Земельное право что. Государственная собственность на землю

Земельное право как отрасль права -

Понятие земельного права.

Земельное право - это самостоятельная и одна из основных отраслей российского права. Она призвана регулировать особую сферу общественных отношений по поводу использования и охраны земель, а также иных природных объектов. Традиционно понятие «земельное права» рассматривается в 3 аспектах.

Земельное право как отрасль права -

Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения, в целях обеспечения рационального использования и их охраны .Также как и в других отраслях права в земельном праве есть: особый предмет правового регулирования; специфика методов правового регулирования; кодифицированные источники правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.

Главным критерием обычно считается наличие специального, особого предмета правового регулирования. Экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности являются основным моментом, обусловливающим выделение сферы земельных отношений в качестве особого предмета правового регулирования. Земельное право имеет собственный предмет регулирования - общественные земельные отношения. При этом следует иметь в виду, что земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей. Тем не менее, в силу этого данные общественные отношения не перестают быть земельными отношениями, их природа и характер не меняются.

В земельном праве применяется особое сочетание методов правового регулирования, т.е. способов правового воздействия на участников земельных отношений, как отмечалось выше.

Земельное право обладает специальными кодифицированными источниками правового регулирования, а также обширным комплексом нормативных правовых актов, составляющих систему земельного законодательства. Возглавляет систему земельного законодательства Земельный кодекс РФ. Необходимость издания специального законодательного акта, который должен регулировать земельные отношения, имеет конституционную основу. Согласно ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в современный период в условиях формирования рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот.

Особенности земли, ее огромная роль в жизни общества отражают сущность земельных отношений. Характер, сама природа земельных отношений (отношений по поводу недвижимости) определяют публичный характер их регулирования.

Земельное право как наука. Наука земельного права - система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектам, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся в системе правового регулирования противоречия.

В развитии науки земельного права можно выделить несколько этапов. На первом этапе, который охватывает 1917г. - конец 30-х гг., наука советского земельного права занималась главным образом теоретическим анализом Декрета от 26 октября 1917г. «О земле» и земельного законодательства, развивавшего его основные положения. Затем центральное место заняло исследование проблем разработки и практики применения Земельного кодекса РСФСР (1922 г.) и первого общесоюзного земельного закона - Основных начал землепользования и землеустройства (1928 г.). Этим проблемам был посвящен ряд монографий и учебников 1 . В 30-е гг. наметилась тенденция замены земельного права земельно-колхозным правом в связи с коллективизацией сельского хозяйства.

В 1938 г. на Первом совещании научных работников права был поставлен и решен вопрос о выделении науки земельного права в самостоятельную область правовых наук. С этого момента начинается второй этап развития науки земельного права. В 1940 г. был издан учебник «Земельное право» 2 , в котором земельное право рассматривалось как самостоятельная отрасль права. После издания этого учебника в юридической литературе длительное время не было значительных работ по земельному праву. Монографическая разработка теоретических проблем земельного права возобновляется только в 50-е гг., когда были опубликованы фундаментальные работы Г.А. Аксененка «Право государственной собственности на землю в СССР» 3 и «Земельные правоотношения в СССР» 4 .

В 60-80-е гг. публикуются монографические работы по всем основным проблемам, исследуются вопросы правового режима отдельных категорий земель, создается теоретическая база для кодификации земельного законодательства. Безусловно, значительным достижением науки земельного права в эти годы является публикация трехтомного курса земельного права 5 .

Третий этап развития науки земельного права в нашей стране связан с началом экономических реформ, формированием рыночной экономики. В связи с установлением права частной собственности на землю, вовлечением земли в гражданский оборот потребовались переосмысление и пересмотр основных принципов и теоретических положений науки земельного права. В 1995 г. выходит в свет учебник «Земельное право России» под редакцией В.В. Петрова. Это был фактически первый в нашей стране учебник по земельному праву после начала экономических реформ. Началась активная разработка нового земельного законодательства применительно к условиям рыночной экономики. Г.А. Волковым, А.К. Голиченковым и О.М. Козырь был подготовлен и опубликован проект нового Земельного кодекса РФ 1 . Издаются работы, в которых анализируются современное состояние земельного законодательства 2 , вопросы права собственности на землю 3 и др. И.А. Ико-ницкая публикует монографическое исследование проблем земельного права 4 .

Точкой отсчета начала четвертого этапа развития науки земельного права следует считать 25 октября 2001 г. - дату принятия Земельного кодекса РФ, по-новому регулирующего земельные отношения в современных условиях, в разработке проекта которого участвовали Г.А. Волков, А.К. Голиченков и О.М. Козырь.

После принятия Земельного кодекса РФ появилось большое число комментариев к нему 5 , учебники по земельному праву 6 и комментарии к иным законодательным актам, регулирующим земельные отношения 7 , а также монографии 8 .



Земельное право как учебная дисциплина . В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись 1 . Так, в 1929 г. в связи с началом коллективизации сельского хозяйства вместо курса земельного права началось преподавание курса «земельно-колхозного права». Через десять лет преподавание курсов земельного и колхозного права было разделено. В конце 60-х гг. началось преподавание курса земельного права в «широком смысле», т.е. объединяющего все отрасли законодательства о природных ресурсах 2 , а с 1984 г. был введен общий курс «Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». Затем, с конца 80-х гг. земельное право преподавалось в рамках курса «Экологическое право». Начиная с 1992 г. земельное право преподается как самостоятельная дисциплина. В содержание курса земельного права включено изучение не только собственно земельного права, но и таких отраслей, как градостроительное, горное, водное и лесное право. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в широком смысле.

Во всех советских учебниках и литературе по земельному праву указывалось, что в нашей стране земельное право как самостоятельная отрасль возникло только после Октябрьской революции 1917 г. Считалось, что создание этой отрасли права было непосредственно связано с национализацией всей земли. Однако в действительности дело обстояло несколько иначе.
Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах, прежде всего европейских. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право как одна из важнейших отраслей права, основа всего феодального строя. Позднее наличие поземельного права, крестьянского земельного права признавалось российскими юристами еще до Октябрьской революции 1917 г."
Земельное право — одна из основных отраслей российского права. Она призвана регулировать особую сферу общественных отношений по поводу использования и охраны земель, определения условий создания зданий, строений и сооружений на земельных участках и их последующей эксплуатации.
Неразрывная взаимосвязь земли, иных природных и искусственно созданных объектов (объектов недвижимости) отчетливо проявляется в земельном, градостроительном законодательстве, законодательстве о природных ресурсах и иных отраслях. Тесная связь земельного, водного, лесного законодательства и законодательства о недрах всегда отмечалась в юридической науке. Эти отрасли развиваются в определенном органическом единстве, обусловленном тем, что предметы их правового регулирования касаются объектов, являющихся, как правило, частями окружающей природной среды.
Правовой режим земельных участков определяет возможность и условия возведения зданий и сооружений на них и их эксплуатации.
В некоторых случаях проявляется обратная взаимосвязь. Режим использования зданий, строений, сооружений, прочно связанных с землей, в свою очередь, обусловливает правовой режим земельных участков, установление ограничений на их использование. Аналогичная тенденция видна в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о государственном кадастре недвижимости и т. д. Законодательство о приватизации закрепляет принцип единовременной приватизации зданий, сооружений и земельного участка и др.
Итак, современное земельное право — это отрасль российского права, регулирующая земельные отношения по поводу использования и охраны земель, иных природных ресурсов, создания объектов недвижимости, земельные отношения, имеющие имущественный и организационный характер, а также земельные отношения по поводу передвижения людей.

Земельное право как отрасль права

В юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права по отдельным самостоятельным отраслям признаются следующие критерии: особый предмет правового регулирования; специфика методов правового регулирования; наличие кодифицированных источников правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.
Главным критерием обычно считается наличие специального, особого предмета правового регулирования как объективно существующего материального основания разграничения отраслей права. Экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности являются основным аспектом, обусловливающим выделение сферы земельных отношений в качестве особого предмета правового регулирования. Земельное право имеет собственный предмет регулирования — общественные земельные отношения.
В земельном праве применяется особое сочетание методов правового регулирования, т. е. способов правового воздействия на участников земельных отношений, как отмечалось выше.
Земельное право обладает специальными кодифицированными источниками правового регулирования, а также обширным комплексом нормативных правовых актов, составляющих систему земельного законодательства. Возглавляет систему земельного законодательства ЗК РФ. Необходимость издания специального законодательного акта, который должен регулировать земельные отношения, имеет конституционную основу. Согласно ст. 36 Конституции РФ условия и по рядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в условиях рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот. Обеспечение баланса публичных и частных интересов — одна из главных задач земельного права. В то же время особенности земли, ее огромная роль в жизни общества отражают преимущественно публичный характер регулирования земельных отношений.
Земельное право не относится ни к частному, ни к публичному праву. Такое подразделение системы права поддерживают главным образом представители науки гражданского права. Классификация национальных правовых систем на эти сферы является дискуссионной как в отечественной, так и в зарубежной юридической науке, в том числе в странах европейского континентального права. Правовые системы в странах общего права не подразделяются на сферы частного и публичного права.
Более того, по утверждению Г. А. Гаджиева, развитие частного права сопровождается усилением публично-правовых начал в сфере, обычно регулируемой гражданским правом. Особенно наглядно это проявляется применительно к таким традиционным частноправовым ценностям, как свобода договора и неприкосновенность частной собственности1.
Если мы признаем деление системы права на частное и публичное право, то отчетливо видим тенденцию дезинтеграции частного права, коррекции основных принципов его правовых институтов под воздействием норм иных отраслей права. Единственным критерием истины в этом вопросе может служить реальность, отраженная в содержании действующих правовых норм.

Земельное право как наука

Наука земельного права — система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся в системе правового регулирования противоречия.
В развитии науки земельного права можно выделить несколько этапов.
На первом этапе, который охватывает 1917 г. — конец 1930-х гг., наука советского земельного права занималась главным образом теоретическим анализом Декрета от 26 октября 1917 г. «О земле» и земельного законодательства, развивавшего его основные положения. Затем центральное место заняло исследование проблем разработки и практики применения ЗК РСФСР 1922 г. и первого общесоюзного земельного закона — Основных начал землепользования и землеустройства 1928 г. Этим проблемам был посвяшен ряд монографий и учебников. В 1930-е гг. наметилась тенденция замены земельного права земельно-колхозным правом в связи с коллективизацией сельского хозяйства.
В 1938 г. на Первом совещании научных работников права был поставлен и решен вопрос о выделении науки земельного права в самостоятельную отрасль правовых наук. С этого момента начался второй этап развития науки земельного права. В 1940 г. был издан учебник «Земельное право», в котором оно рассматривалось как самостоятельная отрасль. После издания этого учебника в юридической литературе длительное время не было значительных работ по земельному праву.
Признанным основоположником советского земельного права является член-корреспондент АН СССР Г. А. Аксененок. Монографическая разработка теоретических проблем земельного права возобновляется только в 1950-е гг., когда были опубликованы фундаментальные работы Г. А. Аксененка «Право государственной собственности на землю в СССР» и «Земельные правоотношения в СССР».
В 1960—1980-е гг. были опубликованы монографические работы по всем основным проблемам, исследованы вопросы правового режима отдельных категорий земель, создана теоретическая база для кодификации земельного законодательства. Большой вклад в развитие науки земельного права внес Н. И. Краснов. Под его редакцией был издан ряд учебников. Безусловно, значительным достижением науки земельного права явилась публикация трехтомного курса земельного права.
Третий этап развития науки земельного права в нашей стране связан с началом экономических реформ, формированием рыночной экономики. В связи с установлением права частной собственности на землю, с вовлечением земли в гражданский оборот потребовались переосмысление и пересмотр основных принципов и теоретических положений науки земельного права. Издавались работы, в которых анализировались современное состояние земельного законодательства, вопросы права собственности на землю, проблемы земельного права.
Точкой отсчета начала четвертого этапа развития науки земельного права следует считать 25 октября 2001 г. — дату принятия ЗК РФ, по-новому регулирующего земельные отношения в современных условиях. После принятия Кодекса появились большое число комментариев к нему, учебники по земельному праву, комментарии к иным законодательным актам, регулирующим земельные отношения, а также монографий.

Земельное право как учебная дисциплина

В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись.
Так, в 1929 г. в связи с началом коллективизации сельского хозяйства вместо курса «Земельное право» началось преподавание курса «Земельно-колхозное право». Через 10 лет преподавание курсов земельного и колхозного права было разделено. В конце 1960-х гг. началось преподавание курса земельного права в «широком смысле»,
т. е. объединяющего все отрасли законодательства о природных ресурсах, а с 1984 г. был введен общий курс «Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». С конца 1980-х гг. земельное право преподавалось в рамках курса «Экологическое право».
Начиная с 1992 г. земельное право преподается как самостоятельная дисциплина. В содержание курса земельного права включено изучение не только собственно земельного права, но и таких отраслей, как градостроительное, горное, водное и лесное право. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в широком смысле.

Понятие земельного права. Во всех советских учебниках и литературе по земельному праву указывалось, что в нашей стране земельное право как самостоятельная отрасль возникло только после Октябрьской революции 1917 г. Считалось, что создание этой отрасли права было непосредственно связано с национализацией всей земли. Однако в действительности дело обстояло несколько иначе.

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах, прежде всего европейских. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право как одна из важнейших отраслей права, основа всего феодального строя. Позднее наличие поземельного права, крестьянского земельного права признавалось российскими юристами еше до Октябрьской революции 1917г.

Земельное право - одна из основных отраслей российского права. Она призвана регулировать особую сферу общественных отношений по поводу использования и охраны земель, определения условий создания зданий, строений и сооружений на земельных участках и их последующей эксплуатации.

Неразрывная взаимосвязь земли, иных природных и искусственно созданных объектов (объектов недвижимости) отчетливо проявляется в земельном, градостроительном законодательстве, законодательстве о природных ресурсах и иных отраслях. Тесная связь земельного, водного, лесного законодательства и законодательства о недрах всегда отмечалась в юридической науке. Эти отрасли развиваются в определенном органическом единстве, обусловленном тем, что предметы их правового регулирования касаются объектов, являющихся, как правило, частями окружающей природной среды.

Правовой режим земельных участков определяет возможность и условия возведения зданий и сооружений на них и их эксплуатации.

В некоторых случаях проявляется обратная взаимосвязь. Режим использования зданий, строений, сооружений, прочно связанных с землей, в свою очередь, обусловливает правовой режим земельных участков, установление ограничений на их использование. Аналогичная тенденция видна в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о государственном кадастре недвижимости и т. д. Законодательство о приватизации закрепляет принцип единовременной приватизации зданий, сооружений и земельного участка и др.

Итак, современное земельное право - это отрасль российского права, регулирующая земельные отношения по поводу использования и охраны земель, иных природных ресурсов, созданиия объектов недвижимости, земельные отношения, имеющие имущественный и организационный характер, а также земельные отношения по поводу передвижения людей.

Земельное право как отрасль права. В юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права по отдельным самостоятельным отраслям признаются следующие критерии", особый предмет правового регулирования; специфика методов правового регулирования; наличие кодифицированных источников правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.

Главным критерием обычно считается наличие специального, особого предмета правового регулирования как объективно существующего материального основания разграничения отраслей права. Экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности являются основным аспектом, обусловливающим выделение сферы земельных отношений в качестве особого предмета правового регулирования. Земельное право имеет собственный предмет регулирования - общественные земельные отношения.

В земельном праве применяется особое сочетание методов правового регулирования, т. е. способов правового воздействия на участников земельных отношений, как отмечалось выше.

Земельное право обладает специальными кодифицированными источниками правового регулирования, а также обширным комплексом нормативных правовых актов, составляющих систему земельного законодательства. Возглавляет систему земельного законодательства ЗК РФ. Необходимость издания специального законодательного акта, который должен регулировать земельные отношения, имеет конституционную основу. Согласно ст. 36 Конституции РФ условия и по-рядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли отражает заинтересованность общества в обеспечении рационального использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально в условиях рыночной экономики, вовлечения земли в гражданский оборот. Обеспечение баланса публичных и частных интересов - одна из главных задач земельного права. В то же время особенности земли, ее огромная роль в жизни общества отражают преимущественно публичный характер регулирования земельных отношений.

Земельное право не относится ни к частному, ни к публичному праву. Такое подразделение системы права поддерживают главным образом представители науки гражданского права. Классификация национальных правовых систем на эти сферы является дискуссионной как в отечественной, так и в зарубежной юридической науке, в том числе в странах европейского континентального права. Правовые системы в странах общего права не подразделяются на сферы частного и публичного права.

Более того, по утверждению Г. А. Гаджиева, развитие частного права сопровождается усилением публично-правовых начал в сфере, обычно регулируемой гражданским правом. Особенно наглядно это проявляется применительно к таким традиционным частноправовым ценностям, как свобода договора и неприкосновенность частной собственности .

Если мы признаем деление системы права на частное и публичное право, то отчетливо видим тенденцию дезинтеграции частного права, коррекции основных принципов его правовых институтов под воздействием норм иных отраслей права. Единственным критерием истины в этом вопросе может служить реальность, отраженная в содержании действующих правовых норм.

Земельное право как наука. Наука земельного права - система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся в системе правового регулирования противоречия.

В развитии науки земельного права можно выделить несколько этапов.

На первом этапе, который охватывает 1917 г. - конец 1930-х гг., наука советского земельного права занималась главным образом теоретическим анализом Декрета от 26 октября 1917 г. «О земле» и земельного законодательства, развивавшего его основные положения. Затем центральное место заняло исследование проблем разработки и практики применения ЗК РСФСР 1922 г. и первого общесоюзного земельного закона - Основных начал землепользования и землеустройства 1928 г. Этим проблемам был посвящен ряд монографий и учебников 1 . В 1930-е гг. наметилась тенденция замены земельного права земельно-колхозным правом в связи с коллективизацией сельского хозяйства.

В 1938 г. на Первом совещании научных работников права был поставлен и решен вопрос о выделении науки земельного права в самостоятельную отрасль правовых наук 1 . С этого момента начался второй этап развития науки земельного права. В 1940 г. был издан учебник «Земельное право» , в котором оно рассматривалось как самостоятельная отрасль. После издания этого учебника в юридической литературе длительное время не было значительных работ по земельному праву.

Признанным основоположником советского земельного права является член-корреспондент АН СССР Г. А. Аксененок. Монографическая разработка теоретических проблем земельного права возобновляется только в 1950-е гг., когда были опубликованы фундаментальные работы Г. А. Аксененка «Право государственной собственности на землю в СССР» и «Земельные правоотношения в СССР» .

В 1960-1980-е гг. были опубликованы монографические работы по всем основным проблемам, исследованы вопросы правового режима отдельных категорий земель, создана теоретическая база для кодификации земельного законодательства. Большой вклад в развитие науки земельного права внес Н. И. Краснов . Под его редакцией был издан ряд учебников. Безусловно, значительным достижением науки земельного права явилась публикация трехтомного курса земельного права 1 .

Третий этап развития науки земельного права в нашей стране связан с началом экономических реформ, формированием рыночной экономики. В связи с установлением права частной собственности на землю, с вовлечением земли в гражданский оборот потребовались переосмысление и пересмотр основных принципов и теоретических положений науки земельного права. Издавались работы, в которых анализировались современное состояние земельного законодательства , вопросы права собственности на землю , проблемы земельного права .

Точкой отсчета начала четвертого этапа развития науки земельного права следует считать 25 октября 2001 г. - дату принятия ЗК РФ, по-новому регулирующего земельные отношения в современных условиях. После принятия Кодекса появились большое число комментариев к нему, учебники по земельному праву, комментарии к иным законодательным актам, регулирующим земельные отношения, а также монографий.

Земельное право как учебная дисциплина. В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись .

Так, в 1929 г. в связи с началом коллективизации сельского хозяйства вместо курса «Земельное право» началось преподавание курса «Земельно-колхозное право». Через 10 лет преподавание курсов земельного и колхозного права было разделено. В конце 1960-х гг. началось преподавание курса земельного права в «широком смысле», т. е. объединяющего все отрасли законодательства о природных ресурсах , а с 1984 г. был введен общий курс «Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды». С конца 1980-х гг. земельное право преподавалось в рамках курса «Экологическое право».

Начиная с 1992 г. земельное право преподается как самостоятельная дисциплина. В содержание курса земельного права включено изучение не только собственно земельного права, но и таких отраслей, как градостроительное, горное, водное и лесное право. Земельное право как учебная дисциплина рассматривается в широком смысле.

Система земельного права. Под системой земельного права понимается совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы этой отрасли определяются объективными закономерностями и субъективными факторами, оказывающими влияние на развитие земельного законодательства. Они обусловливают характер классификации нормативного материала по соответствующим правовым институтам.

Общая часть земельного права включает институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей системы отрасли значение. Эти правовые институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части. Правовые институты особенной части подчинены институтам общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от целевого назначения земель. Нормы институтов особенной части закрепляют правовой режим соответствующих категорий земель.

Общая часть земельного права состоит из следующих правовых институтов:

система прав на землю;

управление в сфере использования и охраны земель;

правовая охрана земель;

правовое регулирование платы за землю;

ответственность за нарушения земельного законодательства.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель в зависимости от их целевого назначения.

Так, выделяются правовые институты, регулирующие правовой режим земель:

сельскохозяйственного назначения;

населенных пунктов;

промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

особо охраняемых территорий и объектов;

лесного фонда;

водного фонда;

Правовой режим ряда категорий земель определяется не только нормами земельного права. Так, правовой режим земель населенных пунктов, кроме земельного права, регулируется градостроительным правом; правовой режим земель промышленности, энергетики и т. д. - в определенной мере горным правом; земель лесного фонда соответственно - лесным правом; земель водного фонда - водным правом.

ВВЕДЕНИЕ

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения Кодекс именуем земельными (п.1 ст. 3 ЗК РФ). В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации. В ней сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Земельное право – это отрасль права, объектом регулирования которой являются земельные отношения. Задачи земельного права раскрываются через определение сферы действия регулируемой данной отраслью права общественных отношений. Данные отношения определены в статье 3 Земельного кодекса РФ «Отношения, регулируемые земельным законодательством»:

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами». Для раскрытия вопроса о самостоятельности земельного права необходимо рассмотреть его сходство и отличие с другими отраслями. Поскольку самостоятельность той или иной отрасли права в целом определяют три элемента - предмет, метод правового регулирования и нормативно-правовая база, - то и соотносить отрасли права следует прежде всего по этим элементам. Необходимо учитывать и то, что все отрасли российской правовой системы теснейшим образом взаимосвязаны и порой весьма трудно провести между ними четкую границу. Последнее замечание особенно актуально для земельного права, т.к. реформирование социально-экономического, политического строя Российской Федерации определило появление абсолютно новых подходов к вопросу о месте земельного права в системе права России.

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права (как, впрочем, и всех иных отраслей). В ряде случаев оно регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это отношения по государственному и общественному устройству, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер.

Конституция РФ устанавливает руководящие начала земельной политики государства и его образований. Положения Конституции РФ являются общеобязательными правилами поведения, имеющими прямое действие, и важнейшее значение для земельного права имеют следующие нормы. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Развивая это конституционное положение, земельное законодательство содержит нормы, определяющие особый порядок изъятия и предоставления земель; регулирующие охрану и воспроизводство земель.

В настоящее время в Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах. Право граждан и их объединений иметь в собственности землю относится к конституционным правам и свободам человека и гражданина (ст. 35). Как известно, положения главы Конституции РФ, устанавливающей права и свободы человека и гражданина, могут быть пересмотрены лишь Конституционным собранием, что является гарантией неизменности частной собственности на землю.

Большое значение для земельного права имеют также нормы, закрепляющие, что такие вопросы, как земельное законодательство, разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), а условия и порядок пользования землей должны определяться на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

Административное право является «управленческим», поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельным фондом Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия. Но «управленческие» отношения, регулируемые земельным правом, и административные отношения имеют и отличия. Предметом административного права являются общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В отличие от административного земельное право определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны земель, а также специфических функций управления земельными ресурсами (землеустройство, учет земель и др.).

До издания Президентом РФ Указа «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и принятия Гражданского кодекса РФ вопрос о соотношении земельного права и гражданского права не вызывал существенных разногласий у цивилистов и аграрников, поскольку Гражданские кодексы РСФСР (1922 и 1964 гг.) прямо определяли, что земельные отношения должны регулироваться особым законодательством. С формированием нового гражданского законодательства, особенно с включением в ГК РФ главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», появилась позиция о поглощении земельного права правом гражданским .

Действительно, с введением многообразия форм собственности на землю, объявлением земельных участков недвижимостью и включением земли в рыночный оборот характер правового регулирования земельных отношений существенным образом изменился, хотя и нельзя признать земельное право отраслью частного права. Как писал О.А. Хауке еще в 1914 году, «резкое противостояние частного и публичного права чуждо русскому крестьянскому праву (крестьянское земельное право - своеобразная отрасль права, содержание которой составляют нормы о крестьянском землевладений и управлении. - Е.Б.). В последнем имеются чисто частноправовые и чисто публично-правовые институты, но, в общем, оно характеризуется тесным единением, слиянием институтов обоего рода». Приведенное высказывание в полной мере применимо и к современному земельному праву, которое представляет собой частнопубличную отрасль права.

Если обратиться к предметам обоих отраслей права, то можно заметить их точки соприкосновения. Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Предмет земельного права составляют имущественные и неимущественные общественные отношения, складывающиеся в области государственного управления, использования и охраны земель.

Таким образом, наибольшее соприкосновение земельное и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения). В то же время в основе гражданского и земельного права лежит различный подход к земле. Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее - земельные участки как недвижимость.

Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства. Соответственно, как справедливо заметил Н.И. Краснов, гражданское и земельное право базируются на разных принципах правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли. Эти отличия в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности на землю . Основываясь на конституционной норме об использовании и охране в Российской Федерации земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ряд имущественных земельных отношений регулируют императивным методом (в частности, использование земельного участка должно осуществляться в строгом соответствии с его целевым назначением и нарушение указанного требования влечет установленные законом неблагоприятные последствия). Такое положение связано с тем, что «земля, кому бы она ни принадлежала, остается национальным достоянием и при ее использовании должны учитываться социальные, общественные интересы» .

И гражданское и земельное право имеют достаточно развитую нормативно-правовую базу. Земельное законодательство представлено Земельным кодексом РФ и значительным количеством нормативных актов, специально направленных на регулирование земельных отношений (ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 16 июля 1998 г. «О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и др.). Центральным и основным законодательным актом гражданского права является ГК РФ, который содержит достаточно много норм, касающихся земли (см. ст. 130, 131, ч. 3 ст. 209, ст. 216, гл. 16, гл. 17). Конечно, гражданское законодательство содержит и общие нормы, которые имеют непосредственное значение для земельного права: понятие сделки, договора, условия их недействительности, порядок заключения и расторжения договора, нормы о правосубъектности физических и юридических лиц, о содержании права собственности, защите прав собственников и владельцев и др. В ГК РФ имеется немало отсылок к земельному законодательству. В частности, толь ко земельное законодательство может разрешать оборот земли (п 3 ст. 129), а соответственно и закрепить категории земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 1 ст. 260), устанавливать основания и порядок приобретения гражданами земельных участков в пожизненное наследуемое владение (ст. 265), определять органы, уполномоченные принимать решение в случае нарушения норм земельного законодательства об изъятии земельного участка, а также процедуру заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях (ст. 286). В то же время нельзя не заметить, что некоторые нормы, включенные в ГК РФ, являются по своей природе земельно-правовыми. Это, например, основания и процедура изъятия земельного участка (ввиду его ненадлежащего использования или для государственных, муниципальных нужд).

Земельное законодательство находится в теснейшей связи с другими отраслями законодательства, регулирующими использование и охрану иных природных объектов (лесов, вод, недр). Лес, вода, недра неразрывны с земной поверхностью, которая является вместилищем этих природных ресурсов, поэтому использование последних, как правило, связано и с использованием земли. Такие взаимодействие и зависимость позволили некоторым авторам выделить земельное право и родственные с ним отрасли (горное, лесное и водное) в качестве самостоятельной группы в правовой системе - семьи отраслей аграрно-правового цикла . Земельное, лесное, водное, горное законодательство имеют схожие принципы, единство целей правового регулирования. Земельное, лесное, водное, горное законодательство призваны обеспечить наиболее рациональное и эффективное использование природных ресурсов в интересах отдельного человека, государства и общества в целом. С другой стороны, необходимость учета специфики каждого природного объекта, осуществления более глубокого и полного регулирования земельных, лесных, водных и горных отношений определяет дифференциацию их правового регулирования и наличие отдельных кодифицированных актов: Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ и Закона «О недрах». Предметом регулирования лесного законодательства являются лесные отношения, т.е. общественные отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Лес существует лишь на земной поверхности, следовательно, использование и охрана леса одновременно означают использование и охрану соответствующих земель. Не случайно в соответствии с ч. 2 ст. 5 Лесного кодекса РФ отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством РФ. Лес и земля биологически едины, поэтому лесной фонд как объект лесных отношений определяется через понятие лесных и нелесных земель, а границы лесного фонда устанавливаются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (см. ст. 7 Лесного кодекса РФ). В целом же земельное и лесное законодательство характеризуются с одной стороны - взаимопроникновением, с другой - различием в предмете правового регулирования (земельные и лесные отношения соответственно).

Водное законодательство регулирует общественные отношения в области использования и охраны водных объектов (см. ст. 3, 5 Водного кодекса РФ). Отношения по поводу обособленных водных объектов (т.е. небольших по площади и непроточных искусственных водоемов, не имеющих гидравлической связи с другими поверхностными объектами) регулируются водным законодательством лишь в той мере, в которой данные отношения не урегулированы гражданским и земельным законодательством РФ (ст. 5 Водного кодекса РФ). Таким образом, водное законодательство имеет отличный от земельного права предмет правового воздействия. В то же время земельные и водные отношения тесно переплетены и взаимообусловлены. Отношения по поводу земли регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов; в свою очередь, земельное законодательство регулирует водные отношения в пределах, необходимых для обеспечения рациональной эксплуатации и охраны земель.

Предметом правового воздействия горного законодательства являются общественные отношения по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Наиболее ярко связь земельного и горного законодательства прослеживается на примере отношений по предоставлению и использованию горного отвода (геометризированного блока недр). Получение права на горный отвод автоматически не влечет возникновения права на земельный участок, необходимый для использования горного отвода. На основании горноотводного акта пользователь недрами вправе поставить вопрос о выделении ему соответствующего земельного участка. Нормы же о предоставлении и дальнейшем использовании земельных участков для добычи полезных ископаемых содержатся как в Земельном кодексе РФ, так и в Законе «О недрах».

В соответствии со ст. 3 ЗК РФ к земельным отношениям нормы законодательства о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей природной среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земельное право - самостоятельная отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих: отношения по использованию и охране земли как природного ресурса; условия и средства производства в целях организации рационального использования и охраны земли; улучшение и воспроизводство плодородия почв; охрану прав и законных интересов субъектов земельных отношений.

Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль права в российской правовой системе:

Исходит из множественности субъектов права собственности на землю и видов прав на земельные участки;

Регулирует поведение субъектов земельных правоотношений;

Устанавливает порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель;

Защищает конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с использованием участков во всех сферах жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что земельное законодательство, которое совсем недавно вступило в действие наконец-то урегулировало многие спорные вопросы в этой сфере. Теперь оно отражает потребности общества на сегодняшний день, регулируя отношения по пользованию и владению землей, её охраной и защитой.

Установлены правовые режимы относительно каждой категории земли. Законодательство о земле в Российской Федерации соответствует общемировым требованиям, предъявляемым к законодательству, регулирующему отношению в этой отрасли.

Остается надеяться, что действие нового земельного законодательства принесет пользу российскому обществу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земельный кодекс Российской Федерации

2. Лесной кодекс Российской Федерации

3. Гражданский кодекс Российской Федерации

4. Федеральный закон от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"

5. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

7. Краснов И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2005

8. Краснов Н.И. О соотношении земельного права при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 2005. № 7. С. 55.

9. Чубуков Г.В. Земельное право России. – М.: Экзамен, 2006

10. Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2005. № 4. С. 33.

11. Еренов А.Е., Мухитдинов Н.В., Ильяшенко Л.В. Предмет и система советского земельного права.

См.: Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Фе­дерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 2004. № 1. С. 26; Гражданское право: Учебник. Ч. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004 С. 14 (авт. - Н.Д. Егоров); Брагинский М.И. О месте гражданского права в системе «право публичное - право частное» / Проблемы современного гражданс­кого права: Сб. статей. М., 2005.

См.: Краснов Н.И. О соотношении земельного права при переходе к рыночной эконо­мике // Государство и право. 2005. № 7. С. 55.

Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Госу­дарство и право. 2005. № 4. С. 33.

См.: Еренов А.Е., Мухитдинов Н.В., Ильяшенко Л.В. Предмет и система советского зе­мельного права. С. 156-159.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране земельных ресурсов.

Предмет З.п. - общественные земельные отношения, которые складываются, изменяются под влиянием намерений и волеизъявления людей.

З.п. регулирует отношения по поводу земли, в отношении которой установлен определенный правовой режим, с учетом выполняемых социальных, хозяйственных и иных функций. Земля выступает в качестве ограниченного территориального базиса - как место расположения, размещения людей, жилья, производства, железных и автомобильных дорог, космодромов, аэродромов и иных сооружений. Социальная функция выражается в "том, что земля, равно как и другие природные ресурсы (ее недра, воды, растительный и животный мир), - основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Экологическая функция выражается в том, что земля выступает средством жизнеобеспечения различного рода живых организмов, необходимой основой и стимулятором роста растений, представляет собой неотъемлемую часть единой глобальной экологической системы. Земля может выступать самостоятельным объектом права собственности, вещных и иных прав государства, юридических лиц, отдельных граждан. Экономико-производственная функция заключается в использовании ее как ничем не заменимого средства производства в сельском, лесном хозяйстве. Как объект хозяйствования (хозяйственный объект) она участвует не только в чисто земельных отношениях, но и в отношениях, регулируемых лесным, правом, (лесовосстановле-ние, защита и охрана лесов, организация рационального использования земель лесного фонда), гражданским правом (купля-продажа , дарение , мена , залог , наследование, аренда и т.п.), а также

трудовым и аграрным правом (организация деятельности сельскохозяйственных предприятий).

Совокупность земельных общественных отношений, выступающих предметом З.п., включает: а) отношения по поводу собственности, вещных и иных прав граждан и юридических лиц на землю (земельные участки); б) управленческие отношения, возникающие в сфере осуществления государством и уполномоченными им органами государственного контроля, учета земель и регистрации землепользования,земельного кадастра, землеустройства, земельного мониторинга и т. п.; в) до говорные земельные отношения, возникающие по поводу разнообразных сделок с землей: г) земельно-процессуальные отношения (земельный процесс); д) отношения по консервации, деградации земельных территорий (по созданию особо охраняемых территорий, природных комплексов); е) отношения, возникающие в сфере восстановления и улучшения плодородия почв, охраны земель от ветровой и водной эрозии и т.п.;

ж) охранительные земельные отношения, связанные с применением мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

Система З.п. представляет собой внутреннюю структуру построения отрасли, порядок и четкую последовательность расположения ее правовых институтов. Общая часть З.п. объединяет:

а) общие положения З.п.; б) право собственности, вещные и иные права на землю; в) управление земельными ресурсами; г) право землепользования; д) земельный процесс; е) правовая охрана земель; ж) юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В особенной части З.п. устанавливаются правовые режимы: а) земель сельскохозяйственного назначения\", земель населенных пунктов, т.е. расположенных в пределах черты поселений;

б) земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения (к ним относятся земли, отведенные в установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач); в) земель природоохранного, при-родно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (к ним в первую очередь относятся земли особо охраняемых природных территорий); г) земель лесного фонда, т.е. покрытых лесом (лесной растительностью) и не покрытых ею, но предназначенных для ее восстановления, нужд лесного хозяйства и лесной промышленности; д) земель водного фонда, т.е. занятых водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон),гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земель, выделенных под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов; е) земель запаса, т.е. не предоставленных в собственность, владение,пользование и аренду.

Для З.п. последних лет характерен метод экологизации, выражающий возрастающее влияние экологии, закрепляющий в земельно-правовых нормах требования по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, экологических принципов и нормативов в использовании земель, защите ее от негативных последствий производственной и иной деятельности. Господствовавший ранее в советском З.п. императивный метод, который четко устанавливал границы возможного и должного поведения субъектов земельных отношений в виде конкретных предписаний,ограничений,запретов, разрешений, в условиях перехода к рыночных отношениям и созданию многоукладной экономики все более уступает место диспозитивному методу регулирования. Последний предполагает возможность выбора собственного усмотрения участников земельных общественных отношений. Отказ государства от монополии на собственность и вовлечение ее в сферу товарооборота расширил рамки правовых дозволений в современных условиях. Если ранее предприятия, учреждения, организации и граждане имели право получить земельный участок только во владение и пользование (и то с ограниченными правами), то теперь они могут приобрести его на праве собственности и определять его юридическую судьбу - продать,сдать в аренду, подарить, сдать под залог, завещать и т.п. В связи с расширением хозяйственной самостоятельности субъектов земельных отношений наибольшее значение получили методы рекомендаций, акционирования, делегирования (т.е. передачи определенной части правомочий, к примеру по поводу осуществления внутрихозяйственного самоконтроля, учета земель, самим собственникам земельного участка, арендаторам, а также местным органам самоуправления). В пользу диспозитивного метода свидетельствует не только переход к договорным отношениям по поводу земли как составной части недвижимого имущества, но и новый, более демократичный процессуальный порядок рассмотрения земельных споров. Если в условиях прежнего режима основная масса земельных споров разрешалась административно-командным способом, то в нынешних на его смену приходит судебно-ар-битражный порядок рассмотрения земельных споров..

С методом тесно соприкасаются и принципы З.п.: а) приоритет экологического благополучия граждан при использовании и охране земель; б) принцип всемерной охраны и рационального использования земель и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; в) принцип разнообразия форм собственности и равновеликой защиты всех форм собственности;

г) принцип многообразия субъектов государственного регулирования земельных отношений.

Многие принципы З.п. содержатся в нормах земельного и экологического законодательства: а) принцип программирования и прогнозирования землепользования и охраны земель; б) принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования; в) принцип целевого характера землепользования; г) принцип платности землепользования: д) принцип государственного контроля за соблюдением земельного законодательства; е) принцип лицензирования землепользования.

Под источниками З.п. понимается совокупность земельно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные отношения.

Гусев Р.К.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Земельное право - (англ. land law) отрасль права, нормы которой регулируют земельные отношения в целях обеспечения научно обоснованного, рационального и результативного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования,… … Энциклопедия права

    Комплексная отрасль права, регулирующая отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами, а также по их охране и рациональному использованию. Ядро З.п. образуют нормы гражданского права; важную роль в нем играют также нормы… … Юридический словарь

    ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, отрасль права, регулирующая земельные отношения (землепользование, правовой режим отдельных категорий земель, землеустройство и т.д.) … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Отрасль права, регулирующая земельные отношения (отношения землепользования, правовой режим отдельных категорий земель, землеустройство и др.). В ходе проведения земельной реформы в Российской Федерации в 1991 были приняты законы: о земельной… … Политология. Словарь.

    Земельное право - отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли. Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и… … Элементарные начала общей теории права

    Земельное право - ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, отрасль права, регулирующая земельные отношения (землепользование, правовой режим отдельных категорий земель, землеустройство и т.д.). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая земельные отношения в целях рационального использования земель, повышения эффективности их использования, охраны прав социалистических организаций и граждан как… … Большая советская энциклопедия

    Отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным… … Википедия



 

Возможно, будет полезно почитать: