По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести лизинговое имущество у продавца и за плату предоставить имущество лизингополучателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Чем договор финансовой аренды (лизинга) отличаетс

Лицензирование деятельности лизинговых компаний, использующих для осуществления своей деятельности средства федерального бюджета и имеющих отраслевой характер, подлежит согласованию соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение этого постановление приказом министерства экономики от 20 июня 1996 года №91 создана Комиссия при министерстве по лицензированию, утвержден порядок организации работ по лицензированию, создано структурное подразделение в Государственной регистрационной палате при Минэкономики для рассмотрения документов на получение лицензий.

Государственная регистрационная палата ведет сводный реестр всех лизинговых компаний, выдачи лицензии и ее копии осуществляется на платной основе. При проведение дополнительной независимой экспертизы расходы на нее не включаются в состав платежей за рассмотрение и выдачу лицензий и подлежат обязательной оплате компании в независимости от результатов экспертизы.

Решение о выдаче или об отказе выдачи лицензии принимается лицензионным органом в течении 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявление с приложением необходимых документов.

Порядок получения лицензии на лизинговую деятельность

Для получения лицензии лизинговая компания предоставляет в лицензионный орган:

а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименование обслуживающего банка и срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов лизинговой компании;

в) копию свидетельства государственной регистрации лизинговой компании;

г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет;

д) документ, подтверждающих факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органами Государственной налоговой службой РФ;

з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Вновь создаваемая лизинговая компания освобождается от предоставления документов, указанных в подпунктах "е" и "ж".

Лицензия выдается Министерством экономики РФ или уполномоченным органом исполнительной власти на срок до 5 лет в течение 30 дней со дня подачи соответствующих документов.

За рассмотрения заявления о выдачи лицензии взимаются платежи в размере трех установленных действующим законодательством, на момент подачи заявления, минимальных размеров оплаты труда.

За выдачу лицензии взимаются платежи в размере 100 установленных действующим законодательством, на момент подачи заявления, минимальных размеров оплаты труда. За выдачу копии лицензии взимаются платежи в размере фактических затрат, связанных с ее изготовлением. Стоимость банка лицензии включается в оплату выдачи лицензии или ее копии.

Продление срока действия ранее выданной лицензии или другое переоформление лицензии в случае реорганизации компании изменения ее наименования или юридического адреса, а также утраты осуществляется в порядке, предусмотренным ее получение.

Лицензионный орган имеет право приостанавливать действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

По заявлению компании;

При нарушении условий действия;

При прекращение или приостановлении компанией деятельности в качестве лизингодателя;

При нарушение или невыполнении компанией предписаний или распоряжений уполномоченных государственных органов, а также приостановлении ими деятельности компании;

При ликвидации лизинговой компании в качестве юридического лица.

2.1 Организационно-правовые формы лизинговых компаний

Лизинговые компании могут создаваться в виде различных организационно правовых норм. Акционерное общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока если иное не установлено его уставом.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и наименовании.

Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона и иных правовых актов РФ. Открытое общество в праве проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов РФ.

Число акционеров открытого общества не ограничено.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50-ти.

В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, в течении одного года оно должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Акционерное закрытое общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемые другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретения акций продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали его преимущественное право приобретения акций.

Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу.

Общество, учредителями которого выступают РФ, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Преобразование и взаимодействии с юридическими лицами следует принять ввиду, что коммерческие организации могут действовать в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены Гражданским Кодексом.

К полным товариществам, смешанным товариществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам закрытого и открытого типа, применяются нормы права о полном товариществе, товариществе на вере, обществе с ограниченной ответственностью, акционерном обществе. Учредительные документы полных и смешанных товариществ созданных до введения в действия ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с новыми положениями.

Определительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и произведенных кооперативов подлежат приведению в соответствие с нормами об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и о произведенных кооперативах.

Государственное регулирование лизинговых отношений

Необходимость лицензирования лизинговой деятельности вытекает из постановления Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 24.12.94 № 1418. Во исполнение вышеназванного постановления Правительство РФ 26 февраля 1996 года приняло постановление № 167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” (далее “Положение о лицензировании”) и “Временным положением о лизинге” , утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” с изменениями и дополнениями.

На Международной конференции по развитию лизинга в России (14 - 15 мая 1996 года) Мария Козлоски, представляющая Международную финансовую корпорацию, отметила, что, по мнению МФК, “лицензирование лизинговых компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном уровне” . В соответствии со ст. 1 “Положения о лицензировании” лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (под лизинговой компанией понимаются любые организации, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя) осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.

Предусмотрено, что лицензированием лизинговой деятельности будет заниматься Министерство экономики РФ.

2 сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии Министерства экономики РФ, занимающейся вопросами выдачи лицензий на проведение лизинговой деятельности. Среди прочих, особые споры вызвал п. 4 ст. 1 вышеназванного “Положения о лицензировании” : “Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ” . Ряд зарубежных компаний обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть это условие. Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно предоставление большого объема документации наравне с резидентами.

В соответствии со ст. 3 “Положения о лицензировании” в лицензионный орган требуется представить: а) заявление установленного образца с указанием полного наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии; б) копии учредительных документов лизинговой компании; в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании; г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет; д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании; е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период; ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ; з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.



Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в двух последних пунктах.

В п. 17 ст. 3 “Положения о лицензировании” сформулировано принципиально важное положение относительно того, что одним из обязательных условий действия лицензии выступает “приоритетность лизинговой деятельности по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40% дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год”) . Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по нескольким причинам:

Ряд операторов российского лизингового рынка, даже из числа наиболее именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими видами деятельности.

Если в качестве лизингодателя выступает российский банк, данный норматив для него неприемлем, так как это означает, что российские банки могут существенно замедлить свои темпы в освоении нового банковского продукта, каковым является финансовый лизинг.

Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40-процентного норматива затруднит деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:

инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;

лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.

При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:

предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;

предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве) .

Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации) , а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет) , так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

Список литературы

1. Газман В. Д. “Лизинг: теория, практика, комментарии” , М., 1997 г.

2. Кабатова Е. В “Лизинг: правовое регулирование, практика” , М., “Инфра - М” , 1996 г.

3. Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса” , “Лизинг-ревю” , 1996 г., № 1.

4. Чекмарева Е. Н. “Лизинговый бизнес” , М., “Экономика” , 1993 г.

5. Сусанян К. Г. “Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами” , М., “Мировой океан” , 1992 г.

6. Медведков С. Ю. “Лизинг в экономике США” , “США: политика, экономика, идеология” , 1980 г., № 5.

7. Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М” , 1997 г.

8. Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М” , 1997 г.

9. Комментарии к проекту Налогового кодекса РФ (под ред. Шаталова С. Д.) , М., “Международный центр финансово-экономического развития” , 1996 г.

10. “Экономика и жизнь” , № 12 от 22.03.96.

11. “Сегодня” от 02.02.96.

12. “Российская газета” от 12.03.96.

13. “Лизинг-ревю” , № 5/6 за 1997 год.

15. “Финансовые известия” № 102 от 12.12.95. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96) , часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97) .

16. Конвенция УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” от 28.05.88 (по состоянию на 31.12.94) .

17. Федеральный закон “О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” № 16-ФЗ от 08.02.98.

18. Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” № 1992-1 от 06.12.91 (в ред. изменений и дополнений от 28.04.97) .

19. Указ Президента РФ “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” № 1929 от 17.09.94.

20. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации РФ” № 825 от 07.06.96.

21. Указ Президента РФ “О федеральной программе “Мировой океан” № 11 от 17.01.97.

22. Постановление Совета Министров СССР “О развитии лизинговых операций в деятельности совместной советско-французской-германской компании “Евролизнг” № 1369 от 29.12.90.

Постановление Совета Министров СССР “Единые нормы амортизационных отчислений” , № 1072 от 22.10.90. Постановление Правительства РФ “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” № 967 от 19.08.94.

23. Постановление Правительства РФ “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской авиации России в 1995 - 1996 годах” № 1211 от 03.11.94.

Постановление Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 1418 от 24.12.94.

24. Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” № 633 от 29.06.95.

25. Постановление Правительства РФ “Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года “Рыба” № 930 от 18.09.95.

26. Постановление Правительства РФ “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” № 167 от 26.02.96.

27. Постановление Правительства РФ “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) , включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) , и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” № 1133 от 20.11.95.

28. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 763 от 02.06.96.

29. Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” № 752 от 27.06.96.

30. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 783 от 02.07.96.

31. Постановление Правительства РФ “О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России” , № 146 от 02.02.98.

32. Распоряжение Правительства РФ “О развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом” № 534-р от 21.03.92.

33. Распоряжение Правительства РФ “О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300” ” № 737-р от 24.05.94.

34. Распоряжение Правительства РФ “О некоторых таможенных льготах в отношении ввозимой авиационной техники” № 1445-р от 09.09.94.

35. Распоряжение Правительства РФ “О мерах по привлечению инвестиций для переоснащения парка самолетов российских авиакомпаний” № 404-р от 27.03.97.

36. Указание ГТК РФ “О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) ” № 01-12/328 от 25.04.94.37. Приказ ГТК РФ “О ТН ВЭД СНГ и о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты ГТК России” № 248 от 13.04.95 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97) .

38. Письмо ГТК РФ “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” № 01-13/10268 от 20.07.95.

39. Приказ ГТК РФ “О ставках ввозных таможенных пошлин” № 258 от 26.04.96 (в ред. изменений и дополнений от 19.03.98) .

40. Письмо Госбанка СССР “О плане счетов бухгалтерского учета” № 270 от 16.02.90.

41. Приказ ЦБ РФ “Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций” № 02-94 от 24.04.96.

Лизинговые компании ожидают, что экономическая ситуация в 2016 году сменит гнев на милость - и рынок лизинга оживет. Рост отрасли прогнозируется в исследовании Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива. Так, большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году. Структура рынка лизинга при этом существенно изменится.

Произойдут эти изменений в результате экономических причин - а это коррекция цен на вагоны, сокращение грузоперевозок, колебания валютного курса. Но свой вклад в перемены также внесли и форс-мажорные события - прекращение полетов на ранее популярных маршрутах, банкротства крупных авиаперевозчиков и туроператоров. Поэтому НАФИ прогнозирует, что наиболее устойчивыми в 2016 году должны стать сегменты, включенные в контур господдержки - это автотранспорт и сельское хозяйство, и отрасли, связанные с экспортными производствами. Наибольший риск НАФИ видит в сегменте строительной техники и частично - в грузовом автотранспорте. «Несмотря на ожидаемый рост сделок, лизингодателям приходится проявлять повышенное внимание к клиентам: в условиях кризиса на рынке появляются и новые схемы мошенничества»,- говорит управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев.

За первые пять месяцев 2016 года на рынке лизинга наблюдается положительная динамика, этим и объясняется улучшение деловых ожиданий участников рынка. Часть лизингодателей все еще скептически относятся к перспективам роста рынка лизинга в текущем году и предполагают его сжатие темпами до 5%. В пользу сохранения негативной динамики на рынке говорит отсутствие крупных сегментов имущества, которые могли бы стать драйвером развития.

В то же время заметно выросла доля компаний, у которых наблюдается быстрый прирост новых сделок, и такие компании ждут роста рынка на 5–10%. Ожидания роста сделок обоснованы, считает Павел Самиев. Во-первых, начинает работать «эффект базы» - рынок сильно просел за два года. То есть дальнейшее падение этого сегмента рынка становится маловероятным, определенный минимальный объем инвестиций в основной капитал все равно будет сохраняться. Во-вторых, объемы сделок растут из-за роста курса валюты - закупаемое импортное оборудование стоит дороже чем раньше - и годовая инфляция. В-третьих, рынок лизинга очень чувствителен к инвестициям, и так же как он быстро сокращается в кризис, столь же быстро и восстанавливается, как только субъекты экономики приспособятся к новым условиям ведения бизнеса.

Лизинг будет расти параллельно восстановлению кредитования

Наряду с позитивными ожиданиями роста рынка со стороны лизингодателей наблюдается также разморозка банковского кредитования, считает Павел Самиев. Опрошенные НАФИ руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать бизнес. Согласно данным Банка России, в марте 2016 года появились признаки излишней ликвидности в банковской системе - с одной стороны, банки стали больше средств размещать на счетах в Банке России. А с другой стороны - кредитные организации погашают задолженность по ранее взятым обязательствам. Рост кредитной активности банков влияет и на расширение фондирования для лизингового рынка, как одного из понятных и защищенных продуктов и заемщиков.

Рынок лизинга в прошлом году подкосил туризм и авиакомпании

В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения.

В течение 2014–2016 годов рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав. Внесли свой вклад в коррекцию рынка и банкротства авиаперевозчиков и туроператоров, а также закрытие ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной техники и авиатехники, и как следствие - в росте доли сегментов, сфокусированных на малом и среднем бизнесе (МСБ), в первую очередь - автотранспорта, подчеркивает Павел Самиев. В результате таких изменений доля крупного бизнеса в сделках в прошлом году снизилась ниже 50%. В 2016 году эта тенденция сохранится - предполагаемое сжатие авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса, при этом восстановление ж/д-сегмента ожидается меньшим по масштабам, чем «просадка» авиасделок.

На коне - село, автоотрасль и оборонка

Ориентиры лизинговых компаний по сегментам также меняются. В 2016 году менее рискованными и более быстрорастущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки - сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики.

Автомобильный сегмент, помимо программы субсидирования, поддержат государственные закупки в сфере городского транспорта, инфраструктурных проектов. Среди других сегментов он может продемонстрировать наибольшие темпы прироста. В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки, в грузовиках участники рынка отмечают вероятность перетока спроса в пользу менее грузоподъемных машин в результате введения системы «Платон». Поддержку автосегменту в 2015 году оказали также массовые совместные предложения лизингодателей и поставщиков (и дилеров). Однако на 2016 год расширения их числа лизинговые компании не ждут, основное внимание будет уделяться работе в рамках госпрограммы субсидирования. Ряд компаний, тем не менее, полагают, что сегмент грузовой автотехники находится в зоне повышенного риска в связи с экономической ситуацией в стране

Кроме транспорта шансы роста имеют сегменты имущества для нефтедобычи, золотодобычи, химической промышленности и прочие отрасли, связанные с экспортом,- падение курса рубля позволяет компаниям-экспортерам наращивать инвестиции.

Сегментами со слабыми перспективами, в которых ожидать рост не приходится, лизингодатели считают строительную технику и отчасти грузовой автотранспорт.

Рокировка ждет и крупнейшие сегменты лизинга

Крупнейшие сегменты - авиационный и ж/д-лизинг - могут вновь поменять свою динамику.

Авиализинг после трех лет рекордных объемов сделок и удерживания позиций драйвера, в 2016 году может существенно просесть. Банкротство одного из крупнейших перевозчиков - «Трансаэро», а также закрытие для полетов туристов таких направлений, как Турция и Египет, обусловило рост предложения изъятых самолетов на рынке, отмечает Павел Самиев. Эти же события одновременно снизили аппетиты и спрос российских авиакомпаний на расширение парка. Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый - стоимость билетов довольно высока, а принимающая инфраструктура и объем предложения внутреннего туризма ограничены.

Сегмент ж/д-техники, по оценкам профильных участников, достиг своего минимума и заметно сокращаться уже не будет, напротив, более вероятен разворот тренда и рост сегмента. Темпы роста при этом будут во многом зависеть от политики списаний старых вагонов, позитивное влияние на рынок уже оказал запрет с 2016 года использования вагонов с продленным сроком службы. Также на объемы сделок будут влиять степень консолидации рынка и «переупаковка» лизинговых сделок в арендные. Профильные лизингодатели отмечают постепенный рост погрузки в основных типах вагонов и низкий уровень производства типового подвижного состава, что способствует снижению профицита вагонов на сети и росту ставок аренды.

Легковой и грузовой автотранспорт (суммарно) останутся лидирующим сегментом в 2016 году, при этом вырастет доля ж/д-техники, а доля авиализинга упадет ниже 15%

Все, что уже могло оказаться в дефолте, в цифрах учтено

Качество лизинговых портфелей на рынке ухудшилось в 2015 году, но в данный момент стабилизируется. Большинство лизингодателей полагает, что основные проблемные сделки уже проявились, и уровень просроченной задолженности в 2016 году заметно увеличиваться не будет, хотя проблемность части портфеля будет сохраняться. Доля проблемной задолженности, по оценкам, будет составлять около 1/10 портфеля, при этом доля реструктурированных сделок может быть в два раза больше - от 16% до 20% портфеля.

В той или иной мере все участники рынка провели соответствующие мероприятия по урегулированию просроченной задолженности. Многие лизингодатели при наступлении проблем у клиентов предпочитают идти на реструктуризации сделок, а не изымать и реализовывать имущество. В то же время в нынешнем году начнут «вызревать» уже сделки, реструктурированные в 2014–2015 годах, и хотя большинство из них успешно реализуются, часть реструктурированных сделок все равно могут стать дефолтными.

Мошенники не дремлют

Кризис в экономике подстегивает рост мошенничества и появление новых схем обмана лизингодателей. Самые распространенные среди нынешних проблем - подделка документов и перепродажа предмета лизинга, рост мошенничеств, связанных со страхованием и с поставкой предметов лизинга, а также случаи продажи «чистого» лизингополучателя в промежуток между оплатой аванса и поставкой предмета лизинга.

В целом же спрос на лизинг будет расти: потенциальные лизингополучатели проявляют к этому инструменту все больший интерес. Исследования показывают, что популярность лизинга среди предпринимателей растет. Так, на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.

ЦБ готовит отрасли мягкий вариант регулирования

Как заявила на прошлой неделе первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, прдставляя «Обзор финансовой стабильности», тесная взаимосвязь лизинговых компаний с банками и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) является источником системного риска для всей финансовой системы. По ее словам, масштабы лизингового рынка велики: так, совокупный рыночный портфель по итогам 2015 года - остаточная стоимость лизинговых платежей без НДС - составил 3 трлн рублей. Эта сумма «выводит рынок по значимости на второе место после банковского сектора». При этом банковский сектор и лизинговая отрасль находятся в тесной взаимосвязи - крупнейшими игроками на рынке лизинговых услуг являются компании, входящие в банковские группы. Банк России считает, что лизинговый рынок является «информационно непрозрачным», поскольку только половина его участников ведет отчетность по МСФО, которая позволяет более качественно анализировать лизинговый портфель. А из 50 крупнейших компаний почти половина отказалась раскрывать информацию о себе.

Поэтому ЦБ и Минфин создают рабочую группу для совместной разработки мер по реформированию лизинга. Это означает, что отрасль лизинга, скорее всего, ждет лицензирование, с последующим требованием вести отчетность по международным стандартам и публикацией ее как на собственных сайтах компаний, так и на сайте регулятора.

Елена ГОСТЕВА

См. также инфографику на сайте источника

По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести лизинговое имущество у продавца и за плату предоставить имущество лизингополучателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Чем договор финансовой аренды (лизинга) отличается от договора аренды оборудования с выкупом? Нужна ли лицензия для осуществления лизинговой деятельности для возможности передачи оборудования в лизинг? Имеет ли право лизингодатель предоставить во временное владение и пользование оборудование, которое ему принадлежит на праве собственности, то есть лизингодатель не приобретает оборудование у продавца?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации стороны могут заключить договор аренды с последующим выкупом арендуемого имущества.

Обоснование вывода:
По договору аренды (или имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование ( ГК РФ). Лизинг является одной из разновидностей договора аренды. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование ( ГК РФ, Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - о лизинге)). Договор лизинга, как и договор аренды, является двухсторонним, его сторонами являются лизингодатель и лизингополучатель. С продавцом лизингодатель заключает отдельный договор купли-продажи и (или) поставки имущества для передачи его в лизинг ( Закона о лизинге), тогда как имущество, являющееся предметом аренды, в момент заключения договора уже принадлежит арендодателю ( ГК РФ).
Формулировки, использованные в гражданском законодательстве, не позволяют рассматривать договор, отдельные положения которого были изложены в вопросе, как договор лизинга, поскольку отсутствует ряд обязательных признаков лизинга. Однако это не означает, что такой договор не может быть заключен, просто квалифицироваться он будет иначе, как договор аренды с последующим выкупом арендованного имущества. Следует учитывать, что стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия любого договора также определяются сторонами по своему усмотрению в случае, если законом не установлено каких-либо императивных (обязательных) требований относительно условий такого договора ( , ГК РФ). При этом возможность перехода арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения прямо предусмотрена ГК РФ.

К сведению:
Для осуществления лизинговой деятельности (равно как и деятельности по сдаче имущества в аренду) не требуется получения специального разрешения (лицензии).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

М. Горячева

Слово leasing – английское и означает в переводе – «сдавать в аренду». Для российских предпринимателей лизинговые операции на данный момент не являются привычной формой аренды. Тем не менее в соответствии с действующим российским законодательством под лизингом подразумевается совокупность экономических и правовых отношений, которые возникают в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретения предмета лизинга.

Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – закон о лизинге) предметом лизинга могут быть только не потребляемые вещи, т. е. здания, сооружения, оборудование, автотранспорт, техника, которые используются для предпринимательской деятельности. Не могут передаваться в лизинг земельные участки, объекты природопользования и любые вещи, которые изъяты из свободного обращения в соответствии с действующим законодательством.

Некоторые предметы лизинга подлежат обязательной государственной регистрации в уполномоченной организации, главным образом это недвижимость, автотранспорт и спецтехника. Такой предмет лизинга может регистрироваться как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя по соглашению сторон. В том случае, когда техника регистрируется на лизингополучателя, в правоустанавливающие документы вносится запись, что собственником предмета лизинга является лизинговая компания.

Кто может выступать сторонами в лизинговой сделке?

Законом определено, что субъектами лизинговых отношений могут быть лизингодатель – лизинговая компания, лизингополучатель и продавец имущества. Лизингополучателем может выступать любое физическое либо юридическое лицо, которое берет в лизинг то или иное имущество и будет использовать его для предпринимательской деятельности. Следует обратить внимание, что под физическим лицом подразумевается предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Согласно российскому законодательству предмет лизинга может использоваться только для предпринимательской деятельности, и это подчеркивается как в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), так и в законе о лизинге. Иными словами, гражданин, не являющийся ПБОЮЛ и желающий использовать автомобильную технику и другое оборудование для своих личных нужд, не может получить это имущество в лизинг. Лизинговой компанией может выступать как юридическое лицо, так и физическое лицо, которое обладает некими инвестиционными ресурсами либо способно привлекать инвестиционные ресурсы и предоставляет предмет лизинга во временное владение и пользование.

До принятия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2001 году лизинг был лицензируемым видом деятельности. Для того чтобы работать на рынке и предоставлять услуги, лизинговая компания должна была иметь соответствующую лицензию, которую выдавало Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Сейчас лицензирование лизинговой деятельности отменено, поэтому лизингом может заниматься любое юридическое или физическое лицо, которое имеет на это необходимые финансовые средства и уставом которого предусмотрен лизинг как один из видов деятельности.

Поставщиком техники также может выступать либо физическое лицо, либо юридическое, профессионально занимающееся продажей того или иного оборудования.

Некоторые особенности лизинговых отношений

Прежде всего предмет лизинга приобретается для того, чтобы в дальнейшем быть переданным в лизинг по договору лизинга конкретному лизингополучателю. Другими словами, лизингодатель на момент заключения договора лизинга не имеет его у себя в собственности. По заказу потенциального лизингополучателя он приобретает имущество у выбранного лизингополучателем продавца и передает его в рамках выполнения договора лизинга во временное владение и пользование лизингополучателю. На период действия договора лизинга правом собственности на предмет лизинга всегда наделен лизингодатель независимо от того, на балансе у него или лизингополучателя стоит данный предмет лизинга.

Действующее законодательство предусматривает, что предмет лизинга может учитываться как на балансе у лизингополучателя так и на балансе лизингодателя. Кто будет балансодержателем предмета лизинга, тот и будет платить налог на имущество. Другая сторона не будет платить налог на предмет лизинга, поскольку на ее балансе предмет лизинга не учитывается, но соответственно учитывается на субсчете в бухгалтерии.

Договор лизинга может включать и выкуп переданного в лизинг имущества. Таким образом, предмет лизинга по соглашению сторон по окончании действия срока договора лизинга может быть выкуплен лизингополучателем. Выкупную цену лизингополучатель выплачивает в рамках договора лизинга. Иногда по соглашению договор продлевается на льготных условиях, если это будет взаимовыгодно обеим сторонам. Возможны и варианты возврата предмета лизинга лизингодателю, т. е. почти как при аренде – лизингополучатель какое-то время использует предмет лизинга, но после этого возвращает его лизингодателю с учетом износа. Вторично этот предмет лизинга не может быть передан в лизинг.

Субъекты лизинга вступают между собой во взаимоотношения, которые носят не только экономический характер, но и правовой. В соответствии с действующим законодательством основной договорной базой лизинговой сделки являются договор финансовой аренды лизинга и договор купли-продажи. Первый заключается между лизингодателем и лизингополучателем, второй – между лизингодателем и поставщиком имущества.

Алгоритм действий трех сторон

Сначала заключается договор лизинга, в котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность технику у определенного продавца на определенных условиях и передать его лизингополучателю во временное владение и пользование. Вторым шагом является заключение договора лизингодателя с поставщиком техники. В этом договоре обязательно должно быть определено, что предмет лизинга приобретается для передачи его в лизинг определенному лизингополучателю и что предмет лизинга приобретается не просто для предпринимательской деятельности лизингодателя, но именно для передачи его в лизинг. Этого требует действующее законодательство, и потому данное условие оговаривается в каждом договоре купли-продажи.

Надо отметить, что статьей 670 Гражданского кодекса РФ определяются условия, при которых лизингополучатель имеет право требовать выполнения обязательств непосредственно от продавца имущества. Согласно этой статье лизингодатель и лизингополучатель являются солидарными кредиторами по сделке купли-продажи. Лизингополучатель имеет право предъявлять непосредственно поставщику имущества требования по качеству, по комплектации имущества, которое должно быть ему поставлено по договору купли-продажи. Претензии могут предъявляться также по срокам поставки и другим вопросам, которые возникают из договора купли-продажи. Единственное, чего не может сделать лизингополучатель, это предъявлять требования по расторжению договора без согласия лизингодателя. Он может только инициировать этот процесс, обратившись с таким предложением к лизингодателю.

Еще одной интересной деталью лизинговых сделок является то, что лизингодатель не несет ответственности перед лизингополучателем за невыполнение продавцом его обязательств по договору купли-продажи, если и предмет лизинга, и продавца выбирает непосредственно лизингополучатель. В таких случаях лизингополучатель предъявляет претензии по качеству, комплектации и другим вопросам непосредственно продавцу. В этих отношениях с продавцом лизингодатель может просто выступать на стороне лизингополучателя, но ответственности за качество и комплектацию предмета лизинга он в этом случае не несет.

В договор лизинга включены определенные права и обязанности сторон, установлены размеры лизинговых платежей за использование предмета лизинга, который был передан лизингополучателю в соответствии с договором. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей за весь срок действия договора лизинга. Сюда входят: возмещение затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга; возмещение затрат, связанных с оказанием других услуг; определенный доход, который обозначает интерес лизингодателя в этой сделке. Также в общую сумму лизинговых платежей заключаемого договора входит выкупная стоимость предмета лизинга. Она устанавливается в зависимости от срока договора лизинга и от нормы амортизации техники, а потому выкупная стоимость может быть разной.

Опять же в соответствии с действующим законодательством размер лизинговых платежей может меняться по соглашению сторон в сроки, которые предусмотрены договором лизинга. Но происходить это может не чаще одного раза в 3 месяца. Следует подчеркнуть, что договор лизинга всегда заключается в письменной форме, так, как это предусматривает ГК РФ.

Что же может сделать лизингополучатель с предметом лизинга? Он может передать его в сублизинг, однако необходимо письменное согласие лизингодателя, чтобы такая сделка была законной. Аналогичное согласие необходимо и при передаче предмета лизинга в аренду. Если такая схема предполагается изначально, этот пункт можно включить в договор лизинга, но при этом срок сублизинга или аренды не может превышать срока действия договора лизинга.

Законодательство предусматривает также, что в случае, если лизингополучатель произвел какие-то улучшения предмета лизинга с согласия лизингодателя, которые неотделимы без вреда предмету лизинга, лизингополучатель после прекращения договора имеет право на возмещение стоимости таких улучшений. Если же улучшения произведены за счет средств лизингополучателя, но без письменного согласия лизингодателя, лизингополучатель не имеет права на возмещение затрат.

Страхование предмета лизингаи рисков, связанных с ним

Закон о лизинге предусматривает риски утраты, недостачи, повреждения предмета лизинга с момента поставки имущества продавцу и до окончания договора лизинга. Все эти риски лежат на лизингополучателе. Чтобы избежать их, стороны могут договориться и застраховать предмет лизинга. Страхователем в данном случае может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель – это опять же устанавливается соглашением сторон. Кто является страхователем по данной сделке, кто является выгодоприобретателем, каковы период страхования и страховая сумма – все это определяется договором лизинга. Обычно выгодоприобретателем по данной сделке является лизингодатель независимо от того, кто является страхователем по сделке. Это продиктовано тем, что право собственности на предмет лизинга принадлежит ему и именно он заинтересован, чтобы предмет лизинга был сохранен.

В России вступил в действие Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Если говорить о страховании гражданской ответственности, т. е. ответственности перед третьими лицами (нанесении вреда здоровью, имуществу и т. д.), то согласно федеральному Закону «О лизинге» страховать свою ответственность должен лизингополучатель. После передачи ему предмета лизинга он несет ответственность за любой вред, нанесенный этой техникой третьим лицам.

Обеспечение лизинговой сделки

По действующему законодательству существует несколько видов обеспечения исполнения обязательств лизинговой сделки. Это может быть поручительство, залог, неустойка, задаток, удержание и т. д. Существует мнение, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю, является предметом залога у лизингодателя. Исходя из действующего законодательства это утверждение можно считать неправильным, оно не лежит в правовом поле, ведь залогодателем всегда является должник по обязательству, а залогодержателем – кредитор. Залогодателем вещи может быть как собственник имущества, так и лицо, имеющее на него право хозяйственного ведения. Если рассматривать лизингодателя и лизингополучателя, то в нашем случае должником по лизинговому договору является лизингополучатель, а лизингодатель является кредитором и собственником имущества. Поэтому предмет, переданный в лизинг, никак не может быть предметом залога.

Если говорить о залоге как об обеспечении лизингового договора, то, конечно, следует иметь в виду залог имущества, принадлежащего либо юридическому лицу, либо предпринимателю без образования юридического лица на праве собственности, на праве хозяйственного ведения, либо имущество третьих лиц.

Статья 13 Федерального закона «О лизинге» предусматривает дополнительные права для обеспечения выполнения обязательств со стороны лизингополучателя перед лизингодателем. Во-первых, в случае неперечисления со стороны лизингополучателя двух платежей подряд закон дает право лизингодателю выставить поручение инкассо в банк лизингополучателя на бесспорное списание денежных средств с его расчетного счета в размере той задолженности, какую он имеет перед лизингодателем. Бесспорное списание – это значит без согласования с лизингополучателем (клиентом банка, в котором открыт счет) деньги могут быть списаны с его расчетного счета в соответствии с Законом «О лизинге». В случае существенных нарушений договора лизинга со стороны лизингополучателя, т. е. длительная просрочка платежей, использование предмета лизинга с нарушениями всех технических требований и т. д., лизингодатель может отказаться от исполнения договора и потребовать (в письменной форме) в разумный срок возврата предмета лизинга. Это может быть уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора.

Налоговые обязательства

С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 Налогового кодекса РФ, которая сохранила за лизингом все преимущества и позитивные моменты. По-прежнему данный способ финансирования позволяет лизингополучателю минимизировать свои затраты по налогу на прибыль. Хотелось бы обратить внимание на четыре основных момента, касающихся налогообложения. Во-первых, как уже говорилось, по соглашению сторон предмет лизинга может быть поставлен на баланс как лизингодателя, так и лизингополучателя. Во-вторых, вне зависимости от выбранного метода учета имущества предмета лизинга лизинговые платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль, т. е. полностью относятся на расходы и тем самым уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль. В-третьих, в связи с введением с 1 января 2002 года новых амортизационных показателей выделено 10 амортизационных групп для основных средств. Устанавливаются они в соответствии со сроками полезного использования, в границах, установленных постановлением Правительства. В-четвертых, лизингу даны ощутимые преимущества – возможна ускоренная амортизация, коэффициент применяемой амортизации может быть до 3 – это также устанавливается соглашением сторон. Поэтому в налоговом отношении лизинг для лизингополучателей является достаточно интересным механизмом, который может учитываться при выборе способа привлечения каких-либо инвестиций.

члены сро

 

Возможно, будет полезно почитать: