Становление рабочего законодательства России во второй половине XIX - начале XX веков. Трудовое и социальное законодательство Англии в XIX-XX вв

Усиление рабочего движения, беспокойство общественного мнения и настойчивые предложения административных органов крупных фабрик и заводов по « упорядочению» отношений рабочих и капиталистов привели к попытке выработки фабричного законодательства.

В 1882 г. был принят закон, запрещ. труд детей до 12 лет на фабриках и заводах и огранич. труд малолетних детей (от 12 до 15 лет) 8-ю часами в сутки, а также запрещающий их работу в ночное время. Воскресные и праздничные дни. На администрацию был возложена обязанность составлять списки вредных для здоровья работ. Закон обязал хозяев предоставлять возм..малолетним работникам посещать училище не менее трех часов в день. Для надзора за исполнением закона был учрежден специальный орган фабричных инспекторов.

В 1844 г. был издан закон о школьном обучении малолетних, занятых на пром.предприятиях.

3 июня 1885 г. был издан закон, запрещающий ночной труд жанщин и подростков до 17 лет на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Закон был принят на три года.

В 1886 г. выходит закон о штрафах, в соотв.с которым был упорядочена система штрафов. По новому закону предприниматели могли штрафовать рабочих только за прогул, нарушение порядка, неисправную работу. А в случае прогула более 3х дней хозяин мог уволить работника. Размер штрафа не должен был превышать более 1/3 зарплаты рабочего.

Однако принятые законы часто нарушались, не выполнялись, что приводило к разногласиям между министерством финансов, связанным с предпринимателями и министерством внутренних дел, стремящимся к сохранению общественного порядка.

4 февраля 1885 г.министр внутр.дел граф Д.А.Толстой писал, что изучение причин беспорядков требует настоятельной необходимости разработки таких правил, кот.ограничивали бы произвол фабрикантов.

В 1886 г.были изданы постановления, регулирующие наем рабочих на фабрику и взаимоотношения хозяев и рабочих. В 1890 г.правительство «исправило» закон в сторону, желательную фабрикантам.

Сплоченность, массовый хар-р стачек заставили правительство дать обещание сократить рабочий день.

23 января 1897 г. Николай II предложил учредить комиссию по составлению закона, 2 июня был издан закон « О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий продолжительность раб.дня для взрослых в 11,5 часов без времени обеда, накануне праздничных дней-5 часов. Ночная работа ограничивалась 10 часами, воскресенья и праздничные дни объявлялись выходными. Сверхурочные работы могли производиться только по особому соглашению рабочих с фабрикантами и не должны превышать более 120 часов в год.

Этот закон как и предыдущие часто нарушался и не исполнялся, т.к.одновременно с принятием законов об охране труда путем различных циркуляров их действие сводилось на нет.

2 июня 1903 г. был издан закон « Об ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих» и 10 июня 1903 г.- закон « Об учреждении старост в фабричных предприятиях». Правительство предусмотрело в законе различные «условия», которые не давали рабочим возможности развивать свои объединения на свободной демократической основе:

1.Рабочие не могли собираться и организовываться на общем собрании, а разбивались на разряды по усмотрению правления предприятия.

2. Рабочие могли избирать только кандидатов в старосты, из числа которых администрация определяла старосту по собственному выбору.

3. В старосты не допускалась молодежь- возрастной порог был 25 лет.

4. Местные власти в лице губернатора могли отстранить любого старосту своим распоряжением,не считаясь с мнением рабочих.

Закон не допускал придания рабочим старостам прав юридического лица.

ДО 1905 г. гос-во запрещало свободную организацию профсоюзов. Любая профессиональная организация рабочих, кот.создавалась для борьбы за экономические интересы работников, сразу же включалась в число «противозаконных сообществ». На всей территории Российской империи могли существовать только «благонамеренные», »полезные», «разрешенные» объединения. Таковыми являлись общества взаимопомощи, пенсионные и похоронные кассы, ссудо- сберегательные и вспомогательныек кассы ремесленников, приказчиков и рабочих. Выходящие за рамки данных сообществ организации подвергались преследованию и запретам как вредные и опасные для государства.

Для истории России конца XIX в. важным фактором общественной жизни стало рабочее движение. Развитие промышленности неизбежно вело с увеличению числа людей, занятых на фабриках, заводах, шахтах, на транспорте. Среди этих тружеников существовали две основные группы: те, кто был занят делами управления и обслуживания производства (техники, бухгалтеры, счетоводы и т.д.), те, кто непосредственно работал на станках, машинах, и шахтах, кто строил железные дороги, дома, корпуса промышленных предприятий. Вторая группа трудившихся по найму была наиболее многочисленной и составляла подавляющую часть тех, кто относился к рабочему классу (латинское слово classis означает «разряд»).

К концу 1894 г. в России насчитывалось около 1,5 млн. рабочих, составлявших чуть более 1,2% населения. Через 20 лет число рабочих на фабриках и заводах превысило 1 млн. человек. Это были так называемые профессиональные рабочие — люди, занятые исключительно трудом по найму и добывавшие себе средства к жизни таким путем.

Когда говорят о рабочем классе, то в первую очередь имеют в виду именно профессиональных рабочих. Для определения этой группы иногда используется и понятие пролетариат (латинское слово proletarius означает «беднейший»), которое в настоящее время является устаревшим.

Низкая техническая оснащенность многих фабрик и заводов, аграрное перенаселение центральных районов страны, делавшее рабочую силу чрезвычайно дешевой, не стимулировали предпринимателей укорачивать рабочий день и повышать заработную плату. Хотя на отдельных предприятиях к концу XIX в. существовала развитая система медицинского и социального обеспечения, но в целом в России жизненный уровень рабочих уступал западно­европейскому. При сопоставлении абсолютных величин заработной платы необходимо учитывать и такие факторы, как стоимость продовольствия и стоимость жилья, а они в России были существенно ниже, чем в большинстве других стран.

Принимая законы, определявшие права и обязанности различных групп населения, правительство России не обходило вниманием и наемных тружеников.

В 1906 г. государство разрешило свободную организацию и деятельность профессиональных союзов рабочих и служащих (профсоюзов).

В 1912 г. появился закон о страховании рабочих, в соответствии с которым рабочий мог получать бесплатную медицинскую помощь (при болезни ему полностью оплачивалось 27 дней в году), а в случае увечья - денежные выплаты в размере от 1/4 до 2/3 заработка. В случае смерти рабочего его деньги получали вдова и дети.

После принятия этого закона президент США У. Тафт заявил на приеме делегации из России: «Ваш император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может».

К началу 1880-х гг. продолжительность рабочего дня на различных промышленных предприятиях и в различных районах империи составляла 11-12 часов в день, в середине 1890-х гг. она снизилась до 10-11 часов, а к 1913 г. - до 9-10 часов (на некоторых предприятиях к этому време­ни существовал и восьмичасовой график работ).

Продолжительность рабочего дня в промышленно развитых странах в конце XIX в. была примерно на один час меньше. Для критиков государственного строя России это послужило одним из поводов для обвинения царского правительства в антинародной политике. Однако эти про разоблачители умалчивали о том, что полная продолжительность рабочего времени в России была существенно меньше, чем в европейских странах.

Так, в 1897 г. российский рабочий был занят на производстве в России не более 2592 часов в год (в отдельных отраслях этот показатель был еще ниже), в то время как в США продолжительность рабочего времени составляла 2700 часов в год. Это объяснялось просто: в России (не «читая воскресных дней) существовало 17 государственных праздников (церковных и светских), продолжительность каждого из них была от одного до нескольких дней. Такого количества нерабочих дней не имела ни одна другая страна.

В конце XIX в. заработок рабочего колебался в различных районах империи и различных отраслях производства от 17 (чернорабочие) до 70 (квалифицированные рабочие) руб. в месяц. Бели перевести эти показатели на современную стоимость рубля, то это составит соответственно 3 тыс. и 12 тыс. руб. Уместно пояснить, что подобные пересчеты носят приблизительный характер, т. к. установить точное соотношение рубля царского и рубля нынешнего не представляется возможным. Но в любом случае указанный эквивалент - минимально возможный.

Предприниматели, стремившиеся к максимальной прибыли, всячески уменьшали издержки производства. Способов для этого было несколько - внедрение передовой техники, повышавшей выпуск продукции, переход к энергосберегающим технологиям, обеспечение производства более дешевым сырьем, установление надежных связей с потребителями и т.д. Однако одним из главных путей снижения затрат было уменьшение расходов на рабочую силу. Тут надо было или закупать новейшую технику, таким способом сокращая число занятых на производстве, или уменьшать расценки (зарплату). Нередко предприниматели прибегали именно к последнему способу. Закон запрещал сокращать зарплату, тогда капиталисты находили обходные пути. Вводили, например, систему штрафов, которые налагались на рабочего за малейший проступок, заставляли покупать продукты в фабричной лавке, где цены часто были значительно выше, чем на рынках или в других лавках, оплачивали сверхурочную работу по обычным расценкам.

На фабриках и заводах начались волнения, на некоторых предприятиях состоялись забастовки. Рабочие выдвигали хозяевам требования об улучшении своего положения - повысить расценки труда, отменить штрафы, выплатить пособия пострадавшим на производстве. Эти требования назывались экономическими.

Крупнейшей забастовкой XIX в. стала Морозовская стачка (7-17 янв. 1885), в которой участвовало около 8 тыс. человек. Она произошла на ведущем предприятии хлопчатобумажной отрасли промышленности - «Товариществе Никольской мануфактуры Саввы Морозова». Фабрики располагались в местечке Никольском во Владимирской губернии около села Орехова (ныне - город Орехово-Зуево). Хозяин заставил работать в один из церковных праздников, что стало причиной взрыва недовольства против положения дел на фабриках. Там давно применялась система жестких штрафов, а администрация несколько раз произвольно снижала расценки труда. Все это вызывало глухое брож­ние, наконец переросшее в открытое выступление. Рабо­чие выдвинули требование отменить штрафы и повысить расценки.

Они громили фабричные корпуса, здания управления, дома и квартиры администрации. Владелец фирмы Т. С. Морозов сразу же обратился за помощью к губернатору, посылая панические телеграммы: «Рабочие бунтуют, бьют стекла, разбили в школе, конторе директора, разбита харчевая лавка»; «На фабрике положительно бунт, толпы рабочих ничем и никем не сдерживаются, представляют опасность для жизни живущих». Прибыли войска, но рабочие беспорядки прекратились лишь через десять дней после их начала.

Через год активные участники Морозовской стачки предстали перед судом. Им было предъявлено обвинение по 101 пункту. Процесс превратился в крупную общественную акцию. Речи участников, защитников и обвинителей воспроизводились и комментировались многими газетами. В полной мере вскрылись произвол хозяев и бесправие рабочих.

Процесс закончился тем, что коллегия присяжных оправдала рабочих. После вердикта присяжных известный публицист М. И. Катков писал о 101 салютационном выстреле в честь показавшегося на Руси рабочего вопроса.

Видный консервативный деятель оказался прав. Рабочий вопрос начинал входить в разряд наиболее острых социальных проблем.

Промышленная модернизация России. К концу XIX в. Россия оставалась сельскохозяйственной страной. Вне городов проживала подавляющая часть населения (более 85%). Основными занятиями жителей империи являлись хлебопашество, скотоводство, различные сельскохозяйственные промыслы.

Важным направлением экономической политики правительства России являлось поощрение развития отечественной промышленности. Со второй половины XIX в. проблема индустриальной модернизации становилась все более и более острой. Дальнейшее экономическое развитие России было невозможно при аграрном характере народного хозяйства страны. В конце XIX в. эту очевидность прекрасно осознавали руководители экономической политики страны - министры финансов Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте.

При Бунге в финансовой политике наметился переход от узкого финансизма, направленного лишь на пополне­ние казны, к экономизму - широкой экономической политике с опорой на развитие всех производительных сил страны.

Бунге выдвинул задачу увеличения поступления денег в казну и роста деловой активности населения. Этого можно было достичь при одном непременном условии - стабилизации денежного обращения и укреплении курса рубля. Только мерами государственной экономии дело было поправить нельзя. Министерство финансов активно использовало налоговые рычаги. С одной стороны, государ­ство уменьшило налоговый пресс на крестьянство (отмена подушной подати, сокращение выкупных платежей), с другой - увеличило налоги на собственность (повышение гербового сбора, налог на денежные капиталы, уве­личение ставок поземельного обложения и городских недвижимых имуществ). Но эти меры принципиально положение не изменили. Дефицит бюджета оставался хроническим. Если в 1881 г. все доходы государства равня­лись 751,8 млн. руб., то расходы — 840,8 млн. руб. За пять лет, с 1881 по 1885 г., общий государственный дефицит составил 446,5 млн. руб., который покрывался за счет внутренних и внешних займов. Это неизбежно вело к росту государственного долга.

В 1880-е гг. впервые за долгое время России удалось добиться положительных результатов во внешней торговле. В 1882 г. превышение экспорта над импортом составило 51 млн. руб., в 1883 г. - 78, 1 млн. руб., в 1884-м - 53,0 млн. руб., в 1885-м - 102, 5 млн. руб.

В правительственных кругах постепенно складывалось убеждение, что для укрепления национальной валюты, обеспечения надежного денежного обращения и получения крупных иностранных инвестиций необходимо вводить в обращение золотую валюту (в денежном обращении безраздельно господствовали кредитные билеты и серебряная монета). Лишь золото могло надежно привязать все финансовые расчеты к твердому эквиваленту и сделать вложения в экономику России привлекательными для западных инвесторов. Для осуществления этого принципиального преобразования финансового хозяйства требо­валось накопить достаточное количество золота.

В начале 1890-х гг. эти составляющие появились. Ситуация с дефицитом бюджета явно улучшилась. Бели в 1887 г. дефицит (85,7 млн. руб.) равнялся примерно 10 % расходной части бюджета, то в 1892 г. он снизился до 8 %, а в 1894-м, впервые за многие годы, бюджет был сведен с доходом в 92,2 млн. руб.

В деле золотого накопления правительству тоже уда­лось добиться положительных результатов. С 1881 по 1894 г. в России было добыто 25 448 пудов золота общей стоимостью 382,7 млн. руб. Для пополнения золотых запасов государственного казначейства использовались и другие источники. В первую очередь золотовалютные заграничные займы. В результате золотой запас России увеличился с 273,2 млн. руб. в 1885 г. до 581,5 млн. руб. в 1893 г. Эта накопительская тенденция сохранилась и в дальнейшем, что позволило при министре финансов С.Ю. Витте перейти в 1897 г. на золотой паритет рубля.

Инструментом стимулирования развития производительных сил являлась и покровительственная таможенная политика, ставшая важнейшим элементом экономического курса государства с начала 1880-х гг. За б лет пребывания на посту министра Бунге 6 раз проводил повышение таможенных тарифов. Эти повышения в первую очередь касались импортного сырья и полуфабрикатов и в меньшей степени готовых изделий. Бели в 1884 г. таможня принесла казне 97 млн. руб.» то в 1890 г. -142 млн. руб.

Периодом интенсивного индустриально-экономического роста стали 1890-е гг. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия в конце прошлого века обгоняла все европейские страны и шла вровень с США. В конце 1890-х гг. средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях промышленности составлял 12 % и более в год.

Особенно ускоренно развивались новые отрасли производства - тяжелое машиностроение, химические производства, электроиндустрия, железнодорожный транспорт, добыча полезных ископаемых. В 1895 г. Россия произвела 338 млн. пудов нефти и стала крупнейшим мировым производителем этого важнейшего продукта. В 1890-е гг. удельный вес промышленного сектора в вало­вом национальном продукте постоянно возрастал.

Наряду со старыми промышленными зонами» такими, как Центральный промышленный район, Польский ре­гион, Урал, к концу XIX в. возникли новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации, - Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. В повседневную хозяйственную жизнь прочно вошли такие структуры и элементы экономики, как коммерческий кредит, коммерческий банк, биржа, акционерная компания, дивидендная бумага и др.

Акционерная форма организации капитала и предпринимательской деятельности все более уверенно внедрялась в частновладельческом хозяйстве и именно в 1890-е гг. начинает доминировать над остальными.

На 1 января 1889 г. в России было зафиксировано ужо 504 акционерных общества, в том числе и более трех десятков коммерческих банков. В 1893 г. действовали 522 компании с капиталом 601 млн. руб. В последующие годы обозначился резкий подъем акционерного учредительства. В 1894 г. было основано 47 компаний, в 1895 г. - 86, и 1896-м - 120, в 1897-м - 118, в 1898-м - 153 компании. В большинстве своем эти фирмы учреждались в быстроразвивающихся и наиболее капиталоемких отраслях производства. К концу XIX в. доля промышленного сектора в национальном доходе достигла 50 %. Россия уверено развивалась, превращаясь из страны аграрной в аграрно-индустриальную.

С промышленной революцией и укреплением экономических позиций предпринимателей государственная регламентация трудовых отношений не только потеряла смысл для промышленников, но и стала для них обременительной.

Поэтому в Англии в начале XIX в. были отменены старые законы о регулировании заработной платы. Используя "свободу договора", хозяева диктовали рабочим свои условия труда, которые часто были невыносимыми,В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности (восходящие еще к статуту времен Елизаветы I), что означало отказ от выдачи беднякам пособий деньгами и продуктами, осуществлявшейся ранее приходами. Закон 1834 г. предусмотрел лишь одну форму "помощи" безработным и бедным - помещение в работные дома, условия работы и жизни в которых приближались, по сути дела, к каторжным.Официальное провозглашение экономического либерализма) отнюдь не означало того, что рабочий и предприниматель юридически находились в Англии в равном положении. Даже во второй половине XIX в. продолжали действовать нормы "общего права", согласно которым предприниматель, нарушивший контракт с рабочим, мог преследоваться только путем гражданского иска. Если же трудовой контракт нарушал рабочий, то он мог быть привлечен к уголовной ответственности. В области трудовых отношений непоследовательность политики экономического либерализма проявилась также в многочисленных запретах и ограничениях, которые устанавливались в связи с появлением и ростом рабочих объединений.Еще в 1799 г. английский парламент принял закон, согласно которому запрещались соглашения рабочих, а также любая деятельность, направленная на создание объединений с целью повышения заработной платы или сокращения рабочего дня. Нарушение закона влекло за собой применение уголовных наказаний, которые налагались судьей единолично, без участия присяжных. Правящим кругам Англии не удалось, однако, добиться эффективного применения этого закона.Уже в начале XIX в. растущее рабочее движение, по существу, опрокинуло запрет на профессиональные союзы. В 1824 г. парламенту пришлось пойти на уступки и легализовать соглашения рабочих, которые ставили своей целью повышение заработной платы, сокращение рабочего дня или организацию бойкотов. Правда, уже в следующем году парламент объявил уголовно наказуемыми действия рабочих, которые сопровождались насилием над личностью или собственностью, угрозами, запугиваниями. Закон 1824 г., несмотря на последовавшие оговорки, сделал возможным образование в Англии профессиональных рабочих союзов и послужил толчком к развитию тред-юнионистского движения.Организованное рабочее движение в Англии по мере своего роста все более и более выходило за рамки, отведенные ему либеральным государством, которое постепенно начинает в своей политике добиваться примирения интересов труда и капитала.В последней трети XIX в. вопрос о легализации профсоюзов и различных средств профсоюзной борьбы встал с новой остротой. В 1871 г. был принят Закон о рабочих союзах, где цели тред-юнионов в принципе признавались правомерными и запрещались судебные преследования рабочих за участие в профсоюзной деятельности. Но одновременно в виде поправки к уголовному законодательству был принят другой акт, согласно которому ряд эффективных приемов профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) рассматривались как наказуемые. В 1875 г. парламент пошел на дальнейшие уступки рабочим и на легализацию профсоюзного движения. Акт о предпринимателях и рабочих отменил уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового договора. Другим законом было установлено, что доктрина "общего права" о "преступном сговоре" не может применяться к соглашениям рабочих, заключенным в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами.Но и в конце XIX в. английские суды неоднократно преследовали активных участников стачечного движения за угрозы штрейкбрехерам, бойкоты и другие действия, которые, согласно Закону 1871 г., по-прежнему считались преступными. При этом суды толковали эти понятия чрезвычайно широко. В 1899 г. в связи со стачкой железнодорожников в Таффской долине суд вынес решение о взыскании с профсоюза огромной суммы убытков, которые понесли компании.Это откровенно антипрофсоюзное решение вызвало бурный протест в стране. В результате в 1906 г. был принят новый закон, согласно которому предпринимателям запрещалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных действий членов профсоюза. В Англии, где профсоюзы и забастовки получили законодательное признание еще в XIX в., правительство консерваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеобщие и политические забастовки, а также стачки солидарности. Закон открыто поощрял штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. Этот откровенно антипрофсоюзный закон был в 1946 г. отменен лейбористами, стремившимися к более последовательному выравниванию интересов труда и капитала.В 70-80-х гг. правительство консерваторов предприняло новую попытку ограничить права профсоюзов на забастовку. Так, в 1971 г. был принят закон о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную регистрацию профсоюзов, их отчетность в государственных учреждениях. После победы лейбористов в 1974 г. была отменена обязательная регистрация профсоюзов, подтверждено их право на забастовки, причем на такие, которые ранее признавались незаконными. В период правительства М. Тэтчер ряд профсоюзных прав был ограничен (право на пикетирование, на политические забастовки, стачки солидарности). Однако в целом профсоюзная демократия и завоеванные трудящимися социальные права характеризуются достаточно высоким уровнем.Уже в XIX в. постепенный рост организованности и активности рабочего класса позволил ему оказывать постоянное воздействие на позицию английского государства по вопросам регулирования труда. Хотя в Англии декларировалось государственное невмешательство в трудовые отношения, парламент был вынужден время от времени идти на уступки, вводить законодательные ограничения для некоторых наиболее грубых и заведомо антигуманных форм эксплуатации труда. В первую очередь фабричное законодательство коснулось женского и детского труда. Попытки регламентировать само применение детского труда были сделаны еще в 1802 г. В 1803 г. был принят закон, согласно которому в текстильной промышленности ночной труд детей запрещался, рабочий день для подростка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет - 12 часов. Закон предусмотрел создание системы контроля в виде так называемых фабричных инспекторов. В 1842 году был запрещен подземный труд для женщин и для детей в возрасте до 10 лет. В 1847 г. был издан закон, по которому в текстильной промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен был превышать 10 часов; это же правило распространялось на мужчин, работающих вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX в. (законы 1867 и 1878 гг.) эти положения были распространены на все предприятия с числом рабочих свыше 50 человек.
В 70-80 гг. XX в. пенсионное законодательство подверглось консолидации, и в настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном обеспечении (1985 г.) и в специальном Законе, предусматривающем компенсацию в связи с несчастными случаями на производстве и с профессиональными болезнями (1975 г.). В 1974 г. был принят Закон о недопустимости сбросов загрязняющих веществ в море. В 1978 г. был принят Закон о чистом воздухе и о контроле над загрязнением атмосферы. В 80-е гг. была принята серия законов о защите диких животных и растений.

Еще по теме Трудовое и социальное законодательство Англии в XIX-XX вв.:

  1. Трудовое и социальное законодательство Германии в XIX-XX вв.
  2. Трудовое и социальное законодательство Франции в XIX-XX вв.
  3. Законодательноерегулирование труда и отдыха: становление и эволюция современного социального законодательства (опыт Англии, Франции, Германии, США)
  4. ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕАЭС ПОД ВЛИЯНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ О СОЦИАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
  5. Законодательное регулирование труда и отлыха: становление и эволюция современного социального законодательства (опыт Англии, Франции, Германии, США)
  6. Преобразование трудового законодательства о социальном диалоге в странах ЕАЭС
  7. Модификация трудового законодательства о социальной защите в странах ЕАЭС
  8. 1.2.Специфика дифференциации трудового права в зарубежном трудовом законодательстве
  9. § 2. Формирование доктрины трудового права и способы ее влияния на трудовое законодательство

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Читая или слушая критику Российской Империи конца XIX — начала XX века, очень часто можно услышать утверждения о том, что страна обладала отсталым по меркам того временем законодательством в области трудовых отношений. Русский рабочий представлял из себя убогого и обездоленного раба, вынужденного влачить жалкое существование в образе этакого «фабричного крепостного». В реальности дела обстояли совершенно иначе... .

На протяжении всей своей истории, до 1917 года, трудовое законодательство представляло собой непрерывный, многоуровневый и сложный процесс. Предпосылки к его становлению начали складываться в далёкие Средние века, получив развитие в последующих русских законах и иных правовых актах. Так, отдельные статьи, посвященные договорам о труде с лично свободными лицами, можно найти в Русской Правде, Псковской Судной грамоте и иных источниках. Основное же развитие трудовое, или как указывалось в Российской Империи — фабричное право, получило развитие в XIX веке.

В конце 30-х годов XIX века вся Европа обратила свой взор на ужасное состояние фабричных рабочих. Отсутствие полноценного жилья, медицинского обслуживания, пенсий были повсеместной нормой. В Англии ширилось рабочее движение, а страну наводнили листовки и прокламации, гласившие:

— Трудящиеся страдают под гнетом налогов и нередко голодают. Нам капитал не приносит прибылей, наш труд остается без вознаграждения. Работные дома переполнены, в то время как фабрики опустели.

В континентальной Европе эти протесты, в конечном итоге, вылились в революционные бунты, захлестнувшие в 1840-х города. Неудивительно, что на фоне растущей напряженности, в России начались процессы по подготовке будущих реформ. С конца 50-х годов были созданы специальные государственные комиссии, цель которых была накопить опыт и материал для последующих планомерных реформ. К работе этих комиссий были привлечены ведущие научные силы страны, дабы законодательство, создаваемое на основе их материалов, шло в ногу со временем и отвечало самым высоким стандартам и требованиям.

Первым принятым законодательным актом был закон от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах". Согласно ему, дети до 12 лет к работе не допускались, а с 12 до 15 лет не могли работать более 8 часов в сутки. Они также не допускались к вредному и изнурительному труду. Наконец, для надзора "за исполнением постановления о работе и обучении малолетних" учреждалась особая фабричная инспекция, подчиненная Министерству финансов. Деятельность этой инспекции регламентировалась Инструкцией чинам фабричной инспекции, введенной распоряжением Министра финансов в 1884 году.

В отличие от стран Западой Европы, где появление первых актов фабричного законодательства и создание фабричных инспекций были разделены десятилетиями, в России это произошло практически одновременно. Это свидетельствовало о том, что императорские комиссии удаляли огромное внимание западноевропейскому опыту развития Трудового законодательства.

В последующие двадцать лет, в Российской Империи были приняты десятки самых современных законодательных актов, направленных на улучшение условий труда фабричных рабочих. Отдельно стоит упомянуть закон от 3 июня 1886 "Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции", который определял порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих. Каждому из них не позднее семи дней по допущению к работе должна была выдаваться расчетная книжка, что признавалось актом заключения договора о найме на условиях, предложенных в этой книжке. До окончания сроков заключенного договора (если он срочный) или без предупреждения за две недели для рабочих, нанятых на неопределенный срок, воспрещалось понижать зарплату, изменять число рабочих дней в неделю и другие его условия. Равным образом и рабочим запрещалось до окончания договора требовать каких-либо изменений в условиях оного. За врачебную помощь плату взимать с рабочих запрещалось.

В 1913 году фабрично-трудовые законы, принятые в период с 80-х годов XIX в., были систематизированы в отдельный нормативно-правовой акт, получивший название «Устав о промышленном труде», который был включён во 2-ую часть XI тома Свода законов Российской Империи. Благодаря чему наше историческое государство получило одно из самых лучших законодательств труда работников промышленной сферы. О значимости вышеуказанных успехов в законодательной сфере красноречивей всего говорят слова американского президента Уильяма Тафта, указавшего:

— Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может.

До преступной измены Государю оставалось всего 4 года…
(

Усиление рабочего движения, беспокойство общественного мнения и настойчивые предложения административных органов крупных фабрик и заводов по «упорядочению» отношений рабочих и капиталистов приводят заинтересованные ведомства к попытке выработки фабричного законодательства.

В 1882 году был принят закон запрещающий труд детей до 12 лет на фабриках и заводах и ограничивающий труд малолетних детей (от 12 до 15 лет) 8 часами в сутки, а также запрещающий их работу в ночное время, воскресенье и праздничные дни. На администрацию была возложена обязанность составлять списки вредных для здоровья работ. Закон обязал хозяев предоставлять возможность малолетним работникам посещать училище не менее 3 часов в день. Для надзора за исполнением закона был учрежден специальный орган фабричных инспекторов.

В 1884 году был издан закон о школьном обучении малолетних, занятых на промышленных предприятиях.

3 июня 1885 года был издан закон, запрещающий ночной труд женщин и подростков до 17 лет на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Необходимо отметить, что закон был принят только на три года.

Владельцы текстильных предприятий Центрально-промышленного района, где ночной труд был наиболее распространен, пытаясь обойти закон, перевели работниц из ночной смены в дневные, а мужчин - в ночные смены. На это рабочие ответили стачками протеста, заставив фабрикантов исполнить закон.

3 июня 1886 года после длительных проволочек, вступил в силу закон «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Принятию этого закона способствовала Морозовская стачка в Орехово-Зуеве в январе 1885 года, которая получила не только широкий резонанс в России, но стала известна и за границей. В соответствии с законом, на фабриках и заводах предусматривалось составление правил внутреннего распорядка, утвержденных фабричной инспекцией. Вводилась обязательная выдача расчетной книжки, устанавливался перечень взысканий. Подробно были уложены пункты о дисциплине рабочих.

В 1886 году выходит закон «О штрафах» , в соответствии с которым была упорядочена система штрафов. По новому закону предприниматели могли штрафовать рабочих только за прогул, нарушение порядка, неисправную работу. В случае прогула более трех дней хозяин мог уволить работника. Размер штрафа не должен был превышать более 1/3 зарплаты рабочего. Штрафные деньги должны были идти не заводчикам, а в особый фонд, из которого в случае необходимости (увечье, болезнь, беременность, погребение и др.) выдавались пособия рабочим.

В тоже время законом были значительно, по сравнению с практикой прошлых лет, ужесточены наказания за стачки. Участников стачки могли подвергнуть тюремному заключению от 2 до 4 месяцев, а «зачинщиков» - от 4 до 8 месяцев.


Но принятые законы часто нарушались, не выполнялись, что приводило к разногласиям между министерством финансов, связанным с предпринимателями, и министерством внутренних дел, стремящимся к сохранению общественного порядка.

4 февраля 1885 года министр внутренних дел граф Д.А. Толстой писал, что изучение причин беспорядков требует настоятельной необходимости разработки таких правил, которые ограничивали бы произвол фабрикантов.

В 1886г. были изданы постановления, регулирующие наем рабочих на фабрику и взаимоотношения хозяев и рабочих. Запрещена была выдача зарплаты натурой. Расчёт должен был производиться не реже одного или двух раз в месяц. Запрещалось производить вычеты из зарплаты, брать проценты за ссуду, ограничивались права хозяина в расторжении договора о найме, расширялись права фабричной инспекции, которая должна была определять размеры штрафов и могла не разрешать открытия фабричных лавок.

Однако, позднее, под давлением предпринимателей, правительство в 1890 году «исправило» законы в сторону, желательную фабрикантам.

Сплоченность, массовый характер стачек заставили правительство дать обещание сократить рабочий день.

23 января 1897 года Николай П. предложил учредить комиссию по составлению закона, а 2 июня был издан закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий продолжительность рабочего дня для взрослых в 11,5 часов без времени обеда, а накануне праздничных дней - 5 часов. Кроме того, ночная работа ограничивалась 10 часами, воскресения и праздничные дни объявлялись выходными. Сверхурочные работы могли производиться только по особому соглашению рабочих с фабрикантами и не должны превышать более 120 часов в год.

Но этот закон, как и предыдущие, часто нарушался и не исполнялся, так как одновременно с принятием законов об охране труда, путем различных циркуляров, их действие сводилось на нет. Циркуляр министра финансов от 14 марта 1898 года отменил для всех фабрик и заводов установленную норму сверхурочных работ. Практически одновременно был поставлен вопрос об усилении фабрично-заводской полиции. По закону от 1 февраля 1899 года учреждалось 160 новых должностей полицейских надзирателей и 2320 городовых на фабриках и заводах с численностью 200 и более рабочих.

Чем дальше развивалось рабочее движение, чем более широкие массы оно охватывало и чем больше принимало революционный характер, тем грубее и жестче становилось вмешательство властей в борьбу рабочих, когда, например, правительство приравнивало сосланных стачечников к уголовным поселенцам и лишало их в ссылке обычных пособий.

Выступление рабочих 1895-1897 годов и принятие закона 2 июня 1897 года показали силу и значимость пролетариата в общественном развитии России. Рабочее движение поднялось на новый качественный уровень.

Царская власть, обеспокоенная таким ходом развития событий, вновь пошла на выполнение некоторых требований рабочих, издав 2 июня 1903 года Закон об ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих и 10 июня того же года - Закон об учреждении старост в фабричных предприятиях.

Закон о старостах намечалось принять ещё в начале 1901 года после рабочих выступлений. Совещание из представителей ведомств решило, что в интересах предупреждения волнений среди фабричных рабочих необходимо предоставлять им возможность избирать из своей среды старост, которые могли бы обращаться с заявлениями о нуждах рабочих в заводоуправление.

Государственный совет отметил, что лучше избранные старосты, чем наиболее обеспокоенные личности, которые выдвигаются при возникновении беспорядков на почве решения экономических вопросов, а «этим обстоятельством политическая агитация пользуется для своих целей».

Закон о старостах от 10 июня 1903 года позволил создавать первые легальные организации рабочих на отдельных фабрично-заводских предприятиях. Принимая закон, правительство предусмотрело в нем различные «условия», которые не давали рабочим возможности развивать свои объединения на свободной, демократической основе.

  • Во-первых, рабочие не могли собираться и организовываться на общем собрании, а разбивались на разряды по усмотрению правления предприятия.
  • Во-вторых, рабочие могли избирать только кандидатов в старосты, из числа которых администрация определяла старосту по собственному выбору.
  • В-третьих, в старосты не допускалась молодёжь, так как для рабочих избираемых на данную должность, был установлен возрастной порог в 25 лет.
  • В-четвёртых, местные власти, в лице губернатора, могли отстранить любого старосту своим распоряжением, не считаясь с мнением рабочих.

Закон не допускал придания рабочим старостам прав юридического лица. Он запрещал собрания рабочих всего предприятия, ограничив их только собраниями различных разрядов или цехов. Старосты имели право ходатайствовать только исключительно по коллективным прошениям.

Закон о старостах не пользовался популярностью среди рабочих. Со своей стороны, предприниматели всячески тормозили его проведение в жизнь. В результате, в 39 губерниях данный закон практически не применялся.

Более значимым для рабочих был закон от 2 июня 1903 года об ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих. Он обязывал владельцев предприятий оказывать рабочим, получившим увечья, бесплатную медицинскую помощь и расходы на лечение: выдавать увечному пособие во время болезни в размере половины заработка, а в случае смерти потерпевшего выдавать на похороны 30 рублей для взрослого, 15 рублей для малолетнего рабочего. Но действие закона распространялось только на фабрично-заводские предприятия, горную и горнозаводскую промышленность. Предприниматели освобождались от выплат, если рабочий получил увечье в случае «грубой» неосторожности или злого умысла.

До 1905 года государство запрещало свободную организацию профсоюзов. Любая профессиональная организация рабочих, которая создавалась для борьбы за экономические интересы работников, сразу же включалась в число «противозаконных сообществ». Данные общества подлежали запрету «под опасением суда и ответственности по всей строгости законов, почему всем начальствам и полиции поставляется в обязанность, чтобы нигде и ни под каким предлогом таковых сообществ не учреждалось».

Практическое влияние правительственного законодательства на условия жизни рабочих в течение второй половины XIX века было незначительным. Противодействие промышленников всякий раз сводило усилия правительства по улучшению положения рабочих к минимуму. На всей территории Российской империи могли существовать только «благонамеренные», «полезные» и «разрешённые» объединения. Таковыми являлись общества взаимопомощи, пенсионные и похоронные кассы, ссудо-сберегательные и вспомогательные кассы ремесленников, приказчиков и рабочих. Всё что выходило за рамки данных сообществ, подвергалось преследованию и запретам, как вредное и опасное для государства.

4.«Зубатовские профсоюзы» и крах политики «полицейского социализма» (1901 -1904гг.)

Одновременно с робкими попытками законодательным путем регулировать взаимоотношения между рабочими и работодателями предпринимались и более изощренные меры. Представители МВД считали, что дальнейшее развитие законодательства в сфере трудовых отношений неизбежно приведёт к легализации профсоюзов. По их мнению, это было опасно для существующей политической системы. Исходя из этого, они попытались решить рабочий вопрос административным путём, подчинив рабочее движение влиянию полицейского аппарата.

Попытка наладить взаимодействие между трудом и капиталом была предпринята московской полицией и жандармерией в мае 1901 года. Главным идеологом этого процесса выступил начальник московского охранного отделения полковник С. В. Зубатов . Он понимал, что основной причиной недовольства рабочих является тяжелое экономическое положение и социальное бесправие. В рабочей среде к тому времени сформировался довольно широкий слой прошедших через разочарования в социалистическом радикализме и желающих легально и немедленно улучшить свое положение. Существенную идейную мощь в поисках законного основания для самоорганизации рабочих оказали такие известные ученые, как академик И.И. Янжул, профессор Московского университета И.Х. Озеров и доцент В. Ден. В феврале 1901 года И. Озеров и В. Ден разработали проект Устава общества рабочих механического производства Москвы и губернии. А 18 марта группа рабочих обратилась в полицию за разрешением собраться для обсуждения Устава общества и проведения постоянных собраний по воскресеньям. Такое разрешение было получено. И в мае 1901 гола была образована организация - «Общество взаимного вспомоществования рабочим в механическом производстве». Во главе общества стоял совет из 17 членов, председателем которого был рабочий М. Афанасьев.

В докладе директору департамента полиции С. Зволянскому С. Зубатов отмечал, что «члены совета организуют встречи рабочих в различных районах города, но мы знаем время и место каждой встречи, и вообще этот совет под нашим полным контролем». И даже темы лекций, докладов, совещаний через председателя совета согласовывались с департаментом полиции.

Лекции для рабочих по самым разным вопросам: о фабричном законодательстве, о квартирном вопросе, о бирже труда и др. читали московские преподаватели: профессор И.Х. Озеров, доценты В. Ден, А.А. Мануйлов. После лекций, докладов проводился обмен мнениями. По выходным, особенно для молодежи, организовывались так называемые семейно-танцевальные вечера.

Таким образом, С. Зубатов, с одобрения московского полицмейстера Д.Ф. Трепова и московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, для ослабления влияния социал-демократии на рабочие массы, начал создавать сначала в Москве, а затем и в других городах России организации рабочих, которые при содействии полиции и жандармерии вели экономическую борьбу с предпринимателями. В Минске, Вильно, Одессе действовала под контролем С. Зубатова так называемая Независимая рабочая еврейская партия, вербовавшая своих сторонников среди рабочих легкой и кустарной промышленности. Такая политика властей получила название «полицейский социализм».

В августе 1902 года С. Зубатов за успехи в борьбе с рабочим движением был переведен в Петербург и назначен заведующим особого отдела департамента полиции, где он с помощью своих «инициативных» рабочих В.И. Пикунова, С.А. Горшкова, И.С., Соколова и др. попытался развернуть деятельность своего общества. Осенью произошла первая встреча С.В. Зубатова с Г. Гапоном, который часто присутствовал на различных собраниях организации, но особой активности не проявлял.

Несмотря на определенные успехи зубатовских организаций, их деятельность встречала серьезные трудности не только в рабочем движении, но и среди работодателей. Заводчики и фабриканты предпочитали говорить с рабочими с позиции силы, а не уступок, тем более экономических. В тоже время предприниматели справедливо полагали, что отношения с рабочими должны строиться на основании закона, а не путём административного вмешательства полиции. Шел противоречивый процесс, пугавший предпринимателей и ставивший в двойственное положение правительство, с ведома которого в центре и на местах действовали зубатовские организации.

Предпринимателей интересовала только прибыль и они не хотели в угоду «затеям» охранки идти ни какие издержки, тем более, когда рабочие начинали борьбу за свои интересы. Поэтому буржуазия, в подавляющем большинстве, выступала против зубатовских организаций. В этих условиях организация С. Зубатова не смогла остановить развитие рабочего движения, несмотря на все усилия. Это убедительно показали забастовки на юге страны весной - летом 1902 года, выступления пролетариата на московских заводах и фабриках с требованиями повышения заработной платы.

В начале августа 1903 года министр внутренних дел фон Плеве вызвал С. Зубатова и, не разбираясь в причинах забастовок, приказал ему в 24 часа освободить должность и покинуть Петербург. Затем последовала ссылка во Владимир. В марте 1917 года, узнав об отречении царя от престола, С.В.Зубатов покончил жизнь самоубийством.

«Зубатовские профсоюзы» оставили заметный след в рабочем движении России. Но поражение С. Зубатова не остановило попытки правительства в поиске путей ограничения рабочего и стачечного движения. Полиция решила повторить московский опыт в Петербурге.

15 февраля 1904 года в министерстве внутренних дел утверждается устав «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством священника Г. Гапона. В соответствии с уставом, основным направлением собрания была культурно-просветительская деятельность. В частности: борьба с пьянством и азартными играми, организация различных кружков, создание библиотек и читален.

Г. Гапону и его Собранию разрешалось открывать свои отделения по всему Петербургу. Число членов организации быстро росло. Если в мае 1904 года в нем состояло 170 рабочих, к осени - 1200 человек, то к декабрю 1904 года - почти 8 тысяч человек.

По воскресеньям члены общества посещали лекции, танцы, чаепития. Рабочие слушали лекции по самым разным отраслям знаний: литературе, истории, экономике и т.п. Постепенно из самих рабочих образовалась группа лекторов и пропагандистов, которые собирались у Г. Гапона и обсуждали политические вопросы. В этих обсуждениях принимали участие и рабочие социал-демократы. В середине ноября часть уполномоченных от отделов стали требовать у Гапона подготовки заявления правительству о необходимости установления некоторых политических свобод. После опроса участников Собрания, проходившего в конце ноября на квартире Гапона, было принято решение о разработке петиции и мирного шествия к царю 19 февраля 1905 года - в день освобождения крестьян. Но военные неудачи России в русско-японской войне резко активизировали антиправительственные выступления рабочих. А заурядный незначительный конфликт на Путиловском заводе привел к событиям, которые потрясли страну.

В середине декабря 1904 года мастером завода Тетявкиным было уволено четверо рабочих, входящих в организацию Г. Гапона. Рабочие обратились за помощью к Собранию. Переговоры делегации рабочих с директором завода Смирновым о восстановлении на работе уволенных не принесли результата. 1 января 1905 года Г. Гапон предложил начать забастовку на заводе. Руководству завода был предъявлен ультиматум. Но ответа не поступило. 3 января Путиловский завод остановился, а к 7 января забастовали все заводы и фабрики столицы. Бастующие требовали установления восьмичасового рабочего дня, улучшения условий труда, отмены сверхурочных и воскресных работ и др. Вновь всплыла мысль о необходимости шествия к царю с петицией. В течение нескольких дней, вплоть до субботы 8 января 1905 года, петицию читали по отделам собрания. В ней, составленной в духе верности престолу и отечеству, был призыв к царю защитить народ от обнищания, надругательства, непосильного труда. По инициативе представителей социал-демократических организаций, присутствующих на обсуждениях петиции, в нее были внесены пункты о введении политических свобод. Николай II знал о предстоящем шествии и дал распоряжение о наведении порядка. В ночь с 8 на 9 января в город были введены дополнительные войска. О событиях 9 января 1905 года хорошо известно. Расстрел рабочих стал не только концом существования гапоновского Собрания, но и начальным пунктом конца династии Романовых.

Кроме Собрания Г. Гапона, примерно в это же время в Петербурге под контролем полиции действовали малочисленные рабочие организации М.А. Ушакова и В. Смесова, которые не имели серьезного влияния среди рабочих и с образованием независимых профсоюзов перестали существовать.

Борьба российских рабочих против жестокой эксплуатации, законодательного и политического бесправия прошла непростой путь - от бунтарских стихийных выступлений до организованных действий и привела к созданию профсоюзов. Уже в 80-90 годы XIX века стачки становятся главной формой борьбы рабочих. В ходе их организации создавались стачечные комитеты, стачечные кассы, кассы взаимопомощи, другие формы объединения в том числе «зубатовские», которые стали предшественниками профессиональных союзов. Правительство не смогло удержать рабочее движение в допустимых властью пределах. Провал политики «полицейского социализма» привёл к появлению независимого профсоюзного движения в России.



 

Возможно, будет полезно почитать: