Сторонники психологической теории происхождения государства и права. Психологическая теория происхождения государства и права - реферат

Психологическая теория

Представители этой теории (Цицерон, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, 3. Фрейд, Дж. Ф. Мейт-ленд-Джонс) обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами, деятельностью какой-либо "сильной личности". Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ - не любое соединœение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединœение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой причиной для такого соединœения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе. Видный русский государствовед Н.М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью к "психологическому единœению людей", "коллективному сознанию", к крайне важно сти разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Н.М. Коркунова, в результате осознания массой своей зависимости от власти. Один из базовых представителœей психологической школы права Л.И. Петражицкий считал, что в базе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека. Основатель влиятельного психоаналитического направления в западной социологии и учениях о государстве и праве Фрейд исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава которой еще на заре истории будто бы был убит своими. взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими инстинктами ("Эдипов комплекс"). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понужнобилось, по Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

Психологическая теория - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологическая теория" 2017, 2018.

  • - Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике

    В рамках так называемого широкого подхода к праву отдель­ные ученые наряду с нормами и правовыми отношениями вклю­чают в право правовое сознание. Тем самым отдается дань психо­логической теории права, которая в свое время претендовала на самостоятельную роль в... .


  • - Психологическая теория

    Материалистическая теория происхождения государства Органическая теория Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том... .


  • - Психологическая теория права.

    Разновидности социологической теория права. Теория солидаризма. Основоположником этого направления является Леон Дюги. Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш­него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к... .


  • - Психологическая теория

    Социологическая теория права Неопозитивизм Марксизм Юридический позитивизм Теория естественного права Правовые теории Классификация Признаки государственного органа 1) имеет... .


  • - Психологическая теория

    Органическая теория возникновения государства Основоположники: анг­л. философ и социолог Г. Спенсер (1820 - 1903), Вормс и Прейс, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания. Так, некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.... .


  • - Психологическая теория

    Материалистическая теория происхождения государства Представителямиматериалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. ...

  • Психологические концепции права возникли под влиянием развития психологии как самостоятельной дисциплины. На рубеже 19-20 вв. обществоведы стали проявлять повышенный интерес к проблемам науки. Это было связано, главным образом, с внедрением экспериментальных методов исследования.

    В результате стали возникать крупные научные школы, представители которых по-разному понимали и трактовали особенности психики человека. В то время возникли такие течения, как фрейдизм, рефлексология, бихевиоризм и пр.

    Из всех концепций, сформировавшихся в конце 19 в., особого внимания заслуживают социологическая теория права и психологическая теория права. Рассмотрим их подробнее.

    Л. И. Петражицкий

    Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде "Теория государства и права в связи с теорией нравственности".

    После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права , кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.

    Суть концепции

    В соответствии с психологической теорией права Л. И. Петражицкого , юридический феномен коренится непосредственно в психике индивида. Автор считал, что юрист совершит ошибку, если будет искать его в социальной среде или в пространстве между либо над людьми. Правовой феномен, полагал Петражицкий, происходит у индивида в голове. Ученый ставит юридическую науку на фундамент достоверных знаний, которые получены посредством самонаблюдения или наблюдения за другими.

    Эмоции

    Они в психологической теории права Петражицкого выступают в качестве юридического источника. Отсюда и название концепции "эмоциональная теория". Свои идеи автор противопоставлял другим психологическим теориям происхождения государства и права , которые базировались на таких понятиях, как "воля", "коллективные переживания в сознании индивида" и пр. Эмоции, по мнению ученого, выступают как "моторный" (побудительный) элемент человеческой психики. Именно под их влиянием люди совершают те или иные поступки.

    Классификация эмоций

    Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права , эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.

    Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).

    Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права , являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.

    Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.

    Сфера распространения концепции

    Психологическая теория возникновения права , разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

    В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

    Критика

    Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права.

    По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.

    Упорядоченность юридической доктрины

    В психологической теории права , разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством - защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.

    Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает "определенность права".

    Последствия развития законодательства и обычаев

    Становление нормативной базы, по мнению Петражицкого, не может полностью вытеснить правовые переживания индивида. Автор утверждал, что в современных государствах, кроме официальной юридической доктрины, существует большое количество институтов "интуитивного права". К ним ученый относил доктрины зажиточных слоев, крестьянства, пролетариата, мещан, преступных организаций и так далее. Психологическая теория права в этом смысле приближалась к концепции юридического плюрализма.

    Вместе с тем, юридическая доктрина общественных классов и групп толковалась в ней индивидуалистически. Петражицкий подчеркивал, что количество интуитивных систем права совпадает с числом индивидов.

    Выводы

    Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.

    Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.

    Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.

    Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как "безгосударственный строй". Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.

    Концепция Петражицкого заинтересовала социологов. Начались активные исследования проблем структуры и нормативной природы правосознания.

    Социологическая теория

    Родоначальниками концепции считаются С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Ф. Жени, Р. Паунд. Социологическая теория складывалась, с одной стороны, посредством формирования юридических идей в рамках общей социологической науки, а с другой - через распространение свойственных дисциплине методов познания. Приверженцы концепции полагали, что право формируется и действует в процессе реализации законов.

    Основные тезисы

    Теория базируется на следующих идеях:

    1. Социологическая юриспруденция, равно как и естественно-правовая доктрина, выходит за пределы закона (позитивных норм), но не в сторону естественных свобод, а в область реализации, в сферу правоприменительной практики. Таким образом, право воплощается не в законодательных положениях, а в процессе их исполнения.
    2. Позитивное право является "мертвым", "книжным". Противопоставляется ему "право в действии". Под ним сторонники концепции понимали юридическую практику, действия, применение законов, правопорядок и пр.
    3. Право является реальным поведением субъектов - юрлиц и граждан.
    4. Судьи и администраторы являются основными субъектами правотворчества. Они наполняют законы правом.

    Специфика развития теории

    Концептуальное формирование социологического подхода происходит тогда, когда нормы, направленные на регулирование свободной конкуренции, перестают удовлетворять большую часть общества.

    Так, в условиях развития капиталистических отношений судебные инстанции под видом толкования устанавливали фактически новые законодательные нормы. В итоге, возник тезис, смысл которого состоит в необходимости поиска права не в нормах, а непосредственно в жизни.

    После революции 1917 г. на фоне критики прежних законов активно пропагандировалась социологическая концепция. К примеру, П. И. Стучка называл новые связи в обществе самим правом. Вскоре, однако, от такого подхода пришлось отказаться, поскольку стало формироваться позитивное право СССР, положения которого были обязательны для исполнения.

    Спорные моменты

    При использовании социологического подхода возникает риск размывания самого понятия "право". Если в качестве него рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.

    Согласно концепции, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.

    Социологический подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются, главным образом, в пользу политически и экономически сильных субъектов.

    Положительные стороны концепции

    В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.

    В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.

    Безусловно, социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.

    Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий. Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления. К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

    Что касается то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая. Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину. Психологическая заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление.

    Суть теории

    У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

    Психологическая теория права. Представители

    В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич. Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права. В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

    Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

    2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

    3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

    Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера

    Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность - это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим и по проявленной физической силе. В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле. Такие люди становятся лидерами в обществе.

    Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе. Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей. Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права. Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

    Основные положения теории права

    Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

    1. Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.
    2. Позитивное право - это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.
    3. Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

    Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

    Психологическая теория права. Критика

    У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы. Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства. Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

    Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

    Достоинства учения

    Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения. При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением. Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

    Философские и методологические основы

    Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли. Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия. Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

    Влияние эмоций

    Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два эстетические и этические. Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов. Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

    Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида. Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И. Петражицкий выделяет два вида обязанностей - нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые - вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими.

    Этические нормы

    Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение. Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других. То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

    Заключение

    Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные. Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность. Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

    Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители –Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

    Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

    В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

    Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов).

    Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвования у одних, и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицам в обществе, потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

    Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

    14. Марксистская теория происхождения государства и права.

    1. Место марксистской теории происхождения государства в системе теорий происхождения государства

    Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят пред собой.

    В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

    2. Основные положения марксистской теории происхождения государства

    Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

    Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

    По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

    3. Современные оценки марксистской теории происхождения государства

    Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

    Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.

    Теория приобретает наибольшую популярность в научных кругах в конце XIX-начале ХХ вв. Основными теоретиками психологической концепции выступали французский ученый Г.Тард, русский правовед Л.И.Петражицкий и австрийский психолог З.Фрейд.

    Г.Тард и Л.И.Петражицкий полагали, что основной причиной возникновения государства явились психологические особенности человека. К таким особенностям относились эмоции, переживания, потребности, склонности человека и т.д. Выделяя главным фактором человеческой деятельности психологические качества индивида, ученые выделили в качестве первопричины возникновения государственного образования психическое состояние массового сознания. Теоретики психологического подхода разделили людей на две группы: одна – люди с ярко выраженными лидерскими качествами и способностью к организации масс, другая – люди без выраженной индивидуальности с отсутствием активной деятельности или стремлением к чему-либо. Первая группа, согласно теории, призвана властвовать и повелевать над неразумной массой, которой является вторая группа людей. З.Фрейд в работе «Психология масс» объяснял существование любой социальной общности путем изучения свойств психики человека. Организовывая какую-либо группу, человек подсознательно готов к той роли, которую он будет в ней играть и уже сознательно эту роли исполняет. Развиваясь в возможностях организации подобных групп, общество выходит на уровень готовности к более высокому способу взаимодействия, которое является государством.

    Теория выглядит очень гармоничной, поскольку государство развивается постепенно и отражает психическую готовность людей к такому способу организации. Именно поэтому психологическая концепция и получила широкое распространение в XIX веке, она объясняла все социальные протесты, характеры войн и процессы образования новых государств. Если в XVI веке, после отделения политики от этики и религии, возникали преимущественно политические концепции, то к XIX веку, после появление первых правовых школ и предмета политической философии в университетах, начали создаваться политические концепции с уклоном в какую-либо научную сферу деятельности. Так, органическая теория заимствовала опыт биологической науки, а психологическая концепция использовала знания некогда близкой к политической науке этики и развивающейся психологии. Как и в теории общественного договора, в психологической активно развивается идея личностного участия и воли индивида/общества в процессе принятия решений. Это является не только положительной стороной теории, но и причиной ее актуальности и популярности. Теория довольно полно рассматривает возможности общества, исходя из его психологических особенностей и потребностей. Но, с другой стороны, теория, как и большинство ей предшествующих, однобока и не отражает многие другие факторы, влияющие на генезис государства. Но основное упущение данной теории в том, что ее создатели не смогли правильно воспринять первопричинную связь социально-политической действительности и человеческой психики. Они не учли, что под действием первого фактора формируется общественное сознание, а не наоборот. Таким образом, в данной концепции так же присутствует подмена понятий, в которой политическая реальность отражается субъективно. Это наводит на мысль о том, что вплоть до XX века, когда политическая наука стала активно развиваться, никто не мог уловить ее положения и влияние в общественной среде.



     

    Возможно, будет полезно почитать: