Уголовное право понятие предмет и метод.

земельного права…………………………………………………….. стр. 3

§ 1. Понятие и предмет земельного

права…………………………………………...……………………… стр. 3

§ 2. Методы регулирования земельных

отношений……………………………………………………………. стр. 4

§ 3. Система земельного права……………………………………… стр. 6

Глава II. Источники земельного права………………………...…… стр. 9

§ 1. Понятие источников земельного права……………………...… стр. 9

§ 2. Классификация источников земельного

права…………………………………………………………….…… стр. 10

Глава III. Принципы земельного права…………………………… стр. 14

Заключение………………………………………………………….. стр. 17

Список используемой литературы………………………………… стр. 18

Введение.

Тема моей контрольной работы «Земельное право как отрасль системы российского права».

Основополагающие нормы в области земельного законодательства, природопользования закреплены в Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации.

Современный земельный закон рассматривает земли, прежде всего, не как объект администрирования, а как хозяйственную ценность. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантируется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретение права собственности на земельный участок, на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распоряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательства, одной из главных целей которого является обеспечение заинтересованности в лучшем использовании земли.

Для оформления более полного представления о земельном праве, как отрасли российского права необходимо уделить внимание в первую очередь, на мой взгляд, определению понятия и предмета земельного права, а также раскрытию принципов и источников земельного права. Именно эти вопросы являются содержательной частью моей контрольной работы.

Структурно контрольная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе мною рассмотрено понятие и предмет земельного права. Во второй главе я раскрою источники земельного права, их понятие и классификацию. Третья глава посвящена принципам земельного права.

Глава I. Понятие, предмет и метод земельного права.

§ 1. Понятие и предмет земельного права.

Земельное право – это традиционная и самостоятельная отрасль права, представляющая собой системно упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства России.

Объектом земельных правоотношений является земля. Однако, термин «земля» может рассматриваться неоднозначно. Земля – это, прежде всего, планета, на которой живет все человечество. Также земля может рассматриваться в качестве естественной природной среды обитания. Под средой обитания понимаются естественные условия жизни, включающие земную и воздушную оболочку планеты, ее недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля признается объектом экологического права.

А как объект правового регулирования земельного права под термином «земля» понимается часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства. Ее пределы определены Конституцией Российской Федерации (ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним». Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, считается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются регулируемые земельным правом общественные отношения.

Существует множество точек зрения по поводу предмета земельного права. Так, Б.В. Ерофеев определяет предмет земельного права как «волевые общественные отношения, имеющие объектом землю, которые нужно, возможно и допустимо регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм» 1 . По мнению Ю.Г. Жарикова, предметом отрасли земельного права составляют «общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права» 2 .

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. То есть, прежде всего, имущественные отношения – это отношения собственности. Предмет земельного права составляют не только имущественные отношения, так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

Гражданское право является основной частью частного права и необходимым элементом правовой системы государства. В Древнем Риме это было право етїаз, т.е. право города (Рима), - свод прав римских граждан. В дальнейшем, в эпоху Средневековья и вплоть до буржуазных революций, оно выступало то как римское право, противопоставляемое церковному праву и обычаям, то как личное право и право денежных интересов - в противопоставлении уголовному праву. Но после буржуазных революций и в наши дни, после уточнений, стало правом повседневной жизни, регулирующим всю сферу обычных социальных отношений, касающихся всех физических лиц, от рождения до смерти, и юридических лиц, от момента их возникновения до прекращения.

Гражданское право - одна из ведущих отраслей права, регулирующая экономические отношения в обществе.

Понятие гражданского права является многоплановым и включает в себя: 1) отрасль права как систему норм; 2) гражданское законодательство как систему нормативных актов; 3) науку как систему знаний о гражданско-правовых явлениях (в статике) и как деятельность по производству новых знаний (в динамике); 4) учебный курс как систему информации о гражданско-правовых знаниях.

Гражданское право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и самостоятельности их участников.

Гражданское право как наука изучает внутренне организованную на принципах единства и дифференциации совокупность правовых норм, регулирующих основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а в случаях, предусмотренных законодательством, - на властном подчинении одной стороны другой имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения в целях повышения благосостояния общества, закрепления, наиболее полного осуществления и развития прав и законных интересов личности, организации нормальных экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права. Право образует определенную систему, наиболее крупные звенья которой называются отраслями права. Под системой права следует понимать внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих правовых общностей, основу которых составляет Конституция РФ. Целью системы права является функционально направленное воздействие на общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Основные критерии разграничения отраслей права - предмет и метод правового регулирования. С их помощью можно выделить не только гражданское право из единой системы права, но и характерные его особенности, которые позволяют иметь ясное представление об отрасли гражданского права.

Понятие предмета тесно связано с общественными отноше-ниями, которые регулируются нормами гражданского права. Эти отношения весьма обширны, так же как и их участники - юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, граждане. Например, гражданин вступает в общественные отношения с транспортной организацией, пользуясь услугами общественного транспорта, с учреждением, в котором оставляет на хранение в гардеробе верхнюю одежду, с продавцами магазина, приобретая продукты питания или промышленные товары.

Нормы гражданского права распространяют свое действие на отношения, которые возникают и между самими гражданами (например, при заключении договоров займа, имущественного найма, дарения), и в результате распространения о гражданине необъективных сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, и на те, в которых граждане вообще не принимают участия (например, между организациями при реализации произведенной продукции, перевозке ее на железнодорожном, морском, речном или воздушном транспорте, страховании этого груза, осуществлении расчетов за поставленную продукцию). Наконец, гражданским правом регулируются отношения с участием России, субъектов Федерации и муниципальных образований, а также в случае завещания гражданином своего имущества государству.

Однако далеко не все общественные отношения, участниками которых становятся граждане, регулируются гражданским правом. Так, выбирая кандидатов в депутаты представительной власти, граждане становятся участниками общественных отношений, которые регулируются конституционным, а не гражданским правом.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что невозможно дать их исчерпывающий перечень. В задачу гражданско-правовой науки входит выявление тех общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной отрасли - в гражданском праве.

Имущественные отношения возникают по поводу различного рода материальных благ - вещей, работ, услуг и т.д. Гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, а только определенную их часть - имущественно-стоимостные, т.е. прежде всего товарно-денежные, а также имущественные, которые не связаны непосредственно с денежным обращением (например, отношения по использованию имущества в качестве основных фондов в собственном производстве).

В условиях развитой денежной системы основную массу имущественно-стоимостных отношений составляют товарно-денежные. Успешное развитие объективно существующих в нашем обществе товарно-денежных отношений возможно лишь в том случае, если к ним будет применяться адекватная правовая форма. Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным юридическим инструментарием, обеспечивающим воздействие на экономические интересы участников общественного производства аппаратом государственного принуждения.

Еще одной составляющей предмет гражданского права являются личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). Они обладают следующими признаками: 1) возникают по поводу нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юридического лица, авторское про-изведение, изобретение, промышленный образец и т.п.; 2) неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц; 3) в этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций.

Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие по поводу нематериальных благ общественные отношения, в которых проявляются индивидуальные особенности гражданина или организации. Например, если гражданин написал роман, то между ним и окружающими его лицами по поводу созданного им произведения возникает личное неимущественное отношение, в котором проявляются индивидуальные творческие, нравственные и иные социальные качества писателя, нашедшие отражение в его произведении, и эти свойства получают соответствующую оценку со стороны читателей. Это личное неимущественное отношение регулируется нормами гражданского права, в соответствии с которыми писатель наделяется правом авторства на созданное им произведение; правом использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); правом обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование); правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

В задачу цивилистической науки входит обоснование пред-метного единства гражданского права. Для этого необходимо, несмотря на внешнюю противоположность этих двух составных частей предмета гражданского права, выявить то общее свойство, которое и позволяет объединить имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения в предмете одной и той же отрасли - гражданском праве. И те и другие предполагают взаимную оценку участниками этих отношений, но в первом случае - количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого эти отношения складываются, а во втором - нематериальных благ. В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стоимостной форме, а в неимущественных - в первую очередь в нравственной или иной социальной форме. Вместе с тем при нарушении нематериальных прав может применяться денежная компенсация морального вреда, причиненного обладателям таких прав.

Следовательно, предмет гражданского права можно определить

как взаимооценочные общественные отношения в виде имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод гражданско-правового регулирования. Если понятие предмета связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются гражданским правом, то понятие метода - как они регулируются нормами гражданского права. Между предметом и методом существует весьма тесная взаимосвязь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования. Наличие общего родового свойства, присущего всем общественным отношениям, входящим в предмет гражданского права, предопределяет и применение к ним единого метода правового регулирования.

Общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимооценочный характер. Взаимная же оценка участников общественных отношений может правильно формироваться лишь при условии равенства оценивающих сторон. Поэтому имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения получают наиболее полное развитие только в том случае, если регулируются на основе юридического равенства сторон. Из этого логично вытекает, что в гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон.

Применение этого метода обеспечивает участникам гражданских правоотношений независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные законом, что имеет чрезвычайно большое значение для развития гражданского оборота в условиях рыночной экономики.

Метод - это совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокупность юридических особенностей данной отрасли. Такое понятие метода можно использовать для раскрытия содержания гражданско-правовой формы, отразив в нем все многообразие различных приемов и способов воздействия на многочисленные общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Однако как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно и привести все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско- правовую отрасль в системе права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон.

Связан сегодня с гражданскими делами. В этой статье будет рассказано про понятие, предмет и метод гражданского процессуального права, которое тесно связано с правосудием по гражданскому производству.

Понятие гражданского процесса

Процесс по гражданским делам является составным элементом гражданского процессуального права (ГПП). Что подразумевается под ГПП? В области юриспруденции это самостоятельная правовая отрасль, представляющая собой совокупность определенных норм. Каждая норма ГПП направлена на защиту оспариваемых или нарушенных гражданских интересов и прав.

Под гражданским процессом понимается учебная дисциплина, содержащая в себе ряд теорий, доктрин, учений и предписаний в сфере гражданского судопроизводства. По сути, гражданский процесс есть деятельность суда, целью которого является защита спорного или нарушенного права.

Понятие, предмет, источники и методы гражданского процессуального права тесно связаны с основными задачами рассматриваемой отрасли. О них следует рассказать далее.

Основные задачи

Гражданское процессуальное право имеет две основные задачи. Первая связана со своевременным и правильным разрешением дел в ходе гражданского судопроизводства. Необходимо защищать права и законные интересы физических или юридических лиц, муниципалитетов, субъектов РФ или самой России как субъекта правоотношений.

Вторая задача правовой отрасли - укрепление правопорядка и законности, своевременное предупреждение нарушений права, формирование уважительного отношения к российским законам.

За последние несколько лет система науки, предмет и методы гражданского процессуального права существенно модернизировались. Так, в ГПК РСФСР одной из задач правовой отрасли было быстрое рассмотрение дел. Сегодня понятие быстроты заменено на своевременность, что более правильно и эффективно.

Структура права

Вся научная система, предмет и методы гражданского процессуального права формируют целостную систему, которая делится на две части. Первая часть именуется общей. Она включает в себя основные, наиболее важные положения, которые могут быть применимы ко всем ступеням производства. В общую систему входят понятия подведомственности, представительства, подсудности и основополагающих принципов.

Есть также вторая часть, именуемая особенной. Она включает в себя и виды производства. Обе части регламентируются основным юридическим источником отрасли - ГПК РФ, который состоит из 7 разделов и 47 глав. Всего в Кодексе 446 статей.

Источники гражданского процессуального права

Предмет, метод и система рассматриваемой правовой отрасли определяются отдельными юридическими документами, которые в данном случае именуются правовыми источниками. Что входит в юридическую базу ГПП? Во-первых, это основной закон страны - Конституция РФ. Судопроизводству в Конституции посвящена седьмая глава. Во-вторых, это различные международные соглашения. В случае с гражданским процессом здесь необходимо выделить Гаагскую конвенцию 1954 года по основным вопросам гражданского процесса.

Важную группу правовых источников составляет федеральное законодательство. Здесь следует выделить ФЗ "О судебной системе", а также законы, характеризующие отдельные виды судопроизводства (ФЗ "О военных судах", "Об арбитражном производстве" и т. д.).

Наконец, важнейшим правовым актом в рассматриваемой отрасли права является Гражданский процессуальный кодекс. Именно в этом документе зафиксированы понятие, предмет, методы и система гражданского процессуального права.

О принципах судопроизводства

На каких основополагающих началах и идеях базируется рассматриваемая правовая система? Все принципы ГПП можно поделить на две группы. Первая группа именуется организационной. Основной элемент здесь - принцип законности. Он означает, что производство гражданского типа реализуется на основе существующего законодательства. Деятельность судебных инстанций не может выходить за пределы, строго установленные законодательством.

Второй принцип устанавливается статьей 108 российской Конституции. Это осуществление правосудия только судом. Ни одна другая отрасль, кроме судебной, не имеет возможности вершить правосудие.

Во вторую группу входят дополнительные принципы. Это, например, сочетание коллегиальности и единоначалия в составе суда. Простой пример - сравнение мирового судьи и широкого состава Верховного суда. В зависимости от ранга судебные инстанции могут иметь различный состав.

Стоит также обозначить принципы независимости судей, равенства всех перед законом, принцип государственного языка, гласности и открытости, состязательности, равноправия и т. д.

Гражданское процессуальное право: предмет и методы

Субъекты ГПП постоянно взаимодействуют между собой. Возникающие в процессе такого взаимодействия общественные отношения как раз будут являться основой и предметом гражданского процессуального права.

Метод правового регулирования в рассматриваемой отрасли права есть совокупность средств, приемов и способов, с помощью которых государство способно регулировать отношения в обществе. Сами отношения, как уже было сказано, являются отраслевым предметом и связаны с судопроизводством.

Специалисты в области юриспруденции выделяют два метода правового регулирования. Это диспозитивный (со свободной распоряжения) и императивный (со строгим властным характером) методы. Как и в любой другой правовой отрасли, в ГПП методы совмещены. Однако преобладают здесь императивные начала, так как сам вид права тесно связан с

Действие права

Понятие, предмет и методы гражданского процессуального права тесно связаны с функционированием правовой отрасли во времени и пространстве.

Во времени нормы ГПП производятся в период совершения соответствующих Для примера можно выделить исполнение судебных постановлений. При этом не зависит от временных рамок процессуальный закон, который функционирует в любой момент времени.

В пространстве нормы ГПП определяются в зависимости от компетенции государственного органа, который издал необходимый для применения закон. Немалую роль здесь играет и место нахождения судебной инстанции, которая рассматривает отдельное дело или реализует процессуальные действия. Все российские суды должны руководствоваться ГПК РФ. Это означает, что процессуальные нормы функционируют на всей территории страны.

Есть также деление норм по кругу лиц. В данном случае гражданские нормы обязательны для всех граждан и организаций без исключения. ГПК РФ распространяется также на иностранцев и лиц без гражданства, которые находятся на территории российского государства.

Виды гражданского процесса

Предмет и методы гражданского процессуального права формируют основные виды судопроизводства. В соответствии с ГПК РФ существует семь основных видов производства.

Первый вид именуется приказным. На этой стадии отсутствует рассмотрение дела, и, соответственно, подготовка к судебному разбирательству. Данный вид производства предполагает лишь вынесение судебного постановления о взыскании имущества или денежной суммы.

Второй вид - исковое производство. Сюда входят все стадии процесса: подача искового заявления, использование средств защиты и исполнение производства. Третий тип именуется особым производством. Здесь отсутствуют какие-либо споры о праве. Целью такого производства является установление особого факта (удочерение или усыновление, признание недееспособности и т. д.).

Дела, связанные с публичными правоотношениями, входят в четвертый тип производства. Здесь оспариваются нормативные акты, решения, деяния государственных органов и т. д. Именно путем оспаривания реализуется защита прав. Пятый тип производства связан с участием в ГПП иностранных лиц, а шестой тип - с исполнением постановлений третейских судов. Третейские суды не входят в государственную систему. Это частные инстанции, занимающиеся разрешением экономических споров, постановления которых обязательны. Последний тип производства связан с исполнением судебных решений.

Стадии процесса

Защита или восстановление права или законного интереса в суде реализуется по нескольким стадиям. Большинство специалистов в области юриспруденции выделяют пять основных ступеней гражданского процесса.

Первая стадия связана с возбуждение судопроизводства. Здесь решается вопрос о начале рассмотрения дела на основании поданной жалобы. В данном случае судебная инстанция должна вынести решения о принятии заявления или отказе в принятии. Отказ выносится в случае неправильного оформления документа, при отсутствии предмета спора, если дело неподсудно инстанции или же заявление составлено недееспособным лицом.

На второй стадии происходит подготовка дела к судебному разбирательству. Определяются обстоятельства дела, исследуются сроки обращения в суд и т. д. Рассмотрение дела по существу является третьей стадией. По итогу судебная инстанция выносит мотивированное решение.

Четвертая стадия предполагает пересмотр решения в кассационной или апелляционной инстанции, но только если решение не вступило в силу. Пересмотр вступившего в силу решения относится к пятой производственной ступени. То же касается и пересмотра дела из-за вновь открывшихся обстоятельств.

Таким образом, предмет, метод, источники и понятие гражданского процессуального права тесно связаны с основными судопроизводственными стадиями. При этом и сами представленные ступени целиком зависят от правовых основ юридической отрасли.

Правовые отношения

Что входит в понятие процессуальных правоотношений в гражданской отрасли права? Это отношения, возникающие между субъектами гражданского судебного производства, которые строго регулируются гражданским законодательством РФ. Правоотношения возникают в момент подачи соответствующего иска. В течение пяти дней судья принимает решение о принятии дела или об отказе в его рассмотрении.

Существует три предпосылки для возникновения рассматриваемых правоотношений. Первая предпосылка - норма ГПП. Это общеобязательное формальное предписание, определяемое предметом, методом и системой гражданского процессуального права. Вторая предпосылка - юридический факт. Это определенное действие или бездействие как источник делопроизводства. Третий важный элемент именуется правоспособностью. Это совокупность прав, которыми может распоряжаться субъект ГПП. А что известно о самом субъекте?

Субъекты права

В рассматриваемом типе судопроизводства принимают участие субъекты в лице ответчика и истца. Также в деле замешаны третьи лица - прокуроры, судьи, свидетели, заинтересованные граждане, присяжные, следователи и многие другие. Все они являются субъектами делопроизводства, права которых зависят от предмета и методов гражданского процессуального права.

Система отрасли предполагает участие лишь дееспособных субъектов. Если иск был подан несовершеннолетним или ограниченно дееспособным лицом, то суд вправе отказать в рассмотрении дела.

Система доказывания

Как и в любой другой отрасли судопроизводства, ГПП предполагает наличие обширной доказательственной системы для эффективной защиты своих интересов и прав. Что понимается под доказыванием в рассматриваемой юридической системе? Это регламентированная законом деятельность субъектов производства, направленная на изучение фактических обстоятельств дела путем предоставления доказательств.

Если кратко, предмет и методы гражданского процессуального права предполагают наличие пяти стадий доказывания. Первая ступень связана с указанием заинтересованных лиц на доказательства. Вторая стадия предполагается представление и раскрытие элементов доказывания. На третьей и четвертой стадиях происходит собирание и фиксация доказательств, а на последней ступени - оценивание. Именно по итогам оценивания будет разрешено то или иное дело.

Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом № 64-Ф3 от 13 июня 1996 года. Тем самым был завершен период подготовки качественно нового уголовного законодательства, регулирующего и охраняющего общественные отношения Российского государства на современном этапе. Ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года и введенный в действие с 1 января 1961 года прекратил свое существование, как и все законы, которые внесли изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР в период его действия.

Чем же вызвана необходимость разработки и принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)? Прежде всего, это продиктовано коренными изменениями в социально-экономических отношениях в условиях перехода к рынку . На смену коллективным формам собственности (государственной, общественной) пришла преимущественно частная форма собственности , вместо государственного планового хозяйства формируется рыночный механизм, что требует создания иного правового механизма и разработки законодательной базы уголовно-правового регулирования, ориентированного на охрану не только личности и интересов личности и государства, но и рыночных отношений, всех форм собственности, предпринимательства от преступных посягательств.

Коренным образом изменилось государственное устройство, политическая и идеологическая системы. Взамен Советской власти , основанной на социалистических принципах и идеологии, пришло светское демократическое правовое государство с президентской формой правления (ст. 11 Конституции Российской Федерации). Современный период характеризуется также отсутствием господства одной идеологии во всех сферах жизни общества и Российского государства. Это обусловило при разработке и принятии нового уголовного законодательства адекватно отразить изменения государственно-правовых, социально-экономических, идеологических и иных аспектов российской действительности.

Источником уголовного законодательства России, как это следует из ст. 1 УК РФ, является только настоящий кодекс. Все новые законы, дополнения и изменения, предусматривающие уголовную ответственность , подлежат кодификации, т. е. включению в УК РФ.

Уголовное право - это совокупность правовых норм , принятых в установленном порядке высшим законодательным органом России, в которых содержатся общие положения, определяются преступные формы поведения, устанавливаются виды и размеры уголовной ответственности и наказания , а также меры, подкрепляющие и заменяющие уголовно-правовое воздействие.

Уголовное законодательство России, нашедшее отражение в УК РФ, таким образом, представляет собой систематизированное и кодифицированное уголовное законодательство, включающее в себя всю совокупность обязательных и исчерпывающих уголовно-правовых норм, действующих в России. Уголовный кодекс РФ - единственный источник уголовного права , все остальные нормативные правовые акты государства, решения Конституционного суда РФ , Верховного, Высшего арбитражного суда РФ, иных судебных органов, приказы Генеральной прокуратуры РФ, других правоохранительных и правоприменительных органов, субъектов РФ носят лишь ориентирующий, вспомогательный и разъясняющий характер и не могут быть источником уголовного законодательства.

Задачи теснейшим образом связаны с функциями уголовного права . В теории уголовного права выделяются:

регулятивная функция , проявляющаяся в воздействии на поведение людей уголовно-правовых предписаний с целью формирования законопослушных форм поведения («не убий», «не укради» и т. п.) Эта функция является как бы производной от конкретных запретов;

охранительная функция , связанная с непосредственной охраной тех объектов (общественных отношений), посягательство на которые влечет уголовную ответственность ;

воспитательная функция , проявляющаяся в формировании законопослушного поведения людей при реализации как регулятивной функции путем исполнения уголовно-правовых предписаний, так и охранительной функции под угрозой санкций при выходе за рамки законопослушного поведения. Для уголовного права при этом неважна мотивация законопослушного поведения, важно, чтобы гражданин просто не нарушал уголовный закон ;

предупредительная функция (ее называют еще превентивная) имеет две сферы воздействия. Во-первых, общее предупреждение. Оно связано с угрозой наказания для всех членов общества, независимо от социальных, национальных, экономических, религиозных и иных обстоятельств, характеризующих личность, в случаях совершения ими преступления. Речь, конечно же, идет прежде всего о недопущении совершения преступления так называемыми лицами «зоны криминального риска», которые при определенных условиях могут совершить преступление (например, «семейные дебоширы», недисциплинированные водители автотранспорта и др.) Но это превентивное воздействие также обращено и к законопослушным гражданам, так как предостерегает их от легкомыслия и небрежности в поведении, что в противном случае может привести к преступным последствиям. Во-вторых, специальное предупреждение. Оно связано с превентивным воздействием на лицо, которое уже ранее совершало преступление и привлекалось к уголовной ответственности или наказанию. Ответственность или наказание для таких лиц является разновидностью социального контроля государства за их поведением (осуждение к лишению свободы , исправительным работам и другим видам наказания), что существенно сводит к минимуму саму возможность совершения в таких условиях нового преступления. В то же время это не может служить гарантией того, что данное лицо вновь не совершит преступление. Повторная уголовная ответственность и наказание может назначаться судом в более широких рамках, чем за первое преступление данного вида. Специальное предупреждение связано с общим предупреждением, так как «показывает», к каким последствиям приводит совершение преступления. Это имеет важное значение, прежде всего, в отношении лиц, находящихся в «зоне криминального риска». В УК РФ специально выделена задача предупреждения преступлений (ст. 2), что придает большую значимость рассматриваемой функции;

стимулирующая (поощрительная) функция , которая, несмотря на преимущественно «карательный» характер, выражающийся в наказании лиц, совершающих преступления, свойственна уголовному праву. Благодаря ей предоставляется возможность активных действий по пресечению преступлений и устранению (смягчению) преступных последствий (нормы необходимой обороны , причинение вреда или задержание лица, совершившего преступление, и др.). Перечень данных , значительно расширен (он приведен в §§ 26 - 30, а также в примечаниях к ст.ст. 126, 205, 304 УК РФ и др.)

Задачи уголовного законодательства могут уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями в политической, социально-экономической и правовой стратегии государства. Уголовная политика, как составная часть социальной политики Российского государства, подготавливает, во-первых, концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона . Во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации. В-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность .

Уголовное право России, как учебная дисциплина, принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также умений и навыков в применении основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

Задачами уголовного права, как учебной дисциплины, являются:

  • формирование и развитие уголовно-правовых знаний и знаний о практике применения уголовного права в профессиональной деятельности;
  • формирование навыков правильного анализа уголовно-правовых норм и институтов и их применения в конкретных правоприменительных ситуациях;
  • выработка навыков и умений квалификации преступлений с учетом состояния современного уголовного законодательства, уголовно-правовой теории и правоприменительной практики.

Реализация в полном объеме этих задач позволит подготовить профессионально грамотных юристов, способных эффективно вести борьбу с преступностью уголовно-правовыми средствами.

Наука уголовного права

Содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание, осуществляется с целью предупреждения рецидивов преступлений и заключается в привлечении судимых к нормальному образу жизни на свободе путем их трудоустройства и наделения иными социальными позициями, а также с помощью различных форм профилактического воздействия на них.

Уголовно-правовые меры пресечения преступлений характеризуются тем, что профилактические цели достигаются посредством применения к правонарушителям правомерного уголовно-правового принуждения. Пресечение преступлений вследствие необходимой обороны и задержания преступников основано на закрепляемом Конституцией социальном праве личности на неприкосновенность, на обязанности государства охранять личность и ее права, а также на нормах уголовного закона , в которых определены одобряемые пределы причинения вреда правонарушителям.

Государство и общество заинтересованы в активном, успешном и законном применении гражданами и представителями власти необходимой обороны и задержании преступников, исключающих преступность деяний. Относительно этих целей и следует определять эффективность практики применения этих обстоятельств. Среди них особое место занимает обеспечение законности правовой оценки актов необходимой обороны и задержания преступников и других обстоятельств, исключающих преступность деяния .

Привлечение к ответственности за приготовление или покушение на преступление как мера пресечения преступлений основана на уголовно-правовой норме о наказуемости так называемой «предварительной преступной деятельности» (ч. 3 ст. 29 УК РФ). Эта норма обязывает сотрудников правоохранительных органов предотвращать возможные вредные последствия преступной деятельности, при выборе момента пресечения и лишь при невозможности пресечения преступления можно руководствоваться интересами получения доказательств обвинения. Эффективность применения данной уголовно-правовой нормы зависит от своевременного выявления приготовления либо покушения на преступление, что требует тесной связи правоохранительных органов с населением.

В последние годы декриминализированы некоторые общественно опасные деяния (бродяжничество, немедицинское потребление наркотических веществ и т. д.), которые потенциально создают почву для тяжких преступлений. Это, к сожалению, уменьшило профилактический потенциал уголовного законодательства, но такое положение должно восполняться за счет применения иных отраслей законодательства, например административного, для противодействия декриминализированным формам правонарушающего поведения.

Выявление, регистрация преступлений, возбуждение уголовных дел и раскрытие преступлений основаны на уголовном законе, а также на законах, определяющих компетенцию правоохранительных органов и порядок производства предварительного расследования преступлений. Причины, по которым какую-то часть преступлений (порой весьма значительную) не удается выявить и раскрыть, весьма разнообразны. И одна из них - ограниченность сил и средств правоохранительных органов, что вынуждает их ранжировать свои задачи в деле выявления и раскрытия преступлений и использовать ограниченные силы и средства, прежде всего, для борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

Уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, совершивших преступление, представляют собой разнообразную деятельность правоохранительных органов, начиная от выявления преступлений до исполнения наказаний. Они подчинены общим целям реализации уголовной ответственности и наказания.

Возмещение вреда, причиненного преступлениями, кроме иных, преследует цель исключить преступное обогащение правонарушителей. Эта мера регулирует совокупность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданских и гражданско-процессуальных норм. Эффективность этой деятельности остается низкой. Следует предусматривать возможность проведения обыска и выемки ценностей, орудий и средств совершения преступления, конфискации орудий и средств преступления и имущества, полученного преступным путем (гл. 15.1 УК РФ).

Квалификация общественно опасных деяний - уголовно-правовая мера, призванная обеспечить законность реализации уголовной ответственности путем определения наличия ее основания и пределов последующей ответственности виновного лица.

Замена уголовной ответственности иной, более мягкой, ответственностью позволяет экономить уголовно-правовое принуждение при соблюдении условий, позволяющих обеспечить достижение общих целей уголовной ответственности. Эффективность практики применения этой уголовно-правовой меры определяется применительно к целям специального и общего предупреждения преступлений на основе сопоставления динамики совершения менее тяжких преступлений, объема замены уголовной ответственности за эти преступления на более мягкие меры. При этом следует также сопоставлять приведенные показатели с долей преступлений лиц, которые после замены уголовной ответственности на иные меры повторно совершили преступление.

В последние годы по многим причинам замена уголовной ответственности на иные меры стала значительно меньше применяться (сохранилась лишь замена уголовной ответственности несовершеннолетним на принудительные меры воспитательного характера), что создает опасность увеличения доли судимых в составе населения.

Смягчение наказание осужденным - судебная функция, однако обоснованность судебных решений во многом зависит от полноты и достоверности информации об осужденном, представляемой органами дознания, предварительного следствия и исправительно-трудовыми учреждениями. Об уровне их деятельности в этом отношении можно судить по динамике доли рецидивов преступлений со стороны тех осужденных, которым наказание было смягчено.

Основные меры в контексте уголовной политики - это, наряду с мерами организационного, нормативного, методического и ресурсного обеспечения, меры непосредственного правоприменения : профилактика с использованием воспитывающего и предупреждающего значения уголовного закона, а также норм с так называемой «двойной превенцией»; реализация уголовной ответственности преступников; исправительное воздействие на лиц, к которым применены меры наказания или заменяющие его меры и последующей помощи им в социализации. Таким образом, уголовная политика государства призвана обеспечивать разработку и реализацию направлений и задач, способствующих эффективной борьбе с преступностью, противодействию преступности с использованием правовых, управленческих, воспитательных и просветительных мер, имеющихся в распоряжении общества и государства.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации , государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и .

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим , т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

  • издание подзаконных НПА;
  • исполнение законодательных и иных (в т.ч. осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия);
  • наложение административных наказаний на лиц за совершение административных правонарушений.

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.



 

Возможно, будет полезно почитать: