Уполномоченный по правам предпринимательской деятельности. Видео: какие жалобы поступают в аппарат омбудсмена

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ - новый, непривычный и не всегда понятный институт для российского бизнеса. Возникает вопрос, какое влияние бизнес-омбудсмен может оказать на развитие российского предпринимательства. Какие права и обязанности бизнес-омбудсмена установлены законодательством. Кто, когда и как может обратиться к нему за помощью, какие вопросы он поможет решить. Как накажут тех, кто игнорирует решения бизнес-омбудсмена.

Что собой представляет уполномоченный по защите прав предпринимателей и каким законом регулируется его деятельность

Любой бизнес сопряжён с разноплановыми рисками, и экономическими, и криминальными. В современной России существенное значение занимают риски административные и коррупционные. С начала девяностых годов прошлого века одновременно с развитием российского бизнеса возникла необходимость правовой защиты предпринимательства.

Федеральными органами РФ издавались законодательные акты, регулирующие деятельность российского бизнеса. Существенную роль в его упорядочении сыграло принятие Гражданского и Налогового кодексов РФ. Они явились законодательной базой для ведения бизнеса предприятиями и ИП разного уровня.

Однако принятые правовые акты не стали инструментом полноценного решения задачи эффективной защиты прав российских предпринимателей. Для конкретного предпринимателя борьба с разнообразными вызовами нестабильной отечественной экономики и коррумпированной системы управления зачастую становится непосильной.

В сложившейся ситуации назрела потребность в учреждении такого института, как бизнес-омбудсмен. Впервые эта потребность была декларирована в Указе Президента РФ № 596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике». Затем Президент своим указом № 879 от 22.06.2012 учредил должность бизнес-омбудсмена и назначил на неё Титова Бориса Юрьевича.

Первый российский бизнес-омбудсмен Борис Титов долгое время отстаивал интересы отечественных предпринимателей

Статус бизнес-омбудсмена

Правовой статус бизнес-омбудсмена регламентирован законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» . С 01.01.2015 вступила в действие статья 2 этого закона, что довело до логического завершения формирование в РФ института бизнес-омбудсмена, который совместно со своим рабочим аппаратом приобрёл статус государственного органа с правом юридического лица. Это повысило его возможности эффективно выполнять свои целевые функции.

Круг компетенций и полномочий бизнес-омбудсмена довольно широкий. Цель его деятельности - защита законных прав всех предпринимателей в РФ и российских бизнесменов за её границами.

Деятельность бизнес-омбудсмена ориентирована на содействие развитию других общественных структур по защите российского бизнеса, а также на активное участие в формировании политики государства в сфере предпринимательства. По распоряжению Председателя Правительства РФ от 04.03.2016 Б.Ю. Титов был включён в состав рабочей группы по формированию программы «Экономика роста».

Сам бизнес-омбудсмен так формулировал свою миссию: «То, что касается направлений работы - главных несколько. Это прежде всего работа с обращениями по конкретным случаям. К нам идёт большое количество обращений бизнесменов, чьи права, как они считают, уже нарушены: которые сидят в тюрьме или в СИЗО или находятся под подпиской о невыезде, в разных ситуациях. Бывают просто вопиющие случаи… И если мы видим, что действительно права нарушены, то тогда омбудсмен будет брать эти общественные решения и конкретно действовать - освобождать предпринимателя, закрывать уголовные дела с помощью его взаимодействия с руководством прокуратуры и других силовых структур. Это одна часть работы. Вторая часть - законодательная работа: мы должны сделать так, чтобы законодательство действительно защищало права предпринимателя».

По общему мнению, актуальность института бизнес-омбудсмена в России невозможно преуменьшить. Уровень криминальных рисков в стране можно считать значительно снизившимся, по крайней мере, по сравнению с печально известными девяностыми. Уровни же рисков административных и коррупционных скорее растут, чем снижаются. И это несмотря на активное противодействие верховной власти, в первую очередь, Президента.

Бизнес-омбудсмен призван обеспечивать предпринимателям надлежащую защиту и на законодательном уровне гарантировать комфортные условия для ведения дел

Кто может стать бизнес-омбудсменом в России

Законом 78-ФЗ предусмотрен порядок назначения бизнес-омбудсмена и условия, которым должен удовлетворять кандидат. Эти условия прописаны в статье 1 закона:

  1. Бизнес-омбудсменом может стать только гражданин РФ с высшим образованием, достигший возраста 30 лет.
  2. Бизнес-омбудсмена назначает Президент РФ на 5 лет. Бизнес-омбудсмен назначается на эту должность не больше двух сроков подряд. Президент может и досрочно прекратить полномочия омбудсмена.
  3. Бизнес-омбудсмен не может быть депутатом федерального или регионального уровня, не может иметь доходов от бизнеса или другой работы по найму.
  4. Допустимо для бизнес-омбудсмена получение дохода от преподавательской, научной или другой творческой деятельности. Бизнес-омбудсмен должен прекратить все виды деятельности, недопустимые согласно ст. 1 закона 78-ФЗ, не позднее двух недель после назначения на должность.

Условия для рассмотрения кандидатуры бизнес-омбудсмена

Концепция учреждения должности бизнес-омбудсмена в такой большой стране, как Россия, естественно, должна была развиться в систему, дополненную учреждением аналогичных должностей на региональном уровне. Эта возможность установлена в статье 9 закона № 78-ФЗ. Региональный уполномоченный назначается Законом субъекта РФ и будет считаться замещающим государственную должность в аппарате управления субъекта РФ. При этом региональный закон не должен противоречить положениям закона 78-ФЗ, в частности, ст. 10 этого закона.

Финансирование деятельности регионального уполномоченного должно проводиться за счёт регионального бюджета. Региональный бизнес-омбудсмен будет выполнять те же функции, что и уполномоченный на общегосударственном уровне, но только в том субъекте РФ, где он назначен бизнес-омбудсменом. Требования к кандидатуре регионального омбудсмена практически те же, как и к кандидатуре на пост Уполномоченного при Президенте РФ.

Аппарат Уполномоченного: штатные сотрудники и общественные помощники

Статья 8 закона 78-ФЗ предоставляет право омбудсмену набрать оплачиваемый персонал для осуществления текущей деятельности. Численность и структура аппарата регулируются приказами омбудсмена. Финансирование и материально-техническое обеспечение работы самого бизнес-омбудсмена и его аппарата предусматривается федеральным бюджетом.

Но состав помощников омбудсмена не ограничивается штатным персоналом. Успешная деятельность омбудсмена невозможна без участия специалистов экспертного уровня на различных направлениях его деятельности. Омбудсмен привлекает экспертов pro bono publico на общественных началах для правовой оценки жалоб предпринимателей. Статья 7 закона 78-ФЗ также даёт возможность омбудсмену широко использовать в своей сфере деятельности многоплановые общественные структуры.

Наглядно структура аппарата омбудсмена в 2018 году отражена на схеме.

Структура аппарата бизнес-омбудсмена в 2018 году

Омбудсмен вправе создавать различные совещательные органы. Для участия в работе таких органов омбудсмен может привлекать на общественных началах специалистов экспертного уровня, представителей органов власти разных уровней, представителей общественных объединений.

Многоплановая работа омбудсмена требует ведения переговоров на уровне органов власти различного уровня в процессе рассмотрения жалоб предпринимателей. Одновременно возникает необходимость в экспертизе обжалуемых нормативных актов и находящихся на стадии разработки законодательных инициатив омбудсмена.

Советы при омбудсмене выполняют разноплановые функции.

  1. Общественный совет:
    • объединение представителей важнейших структур бизнеса;
    • обсуждение кандидатур для назначения общественными представителями омбудсмена;
    • обсуждение кандидатур на должность региональных омбудсменов;
    • участие в подготовке решений омбудсмена о приостановлении действия отдельных ненормативных актов властных структур.
  2. Экспертный совет:
    • анализ системных проблем хозяйственного законодательства и проявлений коррупционных практик;
    • подготовка предложений по способам устранения системных проблем законодательства;
    • рассмотрение совместно с Генеральной прокуратурой случаев массового нарушения хозяйственного законодательства и анализ широкого распространения ненадлежащей правоприменительной практики;
    • подготовка законодательных инициатив для разрешения проблем, связанных с несовершенством законодательства;
    • подготовка ежегодного доклада Президенту к согласованию в структурах омбудсмена с учётом мнения ведущих предпринимательских сообществ.
  3. Координационный совет:
    • объединение общественных помощников омбудсмена по 38 направлениям его работы;
    • координация позиций института региональных омбудсменов по тематике административного законодательства;
    • выстраивание работы структуры омбудсмена с профильными ведомствами;
    • организация социологических опросов среди предпринимателей разного уровня по тематике факторов, влияющих на бизнес;
    • выявление и систематизация проблем российского бизнеса в различных сферах, выработка направлений решения выявленных проблем.

Можно отметить результаты работы экспертного совета при омбудсмене:

  • подготовлено 4 ежегодных доклада Уполномоченных, в результате отработки которых с органами власти инициировано более 150 поручений Президента РФ и Правительства РФ;
  • подготовлены проекты 29 федеральных законов (в т. ч. пакет законов о самозанятых);
  • совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина подготовлена среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста»;
  • в 2017 году подготовлен аналитический доклад «Бизнес под уголовным прессом», посвящённый анализу состояния использования в РФ уголовного законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

В круг функций омбудсмена входит и достижение договорённостей о совместной работе с различными официальными структурами и организациями, а также создание межведомственных рабочих групп с участием своих представителей.

Таблица: соглашения, заключённые с ведомствами и организациями

Ведомства и организации Дата заключения соглашения
Генеральная прокуратура 10.10.2012
МВД 18.02.2020
МЧС 11.04.2013
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей 31.07.2013
Федеральная служба судебных приставов 26.11.2013
Московская государственная юридическая академия им. О.Е.Кутафина 08.12.2014
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 10.12.2014
Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 01.03.2016

Полномочные представители омбудсмена работают в общественных советах при министерствах и ведомствах.

Представители бизнес-омбудсмена в министерствах и ведомствах

Общая компетенция Уполномоченного: что в неё входит, его права и обязанности

Деятельность бизнес-омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб бизнесменов, полагающихся на вмешательство данного института, как на последний шанс защиты своих прав от давления криминала и государственных структур.

В целом работа омбудсмена направлена на то, чтобы улучшить предпринимательский климат в стране. И закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 даёт для этого широкий спектр возможностей.

Отдельное предусмотренное законом направление работы омбудсмена - экспертные функции. Ст. 6 закона № 78-ФЗ предоставляет ему право законодательной инициативы в сфере регулирования прав субъектов предпринимательства.

Омбудсмен имеет право направлять Президенту, в Госдуму и в другие властные структуры предложения о принятии (а также об изменении или отмене) законов и иных актов, имеющих отношение к сфере предпринимательства.

Заключения по проектам рассматриваемых нормативных актов, направляемые омбудсменом, должны быть рассмотрены как Правительством РФ, так и другими органами власти любого уровня. На такое рассмотрение установлен предельный срок - 30 дней.

В полномочия омбудсмена входит направление Президенту предложений, обосновывающих необходимость аннулирования или приостановки действия актов структур исполнительной власти любого уровня, включая Правительство РФ, если такие акты противоречат Конституции, иным законам, указам Президента, а также если эти акты содержат положения, без должных оснований затрудняющие деятельность предпринимателей.

Итоги работы омбудсмен ежегодно отражает в докладе Президенту РФ, публикуемом на сайте омбудсмена и в «Российской газете». В частности, результаты работы института уполномоченных систематизированы в отчёте Президенту за 2017 год.

Реализация полномочий по видам деятельности (из доклада омбудсмена Президенту за 2017 од)

Видео: бизнес-омбудсмен предложил новации

Особенности участия омбудсмена в судебном производстве

Обратившийся в арбитражный суд федеральный или региональный омбудсмен пользуется статусом истца. Он правомочен также вступить в судебное производство на стороне обратившегося с жалобой субъекта предпринимательства в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Омбудсмен правомочен инициировать обжалование вступивших в законную силу решений арбитражных судов. Законом предусмотрено право омбудсмена инициировать обжалование в статусе лица, не участвовавшего в процессе на этапе рассмотрения (ст. 53.1 , ст. 42 АПК РФ).

Федеральный или региональный омбудсмен правомочен участвовать в уголовном процессе в статусе защитника наряду с адвокатом, а в случае рассмотрения дела мировым судьёй, быть единственным защитником без обязательного привлечения адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ). Федеральный омбудсмен также может участвовать в статусе защитника в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности(ст. 25.5.1 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения омбудсменом жалоб от предпринимателей

Подачу жалоб российскому бизнес-омбудсмену регламентирует Порядок , утверждённый Б.Ю. Титовым 06.06.2013 года во исполнение ст. 11 закона № 78-ФЗ. Порядок устанавливает механизм рассмотрения жалоб и принятия решений по ним. С Порядком можно ознакомиться на официальном сайте бизнес-омбудсмена.

Жалобу омбудсмену как индивидуальную, так и коллективную, могут подать:

  • субъект предпринимательства (ИП или юридическое лицо), чьи права в сфере бизнеса были нарушены;
  • представитель субъекта предпринимательства, например, адвокат;
  • общественное объединение субъектов предпринимательства, намеренное защитить законные интересы конкретного предпринимателя;
  • близкие родственники человека, занятого предпринимательством, который находится в статусе обвиняемого или уже осуждён за деятельность, связанную с его бизнесом.

Жалоба может быть первичная или повторная. Повторной считается жалоба лица, уже подававшего жалобу того же содержания. Цель повторной жалобы:

  • обжаловать решение омбудсмена по своей первичной жалобе;
  • отразить мнение о недостатках, имевших место при рассмотрении первичной жалобы;
  • пожаловаться на несвоевременное рассмотрение жалобы.

Подача жалобы

Рекомендуемую форму жалобы можно скопировать с официального сайта омбудсмена. Заявитель обычно подготавливает материалы по документальному обоснованию аргументов, содержащихся в жалобе. Для подтверждения аргументации поданного обращения заявитель может:

  • дополнительно предоставить копии документов;
  • ходатайствовать о запросе определённых документов в конкретных властных или правоохранительных органах.

Жалоба может быть направлена омбудсмену почтовым отправлением или по e-mail адресу: [email protected].

Важно соблюдать формальные моменты оформления жалобы. Это, в первую очередь, относится к чёткой индивидуализации заявителя. Необходимо указать в жалобе:

  • фамилию, имя, отчество заявителя;
  • место жительства;
  • ИНН либо основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;
  • полное наименование юридического лица и место нахождения;
  • ИНН юридического лица;
  • полный почтовый (или электронный) адрес лица, направившего жалобу, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании жалобы;
  • изложение существа вопроса;
  • личную подпись заявителя (гражданина или руководителя юридического лица).
  • чётко указать, нарушены какие именно права заявителя или лица, в защиту которого подана жалоба;
  • какое именно лицо виновно в нарушение затронутых в жалобе прав (это может быть физическое или юридическое лицо, но чаще всего это какая-то властная структура, орган правопорядка или суд);
  • предложить меры для устранения допущенного нарушения права;
  • описать, какие действия уже были предприняты самостоятельно заявителем (или лицом, в защиту которого подаётся жалоба).

Порядок работы с жалобами

Аппарат омбудсмена организует приём и рассмотрение жалобы в соответствии с установленным порядком.

  1. Регистрация жалобы и формальный фильтр. Формальный фильтр предусмотрен для того, чтобы определить, может ли быть жалоба принята к рассмотрению, или заявителю должен быть направлен в трёхдневый срок обоснованный отказ в принятии жалобы. Основанием для невозможности принятия жалобы к рассмотрению может быть одно из следующих обстоятельств:
    • подана жалоба не по направлению деятельности омбудсмена:
      • обжалуются права лица, не являющегося субъектом предпринимательства;
      • жалоба содержит ходатайство о защите прав предпринимателя, не относящихся к его коммерческой деятельности, т. е. жалоба не относится к преследованию лица за правонарушения по статьям УК РФ, сгруппированным в главах 21 и 22 УК.
    • вопрос уже был рассмотрен:
      • жалоба содержит вопрос, по которому заявитель уже обращался к омбудсмену, и заявителю уже направлялись ответы по рассмотрению данного вопроса;
    • неправильное оформление жалобы:
      • жалоба может считаться анонимной (не указана идентификация заявителя);
      • качество написания жалобы не позволяет её прочитать (неразборчивый рукописный текст, печать на принтере с недостатком краски в картридже);
    • недостаток информации для рассмотрения по существу:
      • не представлено документальное подтверждение полномочий заявителя представлять лицо, интересы которого защищаются в жалобе;
      • вопрос жалобы изложен так, что из текста невозможно понять его содержание.
  2. Первичная правовая экспертиза и диспетчеризация обращения. После принятия решения о том, что жалоба должна быть принята, аппарат омбудсмена занимается решением следующих вопросов.
    • выявляется, необходимо ли предоставление заявителем дополнительных документов для рассмотрения ходатайства заявителя по существу;
    • проверяется, не будет ли ответ по вопросу, отражённому в жалобе, нарушением законодательства об охране государственной тайны;
    • определяется, возможно ли направить жалобу на рассмотрение региональному омбудсмену для непосредственной работы с заявителем;
    • должна ли быть жалоба направлена общественным представителям и экспертам Уполномоченного для дополнительного изучения;
    • относится ли решение вопроса жалобы к компетенции определённой государственной структуры, куда жалоба должна быть направлена.
  3. Рассмотрение обращения по существу может включать в себя как работу с документами, так и контакты с заявителем и с лицами, упомянутыми в жалобе.
    • проводится правовая экспертиза жалобы и приложенных к ней документов;
    • если необходимо, опрашиваются физические лица и должностные лица организаций, упомянутых в жалобе;
    • проводится (при необходимости) встреча омбудсмена или его уполномоченного представителя с заявителем или с лицом, в защиту которого подана жалоба;
    • в необходимых случаях готовится и направляется запрос омбудсмена в конкретные органы власти и правопорядка по предоставлению необходимых документов.
  4. Реализация мер по защите прав заявителя.
    • составляются запросы и рекомендации в административные или правоохранительные органы;
    • подаются омбудсменом иски в защиту интересов заявителя;
    • принимается решение об участии федерального или регионального бизнес-омбудсмена в качестве защитника в судебном процессе по обвинению заявителя в правонарушениях в связи с его предпринимательской деятельностью;
    • по итогам реализации мер по защите заявителя определяется имеют ли системный характер проблемы, затронутых в жалобе;
    • передаются материалы по выявленным системным проблемам экспертам для подготовки законодательной инициативы или других мер.
  5. Работа с системными проблемами.
    • экспертный совет проводит экспертизу по выявленным системным проблемам;
    • эксперты готовят материалы для обращения омбудсмена в надлежащие инстанции по выявленным проблемам;
    • омбудсмен обращается к Президенту с предложениями по принятию мер устранения выявленных проблем законодательства или правоприменительной практики.

Если были запрошены у заявителя дополнительные документы, рассмотрение жалобы приостанавливают до момента получения запрошенных материалов. Следующие шаги бизнес-омбудсмена в таком случае:

  • запрошенные материалы получены и начинается рассмотрение жалобы по существу; получение дополнений не считается подачей повторной жалобы;
  • заявитель не предоставил запрошенные данные в течение двух месяцев и рассмотрение жалобы автоматически прекращается, а заявителю направляется уведомление.

В процессе работы с принятой к рассмотрению жалобой омбудсмен уведомляет заявителя о принимаемых мерах и полученных результатах. Такие уведомления направляются заявителю не реже, чем один раз в два месяца.

Какими полномочиями обладает омбудсмен для рассмотрения жалобы

Бизнес-омбудсмен законодательно наделен широким набором инструментов для использования в процессе рассмотрения обращений субъектов предпринимательства. Некоторые права омбудсмена можно отнести и к категории властных полномочий.

В процессе рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен вправе выполнять следующие действия.

  1. Получать от органов власти всех уровней документы на основании своего запроса.
  2. Посещать должностных лиц органов власти любого уровня.
  3. Посещать лиц, жалобы в защиту которых приняты омбудсменом, как в местах содержания подсудимых, так и в учреждениях исполнения наказаний. На такие посещения омбудсмен не обязан получать специальное разрешение.
  4. Участвовать в назначенных контролирующими организациями выездных проверках у предпринимателей, нарушение чьих прав рассматривает омбудсмен.
  5. Обжаловать в суде ненормативные правовые акты, содержащие положения, вследствие которых нарушены законные права одного или нескольких субъектов предпринимательства.
  6. Выдавать предписания на приостановку действия актов, которые были обжалованы в суде, до момента вступления в силу решения суда по обжалованию такого акта.

Закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 обязывает должностных лиц обеспечить беспрепятственный приём омбудсмена, а также направить на его запросы письменные ответы и запрошенные им документы не позднее пятнадцати дней после получения запроса. Омбудсмен может привлекать экспертов для рассмотрения жалобы, а также привлекать к такой работе своих общественных представителей.

Если жалобы, адресованные омбудсмену, содержат вопросы, входящие в компетенцию правоохранительных органов, то их направляют в конкретный правоохранительный орган, о чём извещают заявителя. Если жалоба содержит несогласие с решениями судов или правоохранительных органов и одновременно содержит не подтверждённое конкретными доказательствами требование о привлечении к ответственности работников правоохранительных органов или судей, такая жалоба рассматривается только по вопросу содержания вынесенного решения.

Видео: какие жалобы поступают в аппарат омбудсмена

Какие действия должен совершить омбудсмен по итогам рассмотрения жалобы

Омбудсмен осуществляет одно или несколько действий из закрытого перечня в ч. 5 ст. 4 закона № 78-ФЗ от 07.05.2013:

  • письменно разъясняет заявителю затронутые им вопросы и способы защиты перечисленных в жалобе прав;
  • если в действиях органа власти усматриваются признаки нарушения законодательства, направляет в этот орган заключение, где указывает необходимые меры, которые должны обеспечить восстановление прав конкретных субъектов предпринимательства;
  • подаёт в суд заявление с требованием признать недействительным нормативный акт, нарушающий предпринимательские права субъекта бизнеса;
  • подаёт в суд иск, направленный на защиту интересов субъектов предпринимательства, нарушение чьих прав отражено в жалобе;
  • обжалует в апелляционных судебных инстанциях вступившее в силу решение суда, в отношении субъекта предпринимательства, о защите чьих прав ходатайствует жалоба;
  • направляет в надлежащие органы обращение, обосновывающее требование о привлечении к дисциплинарной или судебной ответственности инициаторов действий, нарушающих права субъектов предпринимательства;
  • передаёт жалобу в организацию, могущую разрешить вопросы жалобы, причём закон запрещает омбудсмену направлять полученную от заявителя жалобу лицу, действия которого обжалует заявитель.

Омбудсмен вправе запросить данные об итогах рассмотрения направленной жалобы. Заявителю предоставляют для ознакомления материалы по рассмотрению его жалобы. Законом установлено, что ознакомление не должно затрагивать законные интересы иных лиц.

Результаты рассмотрения жалоб публикуются на сайте омбудсмена. При этом персональные данные конкретных физических лиц должны быть обезличены.

Какая ответственность грозит за вмешательство в деятельность омбудсмена

За действия по воспрепятствованию выполнению омбудсменом его обязанностей, предусмотренных законом, судом может быть наложено административное взыскание (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Так, за факт вмешательства в работу омбудсмена с целью оказания влияния на принятие им решения предусмотрен штраф от 1000 до 2000 рублей.

На должностное лицо, не исполняющее законные требования омбудсмена, могут наложить штраф от 2000 до 3000 рублей.

Если должностное лицо не соблюдает определённые законом сроки направления омбудсмену материалов по его запросу, Кодексом предусмотрен штраф от 1000 до 2000 руб. А повторное совершение хотя бы одного из вышеуказанных правонарушений в течение года предусматривает дисквалификацию виновного лица на срок от полугода до года.

Для ещё молодого российского предпринимательства фигура бизнес-омбудсмена непривычна. Однако опыт деятельности российского бизнес-омбудсмена показал, что обширный круг полномочий позволяет ему весьма эффективно помогать российскому предпринимательскому сообществу бороться с разноплановыми противозаконными помехами в бизнесе. Это и работа с органами власти разного уровня, это и участие в гражданском и уголовном судопроизводстве, а главное - выполнение функций эксперта, имеющего право обращаться к Президенту с конструктивными законодательными инициативами в сфере прав предпринимателей.

Защита предпринимателей – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные меры осуществляются в соответствии с принятым законом и способствуют они выявлению нарушителей прав и привлечению их к ответственности.

Защита прав предпринимателей – новое, достаточно молодое направление в политике Президента Российской Федерации. Не секрет, что до недавнего времени в нашей стране контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса сводился к обычной финансовой договоренности. Как такового, контроля практически не было. Взаимоотношения с чиновниками по принципу «плати и работай, не платишь – закрывайся» истощали частный бизнес.

Необходимость в поддержке предпринимательства остро встала перед Президентом и правительством РФ. Государственными структурами были приняты меры по защите прав предпринимателей, направленные на улучшение жизни российских бизнесменов посредством ограждения их от засилья бюрократизма, коррупции и вымогательства. Данная мера призвана организовать контроль деятельности предпринимателей, который не нарушает их законных прав.

Предметом защиты являются законные права и интересы предпринимателей, если они нарушаются или оспариваются.

Способы защита прав предпринимателей

Существует два способа защитить оспариваемые или нарушенные права юрлиц и ИП.

  1. Материально-правовой способ – защита материального права. Данный способ подразделяется на следующие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – благодаря которому происходит восстановление или признание оспариваемых прав;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия (бездействие).
  2. Процессуальный способ – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами в судопроизводстве.

Существует еще один способ, защищающий права бизнесменов – самозащита. Этот способ необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие, которое необходимо учесть при самозащите – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты прав предпринимателей:

Закон о защите прав предпринимателей

Необходимость в данном законе возникла не случайно. Незаконное давление чиновников на владельцев бизнеса, коррупция, поборы и вымогательства превращают жизнь предпринимателей в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом бизнесе. У данной категории бизнесменов нет достаточных ресурсов для осуществления защиты своих законных прав и интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

Для того чтобы осуществить защиту лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, 15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, была проделана работа, в результате которой появился новый закон о защите прав предпринимателей – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Новый закон отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере предпринимательства, четко обозначил права и обязанности органов контроля и владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок - метод защиты прав предпринимателей

Одной из основных форм осуществления контроля над деятельностью предпринимателей является проведение проверок. До недавнего времени процедура проведения проверок имела хаотичный характер. Контрольные проверки проводились тогда, когда данная мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура проверок сводилась к вымогательству денежных средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и способствовало увеличению нарушений с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Проверки стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Проверки подразделяются на такие виды:

Также существует подразделение проверок на:

  • Документарная - проверка необходимой документации, предоставляемой в организацию, осуществляющую контроль (без выезда на место);
  • Выездная - проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы восстановления и сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса;
  • Презумпция добросовестности;
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать информацию о планах проверок, знать права и обязанности представителей органа, осуществляющего контроль;
  • Орган, осуществляющий контроль, может проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • Запрещено осуществлять мероприятия по проверке одного бизнесмена по одному и тому же вопросу разными органами контроля;
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии нового бизнеса в соответствующие компетентные службы, то они не обязаны предоставлять госконтролю или любой другой проверяющей службе разрешительные документы на работы;
  • Контролирующая служба, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности, согласно действующему законодательству;
  • Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются на бесплатной основе. Взимать денежные средства за проведение данных мероприятий с предпринимателей, запрещено;
  • Мероприятия по проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей финансируются за счет соответствующего бюджета.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России - омбудсмен

Для того чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять соответствующие законы. В нашей стране выполнение закона возможно, только если есть соответствующий контроль. Чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону, был принят ряд мер по осуществлению контроля выполнения правовых актов.

В апреле 2012 года для улучшения жизни предпринимателей России действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей в России.

В декабре 2012 года, после инаугурации, новый президент Российской Федерации В. Путин создал институт омбудсмена по защите прав предпринимателей. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей. 22 июня 2012 года на эту должность был назначен председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств;
  • Обращаться в органы судопроизводства с исковыми требованиями о защите прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты;
  • Запрашивать в органах госвласти и муниципальных образований любую необходимую информацию;
  • При предъявлении соответствующего удостоверения иметь допуск в органы государственной власти;
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов;
  • Принимать участие в выездных проверках;
  • Вносить предложения по улучшению работы в сфере предпринимательства.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не является членом Совета Федерации;
  • не является депутатом;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Владельцы бизнеса могут найти поддержку и в своем регионе, где имеется региональный уполномоченный по правам предпринимателей, и в вышестоящих кругах. Чувствуя поддержку государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это является одним из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Как известно, в своей деятельности, многие предприниматели сталкиваются с противодействием со стороны недобросовестных сотрудников государственных и муниципальных органов и служб. Это может проявляться как в необоснованных проверках, недопущению к государственным конкурсам, попытках, используя служебное положение, отнять бизнес и так далее. И достаточно часто так случается, что пройдя все инстанции, судебных и иных правоохранительных органов, предприниматель так и не может найти поддержки в защите своих нарушенных прав. Государственная машина, зачастую, не может работать против себя. И получив отказы на всех уровнях системы, предприниматель вынужден был обращаться на самый верх государственной власти – к Президенту РФ. Но с 2012 года, у предпринимателей появился новый способ защиты своих нарушенных прав в спорах с властью – обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. О том, что представляет собой эта должность, какие вопросы решает уполномоченный, и как к нему обратиться рассказано в предлагаемой статье.

Правовое положение уполномоченного по правам предпринимателей (бизнесомбудсмена) в России

Сама должность уполномоченного, или как его ещё называют бизнесомбудсмена, была введена Указом Президента РФ. Это случилось в Санкт-Петербурге в ходе международного экономического форума в июне 2012 года. И первым кто был назначен на эту должность, и по сей день на ней и остается, был руководитель «Деловой России», общероссийской общественной организации, известной в России своими действиями в защиту предпринимателей - Борис Юрьевич Титов.

Изданный в следующем году федеральный закон уже касался не только одной должности общероссийского бизнесомбудсмена, но и региональных уполномоченных по в субъектах федерации. Деятельность уполномоченного по правам предпринимателей в России и правовые основы деятельности региональных бизнесомбудсменов регулируются законом № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» от 7 мая 2013 года.

По объему закон достаточно небольшой, он состоит всего из одиннадцати статей, но он внес существенные изменения в деловую жизнь страны. В полномочия бизнесомбудсмена, в первую очередь входит рассмотрение жалоб предпринимателей, и принятие по ним решений. Если доводы заявителя будут признаны обоснованными, уполномоченный предпринимает предусмотренные законодательством действия в защиту предпринимателей. В частности он может, например:

  • направить в государственный орган, нарушивший заключение с указанием мер необходимых для восстановления прав предпринимателя,
  • подать жалобу с целью защиты прав предпринимателя, в орган уполномоченный рассматривать такие жалобы,
  • обжаловать в судебном порядке действия и акты государственных органов и должностных лиц.

Полный перечень полномочий бизнесомбудсмена содержится в законе. Обратиться за защитой к уполномоченному по правам предпринимателей могут как российские, так и иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Законом предусмотрено, что на ряду с должностью уполномоченного по правам предпринимателя, действующего на общефедеральном уровне, в регионах, законами субъектов федерации могут учреждаться должности региональных уполномоченных.

Порядок обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей

Так же заявитель должен указать сферу деятельности, в которой произошло нарушение прав предпринимателя, это может быть таможенное или техническое регулирование, налоги, строительство и так далее. Необходимо указать орган, который нарушил права законные интересы предпринимателя. А так же фамилию, имя и отчество должностного лица непосредственно совершившего нарушение. Отдельно следует указать какими действиями были нарушены права заявителя или третьего лица, в чьих интересах он обращается к уполномоченному представителю:

  • незаконное уголовное преследование со стороны правоохранительных органов,
  • рейдерство,
  • нарушения, совершенные в процессе проведения контрольных (надзорных) мероприятий – проверок,
  • коррупция,
  • правонарушения при размещении госзаказов,
  • правонарушения при оказании госуслуг,
  • пробелы в нормативном регулировании и нарушения в результате несовершенства законодательства,
  • акты органов власти, противоречащие закону,
  • требования, нарушающие права и законные интересы заявителей,
  • и другие.

Так же необходимо заметить, что в случае если характер преследования заявителя, или третьего лица, не связан с уголовным преследованием, то перед тем как обратится с заявлением к омбудсмену, необходимо пройти все стадии обжалования действий и актов госорганов, как досудебные, так и судебные. Хронологию обжалования, а так же содержание судебных актов, необходимо привести в заявлении. И только после этого можно приступать непосредственно к изложению сути жалобы. Обратите внимание: Подача жалобы Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, государственной пошлиной не облагается. В обязательном порядке к жалобе должны быть приложены следующие документы:

  • акты, решения, письма, ответы и иные документы, исходящие от органов исполнительной власти которые привели к нарушению прав заявителя или третьего лица,
  • заявления и обращения в органы исполнительной власти, подававшиеся с целью проведения досудебных процедур,
  • если производилось судебное обжалование, копии заявлений в судебные инстанции и решений, принятых по результатам их рассмотрения.

Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем и иметь адрес (в том числе и электронный) по которому может быть направлен ответ на неё.

Дискуссия «Защита прав предпринимателей. Диалог бизнеса и правительства»

Вся коммерческая деятельность предпринимателей связанна с постоянным риском ущемления своих прав и интересов. В этой статье мы писали про некоторые способы отстаивания своих прав и интересов как предприниматель . Эти риски бывают административного, экономического и уголовного плана. Также полноценное функционирование бизнеса предпринимателя часто подвергается испытаниям форс-мажорного характера. Уже с конца девяностых годов прошлого века, в нашей стране стала постепенно выстраиваться структура защиты интересов предпринимателей на законных основаниях. Правительством страны утверждено несколько законодательств, касающихся их деятельности, а также приняты Гражданский и Налоговый кодексы РФ, которые стали документами, на основе которых ведут свой бизнес предприниматели разных уровней. Но эти юридические документы не смогли полностью решить задачу по полноценной защите прав предпринимателей. Поэтому в 2012 году, правительством РФ было решено учредить институт Уполномоченных призванных защищать интересы предпринимательского движения.

Кто такой и зачем он нужен этот самый "Уполномоченный по правам предпринимателей"?

Становление аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В результате детальных разбирательств и многочисленных уточнений относительно функций и полномочий бизнес-омбудсмена, в мае 2013 года появился Федеральный закон «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Он узаконил его правовой статус и урегулировал его детальное взаимодействие с Министерством экономического развития РФ. Этот документ утвердил статус Уполномоченного как Государственного служащего Администрации Президента, а также позволил утвердить штат, необходимых для полноценного функционирования аппарата, помощников. На сегодняшний день в данном государственном органе служат около сорока человек. Впервые, на Федеральном уровне, на должность Уполномоченного, в июне 2012 года был утвержден крупный Российский предприниматель Борис Титов.

С 1 января 2015 года было принято решение об изменении юридического статуса Уполномоченного по правам предпринимателей. Теперь это государственный орган, основной обязанностью которого является обеспечение гарантий защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности на государственном уровне. Этот орган стал самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из Федерального бюджета. Также стоит заметить, что после принятия данного решения, все региональные субъекты Российской Федерации получили право вводить в своих администрациях аналогичные должности.

Основные права и обязанности Уполномоченного.

Законодательно утверждены основные требования, предъявляемые к человеку, который может претендовать на этот высокий пост. Это:

  1. Возраст. Претендент должен достичь 30-ти летнего возраста.
  2. Образовательный ценз. У него обязательно должно быть высшее образование.

Также установлен срок полномочий бизнес-омбудсмена, он составляет 5 лет. В случае его эффективной работы, имеется право на продление полномочий еще на 5 лет.

Основной задачей Уполномоченного и всего, возглавляемого им аппарата, является контроль над тем, чтобы со стороны различных Федеральных и Муниципальных государственных учреждений и органов не происходило нарушение прав и интересов коммерсантов. В случае выявления таких нарушений, Уполномоченный обязан вникнуть в суть проблемы и принять все меры к пресечению подобных действий со стороны Госорганов и восстановлению ущемленных прав бизнесмена. Обозначим основные обязанности Уполномоченного по защите прав бизнесменов:

  • Защита различных интересов предпринимателей, связанных с их деятельностью, путем подачи исков в суд соответствующей инстанции.
  • Получение различных сведений, касаемых деятельности предпринимателя, из различных Муниципальных и Федеральных органов.
  • Помощь в подаче различных заявлений в судебные органы от лица предпринимателей, для признания незаконными действий тех или иных государственных органов, за исключением действий прокуратуры и Следственного комитета РФ.
  • В целях изменить и улучшить те или иные правовые акты, а также законы, касающиеся деятельности предпринимателей, уполномоченный вправе направлять соответствующие аргументированные предложения в аппарат Президента или в Правительство страны.
  • Визиты в различные органы Муниципального управления, с целью получения интересующей его информации.
  • Участие в различных проверках коммерческих компаний государственными контролирующими органами. В том числе выездных. Контроль над законностью проведения данных проверок.
  • Обжалование, в случае необходимости, разнообразных актов составленных контролирующими государственными органами, после их вступления в силу по решению Арбитражного суда.
  • Общение и обсуждение дел с обвиняемыми или уже осужденными предпринимателями.

Вследствие того, что представительства данного Госаппарата аппарата уже открыты в большинстве регионов Российской Федерации, помощь от их функционирования в своей деятельности получают все большее количество предпринимателей нашей страны.

Рассмотрение жалоб предпринимателей аппаратом Уполномоченного.

У любого лица, ведущего предпринимательскую деятельность в нашей стране, периодически возникают трения и спорные вопросы с государственными и муниципальными контролирующими органами. В этом случае имеет смысл составить претензию или жалобу и обратиться с ней к Уполномоченному по защите прав бизнесменов. В жалобе обязательно должны быть следующие пункты:

  • ФИО предпринимателя.
  • Юридический или почтовый адрес бизнесмена. Его электронная почта.
  • Наименование органа, к которому предприниматель имеет претензию.
  • Суть жалобы (претензия).
  • Если жалоба касается неправомерной проверки, то указывается дата и методы ее проведения, а также ответственное лицо, указанное в акте.

Жалобы рассматриваются абсолютно все. Ответ от Уполномоченного должен быть получен в течение 13-ти рабочих дней. В ответе должна содержаться информация о принятии жалобы или ее отклонении. В случае принятии жалобы, обычно указываются предполагаемые действия, по устранению возникшей у предпринимателя проблемы. В случае ее отклонения, в ответе должны быть указаны объективные причины такого решения.

Жалоба направляется Уполномоченному в виде заполненного бланка установленной формы с приложением всех имеющихся для предмета обращения документов (копий).

Мы специально для Вас написали материал где более подробно описали какими правами и обязанностями обладает индивидуальный предприниматель.

Борис Титов - представитель интересов предпринимателей при Президенте. И многих российских граждан интересует, как сегодня ведётся эта работа, каковы её результаты и что известно о фактах биографии и личной жизни самого уполномоченного политика.

С самого начала

Родился Титов Борис Юрьевич зимой в 1960 году 24 декабря в Москве. Его отец в то время занимал должность сотрудника Министерства внешней торговли Советского Союза. Когда мальчику исполнилось 6 лет, их семья отправилась в Новую Зеландию, так как туда был на несколько лет командирован глава семейства по рабочим делам. Школьная учёба Бориса началась именно там и продолжалась до 10-летнего возраста. После возвращения, окончив начальное обучение уже в России, молодой человек поступил в высшее учебное заведение МГИМО, которое успешно окончил в 1983 году.

Род Титовых по отцовской линии имеет дворянские корни. Дед Бориса Юрьевича был медиком и работал главврачом. Ну а прадед по материнской линии - крепкий оренбургский казак.

Борис Титов. Биография деятельности

С 1983 по 1989 гг. молодой человек проработал во внешнеторговом объединении «Союзнефтеэкспорт». А в 1989 году Борис был назначен на пост начальника департамента химии на совместном с голландцами предприятии «Юралс», где руководил до 1991 г. В этом самом 91 году Титов создаёт торгово-инвестиционную компанию Solvalub LTD по производству продукции нефте- и газохимии, и становится её исполнительным директором. С 1996 по 1999 гг. он становится руководителем и работает на посту президента дочерней компании SVL - ОАО «Интерхимпром». С 2000 по 2001 гг. возглавляет пост председателя Объединенного правления «Интерхимпром». Борис Титов является человеком активной жизненной позиции. Это и видно по фактам его деловой биографии. Успешный старт задал хороший подъём его карьерному росту.

Личная жизнь

Борис очень любит путешествия, он свободно владеет английским и испанским языками, благодаря чему в любой стране не имеет никаких сложностей с коммуникацией.

Кроме поездок по миру, по душе ему пришлись занятия дайвингом и сквошем, чему он с удовольствием отдаёт периодически своё свободное время. Увлекается яхтами, серьёзно интересуется судовождением. Семейное положение Бориса - женат. Его супруга Елена - директор Всероссийского московского музея декоративно-прикладного искусства. В средствах массовой информации, где ныне часто можно слышать имя Борис Титов, жена его также бывает представлена ещё и в качестве руководителя Фонда развития российского стекла. В семье Титовых двое детей: дочь Мария (1992 г.) и сын Павел (1984 г.). Неоднократно Борис, как успешный бизнесмен, упоминался в числе российских миллиардеров.

Профессиональный опыт и динамичный рост

Тем временем карьера Бориса Титова продолжает идти в гору. Накопленный опыт позволяет ему в течение года находится на посту президента ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот». Примерно с этих же лет началась биография Титова как политика. Он стал руководителем Фонда развития промышленности по производству минеральных удобрений. Уже в те годы Борис Титов обзавёлся частным самолётом. В тот же 2000-й год бизнесмен был зачислен в штат руководства российского Союза промышленников. Ну а через 4 года Борис возглавил «Деловую Россию» и был принят в состав Общественной палаты.

Под руководством Титова компания в 2006 году начала осваивать новое направление - инвестирование в винное производство, для чего была приобретена торговая марка «Абрау-Дюрсо». И здесь накопленный опыт позволил дать делу успешный ход: уже через 8 лет расширившееся производство вышло на отличный результат в виде увеличения реализации винной продукции «Абрау-Дюрсо» в пятикратном размере.

Талант предпринимателя

Далее в бизнесе Борис Титов перешёл на новый уровень развития настолько, что в 2006 году его финансовое состояние оценили в 1,03 $ млрд. Не стояла на месте и политическая карьера. Уже примерно через год известного предпринимателя избрали в Высший совет партии «Единой России», а ещё года через три Титов Борис Юрьевич вошёл в состав руководства партии «Правое дело».

2010 год ознаменовался избранием Бориса Титова главой Совета Союза российских виноградарей и виноделов. Одновременно с этим бизнесмен приобретает у мирового производителя шампанских вин марки Moet & Chandon старинное и вполне добротное винодельческое хозяйство Chateau d’Avize. Обошлась такая покупка в сумму около десяти миллионов долларов.

Предпринимательская хватка замечена и оценена

В 2012-ом Борис Титов избран бизнес-омбудсменом. Его не только заметили, но и запомнили многие, благодаря его инициативной деятельности, направленной на защиту прав класса российских предпринимателей.

Особенно яркой сочли амнистию для бизнесменов (2013 год), под которую повезло попасть 2466 человекам. Но, конечно же, уделять должное внимание всем делам с такой занятостью просто невозможно. И потому из-за вступления Бориса на пост пришлось несколько отойти от управления бизнесом. В результате руководящая деятельность по «Абрау-Дюрсо» перешла к сыну Павлу.

Доходы от широкого бизнеса

Как известно из декларированных доходов Бориса Титова, годовая выручка от винных предприятий составляет 150 миллионов долларов. Имеется и дополнительный доход от расположенного рядом отеля. Число желающих отдохнуть в прекрасном месте с видом на озеро доходит до 130 тысяч человек ежегодно. И это только основной актив, помимо которого, у семьи Титовых есть птицефабрика в городе Ржеве и плюс ещё офисный центр в Москве.

Как появилась «Партия Роста»

Борис, возглавив высший совет демократической партии РФ, называющейся «Гражданская сила», приступил к созданию новой правовой структуры в России. Это его детище пресса оценила как «кремлёвский проект». Тем не менее, ноябрь того года принёс роспуск «Гражданской силы» и Союза правых сил, в результате чего была учреждена новая партия Титова Бориса Юрьевича «Правое дело».

На съезде были утверждены трое её сопредседателей: Леонид Гозман, сам Борис Титов и журналист Георгий Бовт. Ну а в 2016 году Борис Юрьевич стал главой партии «Правое дело». В последствие переименованная она стала называться «Партия Роста».

За время своей работы Титов был не раз награждён за свою оперативную работу. 25 августа 2008 Указом Президента РФ ему был присвоен Орден «За заслуги перед Отечеством», в 2010 году - медаль Столыпина, (высшая награда Правительства РФ) и в году 2015 предприниматель получил орден Почёта.

Деятельность на посту

В чём же состояла деятельность Бориса Юрьевича в качестве бизнес-омбудсмена? Борис Титов, уполномоченный при Президенте, координировал вопросы, связанные с проверками и, как правило, с имущественными правами. Как он сам пояснял средствам массовой информации, их команда делает всё, что от них зависит для того, чтобы решались не только системные проблемы, но и рассматривался каждый отдельный случай.

Будучи уполномоченным по защите прав предпринимателей, Титов часто проводил совещания с бизнесменами из разных областей страны. На таких собраниях обсуждались общие для всех, касающиеся транспортных перевозок, частной фармацевтики и медицины, процедуры закупок и прочие.

Опыт, наработанный личной практикой

Когда у Бориса Титова спрашивают, почему именно он был назначен омбудсменом по делам предпринимателей России, ответ его расставляет все точки над «і». Он говорит, что их партия не впервые занимается этой проблемой. Ещё с момента её основания их группа активно вставала на защиту прав отечественных предпринимателей, воспринимая их как своих соратников и коллег.

Не раз представителям новой организации приходилось надоедать президенту, (в то время он был премьер-министром), относительно проблем отдельных предпринимателей. И в некоторых отдельных случаях вышеупомянутому члену правительства приходилось вмешиваться.

Назревшее решение

И тогда, чуть более года назад, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов со своей командой пришли к выводу, что в правозащитной сфере необходима организация системной работы. После созревшего решения был создан Центр общественных процедур, называющийся "Бизнес против коррупции".

Здесь ведут борьбу за права предпринимателей и бизнесменов сразу по двум наиважнейшим направлениям. В первую очередь это обеспечение защиты конкретных людей, попавших в жернова уголовного преследования. А второе столь же важное дело - это устранение лазеек в законодательстве, которые используют коррупционеры и прочие недобросовестные чиновники, и конечно же, последующая разработка более совершенных пунктов законодательства по данным вопросам.

Представители на местах

Борис Титов считает, что в каждом регионе и области страны должен работать свой омбудсмен. Это будут соответственно несколько отличающиеся, но, тем не менее, беспрецедентные полномочия. Такие представители также будут иметь право подавать заявления в суды от своего имени и прекращать действия определённых государственных актов. Это очень важный этап в работе новой партии.

Кстати, сейчас для того, чтобы обратиться за защитой от неправомерных действий, не обязательно ехать в столицу, так как и в сети Интернет имеется «приемная» Бориса Титова. Сайты, на которых можно оставить заявление или жалобу, называются «Бизнес-Омбудсмен», «Лица власти», «Рапси» и это только одни из наиболее известных.

Почему это важно

Давая интервью прессе, Борис Юрьевич, объяснил свою позицию российским гражданам. По его словам их деятельность для государства может показаться далеко не самой главной. Ведь они оказывают помощь отдельным предпринимателям, и это самые обычные люди, а не те, кто на виду и на слуху, и кого принято считать создающими экономическую мощь страны. Их помощь направлена на бизнесменов регионов, создавших предприятия малого и среднего звена, и которые действительно являются платформой экономики страны. Пока что их не так уж и много, и часто причиной тому служит то, что их сильно обижают. И потому главное направлением в работе этого деятеля - это защита предпринимателей, особенно в тех случаях, когда у них пытаются или, тем более, уже отобрали бизнес чиновники. В общем, на защиту могут рассчитывать бизнесмены, чьи права незаслуженно попирают, и даже сажают при этом этих людей в тюрьмы.

Современное сегодня

Раньше, что ни для кого не является секретом, недобросовестные чиновники предпринимателей преследовали ради взяток, ну а сегодня их аппетиты столь возросли, что своей целью они ставят захват бизнеса полностью, для этого они и стараются постоянно его атаковать.

Работу свою партия Титова будет вести и с иностранными инвесторами, и с крупными компаниями. В их планы также входит внесение некоторых изменений в законодательство. Команда планирует осуществлять контроль и в налоговой, и в тарифной сфере и, кроме этого, курировать порядок выделения земель. И по каждому из перечисленных направлений будет произведено назначение общественных омбудсменов.

Заключение

Борис Юрьевич Титов - состоявшийся успешный бизнесмен и политик, который не на словах, а на собственном опыте испытал, какие препоны могут иногда вставать на пути среднего и малого бизнеса. И не зря на должность уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей был выбран именно он. Ведь Борис Титов - человек деятельный и целеустремлённый, успешный бизнесмен, сумевший выйти в миллиардеры.



 

Возможно, будет полезно почитать: