Правовое государство определение кратко. Что такое правовое государство? Какие признаки присущи правовому государству

Правовым называется государство с демократической формой правления, в котором обеспечивается господство норм права, равенство народа перед независимым судом и законом. В нем гарантируются и признаются свободы гражданина, а в основе государственной власти лежит основной принцип разделения на законодательную, судебную и исполнительную. Ограничивается она лишь нормами права. В условии отсутствия демократии правовое государство существовать не может. деятельности, развитое относятся к основным признакам такого государства.

Гражданское общество - это свободное правовое, развивающееся в условиях общество, ориентированное на конкретную личность. Оно воспитывает уважение к законам и традициям, гуманистическим идеалам, обеспечивает свободу предпринимательской и творческой деятельности, дает возможность достичь благополучия и реализовать каждому свои права - как личности и гражданина.

В гражданском обществе, которое дает нам правовое государство, существует множество независимых институтов, союзов, организаций, которые действуют в рамках закона и служат барьером для монополизации власти. Данное общество развивается вместе с государством.

Основные функции правового государства:

  1. Она регулирует рыночные отношения, при полной самостоятельности частных предприятий, а также производство необходимой обществу продукции.
  2. Правоохранительная функция. Охрана свобод и прав личности, поддержание порядка в обществе.
  3. Социальная функция. Обеспечение непосредственных нужд граждан, охрана окружающей среды, бесплатная медицина и так далее.

Идеи правового государства находят выражение в основных законах многих современных государств. Идеи его направлены на ограничение власти правом; установление правления закона, а не человека; обеспечение безопасности граждан.

Правовое государство в России. Его основные признаки:

  1. Исключение монополизации, узурпации власти одним лицом, органом или социальным слоем. Монтескье говорил, что это ведет к «ужасающему деспотизму».
  2. Конституционный суд - гарант стабильности строя государства, который обеспечивает законность и верховенство Конституции. Основному закону государства должны соответствовать другие постановления и
  3. Верховенство права и закона. Ни один орган, кроме законодательного, не вправе менять уже принятое постановление. Ни один нормативный акт не должен противоречить Основному закону. Этот признак является следствием предыдущего. Все приоритеты находятся на стороне Конституции. Пересматриваются законы исключительно в парламенте.
  4. Ответственность личности и государства взаимна. Гражданин, прежде всего, несет ответственность перед государственными органами, но в то же время и государство не свободно от обязательств, на себя взятых.
  5. Все лица, как должностные, так и частные, юридические и физические, равны перед законом. Государство не имеет права нарушать Основной закон.
  6. граждан. Лица должны знать свои обязанности и права и уметь ими воспользоваться;
  7. Доверие граждан к государственным структурам.

В словосочетании «правовое государство» на первом месте, прежде всего, находится «право» и только лишь на втором - «государство». Верховенство его - основополагающий признак, предопределяющий все прочие признаки. Нерушимость закона закрепляется в Конституции. Прочная власть в данном государстве характеризуется тем, что она сочетается с законностью, а общество, в котором развит правопорядок, априори является дисциплинированным.

Что такое правовое государство?

правовой государство власть

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

  • 1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
  • 2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  • 3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
  • 4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
  • 5. важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Принципы и признаки правового государства

В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки правового государства является:

  • 1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
  • 2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).
  • 3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную(создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).
  • 4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).
  • 5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).
  • 6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  • 7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
  • 8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.
  • 9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.
  • 10. Появление действенной способности противостоять произволу.
  • 10. Разграничение партийных и государственных функций.
  • 11. Установление парламентской системы управления государством.
  • 12. Торжество политико-правового плюрализма.
  • 13. Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в

том числе:

а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.

б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.

г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

Три ветви власти

Принцип разделения властей - это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из нас осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительному выборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача - проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.

Судебная власть. Суд - это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из 3-х ветвей - конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик с составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации).

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес , постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

В основе прав граждан лежат представления о естественном нраве, об отсутствии природного подчинения людей во внеобщественном состоянии, о моральном равенстве. Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности - деятельности государства.

Гражданские права - неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни самими индивидами, ни государством. Они трактуются как защита индивида от государства. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948. Это документ, ориентирующий все государства мира на выполнение основных прав человека. Права мыслятся в этом документе в соответствии с западной либеральной моделью, где универсальным субъектом права выступает . Даже в тех статьях, где идет о состоянии общества и приемлемом социальном порядке (напр., ст. 28,29), подход не меняется - оценивается по отношению к правам индивида в обществе.

Сегодня юридическая западных стран, особенно США, совершила радикальный сдвиг к признанию групповых прав."Права групп начали трактоваться как неотъемлемая часть гражданских прав. Этот поворот объясняет к тем нарушениям прав индивида, которые вытекают из его положения и статуса в группе. Вместе с тем прав группы лишена той универсальности, которая характерна для прав индивида. Она является предметом дискуссий, в итоге которых признается прав группы, но приоритет по-прежнему остается за правами индивида. Так, групповые права афроамериканцев в США обеспечиваются аффирмативными (поддерживающими) акциями, включающи

ми льготы и квоты, напр. при поступлении в университеты. Только в Калифорнии на референдуме такая и новая юридическая практика были отвергнуты. Это не значит, что здесь нет способа пресечь расовую дискриминацию. Каждый афроамериканец может обжаловать в суде расовой дискриминации при поступлении в университет или на работу-и будет защищен судом при подтверждении этого факта. Неясность границ группы, чьи права защищаются, попытка использовать групповых прав для оправдания трайболистских традиций, крайностей феминизма и пр. делает дискуссию незавершенной и требование защиты прав индивида основополагающим.

Институты государства начали поддерживать права групп, решая проблему соотношения свобод и блага. Понятие прав человека связано с идеей свободы - фундаментальной ценностью для западных обществ. До Д. Макиавелли большинство социальных и политических концепций строилось на приоритете блага над свободой. Ключевыми в них были представления о всеобщем характере блага и равенства людей. Начиная с Макиавелли, центральным становится понятие свободы. Возможны разные представления о благе, и каждый может достичь того, что он считает благом, обладая свободами и правами. Однако сегодня встает о правовом характере экономического уровня жизни граждан и его юридической защите. В западных странах выработалась относить экономические запросы граждан к благам, а не к правам. В концепции прав группы как раз учитывается дефицит экономических благ для отдельных групп населения, которые не в состоянии использовать предоставленные им свободу и права себе во . Социальная помощь, жилищные и медицинские программы, аффирмативные акции государства в той или иной мере обеспечивают необходимый социальных и природных благ наиболее ущемленным группам населения. Сегодня, после опыта посткоммунистической трансформации ряда стран Европы, где большинство населения не просто оказалось не способным воспользоваться новыми для себя условиями свободы, но и не получило экономических свобод из-за монопольного контроля ряда групп, включая криминальные, над рынком, не имело денег для начала самостоятельного хозяйствования, не получало зарплат за проделанную на бюджетных предприятиях работу, блага и свободы встает по-новому Проблема правовых гарантий и защиты минимума материальных благ оказывается решающей для правового государства. Именно она обсуждается представителями либерализма. Дж. Роулз, в частности, использует понятие первичных благ. Отрицая достижения справедливости, понимаемой как равенство благ, и выбирая в качестве фундаментального принципа свободу личности и права индивида, Роулз делает уступку концепции блага, называя в качестве первичных социальных благ вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана. К их числу относятся как и свободы, так и доход, благосостояние, возможность реализовать себя, социальные предпосылки самоуважения людей. Все эти блага распределяются социальными институтами. Р. Дворкин дополняет данный список набором первичных природных благ - здоровье, умственные , энергия, воображения и др. Социальные институты не распределяют эти блага, хотя их наличие может зависеть от общества. От социальных институтов, в частности института страхования, зависят компенсации, выравнивающие исходное несправедливое неравенство. Социальные посткоммунистических обществ и поиски либерализмом справедливости ставят вопрос о неотъемлемости экономических прав индивида. Это обусловлено отсутствием гражданского общества, невыполнением государством своих обязательств по предоставлению гражданам свобод и прав и обеспечению их безопасности. Построение правового государства - важнейшая реформ в тех странах, которые выбрали путь модернизации, в т. ч. и модернизации политической.

Лит.: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948.- В кн.: Международная зашита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990; Современный . М., 1998; Федотова В. Г. Хорошее ( в свете современного и постсовременного научного дискурса).- “Философские науки”, 1998, ¹ 4; Held D. Models f Democracy. Stanford, 1987; Kymlicka W. Right of Group. Oxf„ 1996; Pelcy/HskiZ. A. The State and Civil Society. N. Y, 1984.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    ПРАВОВОЕ государство, в политическо юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и… … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое… … Политология. Словарь.

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - в теории конституционного права общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов. 1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается … Юридическая энциклопедия

    Правовое государство - (англ. law/juridical/ legal state) тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным… … Энциклопедия права

    Характеристика конституционно правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства… … Юридический словарь

    - … Википедия

    В политико юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность… … Энциклопедический словарь

    Правовое государство - организация и осуществление политической власти в обществе на основе господства права. Основные признаки правового государства: а) уважение основных прав человека; б) взаимная ответственность государства и гражданина; в) равноправие; г)… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Правовое государство - последовательное воплощение мечты большевиков о создании такого общества, в котором управлять государством сможет любая кухарка. В истинно правовом государстве управляет даже не кухарка, а бумага так называемый закон. Подобная химера возможна… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Книги

  • Правовое государство и гражданское общество. Теоретико-правовое исследование. Учебное пособие , Марченко Михаил Николаевич. В книге рассматривается широкий круг вопросов, касающихся теории и методологии исследования правового государства и гражданского общества, их идентифицирующих признаков и черт, основных путей…

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Признаки правового государства:

  1. Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;
  2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
  3. Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
  4. Взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

  1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
  2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  3. высокий уровень политического и правового сознания людей;
  4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;
  5. важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство - это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Основные признаки правового государства

Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех - от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей - о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Юридический Институт Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Аннотация:

This article discusses the concepts and main features of the rule of law. The historical excursus of this concept is given. Also, the main problems in the creation of the rule of law in the Russian Federation are considered.

Ключевые слова:

правовое государство; гражданское общество; разделение властей; государство; гражданин; права и свободы человека; Российская Федерация

legal state; civil society; separation of powers; state; citizen; human rights and freedoms; Russian Federation

УДК-340

Закон - владыка над правителями,

а они - его рабы. (Платон)

Введение.

Термин правовое государство является либеральной политической теорией. Многие государства, которые встали на развитие демократических институтов также развивают активно идею правового государства. Правовое государство - это очень сложное понятие, политическая идея, которую очень тяжело реализовать на практики.

Актуальность.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что такое правовое государство? Как можно построить правовое государство? Какие условия необходимы для развития институтов и механизмов правового государства? Также эта тема очень актуальна для России, так как эта политическая идея достаточно новая, и её пытаются развивать на политико-правовой почве нашего государства. Именно для России необходимо изучить все условия, сущность и значение этого термина.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - изучить понятие правового государства. Задачи исследования:

1) Изучить понятие правового государства.

2) Выделить основные черты правового государства.

3) Рассмотреть исторический экскурс понятия правового государства.

4) Выделить проблемы создания правового государства в Российской Федерации.

Научная новизна.

Научная новизна заключается в анализе понятия и основных черт правового государства, проведение исторического метода исследования этого понятия.

Основная часть.

Правовое государство - это такая форма организации власти в стране, когда вся деятельность государства полностью подчиняется нормам права, и полностью реализуются установленные законом права, свободы человека и гражданина.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько считают, что у правового государства существуют две основных черты правового государства:

Свобода человека, его права

Ограничение правом государства.

Правовое государство рассматривается в нескольких значениях:

Как деятельность верховных органов власти, которые подчиняется судебным решениям

Как признак конституционного режима

Как проявление законности или верховенства права,

Рассматривается как противоположность диктатуре, неограниченной власти в стране, деспотизму, полицейскому государству.

Можно выделить основные цели правового государства:

Создание условий, для правомерных действий всех субъектов права, полная реализация прав и свобод граждан

Охрана общественных отношений, а также морали, справедливости, свободы, равенства, прав, достоинств.

Правовое государство может существовать, при наличии следующих институтов:

1) Назначение наказание за совершенные правонарушения, в соответствии с нормами и законами государства.

2) Юридическое равенство всех граждан. Этот принцип заключается в том, что граждане обладают одинаковой правовой защитой.

3) Наличие независимых, беспристрастных, доступных правоохранительных органов: полиции, суда,

4) Деятельность органов государственной власти должна быть четко регламентирована законами.

Существует две теории, которые объясняют сущность и правовою природу правового государства.

Согласно первой теории - формальная теория правового государства основана на теории правового позитивизма, и выражается в практической деятельности государства, эффективности и предсказуемости правовых процедур. Право представляет собой совокупность обычаев, традиций закрепленные в качестве закона. При этом нормативно-правовые акты отражают представления о морали, о справедливости, свободе, равенстве граждан. Главная функция по их мнению - это формальное соблюдение правовых норм и процедур.

Согласно второй теории - содержательная теории правового государства, она основана на теории естественного права, теории справедливости законов, наличия неотчуждаемых прав человека, которые обладают высшей ценностью. Согласно этой теории правовое государство не только охраняет права и свободы человека и гражданина, но и созидает определенный эталон, стандарт политического и правового поведения граждан. Важным является вопрос -каким должно быть право? Опираясь на естественную теорию происхождения права «несправедливый закон - это не закон». Это нашло закрепление в ряде конституциях Европейских государств, так в конституции Швейцарии.

Существует несколько условий, или принципов, при которых может существовать правовое государство:

1.Верховенство закона. Этот принцип заключается в том, что закон на территории государства обладает высшей юридической силой, и иные нормативно-правовые акты должны соответствовать им. Можно выделить несколько черт это признака правового государства:

Деятельность органов государственной власти и должностных лиц должны соответствовать законам и подзаконным актам.

Правовые нормы могут изменяться только согласно действующим, оговоренным законом процедуре.

Существуют легальные способы воздействия на правительство с целью выполнения ими законов.

Государство является единственным источником легального применения силы.

Деятельность правоохранительных органов должна быть в рамках закона и эффективной, доступной.

2. Равенство всех перед законом. Можно выделить основные черты этого принципа правового государства:

Законы относятся ко всем гражданам государства в одинаковой мере

Равенство перед правосудием,

Равенство не зависимо от происхождения, нации, расового, этнического, классового, полового признака, отношения к какой-нибудь религии.

Решения судов распространяется на всех граждан.

Общий, а не конкретный характер правовых норм. Нормы права должны иметь общий характер, а не издаваться для решения каких-то конкретных задач, не должно быть правовой дискриминации.

Равный доступ к правой защиты, охраны и системы. Из-за существующего социального неравенства, часто получается, что определенные люди, слои населения имеют некоторые преимущества в силу своего имущественного статуса при защите своих прав в суде.

3. Возможность исполнять принятые законы. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы должны быть понятными, доступными для населения

Законы должны очень четко регулировать вопросы противоправности и наказуемости за определенные деяния.

Законы не должны противоречить общественным устоям, представлениями о справедливости, морали.

4. Независимость судебной власти. Этот принцип имеет следующие черты:

Независимость от исполнительной, и законодательной ветвей власти.

Реализация принципа разделения властей.

Если судебная власть связана с исполнительной, то подзащитный не сможет себя защитить, если судебная власть связана с законодательной, то свобода подзащитного является предметом произвольного регулирования.

5. Правосудие. По мнению профессора Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, правосудие в правовом государстве должно иметь следующие черты:

Рассмотрение и вынесение решения по делу должно быть беспристрастно на основании фактов, законов

Судьи независимы от других ветвей власти, на них не кто не оказывает давление

Улики и доказательства собираются в установленном законом порядке

Право на присутствие на судебном процессе

Право на защиту и помощь адвоката

Право оспорить обвинение в суде

Право предоставлять свои доказательства

Право знать мотивацию суда при вынесении решения

Право обжаловать решения суда в вышестоящую инстанцию - апелляция, надзорная инстанция.

6. Защита прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип имеет следующие черты:

Законы не должны ограничивать всеобщие права и свободы человека и гражданина

Основа - естественная теория происхождения права

Учет местной традиции и культуры народов, то есть какие именно права у данного народа являются высшей ценностью.

7. Наличие высокой правовой культуры. Этот принцип имеет следующие черты:

Законность рассматривается как культурная ценность

С помощью закона осуществляется защита своих интересов

Ответственность граждан перед государством,

Ответственность государства перед гражданами,

Развитие институтов гражданского общества

Децентрализация государственной власти,

Защита собственности и рынка.

8. Наличие конституционного режима в государстве. Этот принцип имеет следующие основные черты:

Система сдержек и противовесов. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, приводит к ограничению какой либо власти.

Открытость и подотчетность, подконтрольность правительства перед другими органами власти - парламентом, генеральным прокурором, омбудсменом, Средствами массовой информации.

Разделение власти между различными социальными группами

Право отражает компромисс между разными социальными слоями населения

Политическое равенство граждан при создании законов

Конституция содержит, обеспечивает и гарантирует основные прав и свободы человека и гражданина.

9. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

10. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

11. Федерализм - разделение власти на центральную, власть субъектов и местную власть.

История развития представлений о правовом государстве.

Свод законов царя Хаммурапи - это первый кодекс, который ограничивал власти чиновников, и право толкование законов имелось только у судей.

Древние Афины. Законы рассматривались как средство борьбы с тиранией. Только собрание полноправных граждан экклесия могло издавать нормативные акты, которые были обязательны для всех членов общества. Судьи избирались по жребию, все граждане имели право на равный доступ к правосудию. Высшим органом правосудия был - суд присяжных. Конфликты в области торгового права должны были разрешаться на основании компромисса. При этом многие критиковали афинскую демократию, как считал Аристотель должна быть не власть народа, а власть законов.

Древний Рим. В период Римской республики имелись определеннее черты правового государства:

Более четкое разграничение исполнительной и законодательной ветвей власти

Наличие сильной и независимой судебной власти

Равенство граждан перед законом

Общедоступность законов

Право - это способ разрешения конфликтов

Определенный высокий уровень правосознания и правовой культуры.

В период средневековья, римское право стало очень тесно связанным с католическим правом. Согласно мнению Фомы Аквинского, законность - это естественный порядок, основанный Богом, и состоящий из законов Божьих. Католическая церковь активно вмешивалась в светские дела европейских государств. Григорий VII установил новое правило: преподавание канонического права в европейских университетах, которое обладало большой юридической силой перед королевским правом.

В арабском халифате, нормы ислама стали частью шариата. Церковные суды существовали наряду с светскими и осуществляли наблюдение за законностью и защитой прав граждан, они обеспечивали интерпретацию религиозных норм, равенство всех верующих.

В 1215 году принимается Великая Хартия Вольностей. Это первый законодательный акт, который ограничивал власть короля (монарха): король не мог без согласия Парламента вводить новые налоги, наказание в виде ограничение гражданских прав назначались только по суду присяжных заседателей.

В статуте княжества Литовского 1588 года содержалось правило, что в государстве должны господствовать законы, а не власть. Также происходило разделение государственной власти.

В период Реформации возникает много философов, которые уже задумываются об идеях правового государства:

  1. Томас Гоббс считал, что люди обладают страхом перед другими людьми и ищут защиту у государства, в виде законов. Когда все равны перед законом, то исчезает страх перед согражданами.
  2. Джон Локк считал, что государство само вызывает страх. Поэтому необходимо власть ограничить определенными рамками, законы должны соблюдать сами правители, признание естественных прав человека, верховенство закона.
  3. Шарль Монтескье считал, что только принцип разделения властей может обеспечить независимость судебной власти.
  4. Иммануил Кант считал, что цель государства - это обеспечение мирной жизни граждан и защита права собственности. Право должно представлять мораль, основу конституции. Согласно категорическом императиву И.Канта любому нравственному принципу можно придать форму обязательного всеобщего закона, который обязывает людей к действиям независимо от возможного результата. Кант считал, что закон должен быть «самодержавен» и независим.

Идеи правового государства нашли свое отражение в Билле о правах 1689г, в Декларации независимости США, Билле о правах США, Французской Декларации прав и свобод человека и гражданина. Эти правовые акты имели определенные последствия:

Запрет государству ограничивать неотчуждаемые права человека

Государство обязано обеспечить ряд прав человека

Повышение независимости судебной власти

Появление стандарта легитимности верховной власти.

Во второй половине XX века принимаются Всеобщая Декларация прав и свобод человека, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказание за него. Создаются Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека. Теоретически развивали идею правового государства ряд философов: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг, Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек.

Существует несколько трудностей при создании правового государства:

Создание разветвленной системы судов,

Произвол при толковании законов

Различное понимание субъектов права, в правовом государстве

Обеспечение законности правоохранительной системы

Правовое ограничение произвола власти

Строгое соблюдение законов может привести к неопределенному результату

Подробность и сложность законов может привести к определенному политическому кризису.

Не формируются общественные идеалы.

Критика правового государства.

Иеремия Бентам считал, что власть принадлежит правильным людям, поэтому не надо её ограничивать.

Анархисты вообще отрицали государство, и ограничение государственной власти.

Карл Маркс считал, что правовое государство отражает интересы только буржуазии, и не могут служить защитой интересов пролетариата.

Сторонники Технократии считают, что властью должны обладать специальные компетентные для этого люди. За место верховенства закона придет верховенство знания.

Из-за вынесения оправдательного приговора в отношении явных преступников по нарушению формы процессуальных отношений в суде, при водит к определенной критике судебной системы.

По мнению Джона Ролза правовое государство предоставляет определенную информацию людей друг о друге, и повышает требования к моральному поведению людей в обществе.

С точки зрения либерализма правовое государство является одним из центральных институтов. Правовое государство защищает права человека на жизнь, собственность свободу слова. Правовое государство сыграло большое значение на развитие западной цивилизации. Является фундаментом демократии.

Создание правового государства в Российской Федерации имеет некоторые основные черты:

Долгое время идея правового государства отвергалась советской идеологией как буржуазный принцип

Идея правового государства является новой, впервые была провозглашена на XIX Всесоюзной конференции, потом в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, и Конституции РФ.

В.Д. Зоркин председатель Конституционного суда РФ считает, что правовое государство - это центральное понятие континентальной правовой системе, и на современном этапе существует много теорий и проблем в области создания правового государства.

На сегодняшний день существует несколько основных проблем при создании правового государства в Российской Федерации:

Процесс создания правового государства растягивается на некоторый промежуток времени, нужно длительный промежуток времени

Российское государство сейчас находится в определенном кризисе: существует ряд проблем в государстве: рост преступности, рост коррупции, расцвет бюрократизма, сложное положение в области прав человека

Необходимо учитывать российскую правовой менталитет при заимствовании западных политических идей, а идея правового государство - это западная политическая идея. Необходимо учитывать черты русской политической и правовой культуры, правового нигилизма, слабость демократических черт, бюрократическое засилье.

В.А. Четвернин считает, что правовое государство - это некоторое абстракция, то есть идеал, который невозможно достичь, но к которому многие западные страны стремятся.

Необходимо учитывать историческое развитие России, её традиции и культуру.

Результаты исследования.

Правовое государство - это термин, который обозначает организацию власти, когда в государстве существует верховенство права, и реализация субъективных прав граждан.

Правовое государство может быть создано при наличии следующих условий: верховенство закона, равенство всех перед законом, исполнимость законов, независимость правосудия, защита прав человека и гражданина, наличие конституционного режима в стране.

Идея правового государства развивалась постепенно начиная от Древней Греции, Древнего Рима, и заканчивая XX веком с развитием международного права.

Российская Федерация встала на путь развития правового государства, но при этом существует ряд проблем, которые необходимо решать: правовая культура, политическая активность, коррупция, преступность, менталитет русского народа.

Заключение.

Таким образом, правовое государства - это такая форма организации публичной власти, при которой происходит защита и реализация прав и свобод граждан, и происходит верховенство права и подчинение этому праву государственных органов.

Библиографический список:


1. Правовое государство. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http: //ru.m.wikipedia.org. (обращение на 25.08.2018)
2. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько. – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.
3. Кудинов А./ Демократия как общественно-политическое явление: от истоков к современности/Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ, 1 марта – 30 мая 2017 г.: сборник статей участников / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2017. – 883 с.
4. Обществознание. Карманный справочник. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А. Чернышева.- Ростов на Дону: Легион. 2013. - 367 с.
5. История Отечественного государства и права: в 2 частях учебник для академического бакалавриата/ под редакцией О. И. Чистякова – 5 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. – 510 с.
6. История политических и правовых учений Учебник для вузов 2 издание стереотип/ Под общей редакцией академика РА доктора юридических наук профессора В.С. Нерсяцанца - М.: Издательство Норма 2004 г.- 736 с.

Рецензии:

19.09.2018, 20:08 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия : Адибекян Оганес Александроич. Статья Кудинова А.С. продолжает показывать широту познавательных достижений автора в совокупности множества разных тем. Как уже его критиковали, используемый материал учебный. Даны оценочные позиции по историческим эпохам, странам, мыслителям. Все силы привлечены к разъяснению того, что представляет собой правовая характеристика государственной власти. Статья представит интерес для мало просвещенных в данном вопросе читателей, для неполитологов, неюристов. Другую ценность, кроме изучения и изложения, известных вещей указать рудно. Отсюда трудность рекомендации работы к публикаци. В статье не обособлены пренебрежения действующими законами высоко стоящими политическими деятелями, без исключения президентов, даже парламентов. Если этого нет, то это не поддерживает недовольство несоблюдением важных законов. Если продолжить замечания, то термин - понятийно-словесное обозначение чего-то часто и ответственно рассматриваемых вещей, объектов, событий. Его нельзя считать «теорией», раз «теория» состоят из массы терминов. А есть ли «неправовое государство»? Хоть одно можно указать? Если монарх принял решение, не согласующееся со всем составом действующих прав, то это его продукт присоединяется к составу государственных прав, изменяет их. Но если республиканский орган что-то сделал с игнорированием действующих законов, то это не исключение правового характера государства, а неуважение этого характера, преступление. Известны случаи увольнения президента, судебного преследования его после исчерпания полномочий, даже роспуск парламента. Почему этих вещей нет в статье нет? Как быть с тем, что десяток губернаторов Российской Федерации попало под суд? Кроме познавательных слабостей есть и грамматические: «… черт это признака…», «… действующим оговоренным законом процедуре...», «… закона и эффективной, доступной. », «… за место верховенства закона придет верховенство знания.» Но это уже неуважение «грамматических прав».

20.09.2018, 21:48 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Актуальность статьи не вызывает сомнений. Основные квалификационные требования соблюдены. Рекомендуется к публикации



 

Возможно, будет полезно почитать: