Приобретение гражданином российской федерации иного гражданства. Приобретение и прекращение гражданства российской федерации

За достаточно большой период времени в России не менялось законодательство в вопросах гражданства. Но жизнедеятельность государств мировой арены постоянно находится в развитии и динамике. Это приводит к пересмотру некоторых законов международного и внутреннего уровня. То же произошло с законодательством РФ в области гражданства. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства разрешено российской стороной, это является конституционным положением, хотя этот процесс связан с некоторыми законодательными ограничениями, вступившими в силу в 2019 году в РФ.

Гражданство: понятие и характеристика

Гражданство – это термин, представляющий собой наличие юридической связи между человеком и страной. Государство, к которому принадлежит человек, предоставляет ему соответствующий правовой статус, включающий и полномочия, выражающиеся в наличии взаимных прав, обязанностей, гарантий, ответственности. Гражданин и государство во взаимоотношениях друг с другом основываются на признании прав и свобод, ответственности друг перед другом. Все это выражается в законодательных актах государства различного уровня.

В качестве правового явления гражданство базируется на определенных основополагающих началах, которые называются принципами. Как и в любом правоотношении, прием в гражданство должен быть оформлен должным образом. Документами, служащими доказательствами оформления, выступают:

  • паспорт РФ;
  • если ребенок не достиг 14 лет – свидетельство;
  • иные документы, служащие доказательством принадлежности к РФ.

Как получить гражданство?

Неважно, представитель из какого государства приобретает гражданство – РФ или иной страны, во многих из них (невзирая на форму правления) основания вступления в этот статус одинаковые:

  • в порядке рождения;
  • натурализация;
  • восстановление;
  • иным основаниям, указанным в законе, включая положения заключенных между странами договором международного уровня.

Как получить гражданство в других странах

Рассмотрим некоторые примеры:

  1. Основание почвы.
  2. Основание крови.

Гражданами этой страны по праву почвы являются:

  • родившиеся в Америке, находящиеся под юрисдикцией страны;
  • отпрыски, появившиеся в США от родителей, которые принадлежат к коренным народностям: индейцы, алеуты;
  • лица в возрасте до 5 лет, находившиеся в США в случае, если их родители неизвестны. Для данных лиц гражданство США может быть прекращено после 21 года, если обнаружится, что они появились на свет не в США.

Читайте также Основные аспекты получения Green Card США

Право крови действует на лиц, появившихся на свет за пределами страны. Уровень лояльности законодателя к разным категориям лиц, появившимся на свет вне пределов США, неодинакова. Она зависит от того, являются ли законные представители американскими гражданами на день рождения ребенка. Если оба родителя являются американцами, то их ребенок по рождению обретает статус принадлежности к США.

Говоря о Великобритании (монархия), необходимо использовать термин «подданство». Он появился благодаря монархической форме правления, тождественен по смысловому значению с гражданством, применяется в отношении государств с монархической формой правления. Одним из них выступает Великобритания.

Как получить статус подданного Англии:

  1. Натурализация. Распространенное основание, к нему предъявляются законодателем требования:
  • проживание в стране 5 лет;
  • брак с подданным Англии -3 года.
  1. Право почвы. Ребенок появляется на свет от родителя, который является подданным этой страны, ее резидентом.
  2. Право крови. Один из родителей ребенка является подданным Британии.
  3. Регистрация.
  4. Усыновление.

Чтобы стать гражданином Германии, россиянину придется отказаться от внутреннего паспорта РФ. В этом государстве довольно жесткие условия обретения правового статуса гражданина. Одним из условий приема в немецкое гражданство выступает отказ от российского гражданства в случае, если россиянин решил получить паспорт Германии. Принять в гражданство Германии могут евреев в качестве компенсации за геноцид, получить статус можно в порядке натурализации, по браку, лица, признающиеся этническими немцами.

Может ли россиянин быть гражданином другой страны?

Основной закон нашей страны в статье 62 разрешает гражданам получить паспорт иностранного государства. Каждый из желающих без помех может получить гражданство (подданство) других государств. Это обстоятельство не умаляет прав человека в качестве гражданина РФ, а также не освобождает его от обязанностей перед государством. Это происходит в случаях, если иной порядок не установлен заключенным договором с другой страной. Сферу гражданства регулирует и 62-ФЗ, принятый в 2002 году с последними изменениями. В частности, статья 6 говорит о том, что со стороны нашего государства человек, имеющий принадлежность с другой стране, рассматривается исключительно в качестве россиянина со всеми вытекающими из этого статуса правовыми последствиями.

Читайте также Процедура получения гражданства Черногории для россиян: основания, условия, порядок, документы

Какие ограничения существуют для россиян, имеющих второй паспорт другой страны?

Это новые правила, введенные в 62-ФЗ. В настоящее время лица, получившие паспорт другого государства, обязаны уведомить об этом уполномоченные органы. С недавнего времени функции ФМС переданы ГУВМ МВД РФ. Этот орган рассматривает вопросы, связанные с гражданством. Поэтому уведомление от человека должно поступить в течение 60 дней с момента приобретения им принадлежности к другой стране, либо права на проживание в ней на постоянной основе. В момент вступления в действие новых правил, россияне, имеющие гражданство другого государства, обязаны оповестить в указанный период уполномоченные органы об этом факте. Срок для оповещения – 60 дней. Оповещать уполномоченные органы нет необходимости только в случае, если человек не живет в России. Также этой обязанности может не существовать, если у РФ с другим государством заключен договор международного уровня, положения которого регулируют этот вопрос.

На кого действуют новые правила?

Обязательное оповещение – это новые правила, действующие в отношении граждан РФ, а также на лиц до 18 лет. Кроме того, ограниченных в дееспособности. В уведомлении нужно отразить определенные сведения, приложить бумаги. Оповестить о своем статусе человек может несколькими путями: лично, по почте.

Какая информация должна быть отражена в оповещении?

Закон устанавливает непременный список сведений. Их необходимо отразить в тексте уведомления. Перечень сведений может быть разным: все зависит от строго определенного случая. В стандартном варианте сведения выглядят таким образом:

  • инициалы, фамилия лица, место, дата рождения;
  • место жительства, пребывания, нахождения в фактическом порядке;
  • данные удостоверяющего личность документа;
  • данные второго паспорта (серия, номер и т.д.);
  • дата и обстоятельства приобретения второго гражданства.

К письменному оповещению прилагаются копии документов, оригиналы отдаются обратно заявителю.

Приобретение гражданства - обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.

Российское гражданство приобретается:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство;
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Приобретение гражданства по рождению . Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой приобретения гражданства является дата рождения. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению.

1. Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо от того, где он родился (на территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения российское гражданство. Это правило исходит из принципа крови.

2. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места рождения. Здесь также действует принцип крови.

3. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В таком случае используются как. принцип крови, так и принцип почвы.

4. Если оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится российским гражданином тогда, когда родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему свое гражданство. Данное правило исходит из принципа почвы.

5. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило также исходит из принципа Почвы.

В перечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Оформление российского гражданства по рождению производится органами записи актов гражданского состояния, органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел.

Прием в гражданство в общем порядке . Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в России в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законодательными рамками. Суть ограниченного разрешительного порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство России при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая свое решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Данный порядок не ущемляет право индивидов на гражданство. Право каждого человека на гражданство не означает возможность получения гражданства любым желающим. Оно включает: во-первых, право человека на обращение за гражданством даже в случае, когда ему ранее было в этом отказано; во-вторых, обязанность государства закреплять в законодательстве основания отказа в приеме, если даже они содержат момент усмотрения.

Одним из критериев правомерности приема является добровольность со стороны обращающегося лица. Добровольность выражается в подаче заявления о приеме в гражданство по собственной воле лица. С точки зрения международного права противоправными считаются односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданам иностранных государств, например после аннексии чужой территории.

Законодательство большинства государств закрепляет определенные предпосылки приема в гражданство. В ряде стран, например, на основе доктрины «эффективной связи лица с государством» предпосылкой приема является «домицилий», или иначе, ценз оседлости. В некоторых странах условие оседлости считается выполненным, если ходатайствующий о приеме в гражданство человек послужит некоторое время на судах заграничного плавания конкретного государства (как в Швеции) или в действующей армии (как в США).

Эффективная связь лица с государством подразумевает его фактическое укоренение в государстве и обществе, когда человек, не будучи гражданином, постоянно и на законных основаниях проживает и работает в данной стране, имеет здесь недвижимость и иную собственность, участвует в общественно-политической жизни в допустимых формах и т.д.

Российский законодатель также вводит ценз оседлости и называет ряд иных условий приема в гражданство.

По общему правилу, с заявлениями о приеме в гражданство вправе обращаться иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, проживающие на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны не более чем на три месяца в течение одного года.

Пятилетний срок непрерывного проживания сокращается до одного года при наличии одного из следующих оснований:

  • рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
  • состояние в браке с российским гражданином не менее трех лет (на момент обращения);
  • наличие у нетрудоспособного лица дееспособного сына или дочери, достигших 18 лет и имеющих российское гражданство;
  • наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, обладание профессией, квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации;
  • предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  • признание лица беженцем.

Помимо ценза оседлости для принятия в гражданство также требуется, чтобы заявитель взял обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, имел законный источник средств существования, обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства, владел русским языком.

Заявитель лично подписывает следующий текст: «В случае принятия меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации».

Наличие законного источника средств существования подтверждаются справкой о доходах физического лица, налоговой декларацией, справкой с места работы, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением, справкой органа социальной защиты о получении пособия, подтверждением получения алиментов, справкой о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, иными документами.

Отказ от иного гражданства не требуется в нормативно предусмотренных случаях или если он невозможен (в силу законодательства иных стран). Не обязаны подтверждать отказ от иного гражданства беженцы, лица, получившие в России политическое убежище. Если отказ от иного гражданства обусловлен приобретением российского гражданства, то заявитель обязуется в течение года со дня приобретения российского гражданства представить документ о выходе из иного гражданства. Если иное гражданство прекращается в случае приобретения российского гражданства, то заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения российского гражданства.

Владение русским языком необходимо на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР; после этой даты - на территории Российской Федерации.

Другие документы, подтверждающие владение русским языком: сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, выданный уполномоченным образовательным учреждением; документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лет, женщины - 60 лет, а также недееспособные лица и инвалиды I группы.

Требования пятилетнего ценза оседлости, наличия законного источника существования, владения русским языком не являются обязательными в случае приема в российское гражданство лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией. Названными заслугами являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности России, другие заслуги, способствовавшие повышению ее международного престижа. Прием в гражданство указанных лиц осуществляется при наличии их волеизъявления, а также обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации.

Заявления о приеме в российское гражданство подаются в письменном виде на имя Президента РФ в органы Министерства внутренних дел по месту жительства лица или в дипломатические представительства и консульские учреждения страны, в случае проживания обращающегося за рубежом. Органы внутренних дел, дипломатические представительства, консульские учреждения проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений о приеме и направляют последние вместе с иными документами и собственными заключениями по существу вопроса в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Последняя проводит собственные проверки и готовит проекты указов Президента РФ о приеме в гражданство или об отказе в приеме. Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке и принятие по ним решений осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявлений и иных необходимых документов. Российское гражданство считается приобретенным лицом с момента вступления в силу соответствующего указа Президента.

Прием в гражданство в упрощенном порядке . Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести российское гражданство без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке. Это лица, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя - российского гражданина, а также лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств.

В упрощенном порядке приобретают российское гражданство являющиеся иностранцами или лицами без гражданства:

  1. ребенок, один из родителей которого имеет российское гражданство, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя, если ребенок проживает вне пределов Российской Федерации;
  2. ребенок, единственный родитель которого имеет российское гражданство, - по заявлению родителя;
  3. ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, - по заявлению опекуна, попечителя, имеющего российское гражданство.

Упрощенный прием в гражданство производится в уведомительном порядке органами внутренних дел внутри страны, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями - за рубежом. Заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке и принятие по ним решений рассматриваются в срок до шести месяцев. При этом не требуются ценз оседлости (общий или сокращенный) наличие законного источника существования, владение русским языком.

У несовершеннолетних детей, недееспособных лиц, кроме того, не отбирается обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство. Не обязательно также представление документов о прекращении иного гражданства ребенка, недееспособного лица или Документа об отказе от такого гражданства. Вместе с тем прием в российское гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет производится с его письменного согласия.

Восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение) - предоставление российского гражданства лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство - в общем порядке (Указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве), и в упрощенном порядке (ст. 14). Конечно, при наличии обстоятельств, предусмотренных в указанных статьях Закона.

Отклонение заявлений о приеме в гражданство. Заявления о приеме в гражданство в общем, упрощенном порядке, о восстановлении в гражданстве отклоняются в случаях (ст. 16 Закона о гражданстве):

  1. выступления лица за насильственное изменение основ конституционного строя страны или иные действия, создающие угрозу безопасности Российской Федерации;
  2. выдворения лица за пределы страны в течение пяти лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство (восстановлении в гражданстве);
  3. использования при приеме в гражданство подложных документов или сообщения о себе ложных сведений;
  4. состояния лица на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  5. наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами, признаваемых таковыми федеральным законом;
  6. преследования лица в уголовном порядке компетентными органами России, иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  7. осуждения лица и отбытие им наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
  8. отсутствия у лица законного источника средств существования на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России, если иной срок проживания на ее территории как условие обращения с заявлением о приеме в гражданство не установлен Законом.

Решения об отклонении заявлений о приеме, восстановлении в гражданстве принимают органы, их рассматривающие. Президент РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных в п. «б» - «ж», в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в российское гражданство, восстановлении в гражданстве иностранцев, лиц без гражданства.

Иные основания приобретения гражданства . Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у липа гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах.

Одно из таких обстоятельств - оптация, когда два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до (установленного договором срока получает праве выбора гражданства одного из договаривающихся государств.

Если гражданин одного государства - участника договора решает избрать гражданство другого государства, его гражданство меняется, например, с момента выезда на постоянное место жительства в государство своего нового гражданства. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.

Оптация осуществлялась, например, в соответствии с Соглашением между СССР и Чехословакией от 10 июля 1946 г. На его основе Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 31 октября 1946 г., установивший, что лица чешской и словацкой национальностей, члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, а лица русской, украинской и белорусской национальностей, члены их семей, переселяющиеся из Чехословакии в СССР, приобретают советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР.

Оптация применяется и для того, чтобы дать возможность жителям территорий, изменивших свою государственную принадлежность, Самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государство прежнего гражданства продолжает существовать) или обретением гражданства государства, к которому отошла территория их проживания.

К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей.

Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ), либо в упрощенном порядке (органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести российское гражданство по заявлению его родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, приобретающих российское гражданство, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иностранное гражданство, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Ребенок, являющийся российским гражданином, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет российское гражданство. Последнее" может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) российским гражданином или супругами, являющимися российскими гражданами, или супругами, один из которых российский гражданин, а другой - лицо без гражданства, приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя - российского гражданина.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является российским гражданином, а другой - иностранцем, может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. В этом случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство российского гражданина, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок (недееспособное лицо), находящийся на полном государственном попечении в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения, другом аналогичном учреждении России, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя соответствующего учреждения.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство иностранца, приобретающего российское гражданство, может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок (недееспособное лицо), являющийся российским гражданином, над которым установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет российское гражданство.

Законодательство Российской Федерации предполагает несколько способов-оснований приобретения российского гражданства:

1) по рождению (филиация);

2) в результате приема в гражданство (натурализация);

3) в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

4) в результате выбора гражданства (оптация).

Рассмотрим каждый из этих способов подробнее.

Как известно, наиболее распространенными в различных странах мира способами филиации являются два основных принципа. Принцип «права крови» предполагает определения гражданства ребенка гражданством его родителей независимо от места рождения. Второй принцип - «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. В России, в соответствие со статьей 12 ФЗ «О гражданстве РФ», действует принцип «права крови». Второй же принцип приобретения гражданства также действует, но только в отношении детей, находящихся на российской территории и родители которых неизвестны, в том случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения такого ребенка.

Это же относится и к случаю, когда оба родителя (или единственный родитель) ребенка являются гражданами иностранного государства, не предоставляющего такому ребенку своего гражданства. Действие вышеуказанных положений обусловливается деятельностью Российской Федерации по сокращению безгражданства, обязательства в отношении которой были приняты нашей страной в соответствие с международным договором от 30 августа 1961 года.

Второй способ приобретения гражданства - натурализация, является наиболее сложным с точки зрения процедуры и условий осуществления. Надо сказать, что существуют два основных порядка натурализации.

Общий порядок приема в гражданство регулируется статьей 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года. Согласно ему, на гражданство Российской Федерации могут претендовать совершеннолетние, дееспособные иностранные граждане и апатриды при соответствии следующим условиям:

1. Они должны непрерывно проживать на территории РФ не менее пяти лет со дня получения вида на жительство. Непрерывность при этом не означает постоянное проживание. Такое лицо имеет право выезжать за пределы России не более чем за три месяца в течение одного года.

2. Обратившееся с заявлением о приеме в гражданство лицо обязуется соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство (то есть принимает на себя обязательстве в соответствие с частью 2 статьи 15 Конституции).

3. Указанное лицо имеет законный источник средств к существованию.

4. В случае, специально не предусмотренном международным договором Российской Федерации (а также при отсутствии иных случаев, предусмотренных законом «О гражданстве), если соответствующее лицо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства.

5. Такое лицо должно владеть русским языком (порядок определения уровня соответствующих знаний устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

В случае если натурализуемое лицо соответствует всем указанным выше критериям, оно вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в соответствующий полномочный орган. При этом в рамках общего порядка также предусмотрено сокращение срока непрерывного проживания на территории РФ до одного года в следующих случаях:

1) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание таким лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

2) при предоставлении лицу политического убежища на территории РФ;

3) признание лица беженцем в установленном законом порядке.

В рамках общего порядка также упоминается возможность получения лицом, желающим получить российское гражданство, так называемого почетного гражданства в том случае, если такое лицо имеет особые заслуги перед Россией. В этом случае правила, предусмотренные частью 1 рассматриваемой статьи, не распространяются на это лицо. Это положение справедливо также для граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ (а также в других войсках и воинских формированиях) по контракту не менее трех лет.

Упрощенный порядок натурализации, регулируемый статьей 14 Федерального закона «О гражданстве», предусматривает возможность получения отдельными категориями иностранных граждан и апатридов российского гражданства без соблюдения условий общего порядка. Такой порядок распространяется на лиц:

1) имеющих хотя бы одного родителя-гражданина РФ, проживающего на территории России;

2) имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, в результате чего остающихся лицами без гражданства;

3) имеющих гражданство государств, входивших в состав СССР и получивших среднее или высшее профессиональное образование на территории Российской Федерации после 1 июля 2002 года;

4) являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории России;

5) являющихся недееспособными или детьми, соответствующими условиям части 6 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве».

Условие о сроке непрерывного проживания на территории РФ не распространяется на лиц:

а) рожденных на территории РСФСР и имевших гражданство СССР;

б) состоящих в браке с гражданином России не менее трех лет;

в) являющихся нетрудоспособными и имеющих совершеннолетних дееспособных сына или дочь, являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеющих ребенка-гражданина РФ в случаях, предусмотренных пунктом «г» части 2 статьи 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

д) имеющих совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, признанного недееспособным или ограниченным в дееспособности в силу решения суда (в случае, если второй родитель не может заботиться о таком ребенке в силу действия условий, предусмотренных пунктом «д» части 2 статьи 14 ФЗ № 62);

е) являющихся нетрудоспособными, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР и зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года.

Также особые правила упрощенного порядка действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства, имеющих регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом См.: О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Указ. изд. - Ч. 7 ст. 14..

Третий способ получения гражданства - реинтеграция, регулируется статьей 15 Федерального закона № 62-ФЗ. В соответствие с данной статьей иностранные граждане и апатриды, имевшие ранее гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в российском гражданстве с соблюдением условий общего порядка натурализации. При этом срок их непрерывного проживания на территории России сокращается до трех лет.

Стоит также отметить, что как заявления о приеме в гражданство, так и заявления о восстановлении в гражданстве могут быть отклонены в случаях, предусмотренных статьей 16 закона «О гражданстве». Например, такими условиями являются выступление заявителями за насильственное изменение основ конституционного строя, использование ими подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации и так далее.

Говоря об оптации, то есть выборе гражданства при изменении Государственной границы РФ, стоит отметить, что порядок ее осуществления определяется в каждом конкретном случае международным договором в соответствие с которым и происходит такое изменение. При этом право на выбор гражданства предоставляется только лицам, проживающим на территории, государственная принадлежность которой изменена. Надо сказать, что оптация одновременно может выступать в качестве основания прекращения российского гражданства.

Порядок производства по делам о гражданстве будет более подробно рассмотрен нами в третьем пункте настоящей главы. Здесь же стоит отметить, что перед подачей заявления о получении гражданства по второму и третьему основаниям, заявитель должен не только выбрать правильное основание, но и соблюсти указанные в законе условия.

  • 9. Конституционно-правовые основы организации и деятельности про-куратуры.
  • 10. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
  • 11. Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Право убежище в Российской Федерации.
  • 12. Конституционно-правовые отношения: понятие, объекты, субъекты, особенности.
  • 13. Конституционные обязанности.
  • 15. Конституционные принципы осуществления судебной власти в Рос-сийской Федерации.
  • 16. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, компетенция и организация деятельности.
  • 17. Личные права и свободы.
  • 18. Механизм реализации полномочий местного самоуправления и ответ-ственность его органов.
  • 20. Общая характеристика конституционного права как отрасли права и науки: понятие, предмет, метод.
  • 21. Ограничения прав и свобод человека и гражданина.
  • 22. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. . Органы законодательной власти субъектов рф
  • Органы исполнительной власти в субъектах рф
  • 23. Органы, обеспечивающие дополнительные гарантии защиты прав и свобод.
  • 24. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президен-та Российской Федерации.
  • 7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации
  • 25. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.
  • 26. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федера-ции.
  • 27. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федера-ции. Гражданство Российской Федерации приобретается:
  • 28. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.
  • 30. Основные принципы избирательного права.
  • 31. Основные формы деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
  • 32. Основные этапы развития российской конституции.
  • 33. Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
  • 34. Политические права и свободы.
  • 35. Полномочия Президента Российской Федерации. Его акты и их юри-дическая сила.
  • 36. Понятие и основные признаки органа государственной власти.
  • 37. Понятие и основные принципы гражданства Российской Федерации.
  • 38. Понятие и принципы местного самоуправления в Российской Федера-ции.
  • Понятие местного самоуправления
  • 39. Понятие и сущность конституции, ее виды.
  • 40. Понятие и сущность конституционного строя. Основные черты кон-ституционного строя Российской Федерации.
  • 41. Понятие и формы государственного устройства.
  • 43. Понятие, содержание и принципы основ правового статуса личности.
  • Федеральный конституционный закон о порядке принятия в российскую федерацию и образования в ее составе нового субъекта российской федерации
  • 46. Правительства Российской Федерации: порядок формирования, состав.
  • 47. Право граждан Российской Федерации на информацию и права средств массовой информации.
  • 48. Право граждан Российской Федерации на объединение.
  • 49. Право граждан Российской Федерации проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
  • 50. Правовая природа депутатского мандата в Российской Федерации.
  • 52. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов.
  • 54. Система и виды органов государственной власти.
  • Виды органов государственной власти
  • Система органов государственной власти
  • 55. Совет Безопасности: состав, порядок деятельности, компетенция.
  • Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере
  • 56. Совет Федерации: состав, структура, компетенция.
  • 57. Стадии избирательного процесса.
  • 58. Становление, развитие и конституционно-правовой статус Российской Федерации.
  • 59. Структура, содержание и основные функции Конституции Российской Федерации.
  • 60. Судебная власть: понятие и основные функции.
  • 61. Территориальные и организационные основы местного самоуправле-ния в Российской Федерации.
  • 62. Условия, порядок избрания и вступления в должность Президента рф. 63. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: общая характеристика.
  • 64. Федеральный законодательный процесс.
  • 27. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федера-ции. Гражданство Российской Федерации приобретается:

    1) в результате его признания;

    2) по рождению;

    3) в порядке его регистрации;

    4) в результате приема в гражданство;

    5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

    6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

    7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

    1. Приобретение гражданства в результате признания (ст. 13 Закона о гражданстве). Гражданами Российской Федерации признаются:

    1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации;

    2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

    2. Приобретение гражданства по рождению - «филиация» (ст. 14-17 Закона о гражданстве). В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.

    Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»:

    1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения;

    2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения.

    При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

    Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации:

    1) родители которых неизвестны;

    2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

    3. Приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона о гражданстве). В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

    1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

    2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но они приобрели иное гражданство по рождению - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

    3) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

    4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

    5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

    6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. * признано не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые отвечают в совокупности следующим требованиям:

    Родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

    Являлись гражданами бывшего СССР;

    Не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

    Выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

    Не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;

    Впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

    4. Прием в гражданство - «натурализация» (ст. 19 Закона о гражданстве). Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации. В качестве условия приема в граждаство Российская Федерация требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое.

    Закон о гражданстве (п. 3 ст. 19) содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных сроков проживания, вплоть до их полного снятия. К ним относятся:

    1) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

    2) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;

    3) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    4) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

    5) получение убежища на территории Российской Федерации;

    6) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению.

    Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:

    1) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

    2) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;

    3) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

    5. Восстановление в гражданстве (ст. 20 Закона о гражданстве). Закон о гражданстве предусматривает несколько форм восстановления в гражданстве: в порядке регистрации; в результате признания факта восстановления в гражданстве; по ходатайству лица.

    В порядке регистрации в гражданстве Российской федерации восстанавливаются:

    1) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

    2) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

    В результате признания факта восстановления гражданство Российской Федерации приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления.

    Лицо, ранее состоявшее в гражданстве Российской Федерации, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство Российской Федерации но ходатайству о восстановлении.

    6. Выбор гражданства - «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве). При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

    7. Иные основания приобретения гражданства . К таким основаниям Закон о гражданстве относит усыновление, опекунство, институт почетного гражданства (например, согласно п. 2 ст. 29 Закона о гражданстве ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами - гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации).

    Чаще всего второе подданство приобретается в случае:

    Приём в гражданство осуществляется для всех дееспособных лиц, достигших возраста 18 лет. При этом происхождение, социальное положение и национальная принадлежность (родство) не имеют значения.

    Основным условием получения гражданства считается постоянное проживание на территории государства в течение 3-5 лет при наличии разрешительных документов (виза, ВНЖ и иные документы, предусмотренные на этот случай законами страны).

    В соответствии с международным правом двойное гражданство разрешено в нескольких государствах, а россиянам по состоянию на 2018 г. разрешается такое подданство только в Таджикистане. При этом в конце 2017 г. осуществлялись мероприятия по подготовке пакета документов с Абхазией. Дальнейшее развитие дипмиссий со временем может расширить этот список. О том, с каким странами возможно гражданину РФ иметь двойное и второе гражданство, читайте .

    Пошаговый алгоритм

    Сбор информации и изучение законодательства обоих государств

    Для начала изучают не только свои возможные права, но и обязанности, возникающие по паспорту другого государства:

    • Конституционные права.
    • Двойное налогообложение.
    • Воинская обязанность.
    • Страхование.

    Как получить второе подданство россиянину?

    В связи с безвизовым режимом в странах, заключивших такое Соглашение, представляется возможным две ситуации.

    1. В первой гражданин находится на территории РФ и обращается в Консульство той страны, в одновременном подданстве которого нуждается.
    2. Во втором случае россиянин пребывает в другой стране (по визе или безвизовому режиму) и обращается в ближайшее подразделение, занимающееся вопросами подданства (Комиссия по вопросам гражданства, МВД, МИД).

      При этом он получает на таможенном контроле отрывной бланк с печатью от органов МВД и документ, разрешающий нахождение в стране (временное пребывание).

      С этого момента 90 дней (или более) нахождения в пределах страны будут законными. При выезде на родину самостоятельно уведомлять органы о своём отъезде не потребуется.

    При подаче заявления возможно два исхода события: стандартная процедура оформления либо упрощённая. В любом случае необходимо подать прошение с личной подписью или подписью нотариуса в присутствии претендента (например, за ребёнка). При этом заверитель обязуется удостовериться в истинном желании на приобретение гражданства у претендента.

    К заявлению прилагают пакет документов и расписку о их легальном происхождении. Далее документы проверяются в течение нескольких месяцев и выносится решение о получении внутреннего паспорта другой страны.

    Выделяют следующие общие этапы приобретения гражданства:

    • Постановка на миграционный учёт в любой форме.
    • Получение разрешения на проживание.

      Документ делается в случае длительного пребывания в стране. Причины могут быть различными: продление трудового договора, учёба, болезнь и т.д.

    • Получение ПМЖ.

      В некоторых случаях проще купить право на гражданство и ждать 3-4 года. Для этого необходимо помочь экономике страны, купив недвижимость, акции или инвестировать в бизнес. Тем самым иностранец гарантирует заинтересованность в пребывании на территории постоянно. Для ПМЖ также нужны основания по законодательству второй страны. После его получения происходит подача заявления.

    • Прошение о двойном гражданстве (подача заявления).

    Последовательность действий и список документов необходимо уточнять в Консульстве второй страны, т.к. порядок получения гражданства в каждой стране свой.

    Предоставление необходимых документов


    Так как документооборот во многих странах унифицирован, для подачи запроса в Консульство иной страны требуется общегражданский и заграничный паспорта РФ, а для детей – как минимум свидетельство о рождении. Также обязательно предоставляют документ-основание и квитанцию об оплате госпошлины.

    Закон обязывает иностранца сдать специальный экзамен по языку. В некоторых случаях требуется дать присягу государству. Знание национального языка обычно ускоряет процесс получения гражданства. Все условия и список документов узнают в Консульстве интересующей страны.

    Размер пошлины устанавливается законодательством второй страны. Её Консульство предоставляет информацию о размере госпошлины и других консульских сборах.

    Проверку документов осуществляют в несколько этапов: предварительная сверка, рассмотрение дела и оглашение решения.

    Основаниями для отказа в получении гражданства являются нормы законодательства со сторон стран-участниц по Соглашению. Сроки рассмотрения заявления варьируются и составляют 3-12 мес.

    Также требуется заранее сняться с регистрационного учёта в случае наличия двух прописок. При наличии жилой недвижимости в двух странах, место регистрации человека закрепляется одним адресом. Процедура извещения предполагает сбор всех документов: заявление, два паспорта, документы на детей (свидетельство о рождении, паспорта). О том, как уведомить уполномоченные органы о получении иного гражданства, рассказано в .

    Ответственность за невыполнение условий

    За непредоставление сведений КоАП РФ предполагает штраф 500-200000 руб. с возможным наказанием в виде обязательных работ (до 400 часов). Если документы были предоставлены в некорректном виде или с опозданием, штраф минимален. За осмысленное непредоставление информации назначают более высокие штрафы.

    Получение двойного гражданства в России требует юридической грамотности и знания нюансов Соглашения сторон. Поэтому в большинстве случаев получают дополнительное второе без уведомления право-охранительных органов РФ.



     

    Возможно, будет полезно почитать: