Федеральный закон 8 о погребении. Глава ii

По мнению экспертов, в сфере ритуальных услуг назрело множество проблем. Они связаны как с пробелами в законе о погребении и похоронном деле, так и с другими аспектами — например, такими как рост населения, миграция, изменение других взаимосвязанных законов, развитие бизнеса в сфере ритуальных услуг и многое другое.

Закон о погребении и похоронном деле определяет основные термины и понятия, связанные с похоронным делом, а также содержит информацию о ведомствах и министерствах, несущих ответственность за те или иные мероприятия.

Данный закон гарантирует, что любой умерший человек будет погребен, его волеизъявление (если таковое имеется) будет соблюдено, родственникам будет оказана положенная материальная поддержка со стороны государства. Закон есть, но практически для каждой его статьи можно найти конфликтующие параграфы и спорные вопросы. Например, говоря о материальной поддержке, мы понимаем, что речь идет лишь о небольшой сумме, определяемой по каким-то коэффициентам минимальных заработных плат. Все знают, что львиная доля затрат ложится на плечи родственников умершего. И государству пока сложно регулировать рост цен на похоронные услуги и бороться с бюрократией и коррупцией на местах. Сказывается отсутствие единой системы управления похоронным делом.

Ну а одна из наиболее острых проблем в похоронном деле на сегодняшний день, по мнению экспертов, — нехватка мест для захоронений. Закон обязует хоронить всех, но ответственные за этот процесс органы не в состоянии обеспечить города (в особенности крупные) необходимым числом участков на кладбищах. Увеличение численности населения в крупных городах также не способствует решению проблемы.

Некоторые специалисты предлагают развивать сеть крематориев и пропагандировать этот способ погребения. Это дешевле и способствует экономии места на кладбищах. Сегодня в России насчитывается 16 крематориев. Сторонники развития такого способа погребения считают это количество недостаточным и настаивают на увеличении их числа. Но как же быть с православным обычаем предавать тело земле? Мы не можем отрицать того, что большая часть нашего населения предпочитает придерживаться именно этой традиции. Поэтому находится и множество ярых противников кремации, которые считают идею создания крематориев несостоятельной.


Еще одна проблема, связанная с наличием свободных мест для захоронений, - заброшенные могилы. Некоторые эксперты поднимают вопрос о том, чтобы ограничить захоронение некоренных жителей, т. е. приезжих, которые проживают в данной местности не на постоянной основе. По словам специалистов, рано или поздно родственники этих умерших граждан уезжают в свои города, в свою страну и перестают навещать могилу и ухаживать за ней. Такое захоронение оказывается никому не нужным, а ведь на его месте можно было похоронить коренного жителя, который имеет полное право на свой участок земли на кладбище. Не говоря уже о том, что внешний вид заросших могил и накренившихся памятников нарушает установленный на кладбище порядок. В таких высказываниях есть своя доля правды, но нельзя забывать о законе, который, повторимся, гарантирует погребение всех умерших в соответствии с их волеизъявлением. И, если нет объективных причин для отказа хоронить человека на конкретном кладбище, это придется сделать для соблюдения буквы закона.

Эти и многие другие вопросы до сих пор находятся на стадии активного обсуждения с целью внесения поправок в текущий закон о погребении и похоронном деле. В обсуждение включены и такие актуальные темы, как создание единой системы управления похоронным делом и необходимость «на федеральном уровне узаконить то, что уже работает на рынке ритуальных услуг» (подразумеваются коммерческие организации) — цитата Павла Кодыша, президента Союза похоронных организаций и крематориев России. Пока же закон о погребении и похоронном деле существует в последней редакции от 28 июля 2012 года.

Основные положения закона о погребении и похоронном деле

Погребение и волеизъявление

Согласно статье «Погребение» (статья №3) Закона о погребении и похоронном деле, умерший может быть похоронен в соответствии с обычаями и традициями, которых придерживался он или его семья. Это значит, что допускается как предание тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), так и сожжение (кремация с последующим захоронением урны с прахом) и предание тела воде (захоронение в воду согласно нормативным правовым актам Российской Федерации). Семье могут запретить использовать какой-либо из этих способов погребения, если это приводит к нарушению санитарных или других установленных норм. Однако основной ориентир для выбора места и способа погребения умершего — это его волеизъявление, и об этом есть отдельная статья №5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» (смотри также статьи №6 «Исполнители волеизъявления умершего», №7 «Исполнение волеизъявления умершего о погребении»).

Под волеизъявлением (статья №5) понимается пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме. В волеизъявлении может быть указан способ захоронения (погребение, кремация и т. п.), определенное место захоронения, информация о согласии или несогласии на патолого-анатомическое вскрытие, изъятие органов и/или тканей из тела. Волеизъявление умершего не исполняется только в случаях, когда условия физически не выполнимы или запрещены законодательством РФ.

Если волеизъявление отсутствует, решение может быть принято родственниками, супругом или законным представителем умершего. Если и такие лица отсутствуют (или отказываются от своего права), все решения может принимать любое лицо, взявшее на себя обязанности по погребению умершего (статья №6).

Согласно закону, каждому умершему предоставляется бесплатно участок земли для погребения тела (останков) или праха. Если умерший в своем волеизъявлении пожелал быть захороненным рядом с могилой ранее умершего близкого, его воля будет исполнена, если на указанном месте есть свободный участок земли. Когда возникают сомнения или спорные моменты, ими занимается специальная служба для решения вопросов, связанных с похоронным делом. Её сотрудники принимают окончательное решение с учетом места смерти, наличия свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Если человек умер в другом населенном пункте или в другой стране, закон гласит, что органы исполнительной власти обязаны оказать помощь в своевременном получении справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего и других проездных документов (статья №7).

Места погребения

Местами погребения (статья №4) могут быть кладбища (для предания земле), стены скорби (для захоронения урн с прахом), крематории и другие места.

Законом утверждено, что места погребения нельзя сносить. Их можно только перенести в крайних случаях. Например, если есть угроза постоянных затоплений или оползней, а также если место погребения было сильно повреждено после землетрясения или другого природного катаклизма.

Гарантированные услуги и социальное пособие

Закон о погребении и похоронном деле также определяет ряд гарантий и обязательств со стороны органов исполнительной власти. Об этом говорится в статьях №8, №9 и №10.

Гарантии при осуществлении погребения умершего (статья №8)

Лицу, взявшему на себя обязанность по захоронению, гарантируются:

  • Выдача документов для погребения умершего в течение суток с момента установления причины смерти;
  • Если тело было направлено в морг для установления причины смерти, его обязаны вернуть родственникам не позднее чем через двое суток с момента установления этой причины;
  • Если родственники осведомлены о смерти, но по какой-то причине не могут своевременно похоронить покойного, тело по закону может бесплатно находиться в морге до семи суток с момента установления причины смерти. Если ведется поиск родственников или законного представителя умершего, срок бесплатного пребывания тела в морге может быть увеличен до четырнадцати дней.

Гарантированный перечень услуг по погребению (статья №9)

Родственники, супруг(а) или законный представитель умершего имеют право на бесплатное получение следующих услуг:

  • Оформление документов, необходимых для погребения;
  • Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • Перевозка тела (останков) умершего к месту захоронения;
  • Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги должны оказываться специализированной службой по вопросам похоронного дела.

При этом общая стоимость таких бесплатных услуг не может превышать определенный лимит, который рассчитывается в соответствии с районным коэффициентом заработной платы.

Все услуги, стоимость которых выходит за рамки бесплатного лимита, должны оплачиваться родственниками или законным представителем умершего.

Еще одним видом государственной поддержки лиц, которые взяли на себя ответственность за погребение, является выдача пособия на погребение. Пособие не выплачивается, если граждане уже воспользовались бесплатными услугами, описанными в статье №9. Подробно о социальном пособии на погребение говорится в статье №10 «Социальное пособие на погребение».

Социальное пособие на погребение (статья №10)

Родственники или официальный представитель могут получить пособие на погребение (при условии, что они не пользовались бесплатными услугами согласно статье №9). Размер пособия соответствует стоимости бесплатных гарантированных услуг, перечисленных выше.

Данное пособие может быть выплачено в день обращения. Чтобы получить пособие, нужно подать обращение не позднее чем через 6 месяцев со дня смерти и предъявить справку о смерти.

За пособием можно обратиться:

  • В орган, где умерший получал пенсию;
  • В организацию, в которой работал умерший / работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • В орган социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Погребение военных

В законе о погребении и похоронном деле отдельно говорится о правилах погребения военных, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, пожарных, служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны (статья №11). Далее для краткости эти категории граждан мы будем называть военными и сотрудниками органов.

Все расходы, связанные с погребением таких граждан, ложатся на министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, где служил умерший. К таким расходам относятся:

  • Оформление документов;
  • Перевозка в морг, услуги морга;
  • Гроб, урна, венки;
  • Перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);
  • Погребение (кремация);
  • Изготовление и установка надгробия.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут обратиться в специализированную службу по похоронному делу с просьбой о погребении умершего на поименованном месте погребения с учетом его заслуг, если в волеизъявлении умершего не указано определенное место погребения и если родственники не возражают.

Эти правила по погребению военных и сотрудников органов касаются, в том числе, граждан, которые умерли после увольнения по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имели общую продолжительность военной службы двадцать и более лет. Также они относятся к ветеранам военной службы и гражданам, умершим вследствие ранения, контузии, заболевания, вызванных службой.

Погребение иных категорий граждан (неидентифицированные, без родственников, заключенные)

В случае смерти человека, у которого нет родственников, супруга или законного представителя, погребением тела занимается специализированная служба по вопросам похоронного дела (статья №12 «Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего»). Эта служба обязана похоронить тело в течение трех суток с момента установления причины смерти. Если установить личность умершего не удалось, тело хоронят на особом участке кладбища, отведенном специально для безымянных могил. Все затраты, связанные с погребением таких лиц, берет на себя специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Если человек, умерший в местах лишения свободы, не имеет супруга и близких родственников или если родственники отказываются заниматься погребением, тело хоронится в соответствии с правилами, установленными министерством юстиции Российской Федерации (статья №13 «Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы»).

Естественно, государственные органы занимаются и погребением лиц, к которым была применена смертная казнь (статьи №№14 «Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)» и 14.1 «Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции»).

Под смертной казнью в данных статьях подразумевается смерть лица, представлявшего террористическую угрозу, наступившая вследствие пресечения совершенного им террористического акта. Тела таких лиц хоронятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Тела никому не выдаются. Места захоронения не разглашаются.

Предложения по созданию мест погребения

Закон о погребении также содержит информацию о том, кто и как может вносить предложения по созданию мест погребения (статья №15 «Предложения по созданию мест погребения»).

Например, предложения по созданию военных кладбищ или военных участков на общественных кладбищах могут вноситься министерствами и другими федеральными органами, связанными с военной службой. Предложения по созданию вероисповедальных кладбищ вносятся религиозными объединениями.

Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

Если кратко описать статью №16 («Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения»), в ней перечисляются основные факторы, на которые нужно обращать внимание при определении мест для погребения. Ключевым можно назвать пункт статьи о запрете создавать кладбища на берегах озер, рек и других водоемов, используемых жителями для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей, а также на затапливаемых территориях и территориях, где грунтовые воды проходят близко от поверхности земли. Главные требования при создании места погребения — обеспечить долговечность кладбищ и безопасность для жителей окружающих населенных пунктов.

Существуют и санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения (статья № 17). По закону надзором за состоянием мест погребения занимается государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Если санитарные и экологические нормы нарушаются, органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений.

Также закон дает определение общественным (статья №18) и вероисповедальным (статья №19) кладбищам, воинским кладбищам и военным мемориальным кладбищам (статья №20), семейным (родовым) захоронениям (статья №21), старым военным и ранее неизвестным захоронениям (статья №22), стенам скорби (статья № 23) и крематориям (статья №24).

Полный текст статей можно прочесть в (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012) «О погребении и похоронном деле».


Государственной Думой

Судебная практика и законодательство - 8-ФЗ О погребении и похоронном деле

"В соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" <*>, от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" <**> и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <***>, постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" <****> и от 22 января 1997 г. N 58 "О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом" <*****> приказываю:";


1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ

    Определение от 11 января 2019 г. по делу № А63-12878/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Суда Ставропольского края от 27.04.2018, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03. 10 . 2018 по делу № А63-12878/2017 по иску муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг «Обелиск» города Ставрополя (далее – предприятие) к министерству ЖКХ и Министерству труда и социальной защиты...

    Решение от 30 августа 2018 г. по делу № А32-8602/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    По всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ). В силу подпунктов 7, 8, 10 , 11 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских...

    Решение от 3 августа 2018 г. по делу № А17-5686/2018

    Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области) - Административное

    Суть спора: Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - Административные и иные публичные споры

    Предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения. Согласно...

    Решение № 2А-177/2018 2А-177/2018~М-153/2018 М-153/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-177/2018

    Решение № 2А-176/2018 2А-176/2018~М-152/2018 М-152/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-176/2018

    Рамешковский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    Искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. 1 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и...

    Решение № 2А-175/2018 2А-175/2018~М-151/2018 М-151/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-175/2018

    Рамешковский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    Искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. 1 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06. 10 . 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и...

    Решение № 2А-140/2018 2А-140/2018~М-128/2018 М-128/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-140/2018

    Спировский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    8-ФЗ одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети «Интернет». Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной...

ГОРОДА МОСКВЫ

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(в ред. законов г. Москвы от 13.01.1999 N 1,

от 21.02.2001 N 6, от 05.09.2001 N 41,

от 25.02.2004 N 8, от 15.06.2005 N 22,

от 06.06.2007 N 16, от 19.01.2011 N 2, от 27.06.2012 N 28,

от 24.10.2012 N 52)

Настоящий Закон устанавливает на территории города Москвы принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением умерших (погибших), гарантирует погребение с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации погребения, предоставление материальной и иной помощи для погребения, определяет систему организации похоронного дела и мест погребения в городе Москве.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле

Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов города Москвы и является частью законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Статья 2. Понятия, используемые в целях настоящего Закона

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Специализированная служба по вопросам похоронного дела - хозяйствующий субъект, созданный на конкурсной основе Правительством Москвы (городская специализированная служба по вопросам похоронного дела) либо органами местного самоуправления (муниципальная специализированная служба по вопросам похоронного дела) в целях оказания ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших.

(в ред. законов г. Москвы от 06.06.2007 N 16, от 27.06.2012 N 28)

Захоронение - предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби.

Место захоронения - могила, ниша стены скорби, склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом.

Обряд - символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке.

Похороны - обряд погребения тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации.

Похоронные принадлежности - гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), тапочки, покрывала и другие предметы похоронного ритуала.

Ритуал - порядок проведения похоронного обряда.

Родственный участок - участок, на котором имеется могила, в которой захоронен супруг или родственник умершего.

Городское кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении Правительства Москвы, содержание и эксплуатацию которого обеспечивает Правительство Москвы за счет средств бюджета города Москвы.

(часть девятая введена Законом г. Москвы от 27.06.2012 N 28)

Муниципальное кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении органов местного самоуправления, содержание и эксплуатацию которого обеспечивают органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований.

(часть десятая введена Законом г. Москвы от 27.06.2012 N 28)

Статья 3. Погребение

Настоящий Закон города Москвы определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти (в соответствии с обычаями и традициями, существующими на территории города Москвы), не противоречащие санитарным, экологическим и иным нормам и правилам. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) земле (захоронение в могилу на кладбище), огню (кремация в крематории с последующим захоронением урны с прахом в стенах скорби, могилах), помещения тела (останков) в склеп (саркофаг).

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Статья 4. Похоронное дело

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Похоронное дело в городе Москве - отрасль городского хозяйства, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения (кладбищ, крематориев, стен скорби, салонов-магазинов (бюро) ритуального обслуживания, мастерских по изготовлению надмогильных сооружений и так далее).

Статья 5. Ритуальные услуги, предоставляемые в городе Москве

(в ред. Закона г. Москвы от 06.06.2007 N 16)

1. В перечень ритуальных услуг, предоставляемых в городе Москве, входят следующие виды деятельности:

1) прием заказа и заключение договора на организацию похорон;

2) оказание услуг по захоронению и перезахоронению;

3) оказание услуг по кремации;

4) оформление прав пользования участками для создания семейных (родовых) захоронений;

5) транспортировка тел (останков) умерших (погибших);

6) изготовление и опайка цинковых гробов;

7) санитарная и косметическая обработка тел;

8) бальзамирование;

9) изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха;

10) изготовление и установка надмогильных сооружений и склепов;

11) производство иных похоронных принадлежностей;

12) оформление надписей на памятниках и мемориальных досках;

13) изготовление и крепление фотокерамических изделий на памятниках;

14) уход за местами погребения и захоронения.

2. Услуги, указанные в настоящей статьи, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела.

(в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2012 N 28)

3. На оказание ритуальных услуг, за исключением услуг, предусмотренных настоящей статьи, может заключаться прижизненный договор.

Статья 6. Места погребения

1. Погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

1.1. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы.

(часть 1.1 введена Законом г. Москвы от 27.06.2012 N 28)

2. Создаваемые, а также существующие государственные места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в соответствии с правовым актом органов исполнительной власти города Москвы, а муниципальные места погребения - в соответствии с муниципальным правовым актом в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясения и других стихийных бедствий.

Раздел 2. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Статья 7. Право лица на достойное отношение к его телу после смерти

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

1. Каждый имеет право на достойное отношение к его телу после смерти. Город Москва как субъект Российской Федерации гарантирует исполнение законного волеизъявления лица об отношении к его телу после смерти.

2. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить:

О согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела после смерти;

О согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию.

(в ред. Закона г. Москвы от 19.01.2011 N 2)

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего).

(в ред. Закона г. Москвы от 19.01.2011 N 2)

3. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить:

(в ред. Закона г. Москвы от 19.01.2011 N 2)

О желании быть погребенным тем или иным способом, по тем или иным обычаям и традициям;

О желании быть погребенным в определенном месте и в определенное время;

О доверии конкретному лицу организовать погребение и исполнить волеизъявление.

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка, иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего).

4. Действия по достойному отношению к телу умершего (погибшего) должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего (погибшего), если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего (погибшего) невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(часть 4 введена Законом г. Москвы от 19.01.2011 N 2)

Статья 8. Лицо, осуществляющее организацию погребения

В случае, если лицо при жизни не поручило (в письменной форме либо в присутствии свидетелей) осуществить его погребение какому-либо конкретному лицу либо если лицо, получившее прижизненное поручение, отказалось от исполнения данных функций, осуществить организацию погребения умершего имеют право в первую очередь: супруг, дети, родители, внуки. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их отказа от осуществления организации погребения во вторую очередь имеют право на совершение данных действий: бабушка, дедушка, полнородные и неполнородные братья и сестры умершего. В случае отсутствия родственников первой и второй очереди и законного представителя осуществить организацию погребения умершего имеет право иное лицо, личность которого удостоверена в установленном порядке.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон, должно осуществить весь процесс организации погребения, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения, получение гербового свидетельства о смерти, справки о смерти, пособия на погребение, включая принятие на себя ответственности за место захоронения.

В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, она осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела.

(в ред. законов г. Москвы от 25.02.2004 N 8, от 27.06.2012 N 28)

Статья 9. Исполнение волеизъявления о погребении

1. На территории города Москвы каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

2. Для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Москвы, гарантируется бесплатное предоставление участка земли на новых кладбищах либо на прирезанных участках старых кладбищ с учетом места жительства и волеизъявления. На свободном месте родственного участка гарантируется захоронение умершего (погибшего) при наличии соответствующего волеизъявления с учетом санитарных и иных требований.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

3. Для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории города Москвы, гарантируется погребение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Правительства Москвы.

Статья 10. Гарантии при осуществлении погребения

Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется:

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Бесплатное оформление и выдача документов, необходимых для погребения, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела в морг, выдача тела умершего по требованию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Предоставление возможности нахождения тела в морге до семи суток с момента установления причины смерти, в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего либо иные лица, могущие взять на себя обязанность осуществить погребение, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае, если поиск данных лиц затруднен, срок может быть увеличен до 14 дней.

(в ред. законов г. Москвы от 05.09.2001 N 41, от 25.02.2004 N 8)

В случаях, установленных федеральным законодательством, выдача тел умерших (погибших) не производится и о месте их погребения не сообщается.

Статья 11. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось на возмездной основе для лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, ему выплачивается социальное пособие на погребение в соответствии с федеральным законодательством.

Правительство Москвы вправе своим решением установить дополнительную выплату к размеру социального пособия на погребение, установленному федеральным законодательством.

(в ред. Закона г. Москвы от 05.09.2001 N 41)

2. Справка о смерти для получения пособия выдается органами ЗАГС.

3. Выплата производится в день обращения на основании справки о смерти:

Органом, в котором умерший получал пенсию;

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Органом социальной защиты населения по месту жительства умершего в случае, если он не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

(в ред. законов г. Москвы от 13.01.1999 N 1, от 25.02.2004 N 8, от 27.06.2012 N 28)

Организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего.

4. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

(п. 4 введен Законом г. Москвы от 13.01.1999 N 1)

Статья 12. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, гарантируется безвозмездное предоставление единого на территории города Москвы гарантированного перечня услуг по погребению, включающего:

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

(абзац введен Законом г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Предоставление и доставку гроба, урны для захоронения праха и других предметов, необходимых для погребения;

Перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

Погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом).

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, определяется органами исполнительной власти города Москвы по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 05.09.2001 N 41)

2. Порядок предоставления городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе определяется Правительством Москвы.

(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 06.06.2007 N 16)

3. Услуги по погребению, предусмотренные настоящей статьи, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела. Стоимость указанных услуг возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств, предусмотренных федеральным законодательством, и средств бюджета города Москвы - в случаях если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

(в ред. законов г. Москвы от 15.06.2005 N 22, от 27.06.2012 N 28)

4. Исключена. - Закон г. Москвы от 05.09.2001 N 41.

4. Гражданам, получившим предусмотренные настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное федеральным законодательством, не выплачивается.

(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 05.09.2001 N 41)

5. Супругу, родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего пенсионера, являющегося инвалидом I или II группы, инвалидом с детства или реабилитированным лицом, предоставляется дополнительная услуга на безвозмездной основе - предоставление мемориального надгробия (включая установку и гравировку).

Расходы, связанные с предоставлением данной услуги, определяются Правительством Москвы и производятся за счет средств бюджета города Москвы.

(в ред. законов г. Москвы от 25.02.2004 N 8, от 15.06.2005 N 22)

(часть 5 введена Законом г. Москвы от 05.09.2001 N 41)

6. Учреждения и организации, осуществляющие первичную регистрацию факта смерти и выдачу справок о смерти, обязаны обеспечить информирование лиц, взявших на себя организацию погребения, о порядке и стоимости предоставления гарантируемого перечня услуг по погребению.

Статья 13. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войн и ветеранов

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Погребение умерших (погибших) военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств, ветеранов военной службы, а также ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 14. Гарантии погребения иных категорий умерших (погибших)

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 09.10.1998 N 1130-РП утвержден порядок организации ритуала прощания и захоронения умерших граждан, имеющих особые заслуги перед Москвой.

Законодательством города Москвы могут определяться иные категории умерших (погибших), помимо указанных в настоящего Закона, погребение которых может осуществляться в особом порядке, установленном органами исполнительной власти города Москвы. Погребение осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Стоимость услуг по погребению в соответствии с настоящей статьей устанавливается Правительством Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Статья 15. Гарантии погребения умерших в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

При отсутствии лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, или при невозможности осуществить им погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте, далее по после установления органами внутренних дел личности умершего погребение осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела путем предания тела (останков) земле по истечении не менее десяти суток с момента наступления смерти. С этой целью в городе Москве создается специализированное кладбище для погребения невостребованных тел (останков), а также для погребения умерших, личность которых не установлена. Стоимость услуг по погребению данной категории лиц в объеме, определяемом законодательством Российской Федерации, и порядок их оплаты устанавливаются органами исполнительной власти города Москвы.

(в ред. законов г. Москвы от 05.09.2001 N 41, от 25.02.2004 N 8, от 27.06.2012 N 28)

Статья 16. Гарантии погребения умерших, личность которых не установлена

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Погребение умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел в течение десяти дней с момента обнаружения тела (останков), производится специализированными службами по вопросам похоронного дела по истечении двадцати суток с момента обнаружения тела, после проведения всех необходимых мероприятий органами внутренних дел для возможной последующей идентификации личности умершего, путем предания тела (останков) земле на специально созданных кладбищах. Размер, стоимость и порядок оплаты услуг по погребению неопознанных тел (останков) устанавливаются органами исполнительной власти города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

(в ред. законов г. Москвы от 25.02.2004 N 8, от 27.06.2012 N 28)

Оформление документов, необходимых для погребения;

Облачение тела;

Предоставление гроба;

Перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

Погребение.

(абзац введен Законом г. Москвы от 13.01.1999 N 1)

Раздел 3. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 17. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения в соответствии с настоящим Законом реализуются путем организации в городе Москве похоронного дела как самостоятельной отрасли городского хозяйства.

2. Организация похоронного дела в городе Москве осуществляется Правительством Москвы. Правовыми актами Правительства Москвы определяются порядок организации похоронного дела в городе Москве, правила содержания кладбищ и крематориев.

(в ред. законов г. Москвы от 05.09.2001 N 41, от 25.02.2004 N 8, от 15.06.2005 N 22, от 27.06.2012 N 28)

3. Исключена. - Закон г. Москвы от 25.02.2004 N 8.

3. Имущество, находящееся в собственности города Москвы и используемое в целях погребения и похоронного дела, не подлежит приватизации, не может быть внесено в качестве долей в уставный капитал любого вновь создаваемого юридического лица.

Указанное имущество может передаваться в оперативное управление, хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, безвозмездное пользование, аренду юридическим лицам иных организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Экспертный совет по вопросам похоронного дела

С целью определения и реализации основных направлений развития похоронного дела, а также осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органе, ответственном за данное направление деятельности исполнительной власти, создается постоянно действующий Экспертный совет по вопросам похоронного дела (далее - Экспертный совет). Порядок формирования и полномочия Экспертного совета определяются Правительством Москвы.

(в ред. законов г. Москвы от 05.09.2001 N 41, от 25.02.2004 N 8)

Экспертный совет осуществляет полномочия Попечительского совета в соответствии с федеральным законодательством о погребении и похоронном деле.

Статья 19. Исключена. - Закон г. Москвы от 25.02.2004 N 8.

Статья 20. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Законом возлагается обязанность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, создаются и осуществляют свою деятельность в предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах. В целях создания городских специализированных служб по вопросам похоронного дела проводится конкурс, порядок которого устанавливается Правительством Москвы.

(в ред. законов г. Москвы от 06.06.2007 N 16, от 24.10.2012 N 52)

2. Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 06.06.2007 N 16.

Порядок деятельности городских специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется Правительством Москвы с учетом особенностей города Москвы как мегаполиса, социальной значимости данной отрасли городского хозяйства и в соответствии с настоящим Законом.

(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

3. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Статья 21. Источники финансирования похоронного дела

Источниками финансирования похоронного дела являются:

Средства бюджета города Москвы;

(в ред. Закона г. Москвы от 15.06.2005 N 22)

Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 21.02.2001 N 6;

Средства бюджетов муниципальных образований - на осуществление органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию муниципальных мест погребения, предоставленных им настоящим Законом;

(абзац введен Законом г. Москвы от 27.06.2012 N 28)

Иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 22. Создание мест погребения

1. Предложения по созданию мест погребения в городе Москве вносятся:

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

1.1. Министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, служба в органах внутренних дел, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах.

(в ред. Закона г. Москвы от 05.09.2001 N 41)

1.2. Органы исполнительной власти города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

1.3. Религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов, для создания вероисповедальных кладбищ или вероисповедальных участков общественных кладбищ.

(п. 1.3 в ред. Закона г. Москвы от 05.09.2001 N 41)

1.4. Органами местного самоуправления.

(п. 1.4 введен Законом г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

2. Решение о создании мест погребения принимается Правительством Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Статья 23. Требования к размещению и содержанию мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с генеральным планом развития города Москвы (Московского региона) при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

2. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется Правительством Москвы (в случае, если место погребения находится на территории Московской области, - по согласованию с Администрацией Московской области) на неопределенный срок в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы.

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.


Судебная практика по статье 16 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ

    Постановление от 23 августа 2018 г. по делу № А14-8926/2017

    Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (19 ААС)

    С Т А Н О В Л Е Н И Е «23» августа 2018 года Дело № А14-8926/2017 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2018 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ушаковой И.В., судей Кораблевой Г.Н., ...

    Решение № 2А-569/2018 2А-569/2018~М-448/2018 М-448/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-569/2018

    Красносулинский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Выгребного типа не имеется; на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним. Согласно ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту Закон № 8-ФЗ) предоставление земельного участка для размещения места погребения...

    Решение № 2А-3-43/2018 2А-43/2018 2А-43/2018~М-50/2018 М-50/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-3-43/2018

    Кировский районный суд (Калужская область) - Гражданские и административные

    Отсутствует вывеска с указанием наименования кладбища, а также отсутствуют урны и не оборудована площадка под мусоросборники. В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой Барятинского района 16 . 10.2017 года в Управу МР «Барятинский район» внесено представление № 7-48-2017 «Об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле», однако до настоящего времени указанные...

    Решение № 2-136/2018 2-136/2018~М-122/2018 2-3-136/2018 М-122/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-136/2018

    Сухиничский районный суд (Калужская область) - Гражданские и административные

    Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Прокуратурой при проведении проверки установлено, что органами местного самоуправления городского поселения «Город Мещовск», вопреки указаниям п.5 ст. 16 и п.3 ст.18 Федерального закона № 8-ФЗ, размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях общественных кладбищ для погребения умершего не установлен. Порядок предоставления и использования...

    Решение № 2-3227/2018 2-3227/2018~М-2702/2018 М-2702/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-3227/2018

    Центральный районный суд г. Тольятти (Самарская область) - Гражданские и административные

    Требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Пунктами 5,6 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может...

    Решение № 2А-434/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-434/2018

    Киржачский районный суд (Владимирская область) - Гражданские и административные

    Похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 вышеприведенного Закона. Частью 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что места погребения по принадлежности могут...

    Решение № 2А-585/2018 2А-585/2018~М-499/2018 М-499/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-585/2018

    Черноморский районный суд (Республика Крым) - Гражданские и административные

    Суда в законную силу устранить в отношении кладбища на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Республики Крым нарушения ч. ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.п. 2.1., 3.1. СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-...



 

Возможно, будет полезно почитать: