Каких видов бывают административно правовые нормы. С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на

Процесс управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности вызывает необходимость четкого правового регулирования отношений, прав и обязанностей сторон, координации действий субъектов управленческих отношений. Такое правовое регулирование осуществляется с помощью административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это правило поведения общего характера, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления, в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

Административно-правовые нормы определяют правила поведения граждан, органов государственного управления, служащих общественных организаций и других субъектов, участвующих в исполнительно-распорядительной деятельности. Они закрепляют правовое положение, компетенцию, полномочия, обязанности и права субъектов управленческих отношений.

Административно-правовые нормы устанавливаются только государством и содержатся в законах, указах, постановлениях, решениях, уставах и других нормативных актах. Они носят общеобязательный, повелительный характер, охраняются от нарушений принудительной силой государства, т.е. определяют какие действия можно или должно совершать, от каких действий следует воздержаться.

Так, например, нельзя распивать алкогольные напитки в общественных местах (ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее – КоАП РБ ) или при доставлении в дежурную часть правонарушителя, дежурный по органу внутренних дел обязан установить наличие проступка, установить личность доставленного, проверить по учетам, зарегистрировать, провести личный досмотр и оформить протокол; или при поступлении заявления (жалобы) в любой государственный орган оно должно быть зарегистрировано, проверено и в установленные сроки дан полный ответ заявителю.

Нормы административного права обеспечивают четкое регулирование деятельности органов государственного управления, других участников управленческих отношений и способствуют эффективной работе. Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно большое значение, поскольку административно-правовое регулирование способствует упорядочению деятельности органов государственного управления.

В нашем обществе действует огромное количество административно-правовых норм, проявляющих себя в самых различных сферах государственного управления. Но, несмотря на это, все нормы административного права по своему целевому назначению и способам воздействия на людей (по характеру диспозиции) могут быть сведены в 3 родовые группы.


1.Обязывающие нормы, т.е. нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. Например, в соответствии с требованиями паспортной системы, все граждане РБ, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РБ. Обязывающие нормы зачастую снабжаются санкциями, чем стимулируется их выполнение. Таким образом, в инструкциях, уставах, наставлениях и других нормативных актах, когда излагаются обязанности органов, должностных лиц, служащих и граждан, содержатся обязывающие административно-правовые нормы.

2. Запрещающие нормы, т.е. нормы, которые предусматривают запрет на совершение определенных действий. Например, запрещается находиться на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, или запрещается безбилетный проезд в поездах, или запрещается направлять жалобы тому, на кого жалуется другой.

З. Уполномочивающие нормы, т.е. те нормы, которые предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению. Например, начальник РОВД вправе наложить штраф на правонарушителя за мелкое хулиганство, но в зависимости от конкретных обстоятельств может направить дело в суд.

Формы реализации административно-правовых норм:

v соблюдение

v исполнение

v использование

v применение

Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.

Использование добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

Нормы административного права

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы административного права определяют многие права и обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественности, регулируют государственную службу.

Административное право регулирует не только публичную управленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример тому – правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение.

Нормы административного права определяют, какие деяния (действия или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

В научной литературе высказывалось мнение, что административное право регулирует и общественное управление. В этом утверждении есть доля истины: государство иногда наделяет общественные объединения, органы общественности публичными полномочиями «внешнего» характера. Но в основном общественное управление регулируется не законодательством, а уставами общественных объединений.

Административное право не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления, свои порядки, которые, однако, не должны противоречить законодательству.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем – законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства.

Административное право очень близко стоит к конституционному (государственному) праву, и часто даже невозможно установить четкую грань между их нормами. Но различия между этими отраслями имеется. Конституционное право занимает ведущее положение в системе права, в том числе и по отношению к административному праву. Последнее берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к органам исполнительной власти, детализирует и дополняет их, определяет механизмы реализации тех или иных норм.

Например, Конституция РФ и другие источники конституционного права закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Административное право конкретизирует многие нормы о них, дополняет правовой статус гражданина другими (неосновными) правами и обязанностями, определяет механизм реализации многих конституционных прав, свобод и обязанностей. Так, Конституция РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46). Нормы же административного права призваны определить подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры их рассмотрения в административном порядке (порядок рассмотрения жалоб в судах определяется гражданским процессуальным законодательством).

Административное право тесно связано с гражданским правом. Обе отрасли иногда регулируют одни и те же имущественные отношения, но разными методами. Например, по распоряжению уполномоченного на то органа исполнительной власти государственная организация передает другой здания, сооружения и оборудование. В данном случае властным методом регулируются имущественные отношения двух организаций. Стороны хозяйственного договора руководствуются стандартами на продукцию, которые устанавливаются органами исполнительной власти, т.е. властным путем. Многие гражданско-правовые отношения с участием гражданина тоже возникают на базе актов государственного управления. Так, часто договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у него ордера на данную жилую площадь. Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного управления (т.е. без договоров); пример тому – конфискация и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов. Сфера разграничения гражданского и административного права определена и в ГК РФ (п. 3 ст. 2).

Органы исполнительной власти иногда выступают не в качестве органов государства, а в качестве юридических лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган исполнительной власти может арендовать помещение у какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятиями связи, закупать (в пределах сметы) мебель, оргтехнику и т.д. Но в таких случаях данный орган не выступает в качестве субъекта публичной исполнителъно-распорядительной деятельности, не выполняет государственных функций.

Некоторые нормы административного права тесно соприкасаются с нормами трудового права. Нормы административного права определяют полномочия органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений (например, полномочия Правительства РФ, Министерства труда и социального развития РФ).



Содержание индивидуальных актов управления в сфере трудовых отношений определяется, как правило, нормами трудового права, а порядок издания акта – нормами административного права, если, например, гражданин поступает на работу в государственный орган, но не на государственную должность. На государственных служащих нормы трудового права распространяются, если иное не установлено нормами административного права о государственной службе.

Через соответствующие инспекции и другие контрольные органы государство осуществляет надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Эта деятельность регулируется административным правом.

Административное право тесно связано с финансовым правом, которое своим рождением обязано конституционному, административному и частично гражданскому праву. Финансовое право, как известно, регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, прежде всего по аккумулированию и распределению денежных средств, составляющих национальный доход (налоги, бюджет). Административное право определяет компетенцию Министерства финансов РФ и других органов исполнительной власти, действующих в финансовой сфере. Финансовое право широко применяет метод прямого приказа при регулировании финансовых отношений, т.е. административно-правовой метод.

Правовые нормы, определяющие компетенцию финансовых органов как специфической группы органов исполнительной власти, являются одновременно нормами административного и финансового права. Когда речь идет о нормах, устанавливающих содержание решений этих органов в сфере финансов, то это содержание определяется, прежде всего, нормами финансового права. Организация же работы финансовых органов регулируется административным правом. Иначе говоря, административное право преимущественно регулирует организационные отношения в области финансов, а финансовое право – преимущественно сами финансовые отношения как особую разновидность экономических отношений.

Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений и поэтому тесно связано с земельным правом. За нарушение ряда норм земельного права наступает административная ответственность. Все это свидетельствует о тесном переплетении норм административного и земельного права. По этому же принципу строится отграничение административного права от водного, лесного и горного права.

Имеет административное право точки соприкосновения и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными проступками. Некоторые из этих проступков граничат с преступлениями, и поэтому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится толковать во взаимоувязке соответствующие нормы административного и уголовного права. Наконец, нельзя не упомянуть, что уголовное право устанавливает ответственность за должностные преступления.

Нормы административного права можно разделить на материальные и процессуальные.

В административном праве нет единого универсального процесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых материальным административным правом. Например, одна процедура установлена применительно к решению вопросов о предоставлении жилой площади, другая– к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья – к решению вопроса о приеме в вузы, четвертая – к решению дел об административных проступках. В то же время эти и другие процессы имеют и общие черты.

Административное право огромно по объему, разнообразно и изменчиво по содержанию. Его нормы, базирующиеся на нормах конституционного права, содержатся в большом числе федеральных законов и законов субъектов Федерации, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительств республик в составе Российской Федерации, в распоряжениях глав администраций и в постановлениях правительств областей, краев, городов федерального значения, в приказах министерств и глав ведомств. Поэтому кодифицировать его невозможно.

Правовое положение Правительства РФ и организация его работы урегулированы Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.* Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г.**, а их правовой статус – рядом федеральных законов и положениями о каждом из этих органов, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ.

* СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

Например, положение о Министерстве внутренних дел РФ утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., изменено и дополнено Указом Президента РФ от 6 сентября 1997 г., а структура МВД России утверждена Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г.*

Государственная служба в настоящее время регулируется Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.* и рядом законов и других нормативных актов, определяющих особенности службы в милиции, налоговой полиции, в таможенных органах, в прокуратуре, в судах.

* СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

Административная ответственность регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (1984 г.) с большим числом последующих изменений и дополнений. В настоящее время идет подготовка проекта нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа от 4 марта 1980 г. с последующими изменениями и дополнениями)*. Этот союзный законодательный акт продолжает действовать в Российской Федерации. Порядок судебного рассмотрения жалоб определяется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.**

* ВВС. 1980.№ 11. Ст. 192.

** ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

Выше названы лишь некоторые законы и иные акты, содержащие нормы административного права. Упомянуть все акты нет никакой возможности (их десятки тысяч).

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев - особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере: Федеральный Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

  • - деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
  • - поведение граждан;
  • - деятельность общественных и религиозных организаций;
  • - деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивных норм, предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы. Они в административном законодательстве встречаются относительно редко.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами СНГ.

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают, либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

  • 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия:
    • - общефедеральные нормы;
    • - нормы субъектов Федерации.
  • 7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
    • - общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
    • - межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
    • - отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений).

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Пример, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения, «…участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред».

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы».

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией «…за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам».

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие:

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.1. Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы - установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.



 

Возможно, будет полезно почитать: