Ст 291.2 ч1 ук рф. Мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп, как самостоятельные составы преступлений

Наказания за мелкое взяточничество регламентируются действующим Уголовным кодексом. В университете я несколько раз платил деньги за экзамены, считая, что данная несущественная сумма не является взяткой. Однако, исходя из текста законодательного акта под номером 291.2, который расположен в УК РФ, я ошибался.

В данной статье я расскажу о мелком взяточничестве, чтобы предостеречь физических лиц от уголовной ответственности. Также речь пойдет о наказаниях, ожидающих осужденных. Кроме того, будет рассказано то, что грозит за дачу взятки физическим лицам, у которых уже имеется судимость.

Если денежные средства либо какие-то имущественные объекты предоставляются должностному физическому лицу в качестве подкупа, то данная процедура расценивается, как взяточничество. Помимо того, ответственность за деяние подобного рода грозит не только тому физическому лицу, которое давало взятку, но и человеку, являющемуся ее получателем. Может быть и так, что материальные средства, выступающие в качестве взятки, были переданы не напрямую, а через посредника. В данном случае уголовной ответственности также не избежать, причем абсолютно всем участникам.

Взятки бывают разных размеров, собственно от которых и зависит форма наказания. Если сумма равна меньше десяти тысяч рублей, то это мелкая взятка.

Наказания за мелкое взяточничество

Если физическое лицо было замешано во взяточничестве, то в качестве наказания с нарушителя будет удержан штраф. Наибольшая сумма данного удержания может составлять двести тысяч рублей. Размер штрафа определяется судьей. Акцент делается на том, как часто человек давал либо получал взятки. Если данный проступок был замечен за осужденным всего лишь один раз, то сумма штрафа будет минимальной. Если же взяточничество (хоть и мелкое) осуществлялось систематически, то размер штрафных санкций утвердят в максимально возможном размере.

Еще с нарушителей закона могут удерживать их основной доход (в большинстве случаев это заработная плата). Денежные средства нужно предоставлять на протяжении трех месяцев. Также за взяточничество заставляют трудиться на принудительных работах. Осужденному требуется исполнять определенные обязанности в течение одного года, а часть выручки отдавать в государственную казну.

Помимо того, за взятки могут ограничить в свободе либо вовсе лишить ее. В первом случае наказание действует не более двух лет, а во втором — утверждается максимум на один год. Лишение свободы подразумевает тюремное заключение и соответственно полную изоляцию от внешнего мира. Ограничение же свободы означает наложение запретов и отмену некоторых прав.

Наказания для ранее судимых лиц

Второй пункт все той же статьи номер 291.2 посвящен регламенту наказаний для физических лиц, которые были замешаны во взяточничестве и уже имеют судимость. Если быть точнее, то данные наказания актуальны в случае нарушения правил статьи номер 290 УК РФ (о получении взяток), законодательного акта под номером 291 этого же источника (дача взяток) либо же статьи 291.1 (соучастие во взятках).

Ранее осужденные физические лица в случае совершения взяточничества будут выплачивать гораздо больший штраф. Его сумма может достигать одного миллиона рублей. Что касается выплаты заработных плат, то их будут удерживать около года. Также на три года могут присудить исправительные работы. Ограничивать в свободе преступников, которые уже имеют судимость, могут на целых четыре года, а лишать свободы — на три года.

Обращаю внимание на то, что формы перечисленных наказаний применяются исключительно в случае совершения взяточничества в мелких размерах. Если взятка была крупной либо особо крупной, то наказания ужесточаются.

В каких случаях освобождают от ответственности

Иногда даже если физическое лицо и виновно во взяточничестве, совершенном в мелком размере, оно может быть освобождено от ответственности. Перечень ситуаций, в которых наказание не применяется, зафиксирован в примечании акта № 291.2. Это следующие случаи:

  1. Если преступник содействовал раскрытию дела. Может быть и так, что физическое лицо оступилось, дав либо получив взятку, однако вовремя одумалось. Например, мой знакомый участвовал в предоставлении групповой взятки. Студенты всего курса собрали сумму равную восемь тысяч рублей и передали ее преподавателю с целью получения ответов на определенное задание. Действия подобного рода выполнялись неоднократно. Данная информация дошла до соответствующих органов, и было заведено уголовное дело. Знакомый не захотел рисковать репутацией, подвергая при этом себя уголовной ответственности, и соответственно начал активно способствовать раскрытию преступления;
  2. Если с преступника вымогали взятку . Иногда физические лица совершают такое правонарушение, как мелкое взяточничество не по своей вине. Другие люди могут всячески оказывать давление и вымогать дачу взятки. Если человек поддался дурному воздействию и совершил преступление, то уголовная ответственность с него снимается. Однако факт оказания давления обязательно должен быть подтвержден (документально, с помощью свидетельских показаний, аудио либо видео материалов и так далее);
  3. Если преступник признался самостоятельно . В некоторых случаях физических лиц, нарушивших закон о взяточничестве, начинает терзать совесть и страх уголовной ответственности. Тогда они самостоятельно приходят в органы, имеющие полномочия возбуждать соответствующие дела, и сообщают о своем проступке. Если человек признался самостоятельно, то вина с него снимается автоматически. Однако если уголовное дело уже было возбуждено и физическое лицо числилось в кругу подозреваемых, то чистосердечное признание не освобождает от наказания.

Кроме того, если физическое лицо выступало в роли посредника в делах, связанных со взятками, его также ожидает уголовная ответственность. Данному вопросу посвящен акт под номером 291.1, который расположен в действующем УК РФ. Если человек каким-либо способом способствовал даче/получению взяток, то он автоматически является посредником. Кроме того, если при этом он использовал свое служебное положение, то для утверждения соответствующего наказания в силу вступает второй пункт статьи.

В качестве наказаний применяется штраф, размер которого не может превышать одного миллиона рублей. Кроме того, могут заставить выплатить сумму, равную произведению размера взятки на коэффициент от двадцати до пятидесяти. Еще вдобавок к штрафной санкции лишают права нахождения на определенной должности и соответственно исполнения служебных обязанностей. Однако данную дополнительную меру наказания утверждают не всегда. Также могут лишить свободы (минимум на трехлетний период времени, а максимум на семь лет) и наложить штраф равный до тридцатикратного размера суммы взятки.

Следует отметить, что физических лиц, которые выдвигали предложения о посредничестве во взяточничестве, также ожидает ответственность (пункт 5 статьи 291.1 УК РФ).

Основные выводы

  1. За дачу и получение мелких взяток, а также соучастие в данной процедуре предусмотрена уголовная ответственность по статье 291.2;
  2. Под мелким размером подразумевается взятка на сумму, которая не превышает десяти тысяч рублей;
  3. Осужденного за мелкие взятки в качестве наказания ожидают штрафные санкции, исправительные работы либо лишение свободы. Форму наказания утверждает судья;
  4. Для физических лиц, нарушивших правила статьи 291.2, у которых уже имеется судимость, предусмотрены более ужесточенные наказания;
  5. Посредников также ожидает уголовная ответственность. Виды и срок действия наказаний регламентированы законодательным актом под номером 292.2.

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

ч 1. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

ч 2. Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание . Лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к ст. 291.2 УК РФ

Статья указывает на такое правонарушение, как:

  • Дача взятки;
  • Получение;
  • Передач в качестве посреднических услуг.

Упоминается также о том, что размер взятки должен быть минимальным. Если размеры такого незаконного вознаграждения будут более значительными, то предусматривается ответственность по иным статьям законодательства. В рассматриваемой статье четко указано, что минимальные меры ответственности в виде штрафа предусмотрены в случае, если взятка была незначительной, осуществлялась впервые, и действия не повлекли негативных последствий. В случае формирования существенных последствий может быть назначен срок лишения воли, но не более года. Если же действия совершаются повторно, то есть, лицо, которое осуществляет посреднические действия, получает или же предоставляет денежные средства в виде незаконного вознаграждения, применяются более серьезные меры ответственности.

В тоже время, в законодательной базе определено, что если лицо, которое предоставляет средства, активно сотрудничает с правоохранительными инстанциями, с целью разоблачения преступной деятельности, например - вымогательства, освобождается от уголовного наказания.

Взятка - средства, или же денежный эквивалент, предоставляемый в качестве вознаграждения лицу, занимающему определенную должность, с целью осуществления противозаконных действий, выгодных тому человеку, который предоставляет такое вознаграждение. Такие действия считаются незаконными, так как формируется нарушение основных принципов конкуренции или же установленных правил, что провоцирует возможность применения в такой ситуации норм уголовного законодательства.

Мелкая взятка - в законодательной базе данное понятие может иметь различные значения. В рассматриваемой норме определено, что мелкими размерами может считаться вознаграждение, сумма которого не будет превышать десяти тысяч рублей. Если же сумма будет более существенной, то формируется возможность применения иных статей законодательства.

Восстановить объективную действительность по таким делам крайне непросто, именно по этой причине устанавливается, что лицо, которое активно помогает правоохранителям в процессе расследования, сбора улик и доказательств, может быть освобождено от установленного наказания.

Посредничество - предоставление определенных услуг третьим лицом, с учетом того, что одна сторона передает ему вознаграждение, которое посредник предоставляет иному лицу. Такие услуги являются весьма популярными, так как позволяют основным действующим лицам преступной схемы избежать заслуженного наказания. Законодатель определил, что такие посреднические действия также являются правонарушением, причем действия будут учтены со всеми нюансами, но все равно наказание будет равным, как для тех кто предоставляет и получает, так и для тех, кто просто осуществляет банальную передачу. Таким образом, законодатель стремится оптимизировать структуру борьбы со взяточничеством, предотвратив деятельность посредников, с целью выявления основных схем вымогательства. Такие серьезные варианты наказания призваны остановить посреднические услуги, как таковые, чтобы в дальнейшем, они не являлись преградой для расследования дел.

Виктимология 4(10) / 2016, с. 46-50

Гончаров Д. Ю., Зырянова Ж. Е.

МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ БЫТОВОЙ КОРРУПЦИИ

В статье рассматривается понятие и сущность бытовой коррупции, некоторые аспекты мелкого взяточничества. Анализируется целесообразность и обоснованность дифференциации ответственности за взяточничество в зависимости от размера взятки. Предлагается отнести институт «мелкого взяточничества» к сфере административного законодательства.

Ключевые слова: бытовая коррупция, коррупция, мелкое взяточничество, антикоррупционная деятельность.

Вопрос противодействия коррупции остается для России актуальным на протяжении уже многих лет. Основная часть исследований коррупции и средств противодействия ей направлены на изучение деловой коррупции, в то время как исследования бытовой коррупции достаточно скудны.

Понятие «бытовая коррупция» впервые введено национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, и определено как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются наиболее часто» .

Общественная опасность бытовой коррупции обусловливается, в частности, следующими обстоятельствами. Она весьма распространена, люди дают взятки везде - в медицинских учреждениях, детском саду, школе и институте. Стоит отметить, что многие люди даже не понимают по сути, что дают взятку, совершают преступление, считая, что «пара тысяч рублей» - это всего лишь небольшая благодарность за оказание какой-либо услуги.

Бытовая коррупция развращает общество, подрывает его нравственные устои. Общество не желает бороться с «бытовыми» коррупционерами, не желая стоять в очередях или соблюдать установленный порядок определенных процедур. Однако следует понимать, что «облегчая», как нам кажется себе жизнь, дав взятку, мы не только совершаем уголов-

но-наказуемое деяние, но и нарушаем права тех, кто желает получить данную услугу на законных основаниях и в установленном порядке.

Отличительная черта бытовой коррупции - это небольшие суммы взяток, однако они, как правило, носят постоянный, практически ежедневный характер со стороны взяткополучателя.

Взяткополучателями в данном случае выступают врачи, преподаватели, должностные лица предприятий и организаций, оказывающих услуги населению, то есть те, с кем мы встречаемся практически ежедневно.

Противодействие данному виду коррупции необходимо, прежде всего, начинать с изучения ее сущности и детерминантов. Без понимания сущности явления, причин и условий, его порождающих, невозможно найти эффективные методы борьбы с ним.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы провозглашает одним из направлений работы организацию научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся снижения уровня бытовой коррупции . Представляется, что результатом проведения указанных исследований станет разработка четкой, последовательной стратегии борьбы с проявлениями бытовой корруп-

ции, что в конечном итоге приведет, пусть не к полному ее искоренению, но хотя бы к значительному снижению ее уровня.

Федеральным законом от 03 июля 2016 № 324-Ф3 в УК РФ была введена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», в нормах которой установлена ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. В пояснительной записке к проекту данного федерального закона было отмечено, что «в 2012-2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей» . Поэтому, факт разграничения ответственности в зависимости от размера дачи или получения взятки в данном случае кажется целесообразным. Это, на первый взгляд, отвечает принципам справедливости и дифференциации наказания.

Интересным представляется определение законодателем таких деяний с использованием прилагательного «мелкое» и отнесение его к преступлениям, в то время как другие «мелкие» деликты (мелкое хищение, мелкое хулиганство), в силу небольшой общественной опасности, относятся к административным правонарушениям. Представляется, что исторически последовательным было бы институт мелкого взяточничеством разместить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, определив при этом мелкое взяточничество, как «получение или дачу взятки в размере, не превышающем 1 000 рублей». Что касается взятки в размере, не превышающем 10 000 рублей, то, целесообразнее было бы внести изменения в уже имеющиеся статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за дачу и получение взятки соответственно, нежели, вводить в УК РФ новые статьи. Такой точки зрения придерживаются А.П. Алексеева и А.С. Иванов.

Также нельзя не обратить внимания на то, что законодатель впервые уравнял ответственность за дачу и получение взятки, что в корне не отвечает принципу справедливости наказания, в связи с тем, что степень общественной опасности взяткополучателя всегда выше. Следует сказать, что степень общественной опас-

ности получения взятки стоит исчислять не столько из размера взятки, сколько из обусловленности действий должностного лица и наступивших последствий взяткой или ее обещанием .

Кроме этого, в сегодняшнем виде уголовно-правовая норма об ответственности за мелкое взяточничество тарге-тирует не такой уж большой пласт бытовой коррупции. Следует учесть, что де-факто круг субъектов бытовой коррупции шире субъектов взяточничества, ведь его субъектами (и субъектами мелкого взяточничества, в том числе), де-юре остаются должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичных международных организаций. По вопросу о том, кого следует считать субъектом мелкого коммерческого подкупа (статья 204.2 УК РФ) и мелкого взяточничества (статья 291.2 УК РФ), Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что «субъект преступления, предусмотренного статьей 291.2 УК РФ, полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ, а субъект мелкого коммерческого подкупа - с субъектом коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ)» .

В то же время, в аспекте дифференциации ответственности за мелкие коррупционные деликты законодатель проявил следующую непоследовательность. Если уголовная ответственность для субъектов мелкого взяточничества, а именно для получающего и для дающего мелкую взятку смягчена, то посредничество в мелком взяточничестве должно оцениваться как пособничество в мелком взяточничестве и наказываться так же, как само мелкое взяточничество. По вопросу о том, может ли быть привлечено к ответственности по статьям 204.2 или 291.2 УК РФ лицо, оказавшее посреднические услуги при передаче предмета коммерческого подкупа на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, либо взятки, размер которой не превышает десяти тысяч рублей, Верховный Суд Российской Федерации указал: «Нет, не может. В соответствии со статьей 204.1 УК РФ, действующей с 15 июля 2016 года, и статьей 291.1 УК РФ, а также примечаниями к статьям 204 и 290 УК РФ уголовная ответственность установлена только за посредничество в коммерческом под-

купе или во взяточничестве, если сумма предмета подкупа или размер взятки являются значительными (превышают двадцать пять тысяч рублей)» . Следует заметить, что в настоящий момент норма о простом посредничестве во взяточничестве (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, наказуемо посредничество в значительном размере) предусматривает наиболее строгое наказание, полуторакратно меньшее наиболее строгого основного наказания за получение взятки в значительном размере. Однако почему же тогда законодатель не предусмотрел ответственность за посредничество в мелком взяточничестве, уменьшив её в сравнении с самим мелким взяточничеством?

Принятие законодателем анализируемой уголовно-правовой нормы представляется нам нелогичным и непоследовательным, кроме названных, ещё и по следующим уголовно-политическим причинам.

Во-первых, в связи с отсутствием результатов комплексного межведомственного исследования такого явления, как бытовая коррупция. Указание на проведение такого исследования было дано Президентом Российской Федерации только в этом году.

Во-вторых, смягчение уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений не соответствует целям и задачам текущей антикоррупционной политики государства. Невозможно победить коррупцию, смягчая наказания за нее.

В-третьих, нельзя разграничивать общественную опасность коррупционного преступления только размером взятки. Общественная опасность, например, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, не зависит от того, какое вознаграждение - 5 или 20 тысяч рублей получил за это сотрудник правоохранительных органов. Однако, наказание за совершение данного деяния напрямую зависит от размера полученной взятки. С этой точки зрения, ни о какой справедливости при назначении наказания, речи идти не может.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что введение в УК РФ новой статьи антикоррупционной направленности (ст. 291.2 «Мелкое взяточничество») является актом противоречивого отношения к бытовой коррупции. С од-

ной стороны, очевидна либерализация уголовной политики в отношении субъектов мелкого взяточничества. С другой стороны, анализируемая норма - новая, и в этой части новый закон, предусматривающий уголовную ответственность, не должен применяться в отношении лиц, совершивших деяния до его введения в действие. Однако новая норма распространяется сейчас на лиц, в отношении которых осуществляется или уже осуществлено уголовное преследование за простое взяточничество. Так, по вопросу о том, подлежат ли пересмотру и приведению в соответствие с новым уголовным законом на основании статьи 10 УК РФ вступившие в законную силу приговоры в отношении лиц, осужденных за преступления, предусмотренные частями 1-4 статьи 204, частями 1, 3, 4, 5 статьи 290, частями 1, 3, 4 статьи 291 УК РФ (в редакциях, действовавших до 15 июля 2016 года), если предмет коммерческого подкупа или размер взятки составлял сумму, не превышающую десяти тысяч рублей» Верховный Суд Российской Федерации указал: «да, подлежат с переквалификацией действий осужденных на часть 1 статьи 204.2 или на часть 1 статьи 291.2 УК РФ)» . Тогда возникает вопрос: следует ли привлекать к ответственности за мелкое взяточничество или за обычное взяточничество лиц, о совершении мелкого взяточничества которыми стало известно после введения в УК РФ ст. 291.2 УК РФ?

Поставленные в статье проблемы и открытые вопросы, сделанные замечания не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что новая норма в полной мере соответствует криминальным реалиям современной действительности. Достижение положительных результатов в борьбе с проявлениями бытовой коррупции возможно, на наш взгляд, при условии дальнейшего совершенствования института ответственности за мелкие общественно вредные деликты. Криминологам, представителям административно-правовых отраслей, законодателям, представителям общественных и иных заинтересованных институтов, на наш взгляд, следовало бы обсудить возможность переноса в будущем норм об ответственности за мелкое взяточничество в тексты актов об административно-правовых деликтах или уголовных проступках.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // «Российская газета». 15.04.2010. № 79.

2. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы // «Российская газета». 13.04.2016. № 78.

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Официальный сайт Президента РФ URL: http://www.kremlin.ru/acts/ news/51981 (дата обращения 20.12.2016 года).

4. Алексеева А.П., Иванов А.С. Обзор изменений в антикоррупционном законодательстве // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 91-96.

5. Чуклина Э.Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд // Экономика, социология и право. 2016. № 10. С. 95-100.

6. Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ - 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (вступили в силу с 15 июля 2016 года). Утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. Текст ответов официально опубликован не был // СПС Гарант-Сервис.

ГОНЧАРОВ Денис Юрьевич, профессор кафедры уголовного права второго факультета повышения квалификации (с дислокацией в г. Екатеринбург) института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России», доктор юридических наук. E-mail: [email protected]

ЗЫРЯНОВА Жанна Ержановна, адъюнкт ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России». E-mail: [email protected]

Zyryanova Zh. E., Goncharov D. Y.

PETTY CORRUPTION AS A MANIFESTATION OF EVERYDAY CORRUPTION

In article the concept and essence of household corruption, some aspects of small bribery is considered. Feasibility and justification of differentiation of responsibility for bribery depending on the bribe size is analyzed. It is offered to carry institute of «small bribery» to the sphere of the administrative legislation.

Keywords: household corruption, corruption, small bribery, anti-corruption activities.

GONCHAROV Denis Yuryevich, professor of department of criminal law of the second faculty of professional development (with dislocation to Yekaterinburg) institute of professional development of "Moscow academy of Investigative committee of the Russian Federation", professor of department of criminology and the criminal and executive law "The Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", doctor of jurisprudence.

E-mail: [email protected]

ZYRYANOVA Zhanna Erzhanovna, graduated in a military academy "The Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". E-mail: [email protected]

BI/IKTI/IMOflOn/lfl № 4(10) / 2016

Текущая редакция ст. 291 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, законодательных, исполнительных, административных или судебных органов иностранного государства, публичных международных организаций, авторитет государственной власти;
2) объективная сторона: действия, выражающиеся в даче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Обязательным элементом состава преступления является предмет, к которому относятся: деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера и имущественные права;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом.

Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося передать предмет взятки, содеянное им квалифицируется как покушение на дачу взятки.

К квалифицирующим признакам преступления относится:
1) дача взятки в значительном размере (ч.2). Значительный размер взятки составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
2) дача взятки за незаконные действия (ч.3);
3) дача взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п."а" ч.4). Взятка считается переданной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления. При этом не имеет значения, какая сумма передана каждым из этих лиц, либо передача осуществлялась только одним из них. Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя;
4) дача взятки в крупном размере (п."б" ч.4). Крупный размер взятки составляет сумму, превышающую 150 тысяч рублей.

5) дача взятки в особо крупном размере (ч.5). Особо крупный размер взятки составляет сумму, превышающую 1 миллион рублей.

Примечание к комментируемой статье содержит условия для освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку.

Первым обязательным условием освобождения от уголовной ответственности взяткодателя является активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. При отсутствии такого условия решение об освобождении его от уголовной ответственности будет являться незаконным. Второе обязательное условие носит альтернативный характер для принятия решения об освобождении от уголовной ответственности должно иметь место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления должно добровольно сообщить о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О противодействии коррупции";
2) приказ Федерального агентства по рыболовству от 14.04.2010 N 338 "Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по информированию о событиях и происшествиях, связанных с противодействием коррупции, прохождением федеральной государственной гражданской службы и кадровой работой";
3) письмо Федеральной службы судебных приставов от 27.04.2012 N 12/12-10190-АП "Об активизации работы по выявлению взяткодателей";
4) письмо Федеральной службы судебных приставов от 01.06.2010 N 12/12-11488-АП "О коррупционных правонарушениях, выявленных в 2010 году";
5) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.03.2013 "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки";
6) информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2013 "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки".

7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции".

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях";
2) Ленинским районным судом г.Иркутска (Иркутская область) (приговор от 23.05.2012) гр.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч.3, 291 ч.1 УК РФ с назначением ему наказания в соответствии со ст. 46 ч.2 УК РФ в виде штрафа в размере 25000 рублей;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/25954592/25741889/
3) Октябрьским районным судом г.Краснодара (Краснодарский край) (приговор от 28.01.2011) гр.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 РФ, ч.2 ст. 291 УК РФ, и ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы (условно, с испытательным сроком 3 года). Как установлено судом, гр.П. совершил покушение на дачу взятки должностному лицу лично за совершение им заведомо незаконных действий, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Преступление совершено при следующих обстоятельствах. дд.мм.гггг., примерно в 10 часов 50 минут, в, несовершеннолетняя гр.Ф., находясь в торговом помещении, расположенном в подземном переходе вблизи пересечения улиц и, принадлежащем индивидуальному предпринимателю гр.Д., приобрела табачное изделие - сигареты марки "Kent", что было выявлено инспектором ОПДН ОУУМ и ПДН ОМ N УВД по гр.И. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ гр.И., отнесенный законодателем к числу лиц, наделенных властными полномочиями, составил протокол о совершении индивидуальным предпринимателем гр.Д. административного правонарушения по ст. 14.2 КоАП РФ, который ввиду отсутствия последней не был предъявлен. дд.мм.гггг., примерно в 10 часов 00 минут, в гр.П., имея умысел на дачу взятки должностному лицу, с целью увода от административной ответственности своей супруги гр.Д., находясь в служебном кабинете отдела по делам несовершеннолетних ОМ N УВД по, расположенного по N, передал гр.И. в качестве незаконного вознаграждения 10000 рублей за незаконные действия, заключающиеся в удержании гр.И. протокола об административном правонарушении и не направлении его в мировой суд. Однако довести свой преступный умысел гр.П. до конца не смог по независящим от него обстоятельствам, так как его действия были пресечены сотрудниками отделения N ОБЭП УВД по;
_________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/17985972/15640539/
4) Кошкинским районным судом (Самарская область) (приговор от 31.08.2011) гр.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 УК РФ, ч.3 ст. 291 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) с назначением ему наказания в виде штрафа в тридцатикратном размере суммы взятки, то есть в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Фундаментальные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни, наряду с положительными результатами, инициировали негативные процессы в обществе, создали благоприятные условия для ранее неизвестных социально опасных форм поведения. Среди многих социально опасных форм поведения коррупция занимает особое место. Коррупция как массовое негативное широко распространенное антиобщественное явление в условиях российской действительности представляет собой реальную угрозу национальной безопасности государства, препятствует его прогрессивному развитию. Ущерб, связанный с коррупционными преступлениями, заключается в том, что они подрывают основы государственного управления, дискредитируют власти, создают социальную напряженность в обществе и оказывают негативное влияние на государственные и социальные институты. В этих условиях особое внимание следует уделять организации борьбы с коррупционными преступлениями. Законодатель, решающий проблему борьбы с этими общественно опасными действиями, расширяет возможности правового влияния, где наряду с другими применяется уголовное право. Это может быть подтверждено правилами об ответственности за коррупционные преступления.
Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД России, определяя стратегию действий, признало борьбу с коррупцией.
1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», закрепивший антикоррупционные полномочия российских полицейских. Рассматривая статью 291.2 уголовного кодекса «Мелкое взяточничество», введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ, включает две части и примечание. В части 1 указы как «Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей» (основной состав). А во второй части раскрывается, какая ответственность предусматривает за «те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей» (квалифицированный состав). Деяния, указанное в части 1, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или заработной платой, или другим доходом осужденного на срок до трех месяцев или исправительными работами на срок до одного года, или ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. Часть 2 предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или заработную плату, или другой доход осужденного на срок до одного года, или исправительные работы на срок до трех лет, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или тюремное заключение на срок до трех лет. В примечания к статье 291.2 УК РФ, в которой предусматривались обстоятельства освобождения от уголовной ответственности, и изложил ее следующим образом: «лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о даче взятки» Как и в случае взятки, как действие, так и бездействие или помощь в принятии решения в пользу лица, дающего взятку, могут быть вознаграждены при условии, что это входит в официальную компетенцию получателя взятки. Исследование показало, что за рассматриваемое преступное деяние законодатель предусматривает: во-первых, более легкое наказание по сравнению со статьями 290, 291 и 291.1 уголовного кодекса; второе — относится к преступлениям незначительной тяжести, поскольку срок лишения свободы в части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса не превышает одного года, а часть 2 — три года, что является юридически значимым обстоятельством при определении степени общественной опасности совершенного деяния, выбора примитивных мер против подозреваемого (обвиняемого), а также вынесения приговора .
Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица . Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и противодействия коррупции руководством МВД России приняты ведомственные нормативно-правовые акты. В ходе реализации Национальной стратегии была проведена реформа органов внутренних дел, в том числе в июле 2011 года в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения «Экономической безопасности и противодействия коррупции» вновь созданного подразделения в июле 2011 года после тщательного отбора и проверок были отобраны сотрудники, основные задачи которых и являлось предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний, минимизация их последствий, обеспечение экономической безопасности РФ, на федеральном уровне в Министерстве внутренних дел РФ данным подразделением являлось Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию бытовой коррупции отнесено следующее: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств (подп. 1 п. 1ст. 2), предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст. 2), выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (подп. 3 п. 1 ст. 2), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (подп. 11 п. 1 ст. 2) и др. Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере быта (глава 3). Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, координация работы правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности, надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции, надзор за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия при возбуждении ,
Вопрос о квалификации действий взяткодателя в случае перевода им денег в размере не более 10 тысяч рублей за незаконное бездействие должностного лица остается спорным. Типичными примерами таких преступлений являются факты передачи сотрудникам ГИБДД или миграционных подразделений взятки за освобождение от административной ответственности. Ранее, до внесения поправок в уголовное законодательство, такие действия были квалифицированы в соответствии с частью 3 статьи 30 части 3 статьи 291 Уголовного кодекса в качестве попытки подкупить за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которые относятся к категории серьезных преступлений и, следовательно, заслуживает более сурового уголовного наказания. В настоящее время судебная практика формируется путем квалификации этого вида преступлений по части 3 статьи 30, статья 291.2 уголовного кодекса как попытка мелкого взяточничества. Такие примеры вызвали многочисленные вопросы правоохранительных органов. В попытке устранить недопонимание Верховный суд отметил «специальность» положений статей 204.2 и 291.2 уголовного кодекса в отношении положений статей 204, 290 и 291 Уголовного кодекса и указал, что они не предусматривают таких условий их применения, как отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных в частях 2-4, 6-8 статьи 204, части 2-6 статьи 290 или частей 2-5 статьи 291 уголовного кодекса. На основании этого коммерческого взяточничества в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не более 10 тысяч рублей влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 или части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса независимо от времени совершения (до 15 июля 2016 года или после этой даты); действий (законное или незаконное); состава участников (индивидуально или группой лиц) и другие отягчающие обстоятельства коммерческого взяточничества и подкупа. Кроме того, Верховный суд заявил, что после 15 июля 2016 года совершившее небольшой коммерческое подкуп или мелкое взяточничество, лицо, осужденное по соответствующим статьям, влечет ответственность по части второй статьи 204.2 или части 2 статьи 291.2 уголовного кодекса Российской Федерации . Примером может служить приговор в отношении гр. Ю., обвиняемого в совершении преступления в марте 2017 года, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 291.2 УК РФ. Гр. Ю., управляя транспортным средством, явно нарушая требования Правил дорожного движения, был остановлен находящимися при исполнении служебных обязанностей старшими инспекторами ДПС, которыми в свою очередь были выявлены административные правонарушения со стороны гр. Ю., предусмотренные статьями 12.6, 12.20, 12.36.1 КоАП. С целью избегания административной ответственности, осознавая, что инспектор ДПС является должностным лицом и исполняет служебные обязанности, путем дачи взятки решил побудить последнего отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей и совершить заведомо незаконное бездействие. Гр. Ю., находясь на переднем пассажирском сиденье патрульного автомобиля, осознавая, что им допущены административные правонарушения, за которые он может быть привлечен к административной ответственности, имея умысел на мелкое взяточничество, действуя умышленно, будучи предупрежденным об уголовной ответственности своих действий, с целью дачи взятки должностному лицу — старшему инспектору ДПС, находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей, за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия), то есть за несоставление материала об административном правонарушении с целью избегания установленной законом ответственности, действуя умышленно, положил на пластиковую панель между водительским и передним пассажирским сиденьем денежные средства в размере 1 тыс. рублей, предложив инспектору службы ДПС принять их в качестве взятки за совершение заведомо незаконного бездействия, однако действия гр. Ю. не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как инспектор данную взятку не принял .
Проблема для правоохранительных органов — это также оценка незаконного действия как полноценной части мелкого взяточничества или его оценки как попытки защитить эти социальные отношения. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 разъясняет в пункте 12, что в случае отказа принять взятку или предмет коммерческого взяточничества должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, действия лица, непосредственно передающего, квалифицируются как покушение на преступление и если установленная передача ценностей не происходит в силу обстоятельств, не зависящих от воли лиц, действия которых непосредственно направлены на их передачу или получение, акт должен быть квалифицирован как попытка дать или получить взятку, посредничество во взяточничестве или коммерческом взяточничестве .
В свою очередь правоохранительные органы ищут все возможности, для того чтобы избежать получение взятки, заботясь о гражданах, выданный момент времени внедрение технических средств и систем с использованием фото- и видеофиксации оказали положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах. В том числе уменьшает попытки дать взятку сотрудником ГИБДД. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. Формирование правового сознания рассматривается сегодня в качестве основного направления деятельности МВД России. Наиболее сложные вопросы в применении новых составов создают условия конкуренции части 1 статьи 290 и части 1 статьи 291 с частью 1 статьи 291.2 Уголовного кодекса. Существует общее правило квалификации преступлений в случае конкуренции общих и специальных правил: в случае конкуренции общих и специальных правил следует применять специальное правило . Верховный суд правильно разъяснил вышеприведенный случай применения статьи 291.2, как, казалось бы, содержание отягчающих обстоятельств статьи 290 или статьи 291, статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации в сумме, не превышающей 10 тысяч рублей. Проблема заключается в том, что новые составы в уголовном праве появились только как тенденция криминальной политики, направленной на противодействие коррупционным преступлениям, согласно статистике, сумма взяток не превышает 10 тысяч рублей, а часто составляет 1 тысячу рублей, 500 рублей. Показателем общественной опасности этого деяния и его последствий не является размер взятки. Нововведения в уголовном праве не в полной мере способствуют улучшению борьбы с взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, в связи с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку как ученых, так и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения коррупции.



 

Возможно, будет полезно почитать: