Содержание норм международного публичного права. Основные принципы международного публичного права

Как и любая отрасль, международное публичное право играет ключевую роль в регулировании общественных отношений. Но в отличие от «внутренних», данная система направлена на регулирование вопросов международного характера.

Понятие международного публичного права .

Правоведы характеризуют любую отрасль права по трем основным признакам: метод и предмет регулирования, а также и совокупность норм, на основе которых определяются первые два признака.

Под предметом рассматриваемой отрасли права понимаются правовые отношения, устанавливающиеся между государствами, народами и нациями, борющимися за самоопределение, государственными образованиями, При этом круг решаемых вопросов ограничивается строго оговоренными в межгосударственных договорах проблемами, выходящими за пределы компетенции и территории конкретной страны.

Международное публичное право обладает особым методом регулирования отношений субъектов данной отрасли - императивным. Объяснятся это тем, что договаривающиеся стороны всегда обсуждают только те вопросы, разрешение которых не может носить дуалистический характер. Ярким примером может служить Киотский протокол 1998 г., на основании которого страны установили нормы по спасению экосистем, обязательные для исполнения всеми странами, являющимися сторонами Конвенции и Протокола.

Международное публичное право характеризуется двумя видами правовых норм , на основе которых в основном может осуществляться регулирование проблем этой отрасли права: договорные и внедоговорные. К договорным традиционно относят те нормы, которые были закреплены в межгосударственных соглашениях, имеющих универсальный локальный (Маастрихтский договор 1992) или двусторонний характер В свою очередь, внедоговорные представлены обычаями, которые возникли и применяются в практике поведения стран между собой. Как правило, договорные правовые нормы становятся обязательными для сторон только в том случае, если они прошли ратификацию в установленном законом и/или Конституцией страны порядке. Относительно обычных норм следует сказать, что они являются необязательными для исполнения. Однако в последнее время отмечается процесс их письменного закрепления и ратификации.

Исходя из представленных характеристик, определяем:

Международное публичное право - это объединение обычных и договорных норм, регулирующих проблемы и взаимоотношения между странами, государственными образованиями, нациями, борющимися за самоопределение, и межправительственными организациями и являющихся обязательными для всех сторон, подтвердивших их легитимность в установленном законом порядке .

Международное публичное и точки расхождения .

Как и во внутреннем праве, в международном разные по характеру субъектов отношения регулируют особые правовые институты. Они и складываются в международное публичное и (далее по тексту МЧП). Несмотря на то, что обе отрасли регулируют проблемы, связанные с участием представителями разных государств, расхождение между ними значительно.

В первую очередь, само понятие международного публичного права ограничивает список своих субъектов: государства, межправительственные организации, государственные образования, а также нации, борющиеся за самоопределение. В отличие от вышеуказанного, МЧП расширяет список участниками частноправовых отношений, например физическими лицами и/или акционерными обществами.

Во-вторых, отличаются отрасли и предметом регулирования. МЧП направлено на регулирование проблем частноправового характера. В отличие от него, международное публичное право направлено на рассмотрение вопросов административного, публичного, характера.

В-третьих, отличается метод Императивность регулирования характерна в основном для публичного направления международного права. МЧП, напротив, предоставляет своим субъектам определенные модели поведения и позволяет участникам выбирать наиболее приемлемый вариант для конкретной ситуации.

В-четвертых, основы регулирования действий участников МЧП, в большинстве случаев, устанавливаются международным публичным правом, за исключением И именно поэтому зачастую некоторые правоведы исключают из определения «международное публичное право» характеристику «публичное», относя частное право к разделу международного публичного.

Конспект лекций по дисциплине "Международное публичное право"

Между-народное право - это совокупность и система норм, регулирующих международные отношения.

Таким образом, сущность международного права состоит в том, что оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между-народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар-ственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независи-мость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами междуна-родных отношений - государствами. Собственно говоря, междуна-родное право складывалось и развивалось (до самого недавнего вре-мени) исключительно как межгосударственное.

Что касается отношений между государствами и народами, борю-щимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгсгсударства» и отношения с ними - это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государ-ства будут созданы.

Однако международное право регулирует и отношения немежго-сударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвы-чайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входяццкво внут-реннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов госу-дарств.

Международными немежгосударственными являются отноше-ния:

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами- с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Международное право выступает как совокупность составляющих его элементов - международно-правовых норм. Между его нормами явно существуют определенные отношения и связи, вне которых от-дельные нормы не могут действовать и применяться.

Международно-правовые нормы благодаря указанным и иным свя-зям между ними составляют единое целое - международно-правовую систему, международное право и в результате могут толковаться и при-меняться лишь с учетом их взаимосвязи со всеми другими или, по крайней мере, с некоторыми другими его нормами.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных дого-воров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны; защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права.

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере ис-пытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения. О систематических международных отношениях рабо-владельческих государств можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры.

Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. пер-воначально международные отношения и регулирующие их нормы раз-вивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгей-ского и Средиземного морей.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычноправовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся инсти-тутах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностран-цев; образования межгосударственных союзов.

Период от падения Римской империи до Вестфальского мира связан с развитием международных отношений фео-дальных государств в процессе их образования, преодоления раздроб-ленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

Период истории международного права от Вестфальского мира до Гаагских конференций мира связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых прин-ципов и норм международного права, основанных на концепциях есте-ственного права. Побудительным мотивом этого явилось провозглаше-ние естественно-правовых идей в актах французской революции конца XVIII в. В них феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, свойст-венные взаимоотношениям между людьми.

Период от Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права связан с рядом событий и факторов, оказавших влия-ние на развитие и содержание международного права. В их числе Пер-вая мировая война, в результате которой победители - страны Антанты - серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип «открытых дверей» в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статус которой содержал обязательства ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третей-скому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, т.е. не запрещал войну. Лига Наций не приняла эффек-тивных мер в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935- 1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского дого-вора и Локарнских договоров 1925 г., которые гарантировали непри-косновенность границ между Германией, Бельгией и Францией, но оставляли Германии возможность «дороги на Восток». «Умиротворе-ние» Германии привело в 1938 г. к заключению пресловутого Мюнхен-ского соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией, открывшего дорогу новым агрессивным устремлениям фа-шистских Германии и Италии.

Субъекты международного права - это стороны международных правоотношений, наделенные нормами международ-ного права субъективными правами и субъективными обязательст-вами.

При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

На протяжении многовековой истории международного права го-сударства были единственными субъектами международных правоот-ношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государства-ми, а также взаимоотношения государств с международными органи-зациями и другими международными институциями. Государства - основные субъекты международного права и основные реальные участ-ники международных правоотношений, поскольку им необходимо по-стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи-зациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные инсти-туции, именуемые международными органами. Это, в частности, меж-дународные суды и международные арбитражи, следственные, прими-рительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международ-но-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего между-народного права.

Некоторые такие международные органы, например Междуна-родный Суд ООН, представляют собой органы универсального ха-рактера, поскольку они созданы международным сообществом госу-дарств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многосторон-него).

Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответст-вии с одним из основных принципов современного международного права - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право сво-бодно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное разви-тие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следователь-но, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами. Подробнее о термине-понятии «народ» и об условиях реализации народами права на самоопределение будет сказано в главе об основных принципах современного международного права.

В своих взаимоотношениях государства взаимно обязываются (главным образом в силу международных дого-воров) соблюдать в своем внутреннем порядке или правопорядке оп-ределенные права иностранных физических и юридических лиц, основ-ные права и свободы всех находящихся на их территории индивидов, также определенные права общественных (неправительственных) организаций, в частности профсоюзов.

Нормы международного права можно классифицировать по следующим критериям:

1) по сфере действия - универсальные, региональные и партикулярные. Универсальные нормы действуют в глобальных масштабах и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Примерами универсальных норм основные общепризнанные принципы международного права, положения таких универсальных многосторонних договоров, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и др.. Региональные нормы регулируют

отношения в пределах определенного географического региона между государствами, расположенными в нем. Партикулярные нормы регулируют отношения государств независимо от географического региона. В большинстве случаев они содержатся в двусторонних соглашениях;

2) по юридической силе - императивные и диспозитивные. Императивные нормы регулируют важнейшие международные отношения, касающиеся всеобщих интересов. Они во многом определяют характер всего международного права. Нарушения императивной нормы причиняет вред всему мировому сообществу. Характерная особенность императивных норм заключается также в том, что они являются определенным критериям юридическую силу других норм международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер ». Эта же статья объявляет ничтожным международный договор, «если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права ». Примерами таких норм являются принципы современного международного права: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, решения международных споров мирными средствами и др..

Диспозитивные нормы закрепляют право сторон отступить от их содержания и выбрать другой вариант поведения, который самой нормой прямо не предусмотрен. В случае если стороны не выбрали этот другой вариант поведения, они обязаны строго придерживаться предписаний диспозитивной нормы. За ее нарушение стороны несут международно-правовую ответственность;

3) по функциям в системе международного права - материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют конкретные права и обязанности сторон в отношении определенного объекта международно-правового регулирования. Процессуальные нормы устанавливают порядок создания и реализации материальных норм

(Правила процедуры международных конференций и организаций, процедуры разрешения международных споров и др.).;

4) по способу создания и форме выражения - нормы обычные, договорные и те, содержащихся в решениях международных организаций, имеющих нормативные свойства;

5) по способу регулирования - обязательственные, уповноважувальни, запретительные и отсылочные. Обязательственные нормы закрепляют обязанности участников конкретных международных правоотношений. Уповноважувальни нормы устанавливают определенные права взаимодействующих участников международных отношений. Запрещающие нормы содержат запреты на осуществление определенных действий или на воздержание от них. Отсылочные нормы обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормативных актах. Отсылочная норма может отправлять и к неправовым актов (например, в рекомендательной резолюции международной организации). В этом случае соответствующее положение неправового акта для регулирования этого правоотношения наделяется юридической силой;

6) по времени действия - срочные и бессрочные. Существование срочных норм определяется или четкими временными рамками, или зависимости от наступления или ненаступления каких-либо юридических фактов. Бессрочные нормы характерные для мирных договоров о дружбе и сотрудничестве, уставов международных межправительственных организаций. Все императивные нормы также являются бессрочными.

Филиал Международного Славянского

Института

юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету:

«международное право»

ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В.

вариант 12


БИШКЕК 2000 г.

1. Понятие и формы реализации норм международного права

Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписании. В офи­циальных документах ООН, в различных изданиях получил распро­странение термин «имплементация» (англ. «implementation» - осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации. Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъ­екты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 т. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устрой­ства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с опре­деленными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит:

«Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...».

Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах междуна­родного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализу­ются так называемые управомочиваюшие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море».

Поскольку норма международного права существует и действует в системе норм, постольку реализация всегда предполагает осуще­ствление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям - норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права. Тогда процесс реализации может включать два вида деятельности:

1) правовое и организационное обеспечение реализации - правообеспечительное нормотворчество, контроль, правоприменение. Резуль­татом такой деятельности являются правовые акты - либо нормативные, либо индивидуального регулирования (применения);

2) непосредственная фактическая деятельность по достижению социально значимых результатов (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают определенного состояния, сохранения, упразднения предмета или явления.

В данном случае реализация одних норм (правообеспечительных) -необходимое условие реализации других (регулятивных).

Таков процесс реализации норм международного права не­зависимо от того, в какой сфере общественных отношений он происходит - внутригосударственной или межгосударственной.

Реализация норм международного права основывается, прежде всего, на таких принципах, как суверенное равенство, невмешатель­ство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудниче­ство государств. Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения международных обяза­тельств (pacta suni servanda). Принцип распространяет свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и, в конечном счете, достижения результата, на который рассчитывали создатели норм.

Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между государствами, но распространяется также на сферу внутригосудар­ственных отношений по реализации норм международного права. Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы международного права (см. гл. 7).

Реализация норм международного права - проблема не только сугубо юридическая, но также социальная и политическая. Задача международного права - закрепление в юридической форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит, в конечном счете, от наличия соответствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок - от состояния самих международных отношений и внутригосударственного право­порядка.

Вместе с тем немалые потенциальные возможности в усилении регулирующего воздействия таятся в самом международном праве. Очевидна потребность постоянного развития и совершенствования механизма реализации (имплементации) норм международного права, специфических правовых и организационно-правовых средств обес­печения их выполнения.

Механизм реализации норм международного права

Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм.

Механизм реализации норм международного нрава

Внутригосударственный механизм Международный механизм

Нормативный

механизм

Организационно

правовой

механизм

Конвенционный

механизм

Институционный

механизм

Г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межго­сударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.). Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности. Международные организации наделяются также...



То, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно. Так, Брюссельская конвенция о гражданской...

Закреплены принципы нового международного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права. Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориальной сфере действия. Субъектом классического международного права признавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашло отражение в доктрине...

Торговлю. Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм. Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам...

4.2. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Международное публичное право имеет свои специфические источники: международные договоры и соглашения, обычаи, общие принципы, в ряде случаев - акты одностороннего характера. Нормы международного права определяют общую организацию государств, объединений государств и международных организаций. В настоящее время наиболее влиятельными международными организацией являются ООН (Организация Объединенных Наций), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры) и МОТ (Международная Организация Труда), компетенция которых носит универсальный характер. В Европе наиболее значительными являются Европейское Экономическое Сообщество и НАТО (Организация Северо-Атлантического Договора - организация военного характера).
Нормы международного права фиксируют также условия организации и использования международных пространств - моря, наземных и речных международных путей сообщения, атмосферного и космического пространств и т.д. Кроме того, международное право регламентирует поддержание мирных отношений между государствами, а также приведение в действие механизма международной ответственности.
Наконец, международное право занимается сложными проблемами мирового сообщества, останавливая нормы разрешения международных конфликтов. Речь идет, во-первых, о мирном разрешении конфликтов путем вмешательства международной судебной инстанции, обладающей всемирной компетенцией, а именно Международного суда, заседающего в Гааге. Речь идет, во-вторых, о разрешении конфликтов путем применения силы при более или менее детальной регламентации условий использования военных рычагов принуждения в отношениях между государствами: имеется в виду применение силы под контролем ООН, установление юридического режима военных действий.
Все это связано с международным публичным правом. И все это не лишено пользы, более того, нередко это оказывается крайне необходимым. Но это с трудом можно назвав правом. По крайней мере, эта ветвь публичного права содержит в себе наиболее слабый юридический элемент. Это туманное и расплывчатое право, лишенное механизма бесспорного принуждения. Международное публичное право основывается не на принуждении, а на доброй воле государств, соглашающихся следовать международным нормам. В поддержании и развитии международных отношений международное публичное право играет своего рода посредническую роль. Устанавливаемые им нормы вытекают по преимуществу либо из социальных соглашений, либо из понятий морали и нравственности: в результате мы имеем дело не с политическим регулированием а с обычным социальным регулированием в рамках мирового сообщества. В стремлении к самооправданию теоретики международного публичного права утверждают, что речь должна идти не о праве подчинения, а о праве сотрудничества. Однако результат от этого не меняется.



 

Возможно, будет полезно почитать: