Лекции по основам экологического права для спо. А

Представляет собой систематизированное учебное издание по экологическому праву. Анализируются понятие экологического права как отрасли права, место экологического права в системе права России, объекты и субъекты экологического права, механизм охраны окружающей среды, мониторинг окружающей среды, понятие экологического вреда и способы его преодоления, экологический контроль и экологическую экспертизу, а также правовой режим использования и охраны недр, животного мира. Адресуется студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям юридических вузов и факультетов.

Лекция 1. Общая характеристика экологического права

Лекция 2. Право природопользования

Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы

Лекция 4. Г осударственный экологический мониторинг Экологический контроль и экологический аудит

Лекция 5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Лекция № 6. Правовое регулирование использования и охраны

Лекция №7. Лес как объект использования и охраны. Виды прав на лесные участки. Виды использования лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Лекция №8. Право водопользования и его виды.

Лекция 10. Правовое регулирование использования и охраны животного мира

Книги и учебники по дисциплине Экологическое право России:

  1. Барамидзе Давид Давидович. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2017 - 2017 год
  2. Поставная Наталия Павловна. Экологическое право: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения юридических факультетов высших учебных заведений по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» / Н. П. Поставная. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ,2016. - 124 с - 2016 год
  3. Н.Г. ЖАВОРОНКОВА и др.. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография, 2014 - 2014 год

§2. Право общего и специального природопользования
§3. Принципы права природопользования
§4. Субъекты права природопользования и содержание
§5.
§6.

Абукарова М.У. Экологическое право. 2016.

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь её ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную. Вопрос о функциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой.

Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.

Сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений. Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также методы правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых университетов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Экологическое право

(конспект)

Экологическое право регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Слово "экология" (от греческого oicos - дом, жилище, местопребывание и логос - учение) означает учение о доме и месте где ты живёшь. В социальной экологии, как части общей экологии, указывается на необходимость соблюдать законы развития природы, экологические закономерности при взаимодействии общества, человека с природной средой. В социальную экологию составной её частью входит правовая экология. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.

Взаимодействие природы и общества происходит в двух формах:

1) экономической, т.е. потребление природы человеком, использование и преобразование её для удовлетворения своих потребностей;

2) экологической, охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая её изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено более 200 видов животных и растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 миллионов гектаров земель в результате нерационального ведения сельского хозяйства. В наше время ежедневно 44 гектара земель обращаются в пустыни, исчезает по одному виду животных и растений, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежегодно от голода умирают свыше 40 тысяч детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трёх взаимосвязанных формах. Это - загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Загрязнением природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, почвы, воды), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среде. Загрязнение бывает естественное (космическое, от извержения вулканов) и антропогенное (человеческое). Антропогенное подразделяется на пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое. Источником загрязнения выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт). Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 тонн отходов. Основными объектами загрязнения являются атмосферный воздух, водоёмы, включая Мировой океан, почвы.

В результате хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной среды, т.е. потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности. А именно: лесов, полезных ископаемых, пресной воды. Истощение и загрязнение природной среды ведут к разрушению экологических связей, образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной природной средой, не способной осуществлять обмен веществ и энергии. Охрана природы включает в себя: 1) защиту природных объектов (памятников природы, её реликтовых и достопримечательных объектов) от разрушения, повреждения человеком и защиту природных ресурсов путём их рационального использования; 2) защита человека, его жизни, здоровья, его генетического будущего путём защиты, оздоровления окружающей человека среды. Экологическое право, как составная часть охраны природы, представляет собой систему нормативных актов, определяющих круг объектов природы, подлежащих охране законом, права и обязанности природопользователей, предупредительные, разрешительные, запретительные и восстановительные меры по охране и использованию природной среды, ответственность за нарушение правил охраны и рационального использования природных ресурсов. Основными нормативными актами по охране окружающей среды являются: Конституция РФ, Закон РФ об охране окружающей природной среды, законы РФ и субъектов РФ о земле, о недрах, о водах, о лесах, об охране и использовании животного мира, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, о национальных парках. За экологические правонарушения, то есть деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Должностные лица и работники предприятий, учреждений, организаций несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, с учетом их трудовой функции или должностного положения.

Виновные могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.

Административная ответственность за экологические правонарушения.

Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений:

Несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

Невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении неправильных и необоснованных экспертных заключений;

Нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;

Загрязнении окружающей природной среды и причинении вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

Порче, повреждении, уничтожении природных объектов, в том числе памятников природы, истощении и разрушении природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

Нарушении установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена пересылки, ввоза из-за границы и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

Невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

Неподчинении предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

Нарушении экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

Несоблюдении экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

Превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия;

Превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

Превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических веществ;

Производстве и использовании запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;

Незаконном расходовании средств республиканских и местных экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью; -несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке: граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда; должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда;

Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Штрафы за указанные правонарушения налагаются, в пределах компетенции, специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а также технической инспекции труда профсоюзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанностей возмещения причиненного вреда. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Уголовная ответственность за экологические преступления.

Должностные лица и граждане, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом в виде штрафов, ограничения или лишения свободы. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, производится добровольно либо по решению суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда. Вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. При определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией, иные расходы. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда.

Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств соответствующих государственных экологических фондов. Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме. При определении объема ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий; государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях; все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Экологическое право призвано регулировать общественные отношения, возникающие при взаимодействии общества и природы. В результате осуществления человеком хозяйственной деятельности они направлены на охрану окружающей среды и на обеспечение бережного и рационального использования природы и ее ресурсов.

Существует две формы взаимодействия природы и общества. Одна из них потребительская или экономическая. Человек использует и потребляет природу, а природные ресурсы необходимы, чтобы удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Другая форма – это экологическая. Взаимодействия направлены на защиту природы и природных ресурсов, на сохранение естественной среды обитания с многообразием биологических и социальных организмов.

Человек в ходе осуществления своей деятельности наносит колоссальный вред окружающей среде. Происходит и загрязнение окружающей среды антропогенными составляющими и истощение природных ресурсов, а также разрушение среды обитание живых организмов, в том числе и человека.

В основе предмета экологического права лежат природоохранные общественные отношениям.

Они являются основой для осуществления деятельности призванной сохранить, воспроизвести, улучшить породные ресурсы при их использовании, а также управлять природной средой. Это может касаться, как обеспечения экологической безопасности на охраняемых природных территориях, так и возникновения юридической ответственности при экологических правонарушениях.

В качестве объектов экологических взаимоотношений можно назвать землю с ее недрами, поверхностными и подземными водами, лесами, диким животным миром, природными ландшафтами, атмосферным воздухом, а также охраняемые природные объекты – это и национальные парки, заповедники и заказники, лечебно-оздоровительные местности, ботанические сады.

Экологическое право подразделяется на три его составляющих или подотрасли.

  1. Первая – это природоохранное , которое призвано выступать регулятором общественных отношений в результате осуществления охранных мероприятий природы и ее ресурсов.
  2. Вторая – это природоресурсное право, которое является регулятором отношений при пользовании природными ресурсами.
  3. Третья — это смежное право, которое регулирует разнообразные отношения общества и природы при помощи административного и др. прав.

Кратко об экологическом праве:

Экологическое право – система норм российского права в сфере отношений общества и природы. Регулирует природопользование, охрану природы, собственность на природные объекты, защиту экологических прав. Общая часть определяет эколого-правовые механизмы (экологическая экспертиза, ответственность за нарушения и проч.).

Особенная часть устанавливает нормативы по конкретным отраслям и объектам (требования по использованию водных ресурсов, обращению с промышленными отходами и т.п.). Специальная часть обеспечивает реализацию международных договоров на территории России.


В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают …


Гражданское право — это отрасль права, которая объединяет в себе правовые нормы, отвечающие за регулирование имущественных и личных неимущественных отношений, возникающих совместно …

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира.

1. Основная задача экологического права как отрасли права – сохранить всю окружающую природную среду как единую экологическую систему, а не только отдельные объекты природы. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду – проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов, оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

2. В предмет экологического права входят общественные отношения, которые возникают по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, а также обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира. Итак, предметом экологического права являются преимущественно общественные отношения, т. е. отношения между людьми по поводу использования и охраны окружающей среды.

3. Особое значение имеют методы правового регулирования, т. е. способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В сфере охраны окружающей среды применяются императивный и диспозитивный методы, а также метод экономического регулирования. Данные методы весьма специфичны. Отличительной их чертой является своеобразное сочетание императивного и экономического методов регулирования.

4. Главным образом применяется императивный метод регулирования. Он основывается на использовании административных предписаний, содержащихся в экологическом праве. Характерной чертой данного метода является наличие элементов власти и подчинения. Это установление разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т. д.

Например, согласно ст. 45 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами.

5. Диспозитивный метод регулирования эколоческих правоотношений характеризуется равноправием субъектов. Заключая между собой соглашение, участники сами определяют свои права и обязанности, которые в то же время должны соответствовать закону.

6. Метод экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды воздействует на имущество физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды. Сюда относятся плата за загрязнение окружающей среды и налогообложение. Цель данного метода заключается в стимулировании субъектов осуществлять экологически безопасную деятельность.

Для экологического права характерно то, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды могут быть применены различные методы правового регулирования.

2. Становление экологического права России. Структура и система экологического права России

1. В становлении экологического права можно выделить три основных этапа:

1) возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права;

2) развитие экологического права в рамках природоресурсных отраслей;

3) современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсных отраслей.

2. История экологического права -это те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм.

3. В период развития экологического права в рамках земельного права целями земельного законодательства были: ликвидация класса помещиков, обеспечение трудящегося крестьянства землей на условиях бесплатности и бессрочности, устройство его хозяйственной деятельности, постепенное создание и развитие социалистических форм хозяйства в земледелии, ограничение и вытеснение капиталистических элементов. Земельное законодательство сыграло важную роль в ликвидации кулачества как класса, в создании устойчивого социалистического землепользования.

4. Экономическая роль природы обусловила возникновение природно-ресурсных отраслей права, которые стали регулировать отношения по использованию природных ресурсов. Производственная и хозяйственная деятельность человека постепенно все больше и больше причиняла вред природе. Это стало особенно ощущаться на рубеже 1950-х-1960-х гг. и вызвало усиленное развитие природоохранительного законодательства. Стала формироваться самостоятельная группа норм, которая получила название «правовая охрана природы».

5. На современном этапе произошло объединение регулятивных и охранительных норм в общую совокупность норм, которая получила название «экологическое право». На последнем этапе совершенствования экологического права осуществляется включение в отношения государственной и других форм собственности на природные объекты субъектов экологических правоотношений, которое осуществляется двумя способами:

☝ введением арендных отношений в экологические отношения;

☝ введением стимулирующих долговременных нормативов платы не только за природные ресурсы, но и за выбросы веществ, загрязняющих природную среду.

Совершенствование эколого-правовых нормативных актов – главная задача регулирования экологических правоотношений. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права.

6. Предмет науки, составляющей систему экологического права как отрасли права, образуют следующие вопросы:

✓ методы научных исследований;

✓ правоприменительная и правотворческая практика;

✓ история развития экологического права;

✓ источники экологического права;

✓ международное правовое регулирование экологополь-зования;

✓ источники научно-правовой информации;

✓ эколого-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира;

✓ понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию в эколого-правовой науке;

✓ экологические правоотношения.

7. Стурктура экологического права включает такие элементы, как правовые нормы, институты и подотрасли. Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Наиболее распространенной в науке экологического права признают классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

8. Право общего природопользования – это право использования природных ресурсов, при котором не требуется получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования – это право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Например, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования считается общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.



 

Возможно, будет полезно почитать: