Понятие основные источники гражданского права. Предмет гражданской отрасли

Право представляет собой совокупностьнорм, а законодательство составляют акты, содержащие эти нормы. Нормы находят в актах свое документальное выражение. Поскольку из актов мы узнаем о содержании норм, их называют источниками права . Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы .

Основными источниками гражданского права являются:

1) нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК);

3) Федеральные законы, в том числе кодифицированные (ГК РФ; ЖК РФ; КТМ; КВВТ и др.: СК РФ); (п. 2 ст. 3 ГК);

4) подзаконные акты (не создают норм гражд. зак/ства) или как указанно в ГК иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, - Указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК); постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК); нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. ЗГК);

5) обычаи делового оборота (ст. 5 ГК).

В гражданском праве применяют также аналогию , которая может быть в виде: а) аналогии закона и б) аналогии права (см. ст. 6 ГК).

Сущность аналогии закона состоит в поиске нормы гражданского законодательства, регулирующей сходные отношения, и в ее применении к отношениям, требующим правового регулирования. При невозможности использования аналогии закона возможно обращение к аналогии права , сущность которой состоит в определении прав и обязанностей сторон, исходя из двух совокупных критериев: а) общих начал и смысла гражданского законодательства и б) требований добросовестности, разумности, справедливости.

Акты высших судебных органов (Пост. Пленумов ВС) ряд ученых рассматривает в качестве источника (проф. Ю.Х. Калмыков), другие к источникам не относят (проф. Н.Д. Егоров)

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе

Датой принятия закона считается день принятия его Гос. Думой в окончательной редакции. Законы подлежат официальному опубликованию Российская газета» или «Собрание законодательства Рос. Фед.») в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после офиц/го опубликования, если самим законом не предусмотрено иное время введения его в действие С 10 ноября 2011 года официальным опубликованием будет считаться также первое размещение их текста на "Официальном интернет-портале правовой информации"

Судебная практика - это многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел. Судебная практика также не является источником гр. права. Вместе с тем судебная практика обеспечивает единообразное понимание и применение гр. зак/тва судебными органами, законность и правопорядок в обществе.

Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле.

Источник права (из ТГП)

Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Включают:

  • правовой обычай;
  • нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
  • нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
  • правовой договор;
  • прецедент.

К числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  1. международные договоры, в которых участвует РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международ­ного права;
  2. законодательство (нормативные правовые акты);
  3. обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи;
  4. судебную практику (спорно, de facto)
  5. договоры (спорно) .

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и, следова­тельно, одним из источников ее права. Для их действия, согласно ст. 7 ГК РФ, характерно то, что они:

  • обладают непосредственным действием (т.е. не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);
  • имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ ("если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора").

Замечание

ВАЖНО! Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" внесена ч. 3.2 , дающая Конституционному суду РФ право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции.

Господствующей фор­мой (источником) права являются нормативные акты , среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются по­нятием гражданского законодательства.

Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву:

1) законы;

Законы - федеральные (в т.ч. кодифицированные) и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) подзаконные акты.

2) Подзаконные акты:

  • указы Президента РФ , которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);
  • постановления Правительства РФ , которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
  • ведомственные акты , которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и "иными правовыми актами" (то есть указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи , которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ).

В российской правовой системе весьма велико значение судеб­ной практики . Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источ­ником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действую­щего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modolegislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по при­менению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательны­ми, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм.

Альтернативная точка зрения

Ряд ученых не относит судебную практику (например, акты высших судебных инстанций - Верховного и Конституционного судов) к источникам гражданского права. Например, П.В. Крашенинников пишет: "Сами по себе такие акты акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права, однако недооценивать их роль нельзя. В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. Нередко акты Конституционного Суда содержат положения, толкующие гражданский закон... разъяснения (Верховного Суда РФ - прим. моё) способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства" (см. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.74.)

Однако несложно заметить, что судебная практика высших судов содержит основные (существенные) черты источника права:

Не являются источниками права

Не является источником права цивилистическая доктрина . Обосно­ванные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научно­го) толкования закона и других источников права, но не имеют обяза­тельного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовер­шенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера , не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто ис­пользуются конкретные уставы различных юридических лиц, их внут­ренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не слу­чайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состо­ит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, наде­ленными компетенцией по изданию нормативных актов, а приня­ты самими участниками гражданских правоотношений. Такие ак­ты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм: не будучи общеобязатель­ными правилами поведения, они имеют значение для возникнове­ния, изменения или прекращения конкретных правоотношений, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии пол­ного соответствия их содержания действующему законодательст­ву). С их помощью участники гражданских правоотношений мо­гут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкрет­ные взаимосвязи.

Источники гражданского законодательства

Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации.

2. Понятие и виды источников гражданского права.

Гражданское законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции) – находится в ведении РФ, оно включает нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы), и поэтому органы власти и управления субъектов РФ, а также муниципальные образования не вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права.

К источникам гражданского права относятся:

1) конституция РФ 1993 г. Она закрепляет основные положения, в том числе и по гражданскому праву (ст. 8, 35,36 закрепляют гражданско-правовое регулирование собственности, ст. 20–25 посвящены личным неимущественным отношениям);

2) федеральные конституционные законы;

3) гражданский кодекс РФ. Он регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и является основой для будущего законотворчества в этой области;

4) федеральные законы (ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

5) указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить ГК и законам;

6) постановления и распоряжения Правительства РФ. Не должны противоречить ГК, законам и указам Президента. Противоречащие акты не применяются (п. 5 ст. 3 ГК РФ);

7) акты министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти органы могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, сфера их нормотворческой деятельности ограничена; 8) акты бывшего СССР (если они не отменены и не противоречат законодательству РФ).

Вспомогательными источниками гражданского права являются обычаи делового оборота и постановления пленума Верховного Суда РФ по различным делам, хотя в отношении последних в науке идут споры. Обычаи делового оборота – правила поведения, которые сложились и широко применяются в определенной области предпринимательской деятельности, а также не противоречат общим принципам гражданского законодательства. Они могут быть не закреплены в законе. Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который является целесообразным, но общим правилам обычая не отвечает.

Не применяются такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.

Для устранения пробелов в гражданском законодательстве могут применяться аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона – применение к неурегулированному отношению нормы, регулирующей сходное отношение (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия права – восполнение пробелов в законодательстве на основании общих начал и смысла гражданского законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК).

Эти институты применяются при наличии условий, установленных ГК: неурегулированность соответствующих отношений законодательством или соглашением сторон, отсутствие обычая делового оборота, наличие схожего законодательства, а также его непротиворечие сущности соответствующих отношений.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Под источниками гражданского права понимаются нормативные правовые акты и иные носители гражданско-правовых норм. Виды нормативных правовых актов названы в ст. 3 Закона «О нормативных правовых актах».

Однако не все из названных этой статьей актов могут содержать нормы гражданского права. Так, не все нормативные правовые постановления центральных государственных органов могут включать в себя нормы гражданского права, а лишь такие, в отношении которых подобная возможность предусмотрена законодательством - это прямо закреплено ст.3 ГК. Кроме того, нормы гражданского права содержатся в таких источниках, которые находятся вне сферы действия Закона «О нормативных правовых актах». Так, к источникам гражданского права относятся обычаи и ратифицированные Республикой Казахстан международные договоры, упоминания о которых в Законе «О нормативных правовых актах» не содержится.

Равнозначным понятию источников гражданского права является гражданское законодательство. Нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других (обычно - комплексных) отраслей законодательства. Примерами могут служить Законы « О жилищных отношениях», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». В первом из них содержатся нормы об основаниях возникновения и прекращения права собственности на жилище, договоре найма жилья и др., во втором - о недействительности соглашений, ограничивающих конкуренцию, о последствиях отказа от заключения договоров с определенны- ми продавцами и покупателями, о расторжении или изменении договора в случае нарушения антимонопольного законодательства и др., т.е. нормы, которые регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права.

О составе гражданского законодательства подробно говорит ГК (ст. 3 ГК), используя при этом термины «законодательство» и «законодательные акты».

Сравним две группы статей: 1)

ст.ст. 38, 45, 92, 108, 120, 124, 151, 270, 273, 423, 427, 433, 454, 488, 492, 553, 603, 697, 749 ГК и ряд др. В них содержатся определенные правила, но указывается, что иное правило может быть предусмотрено законодательством; 2)

ст.ст. 8, 10, 14, 20, 34, 44, 87, 128, 149, 154, 176, 190, 209, 236,282, 318, 406, 411, 422, 428, 430, 438, 450 ГК и ряд др. В этих статьях также определяются те или иные правила поведения и также предусматривается возможность существования других правил, но в случаях, предусмотренных законодательными актами.

В эти термины законодатель вкладывает различное содержание. Гражданское законодательство - понятие более широкое, включающее в себя все источники гражданского права. Законодательные акты являются частью гражданского законодательства и включают в себя только: а) ГК; б) законы; в) Указы Президента, имеющие силу закона; г) постановления Парламента, Сената и Мажилиса Парламента, содержащие в себе гражданско-правовые нормы.

Поскольку при уяснении смысла правовых норм, а также проведении исследований в области гражданского права нередко необходимо использовать приемы сравнительного правоведения (например, при сопоставлении гражданского законодательства постсоветских государств), то следует обратить внимание на важное различие в содержании понятия «гражданское законодательство» по ГК РК и ГК РФ. В ГК РФ это понятие имеет более узкое значение, чем в ГК РК, ибо оно включает только Гражданский кодекс и другие федеральные законы, оставляя за своими границами акты исполнительной власти и, следовательно, отсылки в ГК РФ к «законодательству» означают решение соответствующего вопроса только в федеральном законе.

По своей юридической силе источники гражданского права распределяются в соответствии с общей иерархией нормативных правовых актов, предусмотренной ст. 4 Закона «О нормативных правовых актах».

Высшую ступень в этой иерархии занимает Конституция РК, за ней следуют законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона, кодексы, законы и указы Президента, имеющие силу закона, нормативные постановления Парламента и его палат, нормативные указы Президента, нормативные постановления Правительства и т.д.

Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Рассмотрим основные виды источников гражданского права.

Гражданский кодекс. Гражданский кодекс представляет собой кодифицированный акт гражданского законодательства. Историческое значение кодификаций гражданского законодательства обстоятельно изучено правовой наукой. Хорошо известна роль кодификации Юстиниана (Corpus juris civilis, VI век), ГК Наполеона (1804 г.), Германского Гражданского Уложения (1896 г.) в ускорении экономического развития европейских стран, утверждении единых частно-правовых начал в экономических отношениях, объединении экономически и политически раздробленных государств и др. Кодификация гражданского законодательства проводилась также в советский период развития нашей страны (ГК РСФСР 1922 г., Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., ГК союзных республик 1964-1964 гг.) и в постсоветский период (Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., ГК постсоветских государств).

Особенностью кодификаций советского времени являлось то, что они представляли собой частно-правовые акты в условиях, когда действовал основной принцип хозяйствования «ничего частного в области хозяйства мы не признаем» (В.И.Ленин), и полностью доминировало публично- правовое начало централизованного, административного руководства экономической жизнью. В силу этого обстоятельства Гражданские ко - дексы республик 60-х годов ХХ века реально регулировали узкие островки имущественных отношений (розничная купля-продажа, бытовой подряд, наследование и некоторые др.), а в основном своем объеме были придатком административных норм (поставка, подряд на капитальное строительство, перевозка грузов и т.п.). Теперь стало ясно, что это был исторический нонсенс.

Что же касается роли кодификаций гражданского законодательства в постсоветский период в форме ГК (некоторое время после провозглаше- ния независимости Казахстана на территории республики действовали ГК КазССР 1964 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.), то следует подчеркнуть, что за ГК прочно утвердилось наименование «экономической конституции», что делает его в общественном сознании актом наивысшей значимости. В юридическом же смысле ГК выполняет функцию своеобразного шанырака, к которому крепится и на котором держится вся конструкция законодательства, регулирующего имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Эта функция ГК является главной, называется систематизирующей и означает, что основные принципы гражданского законодательства, его границы, наиболее важные специальные нормативные правовые акты, которые нужно принимать в развитие норм кодекса, содержатся в ГК. Кроме того, ГК вместе с Конституцией выполнил неизвестную истории миссию: обрушил прежний социальный строй и открыл путь обществу, основанному на частной собственности. Марксизм исходил из того, что переход от капитализма к социализму невозможен путем законодательных реформ, для этого необходима революция; вопрос о возможности возврата к капиталистическому обществу теорией социализма даже не ставился. Конституция и ГК одним только закреплением принципов равенства частной и государственной собственности и свободы договора утвердили замену одного общественного строя антагонистически ему противоположным путем законодательной реформы, а не революционными методами.

При всей важности Гражданского кодекса не следует абсолютизировать его значение. ГК - необходимое, но не достаточное условие эффективности экономических преобразований. Гражданские кодексы постсоветских государств в принципиальных положениях близки между собой, однако правовая и экономическая действительность во многих из них существенно отличается. И это наглядно показывает, что для полной перестройки экономико-правового организма общества дополнительно требуются иные факторы: адекватная политическая система, наличие специальных законов, независимый суд и т.п.

ГК, как и иные кодексы, в иерархии нормативных актов стоят ниже Конституции РК, конституционных законов, но выше других законов (п. 2 ст. 4 Закона «О нормативных правовых актах»). Это означает, что в случае противоречия между ГК и любым законом (кроме конституционных), действует ГК.

ГК построен по пандектной системе, то есть с выделением в нем Общей и Особенной частей.

Общая часть была принята Верховным Советом 27 декабря 1994 г. и вступила в действие с 1 марта 1995 г., Особенная часть принята 1 июля 1999 г.

Общая часть ГК включает в себя статьи с 1 по 405 и делится на три раздела: общие положения; право собственности и иные вещные права; обязательственное право. Раздел «обязательственное право» распадается на подразделы: общие положения об обязательстве; общие положения о договоре. Разделы и подразделы делятся на главы, которых в Общей части 24.

Особенная часть ГК включает в себя статьи с 406 по 1124, которые сгруппированы в четыре раздела: отдельные виды обязательств; право интеллектуальной собственности; наследственное право; международное частное право. Разделы, в свою очередь, подразделяются на главы и параграфы.

Законы. Они представляют наиболее объемную часть гражданского законодательства, принимаемую в развитие принципов и норм ГК. Основной массив законов регулирует сферу предпринимательства с участием юридических лиц. Наряду с ГК, законы будут предметом освещения практически во всех лекциях курса гражданского права.

Указы Президента, имеющие силу закона. Эта разновидность нормативных правовых актов сыграла особую роль в правовом развитии Казахстана в 1995-1996 гг. в период между роспуском прежнего состава Парламента и избранием нового, когда Президент принял десятки Указов, имеющих силу закона, которыми были урегулированы важнейшие области имущественных отношений, относящихся к предмету гражданского права: «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г., «О государственном предприятии» от 19 июня 1995 г., «Об ипотеке недвижимого имущества» от 23 декабря 1995 г., «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. и др. (некоторым из данных указов впоследствии был придан статус закона).

Постановления Правительства. Содержащие гражданско-правовые нормы постановления Правительства входят в состав гражданского законодательства, но не являются, как уже было сказано, законодательными актами. Примерами могут служить: Правила проведения тендеров по предоставлению лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда в долгосрочное землепользование, утв. постановлением Правительства от 13 января 2004 г., Положение о национальной лотерее в РК, утвержденным постановлением Правительства от 27 января 1997 г., постановление Правительства от 9 февраля 1995 г. «О ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства, за создание произведений декоративно-прикладного искусства и использование их в промышленности» и др.

Акты министерств, иных исполнительных и представительных органов. В силу п. 5 ст. 3 ГК министерства и иные центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы могут издавать акты, регулирующие гражданские отношения, в случаях и пределах, предусмотренных ГК и иными актами гражданского законодательства. Такими актами являются, к примеру, Инструкция о государственной регистрации прав на произведения, охраняемые авторским правом и смежными правами, утв. приказом Министра юстиции от 27 сентября 2002 г., Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства, утвержденным Минюстом РК 30 апреля 1997 г., приказ Председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности от 15 августа 2002 г. «Об утверждении Инструкции по признанию товарного знака (знака обслуживания) общеизвестным в Республике Казахстан» и др.

Нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда. Статья 4 Конституции РК относит названные акты к действующему праву Казахстана. Особенность этих актов состоит в том, что они не содержат в себе новых норм, а представляют собой общеобязательное толкование действующих норм. Однако основным признаком источника права является именно общеобязательность установленного правила, поддерживаемого властью государства, а не его новизна, поэтому нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда относятся к разряду источников права. Нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда находятся вне иерархической лестницы нормативных правовых актов. Такое их особое положение означает, что истолкование, в них содержащееся, привязывается к истолковываемому акту, а уже сам этот акт занимает определенную ступеньку в иерархической лестнице нормативных актов. Примерами названных постановлений, которые содержат обязательные гражданско-правовые правила, могут служить: нормативное постановление Верховного суда РК от 18 декабря 1992 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» (с изменениями, внесенными в 2004 г.); нормативное постановление Верховного Суда РК от 18 июня 2004 г. «О применении судами законодательства об изъятии дохода, полученного при осуществлении предпринимательской или иной деятельности без лицензии»; нормативное постановление Верховного Суда РК от 18 июня 2004 г. «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда РК от 9 июля 1999 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о праве собственности на жилище»»; постановление Конституционного Совета РК от 10 июня 2003 г. «О соответствии Конституции Республики Казахстан Земельного кодекса Республики Казахстан».

Международные договоры. Ратифицированные Республикой Казахстан международные договоры имеют верховенство над гражданским законодательством РК, поэтому в случае противоречия между казахстанским законодательством и международным договором действует последний. В соответствии со ст. 1 Закона «О международных договорах Республики Казахстан» ратификация означает акт, посредством которого Республика Казахстан выражает в международном плане свое согласие на обязательность для нее международного договора. Этим же Законом установлен перечень международных договоров, подлежащих ратификации. Ратификация производится Парламентом РК.

Нормы некоторых международных договоров, участником которых является Казахстан, отличаются от актов, принятых государственными органами РК. Например, ст. ст.12,13 ГК устанавливают равную правоспособность для граждан РК и иностранцев. Договор с США от 23 декабря 1992 г. «О ратификации Соглашения о торговых отношениях между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки» закрепляет, что Республика Казахстан может устанавливать ограничения для субъектов США в вопросах владения землей и недрами, растительным и животным миром, управления теле- и радиовещанием, воздушного транспорта и рядом др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и виды источников гражданского права, их основные черты. Нормативные акты как источники права. Место обычаев, законов, подзаконных актов, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе источников гражданского права.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2009

    Понятие источника гражданского права. Система гражданского законодательства. Законодательство о хозяйственной деятельности. Современная система нормативных актов гражданского права. Нормативные правовые акты федеральных органов.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2006

    Рассмотрение основных форм права: нормативных актов, правовых обычаев, юридических прецедентов и нормативных договоров. Понятие государственной службы как профессиональной служебной деятельности граждан. Понятие, система и источники гражданского права.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2011

    Изучение международное права как совокупности правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. Исследование совокупности норм внутригосударственного законодательства и международных договоров и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Издание нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    реферат , добавлен 30.10.2013

    Понятие, предмет и методы гражданского права. Изучение нормативных актов, судебных прецедентов, внутригосударственных договоров как основных типов источников права. Универсальный и сингулярный виды правопреемства. Субъективные права и обязанности лиц.

    реферат , добавлен 26.08.2015

    Общая характиристика гражданского права и его источников (нормативных актов, международных договоров). Имущественные признаки стоимостных отношений по объектам, cубъектам и содержанию. Два вида функций гражданского права - регулятивные и охранительные.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Исследование понятия, признаков, классификации, подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и особенностей их государственной регистрации. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011



 

Возможно, будет полезно почитать: