Право как наука определение. Зачем и когда была введена в эта дисциплина? Понятие, признаки и функции государства

ПРАВОВЕ́ДЕНИЕ - наука о праве, законоведение.

Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.

Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Правоведение позволяет понять:

1) сущность права и государства;

2) возникновение и развитие государства и права;

З) происходящие в современном обществе государственно-правовые явления.

Правоведение дает объемное представление о го­сударстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире. При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности. Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.

Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.

Предметом правоведения являются:

1) система основных правовых понятий;

2) государство как общественно-политическое явление

З) право как социально-политического явления общественной жизни; 4) взаимосвязь между государством и правом;

5) основные понятия и положения различных отраслей права.

Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:

1) всеобщий – основан на следующих положениях:

А) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;

б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии.

2) общенаучные методы:

а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;

б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;

в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;

г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния.

Ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.

Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?

Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение - это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.

Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.

Зачем и когда была введена в эта дисциплина?

Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться "различать неправое и правое". Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.

Затем вкратце изучаются отдельно семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.

В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.

Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение - это трамплин для получения высшего образования.

Важно знать

Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая таких специалистов. Ведь на латыни правоведение - это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.

Право (правовое регулирование) является предметом изучения многих общественных наук. Но характер изучения права, подход к нему со стороны различных общественных наук неодинаковы. Иными словами, существуют различные уровни, плоскости теоретического освоения права, правового регулирования.

Право как составная часть надстройки классового общества входит в предмет философии, ее важнейшего раздела – исторического материализма. Здесь право рассматривается наряду и во взаимосвязи со всеми другими общественными явлениями. При этом ставится задача установить общие закономерности, характерные для общества

в целом, в том числе и для права, правового регулирования.

Право в определенной мере входит в предмет изучения других общественных наук, посвященных теоретическому освоению иных (неправовых) областей общественной жизни – политической экономии, науки социального управления, истории, педагогики и др. В указанных науках право изучается лишь постольку, поскольку это необходимо для полного и всестороннего теоретического освоения соответствующей области общественной жизни. Оно изучается здесь по тому же принципу, по какому предметом правоведения охватываются экономические отношения, психические процессы и др., т.е. по принципу связи различных социальных явлений.

Самостоятельным, относительно обособленным предметом изучения

право (правовое регулирование) является для особой группы общественных наук, охватываемых понятием «правоведение» (юридические науки). Юридические науки обособились во всей системе общественных знаний как раз потому, что они целиком специализировались на изучении права, правового регулирования.

Именно перед ними стоит задача освоить право (правовое регулирование), причем так освоить, чтобы обеспечить решение практических задач – определить основы правовой политики, способствовать совершенствованию законодательства, практики работы органов юстиции.

Социалистическое правоведение в соответствии с требованиями марксистской методологии сложилось как такая система знаний, ко-

Глава XLII. Система юридических наук

торая не может быть охарактеризована как совокупность «чистых» правовых наук. Оно изучает право в неразрывной связи с экономикой, нравственностью и другими социальными явлениями и поэтому здесь существенную роль играют неюридические элементы: философские, политические, экономические знания.

Первостепенное значение для юридических наук имеет «государствоведческий элемент» – теоретические положения, отражающие нераздельную связь государства и права. Какой бы специальный юридический вопрос ни рассматривался, в его решении незримо «участвуют» государствоведческие категории, в частности через такие правовые понятия, как правотворчество, санкционирование, юридическая ответственность, процессуальные формы и т.д. Кроме того, в настоящее время в связи с незавершившимся еще процессом дифференциации общественных наук правоведение в определенной мере является также и «государствоведением» – наукой, охватывающей проблемы государства как в связи, так и независимо от их связи с правовой проблематикой.

Еще по теме Право как предмет изучения общественных наук:

  1. 2.3. Рекомендации к изучению отдельных тем 2.3.1. Общая характеристика науки о праве и государстве, ее место в системе общественных и юридических наук
  2. 1. Общая характеристика теории криминологической безопасности как частной теории криминологии, объект и предмет ее изучения.
  3. А.А. Серветник кандидат юридических наук, доцент СГАП ИМУЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДМЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
  4. Глава 23. Третейский суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права. Краткая характеристика правовых основ организации и деятельности третейского суда
  5. 3 8. Общество как предмет криминологического изучения. Криминологический анализ социальной среды разного уровня. Социальный контроль
  6. 3. Право как государственный регулятор общественных отношений
  7. 7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
  8. Изучение общественно-политического строя Галицко-Волынской Руси XI-XIII вв. показывает общность экономического, общественного и политического развития всех княжеств феодально-раздробленной Руси

Какая наука изучает государство? Данным вопросом интересуются студенты и юридического, и социологического факультета, и начинающие политологи, и многие любознательные граждане. И, наконец, пришла пора пролить толику света на столь таинственный вопрос.

Раздел первый: коротко о главном

Наука, изучающая государство, составляет основу юриспруденции. Ни один студент-юрист, ни один преподаватель не может обладать статусом, если не изучал теорию государства и права. Это базовая, основополагающая дисциплина, выступающая каркасом теоретических знаний.

Значение дисциплины

Трудно переоценить значение ТГП, так как без неё не существовало бы всей юриспруденции и правовой системы государства в целом. Научная отрасль позволяет создать не только прочный базис теоретических знаний, но и привести в порядок реально действующее законодательство. Создание любой нормы подчиняется исключительно законам ТГП.

Как правило, у выпускного курса юридического факультета читается дисциплина под названием «Актуальные проблемы ТГП». Такой ход позволяет освежить знания будущих специалистов и бакалавров, а также изучить современные правовые тенденции. Теперь, когда вы услышите вопрос о том, какая наука изучает государство и право, ответ сможете дать незамедлительно!

1. Понятие, предмет и методы правоведения

это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

2. Понятие, признаки и функции государства

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

5) суверенитет;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;

3) классовое расслоение общества.

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).

Типичные признаки монархии:

1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;

3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).

При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) признание народа формально-юридическим источником власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.

4. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.

Унитарное государство – простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция). Унитарные государства обладают следующими признаками:

1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;

2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;

3) единое гражданство;

4) одноканальная система налогообложения.

По способу контроля центральной власти выделяют централизованные (на места назначаются представители центра) и децентрализованные (избираются органы местного самоуправления) унитарные государства.

Федерация – сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Федерация обладает такими признаками:

1) это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2) в наличии двухуровневая система государственных органов (федеральный и субъектов федерации);

3) двухканальная система налогообложения;

4) при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.

Федерации можно классифицировать:

1) по принципу формирования субъектов:

а) административно-территориальные;

б) национально-государственные;

в) смешанные;

2) по юридической основе:

а) договорные;

б) конституционные;

3) по равенству статусов:

а) симметричные;

б) асимметричные.

Также выделяют конфедерацию – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты и др.).

Империя – это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).

5. Механизм государства. Органы государственной власти

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:

1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);

2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;

3) государственные организации, предприятия и учреждения;

4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

6) состоит из государственных служащих и подразделений;

7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

8) обладает определенным правовым статусом;

9) действует на определенной территории;

10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

Государственные органы можно классифицировать:

1) по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

2) по форме реализации государственной деятельности:

а) законодательные (представительные – парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство);

в) судебные;

г) контрольно-надзорные (прокуратура);

3) по срокам полномочий – постоянные и временные;

4) по порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные;

5) по объему полномочий – высшие и местные.

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1) понятия тождественны;

2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный актправовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.

Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы, органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных. Причины возникновения права схожи с причинами возникновения государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения.

Постепенно правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т. п.); 3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникло под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). В Европе же, кроме обычаев, все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2) либеральная (право выше государства);

3) прагматическая (государство создает право, но связано им).

Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.



 

Возможно, будет полезно почитать: