Понятие и социальное назначение трудового права. Система трудового права и трудового законодательства.отграничение трудового права от гражданского,административного права и права социального обеспечения


Введение

1 Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права

1.1 Понятие права

1.2 Признаки и сущность права

1.3 Основные принципы права

2 Типы права. Правовые семьи и их типология

2.1 Типы права

2.2 Правовые семьи и их типология

3 Формы права: понятия и виды. Источники права

3.1 Формы права: понятия и виды

3.2 Источники права

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.

В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере, государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов. Единого взгляда на проблему не существует до сих пор. Тем важнее дальнейший поиск истины.

"И как в естествознании расширение знаний о природе приводит к смене одних концепций другими, так и в обществоведении ход развития истории, человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических представлений об обществе.

В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной общественной теории. Критерий истины в том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное прошлое и предсказывает будущее…" 1

Исходя из этого, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы - исследование понятия, сущности и признаков права.

В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:

Изучение основных интерпретаций понятия, сущности и признаков права.

Изучение принципов права.

Изучение типов права, правовых семей и их типологии.

Изучение форм и источников права.

1 Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права

1.1 Понятие права

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.

Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Таким образом, термин "право" столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Предшественником права был обычай, который создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов. Именно его естественная природа дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.

"… право, представляя собой явление противоречивое, выражает прежде всего значительное продвижение по пути прогресса человечества: оно стало неотъемлемым элементом цивилизации, носителем его качеств и тенденций." 1

Совершенно ясным становится понятие права из названия древних юридических документов, памятниках права: "Русская Правда", "Правда Ярослава", - в этих названиях зафиксировано стремление к справедливости, правде, честному суду. На Востоке многих служителей правосудия называли мудрецами, что говорит не только об обычаях, но и житейской мудрости, опыте.

"Право есть одновременно явление культуры. Можно предположить, что его миссия в этом качестве заключается в том, что оно призвано фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т.д. - и быть и нормативным, и стабилизирующим "передаточным механизмом". 2

Право - понятие надвременное и надгосударственное. Мы говорим о рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской Франции, о праве фашистской Германии и т.д. "Нужно учитывать господствующие в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре, корректно и конкретно оценивая их на основании права." 3

Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права.

Собственно, юридическое право - это санкционированный государством обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством.

Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран - не только религиозная книга, но и источник права.

1.2 Признаки и сущность права

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем (Приложение 1):

право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Сущность права - сложное понятие. Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако, если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности 1 .

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать и любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством:

регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

защиты существующего общественного строя (устанавливает меры

(юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры 1 .

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества 1 .

Основная роль — это урегулирование его нормами поведения людей в процессе их труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло бы труд работников, способствовало бы улучшению их и быта, а также укрепляло бы в интересах государственной экономики.

Задачи трудового права — это одна из разновидностей социальных задач общества. Эти задачи направлены на достижение целей правового регулирования труда и их осуществление. Основные из них сформулированы в Трудовом кодексе РФ.

Задачами трудового права и трудового законодательства являются:

  • создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства;
  • содействие росту производительности труда;
  • содействие улучшению качества работы;
  • содействие повышению эффективности общественного производства;
  • содействие подъему материального и культурного уровня жизни трудящихся;
  • укрепление трудовой дисциплины.

Понятие и классификация функций трудового права

Поскольку трудовое право рассматривается как система, то наряду с такими ее характеристиками, как элемент (часть) и структура, необходимо анализировать его функции. Это требование системологии трудового права. Термин «функция» в своей основе имеет латинское слово «functio» — исполнение, выполнение, компетенция. Он обычно используется при характеристике динамических структур, к которым можно отнести и трудовое право. В таких случаях под функцией обычно понимается направленное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды. То есть функция — это внешнее проявление свойств какого-либо субъекта в определенной системе отношений, в том числе в правовом регулировании социально-трудовых отношений.

Юристы различают обще социальные и собственно юридические функции.

К общесоциальным функциям можно отнести экономическую (производственную), политическую, воспитательную, или, как ее иначе называют в литературе, идеологическую, социальную (защитную) и др.

Собственно юридическими (специально юридическими) функциями в науке трудового права считают регулятивную и охранительную. Это деление функций выработано теорией права. Юристы-трудовики полагают, что указанные функции характерны и для трудового права.

Классификация функций трудового права

Функциями права называются основные направления воздействия норм права на поведение лиц в отношениях с целью решения поставленных задач.

Каждый институт трудового права имеет свои определенные цели в правовом регулировании и свои задачи. Нормы конкретного института трудового права могут выполнять не одну, а несколько функций этой отрасли одновременно.

Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

Социальная функция

Выражается в реализации конституционного права граждан на труд. Она отражается в нормах по обеспечению занятости, реализации права на доступ к государственной службе, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, т. е. решает определенные социальные задачи.

Защитная функция

Касается реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку. Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, в порядке разрешения трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых нрав. Защитная функция отражается в нормах большинства институтов трудового права и касается возможности защищать свои права всеми допустимыми способами.

Производственная (хозяйственная) функция

Характеризует защиту интересов работодателей. Она проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы, в нормах трудовой дисциплины, определяющих обязанности работников по выполнению производственных заданий, и др. Эта функция конкретизируется в нормах институтов трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности работников.

Воспитательная функция

Характеризует применение мер убеждения и принуждения к субъектам трудовых отношений. Она выражается в нормах о поощрениях и стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Функция развития производственной демократии

Характеризует участие работников в управлении производством через своих представителей. Она выражается в нормах о праве работников на участие в управлении предприятием, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов, в нормах социального партнерства.

Экономическая функция

Характеризует заинтересованность государства в нормальных, развитых трудовых отношениях, так как именно их развитие более всего влияет на экономические интересы государства. В трудовых отношениях создаются товары и веши, которые являются базой для экономики государства, платятся налоги, реализуются услуги и происходят многие иные явления, обеспечивающие экономическую составляющую страны. Реализуется данная функция через нормы, определяющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, так как через органы надзора и контроля государство отстаивает свои интересы.

В процессе развития отрасли трудового права и складывающихся в этой сфере общественных отношений вышеназванные функции проявляются по-разному и в неодинаковой степени. Так, в настоящее время заметно сужается функция развития производственной демократии. Из-за кризиса в экономике ослабло действие воспитательной функции, экономическая заинтересованность государства также незаметна, так как органы надзора крайне малочисленны и не способны обеспечить надлежащий контроль за соблюдением трудового законодательства.

Анализ функций трудового права

Элементарный анализ регулятивной функции позволяет сделать вывод, что нормотворческий орган, закрепляя в нормах трудового права правила поведения, взаимодействия субъектов этой отрасли права, в конечном счете направляет свои усилия на достижение баланса их интересов, выражающегося в установлении позитивных правил трудовой деятельности путем предоставления и обеспечения субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей.

Охранительная функция трудового права направлена на установление мер правовой защиты, юридической ответственности в целях предотвращения, пресечения их противоправного трудового поведения, т. е. охраны (защиты) законных свобод, «прав и интересов работников и работодателей» (ч. 1 ст. 1 ТК РФ).

Содержание собственно юридических (специально юридических) функций раскрывается через понятие «направление правового воздействия». Однако смысл этого понятия в литературе не раскрывается. Раскрыть его содержание — значит ответить на следующие вопросы: защищать что? охранять что? Нормы трудового права защищают свободы, права и интересы субъектов трудового права. Именно так формулирует законодатель цели трудового законодательства (ч. 1 ст. 1 ТК РФ). Какую именно цель преследует регулирование трудовых отношений? На этот вопрос также дает ответ законодатель в ч. 2 ст. 1 ТК РФ. Основной задачей трудоправового регулирования является согласование путем оптимального разграничения интересов субъектов трудового права, интересов государства. В силу этого появляется возможность наполнить общетеоретическую (абстрактную) формулу защитной и регулятивной функций конкретным трудоправовым содержанием, т. е. анализом тех норм трудового права, которые обеспечивают (разграничивают, согласовывают, стимулируют) свободы, права и интересы субъектов трудового права.

Подфункцией точнее понимать не направление или часть, а исполнение, осуществление, деятельность, работу, т. е. внешнее проявление свойств какого-либо элемента в данной системе отношений. С этих позиций функции трудового права - это прежде всего закрепление и обеспечение нормами трудового права интересов его субъектов (статическая составляющая понятия функции), а также закрепление и проявление определенного вида деятельности уполномоченных государством субъектов по обеспечению (разграничению, защите, стимулированию) общественно значимых интересов участников наемного, договорного, подчиненного работодателю труда в пределах и формах, установленных нормами трудового права (динамическая составляющая функции).

Такая объективация трудовой деятельности, ее содержание, форма действительно определяются в конечном счете трудовыми интересами работодателя, наемного работника (их представителей). Установив круг их интересов, опосредованных правом, можно вполне определенно сформулировать и функции трудового права как качественные характеристики правового регулирования отношений участников совместного, наемного, договорного труда, соблюдающих, использующих или исполняющих трудовые права и обязанности.

В связи с множественностью интересов участников совместного труда их можно классифицировать, используя различные критерии, например субъектный состав, пели, задачи правового регулирования.

По субъектам в сфере наемного, подчиненного работодателю труда целесообразно различать интересы:

  • наемного работника, трудового коллектива;
  • собственника средств производства, работодателя;
  • представителей работодателя (его команды).

Реализация, применение определенных норм трудового права направлены на обеспечение (разграничение, защиту, стимулирование) интересов каждого из указанных видов субъектов в форме обеспечения и создания необходимых условий для их достижения. Таким образом, каждому виду интересов соответствует своя функция трудового права:

  • обеспечение интересов собственника средств производства, работодателя в процессе труда и создание необходимых условий реализации (достижения) ими своих интересов;
  • обеспечение интересов наемного работника, трудового коллектива;
  • обеспечение интересов представителей работодателя. Данная функция может быть признана самостоятельной в силу ряда правовых особенностей этой категории работников.

Функция правового обеспечения интересов работодателя

Функция обеспечения интересов собственника средств производства — работодателя в процессе труда и создания необходимых условий реализации (достижения) им своих интересов проявляется, во-первых, в правовом закреплении статуса работодателя, форм и средств его обеспечения (статическая составляющая); во-вторых, в реализации работодателем предоставленных ему полномочий хозяйской властью или государством (обращения в судебные, правоохранительные органы за защитой своих интересов) — это динамическая составляющая данной функции трудового права.

С этих позиций вполне оправданно закрепление в ТК РФ, законодательстве о труде прав и обязанностей (компетенции) работодателя, которые реатизуются в найме и использовании рабочей силы, установлении правил внутреннего трудового распорядка, применении к работникам мер стимулирования, материальной и дисциплинарной ответственности, в обеспечении условий труда, безопасных для здоровья работающих и благоприятных для повышения производительности труда, других формах производственной деятельности работодателя.

Функция обеспечения интересов наемных работников и их представителей

Функция обеспечения интересов наемных работников, трудового коллектива выражается в закреплении в законодательстве о труде прав и обязанностей работников, трудового коллектива (статическая составляющая этой функции трудового права), использовании работниками, их объединением (трудовым коллективом) правовых средств защиты своих интересов (динамическая составляющая).

Основные права и обязанности работника закреплены в Конституции РФ (ст. 17, 19, 30, 37), ТК РФ (ст. 1, 2, 20, 21) на уровне статуса работника, трудового коллектива (ст. 29-31, 52, 53 ТК РФ).

В действующем законодательстве о труде определены органы, осуществляющие защиту трудовых прав и законных интересов работников, их компетенция, порядок деятельности.

В ст. 352 ТК РФ закреплены следующие основные способы (формы) защиты трудовых прав и свобод работников: 1) самозащита работниками своих трудовых прав; 2) защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; 3) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4) судебная защита.

В ТК РФ определен круг органов, в которые работник может обратиться за защитой своих прав (Федеральная инспекция труда — ст. 354; профессиональный союз — ст. 370; комиссия по рассмотрению трудовых споров, суд — ст. 382). Интересы трудового коллектива согласно ТК РФ защищаются примирительными комиссиями (ст. 402), посредником (ст. 403), трудовым арбитражем (ст. 404). В законодательстве о труде закрепляется компетенция этих органов, порядок се реализации.

В ТК РФ определены и формы самозащиты работниками своих трудовых прав, порядок их использования. В соответствии со ст. 379 этого Кодекса работник в целях самозащиты трудовых прав, известив своего работодателя либо иного его представителя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также угрожающей его жизни и здоровью.

Трудовой коллектив, защищая свои права, использует такие формы, как примирительные процедуры (ст. 416 ТК РФ), забастовка. Право на забастовку работников, защищающих свои интересы, закреплено в ст. 409 ТК РФ.

Функция правового обеспечения интересов представителей работодателя

Представители работодателя, менеджеры не включаются в состав трудового коллектива. В законодательстве речь идет о руководителе организации, других уполномоченных уставом и локальными нормативными актами лицах. Очевидно, это не только руководитель организации и его заместители, но и руководители структурных подразделений. В самом широком смысле к представителям работодателя может быть отнесена, как сейчас принято говорить, команда работодателя, обеспечивающая управление организацией. Тем более что коллективный трудовой спор, как правило, зарождается в том или ином подразделении в форме разногласия между его руководителем и трудовым коллективом конкретного подразделения. Следовательно, на стороне работников, представляя их интересы, не могут выступать мастер, начальник смены, цеха.

Между представителями работодателя и организацией нередко возникают индивидуальные и коллективные трудовые конфликты, которые не интересуют других работников, а в силу этого могут быть не поддержаны трудовым коллективом. Обычно речь идет о систематических «переработках» по указанию работодателя, о сокращении штата управленцев, о задержках выплаты заработной платы или необоснованном ее снижении. Представители работодателя в этих случаях оказываются самым незащищенным слоем работников организации. Все их доводы в защиту своих интересов «разбиваются» стандартным ответом работодателя, смысл которого сводится к предложению уволиться каждому, кого не устраивают условия труда и его оплаты.

В то же время команда работодателя объективно работает на обеспечение его интересов и в этом смысле нередко выступает против требований трудового коллектива. С такой точки зрения любой представитель работодателя, являющийся руководителем определенного производственного коллектива, не может в должной мере осуществлять защиту интересов подчиненных ему работников, постоянно находясь под прессом (влиянием, давлением) вышестоящего руководителя. Видимо, поэтому в ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» был установлен запрет на ведение переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

Трудовое право -- самостоятельная отрасль российского права, характеризующаяся наличием особого предмета, метода и принципов правового регулирования.

Трудовое право имеет два основных аспекта, которые отражают его сущность и социальное назначение: позитивный (трудовое право можно рассматривать как отрасль позитивного права) и нравственный.

Выделяют еще и субъективное трудовое право -- субъективные права и обязанности сторон трудового договора, формализованные в порядке индивидуально-договорного регулирования.

В качестве позитивного права оно представляет собой систему правовых норм, устанавливающих трудовые права и гарантии их реализации. Особенностью данной отрасли права является наличие широкого круга разнообразных источников, которые включают, во-первых, нормативные правовые акты различной юридической силы и различного характера (принятые как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления или работодателем), во-вторых, нормативные договоры, заключаемые непосредственно сторонами трудовых отношений (коллективные договоры, соглашения).

Нравственный аспект трудового права проявляется в том, что нормы указанной отрасли обеспечивают меру социальной справедливости и свободы в сфере труда, реализацию и защиту признанных мировым сообществом экономических и социальных прав человека.

Гуманитарная направленность отрасли базируется на представлении о безусловной ценности человека, его прав и свобод, отсюда основное назначение трудового права -- защита человека, работника.

Нравственный аспект обнажает социальное, общегуманитарное значение трудового права. Он характеризует самодостаточность и относительную независимость отрасли от других общественных институтов и феноменов. Иначе говоря, нельзя рассматривать трудовое право в качестве некоего вспомогательного инструментария, обслуживающего экономические потребности общества. Эти потребности учитываются при формировании массива правовых норм, но наряду с другими факторами общественной жизни.

Наличие нравственной составляющей трудового права обусловливает выполнение им двух специфических социальных функций, не свойственных другим отраслям права: обеспечения социальной защиты и социальной стабильности.

Традиционно выделяется и производственная (экономическая) функция трудового права, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования рынка труда и организации производства.

Функция социальной защиты направлена на реализацию конституционного принципа социального государства. Она проявляется в создании правовых механизмов, способствующих осуществлению основных прав человека в сфере труда, разработке системы трудовых прав и гарантий для работника, достаточных для обеспечения достойной жизни и социальной защищенности. Нормы трудового права обеспечивают охрану труда в широком смысле слова, т.е. охрану жизни, здоровья, материального благополучия и достоинства работника в процессе трудовой деятельности. Они гарантируют создание системы производственной демократии и защиты не только трудовых прав, но и интересов работников путем их объединения в профессиональные союзы, участия в системе социального партнерства, разрешения коллективных трудовых споров.

Осуществление указанной функции определяло и продолжает определять не только особенности правового воздействия на соответствующие общественные отношения, но и саму сущность трудового права. По большому счету, именно наличие определенной общественной задачи, которая решается в процессе создания конкретных правовых норм, выделяет трудовое право среди других отраслей права. Трудовое законодательство -- элемент механизма реализации социальной политики государства.

Функция обеспечения социальной стабильности направлена на сохранение социального мира, поддержание стабильности общества в целом.

Рабочая сила -- это не только фактор производства, но и население страны, индивидуумы, обладающие правами человека. Именно это и обусловило в свое время вмешательство государства в управление экономикой, чтобы, с одной стороны, защитить человека от суровых законов рынка, смягчить их действие, с другой стороны, обеспечить относительное спокойствие в обществе. Будучи уверены в существовании государственной системы защиты своих трудовых прав и интересов, в справедливом (или хотя бы относительно справедливом) распределении общественного богатства, работники в меньшей степени склонны к отстаиванию своих интересов экстремальными средствами в форме пикетирования, демонстраций, забастовок и т.п.

Смягчение противостояния между трудом и капиталом, стабильная система производственных отношений способствуют и уменьшению политического экстремизма, что немаловажно в современных условиях. Британские исследователи, в частности, отмечают значительную роль трудового законодательства в предотвращении социальных потрясений.

Своеобразие трудового права проявляется и в том, что оно не может быть в полной мере отнесено к частному праву, равно как оно не является и отраслью публичного права. Оно сочетает в себе публично-правовые и частноправовые элементы. Причем эта двойственность свойственна трудовому праву практически с момента его возникновения. Еще в первом десятилетии XX столетия Г.Ф. Шершеневич указывал, что государство склонно рассматривать фабрику или завод как сферу общественных интересов, вводить внутрь хозяйства своих агентов, принудительно определять отношения по договору личного найма. Он предсказывал, что "дальнейшее развитие права будет все более стирать резкие границы между публичным и частным правом и укреплять нормы публичного права в области, где до сих пор господствовал частный интерес". Это предсказание полностью сбылось в середине XX в., когда появился комплекс отраслей, именуемых социальным правом. Социальное право в широкой трактовке включает такие отрасли, как право социального страхования, трудовое право, медицинское право и т.п. Оно характеризуется своим промежуточным (между частным и публичным правом) положением и социальной направленностью -- выполнением задачи создания системы социальной защиты.

Трудовое право как составная часть социального тяготеет к публичному праву. Это проявляется главным образом в установлении базового уровня трудовых прав и гарантий на государственном уровне. Стороны трудового договора связаны определенными условиями, которые установлены не в результате их соглашения, а на основе требований законодательства. Иными словами, договорная свобода сторон ограничена в интересах работника: ему не могут быть установлены условия труда, снижающие уровень его трудовых прав по сравнению с законодательством.

Одновременно государство принимает на себя заботу о соблюдении работодателями трудового законодательства, устанавливая государственный надзор и контроль за его выполнением и административную ответственность за нарушение правовых норм о труде.

К публично-правовым элементам трудового права можно отнести и организационный аспект трудового правоотношения, основанный на власти-подчинении. Работодателю предоставлено право организовать трудовую деятельность (в том числе принять необходимые локальные нормативные акты) и осуществлять дисциплинарные полномочия (требовать соблюдения внутреннего трудового распорядка в организации, поощрять работников, применять санкции за нарушение трудовой дисциплины), т.е. он обладает полномочиями устанавливать и применять правила поведения -- властными полномочиями. Работник же несет обязанность подчиняться требованиям работодателя в процессе трудовой деятельности, соблюдать внутренний трудовой распорядок и правила производства работ.

Частноправовые элементы характеризуют, прежде всего, договорные начала трудового права: возникновение трудового отношения между юридически равными субъектами на основании трудового договора, возможность установления условий труда по соглашению сторон, изменение и прекращение трудового правоотношения на основании соглашения между работником и работодателем. Кроме того, трудовое право использует многие частноправовые понятия и модели, такие как самозащита, моральный вред, возмещение ущерба.

Наряду с публично-правовыми и частноправовыми элементами трудовое право включает положения, происхождение которых связано исключительно со спецификой общественных отношений, составляющих предмет отрасли. Это комплекс норм, регулирующих коллективные трудовые отношения и непосредственно связанных с функционированием механизма социального партнерства.

В отличие от других отраслей права в трудовом праве отношения между сторонами строятся на двух уровнях -- индивидуальном и коллективном. Работник, вступая в трудовое отношение с работодателем, не только реализует права, предоставленные ему законом и трудовым договором, и выполняет установленные обязанности. Он получает дополнительное право на представительство и защиту своих интересов через законно избранных (сформированных) представителей. Эти представители (профессиональные союзы и иные представительные органы) принимают участие в установлении условий труда (как в коллективном договоре, соглашении, так и в локальном нормативном акте), в принятии управленческих решений работодателем, в разрешении коллективных трудовых споров. Таким образом, работник является стороной трудового отношения и участвует как член трудового коллектива (через своих представителей) в коллективных трудовых отношениях. Защита его трудовых прав и законных интересов осуществляется также на двух уровнях -- индивидуальном и коллективном.

Еще одной особенностью трудового права как самостоятельной отрасли является сочетание норм материального и процессуального права. На протяжении всей истории своего существования в качестве самостоятельной отрасли трудовое право развивалось как единая система, охватывающая материальные, процедурные и процессуальные нормы. И хотя в последнее время выдвигаются предложения о выделении самостоятельного трудового процедурно-процессуального права, практическая реализация выдвинутой идеи вызывает серьезные сомнения, поскольку материальные и процедурные нормы, регулирующие трудовые и другие входящие в состав предмета отрасли отношения, неразрывно связаны. Невозможно разделить основание увольнения работника и порядок (процедуру) увольнения, дисциплинарную ответственность и порядок ее применения и т.д.

Что касается процессуальных норм, то они весьма фрагментарны и не заменяют, а дополняют положения гражданского процессуального права применительно к рассмотрению индивидуальных трудовых споров в судебных органах. Их выделение в самостоятельную отрасль не имеет практического смысла, а для отказа от гражданского процессуального права при рассмотрении трудовых дел в судах (мировым судьей) пока нет реальных предпосылок (в России не существует специализированной трудовой юстиции).

В ближайшей перспективе развитие трудового права совершенно очевидно будет происходить традиционным путем -- посредством объединения в рамках одной правовой отрасли различных по своему характеру и назначению норм.



 

Возможно, будет полезно почитать: