Без попечения родителей лиц из. Ограничения по возрасту

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

Лишены родительских прав,

Ограничены в родительских правах,

Признаны безвестно отсутствующими,

Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

Находятся в лечебных учреждениях,

Объявлены умершими,

Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

населения и других аналогичных учреждений

И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

· нарушение общественного порядка – 58,3%;

· рост необразованности населения – 8,3%;

· детская смертность – 33,3%;

· деградация общества –17,6%;

· повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

2) низкое материальное положение (61-76%);

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

7. Возрождение духовной культуры нации.

8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2019 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

Определение сироты

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых физические родители:

  • ушли из жизни;
  • лишены судебным решением права заботиться о потомках;
  • утратили дееспособность;
  • наказаны за преступление и находятся в тюрьме;
  • имеют недуг, не позволяющих выполнять обязанности в отношении деток;
  • признаны безвестно отсутствующими, то есть правоохранительные органы ведут их розыск.

Ребенку присваивается официальный статус:

  • сироты;
  • дитя, лишенного родительского попечения.

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

  • невозможность получать заботу и материальную поддержку от родителей по указанным причинам (или другим - решается в индивидуальном порядке);
  • недостижение предельного возраста (18 лет).

Основные законы и необходимость изменения в них


Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

  1. Федеральный закон № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дата принятия – 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014).
  2. Жилищный кодекс (ЖК) РФ.

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.
Скачать для просмотра и печати: Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей - сирот.

Кому положено жилье от государства

По действующим в 2019 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного - получателя госпомощи.

Ограничения по возрасту

В 2019 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

  • квартиры;
  • дома;
  • сертификата на их покупку.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Имущественные критерии


Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

Скачать для просмотра и печати:

Так, госорган, занимающийся решением данного вопроса, обязан проверить:

  • имеется ли у соискателя либо других родственников, с которыми он проживает, квартира (дом), переданная по договору найма;
  • есть ли в его собственности жилые помещения либо их доли;
  • владеют ли какими-либо квартирами или домами члены его семейства;
  • в каких условиях ныне проживает соискатель с семейством.

Важно: если у претендента уже есть какое-либо жилое помещение, то это еще не означает, что его не поставят на очередь. Квартира должна соответствовать:

  • нормативам площади, установленным в регионе;
  • санитарным условиям, указанным в ЖК.

Ограничения, связанные с имеющимся жильем


В некоторых ситуациях сирота просто не может воспользоваться той площадью, на которую имеет право. Это тоже учтено в законодательстве. Так, было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте». Связано оно с выявлений обстоятельств, вредящих сироте, ущемляющих его права.

К таковым обстоятельствам относятся следующие:

  1. Проживание претендента на господдержку в одной квартире с лицом, пораженным тяжким недугом. Этот человек нуждается в постоянной заботе, не может самостоятельно себя обеспечивать, кроме того, неизлечим.
  2. Если сироте приходится делить квадратные метры с родителями, лишенными своих прав в его отношении.
  3. Данная жилплощадь по закону признана непригодной для целевого использования (идет под снос, к примеру).
  4. Квартира не соответствует санитарным требованиям (ЖК РФ).
  5. Доля в жилом помещении или все оно полностью имеет площадь ниже, чем норматив, принятый в данном регионе на одного человека.
Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно. Нужно при написании заявления еще и бумаги приложить.

Как реализуется предоставление жилья на практике


Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

  • достижения ими 18-летия;
  • в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;
  • признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).
Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.
Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

Заявление и документы


В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

В госорган нужно подать заявление. Без инициативы со стороны льготника его проблемы никто решать не станет. В администрацию следует идти с такими бумагами (и копиями):

  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;
  • документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности;
  • свидетельства (при наличии):
    • о браке;
    • о рождении детей;
  • справку с места трудоустройства или прохождения обучения (органов занятости, если человек стоит там на учете).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно справиться об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

С января 2019 г. подавать указанные заявления могут не только сами сироты, но и их законные представители. Если по истечении 3-х месяцев с момента исполнения ребенку-сироте 14-ти лет последние это не сделают, такое право возникает у органов опеки.

Дополнительные документы


В случае, когда жизненная ситуация гражданина подпадает под один из вышеперечисленных особых критериев, нужно запастись другими документами.

  1. Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  2. Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  3. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  4. То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.
Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

Об очереди для сирот


Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, по достижении 18-летия ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

С января 2019 г. порядок учета сирот в жилье изменится. Теперь постановка на учет осуществляется с момента исполнения ребенку-сироте 14-лет. Обязанность по их постановке возлагается на законных представителей. А в случае бездействия последних в течение 3-х месяцев после исполнения подопечному 14-лет - на органы опеки. С 18-ти лет сирота может обратиться с заявлением лично для постановки на учет.


Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант - не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.
Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав деток, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.
  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.
Внимание: нужно задавать госслужащим вопросы, касающиеся нюансов ситуации. Они не всегда имеют представление, как обстоят дела на самом деле. Необходимо посвятить этих людей во все тонкости, чтобы получить квалифицированную помощь.


Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то следует понимать: люди не желают выполнять собственные обязанности. Следовательно, на них нужно пожаловаться:

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.
Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Подведем итоги


  1. Государство проводит необходимую работу для обеспечения детей, лишенных родительских забот и поддержки, отдельной жилой площадью. С этой целью в 2014 году внесены изменения соответствующие законодательные акты. Они позволили:
    • усовершенствовать механизм предоставления квартир;
    • защитить молодых людей - сирот от происков мошенников и собственных ошибок.
  2. Правилами предусмотрено обеспечение квадратными метрами сирот и приравненных, заявивших о своих проблемах. Кроме того, на жилплощадь за счет средств бюджета могут рассчитывать только те льготники, у которых нет собственного жилья.
  3. Все дети, нуждающиеся в поддержке, строго учитываются. Для заявления о проблемах им отведены конкретные сроки: с 18 до 23 лет. Пропустившим шанс квартиры не предоставляются.
  4. В очереди сироты стоят до тех пор, пока их право на жилье не реализуется.
  5. Механизм выдачи квартир таков, что владелец - сирота не сможет передать помещения другому лицу ни при каких обстоятельствах.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

20 марта 2017, 20:57 Мар 3, 2019 13:49

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются понятия, применяемые в федеральном законодательстве, а также следующие основные понятия:

1) уполномоченные органы в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа) - уполномоченные Правительством Москвы органы исполнительной власти города Москвы, выполняющие в пределах своей компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), выполняющие отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы;

2) уполномоченные организации - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации (в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа или могут оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание;

3) патронатное воспитание - форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок;

4) патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

5) постинтернатный патронат - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

6) план по защите прав ребенка - перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства;

7) дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;

8) социальный патронат - комплекс мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию ребенка (детей), сохранению за ним (ними) родительского попечения;

9) сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, - профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь гражданам, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью.

Статья 2. Правовая основа организации и деятельности уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа руководствуются в своей организации и деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Основные задачи уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

Основными задачами уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа являются:

1) реализация на территории города Москвы государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж на территории города Москвы;

2) обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, находящихся под опекой или попечительством (в том числе переданных на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание);

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) обеспечение надзора за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных и постинтернатных воспитателей, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) обеспечение сохранности имущества граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и управление данным имуществом;

6) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

7) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж.

Статья 4. Полномочия уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

1. Полномочия уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

2. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 07.05.2014 N 27.

3. Полномочия по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах, могут осуществляться организациями, указанными в части 4 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

4. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, отдельные полномочия города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа могут быть переданы органам местного самоуправления.

Статья 5. Акты уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении лиц, находящихся под опекой (попечительством) и патронажем

Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа издают акты по вопросам, указанным в статье 4 настоящего Закона, и в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

Статья 6. Координация и методическое обеспечение деятельности по опеке, попечительству и патронажу

1. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 28.11.2012 N 60.

2. Координацию и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, а также по патронажу в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно реализовывать свои права и свои обязанности, осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

3. Координацию и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

4. Координацию и методическое обеспечение деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют уполномоченные Правительством Москвы органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых находятся данные организации.

5. Координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, указанных в части 3 статьи 4 и статье 9 настоящего Закона, осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

Статья 7. Комиссии по защите прав и законных интересов подопечных

1. При уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа в порядке, установленном Правительством Москвы, образуются комиссии по защите прав и законных интересов подопечных. Порядок формирования указанных комиссий определяется положением о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных.

2. Комиссия по защите прав и законных интересов подопечных осуществляет:

1) подготовку проекта плана по защите прав ребенка;

2) рассмотрение результатов плановых и внеплановых проверок условий жизни, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

3) рассмотрение результатов проверок условий жизни граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) рассмотрение иных вопросов в сфере опеки и попечительства и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Решения, принимаемые комиссией по защите прав и законных интересов подопечных, носят рекомендательный характер.

4. Положение о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных утверждается Правительством Москвы.

Статья 8. План по защите прав ребенка

1. План по защите прав ребенка утверждается в порядке, установленном Правительством Москвы, в течение 30 дней с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства.

2. В плане по защите прав ребенка определяются формы, сроки и место устройства ребенка (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).

3. План по защите прав ребенка определяет формы защиты прав ребенка, организацию правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга, мероприятия, направленные на возврат ребенка в кровную семью, иные мероприятия, предусмотренные федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также сроки их выполнения.

4. План по защите прав ребенка составляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.

5. Пересмотр плана по защите прав ребенка осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, не реже одного раза в год.

6. Законный представитель ребенка и (или) уполномоченная организация, осуществляющая сопровождение семьи, принявшей ребенка на воспитание, вправе инициировать пересмотр плана по защите прав ребенка.

7. Контроль за реализацией плана по защите прав ребенка осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

8. Положение о плане по защите прав ребенка утверждается Правительством Москвы.

Статья 9. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание

1. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, на основании договора о сопровождении семьи.

2. Договор о сопровождении семьи заключается в порядке, установленном Правительством Москвы, между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и законными представителями.

3. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, предполагает оказание уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

4. Перечень уполномоченных организаций формируется в порядке, установленном Правительством Москвы, на основании заявок, подаваемых соответствующими уполномоченными организациями, желающими осуществлять сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. Порядок отбора уполномоченных организаций определяется в положении о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.

5. Семья, принявшая ребенка (детей) на воспитание, вправе самостоятельно выбирать уполномоченные организации, которые будут предоставлять ей сопровождение. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, расположенный по месту жительства семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, в порядке, установленном Правительством Москвы, обязан предоставить ей информацию об уполномоченных организациях.

6. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, осуществляется на безвозмездной основе.

7. Положение о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, утверждается Правительством Москвы.

Глава 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА

Статья 10. Опека (попечительство)

Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними и реализация надзора за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 11. Приемная семья

1. Передача ребенка (детей) в приемную семью и контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

2. Примерная форма договора о приемной семье утверждается Правительством Москвы.

3. Ребенку (детям) и приемному родителю (приемным родителям) предоставляется сопровождение на период действия договора о приемной семье.

4. Договор о приемной семье заключается по месту жительства ребенка (детей) и приемного родителя (приемных родителей).

5. Приемный родитель (приемные родители) ведет (ведут) в письменной форме учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, и представляет (представляют) соответствующий отчет в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства в срок, указанный в договоре о приемной семье, в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 12. Патронатное воспитание

1. Патронатный воспитатель является законным представителем (совершеннолетнее дееспособное лицо), обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), в том числе правом распоряжаться имуществом подопечного от его имени (с согласия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа), и действует на основании договора о патронатном воспитании.

2. Патронатное воспитание устанавливается в случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья).

3. Передача на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся братьями и сестрами, разным патронатным воспитателям не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

4. Ребенок, достигший возраста 10 лет, передается на патронатное воспитание только с его согласия. Прекращение патронатного воспитания осуществляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.

5. На лиц, желающих взять ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на патронатное воспитание, распространяются требования, установленные федеральным законодательством в отношении опекунов (попечителей).

6. На детей, переданных на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и социальные гарантии, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство).

7. Патронатное воспитание осуществляется на основании договора о патронатном воспитании, заключаемого в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

8. Контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

9. При отказе родственников от усыновления (удочерения), при отсутствии родственников, а также при наличии иных установленных федеральным законодательством обстоятельств, препятствующих усыновлению (удочерению) родственниками ребенка, переданного на патронатное воспитание, преимущественное право усыновления (удочерения) предоставляется патронатному воспитателю, у которого воспитывается ребенок.

Статья 13. Договор о патронатном воспитании

1. Основанием для заключения договора о патронатном воспитании являются выданные в порядке, установленном Правительством Москвы, заключение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о возможности осуществления патронатного воспитания гражданином, выразившим желание стать патронатным воспитателем, документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать патронатным воспитателем, акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, принятый по месту жительства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Договор о патронатном воспитании заключается в порядке, установленном Правительством Москвы, между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, патронатным воспитателем и организацией по патронатному воспитанию по месту жительства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на срок не менее трех месяцев и не более одного года. В интересах ребенка, переданного на патронатное воспитание, допускается продление договора о патронатном воспитании.

3. Договор о патронатном воспитании должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, меры по защите его прав и законных интересов, права и обязанности сторон.

4. Положение об организации патронатного воспитания и примерная форма договора о патронатном воспитании утверждаются Правительством Москвы.

5. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства ребенка, переданного на патронатное воспитание, в трехдневный срок в порядке, установленном Правительством Москвы, обязан информировать регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, об устройстве данного ребенка на воспитание в семью в целях прекращения учета сведений о нем в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством.

6. Патронатный воспитатель ведет учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание. Сведения об израсходованных денежных средствах представляются в письменной форме один раз в три месяца в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, если иное не установлено в договоре о патронатном воспитании.

7. Ребенку, переданному на патронатное воспитание, и патронатному воспитателю предоставляется сопровождение уполномоченными организациями.

Статья 14. Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством.

2. Первичный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту их фактического нахождения.

3. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих передаче на воспитание в семью, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Сведения, составляющие данные учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются конфиденциальными и могут быть использованы в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа только в целях осуществления защиты их прав и законных интересов.

Статья 15. Учет граждан, которые находятся под опекой (попечительством) и над которыми установлен патронаж

1. Учет граждан, которые находятся под опекой (попечительством) и над которыми установлен патронаж, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту их жительства.

2. Сведения, составляющие данные учета граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, являются конфиденциальными и могут быть использованы в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа только в целях осуществления защиты их прав и законных интересов.

Статья 16. Учет детей, нуждающихся в помощи государства

1. Учет детей, нуждающихся в помощи государства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту их жительства. Порядок учета детей, нуждающихся в помощи государства, определяется в положении об организации социального патроната.

2. Сведения, составляющие данные учета детей, указанных в части 1 настоящей статьи, являются конфиденциальными и могут быть использованы в порядке, установленном Правительством Москвы, уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа только в целях осуществления защиты их прав и законных интересов.

Статья 17. Постинтернатный патронат

1. Постинтернатный патронат устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на основании договора о постинтернатном патронате, заключаемого в соответствии с настоящей статьей.

2. Постинтернатным воспитателем может быть совершеннолетнее дееспособное лицо. Постинтернатный воспитатель осуществляет сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на основе договора о постинтернатном патронате.

3. Постинтернатный патронат осуществляется на безвозмездной основе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) постинтернатным воспитателем.

4. Договор о постинтернатном патронате в отношении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключается в порядке, установленном Правительством Москвы, между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускником данной организации и (или) постинтернатным воспитателем.

5. Договор о постинтернатном патронате в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет заключается в порядке, установленном Правительством Москвы, между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или уполномоченной организацией и (или) постинтернатным воспитателем и указанным лицом. Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет может выступать инициатором заключения договора о постинтернатном патронате.

6. Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения.

7. За постинтернатным воспитателем, как правило, может быть закреплено не более трех воспитанников. Данное ограничение не применяется в случае установления постинтернатного патроната над детьми, являющимися братьями и сестрами.

8. Постинтернатный патронат не устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье.

9. Положение об организации постинтернатного патроната и примерная форма договора о постинтернатном патронате утверждаются Правительством Москвы.

10. Контроль за осуществлением постинтернатного патроната возлагается в порядке, установленном Правительством Москвы, на уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Статья 18. Социальный патронат

1. Социальный патронат устанавливается над детьми, нуждающимися в помощи государства.

2. Социальный патронат осуществляется уполномоченной организацией на безвозмездной основе.

3. Договор о социальном патронате заключается в порядке, установленном Правительством Москвы, между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и законным представителем (законными представителями) ребенка (детей).

4. Положение об организации социального патроната и примерная форма договора о социальном патронате утверждаются Правительством Москвы.

5. Контроль за осуществлением социального патроната возлагается в порядке, установленном Правительством Москвы, на уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Статья 19. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, и реализация контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 20. Виды государственной поддержки приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание

1. Государственная поддержка приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, в виде:

1) ежемесячной выплаты вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю в соответствии со статьей 21 настоящего Закона;

2) ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в соответствии с законодательством города Москвы;

3) ежегодного обеспечения детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, путевками для отдыха, приобретаемыми за счет средств бюджета города Москвы;

4) выделения один раз в два года путевок для отдыха детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в сопровождении приемного родителя или патронатного воспитателя.

2. На приемного родителя (приемных родителей), в семье которого (которых) воспитываются (приняты на воспитание) трое или более детей, на патронатного воспитателя, у которого воспитываются (приняты на воспитание) трое детей, распространяются следующие льготы:

1) бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси);

2) возмещение расходов по оплате телефона в жилом помещении, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание (за исключением услуг междугородней и международной связи);

3) возмещение расходов по оплате за жилое помещение, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание, и коммунальные услуги.

Статья 21. Размеры ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого приемным родителям, патронатным воспитателям

1. Ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое приемному родителю или патронатному воспитателю, на одного ребенка, переданного в приемную семью или на патронатное воспитание, устанавливается в размере 15155 рублей.

2. Вознаграждение приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Москвы.

3. Ежемесячное вознаграждение выплачивается одному приемному родителю за воспитание каждого ребенка в случае передачи на воспитание одного ребенка или двух детей. В случае передачи на воспитание трех и более детей ежемесячное вознаграждение выплачивается каждому приемному родителю за воспитание каждого ребенка в размере, указанном в части 1 настоящей статьи.

4. За воспитание ребенка-инвалида, принятого в приемную семью или на патронатное воспитание, размер ежемесячного вознаграждения, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 70 процентов.

5. Право на ежемесячное вознаграждение у приемного родителя (приемных родителей), патронатного воспитателя возникает с момента заключения договора соответственно о приемной семье, патронатном воспитании.

6. Порядок выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю устанавливается Правительством Москвы.

Статья 22. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка

1. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей осуществляется по месту жительства ребенка, переданного на воспитание, в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством города Москвы.

2. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до достижения им возраста 18 лет по месту жительства в случае назначения ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим его в городе Москве.

3. Порядок учета граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве, отстраненных от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя и усыновителя, в отношении которых вынесено решение суда об отмене усыновления, устанавливается Правительством Москвы.

Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Финансирование затрат, связанных с реализацией настоящего Закона

Финансирование затрат, связанных с реализацией настоящего Закона, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 24. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

1. За неисполнение настоящего Закона должностные лица уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели за нарушение настоящего Закона несут административную ответственность в соответствии с законодательством города Москвы.

Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве";

2) Закон города Москвы от 27 июня 2001 года N 33 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве";

3) Закон города Москвы от 29 сентября 2004 года N 59 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве".

3. Правовые акты города Москвы в сфере организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

В целях реализации мер социальной поддержки, предусмотренных Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", и во исполнение п.5 постановления Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа":

1. Создать Городскую межведомственную комиссию по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

2. Утвердить состав Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (приложение 1).

3. Утвердить Положение о Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (приложение 2).

4. Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы, Департаментом образования города Москвы, Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. регламент межведомственного взаимодействия при подготовке документов для Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Приложение 1

Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Председатель комиссии:

Швецова Людмила Ивановна - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы

Заместители председателя комиссии:

Комарова Наталия Юрьевна - заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы

Лешкевич Иван Александрович - заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы

Раздин Владимир Иванович - начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы

Члены комиссии:

Алексенко Олег Владимирович - начальник отдела заключения и сопровождения договоров ГУП "Моссоцгарантия", дефектолог

Головань Алексей Иванович - уполномоченный по правам ребенка в городе Москве

Енакаева Регина Рустемовна - заведующая сектором Государственного учреждения "Психологическая служба помощи населению" Департамента семейной и молодежной политики города Москвы

Кожевникова Валентина Юлиановна - главный детский психиатр Департамента здравоохранения города Москвы

Крошонкина Алла Леонидовна - заместитель начальника Управления реализации программ обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Куликова Любовь Ивановна - заместитель начальника отдела детства Департамента здраво охранения города Москвы

Лисенко Инна Николаевна - главный специалист Управления социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы

Митина Елена Васильевна - главный специалист управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы

Михальчук Светлана Ивановна - главный специалист отдела правовой экспертизы Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы

Мякотина Татьяна Юрьевна - главный специалист Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Розенцвайг Владимир Михайлович - заместитель директора по медицинской части Психоневрологического интерната N 16

Яковлева Ирина Леонидовна - главный специалист управления науки и профессионального образования Департамента образования города Москвы

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
1. Общие положения

1.1. Городская межведомственная комиссия по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - Комиссия) образована с целью решения вопросов по определению возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по окончании пребывания их в коррекционных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждениях социального обслуживания, специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

1.2. Комиссия в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
2. Задачи и функции Комиссии

2.1. Основной задачей Комиссии является определение возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа с целью дальнейшего решения вопроса о предоставлении в городе Москве благоустроенного жилого помещения в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы.

2.2. Комиссия осуществляет следующие функции:

2.2.1. По обращению Департамента образования города Москвы, Департамента социальной защиты населения города Москвы и иных заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы рассматривает вопросы определения возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

2.2.2. Определяет возможность самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, указанных в п.1.1 настоящего положения.

2.2.3. Рассматривает конфликтные ситуации, возникающие между медицинскими учреждениями и законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам, связанным с определением возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

2.2.4. Готовит отчеты по итогам своей работы.

2.2.5. Рассматривает другие вопросы по предложениям членов Комиссии.
3. Права Комиссии

3.1. Комиссия вправе для выполнения возложенных на нее задач в пределах своих полномочий запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, а также организаций и должностных лиц документы и материалы, касающиеся решения вопросов по определению возможности самостоятельного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

3.2. Комиссия вправе создавать рабочие группы с целью выяснения, уточнения сведений по существу рассматриваемых вопросов.

3.3. На заседание Комиссии приглашаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (выпускники коррекционных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних). В случае необходимости на заседании Комиссии приглашаются законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.4. В ходе работы Комиссии при выяснении или уточнении имеющих значение сведений по существу вопроса председатель Комиссии (заместитель председателя Комиссии) вправе давать контрольные поручения членам Комиссии по вопросам, связанным с их компетенцией, в том числе с указанием срока исполнения поручения.
4. Организация работы Комиссии

4.1. Заседания Комиссии проводятся по мере формирования повестки дня и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины постоянных членов Комиссии.

4.2. Заседание Комиссии ведет председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии.

4.3. Повестка дня формируется согласно спискам детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, представленными Департаментом образования города Москвы, Департаментом социальной защиты населения города Москвы и иными заинтересованными органами исполнительной власти.

4.4. Организационные мероприятия по подготовке, проведению Комиссии, а также оформлению необходимой документации возлагаются на Департамент социальной защиты населения города Москвы.

4.5. По итогам работы Комиссии оформляется протокол, к которому приобщается список лиц, в отношении которых принято решение о возможности/невозможности самостоятельного проживания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа.

4.6. Решение оформляется на каждого из указанного списка и направляется для приобщения к личному делу ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа.

4.7. Протокол Комиссии оформляется в трехдневный срок, утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя, рассылается членам Комиссии.

Выписки из протокола по конкретным рассмотренным вопросам при необходимости рассылаются или выдаются на руки лицам, в отношении которых принято решение, или их законным представителям.

4.8. Протоколы хранятся в Департаменте социальной защиты населения города Москвы в течение 6 лет, затем подлежат уничтожению в установленном порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

"...лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или , а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в других словарях:

    Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения… … Словарь юридических понятий

    Льготы и выплаты для детей-сирот - Дети сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Лица, имеющие право на поступление в медвузы РФ вне конкурса - Согласно правилам приема в Российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова на 2010/2011 учебный год, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в РГМУ принимаются: 1. Дети‑сироты и дети,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в июле 2014 г - Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Демография - (Demography) Содержание Содержание 1. История формирования демографии Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века) Возникновение демографической науки (XIX век) Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня) 2 … Энциклопедия инвестора

    Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг. - Основные направления налоговой политики на 2009 2011 гг. В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ - заключается в случае предоставления нанимателю жилого помещения социального пользования. В соответствии с п. 56 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного … Юридический словарь современного гражданского права

    ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО - над несовершеннолетними, форма семейного воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав и др. причин. Гос во оказывает помощь круглым сиротам, а также… …

    ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО над несовершеннолетними - форма семейного воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав и др. причин. Гос во оказывает помощь круглым сиротам, а также детям, о к рых родители не… … Российская педагогическая энциклопедия



 

Возможно, будет полезно почитать: