Судебные участки мировых судей создаются и упраздняются. Мировые судьи российской федерации

Отопление : ◄

  1. Верховный Суд Российской Федерации — Гражданское Суть спора: о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств......
  2. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды......
  3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 Федеральное Собрание — ......
  4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 декабря 2006 г. N 66 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ В целях обеспечения единообразия применения арбитражными судами законодательства об экспертизе Пленум Высшего Арбитражного Суда......
  5. Статья 57. Эксперт 1. Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. 2. Вызов эксперта, назначение и производство судебной экспертизы......
  6. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 1. Местное самоуправлен......
  7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» N 135-ФЗ 29 июля 1998 года № 135-ФЗ Принят Государственно......
  8. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 3. Федеративное устройство Статья 65 1. В составе Российской......
  9. «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ Статья 57. Эксперт 1. Эксперт - лицо, обладающее специаль......
  10. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 7. Судебная власть и прокуратура Статья 118 1. Правосудие в Ро......
  11. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 1. Российская Феде......
  12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Москва №23 4 апреля 2014 г. О некоторых вопросах практики прим......
  13. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Статья......
  14. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 1. В Россий......
  15. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел второй. Заключительные и переходные положения 1. Конституция Российской Федерации вступает в......
  16. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Принят Государственной......
  17. Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований......
  18. ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 декабря 2006 г. N 66 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ А......

Деятельность Мировых судей Российской Федерации

Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Полномочия и порядок деятельности мировых судей определенны законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ, законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ, а также иными законами Российской Федерации и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи Российской Федерации рассматривают в первой инстанции следующие категории дел:

  • Уголовные дела в соответствии с ч. 1 ст.31 УПК РФ, при этом наказание за совершение подобных деяний не должно превышать трёх лет лишения свободы;
  • Категории специальных дел о выдаче судебного приказа;
  • Расторжение брачных отношений, в том случае если, если между супругами отсутствует споры в отношении несовершеннолетних детей;
  • Дела, связанные с разделом нажитого в брачном периоде имущества, при этом цена иска не должна превышать пятидесяти тысячам рублей;
  • Дела об определении порядка пользования совместным имуществом;
  • Другие дела, возникающие из семейных отношений, за исключением дел об оспаривании материнства либо отцовства, принудительная процедура лишения родительских прав, также ограничение в осуществлении родительских прав и удочерение либо усыновление, признание брака фиктивным (незаконным);
  • Категории других дел относящихся к имущественным спорам. Не рассматриваются дела о наследовании определённых имущественных обязательств, дела о пользовании интеллектуальной собственностью;
  • Категории дел об административных правонарушениях, которые отнесены КОАП РФ к компетенции мирового судьи;
  • Дела, в которых имеются вновь открывшиеся обстоятельства, в отношении ранее вынесенных судьей решений, принятых им в ходе рассмотрения в первой инстанции и вступившими в законную силу.

Кроме вышеперечисленных категорий дел, федеральным законодательством к подсудности Мирового судьи могут быть отнесены также другие категории гражданских, административных и уголовных дел.

История создания мировых судов в России

До восемнадцатого века в нашей стране не было даже понятия мировых судов в понятном нам понимании, первые суды похожие на современные аналоги стали появляться при Петре I, но первое существенное развитие судебной системы было осуществлено при императрице Екатерине II. Более ста лет существовала созданная Екатериной уникальная для своего времени система судебного делопроизводства. А первые аналоги мировых судов, в современном их понимании появились в результате проведенной в Российской империи 1863 году судебной реформы. Одним из значимых нормативных актов, разработанный в ходе проведения судебной реформы, стал «Судебный устав». На основании данного нормативного акта, в систему органов власти Российской империи были впервые введены мировые суды. Судьей мирового суда мог стать только мужчина, подданный Российского государства, не моложе двадцати пяти лет и имеющий специализированное образование. Подобные суды существенно разгружали судебную систему России, так как в них рассматривались несущественные дела, которые часто заканчивались миром между истцом и ответчиком.

После первой октябрьской революции в 1917 году система судопроизводства претерпела существенные изменения. Вместо мировых судов в судебной системе страны появились местные суды, действующие на основании положения Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917″О суде». Данным декретом приостанавливались действия существующего института мировых судей, а местные судьи, уполномоченные рассматривать дела все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, предусматривающие не более 2 лет лишения свободы, избирались прямыми, демократическими выборами, при этом прежние мировые судьи также не были лишены права избираться на данные должности. Впоследствии, после издания декрета ВЦИК от 30.11.1918 «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и постановления ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» , в стране были учреждены Народные суды, в компетенцию которых были переданы все уголовные дела, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также дела, в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения республики или лица, установление факта или события. Гражданским процессуальным кодексом Р.С.Ф.С.Р. устанавливалась единая судебная система, состоящая из Народного Суда, Губернского Суда и Верховного Суда. Данная система явилась прообразом современной судебной системы судов общей юрисдикции.

Институт мировых судей в Российской Федерации был воссоздан после 1996 года, после принятия Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в статье 28 которого закреплялся статус мирового судьи, как суда первой инстанции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в пределах своей компетенции.

Территориальная подсудность дел мировых судей

Мировые судьи рассматривают гражданские дела (имущественного и не имущественного характера, при имущественном споре цена иска не должна превышать пятидесяти тысяч рублей), уголовные дела (категории дел сроком лишения свободы не выше трех лет) и административные дела. Территориальная подсудность мировых судей, заключается в рассмотрении дел мировыми судьями в рамках территории своих судебных участков. Число мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте РФ определяются федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации.

Количество судебных участков на территории субъектов рассчитывается по численности населения в административно-территориальном образовании. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Председатели районных судов обеспечивают равномерное распределение уровня загрузки на судебном участке. Если нагрузка, возлагаемая на одного мирового судью выше среднего значения, то в таком случае председатель районного суда вправе передать часть дел и исковых заявлений мировому судье другого участка, но в том же судебном районе. Как показывает практика, судебные участки на территории России всегда загружены, и это является существенной проблемой для осуществления судопроизводства.

Порядок рассмотрения дел мировыми судьями

Мировые судьи рассматривают споры на основании поступившего искового заявления. Форма гражданского иска, сроки подачи искового заявления определены в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса России. В случаях, определенных действующим законодательством, судья может отказать в принятии искового заявления, вернуть исковое заявление, или оставить исковое заявление без движения. При подаче искового заявления необходимо собрать всю доказательственную базу, предоставить копии и оригиналы документов, рассчитать госпошлину, которая рассчитывается от суммы иска при имущественных спорах либо имеет установленную налоговым законодательством определенную сумму при делах неимущественного характера.

На стадии предварительного рассмотрения, а также в ходе рассмотрения дела по существу между сторонами судебного процесса возможно заключение мирового соглашения, по определенным категориям дел. При этом судья не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При заключении мирового соглашения стороны судебного процесса должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Как и в районных судах, так и в судах мировых существует понятие предварительного судебного заседания. Это специфическая процедура, благодаря которой решаются некоторые аспекты дела. Ведение судебного разбирательства мирового судьи регулируется нормами гражданского судопроизводства России. Дело в среднем (если не имеется иных обстоятельств, влияющих на сроки) рассматривается судьей в течение двух месяцев непосредственно с момента поступления иска в суд. В ходе судебного заседания участники имеют права делать ходатайства и отводы судье, участвовать как самостоятельно, так и предоставляя вместо себя лицо, защищающее их интересы по доверенности, истребовать протоколы судебных заседаний для ознакомления и внесения замечания в них, просить судью о привлечении свидетелей или приобщении материалов, имеющих значение для своевременного и юридически правильного рассмотрения дела с точки зрения требований действующего процессуального законодательства.

Судебные решения мировых судей

Деятельность мирового суда в Российской Федерации осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих процессуальных кодексах. Итогом рассмотрения судебного дела является принятие судебного решения мирового судьи, изданного в форме постановления. Кроме этого, мировые судьи могут принимать распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, которые являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановление мирового судьи, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ. Постановление, принимаемое судьей, издается в письменной форме, с выделением в нем резолютивной и мотивировочной частей. В документе обязательно указывается наименование суда, вынесшего решение, имя судьи и лиц участвующих в деле. В резолютивной части кратко описывается название иска, итог по делу, указываются нормативно-правовые акты, на которые ссылается судья, в мотивировочной части решения приводится аргументация принятого решения. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Процессуальное законодательство выделяет и разделяет виды актов, принимаемых судьей, а также виды и порядок осуществления процессуальных действий, проводимых судом. Определение и постановления по делу подлежат вручению всем сторонам, участникам рассмотрения дела.

Предварительное заседание мирового суда протоколируется секретарем судебного заседания. Статьей 229 ГПК РФ определен порядок ведению протокола в суде по определенным категориям дел. В ходе судебного разбирательства также ведется протокол, окончательный которого готовится в течении трех дней. По итогам судебного заседания мировой судья подписывает протокол, лица участвующие в рассмотрении дела имеют право затребовать копии протоколов для ознакомления с ними. Ведение участниками диктофонных записей в суде не законодательно не запрещено, при этом официальное ознакомление с любым материалом по делу возможно лишь на основании письменного заявления на имя председательствующего судьи.

Апелляционная жалоба на решение мирового судьи

Обжалование решения мирового судьи осуществляется путем подачи апелляционной жалобы, Апелляционную жалобу можно подавать не только на решение суда, но и на процессуальные судебные акты. Обжалование осуществляется в установленные процессуальным законодательством сроки. Также, в определенных случаях обжалование судебного решения или судебных действий может осуществляться представителем прокуратуры. В апелляционной жалобе также указывается данные суда апелляционной инстанции и лица, подавшего жалобу. В тексте жалобы приводится аргументация с обоснованием и ссылками на соответствующие правовые нормы, с указанием оснований неправомерности, по мнению автора жалобы, вынесения судебного решения, приводится соответствующая аргументация и доводы. Подать жалобу может непосредственно как участник процесса, так и лицо, действующее за него по доверенности. По итогам предварительного рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией, принимается решение по возбуждению производства по жалобе и рассмотрению ее по существу, возврату или оставления ее без движения.

Рассмотрение жалоб на решения мировых судей осуществляется районными судами, которые являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Отопление : ◄

  1. Деятельность Мировых судей Российской Федерации Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. П......
  2. Верховный Суд Российской Федерации — Гражданское Суть спора: связанные с защитой товарных знаков 79073_925120......
  3. Верховный Суд Российской Федерации — Административное Суть спора: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений......
  4. Верховный Суд Российской Федерации — Административное Суть спора: споры, связанные с применением налогового законодательства......
  5. Верховный Суд Российской Федерации — Административное Суть спора: об оспаривании ненормативных актов налоговых органов......
  6. Верховный Суд Российской Федерации — Гражданское Суть спора: о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств......
  7. Верховный Суд Российской Федерации — Гражданское Суть спора: о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств......
  8. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 1. Президент Рос......
  9. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел первый. Основные положения Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 110 1. Исполнит......

Статья 1. Создание судебных участков и введение должностей мировых судей

Судебные участки на территории Тверской области создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

В соответствии с федеральными законами "О мировых судьях в Российской Федерации" , "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" создать 73 судебных участка и установить 73 должности мировых судей Тверской области, в том числе:

Судебный участок Андреапольского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Бежецкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Бежецка, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Бельского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Бологовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Бологое, количество мировых судей - 1;

Судебный участок ЗАТО Озерный, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Весьегонского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Жарковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Западнодвинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Зубцовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Калязинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кашинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Кашина, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кесовогорского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кимрского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Кимры, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Кимры, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Конаковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Конаковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Конаково, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Конаково, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Краснохолмского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Кувшиновского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Лесного района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Лихославля, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Лихославльского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Максатихинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Молоковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Нелидовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Нелидово, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Оленинского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Осташковского района и ЗАТО "Солнечный", количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Осташкова, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Пеновского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Рамешковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Ржевского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Ржева, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Ржева, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Сандовского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Селижаровского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Сонковского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Спировского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Старицкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Торжокского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 г. Торжка, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 г. Торжка, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Торопецкого района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Удомельского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок г. Удомля, количество мировых судей - 1;

Судебный участок Фировского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей- 1;

Судебный участок N 2 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 5 Заволжского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Калининского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Калининского района, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 5 Московского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 3 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 4 Пролетарского района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 1 Центрального района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Судебный участок N 2 Центрального района г. Твери, количество мировых судей - 1;

Законы Российской Федерации предусматривают такое понятие, как подсудность, для судов всех инстанций, в том числе и для мировых судей. Она предполагает несколько важных аспектов. В их перечень входят и судебные участки. Именно они указывают, в какой именно район необходимо обратиться при подаче искового заявления.

Особенности судейской компетенции

В юрисдикции мировых судов находятся все гражданские дела, классифицирующиеся как простые. Действующее законодательство определяет судебные участки для г. Москвы и иных регионов страны. Это просто необходимо. Иными словами, судебные участки для мировых судей расписаны по всей территории РФ.

Их полномочия предполагают возможность рассмотрения всех без исключения гражданских исков, которые классифицируются как подведомственные им. Даже если, к примеру, судья, обслуживающий Ленинский судебный участок, в силу тех или иных причин отсутствует, то его может заменить только юридическое лицо, представляющее один из соседних участков.

Понятие

Под судебным участком понимается некая определенная территория, которая может как совпадать с границами района, так и составлять лишь ее часть, в рамках которой осуществляется деятельность одного мирового судьи.

Действующее законодательство коротко описывает такой участок как некий район работы мирового законотворца. Общая численность указанных участков для каждого из существующих субъектов Российской Федерации определяется на законодательном уровне по инициативе того же субъекта федерации. Документ в обязательном порядке согласовывается с Верховным судом страны.

Также допустимо, чтобы инициатива о выделении судебного участка мирового судьи и об определении их общей численности в том или ином регионе исходила от Верховного суда, а уже после этого утверждалась на местах.

Особенности создания участков

Для упразднения или, наоборот, создания конкретного участка издается отдельный закон РФ. Действующее законодательство указывает, что численность населения на территории каждого из них ограничивается строго определенными значениями. Она не может быть менее 15 тысяч человек, как и более 30 тысяч человек.

Отдельно оговаривается, что если на территории некого административного образования проживает менее чем 15 тысяч граждан (минимально возможная численность людей для мирового судьи судебного участка района), то для него создается единственный участок, на который назначается свой мировой судья.

Порядок разграничения участков

Действующий российский закон, в котором оговариваются все нюансы деятельности аппарата мировых судей, предписывает, что работа каждого из них ведется строго на конкретном участке.

Численность лиц, занимающих этот пост на территории страны и в конкретном ее субъекте, как и численность обслуживаемых ими участков, устанавливается соответствующими нормативными актами. Как уже отмечалось выше, действия по изменению количества таких районов в обязательном порядке должны согласовываться с верховным судом страны.

Зато конкретные границы для каждого из участков может установить только законодательная власть конкретного региона.

Особенности разграничения участков

Реальное территориальное разделение участков осуществляется исходя из текущей нагрузки на районные суды, кадрового обеспечения и материальных возможностей в плане материального обустройства. Учитывается наличие помещений, возможности для оплаты труда сотрудников аппарата, обеспечение дополнительных расходов и прочее.

Важно обратить внимание на тот факт, что в границах каждого такого района должно проживать определенное количество человек. Например, судебные участки Ленинского района Московской области в полной мере отражают это правило. Вот список участков, относящихся к этому региону:

  1. Участок мирового судьи № 8. Он находится по адресу: 142703, Московская область, г. Видное, ул. Школьная, д. 80.
  2. Участок мирового судьи № 9. Он находится по адресу: 142703, Московская область, г. Видное, ул. Школьная, д. 80.
  3. Участок мирового судьи № 10. Он находится по адресу: 142717, Московская область, Ленинский район, пос. Развилка, д. 31, кор. 2 (пристройка к жилому дому).
  4. Участок мирового судьи № 11. Он находится по адресу: 142703, Московская область, Ленинский район, г. Видное, ул. Лемешко, д. 15.

Все вышеназванные участки относятся к Видновскому суду.

Категорически недопустимо упразднение должности, как и устранение участка мировых судей, до того момента, пока все дела, которые находятся в его компетенции, не будут переданы другому судье либо даже в другой территориальный участок.

Территориальная подсудность

Все гражданские дела рассматриваются строго с учетом установленной территориальной подсудности. То есть на Ленинский судебный участок можно обратиться только людям, проживающим на отписанной ему территории. По сути, порядок определения подсудности схож с основными правилами, актуальными для иных составляющих современной судебной системы России.

Чтобы каждый человек смог без труда определиться с подсудностью иска, который он собирается подавать, создан специальный портал под названием «ГАС Правосудие». Именно там можно получить ссылку на сайт мирового судьи, в соответствии с актуальными нормами территориальной подсудности уголовного либо административного дела.

Особенности практического определения участка

Для того чтобы написанное заявление получило реальный ход, важно не только его верно оформить, но и подать в нужный участок мирового судьи. Именно там осуществляется регистрация поданного иска.

Первоначально для определения актуальной зоны ответственности стоит обратиться к действующему Гражданскому кодексу РФ. Это статьи 23-28. Именно там указаны зоны ответственности. Так, мировой судья может принять к рассмотрению только определенные дела: расторжение брака, порядок пользования имуществом, оформление судебных приказов, материальные споры и прочее. Районные суды занимаются основной массой исков, так как именно они классифицируются как суды первой инстанции.

Заявление всегда подается исходя из места жительства ответчика. При разбирательствах, участником которых выступает некая организация, ориентируются на ее местоположение.

В случаях, когда истец не имеет возможности приехать к тому суду, к которому относится место обитания оппонента, и на это имеются серьезные основания, то допускается обращение к судье собственной территориальной зоны. К особым обстоятельствам относится наличие детей (малышей), проблемы со здоровьем и прочее.

Допускается рассмотрение, исходя из места жительства, дел, предусматривающих восстановление прав, защиту прав потребителей, расторжение брака и прочее.

Как узнать свой участок?

Сразу после установления юрисдикции дела, если оно принадлежит мировым судьям, необходимо выяснить участок, к которому оно относится. Судебных участков в Московской области или любом другом регионе страны огромное количество.

Как только становится известным адрес оппонента или расположение некоего спорного имущества, достаточно воспользоваться специально разработанной для этой цели системой «ГАС Правосудие».

Чтобы определить, к примеру, судебный участок в Москве, достаточно выбрать соответствующий раздел, посвященный мировым судьям. Далее имеющиеся данные вводятся в специальную форму. Сначала указывается нужный регион, затем сведения об улице, нажимается кнопка поиска. Если необходимо уточнение, при этом вводится и номер дома, где проживает ответчик по иску.

На странице будет не только указан конкретный участок, но и дана ссылка на него. Именно там можно обнаружить актуальные сведения относительно особенностей подачи заявления, приемных часов по заявлениям. Там же указывается фамилия судьи, адрес его приема и действующий контактный телефон, иные особенности территории.

Территориальная подсудность по КоАП РФ для мировых судей

В первую очередь, исходя из характера и особенностей текущего спора, определяется реальная родовая подсудность для мирового судьи. Далее истец ищет конкретного судью для защиты своих интересов в соответствии с принципом подсудности. Иногда возможно проведение рассмотрения дел исходя из места их совершения.

Если ранее допускалась возможность выбора подсудности, и суд был не вправе самостоятельно ее изменять, то теперь трактовка правил поменялась. Верховный суд страны допускает изменение в отношении подсудности, но только если это требуется для надлежащего его производства. Непременно должны учитываться интересы как основных участников разбирательства, так и публичные.

Какие дела ГПК классифицирует как подсудные мировому суду?

Правила подсудности установлены действующим федеральным в России. Там в полной мере отражена их юрисдикция.

Гражданский кодекс страны определяет следующие типы для разбирательств в мировых судах:

  • приказное производство;
  • основные имущественные споры, предмет которых составляет не более 50 000 рублей, кроме споров относительно интеллектуальной деятельности и наследственных разбирательств;
  • особенности пользования имуществом, в том числе и жилыми помещениями;
  • основные аспекты семейных отношений, в том числе и раздел имущества, если его объем находится в пределах 50 тыс. руб. (в противном случае дело относится к юрисдикции районного суда), расторжение брака, если между супругами есть единое решение по определению места жительства для детей.

Это неполный перечень категорий дел для мирового суда. Многие из них определяются конкретными аспектами — действующими пунктами федеральных законов.

Компетенция мирового суда

Круг полномочий для любого мирового судьи очерчивается федеральным законом. Так, они могут вести уголовные разбирательства, если срок за ту или иную провинность не может составлять более трех лет. Предусматривается и ряд исключений - все они отражены в ст. 31 УПК части 1.

Преимущественно уголовные дела в мировом суде представляют собой:

  • расследование в виде дознания;
  • обвинения частного характера, когда дело может быть возбуждено, только если того желает пострадавший.

Полный перечень дел, которые могут разбираться в стенах мирового суда, можно найти в действующих законодательных актах субъектов федерации, а также На практике их юрисдикцию принято классифицировать по остаточному принципу - они работают с теми делами, которые не подходят для районных, военных и арбитражных ведомств. Основная часть обычно касается предпринимательских конфликтов и административных правонарушений различного типа.

Мировой судья

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Деятельность мировых судей, их компетенция

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" иными федер

Компетенция мирового судьи.

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела подсудные мировому судье в соответствии с УПК РФ

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

5) иные дела, возникающие из семейно - правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи АПК РФ.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Под судебным участком понимается территория, на которой мировой судья осуществляет правосудие в пределах своих полномочий. Судебные участки находятся в границах судебных районов. Под судебным районом понимается территория, на которую распространяется юрисдикция соответствующего районного суда. Название судебного района устанавливается в соответствии с названием районного суда. Количество судебных участков в пределах судебного района определяется с учетом особенностей муниципального образования, в том числе административно - территориального деления и численности населения. Каждый судебный участок имеет название и границы. При создании нескольких судебных участков в пределах одного судебного района им дополнительно присваиваются порядковые номера. Название судебного участка определяется названием судебного района, в границах которого он находится.

3. Секретарь судебного заседания

Секретарь судебного заседания мирового судьи является государственным служащим и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Секретарь судебного заседания назначается и освобождается от должности Председателем Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Администрации края с учетом мнения мирового судьи и находится в непосредственном подчинении последнего.

На должность секретаря судебного заседания назначаются лица с высшим или средним юридическим образованием.

Должностные обязанности:

1. Выполняет поручения мирового судьи по подготовке дел к

судебному разбирательству, оформление запросов, заполнение повесток,

контроль за их отправлением, по указанию судьи принимает меры

обеспечивающие своевременное вручение повесток.

2. Своевременно вручает копии исковых заявлений, извещения прокурору, адвокату и другим участникам процесса о слушании дела;

3. Ведет, протоколы судебных заседаний в соответствии с требованиями процессуального закона, составляет описи документов в делах и справочные листы

4. Изготовляют списки дел, назначенных к слушанию;

5. Проверяют явку вызванных в суд лиц (делают отметки в повестках о времени нахождения в суде);

6. Подготавливает зал судебного заседания к рассмотрению уголовных и гражданских дел;

7. Своевременно вручает, направляет для вручения копии решений, определений по гражданским делам, приговоров и определений по уголовным делам всем лицам, которым по закону надлежит вручать эти документы;

8. Оформляет исполнительные листы по решениям;

9. Оформляет гражданские, уголовные и административные дела в период рассмотрения дела в суде, оформляет дела (сшивает, делает опись, рассылает решения) после их рассмотрения и передает специалисту на хранение;

10. При необходимости замещает делопроизводителя, помощника мирового судьи;

4. Делопроизводитель мирового судьи (специалист)

Делопроизводитель мирового судьи является государственным служащим и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, нормативно методическими материалами по организации делопроизводства и иными нормативными актами.

Делопроизводитель назначается и освобождается от должности Председателем Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Администрации края с учетом мнения мирового судьи и находится в непосредственном подчинении последнего.

На должность делопроизводителя назначаются лица с высшим или средним специальным образованием.

Должностные обязанности:

1. Организует и ведет делопроизводство в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в суде.

2. Ведет обработку поступающей корреспонденции, ее регистрацию, учет, и передачу по назначению;

3. Осуществляет регистрацию, учет и хранение гражданских, уголовных дел и вещественных доказательств;

4. Обеспечивает хранение законченных гражданских, уголовных дел, нарядов, журналов и карточек;

5. Совместно с мировым судьей составляет статистические отчеты по уголовным и гражданским делам (оперативные, полугодовые, годовые);

6. Учет, регистрация, передача мировому судье административных материалов, хранение законченных материалов;

7. Составление (совместно с мировым судьей) статистических отчетов по административным делам;

8. Обеспечивает сохранность судебных дел и документов;

9. Подготовка и оформление дел, подлежащих сдаче в архивное учреждение для хранения;

10. Выполняют поручения руководства Комитета по ведению делопроизводства и обеспечению нормальной работы мирового судьи;

11. Своевременное направление дел по запросам в вышестоящие суды и прокуратуру.

12. При необходимости замещает секретаря судебного заседания мирового судьи;

А.Н. МУЧКИНОВА,

аспирантка Российского университета Дружбы народов

Для определения судебного участка законодательно закреплен лишь один критерий - численность населения. В зависимости от численности населения в каждом субъекте Федерации самостоятельно рассчитывается число судебных участков и определяются их границы. Но из какой именно численности населения следует исходить при определении необходимого количества судебных участков? Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее - Закон) судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Такими территориальными образованиями, как правило, являются районы, следовательно, на территории административного района образуется один судебный участок, и в этом случае ни о какой независимости их от местной власти речи быть не может.

Трудности возникают также при определении принципа формирования судебного участка. Закон дает право образовывать самостоятельный судебный участок, если население района составляет менее 15 тыс. человек. Однако не ясно, в каких случаях при формировании участка следует исходить из расчета населения до 30 тыс. человек, если при такой численности есть возможность образовать большее число судебных участков при меньшем количестве обслуживаемого населения? Предположим, что в составе субъекта Федерации (области) имеются два района с населением соответственно 12 тыс. и 14 тыс. человек. Учитывая, что мировой судья, согласно Закону, может обслуживать на своем участке до 30 тыс. человек, следует ставить вопрос об образовании одного судебного участка, мировой судья которого будет рассматривать отнесенные к его компетенции дела 26-тысячного населения, проживающего на территории двух административных районов. Но в то же время у субъекта Федерации есть все основания образовать вместо одного судебного участка два, поскольку население каждого района не превышает 15 тыс. человек.

Таким образом, в соответствии с нормой указанного Закона возникает вопрос о соотношении административно-территориального образования, в частности района, и судебного участка: должен ли судебный участок ограничиваться пределами одного района, или возможно образование одного судебного участка на несколько районов? Если руководствоваться нормой ч. 4 ст. 4 Закона, то следует признать правомерным осуществление мировым судьей правосудия на территории с населением как 30 тыс., так и 10 тыс. человек и менее.

Этот пробел законодательства на практике приводит к различному толкованию субъектами Федерации предоставленного им права законодательной инициативы по определению общего числа мировых судей и количества судебных участков. Исходя их своих интересов они ставят вопрос об образовании дополнительных судебных участков на территориях с небольшим количеством населения, что может разгрузить районные суды и в то же время обеспечить незначительную нагрузку мировых судей. Несовершенство Закона, отмеченное выше, приводит к неоправданным экономическим затратам; при этом следует учитывать, что финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета.

Во избежание зависимости мировых судей от местной власти и различного толкования субъектами Российской Федерации предоставленного им права законодательной инициативы по определению общего числа мировых судей и количества судебных участков, по нашему мнению, было бы правильнее не проводить связь между административно-территориальным образованием и судебным участком, то есть исключить из Закона предложение: «В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок». Кроме того, чтобы облегчить задачу субъектам Федерации и Государственной думе РФ при принятии каждого федерального закона по этому вопросу, следовало бы указать в Законе «твердую» цифру численности населения на одном судебном участке.

Судебный участок может совпадать с участком, обслуживаемым отделением местной (муниципальной) милиции. По согласованию судебного ведомства с местной администрацией и руководством милиции мировой судья может первое время (а возможно, и постоянно) размещаться в здании отделения милиции (как правило, отделения милиции расположены в удобном для населения месте и достаточно обустроены). Одновременно решаются проблемы охраны мировых судов, обеспечения безопасности деятельности мировых судей и соблюдения порядка на судебных участках.

Проблему эту необходимо решать и на законодательном уровне, в частности, дополнить нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» статьей 24.1 следующего содержания: «Действие настоящего Закона в полной мере распространяется на мировых судей и на обеспечение их деятельности». Ведь в помещениях судов не только находится значительное количество важных документов, но и осуществляется правосудие, процесс отправления которого не всегда проходит гладко. Между тем должны быть полностью исключены нарушения общественного порядка и оказание давления на суд и участников процесса. Обслуживание судебных участков приставами не только облегчит процесс судопроизводства, но и усилит контроль за исполнением судебных решений и приказов.

Анализ судебной практики показал, что определение количества судебных участков исходя только из численности населения не совсем себя оправдывает. В Камчатской области по этой причине остались вне зоны судебной деятельности обширные территории, на которых размещены садовые участки, охотничьи и рыболовные хозяйства и станы, лесные и проселочные дороги, прибрежные зоны морей, океана и других водных объектов. А в этих местах нередко возникают ситуации, подпадающие под юрисдикцию мировых судей: браконьерство, автодорожные и другие транспортные происшествия с материальными претензиями, хищения, земельные и иные споры. Только по этой причине пришлось вносить коррективы в границы большинства судебных участков, расположенных на периферии, а в одном регионе создать дополнительный участок.

В связи с этим при создании судебных участков нужно учитывать не только численность населения, но и другие факторы: специфику региона, характер территории (город, сельская местность), особенности находящихся на территории учреждений (рынки, дома отдыха и пр.). При этом в городах определяющими должны быть уровень преступности и социальная конфликтность, а в сельской местности - территориальная удаленность населенных пунктов (без жесткой увязки с численностью населения).

После принятия Федерального закона от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», в основу которого были положены формальные расчеты самих субъектов Федерации, выявились существенные различия в реальной нагрузке мировых судей на разных судебных участках в пределах одного субъекта и невозможность ее регулирования в рамках действующего законодательства. Так, в Республике Калмыкия мировой судья Яшкульского судебного участка в 2002 году рассмотрел 995 гражданских дел, тогда как мировым судьей Черноземельского судебного участка за этот же период было рассмотрено лишь 202 гражданских дела. Если мировым судьей Кетченеровского судебного участка в 2003 году было рассмотрено только одно уголовное дело, то мировой судья Лаганского судебного участка в том же году рассмотрел 101 уголовное дело! Таким образом, неравномерность нагрузки мировых судей на различных судебных участках Республики Калмыкия очевидна.

Неравномерны нагрузки у мировых судей и на судебных участках Курской области - они колеблются от 7 до 40 дел в неделю, некоторые мировые судьи вынуждены разрешать в неделю не менее 50 дел, а одному судье пришлось за неделю рассмотреть даже 70 дел!. Такое положение представляется недопустимым, поскольку возникает цепь негативных последствий: во-первых, нарушается принцип справедливости в осуществлении мировыми судьями своей профессиональной деятельности; во-вторых, неравномерная нагрузка препятствует эффективному и рациональному использованию корпуса мировых судей; но самое главное - высокая нагрузка судей и работников их аппарата приводит к снижению качества рассмотрения дел, удлиняются сроки рассмотрения, то есть нарушаются права граждан.

В этой связи назрела необходимость ввести в ст. 4 Закона новеллу, позволяющую на уровне субъекта Федерации решать следующие вопросы:

· при значительном увеличении количества дел на одном судебном участке допускать их передачу на менее загруженный судебный участок в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, то есть по постановлению председателя районного (городского) суда;

· разрешать работу на одном судебном участке двум и более мировым судьям, что, к примеру, делают в Брянской и Ростовской областях. Это, в конечном счете, не только снизит напряженность в распределении дел, но и обеспечит гарантированное законом право граждан на судебную защиту в установленные законом сроки.

Здесь, правда, возникает некоторое противоречие с конституционным правом гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Думается, в данном случае надо исходить из реалий жизни, свидетельствующих, что подсудность не изменится, так как дело будет рассматриваться мировым судьей. Что касается границ судебного участка, то они представляют собой условное деление территории на зоны деятельности мировых судей, а не самой административной территории. При этом право гражданина не будет нарушено, если его дело рассмотрит судья соседнего участка - случается, что участки разделяет одна улица или проселок.

Содержащееся в базовом законе положение о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Указанное положение лишь констатирует невозможность упразднения судебного участка или должности мирового судьи законом субъекта Федерации без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду. Что касается механизма практической реализации данного положения, то он законодательно не регламентирован.

При решении вопроса о том, в юрисдикцию какого судьи или суда должны быть переданы дела мирового судьи, должность которого упраздняется, необходимо исходить из положения ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с ГПК РФ и УПК РФ дела, подсудные мировому судье, никто другой рассматривать не вправе. Поэтому передача дел мирового судьи судье того же уровня представляется наиболее приемлемой. При этом, думается, дела следует передавать мировому судье ближайшего судебного участка, чтобы проживающим на территории упраздняемого судебного участка людям было легче добраться до суда - ведь одной из целей создания института мировых судей является именно облегчение доступа к правосудию. О том, что дела должны передаваться в ближайший суд, говорится также в ч. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Что касается вопроса, кому должно принадлежать право передачи дел другому судье, ответ на него можно найти в той же ч. 8 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, а также в Постановлении Конституционного суда РФ от 16.03.1998 № 9-П «О проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан». В соответствии с этими нормативными актами правом передачи дел из одного суда в другой обладает председатель вышестоящего суда. Таким образом, если ближайшим будет судебный участок того же района, где размещался и упраздненный участок, дела передаются председателем районного суда; если таковым окажется судебный участок другого района - председателем республиканского (краевого, областного) суда. Из смысла ст. 33 ГПК РФ передача дел в другой суд должна оформляться мотивированным постановлением суда.

Урегулировать данный вопрос на уровне законодательства субъектов Федерации не представляется возможным. В соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации. Вышестоящие по отношению к мировым судьям суды относятся к федеральным судам, поэтому установление норм, возлагающих на их председателей функции по привлечению к исполнению обязанностей мирового судьи мировых судей других судебных участков, находится исключительно в компетенции Российской Федерации. При таких обстоятельствах полагаем, что ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» целесообразно дополнить предложением следующего содержания: «При упразднении судебного участка или должности мирового судьи отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела одновременно передаются мировому судье ближайшего судебного участка по мотивированному постановлению председателя вышестоящего суда».

В соответствии с частями 3 и 5 ст. 4 Закона законодательный орган субъекта Российской Федерации принимает закон об упразднении судебного участка или должности мирового судьи и одновременной передаче дел этого мирового судьи в юрисдикцию другого суда.

Библиография

1 См.: Гравина А.А. Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 4. С. 38-41.

2 Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. В.И. Радченко - М.: Норма, 2001. С. 133.

3 См.: Урбан Е. Предоставить субъекту Федерации больше самостоятельности при формировании корпуса мировых судей // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 39-41.

4 См.: Бирюкова Т. Мировой судья - в зеркале социологии // Мировой судья. 2003. № 1. С. 12.



 

Возможно, будет полезно почитать: