Понятие признаки и функции социалистического государства. Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства

Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке. В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866-1924). Однако последующая череда глобальных политических событий в Европе (Первая мировая война, зарождение тоталитарных режимов в Германии и СССР, затем - Вторая мировая война) отодвинули и замедлили разработку данной проблематики на достаточно длительный срок. Активный интерес и широкое распространение идеи «социального государства» и ее теоретическое осмысление были стимулированы введением в Конституцию ФРГ (1949) положения о «демократическом, социальном и правовом государственном устройстве страны». Понятие социального государства в интерпретации немецких ученых означало активное устремление государства гарантировать обеспечение достойного человека уровня жизни, а также удовлетворения базовых потребностей всех слоев общества согласно существующим стандартам. Кроме теоретических разработок концепции «социального государства», где пальма первенства принадлежит ученым ФРГ, в 50-60 гг. XX в. начался процесс «цепной реакции» по введению статуса социального государства в национальные конституции стран Европы и мира в целом. Аналогичные процессы происходили и в англоязычных странах, где было введено в научный оборот понятие Welfare State - «государство благоденствия». В 1977 г. два английских ученых - Ф. Норман и Т. Тимоти - в своей работе, вышедшей в Лондоне, «Состояние государства благоденствия. От социальной безопасности к социальному равенству» выделили три разновидности «государства благоденствия». Первую разновидность они назвали «позитивное государство»-государство социальной защиты, основанное на идеологии индивидуализма и охране корпоративных интересов и не гарантирующее высокий уровень защиты всем слоям. Прототипом этой модели, по их мнению, являются США. Второй тип именуется «государство социальной безопасности», обеспечивает полную занятость населения с доходами не ниже прожиточного минимума и гарантирует равенство социальных возможностей, а не материальное равенство. Его прототип -Великобритания. Третья разновидность получила название «социальное государство всеобщего благоденствия». В нем реализуются принципы равенства, солида-ризма, корпоративизма, активно проводится социальная политика через государственные и общественные службы, выравнивая различия в доходах населения. Этому типу соответствует Швеция.

Социальное государство представляет собой закономерно обусловленное социально-политическое явление, порожденное прогрессивной направленностью и логикой развития современной цивилизации. Оно - результат сознательного целенаправленного политико-правового и социального конструирования типа общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Возможность практического воплощения идеи «социального государства» зависит от ряда факторов:
высокий уровень экономического развития государства;
наличие правового государства;
высокий уровень правовой и социальной культуры граждан;
достижение уровня «социального партнерства» во взаимоотношениях государства и общества, идеологических ориентаций правящей элиты и социальных ожиданий общества в контексте создания «государства заботливого существования».

Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Существуют терминологические различия в трактовке и понимании социального государства, которые представлены в различных политологических подходах и традициях. Так, в англоязычной традиции оно (опуская нюансы) именуется Welfare State - «государство благоденствия», а в немецком варианте носило название Sozialstaat - «социальное государство», а чуть позже как аналог английскому появилось понятие Wohlfahrtsstate. Несмотря на вышеуказанные различия, все эти термины употребляются как синонимы и содержательно обозначают одно явление.

Параметры социального государства поддаются количественному измерению в экономических показателях. Прежде всего это доля расходов на социальные нужды от ВВП. В 1993 г. она составляла в Финляндии 41%, в Норвегии - 52%, в Дании - 62%, в Швеции - 70%.

Другим показателем является доля товаров и услуг, идущих на личное потребление в структуре ВВП. В 1980-е гг. в Японии этот показатель равнялся 55-57%, в Западной Европе - 60%, в США - 66% ВВП. Еще одним показателем служат личные доходы граждан. Следует учитывать, что это базовые показатели без учета надбавок и коэффициентов, которые варьируют в разных штатах.

Значительный интерес представляют попытки исследователей выявить сущностные характеристики социального государства. Среди его существенных признаков называются следующие:
правовое государство;
социальные выплаты и социальное распределение;
заботливое существование, обеспечение государством стабильного социально-экономического положения граждан;
возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гражданам доступа к социальным выплатам;
индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демократия, социальная забота и социальный мир.

В качестве общих целей и задач, которые выдвигает и реализует социальное государство, перечисляются следующие:
1) защита каждого человека от нужды и бедности, гарантирование минимально достойного существования;
2) обеспечение большего равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния;
3) обеспечение большей защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций (рисков);
4) обеспечение роста и расширения благосостояния людей. Предполагаются к осуществлению более конкретные задачи:
1) правовое вмешательство для улучшения юридического статуса;
2) экономическое вмешательство для улучшения доходов личности;
3) экономическое вмешательство для улучшения окружающих условий;
4) педагогическое вмешательство для совершенствования жизнедеятельности личности на основе образовательных и информационных мероприятий.

Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства, которые обозначены в зарубежной специальной литературе, свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства (три типа) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия - достойный уровень качества жизни людей.

В современной литературе выделяются три идеологические трактовки социального государства: либеральная, консервативная и социал-демократическая.

Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Признаки (принципы) правового государства:
1)
Верховенство права во всех сферах жизни общества - подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.
2) Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона - контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
3) Реальное разделение властей - наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».
4) Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека - признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.
5) Взаимная ответственность государства и личности - граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.
6) Единство права и закона - соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.
7) Политический и идеологический плюрализм - существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.
Предпосылки создания правового государства
- Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие - экономическая независимость и самостоятельность индивида.
- Режим демократии, суверенитет народа.
- Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.
- Гражданское общество.
- Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы.

Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

Основными элементами политической системы явля­ются политические институты:

1. государство;
2. политическиепартии;
3. общественные организации и объединения;
4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

Государство взаимодействует с разными элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политичес­кая партия - добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д.

Государство и общественные объединения. Государство и церковь.

В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

Общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, м:огут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство , которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности

Характерными признаками социального государства являются:

1) Демократическая организация государственной власти.

2) Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства.

3) Достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в соответствующих областях хозяйства.

5) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

6) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

7) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

8) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

9) Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Говоря о функциях социального государства, не следует акцентировать внимание только на собственно социальной функции. Реализуя разные по содержанию функции (политическую, экономическую, экологическую, международную и т.д.) государство решает и социальные задачи, ведь в каждой из них обязательно присутствует социальная составляющая. Цели, которые ставит перед собой социальное государство, достигаются не только методами социальной политики. Собственно социальная функция государства может быть представлена как совокупность нескольких подфункций:
1) защитную функцию (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
2) регулирующую функцию (проведение структурных реформ в экономике с целью ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, нормирование процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных про­грамм, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
3) стабилизирующую функцию (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права человека на «собственный этнический путь» и т.д.);
4) контрольно-охранительную функцию (контроль соответствия общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих правовых требований.
Модели социального государства:Скандинавская модель социальной политики (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) предполагает выделение государством значительных средств на социальные нужды. Именно государство обеспечивает организацию образования, здравоохранения, заботу о детях и престарелых и т.п. В рамках континентальной модели государство стремится к созданию равных возможностей и условий. Главная задача состоит в помощи нуждающимся (выплата различных пособий). Так на пенсии расходуется во Франции - 46%, в Германии - 54%, на здравоохранение во Франции - 30%, в Германии - 25%. Социальная помощь: Франция - 9%, Германия - 4% от всех социальных затрат. Британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Прямая государственная помощь оказывается наиболее незащищенным слоям населения, гарантируется минимальный прожиточный уровень. Краеугольным камнем социальной политики в Великобритании является здравоохранение, затраты на которое составляют 32 % от всех расходов. Тогда как на пенсии тратится 42 %, на прямую социальную помощь – 17 %. Государство стимулирует создание и деятельность негосударственного страхования, способствует развитию различных способов повышения гражданами своих доходов.

24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека.
Система взаимоотношения государства и личности включает следующие элементы:

а) Правовые установления, связанные с принадлежнотью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства . Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом данного государства, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

б) Юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равенство прав и свобод человека и гражданина , обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных норм международного права и международных договоров.

в). Основные права, свободы и обязанности , то есть те, которые неотделимы от человека и гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляющие неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся наиболее важные для субъекта и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей права. Таким образом, именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.

Социальное гос-во - это особая модель гос-го развития, для которой характерно повышенное внимание к социальным обязательствам. Появилось в 50г.г. XX в. В ответ на преодоление проблем после II Мировой войны. В широком смысле - это гос-во которое заявляет для себя важнейшей целью социальные, страховые, мин з/п. В узком - исполнение текущей социальной функции гос-ва. Если исполнение этих ф-ций приводит к появлению устойчивой системы - то мы имеем социальное гос-во в широком смысле слова.

Модели социального гос-ва.

 скандинавский;

 континентально-европейский;

 англо-американский.

 Отличаются они уровнем налогооблажения и отчислений на социальные нужды и уровнем вмешательства гос-ва - от прямых гос-ных гарантий до регулирование деятельности организаций по исполнению их социальных обязательств.

условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;



б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.

Проблемы создания социального государства в России.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Социальный тип государства (социальное государство) представляет собой наиболее оптимальный тип организации общественного устройства, который достигнут человечеством на рубеже третьего тысячелетия. К такому уровню развития смогли приблизиться в настоящее время лишь около двух десятков стран мира. Этот тип государственного устройства позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них достойную человека благоприятную социально-культурную среду обитания на протяжении всей жизни.

Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в следующих сферах: обеспечение жилищем, условия быта, уровень доходов, условия труда, здравоохранение, доступ к информации, образованию, культуре и социальной помощи. Существующие на практике различные национальные, региональные и идеологические модификации социального государства (три разновидности – либеральная, консервативная и социал-демократическая модели) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия – современный уровень качества жизни людей.

Среди его существенных признаков называются следующие:

1) правовое государство;

2) социальные выплаты и социальное распределение;

3) обеспечение государством стабильного социально-экономического положения граждан;

4) возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гражданам доступа к социальным выплатам;

5) индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демократия, социальная забота и социальный мир.

В качестве общих целей и задач, которые выдвигает и реализует социальное государство, перечисляются следующие:

1. Защита каждого человека от нужды и бедности, гарантирование минимально достойного существования.

2. Обеспечение большего равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.

3. Обеспечение большей защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций (рисков).

4. Обеспечение роста и расширения благосостояния людей. Предполагаются к осуществлению более конкретные задачи:

1. Правовое вмешательство для улучшения юридического статуса.

2. Экономическое вмешательство для улучшения доходов личности.

3. Экономическое вмешательство для улучшения окружающих условий.

4. Педагогическое вмешательство для совершенствования жизнедеятельности личности на основе образовательных и информационных мероприятий.

Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства, которые обозначены в зарубежной специальной литературе, свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства (три типа) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия – достойный уровень качества жизни людей

Еще по теме 9.3. Признаки социального государства:

  1. Является ли наличие государственного аппарата признаком государства? Какие еще есть общие признаки государства?

Социальное государство - институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни. Статья 7, п.1 Конституции РФ «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека».

Сущность социального государства:

Социально ориентированная структура экономики;

Соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое целое - гражданское общество, в руках которого государство служит инструментом для проведения социально ориентированной политики;

Обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом (цель социального государства);

Признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека;

Наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения государства;

Разработка государством социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом перед всем сообществом граждан



Выполнение традиционных и охранных функций:

Забота о личности, поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды);

Поощрение благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот);

Охрана труда и здоровья людей;

Борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

Участие в международном контроле за обеспечением прав;

Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ. Социальное государство (от лат. общество) - это государство в котором граждане находятся в известной связи с ним. Государство вмешивается в жизнедеятельность граждан до тех пор, пока не затрагиваются естественные права и свободы. Участие государства в хоз. жизни достаточно широкое. Государство оказывает соц. услуги, перераспределяя общественное благо.

Впервые употребляется в КРФ 93 г. (ст.7). РФ - соц. государство, политика которой направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Признаки:

Высокий уровень экон. развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;

Соц. ориентированная структура экономики;

Формирование гр. общества, в руках которого государство служит инструментом проведения соц. политики;

Разработка гос. соц. программ и определение первоочередности их реализации;


Утверждение целей гос-ва, обеспечивающих каждому дост. усл. жизни, соц. защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

Развитое соц. законодательство;

Соц. ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества перед др. другом и перед всем сообществом, т. е. их долг содействовать соц. обеспечению, отвечать за коллектив. взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности и др.

Функции соц. государства:

Поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья;

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.;

Поощрение благотворит. деятельности (льготы);

Фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;

борьба с безработицей;

Участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ;

Матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожит. Минимума. Критерии социального государства:

1. Оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных соц. классов, для отдельное самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

2. Оно обязано способствовать экон. и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о соц. гос-ве.



 

Возможно, будет полезно почитать: