Криминологическая характеристика личности. Криминологическая характеристика личности преступника

Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Его результаты способствуют определению наиболее важных направлений предупредительной работы.

Личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.

В структуре личности можно выделить следующие элементы:

  • - социальный статус, который включает совокупность всех признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений. Такими признаками являются - пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к определенной социальной группе др.;
  • - социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);
  • - нравственно-психологичекие установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности. В данном случае имеются в виду - отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям и т.д.

В криминологии также вычленяются группы признаков личности: социально-демографические признаки; уголовно-правовые признаки; социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или специальные связи; нравственные свойства; психологические признаки; физиологические (биологические) характеристики.

Именно, исходя из вышеизложенных положений, проводится криминологический анализ личности преступника. Однако у него есть определенные особенности. Несомненно, что наглядным отличием личности преступника от непреступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно - преступной деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что "отличие личности преступника от непреступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы".

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей:

  • 1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция - своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль - содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.
  • 2. При втором подходе роль - это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.
  • 3. Роль - это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.
  • 4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.

В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция - это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он - сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов:

государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.);

обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой партии, движения, диаспоры и иных;

неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т.д.) - в форме неписаных правил поведения и социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.

Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли. Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п.

Криминологу важно различать:

  • 1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции;
  • 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять;
  • 3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик.

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы, также.

Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание, действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать. В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруднение процесса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стандарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других -- влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и совершение краж ради приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим обще уголовные и экономические преступления. У первых она носит более очевидный и грубый характер.

При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается следующее:

  • 1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли;
  • 2) личность представляет собой определенную целостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей;
  • 3) деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.

Деятельность -- это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:

  • 1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно -- звено в цепи определенной системы поступков;
  • 2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для человека определенного возраста и положения социальным позициям (преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ в материальной поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений;
  • 3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.

Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не "скачка" от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонарушения.

Криминологически значимы социально-ролевые ситуации, когда:

человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, "большого общества" и вести себя в соответствии с требованиями права и морали;

человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, то есть налицо конфликт социальных позиций и ролей;

человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение;

отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции;

человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

возник конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей.

По мнению В.Д. Малкова структура личности преступника включает следующие составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические .

Любая из названных подструктур не может быть автономной, т.к. все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое социально-биологическое содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем природное и общественное.

Биофизиологические признаки - это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы и т.д.

Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющей ее самобытность и неповторимость. Известно, что некоторые существенные психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных свойств и особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания и других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться на жизненном пути. Важное значение имеет также генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлениям окружающей среды.

Подструктуры человека оказываются настолько органически соединены, что биологическое не выступает в чистом виде, оно испытывает прямое и обратное социальные воздействия, преобразуется под их влиянием.

В то же время выделение в структуре личности преступника биологических признаков вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений. Многие психические особенности и биологически обусловленные свойства человека находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

Социально-демографическая подструктура включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п.

Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Более 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25-29 лет. Затем следуют 18-24-летние, 14-17-летние, 30-40-летние.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.

В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто "рекрутируются" преступники.

Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.

Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.

Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.

Отмечая общие тенденции некоторых социально-демографических признаков личности преступника, следует указать на то, что их криминологическая информационная емкость намного повышается, когда они анализируются в совокупности и тесной взаимосвязи друг с другом. Абсолютизация какого-либо одного из них может привести к ошибочным выводам.

В структуре личности преступника особенно важное место принадлежит его нравственно-психологической характеристике.

Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. В первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, жизненных стремлениях и ожиданиях.

Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

В этом плане при изучении личности преступника особое значение имеют следующие положения. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т.д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно опасные).

Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.

Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д.

Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.

Все перечисленные признаки и свойства характерны как для личности в общепринятом понимании ее сущности, так и для личности преступника. Наиболее важной в понимании специфики личности преступника является уголовно-правовая характеристика. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу таких признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям.

С позиций криминологии личности преступник отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего их содержанием, направленностью. Именно антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей, привычек (так называемая антиобщественная установка) выступает общей причиной совершения конкретных преступлений.

Каждый из указанных признаков образует относительно самостоятельный слой в многообразии криминогенных свойств личности преступника и их оттенков. Все это реально отражает необходимость криминологической типологизации таких лиц.

Согласно криминологическим исследованиям и статистическим данным:

  • - среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;
  • - возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп.

Уже давно криминологией установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера.

Лица старших возрастов действуют более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий подобного поведения. Ведь несомненно, что именно возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни. И это не может не сказываться на противоправных действиях.

Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет - это примерно 70-75 %. При этом чаще всего совершаются преступления лицами в возрасте 25-29 лет, далее следуют 18 - 24, 14 - 17 и 30 - 40 летние. Реже всех преступления совершаются лицами старше 50 лет.

Наибольшую криминальную активность проявляют преступники до 24 лет и, как правило, в этом возрасте чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство, изнасилования. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономические преступления;

Немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают и семейное положение, и воспитание.

Криминологические исследования показали, что более половины всех преступников холостые (или не замужем). Связано это с тем, что брак, семья обладают сильным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Кроме того - фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание - все это, несомненно, влияет на формирование личности человека;

  • - уровень образования преступников, как правило, довольно низок. Они в основном имеют незаконченное высшее образование. Незначительную долю составляют преступники с высшим образованием, обычно это должностные преступники. Ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство;
  • - если исходить из принадлежности того или иного преступника к определенной социальной группе, то около 50% составляет доля рабочих. По сравнению с ней доля других социальных групп значительно ниже. Хотя преобладание рабочих среди преступников объясняется скорее не только принадлежностью человека к этой социальной группе, но такими факторами как низкий уровень образования, культурного сознания;
  • - отличительным признаком личности преступника является уклонение от такой социально полезной деятельности как труд, учеба. По статистике около 30 % задержанных преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления были не работающими или не учащимися. Если же они работают, то их трудовая деятельность имеет свои особенности. Обычно выполняемая ими работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места работы, кроме того, нередко она сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т.д. Современная жизнь выявляет дополнительные факторы, также влияющие на личность преступника. Я имею в виду, безработицу, миграцию, национализм, этнические конфликты и т.д. Нельзя отрицать, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне;
  • - среди характеристик личности преступников необходимо обратить особое внимание на такие, как характер и длительность преступной деятельности.

Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники. Такие показатели как рецидив, совершение преступления в группе, а также криминальный профессионализм и др. варьируются в зависимости от возраста совершения первого преступления, отбывание наказания в местах лишения свободы, характер преступления.

Согласно уголовной статистике около четверти среди выявленных преступников ранее совершили преступление. Из них примерно 30 % осуществляли преступные действия в группе.

Очень высокий уровень рецидива (смешанного) наблюдается у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения (около 40 %), а также грабежи, разбои (около 35 %). Групповая деятельность характерна для лиц совершающих разбои - до 70 %, кражи, грабежи - до 50 %, изнасилования - до 40 %. До 80 % несовершеннолетних преступников совершают преступления в составе группы;

Среди криминологических особенностей лиц, совершивших преступление можно выделить такую, как особое отношение к закону. Нельзя сказать, что они их плохо знают. Наоборот, многие отличаются большими правовыми познаниями, но ошибочно предполагать, что правонарушителя лучше знают уголовный закон, чем другие граждане.

Причины у этого явления следующие:

  • 1. До совершения первого преступления и его раскрытия правовая осведомленность правонарушителя ничем не отличается от правовой осведомленности его ровесников;
  • 2. Полученные им до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом окружающих.

Все вышеназванные особенности личности преступника имеют, прежде всего, статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Сложно встретить преступника, который обладал бы всеми вышеперечисленными чертами. Следовательно, можно сделать вывод, что разным преступникам присущи названные признаки в различной мере.

Однако, парадокс - вокруг много людей, которым свойственны эти признаки, но они не совершают преступления. К сожалению, современная наука не может пока ответить на этот вопрос, хотя большинство специалистов все же настаивают на том, что в личности преступника эти качества копятся, приобретают какую-то критическую массу, которая в итоге толкает к совершению преступления. Это качество получило название "криминогенность личности преступника".

Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для любого человека.

Мотив представляет собой довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу - мотивом.

При этом следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Именно в мотиве отражаются, конкретизируются потребности, которые изменяются и вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека, как правило "полимотивирована", то есть она определяется множеством мотивов. При этом часть из них является ведущей, основной, другая же часть выступает в роли дополнительной.

Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, однако в то же время оно включает в себя и социально-психологические черты личности. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что существуют какие-то специфические мотивы преступного поведения. По крайней мере, большинство мотивов преступлений не являются таковыми и вполне могут стимулировать какие-то иные действия. То есть мотивация преступления не всегда напрямую связана с характером совершаемого преступления. Необходимо соблюдать следующее требование: "мотив не должен приписываться личности исходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует "извлекать" из личности" . В данном случае неприменим подход: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство - хулиганские побуждение. Дело в том, что основная масса мотивов как бы нейтральна, единственной исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.

Профессор В.В.Лунев предложил следующую классификацию мотивов преступления взрослых:

  • - политические - устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т.п.;
  • - корыстные:

удовлетворение абсолютных, т.е. самых необходимых, жизненно важных потребностей;

удовлетворение "относительных потребностей", возникающих в условиях социально-экономического разделения населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих;

достижение своего идеала - некоего материального стандарта или социального стандарта, на которые ориентированно данное лицо;

Насильственно-эгоистические (охватывающие хулиганские побуждения, месть, ревность, личную неприязнь, недовольство, сексуальные стремления и другие):

абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах;

самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства ведет к физической расправе с обидчиком);

  • - анархистко-индивидуалистические, которые заключаются в отрицании требований правопорядка, пренебрежении теми обязанностями, которые ограничивают личную свободу, как ее понимает преступник, мешают осуществлению им определенной деятельности;
  • - легкомысленно-безответственные, которые являются следствием поверхностного отражения человеком реальной действительности, искаженного предвосхищения будущих событий:

отсутствуют потребность и заинтересованность в отношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом;

избирательность такого соотношения;

Трусливо-малодушные, т.е. которые являются следствием трусости, малодушия, страха, паники .

Не всегда существует возможность четко определить мотивацию. Как уже говорилось, деятельность человека "полимотивирована". Довольно часть за преступлением лежит комплекс мотивов. Так стремление получить материальную выгоду (корыстная мотивация) может сочетаться с легкомысленно-безответственной или анархистко-индивидуалистической (к примеру, при заражении венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией), с политической или иной мотивацией.

Часто при совершении умышленного убийства, причинения тяжкого вреда, при похищении человека, неоказании помощи больному, доведении до самоубийства отмечается сочетание корыстной и насильственно-эгоистической мотивации. Нередко при совершении подобных преступлений преступником руководит чувство неприязни, мести, ревности, которое сочетается с желанием получить материальную выгоду путем последующего похищения имущества жертвы или получения его в дальнейшем по наследству.

В некоторых случаях при похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар, клевете и других преступлениях против человека прослеживается политическая мотивация. В данном случае большую роль играет ситуация, которая предшествует совершению преступления, а также личностные особенности преступника, образ его жизни, социальный статус, осуществляемая им конкретная деятельность. Хотя, как показывает практика, чаще всего за многими преступлениями стоит корыстная, насильственно-эгоистическая или иная, но не чисто политическая мотивация.

В последние годы все больше стала проявляться так называемая национальная мотивация, то есть все чаще совершаются преступления против жизни и здоровья человека, его свободы, чести и достоинства по национальному признаку - например, выборочное проявление жестокости и насилия только по отношению к лицам определенной национальности.

Что необычно, в преступлениях против половой неприкосновенности и свободы, особенно изнасилованиях, нередко преобладает не сексуальный мотив, не желание удовлетворить возникшие сексуальные потребности, а именно насильственно-эгоистическая мотивация, которая непосредственно связана со стремлением к самоутверждению, повышению собственной значимости путем унижения другого человека и причинения ему страданий. Именно такую мотивацию несут многие насильственные половые преступления в местах лишения свободы.

В 90-х годах усилилась жестокость при совершении насильственных преступлений. Все более незначительным становится повод, снижается самоконтроль. Появилась новая мотивация, ориентирующая человека на самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций, причем исходя преимущественно из сугубо личных интересов и допустимости использования любых способов. Среди них предпочтение отдается тому, который кажется более легким и действенным. Но, к счастью, в последнее время, эта ситуация стала меняться к лучшему.

Необходимо отметить также своеобразие криминальной мотивации такой группы преступников, как несовершеннолетние. В преступлениях, совершаемых ими, дают о себе знать возрастные особенности, проявляющиеся в неблагоприятной для формирования и жизнедеятельности личности социальной среде. Для подобных преступлений характерны:

  • - мотив "роста", т.е. стремление доказать свою значимость определенной группе лиц;
  • - мотивы, связанные с уходящим детством и его пережитками, так называемый "детский анархизм": стремление немедленно иметь заманчивые вещи, покататься на машине и т.д.;
  • - мотивы, вытекающие из их зависимости от взрослых и неумения находить законный способ отстоять свои права.

Ранее уже говорилось о росте жестокости при совершении насильственных преступлений и о причинах этого.

Помимо этого в 90-х годах увеличилось количество преступлений против собственности. Изучение уголовных дел, опросы экспертов и осужденных показали, что причины этого были следующие:

  • - абсолютное обнищание части населения и стремление удовлетворить самые необходимые потребности;
  • - усиление социально-экономической дифференциации населения, в том числе за счет криминального обогащения одних лиц и связанное с этим стремление других лиц любым путем уравнять свое положение с наиболее обеспеченными группами;
  • - экономическое самоутверждение в условиях стремительного рывка к рынку, передела собственности, конкуренции при сильном давлении криминального фактора, отсутствия системы действенной поддержки добросовестного предпринимательства и надежного обеспечения его безопасности государственными и общественными институтами;
  • - полный отказ государства от антиалкогольной политики и даже монополии на производство и торговлю спиртными напитками.

В настоящее время в криминологии активно изучаются вопросы мотивации совершения отдельных преступлений.

§ 3. Характеристика личности преступника

Изучение личности преступника предполагает исследование видов социальных характеристики, которые помогают выяснить все ее структурообразующие элементы. Система этих социальных характеристик включает: а) уголовно-правовую, б) социально-демографическую, в) социально-психологическую и г) индивидуально-психологическую характеристику.

1. Уголовно-правовая характеристика. Она основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид, характер и степень тяжести совершенного преступления, соучастие, совершения преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины, вид и размер назначенного наказания. В последнее время наряду с традиционными признаками стали выделять некоторые новые черты личности преступника, например, указывающие на его принадлежность к группировкам воров в законе, лидерам и активным участникам преступных сообществ, к числу профессионально действующих преступников и др.

2. Социально-демографическая характеристика . Она представляет богатую эмпирическую информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъекта и объекта общественных отношений. Поэтому социально-демографические свойства являются существенным компонентом обобщенного представления о личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.

А. Пол . Соотношение женщин и мужчин среди преступников составляет, в среднем, 1:7. Однако фактор женского пола становится значительным при совершении определенных видов преступлений. Так, удельный вес женщин, совершающих хищения посредством присвоения, растрат либо путем злоупотребления служебным положением, достигает 40 % и, напротив, среди лиц, совершающих грабежи и разбои, не превышает 6 %. Среди лиц, совершивших хулиганство, убийство, доля женщин меньше, чем средняя, хотя в 80-90-х годах насильственная преступность женщин возросла.

Б. Возраст . Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 до 29 лет, а затем следуют 18-24, 14-17 и 30-40-летние. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 30 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступной деятельности. так, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны транспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица старше 30 лет преобладают среди тех, кто совершает должностные и экономические преступления.

В. Образование. Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненных планов и возможностей их реализации. Уровень образования преступников в целом ниже, чем у законопослушных граждан. Самый низкий уровень образования у лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества. Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путем присвоения и растрат, злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.

Г. Семейное положение . Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Брак, семья являются значительным моральным и социальным стабилизирующим фактором. Отсутствие их влияния на человека закономерно коррелирует с его преступным поведением. Распад семьи, разлука с детьми вследствие осуждения женщин к лишению свободы особенно неблагоприятно сказываются на их психологии, приводят к безнадзорности и бродяжничеству детей.

Д. Социальное положение. Распределение преступников, исходя из принадлежности к различным социальным группам, показывает, что доля рабочих составляет достаточно постоянную величину и равна примерно 50 %. По сравнению с ней доля других социальных групп несопоставимо ниже. Преобладание рабочих, постоянно или длительно занимающихся неквалифицированным тяжелым физическим трудом, среди преступников объясняется не только самой принадлежностью человека к этой социальной группе, сколько сопутствующими ей иными признаками, например, низким образовательным и культурным уровнем, узостью и деформированностью круга потребностей и интересов.

Характеризуя личность преступников по социальному положению и роду занятий следует отметить наметившуюся тенденцию роста их в контингенте лиц без определенных занятий, не имеющих постоянных источников дохода. Так, в 1991 г. удельный вес таких лиц составлял 20 % среди всего контингента преступников, в 1993 г. – 34 %, в 2003 г. – 56 %.

Сохраняется тенденция роста преступности среди учащихся и студентов.

3. Социально-психологическая характеристика . Раскрытие данной характеристики способствует выявлению механизмов взаимодействия личности с ближайшей микросредой, выяснению неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Социально-психологическая характеристика личности предполагает анализ социально-ролевых функций индивида, выяснение того, какой статус занимает лицо в семье, в группах сверстников, в школе, трудовом коллективе, в какой мере удовлетворены потребности личности в самореализации, в какой мере группа, в которой проводит большую часть времени субъект, является для него референтной (эталонной) и каким образом она мотивирует его поведение и т.д.

4. Индивидуально-психологическая характеристика . Данная характеристика личности преступника охватывает множество самых разнообразных проявлений субъективного мира (внутреннего «я»). Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

Полученные за последние десятилетия результаты эмпирического изучения личности преступника в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличии некоторых отличительных черт в структуре личности.

Так, максимальная солидарность с уголовным законом и практикой его применения выражена у законопослушных граждан и в значительно меньшей степени у преступников, хотя правовая осведомленность у них примерно одинакова, а отчасти (знание статей уголовного кодекса) имеет и обратную зависимость.

Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве «своих собственных» у преступников значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, что характерно для законопослушных граждан .

Изучение специфики ценностно-нормативной системы личности преступника все же недостаточно для раскрытия его психологической сущности и соответственно выявления причин преступного поведения. Вот почему значительным вкладом в развитие криминальной психологии является предпринятая под руководством Ю.М. Антоняна попытка исследования психологических особенностей (черт) преступников и их отдельных категорий . Была изучена группа лиц, совершивших общеуголовные преступления, то есть убийства, изнасилования, хулиганства, грабежи, разбои, хищения имущества, а также нанесших тяжкие телесные повреждения. Контрольную группу составили законопослушные граждане. Отобранные группы изучались с помощью методики многостороннего исследования личности (ММИЛ), которая представляет собой адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (ММPI).

Установлено, что преступники от непреступников на статистическом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, которые и обусловливают их противоправное поведение. «Иными словами, - отмечает Ю.М.Антонян, - понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от непреступников в целом отличаются нравственно-правовой спецификой» .

Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них личностные черты.

Прежде всего, преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступков, эмоциональной незрелости, инфантилизме.

Нравственно-правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. такие люди обычно или не понимают, но желают эти требования выполнять. Поскольку у таких лиц нарушен или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.

Им свойственны также нарушения в сфере общения: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это, в свою очередь, снижает возможность адекватной ориентации, влечет за собой возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлениями о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все, вместе взятое, формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность – с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации.

Исследования самооценок преступников вскрывают противоправную двойственность направленности личности «для себя» и «для других». Для себя обязательства и требования занижены, для других, особенно потерпевших, на которых перекладывается вина в причиненном им вреде, завышена. Так, одобрительно-оправдательная оценка совершенных преступлений выражена у половины опрошенных осужденных, в том числе трех из каждых четырех осужденных за убийство, хулиганство и у 80 % расхитителей. Лишь менее десятой части убийц, хулиганов, разбойников, расхитителей по-настоящему осуждали свои преступления, искренне раскаивались. Это является результатом приспособленчества, расчета на смягчение наказания при назначении вины на следствии и в суде. Среди осужденных за преступления в сфере экономической деятельности признали наказания справедливыми лишь 8 % опрошенных.

Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительной части преступников присуще такое свойство, как отчуждение, то есть нахождение личности на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от малых групп (семья, трудовой коллектив и т.д.) или существенно ослабили связи с ними. В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Обобщенная характеристика лиц, совершающих преступления, и их изучение на статистическом уровне позволяют выявить типичные особенности, присущие меры для планирования и предупреждения преступности.

Антонян, Ю.М., Еникеев, М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступления. М., 1996. С. 34.

Преступника – совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.

В структуре личности преступника выделяется ряд подуровней:

  1. атериальная обеспеченность;
  2. умственное развитие;
  3. нравственная ориентация и стремления личности.

Все подструктуры находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи и образуют в целом личность преступника.

Существует другой вариант структуры личности преступника, включающий следующие элементы:

1) социально-демографические:

а) пол;
б) возраст;
в) социальное положение и род занятий;
г) семейное положение;
д) место жительства (в городе, сельской местности);
е) материальные и жилищные условия.

Группировка по возрасту позволяет установить причины и возрастные группы, охваченные преступными проявлениями, а социальное положение и род занятий (рабочий, крестьянин, учащийся, неработающий, пенсионер и др.) – в каких социальных группах наиболее распространена преступность ; Социальное положение и род занятий (рабочий, крестьянин, учащийся, неработающий, пенсионер и др.) позволяет выяснить, в каких социальных группах наиболее распространена преступность, и установить ее причины;

2) образовательно-культурные – свидетельствуют о его интересах и потребностях;

3) функционально-отношенческие – принадлежность к конкретной социальной группе, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми и учреждениями, его внутреннее отношение к этим функциям и жизненные планы;

4) нравственно-психологические:

а) ценностная ориентация личности – отношение к социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности;
б) отношение к правоохранительным нормам и требованиям;
в) система потребностей, интересов, притязаний;
г) избираемые способы их удовлетворения.

В данной ситуации необходимо отметить, что любая схема не будет идеально отражать и содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры.

Направленность – ведущий элемент в психологической структуре личности, она оказывает определяющее влияние на такие ее элементы, как объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамента, задатков).

Направленность – имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

Обобщенную характеристику личности можно использовать для планирования и проведения предупредительно-профилактической работы на уровне общесоциальных и специальных мер, а также для планирования расследования

ПЛАН

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение 3

1. Криминологическая характеристика личности преступника. 5

1.1Лица, которые совершили преступления, как объекты криминологического исследования. Понятие личности преступника. 5

1.2 Основные криминологические признаки личности преступника. 7

1.3 Соотношение социального и биологического в личности преступника. 10

1.4 Классификация и типология преступников. 11

Заключение 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Криминология, как относительно молодая наука о преступности и средства борьбы с ней, находится в постоянном развитии, расширяется круг её интересов. Сейчас предмет криминологии охватывает сферу предкриминального и криминального поведения, а так же ёё вектемологические аспекты.

Изучение криминологии – важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.

Без умения оперировать современными криминологическими знаниями невозможно разрабатывать и осуществлять адекватные противодействия преступности. Творчески использовать в этом деле позитивный опыт зарубежных стран, их внутренние и международно-правовые акты относительно борьбы с преступностью, учитывая её транснациональный характер.

Ни одна идея не находит своего развития, если не имеет соответствующих общественных условий и потребностей. Криминология, как отрасль научных знаний возникла в XVIII в. на базе уголовного права. Её появление было связано с обострением социальных противоречий, что привело к резкому возрастанию преступности. В этих условиях наука, которая объясняла преступность как явление, начала приобретать большую общественную значимость.

Проблема преступности и сегодня является одной из самых актуальных и политически острых. Вокруг неё не мало споров.

Рамки криминологии часто связывают её с предметом и фактически сводят к перечню его составляющих частей. Вместе с тем такой подход является недостаточным, поскольку, невзирая на весомость предмета, определение науки должно содержать полную её характеристику, указывая, в частности, на место науки в общей системе знаний, самые важные методологические подходы к объекту исследования, на конечную цель и задания исследовательских поисков.

Отечественную криминологию можно определить, как комплексную науку о преступности, её сущность и исторические формы проявления, детерминанты, состояние, структуру и динамику, личность преступника, жертву преступления, а так же о методах противодействия преступности и другим, связанным с ней, антисоциальным проявлениям.

Расхождение в определении предмета криминологии обусловлены пониманием сути предмета науки, сопоставления её с содержанием, заданиями и др. Показательным тут является взгляд, в соответствии с которым «всё, что изучает та или другая наука, входит в предмет». При таком подходе предмет криминологии определяется очень широко, фундаментальные теоретические проблемы науки становятся рядом с прикладными вопросами.

В одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному – одни придерживаются закона, другие его нарушают. Это даёт основания считать, что лица, которые выбрали антиобщественных вариант поведения, делают так вследствие определённых их особенностей, которые обусловили именно этот выбор. Поэтому очень важным направлением науки криминологии является изучение лиц, которые совершили преступление.

1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

1.1 ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Одним из основных составляющих предмета науки криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты преступности или организация борьбы с ней.

С одной стороны, детерминанты преступности связаны с объективными социальными явлениями, которые негативно влияют на моральное формирование людей и проявляются в индивидуалистических, антиобщественных взглядах, привычках, позициях, которые лежат в основе преступного поведения, а с другой – с обстоятельствами, которые способствуют реализации проявления подобных взглядов, привычек и позиций в конкретном преступлении. Казалось бы, указанные явления и обстоятельства независимые от человека, который совершил преступление, и является внешними относительно него, но своё криминогенное значение они приобретают, формирую личность преступника и таким образом трансформируясь во внутренние детерминанты преступления.

Понятие «человек» включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в процессе социализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретного лица связаны с уровнем его осведомленности, содержанием внутреннего духовного мира. Обусловленная социальной средой и предыдущим опытом осведомленность становится активным элементом личности, определяя в конкретных случаях выбор им той или иной социальной позиции, линии и формы поведения. Такое понимание личности предусматривает диалектическое единство социального и психологического, их взаимную осведомленность.

Изучение личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью.

Поскольку понятие «личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяет общесоциальное понятие «личность» и юридическое понятие «преступник», то изучение преступления выявляет в себе только его антиобщественную направленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильное суждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков как личности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных и социально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершили преступление. Личности преступника так же свойственна определенная система морально-психологических убеждений, особенностей, установок, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Морально-психологические особенности личности преступника пребывают в диалектической связи с её социальными особенностями, а потому должны рассматриваться в этом единстве.

Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.

Закономерно встаёт вопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такая возможность отпадает, то есть в каких рамках существует личность преступника? Отвечая на него, нужно учитывать уголовно-правовой, социологический и криминологический аспекты понятия личности преступника. В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным и вступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение, поскольку даёт возможность верно определить направления и рамки изучения личности преступника и именно тех особенностей, которые сыграли решающую роль в совершении преступления.

Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. Но криминологов больше интересует генезис личности преступника, то есть процесс её становления и развития, который раскрывает детерминанты её формирования. Такой интерес исчезает, когда данная личность перестаёт быть антисоциально ориентированным. Таким образом, антиобщественные особенности, которые характеризуют личность преступника, существуют до преступления и обусловливают его совершение, однако признание конкретного личности преступником возможно только после и в связи с совершением им преступления.

В отечественной криминологии понятие преступника трактуется по-разному. В одном случае под ним понимают личность, которое виновно совершило общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. И преступников объединяет только то, что они совершили преступление. В другом – делается акцент на качественное отличие личности преступника от лица не преступника. И только тогда, когда криминологическое исследование ставило целью изучение личности преступника, проводился более детальный анализ. При этом акцентировалось, что антиобщественная направленность личности проявляется в её моральных поступках, дисциплинарных, административных и других правонарушениях, которые еще не имеют преступного характера, но при повторении еще больше приобретают уголовные черты и указывают на реальную возможность совершения данной личностью преступления.

1.2 ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

1. Общая характеристика личности преступника.

2. Социально-демографическая характеристика личности преступников.

3. Классификация преступников.

1. Общая характеристика личности преступника

Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.

В данном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить толькотогда, когдалицосовершилопреступлениеипризнаносудомвиновным.

Структура личности преступника включает в себя следующие признаки: биофизиологические, социально-демографические, психологические, нравственные, социально-ролевые, уголовно-правовые и криминологические.

Биофизиологические признаки - это пол, возраст, состояние здоровья, особенностифизическойконституции, природныесвойстванервнойсистемыит. д.

Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.

Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания, а также других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Важное значение имеет генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлением окружающей среды.

Социально-демографические признакивключают такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т. п.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп.

Образовательный и интеллектуальный уровни определяют характер пре-

ступления.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

Криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности, месте жительства и т. д.

В структуре личности преступника важное место принадлежит его нравст-

венной и психологической характеристике. Эти признаки позволяют по-

знать внутреннее содержание личности - его мировоззренческие и нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т. п.

Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т. д.

Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т. д.

Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.

Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальная роль и социальный статус.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо личностью и ее окружением.

Наиболее важными в понимании личности преступника являются уголовно-

правовые и криминологические характеристики. Они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить самые существенные признаки лиц, совершивших преступления.

Задание 3.1. Назовите основные черты преступника и дайте им характеристику.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Социально-демографическая характеристика личности преступников

Социально-демографические свойства личности преступникасвязаны: с ус-

ловиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними; с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические свойства представляют собой существенный элемент понятия личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.

Соотношение лиц женского и мужского пола среди преступников состав-

ляет в среднем 1: 7.

; В последнее время прослеживается рост доли женской преступности. В среднем показатель вы-

явленной преступности женщин составляет 10-15 %, темпы прироста из года в год увеличиваются. Так, среди осужденных в 1996 г. доля преступлений женщин в сфере торговли и бытового обслуживания была в 3 раза больше средней, а среди лиц, совершивших хулиганство, убийства и разбои, она оказалась меньше, чем средняя.

Соотношение лиц различных возрастов в преступности показывает, что криминальная активность наиболее характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют группы 18-24, 14-17, 30- 40-летних преступников. Наименьшую долю среди преступников составляют лица старше 50 лет. Преобладающее число преступлений совершают, таким образом, лица молодого возраста.

Доля несовершеннолетних в общем объеме выявленных преступников возрастает. В 1985 г. она составила 10 %, в 1992 и 1993 гг.- 16 %, некоторое снижение отмечалось в 1994 и 1996 гг. (12 %). Характерной чертой является «омоложение» несовершеннолетних преступников. Удельный вес группы 14-15 лет в 1996 г. составил 33 % всей преступности несовершеннолетних.1

Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.

Самый низкий уровень образования характерен для лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества.

Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путем присвоения и растрат, злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.

Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.

Наиболее изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных конфликтов на бытовую преступность.

В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.

1 См.: Криминология: Конспект лекций.- М.: ПРИОР, 2000.- С. 25.

Характеризуя преступников по социальному положению и роду занятий,

следует отметить большую долю в их контингенте лиц без определенных занятий.

; Так, в 1991 г. в России среди всех выявленных преступников старше 16 лет удельный вес

трудоспособных лиц, не имеющих определенных занятий, составлял 20 %. В 1993 г. 34 % раскрытых в РФ преступлений совершили лица, не имеющие постоянных источников дохода, в том числе 8,7 % - безработные. В 1995 г. темпы прироста числа преступников из лиц, не имевших постоянного источника дохода, составили 24,3 %, а из числа безработных - 43,8 %. В 1996 г. их удельный вес в общем числе выявленных лиц, совершивших преступление, составил 48 %.1

Наибольший процент среди совершивших преступление и имевших работу составляют лица, постоянно или длительно занимающиеся неквалифицированным тяжелым физическим трудом. Для них характерно сочетание с низким образовательным и культурным уровнем, узостью и деформированностью круга потребностей и интересов.

Существенных различий по коэффициенту преступности на 100 тыс. населения между рабочими, крестьянами, служащими и учащимися не наблюдается.

3. Классификация преступников

Классификация преступников - это распределение их по группам исходя из определенных критериев.

Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью . Характер общественной опасности зависит от мотивационной направленности преступного поведения. Степень общественной опасности личности изменяется взависимости отстойкости и глубины этой направленности.

Поэтому решающее значение имеет классификация преступников по двум критериям :

а) по характеру и содержанию мотивации; б) по глубине и стойкости криминогенной направленности.

По характеру и содержанию мотивации можно выделить следующие ос-

новные группы преступников:

С негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности (насильственный тип личности);

- с корыстной направленностью (корыстный тип);

- с заведомо пренебрежительным отношением к своим гражданским и трудовым обязанностям;

С легкомысленно-безответственным и небрежным отношением к требо-

ваниям и обязанностям (неосторожные преступники );

- с ориентацией на абсолютный приоритет своих собственных (а также родных и близких) потребностей;

- с ориентацией на необходимость удовлетворения элементарных жизненных потребностей.

1 См.: Криминология: Конспект лекций.- М.: ПРИОР, 2000.- С. 26.

По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленно-

сти личности следует различать:

- лиц, впервые совершивших преступления в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения (случайные преступники );

- лиц, впервые совершивших преступления под воздействием неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности личности, но в целом характеризуемых (например, в трудовом коллективе, в быту), помимо этого преступления, преимущественно положительно, чем отрицательно (ситуа-

ционные преступники);

- лиц, совершивших преступления впервые, но допускавших раньше правонарушения и характеризуемых главным образом отрицательно (неустой-

чивые преступники);

- лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее су-

димых (злостные преступники);

- субъектов особо опасного рецидива (особо злостные преступники ).

Задание 3.2. Раскройте структуру личности преступника.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 3.3. Как соотносится социальное и биологическое в личности преступника?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Библиографический список (основной)

1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА (Издательская группаНОРМА-ИНФА М), 2002.- С. 326-362.

2. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев.- М.: Юристъ, 2002.- 511 с.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова.- 2-е изд., перераб. и доп.-

М.: Юристъ, 2002.- С. 128-157.

(дополнительный)

1. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступ-

лений.- М., 1996.

2. Бурлаков В. Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел.- СПб., 1995.

3. Воробьев A. M., Дубовцев В. А. О некоторых причинах рецидивной преступности // Социологичес-

кие исследования.- 1991.- № 5.- С. 92-94.

4. Власов В. И. О следственных ошибках как условиях, способствующих совершению преступлений (постановка вопроса) // Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права.-

М., 1990.- С. 69-73.

5. Дубинин Н. П., Карпец И. Л., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность.- 2-е изд.-

6. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2000.- 808 с.



 

Возможно, будет полезно почитать: