Осужденные рф имеют право на получение информации. Информационные учебно-познавательные материалы

Реальность и гарантированность прав позволяют повысить эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить законность при исполнении уголовного наказания. Основные права осужденных закреплены в ст. 12-15 УИК РФ.

Осужденные имеют право на личную безопасность, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними , право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также информация о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности. Например, верующие осужденные получают информацию о порядке реализации свободы совести и свободы вероисповедания. Осужденные иностранные граждане, отбывающие арест или лишение свободы, получают информацию о порядке поддержания связей с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Данное положение основывается на международных актах о правах человека и обращении с заключенными. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка прямо требует, чтобы при выполнении своих обязанностей должностные лица уважали и защищали человеческое достоинство, поддерживали и защищали права человека по отношению ко всем лицам. РФ является участницей Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. В соответствии с ней в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ установлено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

На основе указанных положений в ч. 2 ст.12 УИК РФ осужденным гарантируется неприменение жестоких или унижающих человеческое достоинство видов обращения.

Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентирован в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, согласно которому осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами к администрации учреждений, исполняющих наказания, в вышестоящие органы, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.



Закреплено право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ по месту отбывания наказания.

Государственным языком РФ является русский язык, он также выступает языком межгосударственного общения. В случае, если документы изготовляются на языке субъекта РФ и направляются в органы, расположенные вне пределов его территории, либо в межгосударственные органы, расположенные за границей РФ, они должны быть переведены на русский язык по месту отправления документов. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке РФ (русском языке). Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения.

Осужденные имеют право на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи.

Осужденные к наказанию без изоляции от общества, получают медицинскую помощь в обычных органах здравоохранения в России. Такая помощь осужденным должна предоставляться на равных условиях с другими гражданами, без каких-либо изъятий и дискриминационных ограничений.

Применительно к наказаниям, связанным с изоляцией от общества (лишение свободы, арест), право на охрану здоровья осужденных реализуется путем создания общих и специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений.

Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую психологической службой исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий. Такое право имеют осужденные независимо от вида отбываемого наказания. Оно осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

Ранее осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ни пенсии, ни пособия не выплачивались: на время отбывания наказания их выплаты приостанавливались. Теперь этот порядок изменен: пенсии и социальные пособия данным лицам как выплачивались на свободе, так и выплачиваются во время отбывания наказания, а при наступлении необходимых условий будут назначаться через органы социальной защиты по месту отбывания наказания.

За осужденными также закреплено право на получение квалифицированной юридической помощи,

Осужденные – иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в РФ. Если на территории РФ нет дипломатических представительств и консульских учреждений в силу отсутствия дипломатических отношений с государством, гражданином которого является осужденный, то такая связь устанавливается с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных лиц.

Формы поддержания связей с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, а также с межгосударственными органами различны. Они могут включать в себя направление предложений, заявлений и жалоб, переписку, телефонные переговоры и свидания с дипломатическими и консульскими работниками и предоставляться с учетом отбываемого вида наказания.

Осуществление осужденными своих прав имеет и определенные ограничения. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Статья 12. Основные права осужденных

Статья 12. Основные права осужденных
1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
(Часть в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.)
5. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.
6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
6 1 . Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.
(Часть введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.)
7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть в ред. Федерального закона от 9 марта 2001 г. №25-ФЗ.)
8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
9. Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.
10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Комм. Геранин В.В.

1. Комментируемая статья отражает общую направленность УИК РФ на реализацию предписаний и рекомендаций международных правовых актов и стандартов в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными. Она относится к статьям Кодекса, конкретизирующим закрепленную в ст.15 Конституции РФ норму о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.
В статье выделяются как особенности правового положения осужденных, отличающие его от общего (конституционного) статуса, так и его единство. Хотя Конституция РФ не ранжирует права и свободы человека по их значимости, комментируемый Кодекс выделяет роль отдельных из них, выделив для этого самостоятельную статью. Перечисленные в ней права названы основными прежде всего потому, что нормативно закрепляют наиболее важные для лица, подвергнутого уголовной репрессии, субъективные права и выступают в качестве одного из гарантов соблюдения законности в процессе исполнения наказания.
2. Знание осужденными своих прав, обязанностей и законных интересов - залог их успешной адаптации к условиям отбывания наказания. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана знакомить осужденных с особенностями их правового положения, предоставлять информацию об условиях и порядке исполнения и отбывания наказания, а также их изменениях. Обладание осужденными подобной информацией, с одной стороны, ограничивает законодательными рамками предъявляемые к ним требования со стороны администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а с другой стороны, позволяет лицам, отбывающим наказание, с уверенностью реализовывать или отстаивать свои права или законные интересы и выполнять обязанности в соответствии с требованиями закона. Предоставляемая осужденным информация должна охватывать не только предписания и установления законодательных и иных нормативных правовых актов, но и локальные нормы и правила, регулирующие процесс исполнения наказания, а также сложившиеся в учреждениях и органах, исполняющих наказания, традиции. Например, лица, содержащиеся в колониях-поселениях, должны быть ознакомлены как с установленными в данном учреждении границами, так и с правилами поведения осужденных в их пределах.
3. Государство, карая преступника, должно ограничивать его права настолько, насколько это необходимо для достижения целей наказания. Осужденные и после вступления обвинительного приговора суда в законную силу остаются гражданами Российской Федерации, в связи с чем на них в полной мере распространяется право на достоинство личности. Данное право является неотъемлемым для каждого и согласно ст.21 Конституции РФ ничто не может быть основанием для его умаления. Как подчеркивается в ст.1 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Основные принципы обращения с заключенными” (1990 г.), все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей.
Обращение с осужденными - одна из наиболее тщательно и всесторонне урегулированных нормами права сфер общественных отношений. Практически все основные международно-правовые акты, посвященные охране и обеспечению прав человека, уделяют ей особое внимание. Так, ст.2 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) провозглашает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, предусмотренными Декларацией, независимо ни от чего. В ст.5 Декларации, ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст.2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и других важнейших международно-правовых документах о правах человека запрещены не только пытки и жестокость, но и иные формы бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения. В Общем комментарии от 6 апреля 1992 г. Комитет ООН по правам человека заявил, что от государств требуется обращаться с осужденными с уважением к их достоинству. Это правило является основным и всеобщим и не может зависеть от наличия материальных средств у государства. Кроме того, международным сообществом разработан и принят ряд специальных актов и стандартов по обращению с осужденными, среди которых наиболее значимыми можно назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и новые Европейские пенитенциарные правила (2006 г.).
Не все осужденные соблюдают установленные для них правила поведения. Для поддержания порядка при исполнении наказания администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, наделяется соответствующими полномочиями, предусматривающими в том числе возможность применения к нарушителям мер принуждения. Обязательным условием при этом является закрепление подобных мер и процедуры их исполнения в законе. Согласно ст.2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) эти лица должны гуманно обращаться с осужденными и задержанными, защищать достоинство каждого и применять силу лишь в случаях крайней необходимости, когда другие методы не могут помочь в предотвращении правонарушения. Эти требования воспроизводятся и конкретизируются в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению (1991 г.).
4. В соответствии со ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Проведение подобных опытов принудительно или тайно расценивается как проявление насилия либо жестокости по отношению к человеку. При этом не имеет значения, угрожали такие опыты жизни и здоровью людей или представлялись инициаторам эксперимента безопасными.
Статья 21 Конституции РФ воспроизводит требование Пакта, подчеркивая условие добровольности эксперимента. В то же время ст.11 Закона РФ 1992 г. “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание”, конкретизируя конституционную норму, устанавливает, что в отношении лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, использование для лечения психических расстройств хирургических и других методов, вызывающих необратимые последствия, а также проведение испытаний медицинских средств и методов не допускаются. Учитывая известную зависимость осужденных от администрации, ст.29 Основ законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан” (1993 г.) устанавливает запрет на проведение любых испытаний или экспериментов над данной категорией граждан независимо от их согласия. В части же 3 ст.12 УИК РФ запрет, независимо от согласия осужденного, распространяется лишь на эксперименты, ставящие под угрозу жизнь и здоровье испытуемых. Представляется, что нормы Основ и Закона о психиатрической помощи в большей степени обеспечивают охрану правового положения лиц, отбывающих наказание.
5. Право осужденных на обращения можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как конкретизацию ст.33 Конституции РФ и ст.2 Федерального закона 2006 г. “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, наделяющих граждан правом обращаться в государственные органы или органы местного самоуправления. Причем (и это важно) и Конституция, и названный Закон позволяют всем гражданам обращаться лично и направлять коллективные обращения. В нарушение принципа субординации правовых актов ст.60 ПВР ИУ ограничивает это право, устанавливая правило, согласно которому осужденные вправе подавать предложения, заявления, ходатайства и жалобы только от своего имени. Во-вторых, право на обращения представляет собой важную гарантию обеспечения правового положения осужденных.
Обращения осужденных подразделяются на три вида: предложения, заявления и жалобы. И хотя разделение достаточно условно, оно еще раз подчеркивает, что осужденные, в том числе и отбывающие лишение свободы, не изолируются от общества. Как граждане своего государства они могут обращаться с предложениями по совершенствованию различных сфер общественной жизни - политической, экономической, духовной. Предложения отражают социальную активность осужденных, их гражданскую позицию. В заявлениях, как правило, излагаются какие-либо просьбы, ходатайства осужденных в содействии реализации их прав и законных интересов, связанных с отбыванием наказания. Однако чаще всего осужденные обращаются в различные инстанции с жалобами, защищая свои субъективные права и законные интересы.
6. Обращения, заявления и жалобы, подаваемые в администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, или в вышестоящие органы, должны быть рассмотрены в соответствующие сроки, а результаты проверки объявлены осужденному (см. комментарий к ст.15 УИК РФ).
Конституция гарантирует право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Сегодня одним из все более часто используемых способов граждане, в том числе осужденные, избирают судебную защиту. В соответствии со ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст.46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” осужденные вправе обращаться в суд, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия для осуществления прав и свобод; на них незаконно возложены какие-либо обязанности или они незаконно привлечены к какой-либо ответственности. По усмотрению осужденного жалоба подается либо в суд по месту его жительства или отбывания наказания, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, действия которых обжалуются. В ст.4 Закона “Об обжаловании в суд...” закреплено право военнослужащих, включая отбывающих наказания, обращаться в военный суд с жалобой на органы военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.
7. Традиционно наибольшее количество обращений осужденных адресуется в прокуратуру. Одной из целей деятельности прокуратуры согласно ч.2 ст.1 Закона РФ 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” (в редакции от 17 ноября 1995 г.) является защита прав и свобод человека и гражданина. Наделенная соответствующими полномочиями прокуратура, осуществляя надзор за законностью деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, восстанавливает нарушенные права и законные интересы осужденных, получая информацию как в ходе прокурорских проверок, так и из обращений этих лиц (см. комментарий к ст.22 УИК РФ).
8. Осужденные вправе направлять предложения, заявления и жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что органами государственной власти в Российской Федерации являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации.
Местное самоуправление, согласно ст.131 Конституции РФ, осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Осужденные могут обращаться к Президенту РФ или главам субъектов Федерации, .в органы государственной власти и местного самоуправления или к депутатам представительных органов всех уровней.
Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ свидетельствуют, что значительную долю обращений, направленных в его адрес, составляют жалобы осужденных. В соответствии со ст.1 и 15 Федерального конституционного закона 1997 г. “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав каждого, обратившегося к нему с жалобой. Осужденные могут направлять обращения одновременно и Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ.
9. Предложения, заявления и жалобы осужденные могут направлять также в общественные объединения. Согласно ст.27 Федерального закона 1995 г. “Об общественных объединениях” общественные объединения обладают правом представлять и защищать права и законные интересы своих членов в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Однако следует иметь в виду, что не все осужденные могут быть членами или участниками общественных объединений. Статья 19 упомянутого Закона устанавливает, что лицо, содержащееся в местах лишения свободы, не вправе быть таковым (см. комментарий к ст.23 УИК РФ).
10. Важной гарантией статуса осужденных выступает их право на обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Такими органами являются: Комиссия по правам человека ООН, действующая в качестве вспомогательного органа Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), которая вправе рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН; Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, рассматривающий сообщения о нарушении прав человека, закрепленных в Пакте; Европейский суд по правам человека. Согласно ст.1 Федерального закона 1998 г. “О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней” Российская Федерация признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать жалобы от любого лица, утверждающего, что он является жертвой нарушения Российской Федерацией его прав.
Несмотря на то что из УИК РФ норма, ограничивающая право осужденных на обращения в межгосударственные органы условием исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты, изъята (ч.1 ст.2 Федерального закона 2003 г. “О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”), ст.46 Конституции это требование содержит. Сохраняется оно и в актах, регулирующих деятельность межгосударственных органов. Так, Комитет по правам человека ООН принимает к рассмотрению жалобы при условии исчерпания местных средств правовой защиты, кроме случаев, когда принятые на национальном уровне решения неэффективны или неоправданно затягиваются (п. “с” ст.41 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.)). В соответствии со ст.35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) жалоба в Европейский суд по правам человека должна быть подана в срок, не превышающий шести месяцев после принятия окончательного решения по делу на национальном уровне. Перед обращением в Европейский суд жалоба осужденного должна быть рассмотрена судом первой инстанции (районным судом) и кассационным (вышестоящим) судом.
11. Закрепленное в ч.5 комментируемой статьи правило о даче осужденными объяснений, ведении переписки или направлении обращений на государственном языке является скорее их обязанностью, нежели правом. Согласно ч.1 ст.68 Конституции РФ и ч.1 ст.1 Федерального закона 2005 г. “О государственном языке Российской Федерации” государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, причем обязательность использования государственного языка не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Федерации, или языками народов России. Установленное в УИК РФ ограничение обусловлено прежде всего тем, что согласно п. 1 ч.1 ст.3 названного Закона государственный язык Российской Федерации является обязательным в деятельности всех государственных органов, а также организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства. В то же время осужденный вправе пользоваться в подобных случаях государственным языком субъекта Федерации по месту отбывания наказания. Указанное ограничение адресовано главным образом осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества. Однако оно не распространяется на их общение с родственниками во время длительных свиданий, с другими осужденными, на отправление ими религиозных обрядов.
В отличие от осужденных граждан России, осужденные иностранные граждане и лица без гражданства могут обращаться и давать объяснения на любом языке, которым они владеют. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана представить ответ на языке, понятном осужденному, используя при необходимости переводчика.
12. Право на охрану здоровья относится к основополагающим правам, которые не могут быть ограничены. В соответствии со ст.12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Конкретизируя конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции РФ), ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) устанавливает, что данное право является неотъемлемым и обеспечивается каждому гражданину всеми доступными средствами независимо ни от каких обстоятельств.
Медико-санитарная и специализированная помощь осужденным может быть оказана как в разветвленной сети медицинских учреждений ФСИН РФ, так и, согласно ст.29 Основ, в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
13. Наделение осужденных правом на психологическую помощь, предусмотренное в ч.6.1 ст.12 УИК РФ, усиливает гарантированность обеспечения их здоровья, но уже не только физического, но и психического. Поскольку это право адресовано осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества, данная норма была введена в УИК РФ в 2003 г., когда были созданы реальные возможности оказания такой помощи. На сегодняшний день в штат сотрудников всех исправительных учреждений ФСИН РФ входят высококвалифицированные специалисты - психологи, а в ряде территориальных органов созданы и психологические лаборатории. Особую ценность психологическая помощь представляет для несовершеннолетних осужденных, а также для адаптации осужденных к условиям отбывания наказания. Важным гарантом обеспечения правового статуса осужденных является добровольность их участия в мероприятиях по оказанию психологической помощи.
14. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение, включая выплату пенсий и социальных пособий. В соответствии с Федеральными законами 2001 г. “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” граждане вправе получать трудовые или социальные пенсии, в соответствии с ТК РФ обладают правом на обязательное социальное страхование. УИК РФ и иные федеральные нормативные правовые акты (см. напр., ст.4 Федерального закона 2006 г.“Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию”, постановление Правительства РФ 2001 г. “О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду” конкретизируют основания и порядок выплат осужденным пенсий и иных видов социального обеспечения в зависимости от вида отбываемого ими наказания (см. комментарии к ст. 98, 99 УИК РФ).
15. Осужденные обладают субъективным правом на получение юридической помощи, гарантируемым ст.48 Конституции РФ. Норма, закрепленная в ч.8 ст.12, адресована прежде всего осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества, на которых распространяются ограничения в свиданиях. Встречи с адвокатами не входят в число свиданий, определяемых УИК, поэтому они не ограничиваются ни их количеством, ни продолжительностью. Кроме того, по желанию осужденного должна быть обеспечена конфиденциальность беседы. Данное право законодательно закрепляет рекомендации, изложенные в принципе 18 “Свода принципов всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме” (1988 г.) и в ст.93 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
16. УИК РФ в ч.9 ст.12 материализует предложения, изложенные в Рекомендациях в отношении обращения с осужденными, утвержденных VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.), и ст.38 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В этих документах установлено, что иностранным осужденным следует безотлагательно предоставлять информацию об их праве требовать контакта с их консульскими представителями, а также любую другую соответствующую информацию, касающуюся их статуса. Если осужденный желает получить помощь от дипломатического или консульского представителя, последний должен быть без промедления извещен об этом. Предписывается также с их согласия содействовать контактам иностранных осужденных с семьями и общественными организациями, обеспечивая все необходимые условия для свиданий и переписки.
17. Конкретизация и порядок реализации перечисленных и иных прав осужденных устанавливается как в нормах УИК, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, так и иных нормативных правовых актах, составляющих уголовно-исполнительное законодательство или относящихся к другим отраслям. Конкретизация осуществляется главным образом на подзаконном уровне, и прежде всего ведомственными нормативными правовыми актами.
18. Права и свободы человека не могут быть абсолютными. Для того чтобы обеспечить возможность каждому реализовать свои права и законные интересы, государство вынуждено в определенной степени их ограничить. Назначение подобных ограничений выражают ст.17и 55 Конституции РФ, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; кроме того, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В ч.11 ст.12 УИК РФ закреплено правило, согласно которому администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна четко отграничивать правомерность реализации осужденными своих прав от злоупотреблений ими. В последнем случае подобные попытки должны пресекаться в соответствии с действующим законодательством.

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. 2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. 3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований. 4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. 5. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания. 6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. 6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия. 7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. 9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. 10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами. 11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Консультации юриста по ст. 12 УИК РФ

Задать вопрос:


    Андрей Корнышев

    может ли осужденный, находясь в ИУ иметь при себе свою характеристику?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

  • Александра Ефимова

    Являюсь ИП и мне уголовная инспекция запрещает работать на себя при отбытии наказания к исправительным работам

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Борис Борищенко

    Иностранный гражданин отбывает срок в колонии поселени. Проживать с семьёй на съемной жилой площади отказывают (т.к. Он является иностранным гражданином, и считается не выездным со слов админ.) в праве ли в таком случаии вывозить его за терретори колонии на работы?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Наталья Молчанова

    Составить перечень прав осужденного, отбывающего наказание в тюрьме

    Федор Петруша

    Гепатит С и ВИЧ-инф. могут быть основанием для перевода осужденного из одной колонии в другую?. *в случае болезни осужденного*, и вопрос: Эти болезни попадают под категорию *тяжелые заболевания*?

    • Ответ юриста:

      В соответствии со статьей 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) осужденные к лишению свободы, как правило, отбывают весь срок наказания в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии – это является одним из условий эффективности достижения цели наказания. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в следующих случаях: – в случае болезни осужденного; – с целью обеспечения его личной безопасности, при этом проводится служебное расследование для определения реальности угрозы жизни и здоровью осужденного; – при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения; – при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

    Сергей Тихонюк

    Где можно посмотреть основания для помещения осужденных в строгие условия содержания по прибытии в ИУ?

    • Не стоит путать штрафной изолятор (шизо) со строгим режимом, на строгий режим определяет суд, а в шизо можно загреметь за что угодно, по решению администрации.

    Богдан Деткин

    Как должен поступить начальник колонии, если осужденный изъявил желание учиться в высшем учебном заведении?

    • В уголовно-исполнительном кодексе есть целый раздел, посвящённый тому, как должен поступить начальник места лишения свободы, если осужденный изъявил желание учиться в высшем учебном заведении. Откройте и прочитайте.

    Ярослав Полуянов

    какими правовыми актами определён порядок получения образования осуждёнными?

    • ст. 112 Уголовно исполнительного кодекса, посмотри будующий коллега.

    Евгения Виноградова

    к каким видам войск относится дисбат?

    • Ответ юриста:
  • Любовь Сидорова

    ФЗ о полиции. у меня вот такой вопрос возник. можно ли применять физическую силу в отношении несовершеннолетнего в воспитательной колонии ссылаясь на ФЗ "О полиции"? а-то борзеют

    • Ответ юриста:

      Закон о полиции в данном случае не подходит. Тут подходит следующее. Статья 86. Меры безопасности и основания их применения (Уголовно-исполнительный кодекс) 1. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие. Статья 28 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 07.02.2011) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами… При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны: 1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; 2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи; 3) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства. В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, сообщают об этом прокурору. Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных настоящим Законом, влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Руководствуйся этими статьями при применении физической силы, но будь осторожен: за несовершеннолетними и контроль строже и ответственность выше.

  • Инна Осипова

    Отец-одиночка. Мой друг попал в тюрьму вследствие аварии. После которой один из фигурантов ДТП скончался в больнице. На данный момент он отбывает срок в колонии, в Пензе. Уже как 2 месяца сидит. Но у него есть не совершеннолетняя дочь, которая проживает с бабушкой в Москве. Жена погибла 2 года назад. Может ли мой друг выйти досрочно из колонии, хотя бы на основании того, что у него есть дочка.

    • Ответ юриста:

      Если дочке нет 14 лет, если друг осужден на срок не свыше 5 лет суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 82 УК РФ) . По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного, указанного в части первой статьи 82 УК РФ , от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания. Порядок ходатайства об отсрочке отбывания наказания осужденным см. ст. 177 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

    • Ответ юриста:

      Статья 129. Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях [Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 16] [Статья 129] 1. В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы: а) содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества; б) проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения; в) имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах. 2. Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения и на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. 3. Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения. 4. Осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. 5. При применении к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и не занятым общественно полезным трудом, взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов.

  • Станислав Фрумкис

    как перевести человека из одной тюрмы (колонии) в другую? Какие заявления надо писать и какие ответы обязаны дать?. Знакомые просто попросили узнать им надо из Иркутской области перевести сына поближе к дому

    • Ответ юриста:

      Основания для перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ) . В соответствии с требованиями статьи 81 УИК РФ , осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида является исключением из общих правил и допускается: 1. В случае болезни осужденного (перевод для стационарного лечения и оказания специализированной медицинской помощи в лечебные заведения уголовно-исполнительной системы, расположенные, как правило, в другой климатической зоне) . 2. Для обеспечения личной безопасности осужденных (в случае реальной угрозы жизни осужденного, исходящей от других осужденных) . 3. При реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. 4. При иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных администрации учреждения, эпидемии) . Следует учитывать, что такие обстоятельства, как затруднительное материальное положение родственников, тяжкое состояние здоровья родных и близких, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются «исключительными обстоятельствами» и не могут рассматриваться как основание для перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Порядок переводов осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется Министерством юстиции Российской Федерации. Инициатива перевода может исходить от самого осужденного, администрации исправительного учреждения, прокурора, осуществляющих надзор за законностью при исполнении наказания, депутата, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, родственников осужденного. В случае если инициаторами перевода являются родственники осужденного, депутаты или Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, перевод может быть осуществлен только при наличии письменного согласия осужденного. При каждом обращении с просьбой о переводе проверяется его обоснованность, после чего уполномоченными сотрудниками территориального органа УИС составляется необходимый пакет документов с выводами о целесообразности (нецелесообразности) перевода осужденного. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в пределах одного субъекта Российской Федерации (например, в пределах Мурманской области) осуществляется по указанию начальника территориального органа управления уголовно-исполнительной системы (например – начальника УОтказ от работы - 15 суток ШИЗО (штрафной изолятор), где кормили через день по пониженной норме. Если отказ продолжается, то еще 15 суток и затем перевод на 6 месяцев в БУР (барак усиленного режима). И так по кругу, но могли отправить еще и...

    Диана Пугачева

    В колониях строгого режима навещать заключённых могут только родственники или все желающие?

    • Ответ юриста:

      Доброй ночи! Ответом на Ваш вопрос является ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Статья 89. 1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. 2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой) , родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. 3. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. 4. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. А теперь конкретней: законодательство в нашей стране порой применяется по прицепу: "Что не запрещено - то разрешено", то есть согласно указанной статьи администрация исправительно учреждения, в котором содержится интересующий Вас осужденный, может Вам (я так понимаю, что Вы не являетесь близким родственником осужденного) разрешить Вам свидание с ним, но при этом администрация не обязана этого делать. Скажу Вам, что Ваше желание, в принципе, на практике выполнимо. Для этого необходимо лично обратиться к администрации исправительно учреждения, в котором содержится интересующий Вас осужденный, в лице начальника учреждения, либо иным должностным лицам, которые могут походатайствовать перед начальником, это - первый зам начальника учреждения (по оперативной работе) , начальник оперативного отдела, начальник воспитательного отдела. При этом не следует полагать, что этот вопрос можно "решить" исключительно за деньги. Там работают такие же люди и при желании, как правило можно договориться по человечески (если разумеется сам "сиделец" нормально характеризуется) .

    Ирина Антонова

    Чо делать. Да толком ответьте. Росформировали зону. В какой срок я узнаю где мой парень?Сообщают об етом токо родствеников?или вобще никого. Че мне делать

    • Ответ юриста:

      Статья 17. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает Уведомление о месте отбывания наказания О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору. А Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235) (с изменениями от 10 февраля 2006 г. , 25 сентября 2007 г. , 3 февраля 2011 г.) нет. Если Вы даже напишите запрос это будет очень дольго. Терпите и ждите от него вестей. Удачи.

    Василий Вербицкий

    какая ст в уик.обязывает мед персоонал,оказывать помощ осужденному? нахожусь а местах л/с

    • Ответ юриста:

      Статья 101. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы Уголовно-исполнительный кодекс РФ [Статья 101 1. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. 2. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. 3. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. 4. В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям. 5. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Мария Волкова

    Расскажите пожалуйста про свидания в тюрьме город Златоуст пос.Балашиха Я/В 48/25.Можно ли на свидания приезжать с ребён

    • Ответ юриста:

      Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы 1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. 2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой) , родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. Статья 131. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах 4. Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается: б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; 5. Осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме, разрешается: б) иметь два краткосрочных свидания в течение года; Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" XIV. Порядок предоставления осужденным свиданий 74. Осужденному разрешается длительное или краткосрочное свидания одновременно не более чем с двумя взрослыми лицами, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние братья, сестры, дети, внуки осужденного. 75. Длительные свидания с иными лицами предоставляются лишь в случаях, когда, по мнению администрации, такие свидания не будут отрицательно влиять на осужденного. 76. Лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией ИУ порядка проведения свидания сдают запрещенные вещи на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под расписку. 77. Граждане, прибывшие на свидания, их одежда и вещи досматриваются. В случае обнаружения скрытых от досмотра запрещенных вещей администрация ИУ принимает меры в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящих Правил. 78. Если лицо, прибывшее на свидание, откажется от досмотра вещей и одежды, длительное свидание с осужденным ему не разрешается, однако может быть предоставлено краткосрочное. 79. При нарушении прибывшими установленного порядка проведения свидания оно немедленно прерывается. 80. Пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными, в комнаты краткосрочных свиданий не допускается. На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива) . 81. При проведении длительных свиданий могут предоставляться дополнительные услуги. Их оплата производится за счет собственных средств осужденных или лиц, прибывших на свидание.

      Ответ юриста:

      Если осужденного отправляют по этапу, значит приговор вступил в законную силу. Соответственно все передачи и свидания регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ в зависимости от вида наказания и условий содержания. Если осуждённому передача положена, то у Вас её обязаны принять.

    Наталия Давыдова

    свидания в СИЗО. у подруги муж сидит в СИЗО суд был, подал аппиляцию. жена разрешение на свидания берет через адвоката у судьи..с горем по полам 1 раз в меясц дает, но с таким видом..фи.. а в самом СИЗО разговаривала и сказали что выдают 2 раза в месяц...адковат утвержадет "вам вообще не положено! скажите спасибо что выбиваю хожу!"... или дейсвительно так, и именно им неположены свидания (сидит по воровству), или адвокат просто 5ую точку не хочет зря поднимать и делает тонкие намеки на деньги?

    • Ответ юриста:

      1)Для подследственных, находящихся в СИЗО, разрешены только краткосрочные свидания. По закону позволено 2 свидания в месяц, обычно дают 2 часа. Разрешение на свидание, пока не закончено следствие, дает следователь. 2)После закрытия уголовного дела и передачи его в суд, разрешение на свидание дает судья, если он отсутствует, идите к председателю суда. Судьи в предоставлении свидания отказывают сейчас очень редко. 3)После вступления приговора в законную силу, разрешение на свидание можно получить в окне «справки» СИЗО. 4)Разрешение на свидание действительно в течение 14 дней, так что Вы сможете поехать на свидание в удобный для Вас день. В соответствии с пунктом 68 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим. Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Ваш муж к указанным категориям осужденных не относится. Поэтому начальник СИЗО не вправе давать разрешение на предоставление свидания с осужденным, следующим через СИЗО транзитом (в Вашем случая - из одной ИК в другую).

      • ниче интересного поверьте-этослишком долго рассказывать-откройте яндекс-консультант +-найдите Уголовно-исполнительный кодекс-и условия содержания осужденных женщин прочтите-вот именно так

    1. право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания;
    2. право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания;
    3. осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам;
    4. право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченным по правам, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;
    5. право на использование государственного языка РФ либо по их желанию - государственного языка субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания (ответы осужденным даются на языке обращения, либо с переводом);
    6. право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;
    7. право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи;
    8. право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные к принудительным работам, или лишению свободы - иностранные имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В отличие от обязанностей, прописанных в общем виде, права осужденных в УИК РФ регламентированы исключительно подробно.

1. В статье 12 (ч. 1) указывается, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а Администрация обязана предоставить такую информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания.

2. Ранее отмечалось, что осужденные обязаны быть вежливыми с персоналом, соответственно, в ч. 2 статьи 12 устанавливается корреспондирующее право: осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. В качестве важнейшего права выступает запрет подвергать их жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию (это новелла); вскрытие подобных фактов всегда влечет строгую ответственность (вплоть до уголовной) представителя персонала, допустившего такое обращение с осужденными. Меры принуждения к осужденным могут быть применены только на основании закона.

Результатом влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, закрепленное в ч. 3 статьи 12: осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется; утверждения о том, что такие опыты в России, якобы, проводились или проводятся, являются в лучшем случае досужим вымыслом.

Статья 12 (ч. 4) закрепляет право обращения осужденных с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления данными структурами, в суд, органы прокуратуры, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Ранее, до 8.12.2003 г. это было возможно только при условии если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты осужденных, названным законом это условие исключено, то есть, обращение за защитой возможно при любых обстоятельствах.

В статье 12 закрепляется право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Ответы осужденным даются на языке обращения.

Статья 12 закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных. В отношении же осужденных, находящихся в условиях свободы, действует обычный порядок страховой медицины.


Законом от 8.12.04 г. дополнительно предусмотрено право осужденных на психологическую помощь, при этом участие осужденных в мероприятиях по оказанию психологической помощи возможно лишь по их согласию.

7. УИК РФ закрепляет право осужденных на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий и социальных пособий. Оно осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Закрепляется право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание таковой.

9. Закрепляется право осужденных - иностранных граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, поддерживать связь с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации.

10. В заключительных частях статьи 12 содержатся положения, касающиеся осуществления осужденными своих прав. При этом специально отмечается, что при реализации прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Статья 13 регламентирует право осужденных на личную безопасность. Речь идет об обеспечении безопасности осужденных, изолированных от общества. Ранее, когда право на личную безопасность осужденных в законе не было закреплено, они самостоятельно разрешали возникающие конфликты, угрожающие им ситуации. Нередко это выливалось в крупные эксцессы, преступления, в том числе убийства и побеги. Так, если осужденный совершает побег за несколько недель или месяцев до своего освобождения, то причину следует искать в реальной угрозе его личной безопасности.

11. Закреплённое в УИК положение об обеспечение свободы совести и вероисповедания исходит из установлений Конституции и Закона РФ "О свободе вероисповедания". Осужденные за уголовные преступления, независимо от вида назначенного наказания имеют право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. На администрацию исправительного учреждения возлагается обязанность предоставить для совершения того или иного культового обряда соответствующее помещение. В системе УИС действует около 555 храмов и около 700 молитвенных комнат. Проведение треб (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в посылках, приобретать, иметь при себе религиозные книги, журналы, атрибуты культа (нательные крестики, ладанки и т.п.), кроме предметов, выполненных в виде колюще - режущих средств, и помимо изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурно - историческую ценность.

12. Порядок обращений осужденных регламентирован ст. 15 УИК РФ. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть из­ложены в устной и письменной формах. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, обязанной дать ответ на каждое обращение осужденных.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Цензу́ра (лат. censura ) - контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными

Отредактированная цензурой фотография Сталина с расстрелянным Николаем Ежовым. Сталин посещает Беломорканал.

Однако пред­ложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной каз­ни, адресованные в органы, осуществляющие, контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключе­нием выходных и праздничных дней) направляются по принадлеж­ности.

13. Кодекс регламентирует осуществление контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19), а также судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21) и прокурорский надзор (ст. 22), кон­троль общественных объединений (ст. 23). Контроль обще­ственных объединений за деятельностью учреждений и органов, ис­полняющих наказания, осуществим лишь в тех пределах, которые установлены законодательством Российской Федерации, в частности Законом от 10 июня 2008г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», для исправительных центров, исправительных учреждений и дисциплинарных воинских частей.

Органами, имеющими право контроля за деятельностью учрежде­ний и органов, исполняющих наказания, являются только органы государственной власти Российской Федерации. Обращения осужденных, адресованные указанным органам, цензуре не подлежат.

При применении данной статьи (12) следует иметь в виду, что обра­щения осужденных по поводу решений и действий администрации органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.



 

Возможно, будет полезно почитать: