Предельный срок погашения долговых обязательств рф. Органы денежно-кредитного регулирования

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации. Долговые обязательства перед Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков.

Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

Законом о бюджете утверждаются:

Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

Предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года;

Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям;

Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом Федерации государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам - участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.

Государственные кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Российская Федерация предоставляет в рамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены ее геополитические интересы. Программы предоставления таких кредитов за счет средств федерального бюджета включают перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставляемых в очередном финансовом году. Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в закон о федеральном бюджете.



В современных условиях государственный долг становится важным элементом экономического механизма, при помощи которого правительство реализует свои цели. В современной экономической теории выделяются следующие цели государственного долга:

Фискальная;

Экономической стабилизации;

Распределения.

Фискальная цель состоит в том, что, осуществляя долговую политику, правительство стремится к займу наиболее дешевых финансовых ресурсов (насколько позволяет экономическая ситуация в стране). В принципе для этих же целей создается и поддерживается рынок государственных долговых обязательств, которые позволяют государству привлекать новые финансовые средства для своих нужд.

Цель экономической стабилизации заключается в том, что государство с помощью мероприятий, финансируемых за счет кредитов и займов, воздействует на макроэкономические параметры: производство, безработицу, уровень цен и т.д. Однако политика стимулирования экономики посредством дефицитов в последние годы находится под критикой ввиду роста государственного долга. Неуправляемый государственный долг оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Критический размер долга и рост процентных платежей, как правило, оказывают сильное сдерживающее влияние на экономику и, более того, могут стать причиной финансовых кризисов.

Цель оптимального распределения ресурсов является одной из важных и давно известных целей государства и его экономической политики. Правительство с помощью кредитов и займов привлекает дополнительные ресурсы для финансирования своих расходов, если доходов бюджета недостаточно для покрытия этих расходов. Использование государственного долга как рычага распределительного воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки налоговых платежей на будущее, т.е. государственный долг является средством перераспределения богатства будущего поколения, которому придется платить повышенные налоги. И с помощью государственных займов государство привлекает фонды будущего поколения для финансирования программ и проектов, необходимых как нынешнему поколению, так и следующему.

Более глубокое раскрытие сущности любой категории осуществляется через определение ее функций.

Так как долг является порождением государственного кредита, то, соответственно, ему присущи те же функции, что и кредиту, а именно регулирующая и распределительная.

Через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственный долг является основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме.

Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства. В странах с рыночно ориентированной экономикой это регулирование происходит при ограниченном вмешательстве государства на основе действия законов рынка. В странах с планово-распределительным типом экономики регулирование ресурсов преимущественно осуществляется государственными органами разных уровней. Однако, несмотря на то, что государственное участие в рыночной экономике имеет свои ограничения, нельзя отрицать тот факт, что государство оказывает немалое по значению воздействие как на экономическую сферу в целом, так и на распределение ресурсов в частности. И определяющую роль при этом играет государственный долг. Осуществляя долговую политику, государство может регулировать объем своего участия в производстве валового общественного продукта.

При определении экономических границ государственного внутреннего долга важно учитывать, что долг - это метод возвратного предоставления денежных средств, и предоставление средств возможно, исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств. Поэтому при определении экономических границ государственного долга необходимо учитывать:

Необходимость участия заемных средств в решении задач обеспечения бесперебойности и развития процессов производства в экономике;

«правильное» использование заемных средств;

Вопросы повышения благосостояния населения.

Экономические границы государственного долга определяются состоянием источников пополнения финансовых ресурсов государства, размерами сбережений, инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов, состоянием денежного обращения в стране.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета, погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

Рассмотрим классификацию государственного долга.

1. Государственный долг России бывает капитальный и текущий.

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим долгом - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

2. По форме государственный долг делится на:

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Договоры о предоставлении России гарантии;

Соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

3. По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

Долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превысить 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Внутренний долг РФ складывается из:

а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;

б) объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

г) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В зависимости от рынка заимствований и валюты государственный долг подразделяется на внутренний и внешний

Задолженность государства резидентам образует государственный внутренний долг, соответственно, нерезидентам - государственный внешний долг.

Внешний долг РФскладывается из:

а) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией;

б) объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:

2) государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекту РФ;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ принятых лет.

Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Государственный долг субъектов РФ складывается из:

а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;

6) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

г) объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ.

Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов регионального (бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.

Муниципальныйдолг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью, без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Другие формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Муниципальный долг складывается из:

1) основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

3) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

4) объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.

Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных бюджетов, если указанные обязательства не гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг ­- облигации.

Облигация - это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов.

Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

Быстрая навигация по материалу

Вопрос возврата долгов между обычными гражданами – один из самых сложных, острых и распространенных. Брать деньги в долг или выручать знакомых приходилось, наверное, каждому. Займы в частном порядке – очень распространенное явление, и это неудивительно: задержки зарплаты встречаются очень часто, больших накоплений у большинства граждан нет, а получить кредит не всегда возможно по целому ряду причин. Так уж принято в нашем обществе, что брать расписку с друзей или родственников, коллег по работе – считается неудобным, хотя взаймы нередко даются довольно крупные суммы. И очень часто людям приходится сожалеть о своей доверчивости и великодушии спустя время.

Возврат долга, данного в частном порядке – вопрос сложный даже для специалиста. Проблема может быть в отсутствии как документов (письменное долговое обязательство) и свидетелей, так и в том, что должник формально нигде не работает, имущества не имеет – хотя вы можете видеть, что он отнюдь не бедствует. Очень часто встречаются ситуации, когда после развода отец каждый месяц выделяет некоторую сумму на содержание своих детей, причем передает деньги наличными бывшей жене. А через некоторое время оказывается, что ему вынесено наказание за неуплату алиментов . И все потому, что расписок в получении денег никто не писал.

Тем не менее, если вопрос для вас актуален и речь идет о сумме, которую вы не готовы "забыть", либо это просто дело принципа – выходы есть. Специалистами накоплена огромная практика, которая позволяет получить результат даже в сложных случаях, давних спорах по долговым обязательствам. Обратитесь к юристу для консультации – каждый случай очень индивидуален, и лишь подробная беседа с вами позволит дать оценку шансов и наметить план решения вопроса. Юрист по долговым обязательствам поможет решить проблему с возвратом долга, оформить письменное долговое обязательство, и ответит на все возникшие вопросы.

Виды долговых обязательств

Юридическая трактовка понятия долговых обязательств включает в себя комплекс различных отношений между участниками сделки, на основании которых одна сторона этих отношений должна совершить ряд действий в пользу другого участника. Иными словами, один из участников соглашения обязан предать другому часть принадлежащего ему имущества с целью оплаты существующей задолженности.

Виды долговых обязательств можно классифицировать по нескольким основаниям:

  • кредиторская и дебиторская задолженность;
  • краткосрочная и долгосрочная задолженность;
  • срочная и просроченная;
  • истребованная и неистребованная;
  • и т.д.

Юрист по долговым обязательствам более подробно расскажет о том, какие виды долговых обязательств можно применить к тем или иным отношениям, и поможет выстроить стратегию по их реализации.

Под краткосрочной задолженностью нужно понимать ту, которая имеет срок погашения не более одного года. Если же этот период более долгий, то задолженность классифицируется как долгосрочная.

Юрист по долговым обязательствам должен определить, к какому виду долговых обязательств можно отнести конкретный долг. Если согласно договору срок погашения еще не истек, то ее можно охарактеризовать как срочную. То же можно сказать и о долгах, по которым еще не истек срок исковой давности. Если же исполнение долговых обязательств было по какой-то причине отложено (при наличии соответствующего решения суда или иного документа), то такие долги переходят в разряд отсроченных задолженностей.

Помимо долгов частных лиц существует и такое понятие, как долговые обязательства государства, в частности, долговые обязательства РФ. Под ними подразумевается как внешний долг страны, так и внутренние долги. Долговые обязательства РФ могут существовать в нескольких формах.

юрист по гражданскому праву

Бесплатная консультация юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по долговым обязательствам

Формы долговых обязательств РФ

В законодательстве выделяются следующие формы долговых обязательств РФ:

  • договора кредитного характера, одним из участников которых является государство, а в качестве другого может выступать другая страна, различные международные фонды и кредитные организации;
  • ценные бумаги, выпуск которых организован от имени государства;
  • соглашения о переуступке долгов третьих лиц (исключительно на основании принятых законодательных актов);
  • договора о предоставлении государственной гарантии;
  • соглашения о реструктуризации прошлых долгов или об их пролонгации;
  • и т.д.

Можно сказать, что формы долговых обязательств РФ ничем не отличаются от тех, которые касаются частных и юридических лиц, кроме того факта, что одной из сторон соглашения должно выступать само государство в лице уполномоченных органов и структур.

Особенностью таких соглашений является то, что они не могут заключаться на сроки, которые превышают тридцать лет, и должны быть погашены в соответствии с условиями займа.

Долговые обязательства услуги юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по телефону

Как вам поможет юрист

Помощь юриста по долговым обязательствам, имеющего опыт, в том числе судебный, в этой сфере, будет вам полезна в следующих случаях.

  • Вы готовы дать деньги в долг и хотите заранее обезопасить себя. Самым правильным будет оформление не простой расписки, а договора займа (письменное долговое обязательство), который можно заверить и нотариально. В договоре можно предусмотреть разные варианты развития событий – от вашей возможности потребовать досрочного возврата, до финансовой и другой ответственности должника в случае просрочек, способов возврата долга имуществом и т.д. Можно оформить долг под залог имущества – правильно сделать это также поможет юрист по долговым обязательствам.
  • Ваш должник отрицает долг, а письменное долговое обязательство отсутствует, и свидетелей у вас нет: сложная ситуация, но все же решаемая. В арсенале опытных юристов есть способы, позволяющие вынудить должника признать долг даже спустя годы, поэтому не стоит опускать руки – проконсультируйтесь со специалистом и узнайте, какие у вас шансы вернуть свои деньги.
  • Ваш должник умер, тяжело заболел, получил инвалидность: как обратиться с требованием уплаты долга к его родственникам, обратить взыскание на его имущество.
  • Вы намерены расторгнуть брак, и хотите узнать, как осуществляется раздел долгов при разводе .
  • Для того, чтобы одолжить денег знакомому, вы оформили на себя кредит: особенно осложняется эта ситуация тогда, когда вы уже и сами не можете выплачивать этот кредит, и вам грозит судебный процесс с банком, а письменное долговое обязательство не было заключено.
  • Вы были должны кому-то денег, вернули долг, но не задокументировали факт исполнения обязательств, не уничтожили расписку – и с вас требуют денег теперь повторно, грозят обращением в суд.
  • Вы планируете вступить в наследство, но вместе с имуществом покойного к вам переходят и его долги, которые превышают размер стоимости наследственной массы. В этом случае будет целесообразно оформить отказ от наследства , так как смысла в наследовании не будет.
  • Единственным правильным путем будет заблаговременное обращение к юристу по долговым обязательствам, составление договора займа, а в дальнейшем – документирование передачи денег и оформление исполнения долговых обязательств.

    Если же ваша ситуация намного сложнее, и даже когда вы проиграли суд – вмешательство профессионала даже здесь может изменить ход событий. Будьте предельно аккуратны с самостоятельными попытками вернуть долг, особенно обращаясь к близким должника. Ваши слова и действия могут быть квалифицированы как угрозы, вымогательство и т.д. – тогда уже в отношении вас возможна административная и уголовная ответственность. Этим нередко пользуются недобросовестные граждане. Получите совет юриста по долговым обязательствам прежде, чем принимать ответственные решения.

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать

    Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.

    Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

    Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

    Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

    Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

    Основными покупателями долговых ценных бумаг являются институциональные инвесторы, такие как страховые компании и пенсионные фонды размещающие средства своих клиентов, преимущественно в консервативные активы.

    Но и частные инвесторы особенно на развитых рынках, не обходят стороной этот вид ценных бумаг. Можно даже отметить следующую тенденцию: Чем более развитой является страна, тем большее число инвесторов предпочитает акциям именно облигации.

    Это связанно с тремя факторами:

      Размером капитал - крупным частным инвестором есть что терять.

      Желание получать стабильный доход на свой крупный капитал

      Культурой инвестирования

    Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

    Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

    Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

    Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

    Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

    Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

    Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

    Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

    Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

    Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры опредоставлении РФ муниципальных гарантий . Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

    Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являютсясоглашения и договоры , в том числе международные, заключенные от имени России, опролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

    Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

    Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

    Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

    · государственные краткосрочные облигации ГКО;

    · государственные долгосрочные облигации;

    · облигации государственного сберегательного займа;

    · облигации внутреннего государственного валютного займа;

    · казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

    Структура и динамика государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2007 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации):

    По данным Министерства финансов РФ долг составлял:

    Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

    Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

    § консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

    § конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

    § конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

    § новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

    В ходе коммерческой деятельности имеют место разнообразные взаимоотношения между предпринимателями. Следствием их может стать долговое обязательство. Оно свидетельствует о вовлечении заемных средств в оборот. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет долговое обязательство.

    Юридический аспект

    По ст. 307, п. 1 ГК, обязательство – гражданское правоотношение, в соответствии с которым одному лицу надлежит совершить в пользу другого определенные действия или воздержаться от них. В первом случае это может быть исполнение работы, передача имущества, выплата денег и так далее. В рамках данного правоотношения кредитор может требовать выполнения обязанности, возложенной на должника.

    Общая характеристика

    Договорные обязательства могут возникнуть вследствие действий лиц, не предусмотренных законодательством. Однако при этом они не должны противоречить нормам права, если вследствие них появляются условия, регулируемые общими правилами и нормами ГК.

    Классификация

    В рамках односторонней сделки долговое обязательство может возникнуть только относительно лица, заключившего контракт. Данное положение установлено в ст. 155 ГК. В частности, это может быть действие в чьих-либо интересах без поручения. Обязательства могут возникнуть вследствие принятия актов публичной властью. К ним, например, относят административные положения госорганов и структур местного самоуправления. Долговое обязательство также может исходить из факта причинения ущерба другим лицам либо необоснованного обогащения за счет них. Эти обстоятельства могут появиться вследствие действий как юрлиц и граждан, так и структур публичной власти, в том числе в случае принятия ими локальных или иных актов, противоречащих законодательству и прочим нормам.
    В качестве основания могут также выступать юридические обстоятельства-события. В соответствии со ст. 307, п. 2 ГК, обязательства возникают только из фактов, прямо предусмотренных законом. Данная классификация обладает большим практическим значением. Некоторые из обязательств определяются волей сторон или диспозитивными нормами ГК, другие же образуются преимущественно на основании императивных предписаний.

    Бухгалтерский учет

    Информация о тех обязательствах, которые имеет организация, должна отражаться в пассиве баланса (форма № 1) и в приложении (форма № 5). Однако ни в Федеральном законе, регулирующем порядок бухучета, ни в соответствующем положении нет трактовки данного показателя. В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.

    Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов. Согласно данному положению, в качестве пассивов организации следует рассматривать:

    Обязательства, которые имеет покупатель перед продавцом, необходимо признавать, учитывая дату непосредственного приобретения продукции или перехода прав собственности, но не на момент вступления договора поставки в действие.

    Виды долговых обязательств

    В бухгалтерской отчетности используются следующие категории:

    • Краткосрочные и долгосрочные.
    • Просроченные и срочные.
    • Необеспеченные и обеспеченные.

    Правила бухгалтерского учета требуют, чтобы погашение долговых обязательств было обоснованным.

    Особенности фиксирования

    Большинство из долговых обязательств следует отражать в отчетности в тех суммах, которые вытекают из отчетных записей организации и признаются ею правильными. В качестве исключений выступают расчеты с бюджетом и банками. Они должны быть согласованы с соответствующими структурами. Долговые обязательства включаются в сумму основного долга. Исключением в данном случае являются займовые и кредитные средства. Они отражаются совместно с суммой, отражающей проценты по долговым обязательствам.
    Заем может быть привлечен посредством выдачи векселя либо эмиссии облигации. В этом случае обязательства могут отражаться с учетом процентов, причитающихся по долгу. Средства, приобретенные в иностранной валюте, подвергаются переоценке по курсу. Они отражаются в рублях.

    Требования

    В бухгалтерской отчетности указывается отсутствие условий признания дохода при оказании услуг, исполнении работ и продаже продукции. К ним относят:

    • Наличие у предприятия права получать доход, вытекающий из конкретного соглашения либо подтвержденный прочим образом.
    • Возможность определить сумму прибыли.
    • Уверенность в том, что вследствие осуществления конкретной операции будет увеличена экономическая выгода организации.
    • Переход прав собственности, распоряжения, пользования либо владения товаром к покупателю от предприятия, принятие заказчиком результата работы, факта оказания услуги.
    • Возможность определить расходы, которые уже были либо будут произведены в соответствии с операцией.

    Если относительно денежных средств или прочих активов, которые получены организацией в оплату, не будет выполнено хотя бы одно из вышеприведенных условий, это отражается в бухгалтерской отчетности. Вместе с этим указывается срок долговых обязательств. По его истечении средства списываются в соответствии с данными проведенной инвентаризации, письменным обоснованием и распоряжением (приказом) руководства предприятия с отнесением к внереализационным доходам.

    Долговые обязательства РФ

    Для их выражения существует три формы. Они закреплены в ст. 2 ФЗ, регулирующем государственные долговые обязательства. Эти формы следующие:


    Более конкретно долговые обязательства государства определены в Бюджетном кодексе. В частности, в нем предусмотрены следующие формы:

    Аналогичным образом могут выражаться долговые обязательства региона или муниципального образования. Однако для МО исключением является последняя из приведенных форм (международных соглашений и договоров). При этом обязательства муниципальных образований, в отличие от государственных, могут выражаться в форме переоформления долгов юридических лиц в муниципальные, согласно нормативных актов местной власти. Положения о способах обращения ценных бумаг закреплены в ст. 4 соответствующего ФЗ.

    Специфика Бюджетного кодекса

    После его введения в 2000 году долговые обязательства России соответствуют тем формам, которые приведены в ст. 98. В частности, использование кредитов Правительства обуславливается недостаточностью средств бюджета. До того как был принят ФЗ, регулирующий вопрос о внутреннем государственном долге России, прямое указание на наличие возможности покрыть дефицит за счет внедрения заемных ресурсов содержалось в Законе РСФСР, регламентировавшем основы бюджетного устройства и процесса в стране.

    Но принятый впоследствии указанный выше ФЗ о государственном долге впервые урегулировал данный вопрос комплексно. Вместе с этим следует напомнить о том, что до 26 апреля 1995 года – момента принятия новой редакции Закона "О Центробанке России" - предоставление кредитов Правительству осуществлялось непосредственно Центральным банком. Данная организация в качестве ресурсов использовала и собственные средства, и отчисления, поступавшие от прочих коммерческих банковских и кредитных структур. Эти выплаты, в свою очередь, составляли часть сумм привлеченных средств юридических лиц и граждан согласно нормативам для передачи в ЦБ на хранение, а также свободные (временно) вклады населения в филиалах Сбербанка в объемах, определенных в ежегодных соглашениях.



     

    Возможно, будет полезно почитать: