немногих хозяйственных процессеоцесів.

Итак, хозяйственные правоотношения - это вид общественных отношений, урегулированных нормами права, в котором связь между участниками хозяйственных отношений по осуществлению хозяйственной деятельности или ее орган низации заключается в их юридических правах и обязанностях, характеризуется особым субъектным составом, сочетанием имущественных и организационных элементов, значительной степенью государственного регулирования, а также ск ладнистю и продолжительность.

Различают доктринальную и легальную классификации хозяйственных правоотношений, осуществляющих по различным признакам

соответствии с ч. 4 ст. С. ГК Украины хозяйственные отношения могут быть: хозяйственно-производственными в определяемых как имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования в процессе осу йснення хозяйственной деятельности (ч 5 ст 3) организационно-хозяйственными, которые складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хоз одарською деятельность (ч 6 ст, 3); внутрихозяйственным, складывающиеся между структурными подразделениями предприятия (ч 7 ст 3 ст. 3).

Кроме того, наука хозяйственного права различает: межхозяйственные и внешне-хозяйственные отношения (возникают между субъектами хозяйствования)

По положением относительно друг друга различают: горизонтальные отношения (участники отношений равноправны) вертикальные (один из участников - орган хозяйственного руководства, в т ч собственник имущества)

По отраслям экономики и сферами управления, в которых они возникают: промышленности, отрасли транспорта, капитального строительства и т.д.

По критерию сферы экономики, в которой возникают хозяйственные правоотношения: государственная, коммунальная, частная, а также отдельные специфические виды хозяйственных отношений, возникающих в каждом секторе эконом мик.

Отграничение хозяйственного права от других отраслей права осуществляется по предметному признаку, то есть по сравнению предмета правового регулирования с предметами, которые присущи каждой отдельной отрасли права

Так, в соответствии со ст 4. ГК Украины, в сфере хозяйствования могут возникать отношения, не имеющие всех признаков хозяйственных правоотношений и не являются предметом регулирования законодательства. К ни их относятся: 1) имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые. Гражданским кодексом Украины (далее -. ГК), 2) земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране р ослинного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха, 3) трудовые отношения, 4) финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в пр оцеси формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней 5) административные и другие отношения управления с участием субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправ ния не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий относительно субъекта хозяйствованияня.

При этом особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются. ГК Украины

Кроме того, к хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не урегулированные. Кодексом торгового мореплавания Украины, применяются правила. ГК Украины

Необходимо отметить, что среди перечисленных отношений наиболее проблемным является разграничение предмета правового регулирования гражданского и хозяйственного законодательства, что связано с рядом имущественных отно сын, регулируемых. ГК и. ЦК Украины, в частности, это вопросы правового положения хозяйственных обществ, отдельных видов договорных обязательств при осуществлении хозяйственной деятельности предпринимательской и обществами и физическими лицами-предпринимателями тощ.

Все другие виды отношений своей предметному признаку имеют достаточно разнородных признаков и регулируются другим специальным законодательством

Земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха урегулированы. С. Земельным,. Лесным,. Водным кодексами Украины, законами Украины"О недрах","Об охране окружающей природной среды","О животном мире","О растительном мире","О природно-заповедном фонде Украины","Об охране атмосферного воздуха"тощїни", "Про охорону атмосферного повітря" тощо.

Трудовые отношения урегулированы. Кодексом законов о труде Украины. При этом хозяйственное право отличается от трудового тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанятых на работу и покорите ны в силу этого правилам внутреннего распорядка и другим отношениям найма, а на хозяйственные отношения предприятия в целом. Финансовые отношения регулируются. Бюджетным кодексом Украины. Ад министративни и другие отношения управления регулируются. Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также законами Украины:"О местных государственных администрациях","О местном самоуправлении в Украине","О милиции"и т.п.. При этом к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительную деятельность органов властейозпорядчу діяльність органів влади.

Кроме того, в соответствии с. Законом Украины"О личном крестьянском хозяйстве"элементы хозяйственных отношений имеют место в деятельности личных крестьянских хозяйств, в ходе реализации излишков сел сельськохозяйственного продукции и предоставления услуг зеленого туризма. По смыслу ст 8. Закона Украины"О народных художественных промыслах"производство мастером художественных изделий декоративно-прикладного назначения относится к смежной деятельности по хозяйствованияості з господарюванням.



 

Возможно, будет полезно почитать: