Конституционный суд председатель кто. В каких случаях полномочия судьи Конституционного суда РФ могут быть прекращены? Когда был создан Конституционный суд РФ

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации .

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Конституционный суд РФ - особый независимый орган судебной власти государства, самостоятельно осуществляющий регулирование отношений на поприще конституционного права. Каждая область Российской Федерации имеет свой собственный конституционный суд, а вопросы федерального уровня решаются главным Конституционным судом России. Все республики, которые входят в Российскую Федерацию, таким же образом представлены собственными судами.

Другие суды не занимаются вопросами Конституции РФ, выполнения ее норм, соответствия документов, или законов/подзаконных актов предписаниям Высшего Закона страны. Конституция РФ предусматривает особые правила образования, основы для вхождения в суд, полномочия, которые имеет данный орган судебной власти России.

Источники, регламентирующие, кто возглавляет конституционный суд РФ и кто входит в состав органа:

  1. Конституция РФ.
  2. Регламент Конституционного Суда РФ.
  3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  4. Любые другие нормативно-правовые акты РФ.

Состав Конституционного суда: кто возглавляет, кто входит

В Законе "О Конституционном суде Российской Федерации" четко указано, что в Конституционный суд могут входить 19 судей. Избираются они Советом РФ, а кандидатуры представляются Президентом России. Секретари судов также выбираются таким же образом. Возглавляет любой конституционный суд республики, области либо всего государства председатель. Ограничение для срока пребывания в судебной должности устойчивое - 70 лет.

Нынешний председатель Конституционного суда РФ - это Валерий Дмитриевич Зорькин, который успешно с 1991 по 1993 год возглавлял эту должность, а теперь работает с 2003 года. Этот председатель уже несколько сроков подряд руководит урегулированием основных отношений в конституционном праве на федеральном уровне. Один ограниченный срок пребывания председателя Конституционного суда в этой должности по современным законам - 6 лет. Кандидатуру председателя представляет Президент России.

Чем занимается главный Конституционный Суд РФ? Судьи решают проблемы между основными органами исполнительной, законодательной и судебной власти российского государства, дают толкование все пунктов главного Закона России - Конституции РФ, а еще проверяют следующие документы на соответствие предписаниям Конституции:

  1. нормативные акты Президента России;
  2. федеральные законы;
  3. акты Совета Федерации;
  4. нормативные правовые акты Правительства РФ;
  5. акты Государственной Думы;
  6. конституции республик, которые входят в Федерацию;
  7. уставы, законы/подзаконные акты всего государства.
Конституционный суд Российской Федерации, возглавленный председателем Валерием Дмитриевичем Зорькиным, занимается также решением запросов правительственных органов.

Адрес: Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".

г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты .

Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.

История

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.

29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.

2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше - с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.

Статистика

За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений - 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ - 31).

Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

Конституционный суд Кыргызской Республики кирг. Кыргыз Республикасынын Конституциялык соту … Википедия

Бывший коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоял из 11 человек. В состав входили председатель и десять судей. Первым и единственным председателем Конституционного Суда являлся академик Национальной академии наук РК… … Википедия

Вид конституционный суд Юрисдикция Россия Дата основания 1991 год Состав назначается Советом Федерации Срок службы до достижения 70 лет … Википедия

Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

Конституционный суд Российской Федерации - Создание Конституционного Суда в России явилось важным шагом в развитии ее конституционного строя. В СССР были предприняты две попытки его создания. В 1923 году ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Вид конституционный суд Юрисдикция Республика Карелия Дата основания 1994 Состав назначается Законодательным Собранием по представлению Главы Республики … Википедия

Башк. Башҡортостан Республикаһы Конституция Суды … Википедия

Книги

Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ - высший, "самостоятельный и независимый", судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева. Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон "О Конституционном Суде РСФСР". 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР. В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР. В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах. Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, "прекращалось". В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства - прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", определивший его статус и полномочия. Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав - с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая - второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции. По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае. Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьи КС

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием большинством голосов сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи. А также в случае совершения поступка, "порочащего честь и достоинство судьи", занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата - 136 тыс. руб.



 

Возможно, будет полезно почитать: