Система и административно-правовой статус органов военного управления. Система и административно-правовой статус органов управления культурой

Организация и осуществление процесса получения образования

В современных условиях национальное образование рассматривается как один из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства . Ее качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике , безопасности, сохранении идентичности самого государства.

По данным Статистического института ЮНЕСКО на конец 2004 г., 82,2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн человек , из которых 501 млн — женщины.

Подавляющее большинство неграмотного населения проживает в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тыс., населения считаются неграмотными (более 500 тыс. из них женщины).

В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4,5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 г. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тыс. населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тыс. населения.

Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 г. законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Позже к 2011 г. предусмотрен переход на двухступенчатую систему высшего образования.

Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья , прокурор , нотариус.

После распада СССР в Российской Федерации наблюдается бурное развитие высшего образования. Но в основном он отражает количественные характеристики. По сравнению с началом 90-х гг. XX в. общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.

В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России — около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 142 млн человек). Отметим и еще одну особенность, объясняющую рост численности вузов и студентов. Председатель

Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 г. МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ — в четвертой сотне.

Одним из общепризнаваемых в мире признаков и критериев качества национального образования является численность иностранных студентов. На протяжении многих лет США являются мировым лидером на рынке образовательных услуг. В 2004—2005 годах в США обучались 565 тыс. иностранных студентов. Великобритания, занимающая второе место, уступает по этому показателю США в два раза.

По относительному числу студентов, обучающихся в США, лидирует Южная Корея — 112 студентов на 100 тыс. населения. По этому показателю она опережает Канаду — 85 студентов. У Индии — восемь, а у Китая — пять студентов на 100 тыс. населения. Значительная часть иностранных студентов уже имеют высшее образование. Среди китайских студентов таких 79%, среди индийских — 72,5%, среди корейских — примерно 50%, среди российских студентов — 52,5%.

Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию РФ , Федеральный закон «Об образовании», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.) в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ (ВАК России). ВАК руководит диссертационными советами вузов и научных организаций.

Правительством РФ утвержден единый реестр ученых степеней и ученых званий, которым установлены: ученая степень доктора наук по отрасли науки; ученая степень кандидата наук по отраслям науки; ученое звание профессора по специальности; ученое звание доцента по специальности; ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения.

По количеству научных работников на 1 млн населения Россия находится на одном уровне с Канадой и Германией — около 3,5 тыс. человек . Однако эффективность отдачи от их исследований в виде реальных внедрений в практику деятельности далеко не одинакова. За период 1995—2005 гг. Россия заняла восьмое место в мире по количеству опубликованных научных работ. Однако по частоте ссылок на них — только восемнадцатое.

Для сравнения отметим, что ученые США опубликовали 2,8 млн статей, которые были процитированы 36,2 млн раз. В среднем если каждую статью российского ученого в мире цитируют менее трех раз, то американского — тринадцать раз. Для ученых ведущих стран мира средняя цифра ссылок на публикации составляет 5—6 раз. По этому показателю качества и актуальности научных публикаций Россию опережают не только страны большой семерки, но Голландия и Китай.

Из почти 4 тыс. диссертационных советов, действовавших в 2006 г. в России, в конце 2007 г. осталось чуть более 2 тыс.

В 2007 году доля отдельных государств в общем объеме производства высокотехнологичной продукции выглядела следующим образом: США — 36% (около 5% численности населения Земли); Европейский Союз — 18% (около 8%); Китай — 17% (около 20%); Япония — 16% (около 2%); Россия — 0,2—0,3% (около 2%)2. К техническому отставанию России следует добавить, что средний возраст работников на российских промышленных предприятиях в феврале 2009 г. составлял более 50 лет, а износ основных фондов — от 50 до 74%. Доля сырья в современном российском экспорте превышает 70%, а в СССР (1985) — менее 54%.

В контексте излагаемого показателен и другой пример. Среди 500 крупнейших компаний мира в 2006 г. находилось 37 нефтегазовых концернов.

Из них три были российскими. Но среди ведущих компаний, производящих биотехнологии, компьютеры, ИТ-оборудование и программное обеспечение, российские фирмы отсутствуют.

В 2006 году доля России в мировом обороте наукоемкой продукции составляла 0,3%, а доля Китая — 6%. В то же время по данным МИДа России, в нашей стране проживают 12% ученых всего мира. Не совсем удовлетворительное положение дел в микроэлектронной промышленности наиболее ярко иллюстрирует отставание России от других стран.

В 1990 году эта отрасль на 100% удовлетворяла потребности гражданского и военного секторов экономики. В 2005 году доля импортной продукции составила 93,7%, а отечественной — только 6,3%.

Стремительно растут бюджетные расходы государств на исследования, проводимые в области нанотехнологий. Впервые будущее этого революционного по своей сути научного направления предсказал еще в 50-х гг. XX столетия лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман. Тогда это казалось фантастикой. Но уже в 1998 г. на эти цели США выделили 200 млн дол., а Япония с Западной Европой — по 180 млн дол. В 2006 году безусловным лидером были США — 1351 млн дол. Япония на эти цели затратила 990 млн дол., Западная Европа — 1150 млн дол., а Россия — только 100 млн дол.

Ведущая роль мирового лидера в экономике США базируется на мощном научном потенциале. Цифры свидетельствуют о следующем.

Из более 220 продолжающих работать лауреатов Нобелевской премии в области науки около 70% работали в США. Остальные лауреаты работают в следующих странах: 13 — в Великобритании; 11 — в Германии; девять — в Швейцарии; восемь — во Франции; четыре — в Японии; по три — в Дании, Швеции, Италии, Израиле и Австралии; по одному — в Канаде, Китае, Нидерландах, Бельгии и на Тайване.

В России из лауреатов Нобелевской премии остался только академик Ж. Алферов Для сравнения отметим, что в 1980 г. в СССР работали семь нобелевских лауреатов в области науки (академики Капица, Семенов, Басов, Прохоров, Канторович, Франк и Черенков).

Из примерно 40 живущих в мире лауреатов Филдовской медали (аналог Нобелевской премии для математиков) восемь являются гражданами России. Это второй показатель после США. Однако шесть из них работают в США и один во Франции. Всего в США работают 21 лауреат Филдовской премии, восемь — во Франции, пять — в Англии, два — в Японии, по одному — в ФРГ, Бельгии и России (Перельман).

Сам ход исторического развития общественных отношений, базирующихся на передовых технологиях, ставит перед современными государствами задачи, успешное решение которых требует огромного напряжения интеллектуальных и финансовых усилий. Несмотря на предпринимаемые усилия, из России наблюдается «утечка мозгов».

Это свидетельствует об определенном скепсисе по отношению к успешному развитию в России научного инновационного процесса. По сведениям Национальной ассоциации инноваций , научная эмиграция из России в США в 2009 г. составила 48 000 человек, в Израиль — 12 000, в Австралию — 10 000. Только в США на постоянной основе трудятся около 1 млн российских ученых, которые создают более 25% американских технологических новинок.

Впервые РАН была создана Петром I как государственная организация.

Президент Академии всегда назначался царем. В советское время президенты в соответствии с уставом академии избирались научным сообществом. Однако практически по любому серьезному вопросу негласно требовалось получение одобрения от курирующего науку отдела ЦК КПСС. В советский период во главе РАН стояли такие яркие личности , как академики2 Карпинский Александр Петрович (с 1917 по 1936 г.); Комаров Владимир Леонтьевич (с 1936 по 1945 гг.); Вавилов Сергей Иванович (с 1945 по 1951 г.); Несмеянов Александр Николаевич (с 1951 по 1961 г.); Келдыш Мстислав Всеволодович (с 1961 по 1975 г.); Александров Анатолий Петрович (с 1975 по 1986 г.); Марчук Гурий Иванович (с 1986 по 1991 г., умер 24 марта 2013 г.). С 1991 года Президентом РАН является академик Осипов Юрий Сергеевич. 30 мая 2008 г. он был переизбран на очередной пятилетний срок.

Выдающийся российский ученый академик Владимир Вернадский считал, что наука должна быть свободна. Организация научной работы должна принадлежать «свободному научному творчеству» ученых. Задачей государства должна быть «не государственная организация науки, а государственная помощь научному творчеству нации».

В современной России президент РАН также избирается научным сообществом и утверждается Президентом РФ. В соответствии с Уставом РАН «избранный общим собранием президент Российской академии наук вступает в должность после его утверждения Президентом Российской Федерации». До процедуры утверждения вновь избранный президент считается исполняющим обязанности. «Если Президент РФ принимает решение о неутверждении президента Российской академии наук, избранного общим собранием, вновь избранный президиум РАН назначает из состава избранных вице-президентов РАН исполняющего обязанности президента».

Правительство РФ уполномочено утверждать Устав РАН, а также определять численность академиков и членов-корреспондентов.

В 2006 году 2/3 их численности были старше 70 лет.

Процедура избрания в РАН разбита на три этапа. Вначале за кандидата голосует секция, затем — отделение. На третьем этапе голосование проходит на Общем собрании РАН. В соответствии с уставом академии в выборах действительных членов РАН участвуют только академики.

В выборах членов-корреспондентов участвуют все члены РАН. Выборы проводятся не реже одного раза в три года. Члены РАН избираются на пожизненный срок.

Система и административно-правовой статус органов управления культурой

К категории социально-экономических прав относят культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права .

5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда РФ за пределы Российской Федерации.

2. К полномочиям субъекта РФ в области архивного дела относятся:

1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта РФ;

2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) государственных архивов субъекта РФ, музеев, библиотек субъекта РФ, б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта РФ, в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта РФ (далее — организации субъекта РФ);

3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта РФ, в собственность Российской Федерации, иных субъектов РФ и (или) муниципальных образований.

3. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся:

1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек, б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее — муниципальные организации);

2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности , в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, иных муниципальных образований.

Росархив осуществляет формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда РФ. Архивный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части. Разграничение архивных фондов на указанные группы производится в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих хранение документов.

Высшим должностным лицом Росархива является руководитель федеральной архивной службы России, который по должности обладает статусом Главного государственного архивиста России.

Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом

Судебные инстанции в мире современного спорта Высшей судебной инстанцией в мире современного спорта является Арбитражный спортивный суд в Лозанне. Самыми известными арбитражными центрами на сегодняшний день являются Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Beige d’arbitrage pour le sport), Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center), Палата по разрешению споров в области спорта в Италии и т.д. (Camera di Conciliazione е Arbitrato per lo Sport). На международном уровне действует Международный спортивный арбитражный совет (International Council of Arbitration for Sport), при котором был создан известный сегодня Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport), который уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне.

Отличительной особенностью практически всех спортивных арбитражных центров, в том числе и Международного спортивного арбитражного суда, является их особое место в системе третейских судов.

Являясь весьма специфической сферой общественных отношений, спорт занимает также особое место и плане правового обеспечения. Зачастую конфликты, возникающие в области спорта, подлежат разрешению не только в соответствии с действующим законодательством, но и с нормами международных и национальных спортивных организаций.

В Российской Федерации сложилась следующая система управления спортом.

  1. Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту, определяющий идеологию развития российского спорта.
  2. Министерство спорта Российской Федерации.
  3. Национальный олимпийский комитет России, являющийся общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Он возглавляет олимпийское движение России, разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших достижений при взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
  4. Национальные федерации, отвечающие за развитие отдельных видов спорта.
  5. Спортивные клубы, объединяющие спортсменов, организаторов спорта, тренеров, иных специалистов в целях создания условий для подготовки и участия спортсменов в соревнованиях. Спортивные клубы могут иметь различный юридический статус — от общественных организаций до ООО, ЗАО, ОАО и даже ФГУП. В современных условиях они все чаще выступают в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов.
  6. Иные звенья спорта, связывающие в единую цепочку профессионалов и любителей, молодежь, детей , ветеранов и инвалидов, респектабельных болельщиков и подростков-фанатов, а также всех тех, кто более или менее регулярно занимается спортом или просто проявляет к нему интерес.

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорта России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

В соответствии с установленным регламентом Министерство спорта РФ:

  • является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;
  • на основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных конституционных законов , федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта отнесены:

  • разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
  • участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях;
  • организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;
  • участие в организации межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий;
  • участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;
  • организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;
  • аккредитация общероссийских спортивных федераций;
  • разработка технических регламентов о спортивном инвентаре и оборудовании;
  • материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;
  • организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе , разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке таких граждан;
  • осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научнопопулярной литературы по физической культуре и спорту;
  • организация строительства и реконструкции объектов спорта;
  • разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;
  • подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
  • организация научных исследований в области физической культуры и спорта;
  • учреждение государственных наград Российской Федерации, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в области физической культуры и спорта (вступил в силу с 1 января 2009 г.);
  • обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта;
  • организация функционирования единой системы учета спортивных паспортов;
  • содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
  • иные установленные федеральными законами полномочия.

С 1 января 2009 г. вступили в силу полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные органам государственной власти субъектов РФ (ст. 7): по оформлению и ведению спортивных паспортов. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета .

К полномочиям субъектов РФ в области физической культуры и спорта относятся (ст. 8):

  • определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах РФ, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
  • учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов РФ;
  • организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно: установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов РФ;
  • утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ;
  • содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов РФ;
  • информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;
  • организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ;
  • присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях ;
  • реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
  • обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
  • осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.

В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления отнесены (ст. 9):

  • определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
  • популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
  • организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
  • утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
  • организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
  • содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
  • участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
  • оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
  • осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.

В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Минспорта оказывает поддержку некоммерческим организациям , осуществляющим деятельность в области физкультуры и спорта. Оно уполномочено вести федеральный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

Спортивный арбитражный суд РФ

Олимпийским комитетом России совместно с Ассоциацией спортивного права России (Ассоциация объединяет ведущие физкультурноспортивные объединения России с целью развития правовых механизмов защиты прав и интересов всех субъектов спортивной деятельности) было принято решение о создании первого в России специализированного третейского суда, рассматривающего споры, возникающие в области физической культуры и спорта.

Для этого Олимпийский комитет России и Ассоциация спортивного права России выступили учредителями автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата», при которой в соответствии с ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» был создан Спортивный арбитражный суд РФ.

Решением президиума автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата» были утверждены положение, регламент и список арбитров спортивного арбитражного суда.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» были направлены соответствующие уведомления об образовании постоянно действующего третейского суда с копиями всех необходимых документов в компетентные государственные суды (Арбитражный суд г. Москвы и Хамовнический районный суд г. Москвы).

Президентом Спортивного арбитражного суда РФ был избран ректор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Кутафин Олег Емельянович (умер в декабре 2008 г.), вице-президентами представитель Президента РФ в Государственной Думе Котенков Александр Алексеевич и доктор юридических наук, профессор Мальцев Геннадий Васильевич.

2. Система и административно-правовой статус органов военного управления.

Конституция РФ, ФЗ "Об обороне" и другие нормативно-правовые акты наделяют полномочиями в области обороны Президента РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ.

Конституция России (п. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. Президент РФ наделен Конституцией и законодательством РФ большими полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны государства.

К мерам политического характера в сфере организации обороны относится, в частности, определение основных направлений военной политики РФ. Поскольку военная политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны, постольку Президент РФ имеет внутриполитические и внешнеполитические полномочия в области обороны.

К внутриполитическим полномочиям относятся утверждение военной доктрины РФ, введение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии на территории РФ или в отдельных ее местностях режима военного положения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию, введение в действие нормативных актов военного времени и прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени.

К внешнеполитическим полномочиям главы государства относится ведение переговоров и подписание международных договоров РФ в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции реализует полномочия военного характера, связанные с организацией обороны:

Осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

В случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;

Принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

Утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

Утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

Утверждает планы применения Вооруженных Сил РФ. План применения Вооруженных Сил РФ представляет на утверждение Президенту РФ министр обороны. Разработка Плана является одной из функций Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Разработка осуществляется с участием федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы;

Издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы;

Утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Президент РФ наделен следующими полномочиями при реализации мер мобилизационного характера:

Объявляет общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов;

Утверждает мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования;

Утверждает план гражданской обороны.

Президент РФ, реализуя свои полномочия экономического характера при организации обороны:

Утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

Утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний.

К правовым мерам, осуществляемым Президентом РФ, относятся:

Утверждение общевоинских уставов, положений о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

Утверждение положений о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов.

Президент РФ также может осуществлять иные полномочия в области обороны, если они возложены на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами РФ.

Президент России реализует свои полномочия в области обороны, в частности, через Совет Безопасности РФ, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1999 г., призван быть главным аналитическим и прогностическим органом, осуществляющим подготовку проектов решений главы Российского государства, в том числе по основным направлениям военной политики. Через деятельность Совета Безопасности РФ реализуется принцип единства политического и военного руководства, поскольку происходит огосударствление военного управления посредством совмещения в одном лице должности Председателя Совета Безопасности, поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам военной политики в различных сферах обороны; организует и координирует разработку стратегии в области военной политики; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления в процессе реализации принятых решений в области обороны.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об обороне" полномочия по реализации мер, связанных с организацией обороны, предоставлены также Федеральному Собранию РФ, состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы. Их деятельность в этом направлении связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающим стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета. ФЗ "Об обороне" они наделяются полномочиями по рассмотрению расходов на оборону, установленных законами о федеральном бюджете. Решение о принятии государственного бюджета оформляется в виде закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. "а" ст. 106 Конституции РФ).

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны.

На Правительство РФ возложено осуществление мер по обеспечению обороны, и оно несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Правительство как мы знаем это коллективный орган общей компетенции, призванный осуществлять исполнительную и распорядительную (административную) функции. Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть РФ осуществляет Правительство, Правительство - высший исполнительный орган власти в России.

Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных актов (постановлений и распоряжений) и обеспечения их выполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства России, прежде всего, связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством.

Правительство РФ:

Руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

Разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

Осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;

Принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

Определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

Ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;

Устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с использованием их имущества для нужд обороны и.т.д.

«Исполнительную функцию Правительства РФ можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера». Исполнительная власть организует реализацию принятых законов, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны, т.е. организует их исполнение, управляет подчиненным государственным аппаратом.

Правительство Российской Федерации:

Осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

Организует обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

Осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

Организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов и.т.д.

Непосредственное управление Вооруженными Силами, в соответствии с п.2 ст.13 ФЗ « Об обороне», возложено на министра обороны РФ, который осуществляет его через Министерство обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны. Оно является также центральным органом военного управления.

Правовой статус Минобороны России закреплен в Федеральном законе "Об обороне", а также в Указе Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минобороны России.

В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.

Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ; готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др.

Основными задачами Министерства обороны являются:

Разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории

Организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации

Обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил

Координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны

Участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации

Совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил

Разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций

Участие в международном сотрудничестве по военным вопросам и.т.д.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб, несмотря на то, что ФЗ РФ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" ст.15 ФЗ « Об обороне» , которая регламентировала основные функции Генерального штаба, была исключена.

Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил РФ и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Помимо Генерального штаба в аппарате Минобороны действуют главнокомандующие видами (родами) войск с главными штабами и военными советами.

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота РФ. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).

Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.

В систему органов управления обороной входят также военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.

На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.

Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей.

Таким образом, организационная система военного управления в РФ построена на началах строгой централизации, вертикальной связи между ее звеньями, управление и непосредственное руководство работой которых сосредоточено в Министерстве обороны РФ. Именно оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных сил РФ, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.

И альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст­венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации. 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ §1 Понятие, содержание и особенности управления безопасностью Безопасность - это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособно­сти Российской...

Управления: командования объединениями, соединениями, воинскими частями. Территориальные органы военного управления: военные комиссариаты, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах (без районного деления), районах. 3. Военная служба и ее административно-правовое регулирование Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами: - ...

Метрология и сертификация; статистика; управление государственным имуществом; антимонопольная деятельность государства; государственные резервы; обеспечение безопасности и др. Административно-правовое регулирование прогнозирования и программирования в социально-экономической сфере Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, проведение в жизнь экономической реформы...

Конкретных административно-правовых отношениях. Административная дееспособность общественного объединения – это признанная за ними способность своими действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает и способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с...


К категории социально-экономических прав относят культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
В статье 44 Конституции Российской Федерации сказано, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Он имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Органы исполнительной власти не вправе утверждать репертуары театров, киностудий и других объектов культуры, а также утверждать сценарии кинофильмов и постановочные планы театров - подобные методы государственной политики были свойственны централизованному управлению культурой в СССР. Министерства и ведомства, действующие в сфере культуры, призваны стимулировать различные проявления творческой активности, независимо от их идеологической направленности.
Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.
К федеральному органам исполнительной власти в области культуры Российской Федерации относится Министерство культуры Российской Федерации (в ее состав входят: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; Федеральное архивное агентство).
Определенные задачи в области культуры возлагаются на Федеральное агентство по информационным технологиям и на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которые входят в состав Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Министерство культуры Российской Федерации «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историкокультурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативноправовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии»1.
Важнейшим направлением деятельности Министерства культуры является программно-целевое регулирование: разработка и реализация федеральных, республиканских и региональных культурных программ и обеспечение их финансирования. Министерство осуществляет эти полномочия по согласованию с творческими союзами и иными общественными объединениями: представители наиболее крупных из таких объединений входят в состав коллегии Министерства и принимают непосредственное участие в разработке и реализации программ развития культуры.

Федерации»
Министерство культуры использует различные меры поощрения творческой деятельности: представление работников культуры и искусства к государственным наградам, премиям и в том числе почетным званиям, присвоение театрам и художественным коллективам независимо от их подчиненности звания «академический».
Министерство культуры координирует деятельность различных структур, направленных на поддержку театров, музеев, библиотек, учебных заведений. На уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления эти задачи и функции выполняют соответствующие структуры (главные управления, управления, отделы).
Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела. В установленной сфере деятельности оно осуществляет:
а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела;
б) государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;
в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из Федерального закона «Об архивном
деле в Российской Федерации», других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральное архивное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная архивное агентство России обеспечивает государственное регулирование развития архивного дела, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных и ведомственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела. Федеральная служба осуществляет свою деятельность на основе Положения о ней1 . В систему Росархива входят федеральные и центральные государственные архивы, центры хранения документации, районные и городские архивы.
В соответствии со статьей 4. Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся: разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела; установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил; хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
в) государственных внебюджетных фондов;
г) государственных академий наук и организаций государственных академий наук;
д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации; решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований; решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся;

Федерации» проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации; хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации); решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся: хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных
фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее - муниципальные организации); решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
Росархив осуществляет формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда Российской Федерации. Архивный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части. Разграничение архивных фондов на указанные группы производится в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих хранение документов.
Высшим должностным лицом Росархива является руководитель федеральной архивной службы России, который по должности обладает статусом Главного государственного архивиста России.

Еще по теме Система и административно-правовой статус органов управления культурой:

  1. Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  2. 17.1. Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой Организация и осуществление процесса получения образования

Понятие «административный орган» в отечественной администра­тивно-правовой литературе до недавнего времени вообще не ис­пользовалось, хотя оно уже давно и прочно вошло в оборот науки административного права многих зарубежных государств, напри­мер, Германии, Франции, Австрии, а также широко применяется в международном публичном праве. Необходимость рассматриваемо­го понятия в административном праве России, с нашей точки зре­ния, обусловливается следующим.

В качестве властвующих субъектов, осуществляющих государст­венное управление, в науке административного права называются органы государственного управления и органы исполнительной власти. При этом не проводится четкого разграничения между ор­ганами исполнительной власти и иными органами государственного управления. Очевидно, что государственно-управленческая деятель­ность осуществляется не только органами исполнительной власти, входящими в предусмотренную действующим законодательством систему этих органов, но и иными государственными органами и даже государственными учреждениями. Однако система таких госу­дарственных органов и учреждений, их организационно-правовые формы, компетенция, порядок взаимоотношений с органами ис­полнительной власти до настоящего времени действующим законо­дательством не определены. Не исследован их правовой статус и в науке административного права.

В этой связи представляется, что с учетом предложенного на­ми понимания административно-публичной деятельности в целях отграничения субъектов, осуществляющих эту деятельность, от органов, осуществляющих законотворчество и правосудие, следует ввести в понятийный аппарат административно-правовой науки понятие «административный орган». Федеральный законодатель в некоторых федеральных законах уже использует данное понятие. В частности, в §2 главы 25 Арбитражного процессуального кодек­са РФ употребляется понятие «административные органы», в каче­стве которых рассматриваются государственные органы и органы местного самоуправления (административные комиссии), имею­щие право принимать решения о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответст­венности.

Под административным органом следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке госу­дарственную или муниципальную организацию, а также индивидуаль­ного субъекта, которые уполномочены на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной дея­тельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Фе­дерации или муниципального образования и наделены соответствую­щими административными полномочиями нормотворческого, регуля­тивного и (или) охранительно-защитного характера.

В целях унификации рассматриваемого понятия и возможно­сти его универсального использования в нормативных правовых актах, регулирующих осуществление административно-публичной деятельности, рамками данного понятия, с нашей точки зрения, следует охватывать не только собственно государственные органы и органы местного самоуправления, но и государственные и му­ниципальные учреждения, публичных должностных лиц и иных индивидуальных субъектов, действующих в административных правоотношениях от имени государства или муниципального об­разования и наделенных определенными административными полномочиями.

Как указывалось выше, административные органы являются властвующими субъектами административного права. В этой связи они обладают некоторыми специальными признаками, по которым их можно отграничить от невластвующих субъектов администра­тивных правоотношений, а также от иных государственных органов и органов местного самоуправления, не являющихся администра­тивными органами.

1. Административный орган - это организация, образуемая го­сударством или муниципальным образованием, либо уполномочен­ный им в порядке, установленном законодательством, индивиду­альный субъект, действующие в административных правоотноше­ниях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов

Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муни­ципального образования.

2. Административный орган в отличие от иных субъектов адми­нистративного права, т.е. иных физических лиц и организаций, является властвующим субъектом административных правоотноше­ний, за исключением тех случаев, когда он вступает в такие отно­шения с иными административными органами, занимающими в этих отношениях равное с ним правовое положение.

3. Административный орган функционально создается для осу­ществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него един­ственным или одним из видов деятельности. В этой связи админи­стративные органы не могут осуществлять законодательную и су­дебную деятельность. В то же время некоторые государственные органы, уполномоченные на осуществление административно-пуб­личной деятельности, а значит, являющиеся административными, одновременно наделяются правом осуществления и иных видов властно-публичной деятельности. Например, органы внутренних дел наряду с административно-публичной осуществляют оператив­но-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность.

4. Каждый административный орган имеет собственную компе­тенцию в административно-публичной сфере, т.е. административную компетенцию. При этом под административной компетенцией адми­нистративного органа, по нашему мнению, необходимо понимать перечень (объем) вопросов, возникающих в административно-пуб­личной сфере, властное решение которых отнесено законом или ос­нованным на нем подзаконным нормативным правовым актом к ве­дению данного органа. В нормативных правовых актах, определяю­щих правовой статус тех или иных административных органов, пере­чень вопросов, относимых к ведению соответствующих органов, как правило, раскрывается посредством использования таких элементов их правового статуса, как цели, задачи и функции. Поэтому можно сделать вывод о том, что административная компетенция админист­ративного органа выражается через цели его деятельности, решаемые им задачи и выполняемые им функции, которые определяются соот­ветствующим законом, подзаконным нормативным правовым актом и (или) положением об этом органе, например, положением о феде­ральном министерстве, федеральной службе, федеральном агентстве, об административной комиссии и т.п.

5. Административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, т.е. административными правами нормотворче­ского, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера. В частности, административные органы в отличие от невластвую­щих субъектов административного права наделяются правом из­дания (принятия) нормативных и индивидуальных правовых ак­тов, правом совершения властных юридически значимых дейст­вий, в том числе и в отношении не подчиненных им организаци­онно физических лиц и организаций.

6. Административный орган, как правило, входит в иерархиче­ски построенную систему соответствующих административных орга­нов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Например, районный отдел внутренних дел входит в систему органов внутрен­них дел Российской Федерации, возглавляемую МВД России.

7. Административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.), предназначенные для решения отдельных задач и выполнения от­дельных функций, образующих в целом компетенцию данного ад­министративного органа. Например, в структуре территориального органа внутренних дел (милиции) имеются криминальная мили­ция и милиция общественной безопасности, которые состоят из отдельных подразделений: по борьбе с экономическими преступ­лениями, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительско­го рынка и исполнению административного законодательства, дознания, государственной инспекции безопасности дорожного движения и т.д.

8. Финансирование административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление адми­нистративно-публичной деятельности, осуществляется соответст­венно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Фе­дерации или бюджета муниципального образования. Исключение составляют лишь случаи осуществления отдельных административ­но-властных полномочий индивидуальными субъектами, не со­стоящими на государственной или муниципальной службе и не находящимися в штате соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления. Примерами таких индиви­дуальных субъектов являются работники железнодорожного транс­порта, уполномоченные на составление в отношении нарушителей правил поведения на железной дороге протоколов об администра­тивных правонарушениях.

9. Административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных админист­ративно-правовых методов и форм осуществления административ­но-публичной деятельности, существенно отличающихся от право­вых методов и форм, используемых законодательными органами и судами при осуществлении законодательной и судебной деятельно­сти. В частности, правовыми формами деятельности администра­тивных органов являются совершение административно-правовых действий и издание (принятие) нормативных и индивидуальных административно-правовых актов, а к числу административно-пра­вовых методов могут быть отнесены методы административного регулирования, административного наблюдения (контроля, надзо­ра), административного ограничения, административного принуж­дения и административного арбитрирования.

Общими целями создания и деятельности административных ор­ганов являются:

1) обеспечение реализации законных интересов государства, муниципальных образований, прав и законных интересов индиви­дуальных субъектов и организаций в административно-публичной сфере;

2) обеспечение и постоянное поддержание на территории Рос­сийской Федерации публичного правопорядка, т.е.

Установленного нормами административного и иных отраслей публичного права по­рядка осуществления государственной власти, местного самоуправ­ления, иных видов публичной и частной деятельности, порядка пуб­личного взаимодействия между индивидуальными субъектами и (или) организациями;

3) обеспечение государственной и общественной безопасности, безопасности отдельных индивидуальных субъектов и организаций на территории Российской Федерации.

К числу общих административных задач деятельности админист­ративных органов, определяемых нормами административного права, можно отнести:

1) организацию эффективного функционирования системы соот­ветствующих органов и системы подведомственных им учреждений;

2) организацию эффективного и рационального управления вве­ренными им бюджетными и внебюджетными денежными средства­ми и иным имуществом;

3) организацию исполнения законов и подзаконных норматив­ных правовых актов в порученной им сфере ведения;

4) организацию исполнения судебных актов в порученной им сфере ведения;

Административные функции административных органов - это определенные соответствующими нормами административного права основные направления их деятельности, обусловленные поставлен­ными перед ними целями и решаемыми ими в административно­публичной сфере задачами.

В зависимости от направленности и содержания основных на­правлений деятельности административных органов можно выделить следующие функции этих органов.

1. Нормативно-политические функции, содержанием которых яв­ляются выработка государственной политики в административно­публичной сфере в целом или в ее определенной части, а также осу­ществление нормативно-правового регулирования в данной сфере или в соответствующей ее части. Исходя из этого можно говорить о двух видах нормативно-политических функций:

Выработка государственной политики в административно­публичной сфере в целом или в определенной ее части;

Осуществление нормативно-правового регулирования в адми­нистративно-публичной сфере в целом или в определенной ее части, т.е. издание (принятие) нормативных правовых ак­тов, регулирующих отношения в данной сфере или в ее соот­ветствующей части.

Названные функции выполняют только такие административные органы, которые занимают центральное, руководящее место в систе­ме административных органов России. К числу таких органов, в ча­стности, относятся Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства. Например, Министерство здравоохранения и социаль­ного развития РФ осуществляет выработку государственной полити­ки и нормативно-правовое регулирование в сферах здравоохранения, труда, занятости, социальной защиты населения.

2. Правоприменительные функции, содержанием которых явля­ется властное применение положений действующих в администра­тивно-публичной сфере в целом или в ее определенной части зако­нов, подзаконных нормативных правовых актов, а также судебных актов. В зависимости от направленности применения администра­тивными органами норм права в административно-публичной сфе­ре можно выделить два вида правоприменительных функций:

Осуществление индивидуального административно-правово­го регулирования конкретных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, а именно правопредо- ставительной, регистрационной, лицензионно-разрешитель­ной, экзаменационной и других видов регулятивной дея­тельности;

Осуществление индивидуальной административно-правовой охраны и защиты конкретных отношений, возникающих в ад­министративно-публичной сфере, а именно административно­го наблюдения (контроля, надзора) за поведением субъектов указанных отношений, применение к ним в случае необходи­мости мер государственного принуждения.

Названные правоприменительные функции реализуются практи­чески всеми действующими в России административными органа­ми. В то же время имеются органы, которые осуществляют только или преимущественно индивидуальное административно-правовое регулирование (например, федеральные министерства социально­экономического блока и их территориальные органы, федеральные агентства и их территориальные органы), и органы, которые осуще­ствляют только или преимущественно административно-правовую охрану и защиту (например, органы внутренних дел, налоговые и таможенные органы, органы Федеральной службы безопасности, Фе­деральной службы судебных приставов).

Административные полномочия административных органов - это предоставленные данным органам соответствующими нормами ад­министративного права административные права, необходимые им для решения имеющихся у них административных задач и осуществ­ления имеющихся у них административных функций.

Все административные полномочия, имеющиеся у администра­тивных органов в целом, в зависимости от их содержания представ­ляется возможным подразделить на три большие группы:

1) полномочия по изданию (принятию) нормативных правовых актов, регулирующих типичные отношения как в административно­публичной, так и в других сферах функционирования государства и общества (например, правила дорожного движения, правила прода­жи отдельных видов товаров, правила оказания отдельных видов услуг и т.п.);

2) полномочия по изданию (принятию) индивидуальных право­вых актов, посредством которых обеспечивается индивидуальное ад­министративно-правовое регулирование и индивидуальная админи­стративно-правовая охрана и защита (например, приказ о принятии гражданина на государственную службу, решение о предоставлении индивидуально определенному физическому лицу и или организации субъективного публичного права, постановление о назначении инди­видуально определенному физическому или юридическому лицу ад­министративного наказания и т.п.);

3) полномочия по совершению иных властных юридически зна­чимых действий, посредством которых обеспечивается индивидуаль­ное административно-правовое регулирование и индивидуальная ад­министративно-правовая охрана и защита (например, государствен­ная регистрация прав на недвижимое имущество, транспортных средств, выдача лицензий и иных специальных разрешений, админи­стративное задержание гражданина, совершившего административ­ное правонарушение и т.п.).

Полномочия по изданию (принятию) нормативных правовых актов имеются лишь у некоторых административных органов, на­пример, у Президента и Правительства РФ, федеральных мини­стерств. Полномочия по изданию (принятию) индивидуальных правовых актов и по совершению властных юридически значимых действий имеются практически у всех административных органов, но в разном объеме с учетом характера и объема решаемых ими административных задач и выполняемых ими административных функций.

Административные полномочия, принадлежащие администра­тивным органам, являющимся организациями, реализуются от их имени должностными лицами этих органов.

В случаях, предусмотренных законами и подзаконными норма­тивными правовыми актами, регулирующими осуществление адми­нистративно-публичной деятельности, устанавливаются определенные ограничения полномочий административных органов, а иногда и полный запрет на их реализацию. В частности, в соответствии с действующим федеральным законодательством о государственном контроле и над­зоре установлены ограничения по количеству и продолжительности проверок, которые могут проводиться административными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей. В соответствии со статьями Закона РФ «О милиции» установлен запрет на применение должностными лицами органов внутренних дел специальных средств и огнестрельного оружия в отношении от­дельных категорий физических лиц.

Введение подобных ограничений и запретов обусловливается не­обходимостью обеспечения защиты прав и законных интересов фи­зических лиц и организаций, предотвращения необоснованного вмешательства государства в их частную деятельность, а предотвра­щения причинения им несоразмерного вреда.

Административные обязанности административных органов - это возложенные на них соответствующими нормами администра­тивного права обязанности, исполнение которых необходимо для обеспечения решения имеющихся у них административных задач и функций.

К числу наиболее общих административных обязанностей всех функционирующих в России административных органов, которые должны ими исполняться при осуществлении административно­публичной деятельности можно отнести:

1) обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, права организаций;

2) обязанность осуществлять административно-публичную дея­тельность строго в пределах предоставленной административному органу соответствующими нормативными правовыми актами ком­петенции;

3) обязанность соблюдать установленный соответствующими нор­мативными правовыми актами порядок (процедуры) деятельности административного органа;

4) обязанность соблюдать установленные для административного органа соответствующими нормативными правовыми актами ограни­чения и запреты.

Таковы наиболее общие основы административно-правового ста­туса административных органов.

В целях получения более полного представления о системе адми­нистративных органов, функционирующих в настоящее время в Рос­сии, проведем их классификацию по различным признакам (крите­риям). Подвергнем классификации только те административные ор­ганы, которые осуществляют внешнюю административно-публичную деятельность.

Еще по теме Понятие и основы административно-правового статуса административных органов:

  1. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
  2. § 2. Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений
  3. 9.1. Понятие и виды предприятий и учреждений. Основы их административно-правового статуса
  4. § 2. Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений
  5. § 4. Основы административно-правового статуса общественных объединений
  6. § 1. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации
  7. 1.4 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
  8. § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
  9. § 6. Основы административно-правового статуса государственных служащих
  10. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  11. Основы общего административно-правового статуса государственных служащих
  12. § 2. Понятие и элементы административно-правового статуса граждан
  13. § 2. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
  14. Глава 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления
  15. 4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
  16. 17.3. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере культуры


 

Возможно, будет полезно почитать: