Что составляет территорию государства. Государственная территория

Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:

  1. государственная территория;
  2. территория с международным режимом;
  3. территории со смешанным режимом.

Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства , т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом . Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Вторая группа - международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Государственная территория: понятие и виды

Государственная территория - территория , которая находится под суверенитетом государства , т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей .

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

  1. морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
  2. воды портов;
  3. воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

  1. орографические - проводятся с учетом рельефа местности;
  2. геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
  3. астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

  1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;
  2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

  • демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
  • делимитации - установления границы между государствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

  • порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
  • ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.

Международные реки - реки, которые протекают на территории двух и более государств . Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом - разделять.

Предметом международно-правового регулирования вопроса о международных реках являются вопросы судоходства по международным рекам - данный вопрос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибрежные государства вправе (не обязаны) предоставить иностранным судам возможность судоходства. Иностранные суда, таким образом, не вправе осуществлять судоходство по международным рекам, если данный вопрос не оговорен в соответствующих международных договорах . Сами прибрежные государства вправе осуществлять судоходство на всем протяжении реки.

Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:

  • Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.;
  • Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.

Вопросы несудоходного использования международных рек - в основе данного предмета регулирований лежит право прибрежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам 1966 г. использование вод международных рек одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоходного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.

Дунай - вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан , торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках - лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.

часть поверхности земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав Г. т. входят суша с ее недрами, воды и находящееся над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а т.ж. значительная часть вышележащего пространства. Боковые пределы Г.т. обозначаются государственными границами. В пределах своей территории государство осуществляет свое верховенство, которое называется территориальным и является составной частью государственного суверенитета (см. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

те части земного пространства, которые находятся полностью во власти какого-либо государства, подпадают под его суверенитет. В состав Т.г. входят: материковые (континентальные) и островные сухопутные образования вместе с их недрами; водные пространства, включающие внутренние воды (воды рек, озер, искусственных водных объектов), внутренние морские воды (воды морских портов, бухт, морей, проливов, заливов, лиманов, эстуариев) и территориальные воды (территориальное море); воздушное пространство, представляющее собой часть земной атмосферы, расположенную над сухопутной и водной Т.г. Внешние пределы Т.г. обозначаются линией государственной границы, устанавливаемой в соответствии с заключаемыми между сопредельными государствами соглашениями либо на основе исторически сложившихся традиций. Сухопутная граница государства проводится по поверхности земли с учетом рельефа местности и имеющихся на ней ориентиров, а водная - по середине главного фарватера, по линии наибольших глубин (тальвег) либо по середине русла реки; на озерах - по прямой линии, соединяющей противолежащие точки выхода к берегу сухопутной границы; морская граница - это внешний предел территориальных вод, отмечаемый по точкам географических координат, определяемых по правилам, принятым Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.; воздушной государственной границей является воображаемая вертикальная поверхность, соответствующая прохождению сухопутных и водных границ.

Верховенство, осуществляемое каждой страной в пределах ее Т.г., распространяется не только на граждан и юридических лиц, имеющих ее национальность (гражданство или подданство), но также и на иностранных граждан и юридических лиц и, кроме того, на апатридов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность государству и его верховенство - два основных признака государственной территории, которые, как правило, сосуществуют. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

В состав государственной территории входят:

сухопутная территория в пределах государственных границ, острова и анклавы7 независимо от их местонахождения;

водная территория, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря;

воздушная территория, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства;

недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.

Верховенство государства означает, что его власть - высшая власть по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории, и что на территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства.

Из этого общего правила на практике действуют определенные исключения: для сотрудников иностранных дипломатических представительств, для определенных районов, например, территориальных вод и др.

Территориальное верховенство выражается также в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Но если действие законов одного государства может распространяться за пределы его территории, в частности на своих граждан, находящихся на иностранной территории, то применение средств властного принуждения ограничено лишь собственной территорией.

Территориальное верховенство государства включает в себя и юрисдикцию государства, т.е. права его судебных и административных органов в соответствии со своей компетенцией рассматривать и разрешать все дела на данной территории. При этом понятие территориального верховенства шире понятия юрисдикции. Кроме того, в то время как полная и исключительная власть государства ограничена пределами его территории, юрисдикция государства в ряде случаев распространяется за пределы его территории.

Согласно международному праву, юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориальных вод и, следовательно, вне пределов его территории. Прибрежное государство, осуществляя над своим континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов, имеет исключительную юрисдикцию над находящимися в районе этого шельфа искусственными островами, установками и сооружениями. Такую же юрисдикцию прибрежное государство имеет в отношении искусственных островов, сооружений и установок, находящихся в его исключительной экономической зоне. Свою юрисдикцию государство осуществляет в отношении морских судов, плавающих под его флагом в открытом море, а также над своими воздушными судами, находящимися в международном воздушном пространстве общего пользования. Государство осуществляет также свою юрисдикцию над запущенным им в космическое пространство космическим летательным аппаратом и его экипажем.

Таким образом, юрисдикция означает два неразрывно связанных друг с другом, но разных явления, которые принято называть предписательной юрисдикцией (prescriptive jurisdiction) и исполнительной (принудительной) юрисдикцией (enforcement jurisdiction).

Предписательная юрисдикция - определяемая государством возможность и допустимость ожидать осуществления таких велений и требовать таких велений и требовать их осуществления.

Исполнительная юрисдикция - определяемая государством возможность и допустимость обеспечения осуществления своих правовых велений, посредством применения мер принуждения.

Сферы предписательной и исполнительной юрисдикции частично совпадают. Сфера исполнительной юрисдикции всегда уже сферы предписательной.

Государственная территория, в частности земля с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство в иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов.

Органы государственной власти и управления обычно могут осуществлять передачу или обмен небольшими участками территории, сдавать их для определенных видов пользования иностранным государствам, например в аренду. Эти действия осуществляются по международному договору между государствами, который, как правило, подлежит ратификации. При международно-правовой аренде государственной территории права пользования или владения участком территории передаются государству-арендатору, но арендованный участок продолжает оставаться государственной территорией государства-арендодателя.

Я сидел на диване и смотрел новости. Услышав знакомое словосочетание «государственная территория», я насторожился. Оказывается, я напрочь всё забыл. Пришло время узнать точно про государственную территорию и ее состав.

Что такое государственная территория

Государственная территория - это пространство, внутри которого данное государство правит и верховенствует . Также это означает что и все земли, залежи полезных ископаемых, воздушное пространство и вода включены в территорию. В соответствии с международным правом никто не должен насильственно вторгаться и нарушать границы государства. Если к берегу государства примыкают воды, то прилегающие двенадцать миль являются его собственностью. Что касается земляных недр, то вся их доступная глубина в рамках территории также является собственностью государства. Если подниматься вверх, то и здесь, вплоть до стратосферы - государственное пространство.


Что входит в состав государственной территории

Много чего входит в состав, но я выделю главное:

  • сама территория (суша);
  • пространства воды (реки, озера, водохранилища,внутренние моря, пограничные воды);
  • фрагмент атмосферы земли, который находится над сушей и водами океанов и морей нашего государства. В высоту порядка ста километров.

Отдельно стоит упомянуть про исключительную экономическую зону . Например, Российская Федерация имеет такую зону - это море, за которым закреплен особый правовой режим, подтвержденный международными договорами. В исключительной экономической зоне наша страна имеет право на разработку, разведку, промысел морской живности, а также исследование морского дна и его бурение.


Нельзя обойти стороной вопрос спорных территорий . Россия эти вопросы решает путем дипломатии и соблюдения международных прав. К примеру, переговоры с Абхазией по поводу территории в районе села Аибга. В 2014 году было достигнуто соглашение о свободном въезде и выезде в этом районе. Территориальные споры между Россией и Китаем возникли по вопросу границы в районе Алтайских гор.

Благодаря успехам Российской дипломатии, этот вопрос также близок к взаимовыгодному урегулированию. Иногда Россия напоминает про Аляску и утверждает, что передача носила временный характер, но пока это все никуда не привело.

В международной доктрине существует множество определений государственной территории. Но наиболее удачной представляется следующая: государственной территорией, согласно международному праву, является часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство. Эта формулировка характеризуется комплексным подходом, так как в ней закрепляется двойственный характер государственной территории: с одной стороны, государственная территория выступает как объект права собственности, а, с другой - она определяет пространственный предел государственной власти. Шуршалов В. М. - М.:Международные отношения - Международные правоотношения 1999 г. 298 с.

Территориальное верховенство государства напрямую связано с государственным суверенитетом и выступает в качестве одного из его составляющих элементов. В международном праве, согласно определению Международного суда, территориальное верховенство понимается как территориальный суверенитет.

Территориальный суверенитет можно определить, как право государства осуществлять исключительную юрисдикцию по отношению ко всем лицам и предметам на своей территории. Следовательно, правовой режим всех субъектов и объектов, находящихся на территории государства, определяется и регулируется исключительно его законами, и государство вправе не допускать на своей территории деятельности любого другого государства или организации.

Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. Правда, в ряде случаев государства вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении лиц и действий, совершенных за пределами своей территории. Клименко Б.М. Государственная территория: вопросы теории и практики. М.: Международные отношения, 1974. 168 с. Является общепризнанным, что юрисдикция государства может распространяться за пределами его границ только на свои военные корабли в открытом море, воздушные суда вне своей территории и на космические объекты и их экипажи. Кроме того, в ординарных условиях за пределами государственных границ государства могут осуществлять только лишь определенные права на живые и минеральные ресурсы отдельных морских районов (например, в пределах своих экономической зоны и континентального шельфа) и иную строго ограниченную целенаправленную юрисдикцию, допускаемую международными соглашениями и международными обычаями (например, в пределах прилежащей и исключительной экономических зон, в Антарктике и т.д.)

Следует помнить, что современное международное право запрещает злоупотребление территориальным верховенством. Беляшев К.А. - М.: Проспект - Международное публичное право - 2000 г. 240 с. В качестве таких злоупотреблений расцениваются: подготовка и засылка вооруженных формирований на территорию другого государства; перенос морского, речного и воздушного загрязнения на территорию другого государства; пропаганда войны и расизма, разжигание ненависти к народам соседних государств; попустительство и непринятие мер по пресечению преступлений, последствия которых распространяются на территорию другого государства, и др.

Государственная территория состоит из сухопутной, водной и воздушной территории, а также недр.Шакира, Жан-М.: Прогрес - Международное публичное право:Учебник - 2004 г. 603 с.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения.

Водная территория государства включает в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), а также внутренние воды и территориальное море.

Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха определенной высоты и включает все воздушное пространство над его сухопутной и водной территорией.

Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, которая простирается до глубин, технически доступных геологическому изучению и освоению.

Принято считать, что сухопутная территория включает всю сушу, независимо от места расположения ее отдельных составных частей. Здания, сооружения, которые опираются на почву или проникают внутрь ее, рассматриваются как принадлежность территории, и все, происходящее на них или в них, происходит в пределах государственной территории.

Островные территории или анклавы характеризуют отдельное расположение частей сухопутной территории. Остров, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, - это естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе (ч.1 ст.121). За исключением скал, не пригодных для поддержания жизни человека или самостоятельной хозяйственной деятельности, острова так же могут иметь территориальные воды, прилежащую зону или континентальный шельф, экономическую зону. При нахождении острова вблизи территории другого государства или в узком морском проходе нередко возникает необходимость в международных соглашениях для определения статуса морских проходов (например, шведско-датская конвенция 1938 года в связи с наличием в проливе Зунд острова Каркхольм).

Анклав - часть территории одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства и не имеющее морского берега. Анклав составляет неотъемлемую часть территории того государства, которому принадлежит. В настоящее время известны лишь несколько анклавов: на территории Швейцарии расположены анклавы Бюзинген (ФРГ) и Кампион-д`Италия (Италия), на территории Нидерландов - Барле-Нассау, Барле-Хорты (Бельгия) и наоборот - Варле-Дус (Бельгия) в Нидерландах, испанский город Пливия расположен в пределах французского департамента Восточных Пиренеев и отделен от Испании французской сухопутной территорией. Эбке В. Ф. М. Проспект-Международные отношения 2002 г. 307 с.

Если часть территории одного государства отрезана частично сухопутной территорией и частично морской территорией другого государства, она рассматривается в качестве полуанклава, т.к. имеется морской берег, к которому возможен доступ со стороны моря (например, испанские территории Сеута и Мелилья, окруженные территорией Марокко, но имеющие выход к Средиземному морю).

Некоторые авторы включают в состав сухопутной территории государства также недра на технически доступную для геологического изучения и освоения глубину, не выделяя их в отдельный вид государственной территории. К недрам относятся сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и газообразном состоянии, в том числе содержащие полезные ископаемые и энергетические ресурсы, и имеющиеся среди пород природные пустоты. Также в их состав входят участки дна водоемов, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Водная территория государства состоит из внутренних морских и иных вод и территориальных вод (территориального моря).

Внутренние морские воды - это моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства (например, таковым было Аральское море в бывшем СССР); моря, побережье которых и оба берега соединены с другим морем или океаном, находятся в пределах одного государства (например, Белое море); воды морских портов и рейдов; морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству, а заливы в том случае, если ширина входа в залив равна удвоенной ширине территориальных вод. Помимо этого, сюда относятся воды «исторических заливов». К внутренним водам относятся также воды рек и озер, омывающих берега одного государства.

Территориальное море (ранее - территориальные воды) в п.1 ст.2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определяется как «примыкающий морской пояс» к сухопутной территории государства. В соответствии с этим международно-правовым актом, каждое государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемого от исходных линий (ст.3). Под исходными линиями понимается линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государствам морских картах крупного масштаба (ст.5). При отсутствии приливов ширина территориальных вод отмеряется от береговой полосы. В случае островов, расположенных на атоллах или островов, окаймленных рифами, для измерения ширины территориального моря, служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст.6). Прямые исходные линии, в отличие от исходных линий, проводятся тогда, когда линия берега изрезана и извилиста либо близко к ней имеется цепь островов, что затрудняет судовождение (ст.7). Такие линии проводятся по береговой полосе путем соединения, на ней исходных точек через каждые 40-60 км.

В п.1 ст.2 Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что на территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Он распространяется также на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

Воздушная территория - это столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства в пределах его государственных границ. Таким образом нижним пределом воздушной территории государства являются его сухопутная и водная границы. Следует отметить, что верхний предел воздушной границы, который отделяет государственную территорию от космического пространства, являющегося международной территорией, конвенциально не определен. Существует обычная нормамеждународного права, в соответствии с которой верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100-110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли. Жеребцов А.Н. - Ростов н/Дону - Международное право: Учебное пособие 2004 г. 406 с.

Правовой режим его воздушного пространства устанавливается исключительно данным государством. Но государства по взаимному согласию берут на себя международные обязательства о полетах на их территорию и через их территорию (транзитом) иностранных воздушных аппаратов.

Следует отметить, что воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства - неотъемлемая часть его государственной территории.

Под условной (квази) территорией государства в международном праве понимают территорию его дипломатических представительств, расположенных в зарубежных государствах, территорию торговых судов в открытом море, воздушных судов и космических аппаратов, несущих флаг или знак какого-либо государства, подводные кабели, трубопроводы, надводные сооружения в открытом море (над шельфом). Такая территория некоторыми авторами именуется «плавучей», «летучей», «космической» и другими территориями. Они же выделяют абсолютную и относительную условную территорию. Под абсолютной понимают, например, военные суда, которые повсеместно приравниваются к территории собственного государства; к относительной - некоторые авторы причисляют, например, транспорт главы дипломатического представительства и даже автотранспорт гражданина конкретного государства, находящегося за границей.



 

Возможно, будет полезно почитать: