Регистрационного учета по месту пребывания. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ

Переезд на новое место всегда связан с перерегистрацией. Эта обязанность закреплена действующими нормативными актами РФ.

Смена места жительства влечет за собой изменение регистрации, чтобы информация о местонахождении гражданина не теряла своей актуальности.

Это необходимо, потому что прописка играет важную роль в различных социальных аспектах жизни человека: устройство на работу, поступление в школу, обращение в поликлинику и т.д.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства обычно называют выпиской. Законы РФ предусматривают несколько возможных вариантов прохождения этой процедуры.

  • Снятие с учета по месту старой регистрации . При таком варианте до переезда нужно обратиться в территориальное отделение миграционной службы по месту текущего проживания или паспортный стол. Выписывающийся подает заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства . После снятия с учета на руки выдается листок убытия. Этот документ прикладывается к заявлению о регистрации по новому месту жительства и в паспорте ставится соответствующий штамп.
  • Новая регистрация (автоматическая выписка после переезда) . Прописывающийся обращается в соответствующие службы (ФМС или паспортный стол) для оформления регистрации по новому месту жительства. В заявлении заполняется специальная часть, называемая отрывным талоном. Талон — это заявление о разрегистрации по прежнему месту жительства. В этом случае за вас всё сделает регистрационная служба.
  • Снятие с учета без последующей регистрации. Такой вариант возможен в случае убытия гражданина для постоянного проживания за пределы РФ, при поступлении на военную службу или направлении на отбытие наказания. Восстановление прописки возможно после окончания действия обстоятельств, послуживших выписке и возвращении в прежнее место жительства, при условии, что гражданин не потерял прав на жилье.

Снять с учета гражданина можно несколькими способами, закрепленными законодательно:

  1. добровольный порядок выписки;
  2. снятие с учета в судебном порядке.

Добровольная выписка

Для прохождения процедуры снятия с регистрационного учета по месту жительства требуется подготовить следующий пакет документов:

  • Заявление о снятии с учета (бланк выдаётся в отделении ФМС или паспортного стола)
  • Выписка из домовой книги (при наличии).
  • Адресный листок убытия унифицированной (в 2-х экземплярах).
  • Документ, удостоверяющий личность (российский паспорт с 14-ти летнего возраста, свидетельство о рождении для детей, не достигших 14 лет).
  • Листок стат. учета выбытия по форме №12В (предоставляется в случае снятия с учета для выезда из России на постоянное место жительства в другие страны).
  • Разрешение территориальных органов опеки, когда с учета снимаются дети-сироты.

Если необходимо выписать ребенка в возрасте до четырнадцати лет, заявление о снятии с учета за него заполняют родители или законные опекуны. Детям-сиротам разрешение на выписку дают соответствующие органы опеки. Дети, которым исполнилось 14 лет, заполняют заявление сами, при этом нужно помнить, что отсутствие паспорта у таких детей может стать препятствием для выписки и последующей прописки по новому месту жительства.

Срок для выписки, в случае если заявление будет подано в отделение ФМС со всеми документами, составит 3 дня. А при обращении в паспортный стол этот срок увеличивается до 6 календарных дней с момента подачи полного пакета документов.

По общим правилам является бесплатной процедурой. Как уже было сказано, бланки заявлений выдаются сотрудниками ФМС или паспортного стола, а образцы заполнения размещены на информационных стендах. Листки статучета и адресные листки убытия должностные лица обязаны заполнять бесплатно. Внесение госпошлины за подобные действия законодательные акты РФ не предусматривают.

Если с добровольной разрегистрацией все достаточно просто, то с принудительным выселением возникают затруднения в понимании процедуры. Ст.40 Конституции РФ фиксирует право граждан на жилище и невозможность принудительного выселения.

Так можно ли осуществить снятие с регистрационного учета по месту жительства в принудительном порядке?

Ответ – да. Законодательными актами Российской Федерации предусмотрена такая возможность в строго определенных случаях.

  • Поступление на военную службу. В таких случаях выписка осуществляется без участия призывника, но только при условии предъявления заявителем справки/сообщения из военкомата.
  • Приговор суда к лишению свободы. Для снятия с учета потребуется приложить к пакету документов вступивший в законную силу приговор суда.
  • Факт смерти или официальное объявление умершим гражданина, прописанного в жилом помещении. Подтверждать этот факт необходимо свидетельством о смерти.
  • Признание человека безвестно отсутствующим. Безвестное отсутствие гражданина может объявить только суд. Заявление подается с вступившим в силу решением суда,.
  • Признание недействительными документов, которые стали основанием для регистрации. При таком варианте снятие с учета возможно лишь на основании судебного решения.
  • Выселение гражданина в связи с утратой им права на проживание.

Выселение в судебном порядке

Процедура принудительного выселения в судебном порядке производится в нескольких случаях:

  1. гражданин больше не член семьи и утратил право на жилье;
  2. гражданин произвел самовольную перепланировку и переоборудование и отказался узаконивать их в установленном порядке;
  3. выселение из муниципального жилья;
  4. в результате признания сделки с жилым помещением незаконной и возврата его прежнему собственнику;
  5. истечение срока для проживания (по договору аренды, например).

Иск о выселении гражданина, незаконно занимающего жилплощадь, подает заинтересованное лицо. Это может быть собственник жилой квартиры или муниципальный орган в лице специальных отделов. Если иск подает не собственник, то ему придется доказать право на обращение в суд, иначе суд признает его ненадлежащим истцом и откажет в рассмотрении иска.

Вступившее в силу и не обжалованное решение суда является единственным основанием для снятия с учета ответчика без его согласия и присутствия. Если после этого ответчик не зарегистрируется по новому месту жительства или временному месту пребывания в установленные законом сроки, то ему грозит административный штраф.

Тот факт, что в паспорте отсутствует отметка о снятии с учета, не будет являться основанием для отмены штрафа – во всех остальных документах будет зафиксирован факт проведения процедуры выселения.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация - это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.


В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года "О бесплатной юридической помощи".


--> На ту же тему

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

— обязанность каждого живущего в России, переезжающего из одного жилья в другое. Многие добровольно исполняют эту обязанность, но некоторых приходится принуждать в судебном порядке. Рассмотрим процедуру, применяющуюся при разных вариантах разрегистрации.

Когда человека снимают с регистрации

Хотя старую советскую прописку заменила современная регистрация, каждый гражданин по-прежнему обязан находиться на учете по месту проживания или нахождения. Регистрация служит множеству целей — от статистики (учет населения и трудовых ресурсов региона) до решения вопроса о том, вправе ли человек жить в конкретной квартире.

Именно поэтому каждый гражданин, покидая место, где жил раньше, обязан произвести снятие с регистрационного учета по месту жительства. Законом предусмотрено три варианта снятия с регистрации:

  1. Новая регистрация. В этом случае снятие с учета по месту старой должно производиться автоматически, то есть никаких действий от гражданина не требует.
  2. Снятие без последующей регистрации. Такое допускается, если гражданин выезжает для постоянного проживания за пределы России, призывается на военную службу или отправляется в колонию отбывать наказание. Возможна повторная регистрация по тому же адресу после окончания службы или отбывания срока наказания, если у гражданина еще сохраняется право на это жилье.
  3. Разрегистрация с последующим получением временной прописки.

При этом снятие с регистрационного учета по месту жительства может быть как добровольным, так и обязательным. В последнем случае оно производится по решению суда.

Добровольная разрегистрация

Чтобы самостоятельно провести снятие с регистрационного учета по месту жительства, потребуется следующее:

При снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства:

При снятии с регистрационного учета по новому месту жительства:

1. Паспорт. Он должен быть действительным, то есть с неистекшим сроком действия и неиспорченным.

2. Для детей, еще не имеющих паспорта, — свидетельство о рождении.

4. Адресный листок убытия, выдаваемый лицом, ответственным за передачу бумаг в орган регистрационного учета

1. Паспорт.

2. Заявление о регистрации по новому месту жительства. К нему прилагается отрывной талон с заявлением о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

3. Документ, удостоверяющий право проживания в жилом помещении: договор найма, выписка о праве собственности и т. д.

ВАЖНО! Если у публичных органов уже имеются эти сведения, то регистрационный орган получит сведения в порядке межведомственного обмена, и представлять документы не потребуется.

4. Свидетельство о рождении малолетних детей.

5. Адресный листок прибытия

При снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства все необходимые документы подаются в территориальное подразделение МВД по месту бывшего проживания. В течение 3 дней с момента подачи документов в паспорте будет поставлена отметка о снятии с регистрации. После этого гражданин обязан в течение 7 дней прописаться по новому адресу. Указанный срок не действует лишь в том случае, если выбывший нигде не будет проживать больше 3 дней подряд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Cрок на обращение в территориальный орган МВД для новой регистрации сокращен до 3 дней для лиц, прибывших в Москву и Санкт-Петербург на новое место жительства в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Сроки приведения чемпионата — с 25.05.2018 по 25.07.2018. Требование не распространяется на участников мероприятия.

Если же cнятие с регистрационного учета по месту жительства связано с одновременной пропиской по другому адресу, дополнительных действий не потребуется. Тут достаточно будет просто получить новую регистрацию, а выписку по старому месту осуществят органы МВД.

Разрегистрация через суд

Не всегда с регистрации снимаются добровольно. Могут быть и ситуации, когда снятие с регистрационного учета по месту жительства производится против воли самого гражданина — на основании судебного решения.

К таким случаям, например, относятся:

  • признание гражданина мертвым или пропавшим без вести;
  • признание документов, на основании которых была произведена регистрация, недействительными;
  • выселение из жилья или утрата права пользования им.

О последнем, пожалуй, стоит поговорить особо. Именно этот способ принудительного снятия с учета встречается чаще всего, требуя при этом немалого количества сил и времени.

Когда подается иск о снятии с регистрационного учета

Снятие с регистрационного учета по месту жительства в порядке гражданского судопроизводства производится в случаях, когда гражданин утрачивает право на проживание в квартире или доме. Как правило, это происходит в следующих случаях:

  1. Человек перестал быть членом семьи и в силу этого лишился права жить в квартире. Обычно это касается бывших супругов после развода, однако возможны и другие ситуации. К примеру, если в квартире, принадлежащей мужу, был прописан его шурин (брат жены), то после развода его родство с владельцем квартиры тоже прекращается.
  2. Человек выселяется из муниципального жилья с предоставлением другого (например, переселение в жилье меньшей площади при неоплате коммунальных услуг) или без предоставления (например, при грубом нарушении правил пользования жильем).
  3. Собственник самовольно устроил перепланировку и отказался за свой счет в установленный срок привести жилье в прежний вид.
  4. Жилье истребовано предыдущим собственником, потерявшим жилье в результате незаконной сделки.
  5. Истек срок, определенный для проживания.

При этом основным требованием по иску здесь будет признание лица не имеющим права пользоваться жильем. Снятие же с учета будет идти как дополнительное требование, удовлетворяемое лишь в случае, если суд принял сторону истца и удовлетворил основное.

Кем подается исковое заявление о снятии с регистрационного учета

Иск, по которому суд принимает решение о снятии с регистрационного учета по месту жительства, вправе подать заинтересованное лицо. Им может быть:

  • собственник (по делам, связанным с выселением временных жильцов или других лиц, которые больше по закону не вправе пользоваться помещением);
  • муниципалитет в лице жилищного отдела, департамента и т. д. (по делам, связанным с выселением из муниципального жилья).

Также заинтересованными могут быть и другие лица, чьи интересы затрагиваются регистрацией ответчика в данном жилье. Конкретизировать их трудно, поскольку ситуации вокруг жилья могут складываться самые непредсказуемые. Однако лицу, не являющемуся собственником, в иске придется обосновать не только свои требования, но и право на подачу иска. В противном случае суд откажется рассматривать иск по существу и признает лицо, подавшее заявление, ненадлежащим истцом.

Последствия судебного решения

В том случае, если иск был удовлетворен, снятие с регистрационного учета по месту жительства производится без желания гражданина. Он сам может даже не появляться в паспортном столе и не ставить отметку в паспорте: в любом случае во всех документах (кроме его паспорта) отметка о том, что гражданин выписан из жилья, будет стоять.

Следует отметить, что после того, как решение суда вступило в силу, и истекли сроки обжалования (или же суды вышестоящих инстанций отказали в жалобе), гражданин не просто утрачивает право на пользование жильем — он еще и обязан зарегистрироваться в другом помещении, поскольку из предыдущего выписан. Если ответчик где-то все же проживает, но при этом не имеет даже временной регистрации, он может быть привлечен к ответственности за нарушение правил учета.

Российские граждане обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. В случае изменения места жительства необходимо сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства (ст. ст. 3 , Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

1. Порядок снятия с регистрационного учета

Сняться с регистрационного учета можно как по прежнему, так и по новому месту жительства.

1.1. Снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства

Для того чтобы сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу документов в органы регистрационного учета (например, уполномоченному должностному лицу МФЦ, работнику ТСЖ, ЖСК или управляющей организации, на которого возложены соответствующие обязанности), и представьте следующие документы (п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713; п. п. 17 , Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288; п. 2 ч. 1 ст. 35 Закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ):

  • паспорт;
  • заявление о снятии с регистрационного учета. Заявление пишется в произвольной форме. Гражданин, достигший 14-летнего возраста, пишет заявление самостоятельно. От имени гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель;
  • адресный листок убытия

Шаг 2. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о снятии с регистрационного учета

Лицо, ответственное за прием и передачу документов в органы регистрационного учета, в течение трех дней должно передать ваш паспорт, заявление и адресный листок убытия в территориальный орган регистрационного учета (МВД России). В свою очередь орган регистрационного учета в течение следующих трех дней должно снять вас с регистрационного учета и в течение еще одного рабочего дня внести сведения об этом в автоматизированную базу данных. После этого вы можете забрать второй экземпляр листка убытия и паспорт с отметкой о снятии с учета (п. п. 2 , Правил N 713; п. п. 138 — Административного регламента; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Шаг 3. Встаньте на регистрационный учет по новому месту жительства

Встать на регистрационный учет нужно в течение семи дней со дня прибытия на новое место жительства. Нарушение данного срока может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере 2 000 — 3 000 руб., для г. г. Москвы и Санкт-Петербурга — в размере 3 000 — 5 000 руб. (ст. 6 Закона N 5242-1; ч. 1 , 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ).

Примечание. В период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. (с 25.05.2018 по 25.07.2018) граждане РФ, прибывшие, в частности, в Москву и Санкт-Петербург на новое место жительства, обязаны не позднее трех дней со дня прибытия обратиться в территориальный орган МВД России для регистрации. Указанное требование не распространяется на участников мероприятий (пп. «а» , «е» п. 4 Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 202).

1.2. Снятие с регистрационного учета по новому месту жительства

Для того чтобы сняться с регистрационного учета по новому месту жительства, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте и подайте документы

Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представьте следующие документы (п. п. 16 , Правил N 713; форма N 6 ; ч. 2 ст. 35 Закона N 305-ФЗ):

  • паспорт;
  • заявление о регистрации по месту жительства, отрывным талоном к которому является заявление о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства;
  • документ, подтверждающий право на проживание в жилом помещении (например, договор найма, аренды, свидетельство о праве собственности, заявление собственника или свидетельство о браке). Данный документ представлять не обязательно, если содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Орган регистрационного учета самостоятельно запросит данный документ или выписку из соответствующего реестра;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
  • адресный листок прибытия . Выдать его должно лицо, ответственное за прием и передачу документов в органы регистрационного учета.

На срок оформления регистрации по месту жительства лицо, ответственное за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, или орган регистрационного учета по желанию гражданина выдает вам в день обращения справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства в произвольной форме, заверенную печатью (при ее наличии) (п. 17 Правил N 713).

Шаг 2. Получите отметку в паспорте или свидетельство о регистрации

Лицо, принявшее у вас документы, в течение трех рабочих дней должно передать их в орган регистрационного учета. В свою очередь орган регистрационного учета в течение трех рабочих дней должен зарегистрировать вас по новому месту жительства и внести в автоматизированную базу данных информацию об изменении вашего места жительства.

Если орган регистрационного учета самостоятельно запрашивал сведения о документе, являющемся основанием для регистрации по месту жительства, вас зарегистрируют в течение восьми рабочих дней со дня подачи заявления и документа, удостоверяющего личность.

Орган регистрационного учета проставляет в паспорте отметку о регистрации по новому месту жительства и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в день поступления паспорта и документа, являющегося основанием для регистрации (п. п. 17 , Правил N 713; п. п. 81 , , , Административного регламента).

Лицам, не достигшим возраста 14 лет, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

При этом орган регистрационного учета в течение трех дней со дня оформления регистрации должен направить заявление о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства (отрывной талон к заявлению о регистрации по месту жительства) в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства для снятия с регистрационного учета. С регистрационного учета по прежнему месту жительства вас снимут с даты регистрации по новому месту жительства (п. п. 129 , Административного регламента).

Если документы подаются через МФЦ, то сведения, содержащиеся в заявлении о снятии с регистрационного учета по месту жительства, направляются в электронной форме в орган регистрационного учета не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения гражданина. В свою очередь, орган регистрационного учета снимает гражданина с регистрационного учета по месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений от МФЦ. Отметка о снятии с регистрационного учета в паспорте гражданина производится уполномоченным должностным лицом МФЦ не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от органа регистрационного учета сведений о снятии с регистрационного учета (п. 128 Административного регламента):

1) признания безвестно отсутствующим;

2) смерти или объявления решением суда умершим;

3) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением;

4) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации;

5) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами РФ, оформленного в установленном законом порядке;

6) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства.

Полезная информация по вопросу

Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации —

Граждане, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Это требует законодательство.

В России существует два типа регистрации: по месту жительства — постоянная и по месту пребывания — временная, оформляется на определенный срок.

При переезде на новое постоянное место жительства граждане должны сняться с регистрационного учета по старому адресу — говоря по-простому выписаться и прописаться на новом месте. Процедура выписки-прописки несложная, осуществляется бесплатно. Предусмотрено два варианта снятия с регистрационного учета, нюансы которых рассмотрим далее в этой статье.

По собственной воле гражданин РФ может сняться с регистрационного учета 2 способами:

Оба способа прописаны в административном регламенте проведения учетный действий согласно приказу ФМС РФ от 11 сентября 2012 года номер 288.

Снятие по личному обращению гражданина

Данный вариант подразумевает, что гражданин должен прийти в паспортный стол или МФЦ по прежнему месту жительства и написать заявление о снятии его с регистрационного учета. Это делается до переезда по новому адресу. По окончанию процедуры гражданин получает штамп в паспорте о снятии его с регистрационного учета и листок убытия. После этого выписка состоялась.

Снятие автоматически

Используя этот вариант, гражданин сразу отправляется в паспортный стол или МФЦ по новому месту жительства и оформляет там постоянную регистрацию. Снятие его с регистрационного учета по старому адресу происходит автоматически — путем отправления отрывного талона из старого паспортного стола.

Второй способ удобнее, так как обратиться в уполномоченный орган придётся только один раз — по новому месту жительства. Однако снятие с учета по старому адресу задержится — в среднем на несколько недель, т.к. запрос туда будет отправлен почтой России. Поэтому если требуется быстрое снятие с регистрационного учета, нужно выбирать первый способ. Обычно это может понадобиться в случае сделки купли-продажи квартиры, когда новый собственник просит выписаться из жилого помещения перед сделкой. Но если сделка происходит между родственниками, обычно выбирают второй способ, так как он проще и торопиться некуда.

Где осуществляется

Подать документы на снятие или регистрацию по месту жительства можно:

Обычно жители выбирают для подачи единый информационно-расчетный центр ЕИРЦ по месту жительства или МФЦ из-за удобства их работы. Далее уже эти документы передаются в главное управление по вопросам миграции ГУВМ МВД РФ — орган, ведущий регистрационный учет граждан.

Необходимые документы

Для снятия гражданина с учета по месту жительства необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • документ удостоверяющий личность — паспорт РФ оригинал;
  • адресный листок убытия.

Что касается заявления, оно может быть двух видов, в зависимости от того, человек снимается с регистрационного учета до регистрации по новому месту жительства или после. В первом случае заявление подается в произвольной форме, во втором — заполненная форма №6, которая одновременно прописывает гражданина по новому месту жительства и выписывает со старого. Нижняя часть формы — так называемый отрывной талон отправляется почтой в паспортный стол по прежнему месту жительства.
Бланк данной формы вы можете получить в паспортном столе, МФЦ или отделении ГУВМ. Адресный листок убытия потребуется только в первом случае, а при сдаче формы №6 он уже не нужен.

Через портал Госуслуги

Несколько лет назад у россиян появилась возможность регистрироваться или сниматься с регистрационного учета дистанционно — через портал Госуслуги. Чтобы воспользоваться данным способом, необходимо наличие на портале подтвержденного аккаунта. Если на Госуслугах еще не имеете аккаунта, придется сначала пройти процедуру регистрации или воспользоваться иным способом. Верификация аккаунта не моментальная — проводится при личном посещении верификационного центра с паспортом РФ или через получение кода через почту РФ. Более подробно с процедурой активации аккаунта можете ознакомиться здесь.

Пошаговый план

  • Авторизуйтесь на портале с помощью логина и пароля, а также кода из SMS в случае включенной двойной авторизации,
  • Перейдите в каталог услуг, выбрать регистрацию граждан, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства,
  • Выберите тип получения услуги — электронным способом или при личном посещении ведомства.
  • При выборе электронного способа, необходимо заполнить онлайн заявление и отправить его на проверку в подразделение ГУВМ.
  • После успешной проверки вы получите оповещение через e-mail или SMS. Также вам назначат время, когда будет необходимо принести оригиналы документов в подразделение ГУВМ.
  • После посещения отделения произойдёт снятие с учета.

Срок предоставления данной услуги через портал Госуслуги составляет в среднем около 3 дней.

Сколько времени занимает снятие гражданина с учета

Срок снятия гражданина с регистрационного учета зависит от того, каким способом происходит процедура. В случае если гражданин не снимается сам, а просто регистрируется по новому адресу, снятие обычно затягивается на несколько недель. Это происходит потому что первый паспортный стол отправляет во второй отрывной талон почтой РФ. Даже если паспортные столы находятся в пределах одного города, сроки доставки писем могут составить две-три недели.

В случае если гражданин снимается сам, процедура завершается быстро — обычно за два-три дня.

Сколько стоит

Снятие с регистрационного учета осуществляется бесплатно — госпошлина не взимается.

Без личного присутствия самого гражданина

Возможны два варианта:

  • Первый — когда гражданин сам согласен выписаться, но не имеет возможности обратиться в паспортный стол или МФЦ (например, при проживании за границей).
  • Второй — когда он теряет право пользования жилым помещением, но при этом не желает выписываться.

Снятие с учета «удаленно»

Заявление на регистрацию/снятие с регистрационного учета личного характера и по доверенности не подается. Человек должен лично прийти в отделение ГУВМ или МФЦ по месту прописки. Однако в законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. Например, если человек постоянно проживает за границей, но остался прописанным в РФ, он может заверить заявление на снятие с учета в своем консульстве и отправить в орган по месту прописки в России. Такой документ примут и снимут с учета.

Снятие с учета в судебном порядке

В случае, если человек не желает сам выписываться из квартиры, придётся обращаться в суд.

Выписка в этом случае возможна только в судебном порядке. Если гражданин действительно незаконно занимает жилое помещение и истец это докажет, суд вынесет решение в его пользу и человека выпишут принудительно.

Для суда понадобятся следующие документы:

  • Исковое заявление
  • Паспорт истца
  • Документы на квартиру
  • Квитанция на оплату госпошлины

Зачастую принудительная выписка осуществляется:

  • после развода, если бывшие члены семьи не хотят уезжать с квартиры добровольно;
  • после купли-продажи квартиры, если в жилом помещении не выписались люди жильцы после сделки;
  • если происходит длительная задержка с оплатой коммунальных услуг в муниципальной квартире;
  • длительное отсутствие жильца (в этом случае для выписки отсутствующего необходимо признать умершим в судебном порядке).

Каждый случай имеет множество нюансов. Если вам нужна юридическая помощь, советуем обращаться к профессионалам. На нашем сайте можете получить консультацию по интересующим вас вопросам.



 

Возможно, будет полезно почитать: