На что идут акцизы на сигареты. Акциз на сигареты в России — правила обложения

Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать не одну отрасль права, в т.ч. необходимо знать и основные понятия административного права. Чтобы помочь начинающим юристам и студентам юридического факультета, мы скомпоновали всю необходимую информацию об (всё об) административном праве, рассмотрим: понятия, виды, нормы, особенности, признаки, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется "От и До".

Содержание статьи (навигация):

Рассматриваемые основные понятия административного права

Понятие Административного права и его признаки

Понятие Административного права, как отрасли права

Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин "Административное право " коротко и простыми словами - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Понятие Административного права, как науки

А теперь раскроем понятие административного права с точки зрения науки (административно-правовая доктрина). Термин "Административное право " как наука коротко и простыми словами - это часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ как науки. Наука "Административное право" - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Признаки административного права

Правоведами относительно давно расписаны признаки административного права. Существуют следующие признаки отрасли административное право:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулированияуправленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т.е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Понятие норм, виды норм административного права, особенности и структура норм

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин нормы административного права и подробно опишем виды административного права, а точнее виды норм административного права. Также, детально распишем структуру норм административного права и особенности норм административного права.

Понятие нормы административного права

Часто задают вопрос про понятие нормы административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Структура норм административного права

Итак, Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза , диспозиция и санкция . Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Выделяемые элементы структуры норм административного права :

  • Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
  • Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
  • Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

Особенности норм административного права

Выделяют следующие особенности норм административного права :

  • являются разновидностью юридических норм;
  • объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  • административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  • устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  • содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  • имеют представительно-обязывающий характер;
  • обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  • преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  • во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Виды административного права (виды норм)

Виды административного права, а точнее виды административно-правовых норм хорошо исследованы в юридической литературе и изучена многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды административно-правовых норм.

По целевому назначению:

  • Регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
  • Охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
  • Материальные . Юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.
    Например , ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
  • Процессуальные . По своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
    В частности , они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

По методу воздействия:

  • Обязывающие , т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом.
    Например , для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.
  • Запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
    Например , общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.
  • Уполномочивающие (дозволительные) , т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой.
    Например , гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой. Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения.
  • Стимулирующие (поощрительные) , т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
    Например , налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.
  • Рекомендательные , т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.
    Например , рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства.

По предметам действия:

  • По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт;
  • По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).

По юридической силе:

  • законодательные акты;
  • подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По сроку действия:

  • Временные . Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата;
  • Постоянные . Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

По адресу, регулирующие:

  • административно-правовой статус гражданина;
  • административно-правовой статус коммерческих организаций;
  • административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

По масштабу действия:

  • федеральные нормы;
  • нормы субъектов РФ;
  • нормы местного самоуправления.

По объекту регулирования:

  • Общие , регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
  • Межотраслевые , регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
  • Отраслевые , регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

По действию во времени:

  • срочные , для которых определен срок действия;
  • бессрочные , т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Понятие Субъекта административного права и их виды

Понятие Субъекта административного права

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин "Субъект Административного права " коротко и простыми словами - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Рассмотрим полное определение субъектов административного права в РФ. Субъект административного права - это конкретный участник отношений, которые отвечают особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм, в каковые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Например , гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Виды субъектов административного права

  • индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);
  • коллективный субъект (физическое лицо: участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п.; юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);
  • специальный субъект .

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта , чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.

Предмет административного права

В этом параграфе раскроем понятие предмет административного право. Термин "Предмет отрасли административного права " коротко и простыми словами - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

Рассмотрим полное определение предмета отрасли административного права в РФ. Предмет административного право - совокупность общественных правоотношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, иных государственных органов и должностных лиц, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В предмет административного права входят три области правоотношений, а именно:

  1. управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
  2. организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
  3. контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Понятие Источников административного права их Виды и её Система

Возможно Вас интересует, что же такое источники административного права? Поэтому мы решили в данном разделе рассмотреть трактовку термина источника административного права, виды источников и систему источников.

Понятие Источников административного права

Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права - это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Виды источников административного права

Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.

Правовые источники административного права подразделяются на следующие виды :

  • федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
  • источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

  • конституция РФ;
  • международно-правовые договора и соглашения;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик - субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Система источников административного права и её особенности

Выделяют шесть особенностей системы источников административного права (СИАП):

  1. Административное законодательство образует его ядро (в отличие от системы источников уголовного права);
  2. административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии со );
  3. многообразие источников;
  4. состоит в огромном числе входящих в СИАП источников;
  5. мобильность и изменчивость СИАП;
  6. сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.

Методы административного права и их суть

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода :

  1. Предписание : установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет : запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение : предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей - публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

  1. Императивный метод правового регулирования - это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления;
  2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Система административного права и её части

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин система административного права и подробно опишем части системы административного права.

Понятие системы административного права

Раскроем понятие "система административного права" и распишем её части. Итак, Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Части системы административного права

Как и обещали рассмотрим части административного права. Изначально система административного права подразделяется на две части :

  1. В общую часть входят нормы, содержащие принципы, методы управления (предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс);
  2. В особенную часть – конкретные нормы, регулирующие отдельные сферы деятельности с участием исполнительной власти (экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера, межотраслевая).

В свою очередь, общая часть системы административного права состоит из:

  1. Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
  2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
  3. Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);
  4. Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
  5. Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  6. Институт административно-правового принуждения;
  7. Административно-деликтное право;
  8. Административное судопроизводство.

По сравнению с общей частью, особенная часть системы административного права, не имеет законченной системы и структуры отрасли законодательства, но есть два подхода к особенной части системы административного права:

  • По сферам управления , в рамках которого выделяются три сферы:
    • 1) управление в сфере административно-политической деятельности (гос. управление в области обороны, безопасности);
    • 2) управление в экономической сфере государства (управление публичной собственностью);
    • 3) управление в социально-культурной сфере деятельности гос-ва (в обл. науки, культуры и т.д.).
  • Подотрасль – основной элемент Особенной части, которая группируется по специфическому предмету регулирования, доминирования административно-правового метода и наличию относительно обособленной нормативной базы: таможенное право, образовательное право, градостроительное право, антимонопольное, медицинское, транспортное, право общественной, государственной безопасности и т.д.

Структура административного права

В этом параграфе раскроем один из существенных параметров, понятие структуры административного права. Определение (термин) "Структура административного права " - совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

Однако освещение структуры возможно также и нетрадиционными способами. Доктор юридических наук Ю.Н. Старилов , например, предлагает рассмотреть административное право, как совокупность сегментов права, объединяющих нормы по функциональному признаку. Так, общее административное право представляется профессору системой общих норм, определяющих сущность административно-правового регулирования во всем его объеме и по отношению ко всем субъектам права и регулирующих четыре крупнейших блока отношений:

  • организационно-управленческое право , регламентирующее отношения в сфере общей организации управления и его осуществления в различных отраслях и сферах;
  • управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор;
  • административный процесс (административное судопроизводство), т.е. судебная защита граждан от действий и peшений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); российская наука административного права определяет судебную защиту прав и свобод граждан от действий и административных актов, нарушающих права свободы граждан, термином "административная юстиция";
  • административно-деликтное право , устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикционные) отношения, т.е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения; административно-деликтное право, по мнению Ю.Н. Старилова, состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право и процессуальное административно-деликтное право.

Понятие управления в административном праве и их виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин управления в административном праве и подробно опишем виды управления в административном праве.

Понятие управления в административном праве

Часто задают вопрос про понятие управления в административном праве, поэтому мы решили его здесь изложить. "Управление в административном праве " - это исполнительно-распорядительная действия, осуществляемые с использованием метода власти и подчинения, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Виды управления в административном праве

Виды управления в отрасли административное право исследованы многими правоведами. Поэтому можно несложно перечислить существующие виды управления в отрасли административное право.

Существуют следующие виды управления в административном праве :

  • государственное;
  • коллективное – регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.

По методам воздействия различают следующие виды :

  • механическую;
  • технологическую;
  • социальную;
  • биологическую.

Функции административного права понятие и виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин функции административного права и подробно опишем виды Функций административного права.

Понятие функции административного права

Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Виды функций административного права

Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную . В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:

  • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
    • 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
    • 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
    • 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
    • 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
    • 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
  • Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

Принципы административного права

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин принципы административного права и подробно перечислим основные принципы.

К числу основных принципов относятся:

  1. Принцип равенства перед законом . Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП , согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
  3. Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
  4. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный , гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
  5. Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
  6. Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
  7. Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.
  8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Видео про административное право

Также можете посмотреть короткие видео об административном праве.




Источники информации

ООО "ПравоДействие" искренне благодарит следующие источники за предоставление информации об административном праве: ru.wikipedia.org ; страницы www.grandars.ru: , №3 ; be5.biz .

Акцизы на сигареты и табачные изделия устанавливаются Правительством РФ и могут изменяться в сторону повышения или понижения. Рассмотрим вопросы, связанные с видами акцизов на сигареты и изменениями, которые произошли в отношении показателей в 2017 году.

Что такое акцизы на сигареты и для чего они необходимы

Табачная продукция входит в группу товаров, которые облагаются дополнительным косвенным налогом – акцизом. Налог входит в общую стоимость товаров и покупатель, приобретая сигареты или табак, одновременно оплачивает и стоимость акциза.

Впервые акцизные сборы на табачную продукцию были установлены в 2012 году. Согласно определению, указанному в Налоговом кодексе, акциз – это дополнительный налог на товары и услуги, которые пользуются спросом у покупателей.

Необходимость данного налога, государство объясняет несколькими причинами:

  • средства поступают в доход государства, тем самым пополняя федеральный бюджет;
  • налоги в дальнейшем используются для инвестирования средств в производство продукции для повышения качественных характеристик;
  • акцизы считаются эффективной мерой воздействия на граждан, увлекающихся табакокурением.

Акцизами облагаются товары, реализуемые производителем, конфискованные по решению суда и экспортируемые в пределах РФ. Оплату обязаны вносить юридические лица – компании и ИП, а также лица, осуществляющие перевозящие товары. Оптовики, от уплаты акцизного сбора освобождаются.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Ставка акцизов на сигареты и табачную продукцию

Ставки могут быть трех видов:

  • специфическая, то есть фиксированная за единицу товара;
  • адвалорная, то есть общая для всей территории РФ, в виде процентного соотношения к общему объему продукции;
  • также выделяют комбинированную, которая включает в себя признаки обеих ставок.

Полный перечень подакцизной продукции, в том числе табака и сигарет, приведен в ст. 193 НК РФ. Исключением является сырье, которое используется для непосредственного изготовления данной продукции.

В качестве примера рассмотрим ставки, которые начали действовать с января 2017 года:

Наименование продукции

Ставка акциза

сигары 171 руб. за 1 шт.
4800 руб. за 1 кг.
сигариллы, биди 2428 руб. за 1000 шт.
40 руб. за 1 шт.
10 руб. за 1 шт.
сигареты и папиросы 1562 руб. за 1000 штук и дополнительно 14,5% от стоимости исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2123 руб. за 1000 шт.
2520 руб. за 1 кг

Как видно из таблицы, самым дорогостоящим товаром считаются сигары и табак. Сигареты и папиросы относятся к менее дорогим продуктам.

Прогноз по повышению акцизов на сигареты в будущие периоды

Уже сегодня рассматривается вопрос относительно того, чтобы повысить ставки на будущие годы. Пока известны плановые цифры, однако вполне вероятно, что ставки акцизов действительно будут повышены на этот уровень.

Для сравнения приведем прогнозные данные за 2018-2019 годы по повышению акцизов на табачную продукцию:

Наименование продукции

Ставка акциза в 2018 году

Ставка акциза в 2019 году

табак либо табачные изделия, предназначенные для курения методом нагревания 5280 руб. за 1 кг 5808 руб. за 1 кг
электронные никотиновые системы 44 руб. за 1 шт. 48 руб. за 1 шт.
жидкость для электронных систем 11 руб. за 1 шт. 12 руб. за 1 шт.
сигареты и папиросы 1718 руб. за 1000 штук + 14,5% от расчетной стоимости, но не менее 2335 руб. за 1000 шт. 1890 руб. за 1000 штук + 14,5% от расчетной стоимости, но не менее 2568 руб. за 1000 шт.
табак жевательный, курительный, трубчатый и другие разновидности 2772 руб. за 1 кг 3050 руб. за 1 кг

Дополнительно стоит отметить, что по оценке Минфина РФ, средняя стоимость пачки сигарет в розничной торговле вырастет на 10% в 2017 году и более чем на 27% за последующие три года.

VIII. Порядок приобретения, маркировки и возврата
марок акцизного сбора установленного образца на табачные изделия отечественного
производства

(раздел введен изменениями и дополнениями Госналогслужбы
РФ N 1 от 09.11.95) примечание.

Порядок уплаты акцизов с
применением марок акцизного сбора по табаку и табачным изделиям отечественного
производства и сигарет иностранных марок, изготовляемых на территории РФ,
установлен Постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319.

26.
Маркировке марками акцизного сбора подлежат подакцизные табачные изделия,
выпускаемые в пачках в соответствии с действующей нормативно-технической
документацией.
Маркировка табачных изделий производится в соответствии с
Правилами маркировки табачных изделий, изготовляемых на территории Российской
Федерации, утвержденными Минфином России по согласованию с Госналогслужбой
России 15.09.95 N 4-03-06.

Марки акцизного сбора приобретаются только предприятиями и организациями, непосредственно производящими подакцизные табачные изделия (включая табачные изделия из давальческого сырья) и зарегистрированными в установленном порядке в качестве плательщиков акцизов.
27. Заявку с указанием потребности в марках акцизного сбора налогоплательщики подают в соответствующие государственные налоговые инспекции не позднее чем за четыре месяца до начала квартала.

Марки акцизного сбора на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, выдают государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации (или по их поручению налоговые инспекции по городам и районам) непосредственно налогоплательщикам после внесения ими авансового платежа по акцизам.

Для приобретения марок акцизного сбора предприятия и организации - изготовители
табачных изделий - представляют в соответствующие налоговые инспекции следующие документы:

заявление на получение марок, подаваемое на имя начальника соответствующей
государственной налоговой инспекции с указанием их количества;
копии платежных поручений на оплату марок акцизного сбора, что является
подтверждением уплаты авансового платежа по акцизам, а также выписку банка из
расчетного счета, подтверждающую снятие указанных средств со счета
налогоплательщика.

При этом в платежном поручении в графе
«Назначение платежа» обязательно указание: «Уплата авансового платежа по акцизам
за марки акцизного сбора».

На указанных документах делается отметка
инспектора по учету территориальной налоговой инспекции по месту постановки на
учет налогоплательщика о фактическом поступлении денежных средств на раздел 22
параграфа 8 классификации доходов и расходов бюджетов в Российской
Федерации;

доверенность на получение марок акцизного сбора, выданная предприятием -
изготовителем табачных изделий лицу, получающему указанные марки.
При получении марок акцизного сбора предприятиям и организациям -
изготовителям табачных изделий выдается первый экземпляр накладной, выписываемой налоговым органом.

Марки акцизного сбора выдаются строго в соответствии с заказанным количеством.

Единоразовая выдача марок акцизного сбора не
может превышать заявленной квартальной потребности.

28. Налогоплательщики
при обнаружении марок акцизного сбора, имеющих типографский брак, должны
возвратить их в государственную налоговую инспекцию по месту их выдачи с
заявлением о замене таких марок.

29. Марки акцизного сбора, поврежденные
в процессе маркировки табачных изделий, подлежат уничтожению.

Для этого поврежденные марки акцизного сбора должны быть наклеены на отдельных листах по 10 штук с соблюдением следующих правил:

при наклеивании марок акцизного сбора не допускаются складки и неровности;
марки наклеивают таким образом, чтобы четко просматривалась центральная
часть марки и цифровые реквизиты;
при разрыве марки отдельные ее части должны быть соединены;
общая часть каждой поврежденной марки должна составлять не менее 2/3 ее
первоначального размера. В случае, если общая часть поврежденной марки
составляет менее 2/3 ее первоначального р
азмера, марка акцизного
сбора считается утраченной и замене не подлежит.

Уничтожение поврежденных
марок акцизного сбора производится комиссией в составе представителей
государственной налоговой инспекции по городу или району, налоговой полиции и
предприятия (организации) - изготовителя табачных изделий (бухгалтера,
материально ответственного лица).

Акт об уничтожении поврежденных марок
акцизного сбора составляется на месте уничтожения в 3-х экземплярах и
подписывается всеми членами комиссии после уничтожения марок.

Один
экземпляр остается у налогоплательщика, другой - в территориальной налоговой
инспекции, третий - в государственной налоговой инспекции, ранее выдавшей эти
марки.

Выдача марок акцизного сбора взамен уничтоженных производится на
основании заявления налогоплательщика в государственную налоговую инспекцию по
месту их приобретения с приложением акта об их уничтожении.

По маркам, не подлежащим замене, марки акцизного сбора считаются утраченными и замене не подлежат.

Сумма авансового платежа по акцизам (цена марки акцизного
сбора) списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

Акциз подразумевает под собой косвенный налог, установленный законодательно, на товары массового потребления. Оплачивать этот налог обязаны юридические лица и предприниматели – непосредственные производители подакцизного товара. Но так как акциз включается в стоимость товара, увеличение ставки акциза приводит к удорожанию цены на товар. В итоге плательщиком выступает обычный покупатель. Рассмотрим какие предусмотрены ставки для расчета суммы акциза на табак в России, а также ожидается ли повышение акцизов на табак в 2017 году.

Ставки акциза на табак в России

Для расчета налоговых платежей по акцизу государство разработало несколько видов ставок:

  • твердая ставка – рассчитывается в рублях, зависит от количества проданного товара;
  • адвалорная ставка – ставка в процентах, рассчитывается в процентном отношении на товар;
  • комбинированная ставка – предполагает расчет и в рублях, и в процентах:

В 2017 году акцизная ставка на сигареты, которая рассчитывается из МРЦ, равна 1 562 руб./1 000 шт. плюс 14,5 % от стоимости, но не меньше 2 123 руб./1 000 шт. Согласно плану Министерства финансов, в 2018 г. ставка увеличится до 1 718 руб. плюс 14,5 % (не меньше 2 335 руб.), к 2019 г. – 1 890 руб. плюс 14,5 % (не меньше 2 568 руб.).

Ставка акциза на табак других видов: трубочного, курительного, жевательного, сосательного, нюхательного и кальянного типов в 2017 г. будет равна 2 520 руб./1 кг. К 2018 г. планируется увеличение до 2 772 руб., а к 2019 г. – до 3 050 руб.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

С 2017 г. электронные сигареты занесены в список товаров, за которые уплачивается акциз. Ставка по ним равна 40 руб./1 шт., планируется увеличение до 44 руб. в 2018 г., а в 2019 г. – до 48 руб. Акциз на жидкости, предназначенные для электронных сигарет в 2017 г. рассчитывается по ставке 10 руб./1 мл и за два года планируется увеличить ее до 12 руб./1 мл.

Также с 2017 года нужно уплачивать акциз на табак, нагреваемый и используемый в курительных устройствах электронного типа. Ставка по этому виду в 2017 г. равна 4 800 руб. за 1 кг и увеличится к 2018 и 2019 гг. до 5 280 и 5 808 руб. соответственно.

По предварительным расчетам Минфина России, повышение ставок по акцизам на табак незамедлительно спровоцирует рост розничной цены за единицу табачной продукции и за 3 года цены поднимутся на 27 %.

Каким образом государство регулирует МРЦ на табачные изделия? Ценовой рост на сигареты выглядит так:

Расчет суммы акциза на табак

В тексте ст. 194 НК РФ прописана формула, по которой происходит расчет себестоимости акциза:

Расшифровка сокращений:

  • Са – акцизная себестоимость;
  • Атс – акциз с фиксированной ставкой;
  • Апнс – акциз с адвалорной ставкой (в %);
  • Опс – объем проданных сигарет;
  • Фсн – фиксированная ставка налога;
  • Спс – розничная себестоимость сигарет;
  • Отп – объем табачной продукции.

Во избежание ошибок и проблем с ФНС и другими проверяющими организациями, нужно внимательно рассчитывать суммы акциза.

При реализации и сбыте табачной продукции могут возникнуть связанные с ней нарушения: отсутствие маркировки либо незаконное ее нанесение, продажа без акциза, установление факта сбыта табачных изделий без маркировки в особо крупных объемах и т.д. За нарушения предусмотрена административная или уголовная ответственность:

Антитабачная концепция

В антитабачной концепции, проект которой разработал Минздрав России на 2017-2022 гг., рассматриваются вопросы, связанные с постепенным увеличением налогового бремени на производящие табачные изделия организации. Налог предполагается довести до средних показателей стран Европы, а также планируется утвердить экологический налог на сигареты.

В документе говорится об эффективности будущих мер и выгоде для государства, которые заключаются в снижении объемов потребления табачных изделий, уменьшении затрат на устранение последствий употребления табака и увеличении отчислений налогов в бюджет.

Таким образом, большинству потребителей табачной продукции экономить будет очень сложно. Ежедневно курильщик расходует около 15% своих средств на сигареты, а если доход равен минимальному, то около 23%. Розничная стоимость сигарет состоит из таких частей:

  • цена производителя сигарет – 42 %;
  • акциз (налог) – 40 %;
  • НДС –18 %.

Стоимость одной единицы табачной продукции сразу же повышается, если происходит увеличение какой-либо из этих частей. Эксперты предполагают, что на рынке возрастет количество контрафактной продукции из стран СНГ, т.к. покупатель вредную привычку не бросит, а начнет поиски более дешевого варианта, пусть и невысокого качества.

В настоящее время на рынке продукции из табака более 37 % принадлежит дешевым маркам сигарет. Для России это довольно высокая цифра, учитывая, что идет борьба за здоровье населения и ведется пропаганда здорового образа жизни.

Таблица со ставками акцизов на 2017 год приведена в данном материале для бухгалтеров. Актуальные ставки на подакцизные товары необходимы для верного расчета и перечисления в бюджет необходимой суммы.

Виды ставок

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2017 года статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Варианты расчета

Ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

Акцизы 2017 года
Твердые ставки Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187- 191 НК РФ.

Ставки акцизов на 2017 год: общая таблица

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 НК РФ внесен ряд изменений. В частности, увеличились ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия. Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.). Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания (новые подп. 15 – 17 п. 1 ст. 181 НК РФ). Таким образом, с 2017 года введен акциз на вейпинг. Подробнее об изменениях по акцизам с 2017 года см. « ».

Этиловый спирт
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) При реализации производителям:
· спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
· спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Спиртосодержащая продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)
Алкогольная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л
Табак и табачная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2520 руб. за 1 кг
Сигары 171 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2428 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1562 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 4800 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 40 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 руб. за 1 мл
Автомобили и мотоциклы
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 43 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 420 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
Нефтепродукты
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т
класса 5 10 130 руб. за 1 т
Дизельное топливо 6800 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты 7800 руб. за 1 т



 

Возможно, будет полезно почитать: