Лондон принимает "закон Магнитского": как он работает в других странах. Что такое список Магнитского

Закон Магнитского (также Акт Магнитского, англ. Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act) - принятый в декабре 2012 года в США закон, вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица.

С. Л. Магнитский был руководителем отдела налогов и аудита в фирме Firestone Duncan. Летом 2007 года российское отделение фонда Hermitage Capital заподозрили в уклонении от уплаты налогов и Магнитский был арестован. 16 ноября 2009 года после 11 месяцев предварительного заключения он скончался в больнице следственного изолятора. В акте о смерти, подписанном 16 ноября врачами больницы «Матросской Тишины», сказано, что Магнитский умер от токсического шока и острой сердечной недостаточности. В графе «диагноз» указан острый панкреатит и закрытая черепно-мозговая травма. Дальнейшее расследование показало, что смерти Магнитского предшествовало его конвоирование в отдельную камеру 8-ю конвоирами для диагностики «психологической неадекватности» вследствие его периодических жалоб на плохие условия содержания, неоказание медпомощи и угрозу жизни (всего около 100 жалоб). Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть не сразу.

7 июня 2012 международная организация «Врачи за права человека» заявила, что следствие уничтожает образцы органов Магнитского с целью сокрытия следов преступления и намеренно выгораживает людей, причастных к его гибели.

В 2011 году Государственный департамент США заявил, что в страну уже запрещён въезд 60 российским чиновникам, по его мнению, причастным или подозреваемых в причастности к смерти Магнитского. В сентябре 2012 стало известно, что Великобритания уже ввела в действие «список Магнитского». Введение в пределах стран санкций, предусмотренных законом Магнитского, предложили депутаты двух стран Евросоюза.

Список содержит 60 фамилий чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ФСИН вместе с кратким описанием роли каждого из указанных лиц в деле Hermitage Capital. Часть «списка…» может остаться неопубликованной: фамилии должны быть обнародованы в течение 120 дней, но согласно принятой Конгрессом поправке к закону госсекретарь США имеет право не раскрывать отдельных фигурантов списка «в интересах национальной безопасности США».

14 декабря 2012 «закон Магнитского» подписан Президентом США Бараком Обамой. Закон вводит санкции в отношении любых российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках США.

12 апреля 2013 года министерство финансов США официально опубликовало персональный состав списка, в который вошли 18 человек.

Наше доблестное Федеральное собрание . Теперь вы - о ужас! - не сможете приезжать в нашу великую страну! И не простите пощады - открывать у нас банковские счета мы тоже не дадим! Мы вас научим, американские политики, уважать права человека и международные нормы!

Сильно сомневаюсь, что хоть один слуга народа из США испугается страшных угроз, прописанных в российском ответе на "закон Магнитского". Пусть на меня обидится все мои знакомые из московских коридоров власти. Но пролетающий сейчас со скоростью метеора через наш парламент современный эквивалент нашего ответа Чемберлену способен вызвать лишь иронические ухмылки.

Однако - пусть на этот раз меня простят все мои друзья-либералы - российский "антизакон Магнитского" ничуть не хуже того американского законодательного акта, на который он призван дать ответ. Как мне кажется, речь идет не о столкновении двух правд. Речь идет о столкновении двух лицемерий.

В есть безусловный трагический герой. Это, естественно, сам Магнитский. Есть в ней и человек, чьими пиаровскими и лоббистскими талантами невозможно не восхищаться - даже если ты находишься на другой стороне баррикад. Это бывший начальник Магнитского Уильям Браудер.

Посмотрите старый советский анекдот про Ленина? Тот, где некий экспансивный персонаж искренне восхищается: "Какой же наш Ильич молодец! Как он красиво за брата отомстил!"

Не знаю, как с Владимиром Ульяновым, но вот Браудер по полной программе отомстил российскому государству за смерть в тюрьме своего подчиненного.

Трагический эпизод, который не является для нашей - и не только нашей - страны чем-то уникальным или нетипичным, благодаря усилиям Браудера превратился в одну из основных проблем российской внешней политики. Людям, лишенным талантов, такое не под силу.

Больше героев, которыми можно было бы восхищаться, в этой истории нет. Простите меня за цинизм. Но я уверен: если бы не было смерти Магнитского, то американский Конгресс уцепился за что-нибудь еще.

Поправка Джексона-Вэника потеряла всякий смысл еще два десятилетия назад. Ну перестала официальная Москва чинить препятствия для эмиграции из страны кого бы то ни было. Однако в Конгрессе и слышать не хотели об отмене этой дискриминационной в отношении России меры.

Почему? Американские дипломаты в конце концов перестали выдавать хоть что-то похожее на логические аргументы, а просто разводили руками. Все понимали: скорее всего, проблема в том, что представители человеческого рода склонны привязываться к своим предрассудкам и расстаются с ними очень неохотно.

Русофобия в силу разных причин стала в США одним из признаков политического хорошего тона еще в конце ХIX века. Советский период превратил эту фобию в самую настоящую манию. И политики, чье детство прошло по знаком экзистенциального соперничества с "империей зла", просто не могли взять и от этой мании избавиться.

Но это пример удачного коллективного самовнушения, и не более того. После вступления России в ВТО американский Конгресс не мог не отменить поправку Джексона - Вэника. В противном случае она начала бы бить прямой наводкой по американскому же бизнесу.

Но вашингтонским законодателям сочень хотелось способ " убить " поправку Джексона - Вэника и в тоже самое время оставить ее в живых - найти новый способ выразить России свое недружелюбие.

Дело Магнитского дало им такую возможность. Предлог получился просто идеальным. Но при этом он остается именно предлогом, а не поводом. Если бы дело обстояло по-другому, то санкции, подобные закону Магнитского, были бы введены Америкой против многих десятков других стран мира.

Однако и у российской политической элиты тоже нет особых поводов чувствовать свое моральное превосходство. Закон Магнитского появился на божий свет благодаря неверию американских законодателей в независимость и справедливость российской судебной системы. Но вот ограничивается ли это неверие пределами американского федерального округа Колумбия? Сами-то мы верим в нашу судебную систему? Нет? А если так, то почему мы упрекаем иностранцев в том, что они тоже не верят?

Я понимаю, что российское государство не могло не ввести против Америки ответных санкций. Пощечина требует ответа.

Но главное в деле Магнитского - это вовсе не необходимость ответить Америке аналогичным образом. Создание такой судебной системы, в справедливость которой верило бы подавляющее большинство населения - вот более достойная цель. Цель. которая нужна в первую очередь не каким-то там американским сенаторам, а нам самим.

А эфемерность санкций, которые предусматривает российский "антизакон Магнитского" - это очень даже хорошо. Если вдумываться, американский закон Магнитского - это тоже достаточно эфемерное создание. Что собственно он изменил - не в пропагандистском плане, а в реальном раскладе вещей? Разве до принятия акта Магнитского у правительства США не было возможности не дать американской визы любому российскому гражданину?

Поправка Джексона-Вэника " прожила" 38 лет. Надеюсь, что срок жизни ее " сменщицы" - и порожденного ей российского закона - будет более коротким.

Москва. 6 декабря. сайт – Верхняя палата Конгресса США в четверг приняла "закон Магнитского" в увязке с отменой поправки Джексона-Вэника. Принята версия законопроекта, принятая ранее в Палате представителей и предусматривающая визовые и финансовые санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению Вашингтона, к смерти юриста Сергея Магнитского и к другим нарушениям прав человека.

Законопроект поддержали более 90 сенаторов, а только четверо проголосовали "против". Незадолго до голосования сенаторы как от республиканской, так и от демократической партии выразили уверенность в том, что законопроект пойдет на пользу США. В частности, сенатор-республиканец от штата Юта Ормин Хэтч заявил, что это - "хороший законопроект как для нашей страны, так и для России". Со своей стороны, сенатор-демократ Макс Бокус отметил, что отмена поправки Джексона-Вэника и нормализация торговых отношений с Россией "позволит выйти на новый уровень".

Ранее в Сенате выступали за то, чтобы распространить действие законопроекта и на другие страны, однако затем согласились с версией нижней платы. Таким образом, текст законопроекта не будет нуждаться в доработке со стороны согласительной комиссии, и его можно сразу отправить на подпись президенту США.

Между тем, как стало известно The Foreign Policy, администрация Барака Обамы в комментарии, направленном в конгресс, ясно заявила, что не хотела бы, чтобы "законопроекту Магнитского" был придан глобальный характер, равно как она не хотела бы, чтобы акт распространялся на всех российских нарушителей прав человека.

"США стремятся к взаимовыгодным отношениям"

В законопроекте говорится, что не позднее чем через 120 дней после принятия законопроекта, президент США должен в незасекреченной форме предоставить в соответствующие комитеты Конгресса список людей, которые, по его мнению, причастны к задержанию, пыткам и смерти Сергея Магнитского, пытались скрыть факт произошедшего, извлекли из этого финансовую выгоду, или же участвовали в преступном заговоре, который Магнитский раскрыл. Согласно законопроекту, в "черный список" также войдут лица, которые несут ответственность за внесудебные убийства, пытки и другие грубые нарушения международно признанных прав человека, совершенных против лиц, стремящих раскрыть нелегальную деятельность со стороны российских чиновников, получить, осуществить, защитить или продвигать такие права и свободы, как свобода вероисповедания, свобода слова, свобода ассоциаций, свобода собраний и право на справедливый суд и демократические выборы.

В тексте законопроекта также отмечается, что, по мере поступления новой информации, президент может добавлять в список новые имена. Президент сможет направить в Конгресс имя для добавления в "черный список" в засекреченной форме, если сочтет это необходимым в интересах национальной безопасности США. При этом те имена, которые будут поданы в незасекреченной форме, должны быть опубликованы в Федеральном регистре США. В отношении лиц, которые войдут в "черный список" будут применены визовые санкции, а их счета и все операции по имуществу и правам в имуществе будут заморожены.

Документ предусматривает, что из списка впоследствии могут быть исключены имена лиц, если удастся доказать, что они не были вовлечены в деятельность, из-за которой их включили в этот список.

Госсекретарь США может отменить действие положений о запрете на выдачу виз и аннуляции действующих виз в отношении какого-либо включенного в список лица, говорится в тексте законопроекта. Глава госдепартамента может сделать это, если сочтет это "необходимым для того, чтобы США не противоречили соглашению с ООН касательно штаб-квартиры ООН", а также если сочтет это необходимым для интересов национальной безопасности США. Такое же право закреплено и за министром финансов США.

При этом в законопроекте подчеркивается, что США стремятся к "взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основанном на соблюдении прав человека и верховенства права, и стремятся поддерживать российский народ в его стремлении реализовать весь свой экономический потенциал". В тексте документа указывается также, что "подавление российскими властями политической оппозиции, ограничения деятельности гражданского общества и независимых СМИ, а также ухудшение ситуации с экономическими и политическими свободами в России вызывают глубокое беспокойство администрации США и американского народа".

Театр абсурда в Сенате

МИД РФ назвал "спектаклем в театре абсурда" решение американского Сената, вслед за нижней палатой Конгресса США одобрившего законодательство, "которое под надуманными предлогами вводит визовые и финансовые санкции против некоторых российских граждан". "То ли в Вашингтоне забыли, какой сейчас год, и думают, что "холодная война" не закончилась. То ли сенаторы настолько увлеклись самопиаром, что игнорируют очевидное: каждая страна и так может закрывать въезд на свою территорию, кому считает нужным, для чего не требуется никаких особых законодательных актов", - говорится в комментарии МИД РФ в связи с одобрением сенатом США "закона имени Сергея Магнитского".

В комментарии отмечается, что "странно и дико слышать обращенные к нам правозащитные претензии со стороны политиков именно того государства, где в 21 веке были официально легализованы пытки и похищения людей по всему миру". "Трагично, что жертвами подобных беззаконных актов стали и российские граждане", - сказано в комментарии.

В нем высказывается предположение, что "за предвзятым до нелепости подходом, практикуемым в Конгрессе США, просматривается лишь мстительное желание посчитаться за принципиальную, последовательную линию России в мировых делах в пользу неукоснительного следования международному праву". "Приходится вновь напомнить гиперактивным противникам нормального развития российско-американских отношений: их усилия выглядят жалко. Тем не менее, ответить российской стороне придется", - подчеркивается в комментарии. "Мы не хотим отказываться от позитива в наших двусторонних отношениях, который не без труда, но был наработан за последние годы. Но следует отдавать себе отчет, что одобренный сенатом закон весьма негативно скажется на перспективах двустороннего сотрудничества. Ответственность за это, разумеется, целиком и полностью ложится на США", - говорится в комментарии МИД РФ.

Совфед призывает к ответу

В Совете Федерации назвали принятие закона ожидаемым, однако также солидарны с дипведомством во мнении, что это недружественный шаг со стороны Вашингтона. "Принятие этого акта сенатом было ожидаемо; более того, можно не сомневаться, что этот закон будет подписан президентом Бараком Обамой. Тем не менее, мы в Совете Федерации расцениваем этот шаг как крайне недружественный, который не будет способствовать прогрессу в двусторонних отношениях", - сказал "Интерфаксу" первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.

Вместе с тем он призывает излишне не драматизировать эту ситуацию и отнестись к ней спокойно. "Многие страны принимают разного рода законы в отношении других стран, и нам следует подождать и посмотреть, как пойдет правоприменительная практика. Уверен, что в перспективе на стратегическое сотрудничество Москвы и Вашингтона этот список вряд ли окажет существенное влияние", - полагает сенатор. В свою очередь замглавы комитета по международным делам сенатор Валерий Шнякин сказал "Интерфаксу", что этот акт является "циничным и враждебным" по отношению в России. "И здесь не может быть колебаний и мы должны дать этому адекватный, симметричный ответ. Есть множество вариантов такого ответа, который станет ощутимым для американской стороны", - уверен Шнякин.

По его мнению, у американского бизнеса, у американских граждан есть свои интересы в России, которые могут пострадать в результате принятия этого акта. "Должен сказать, что Сергей Магнитский, которого любят выставлять на Западе как борца с коррупцией, правозащитника, на самом деле таковым не являлся. Он был финансистом и аудитором, который построил такие хитроумные схемы увода денег из России. Поэтому увязывать смерть Магнитского с принятием закона его имени - это верх цинизма", - считает Шнякин.

Он напомнил, что в конце весны этого года в составе группы сенаторов побывал в Вашингтоне, где встречался с рядом американских сенаторов и конгрессменов, и тогда российские сенаторы представили им доклад по делу Магнитского. "Мы четко говорили о том, что господин Магнитский к правозащитной деятельности не имеет никакого отношения. Конечно, его смерть вызывает сожаление. Но расследование этого дела еще продолжается, и только суд может назвать виновных, поэтому о каком списке можно говорить? То есть США применяют двойные стандарты - с одной стороны, говорят о демократии, а с другой стороны, вносят в этот список заведомо тех людей, в отношении которых действует презумпция невиновности", - подчеркнул парламентарий.

Он напомнил, что в Госдуме находится законопроект, который препятствует въезду и пребыванию на территории нашей страны иностранцев, причастных к ущемлению прав и свобод граждан РФ, оказавшихся за рубежом и попавших под незаконные действия в стране пребывания. "В частности, МИДом нашей страны утвержден список граждан США, пребывание которых в России признано нежелательным, и в этом списке немало высокопоставленных американских чиновников, и я думаю, что с принятием такого шага наш российский список может существенно пополниться", - заключил Шнякин.

Расследование продолжается

Между тем защита семьи скончавшегося юриста считает, что принятие в Америке "списка Магнитского" не повлияет на ситуацию с расследованием его смерти в московском СИЗО. "На расследование это никак не повлияет",- сказал ранее "Интерфаксу" адвокат вдовы Магнитского Дмитрий Харитонов.

По делу о гибели юриста привлекается один человек - бывший замначальника "Бутырки" Дмитрий Кратов. Адвокаты семьи Магнитского неоднократно заявляли, что список обвиняемых должен быть расширен. Харитонов не стал отвечать на вопрос, необходимо ли дополнять "список Магнитского" новыми фамилиями. "Вообще, это вопрос исключительно американского суверенитета: они вправе решать, кого хотят видеть в своей стране, а кого - нет",- сказал он.

Великобритания исполняет еще одно обещание, данное в связи с делом Сергея и Юлии Скрипалей. После нападения 4 марта 2018 года на бывшего двойного агента и его дочь, в котором Лондон подозревает Россию, нижняя палата британского парламента приняла законопроект "О санкциях и борьбе с отмыванием денег". В него включена "поправка Магнитского" - положение, похожее на законы, ранее уже принятые в ряде других стран.

Где такие законы уже приняты? Как они действуют и чем отличаются от того законопроекта, который 1 мая поддержала Палата общин и который теперь ждет одобрения Палаты лордов? DW отвечает на ряд вопросов о законах, названных в честь умершего в СИЗО в 2009 году российского аудитора Сергея Магнитского.

Где уже работают "законы Магнитского"

Закон или "акт Магнитского" (от английского Magnitsky Аct) принят в шести странах. Первыми это сделали в США - в 2012 году, позже похожие законы были одобрены в Эстонии - в 2016 году, в Канаде и Литве - в 2017-м, а также в Латвии - в 2018-м. В Великобритании первая часть "закона Магнитского", которая касалась заморозки активов тех, кто, как считают в Лондоне, причастен к грубым нарушениям прав человека, была принята в 2017 году.

Как появился "закон Магнитского"

Изначально США ввели санкционные меры в отношении ряда российских силовиков и чиновников, которых они подозревают в причастности к гибели аудитора консалтинговой компании Firestone Duncan Сергея Магнитского. В 2008 году Магнитский утверждал, что обнаружил схему масштабных хищений из российского бюджета, в общей сумме на 5,4 миллиарда рублей. Однако вместо расследования предъявленных им фактов сам аудитор столкнулся с обвинениями в налоговых и коррупционных нарушениях. Магнитский оказался в СИЗО "Матросская тишина", где был обнаружен мертвым, проведя в заключении почти год. Часть свидетельств, указывающих, как считают адвокаты Магнитского, на насильственный характер его смерти, позже исчезла из официальных отчетов.

Затем Сергея Магнитского в России судили посмертно. Власти РФ объясняли данную практику, схожую со средневековой, тем, что жив и скрывается от российского правосудия второй фигурант дела, работодатель Магнитского и руководитель инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Последний считает обвинения в свой адрес политически мотивированными и несостоятельными.

Именно Браудер был главным лоббистом принятия штрафных мер в странах Запада в отношении, по его убеждению, преступных российских чиновников. В 2016 году Конгресс США изменил "закон Магнитского", сделав его глобальным, то есть, его стали применять его не только к гражданам России, но и других стран. Сегодня, например, в список попавших под санкции входит Гульнара Каримова - старшая дочь покойного президента Узбекистана Ислама Каримова.

Как работают "акты Магнитского"

Основной механизм закона заключается в запрете на выдачу виз и на въезд в страны, принявшие этот нормативный акт. Запрет может быть ограничен сроком на пять лет или более. Вторая штрафная мера - возможность заморозить любые активы попавших под санкции лиц. США, Канада и Великобритания не ограничивают преследования в рамках данного закона только граждан России. В "черные списки" вносят и представителей других стран.

В американском "списке Магнитского" числятся 49 российских граждан. Прежде всего, это чиновники, которые, как считают в США, причастны к хищениям средств из российского бюджета (Магнитский утверждал, что выявил факты таких хищений). А также силовики и чиновники, которые, как предполагается, довели Магнитского до смерти.

В списке есть известные имена, не связанные с делом Магнитского, например, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, фигуранты дела об отравлении бывшего сотрудника Александра Литвиненко Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, сын Генпрокурора России Артем Чайка, а также глава Чечни Рамзан Кадыров.

Что в других странах , кроме США

Канадский "список Магнитского" включает 30 россиян, а также граждан других стран, например, Венесуэлы и Судана. Список схож с американским - в нем очерчен тот же круг фигурантов, подозреваемых в причастности к гибели Магнитского.

Страны Балтии внесли в свои списки только россиян. Эстония приняла закон в 2016 году, но активно использовать стала только в марте этого года, включив в "черный список" 49 российских чиновников. Он практически повторяет американский. Аналогичный список опубликовала в январе 2018 года Литва: в обоих списках, помимо фигурантов дела Магнитского, можно найти фамилию чеченского лидера и главы российского Следственного комитета. В марте власти Литвы расширили свой "черный список ", однако имена из него пока не раскрыты. В феврале 2018 года последней из стран Балтии приняла аналогичный закон Латвия.

Участие балтийских стран объясняется среди прочего тем, что, согласно данным властей ряда европейских стран и США, именно через балтийские банки, прежде всего латвийские, отмывалась значительная часть похищенных из российского бюджета средств, о которых сообщал Магнитский.

В чем отличие британской " поправки Магнитского"

Главное отличие заключается в том, к кому и на основании каких критериев могут быть применены санкции в рамках британского "закона Магнитского". В уже принятых аналогичных законах есть два основания для включения лиц в "черные списки": предполагаемое нарушение ими прав человека или причастность к коррупции. "В США действуют оба этих принципа, в Великобритании только тот, что связан с нарушениями прав человека", - объяснил DW бывший британский дипломат Найджел Гулд-Дэвис, работающий сегодня в исследовательском институте Chatham House.

Тем не менее Гулд-Дэвис уверен, что так или иначе закон Магнитского все равно поднимает главный вопрос о "роли русских денег в Великобритании". В том, что касается коррупции, у Лондона есть или в настоящее время разрабатывается ряд других инструментов, таких, например, как возможность потребовать объяснений о происхождение их активов у вызывающих подозрение граждан.

Законопроект, к которому добавлена "поправка Магнитского", также обяжет раскрывать имена владельцев офшорных фирм, зарегистрированных на британских заморских территориях, таких, как Каймановы и Британские Виргинские острова. Публичный реестр бенефициаров таких компаний должен быть создан до конца 2020 года.

Против кого будет работать новый британский закон

В связи с тем, что новый закон в качестве основного критерия обозначил нарушения прав человека, эксперты не ожидают попадания в "черный список" Великобритании крупных российских бизнесменов. "Скорее, это будут так называемые силовики, а также руководители некоторых северокавказских регионов", - предположил Гулд-Дэвис.

Как замечает в своем анализе нового законопроекта британский Королевский Объединенный институт оборонных исследований, сложности в применении закона могут возникнуть в случае, если попавшие под санкции персоны оспорят их в суде.

Контекст

Если отказ в выдаче визы или разрешения на въезд не требует от властей объяснения причин, то финансовые санкции, например заморозка активов, повлечет за собой необходимость предъявить суду свидетельства, достаточные для вынесения штрафных мер в том случае, если фигурант санкции оспорит их в суде. Впрочем, эксперты сходятся в том, что это еще не обязательно должно отразиться на эффективности самих санкций.

В ЕС "списка Магнитского" нет. Он появится ?

На уровне Евросоюза нет единого "списка Магнитского" и соответствующего нормативного акта, вводящего санкции. Пока только Европарламент принял резолюцию и составил перечень из 32 лиц, но это случилось еще в 2014 году.

Великобритания - первая за пределами Северной Америки крупная страна ЕС, которая принимает такой закон. Найджел Гулд-Дэвис уверен, что "создан прецедент", который может ускорить появление аналогичных законов в других странах ЕС. Дискуссии той или иной степени интенсивности ведутся на этот счет в Швеции, Нидерландах, Дании и Польше.

Наше доблестное Федеральное собрание . Теперь вы - о ужас! - не сможете приезжать в нашу великую страну! И не простите пощады - открывать у нас банковские счета мы тоже не дадим! Мы вас научим, американские политики, уважать права человека и международные нормы!

Сильно сомневаюсь, что хоть один слуга народа из США испугается страшных угроз, прописанных в российском ответе на "закон Магнитского". Пусть на меня обидится все мои знакомые из московских коридоров власти. Но пролетающий сейчас со скоростью метеора через наш парламент современный эквивалент нашего ответа Чемберлену способен вызвать лишь иронические ухмылки.

Однако - пусть на этот раз меня простят все мои друзья-либералы - российский "антизакон Магнитского" ничуть не хуже того американского законодательного акта, на который он призван дать ответ. Как мне кажется, речь идет не о столкновении двух правд. Речь идет о столкновении двух лицемерий.

В есть безусловный трагический герой. Это, естественно, сам Магнитский. Есть в ней и человек, чьими пиаровскими и лоббистскими талантами невозможно не восхищаться - даже если ты находишься на другой стороне баррикад. Это бывший начальник Магнитского Уильям Браудер.

Посмотрите старый советский анекдот про Ленина? Тот, где некий экспансивный персонаж искренне восхищается: "Какой же наш Ильич молодец! Как он красиво за брата отомстил!"

Не знаю, как с Владимиром Ульяновым, но вот Браудер по полной программе отомстил российскому государству за смерть в тюрьме своего подчиненного.

Трагический эпизод, который не является для нашей - и не только нашей - страны чем-то уникальным или нетипичным, благодаря усилиям Браудера превратился в одну из основных проблем российской внешней политики. Людям, лишенным талантов, такое не под силу.

Больше героев, которыми можно было бы восхищаться, в этой истории нет. Простите меня за цинизм. Но я уверен: если бы не было смерти Магнитского, то американский Конгресс уцепился за что-нибудь еще.

Поправка Джексона-Вэника потеряла всякий смысл еще два десятилетия назад. Ну перестала официальная Москва чинить препятствия для эмиграции из страны кого бы то ни было. Однако в Конгрессе и слышать не хотели об отмене этой дискриминационной в отношении России меры.

Почему? Американские дипломаты в конце концов перестали выдавать хоть что-то похожее на логические аргументы, а просто разводили руками. Все понимали: скорее всего, проблема в том, что представители человеческого рода склонны привязываться к своим предрассудкам и расстаются с ними очень неохотно.

Русофобия в силу разных причин стала в США одним из признаков политического хорошего тона еще в конце ХIX века. Советский период превратил эту фобию в самую настоящую манию. И политики, чье детство прошло по знаком экзистенциального соперничества с "империей зла", просто не могли взять и от этой мании избавиться.

Но это пример удачного коллективного самовнушения, и не более того. После вступления России в ВТО американский Конгресс не мог не отменить поправку Джексона - Вэника. В противном случае она начала бы бить прямой наводкой по американскому же бизнесу.

Но вашингтонским законодателям сочень хотелось способ " убить " поправку Джексона - Вэника и в тоже самое время оставить ее в живых - найти новый способ выразить России свое недружелюбие.

Дело Магнитского дало им такую возможность. Предлог получился просто идеальным. Но при этом он остается именно предлогом, а не поводом. Если бы дело обстояло по-другому, то санкции, подобные закону Магнитского, были бы введены Америкой против многих десятков других стран мира.

Однако и у российской политической элиты тоже нет особых поводов чувствовать свое моральное превосходство. Закон Магнитского появился на божий свет благодаря неверию американских законодателей в независимость и справедливость российской судебной системы. Но вот ограничивается ли это неверие пределами американского федерального округа Колумбия? Сами-то мы верим в нашу судебную систему? Нет? А если так, то почему мы упрекаем иностранцев в том, что они тоже не верят?

Я понимаю, что российское государство не могло не ввести против Америки ответных санкций. Пощечина требует ответа.

Но главное в деле Магнитского - это вовсе не необходимость ответить Америке аналогичным образом. Создание такой судебной системы, в справедливость которой верило бы подавляющее большинство населения - вот более достойная цель. Цель. которая нужна в первую очередь не каким-то там американским сенаторам, а нам самим.

А эфемерность санкций, которые предусматривает российский "антизакон Магнитского" - это очень даже хорошо. Если вдумываться, американский закон Магнитского - это тоже достаточно эфемерное создание. Что собственно он изменил - не в пропагандистском плане, а в реальном раскладе вещей? Разве до принятия акта Магнитского у правительства США не было возможности не дать американской визы любому российскому гражданину?

Поправка Джексона-Вэника " прожила" 38 лет. Надеюсь, что срок жизни ее " сменщицы" - и порожденного ей российского закона - будет более коротким.



 

Возможно, будет полезно почитать: