Структурные элементы нормы права. Структура нормы права: определение, элементы и примеры

Регулятивные, охранительные и некоторые дефинитивные нормы права включают три структурных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - это условия (или предпосылки) применения нормы права.

Диспозиция - это распределение прав и обязанностей между участниками правоотношения при данных условиях.

Санкция - те неблагоприятные последствия, которые влечет нарушение правовой нормы. Например, согласно норме п.1 ст. 475 ГК, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, «если недостатки товара не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: 1) соразмерного уменьшения покупной цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара».

Здесь гипотезу составляют четыре условия: 1) заключен договор купли-продажи; 2) в договоре не оговорены недостатки товара; 3) товар передан покупателю; 4) товар оказался ненадлежащего качества.

Диспозиция выражена в трех вариантах взаимных прав и обязанностей сторон. А где же санкция, т.е. ответственность нарушителя? Она изложена в ст. 393 ГК: «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства» (п.1 ст. 393 ГК). При этом «убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК» (п. 2 ст. 393 ГК).

Из приведенного примера видно, что три структурных элемента правовой нормы могут быть изложены в разных статьях одного закона. Хотя может быть и иначе: в одной статье может содержаться несколько норм.

Источники (формы) права. Под источниками или формами права понимают то, в чем внешне выражаются нормы права. Есть пять видов источников: 1) Конституция государства; 2) нормативные правовые (или просто правовые) акты; 3) судебные и административные решения (прецеденты); 4) обычаи (обыкновения, обычаи делового оборота); 5) общепризнанные принципы и нормы международного права (например, свободы торговли, мореплавания и т.п.).

Наиболее распространенные в мире источники права - нормативные правовые акты делятся на внутренние (национальные) и международные. Это национальные законы, акты правительств, иных органов государственного управления и органов местного самоуправления, а также межгосударственные конвенции, договоры, соглашения (примеры: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.).

Прецедент исторически до сих пор служит важным источником права в странах англо-американской (англо-саксонской) системы права, т.е в странах так называемого Common Law (Общего права). Прецедент - это судебное или административное решение, используемое для решения других споров при аналогичных условиях. В Англии, США и других странах «общего права» прецеденты систематизируются и публикуются в виде сборников.

Обычай - наиболее древний источник права. Многие обычаи были сведены воедино и выражались в таких актах, как Русская правда, Салическая, Саксонская правды. Одним из обычаев является, например, обычай при разводе супругов оставлять ребенка с матерью. В условиях свободного рынка товаров, работ и услуг в предпринимательских отношениях широко применяются обычаи делового оборота. В силу п. 1 ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе».

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Норма права, как и любая социальная норма, конструируется по модели условного предложения: "если..., то..., иначе...". Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру. Это основывается на взаимосвязи и системности, являющихся одним из основных качеств права.

В определенной степени все юридические нормы находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. В одном случае санкция одной нормы права может быть диспозицией другой. В другом - гипотезы могут быть диспозициями других норм права. Такое положение наиболее характерно для отсылочных и бланкетных норм.

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована. Виды: простая, сложная, альтернативная.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой. Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывает его.

Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...".

Сложная, или описательная, диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения.

Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению".

Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и участники правоотношений могут следовать одному из них.

Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом...".

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Например, ст. 137 КоАП РСФСР: "Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет наложение штрафа в размере 50 руб. с полной конфискацией используемой радиоаппаратуры".

Сложной, или относительно-определенной, санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой. Элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: "если..., то..., а в противном случае...".

Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем. Мнение указанных авторов получило наиболее широкое распространение. Не все правоведы были согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличие норм, не обеспеченных санкциями.

А.Ф. Черданцев в своей работе защищает двучленное строение юридической нормы. Он считает, что "каждой норме права, для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, совсем не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию... В первой части нормы устанавливаются факты, обстоятельства, при наличии которых данная норма действует, а во второй - юридические последствия, наступающие при наличии определенных гипотезой обстоятельств... В силу сложившейся традиции вторая часть регулятивных норм называется диспозицией".

В современной юридической литературе до сих пор также нет единства мнений о структуре правовой нормы. По-прежнему мнения правоведов разделяются.

Двучленное строение юридической нормы называется нормой-предписанием, которая состоит из гипотезы и диспозиции (или санкции). Норма-предписание состоит из целой части и полностью содержится в статье нормативного акта. Ее можно прочитать по условной формуле "если - то".

Сторонник трехчленной структуры Голлунский позже отметил, что такая структура юридической нормы (структура логической нормы) характерна не для всех отраслей права. "Можно считать вполне соответствующей типовую схему юридической нормы как условного предложения "если - то". Автор отмечает, что трехчленная структура главным образом оспаривается только в вопросе о том, составляет ли санкция обязательный элемент каждой юридической нормы или нет...".

С.С. Алексеев считает, что "...в результате обособления охранительных мер санкции оказываются обязательным элементом не всех, а только охранительных предписаний...".

Пиголкин А.С. имеет иное мнение по этому поводу: "Обеспечение и защита норм права указанными в нормативных актах мерами воздействия на правонарушителей является важнейшим моментом, отличающим правовые нормы от иных социальных норм, действующих в обществе. Без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилась бы среди других видов социальных норм. Не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа. Например, если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента - по истечении срока исковой давности (гипотеза) право на иск погашается (диспозиция). Но рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, т.е. применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону".

Н.П. Томашевский утверждает, что "не существует таких норм права, которые состоят из трех элементов. В этом наглядно убеждает правильный анализ по элементам любой нормы, к какой бы отрасли права они ни относились. Например: "по истечении срока исковой давности право на иск погашается". В данном примере нет санкций".

Из приведенных выше мнений различных авторов нельзя точно определить, какой же из указанных подходов является правильным, потому что каждый автор приводит веские аргументы в пользу своего мнения. Следует согласиться с мнением Алексеева по поводу того, что: "нельзя абсолютизировать только один из указанных подходов и представить двучленную или трехчленную схему в виде единственно возможной... Только при параллельной характеристике элементов и логической нормы, и нормы предписания обеспечивается всесторонний анализ интеллектуально-волевого и юридического содержания".

Сторонники логической нормы рассматривают абстрактную норму права и берут логическую структуру нормы. Сторонники двучленного строения рассматривают реальную норму права и берут фактическую структуру нормы.

Выявление двучленной структуры нормы имеет важное практическое значение. Потому что позволяет видеть в каждом предписании только те элементы, которые в нем действительно существуют и, следовательно, проводить четкий анализ норм.

Логическая норма также имеет важное теоретическое и практическое значение. Она существует для того, чтобы выражать связи между специализированными нормами предписания. В условиях все больше усиливающейся специализации права только при таком подходе (так как трехчленная схема позволяет видеть в юридической норме государственно принудительный регулятор общественных отношений) возможно раскрыть юридический, государственно-властный характер специализированных правовых предписаний (например, дефинитивных, норм-принципов и так далее). Иначе может сложиться впечатление, что норма исчезает или что право состоит не только из норм, но и из теоретических положений, принципов и многого другого.

Способы изложения правовых норм:

Полная форма - в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы без отсылок к другим статьям.

Отсылочная форма - в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются недостающие сведения.

Например: ч. 1 ст. 117 УК РФ: "Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет".

Бланкетная форма - в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушения, но сами правила поведения содержатся в другом нормативном акте. Бланкетный способ является разновидностью отсылочного способа. Здесь отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы нормы указываются в статьях не того же кодекса, а в статьях других нормативных правовых актов.

Например: абз. 2 ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой ГК РФ гласит: "К предусмотренному пунктом 2 статьи 181 Кодекса иску о признании оспариваемой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, право на предъявление которого возникло до 1 января 1995 г., применяется срок исковой давности, установленный для соответствующих исков ранее действовавшим законодательством".

Отсылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования. Вместе с тем для практического использования наиболее удобно прямое изложение.

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.

Казуальное изложение - это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. В качестве примера можно привести казуальную диспозицию ст. 197 ГПК РСФСР, где дается перечень реквизитов, которые должны содержаться в решении суда: время и место вынесения решения, наименование суда, его состав, секретарь судебного заседания, стороны, предмет спора, доказательства и другие данные (всего около 20 пунктов).

Другим примером может служить ст. 758 ГК РФ, где говорится, что "по договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательные работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат". Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа в статьях подробно описываются права и обязанности, меры наказания или правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений.

Абстрактное изложение гипотез и диспозиций - изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется обобщенный термин "юридическое лицо". Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев казуальный способ изложения норм необходим. Он облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности

Понятие, признаки и структура нормы права

Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной води, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством.

Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. «Норма права - это идеальный образец отношений, следование которому на практике приводит к построению необходимых для жизни отношений в реальности». Правовая норма является правилом для определенного отношения. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения.

В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования. Нормы права традиционно выражаются через систему источников права, особенно через систему нормативных правовых актов. Нормы права могут выражаться не только через систему нормативных правовых актов, но и через прецеденты (судебные или административные), нормативные договоры, правовые обычаи и другие источники права. В основе содержания правовой нормы заключено нормативное предписание в соответствии с принципами правового регулирования определенных отношений. Главное свойство понятия нормы права - это регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки:

  • общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
  • формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах - законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
  • государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия - стимулированием и принуждением);
  • предоставительно-обязывающий характер (норма права - двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
  • микросистемность (норма права - системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Эта структура показывает, из каких частей состоит норма права и как эти части между собой взаимосвязаны. Структура нормы права является ее логико-смысловой конструкцией, состоящей из определенных элементов. М.Н. Марченко определяет структуру нормы права как «ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов». Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, и лишь их единство образует норму права.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль (без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна). Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что норма права состоит не из трех, а из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Элементы структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права.

1. Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, при которых возникают права и обязанности. Гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых норма права вступает в действие (время, место, субъектный состав и др.). Другими словами, гипотеза (основание, предположение) включает в себя юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие конкретной нормы права.

Гипотезы классифицируются по следующим основаниям.

  • По характеру содержании или в зависимости от точности изложения условий, гипотезы могут быть общими (абстрактными) и конкретными. Первые определяют условия применения норм права общими, родовыми признаками, охватывают все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Вторые определяют условия применения нормы частными специальными признаками, охватывают только конкретные случаи, указанные в норме права.
  • По степени определенности , т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы четко называют те факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы имеют место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо случаем или условием (ограничительные условия действия нормы).

Абсолютно неопределенные гипотезы не включают в себя определений фактов, обусловливающих ее применение. Определение фактов, подпадающих под действие юридической нормы, предоставляется правоприменительным органам.

По объему гипотезы делятся на простые и сложные.

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия

нормы права. Сложные (составные) гипотезы предоставляют перечень обстоятельств, каждое из которых в отдельности или все вместе служат основанием для реализации нормы права.

  • В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные или неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму.

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения.

2. Диспозиция - это элемент нормы права, указывающий на само правило поведения (права и обязанности участников отношений). Диспозиция (расположение в определенном порядке по отношению друг к другу) и является собственно нормой, выступает основной регулирующей частью нормы, ее «ядром» или «сердцевиной», «стержнем». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

  • По степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и конкретные.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя деталей.

Конкретные диспозиции перечисляют предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места ни для какого усмотрения. Нормы с данными диспозициями неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельности закона и обусловливают его громоздкость.

  • По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Например, простая диспозиция в уголовном праве содержит, как правило, указание на вид преступления (кража, разбой, вымогательство и др.).

Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только, например, наименование деяния, но и перечень его основных признаков (например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере).

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.

Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

  • По юридической направленности диспозиции бывают: предоставительно-обязывающими, обязывающими, управомочивающими, запрещающими, рекомендательными, ограничительными и закрепительными.

Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения.

Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.

Управомочивающие (дозволительные) диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.

Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершение противоправных действий.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности субъектов права.

3. Санкции - это элемент правовой нормы, определяющий меру государственною взыскания или положительной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Санкция (строжайшее постановление) есть мера ответственности в отрицательном или положительном смысле. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям.

  • По степени определенности различают абсолютно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции имеют точно фиксированные выражения и не могут быть изменены правоприменительным органом. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего пределов наказания (поощрения), в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний (поощрений), предоставляя правоохранительным органам право выбора (лишение свободы или штраф и др.).

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний (поощрений) различного рода и возможность их сложения (соединения). Например, лишение свободы может сочетаться с лишением специального права или права занимать определенные должности и др.

Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

  • По отраслевой принадлежности санкции могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми, гражданско-правовыми, налоговыми, таможенными и др.
  • По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительные и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего в уголовном и административном).

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу и деятельность в трудовых отношениях, в служебных отношениях).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной, а с точки зрения недействительности различают сделки оспоримые и ничтожные).

Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, отсутствует специальная правоспособность для заключения некоторых видов сделок, нет необходимого состава сторон, правосубъектности, свободы воли и пр.), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.

  • По направленности неблагоприятных последствий санкции, как правило, делятся на личные и имущественные.

Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности, лишение специального права, награды, классного чина, дисквалификация).

Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств, возмещение ущерба или материальная ответственность).

Юридический анализ нормативных актов, который необходим при любой правовой деятельности, предполагает правильное уяснение смысла каждой юридической нормы, уточнение целей, которые преследовал законодатель, издавая конкретную норму, ясное представление о ее структуре.

Принцип законности требует одинакового понимания этих вопросов всеми, кто руководствуется в тех или иных ситуациях предписаниями правовых норм. В свою очередь, знание структуры нормы права важно и для законодателя, поскольку оно обеспечивает четкое, рациональное, логически завершенное построение статей нормативных правовых актов.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.

В настоящее время отсутствует единая точка зрения по поводу основных элементов структуры правовой нормы. Тем не менее анализ различных позиций, высказанных относительно структуры юридических норм, позволяет подразделить их на три основные группы:

1) норма права состоит из трех элементов;

2) норма права состоит из двух элементов;

3) норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов.

Существуют и другие суждения на этот счет 1 .

К наиболее распространенным относится понимание нормы права как правила поведения, структурно представленного в виде трехзвенной конструкции, согласно которой типичная правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. В совокупности эти составные элементы дают представление о логической структуре правовой нормы, которая далеко не всегда обнаруживается в статье нормативного акта. (Приложение схема 3)

Под гипотезой подразумевается часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлений которых следует руководствоваться установленным ею правилом. Другими словами, эта часть нормы указывает на условия ее действия.

Диспозиция - та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция - часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции.

Логическую структуру юридической нормы можно абстрактно сформулировать следующим образом: если имеют место определенные обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия (диспозиция), иначе (в противном случае) для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (санкция). Эту формально-юридическую структуру нормы можно выразить в виде формулы "если - то - иначе".

В соответствии с изложенной конструкцией норма права не может начать действовать, если не предусмотрены те фактические обстоятельства, при которых она подлежит реализации, т.е. без гипотезы. При отсутствии гипотезы норма потеряла бы свое практическое значение. В этой части правовой нормы определяются время и место действия нормы (военное время, определенный район, заповедник, общественное место), конкретные обстоятельства (достижение определенного возраста), события (стихийные бедствия, рождение ребенка, истечение времени), субъекты (должностные лица, несовершеннолетние) и другие условия ее действия.

Нельзя представить себе правовую норму и без диспозиции, которая является ее ядром. В ней указаны права и обязанности субъектов тех общественных отношений, которые регулирует данная норма.

Не может существовать правовая норма, рассматриваемая с позиций ее логической структуры, также без санкции, так как именно санкция указывает на те специфические меры государственного воздействия, которые отличают способ обеспечения правовых норм от способов обеспечения иных социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм).

Санкция выражает реакцию государства на противоправное поведение и содержит указание на ту меру воздействия, которая применяется компетентными органами государства к лицам, не исполняющим требования правовой нормы.

Гипотезы, диспозиции и санкции имеют разновидности. Тем не менее во всех случаях эти логические элементы структуры правовых норм, по мнению сторонников данной позиции, необходимо рассматривать в их неразрывном единстве и взаимообусловленности.

Когда речь идет о различии взглядов ученых по поводу структуры правовых норм, возникает вопрос: с чем связаны эти различия, чел они вызваны?

В наиболее общем виде существующее положение можно объяснить тем, что не все авторы, исследующие проблему, одинаково воспринимают и трактуют понятие самой структуры нормы.

Некоторые из них наличие определенного элемента (части) нормы права ставят в зависимость от его текстуального, реального изложения в статьях нормативных правовых актов, приводя примеры, когда в статьях этих актов те или иные элементы отсутствуют. Утверждают также, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Сторонники трехзвенной (логической) структуры считают такой подход основанным на ошибочном смешении нормы права со статьей нормативного правового акта. По их мнению, тот факт, что текстуальное закрепление в статьях нормативных правовых актов всех трех элементов встречается не так уж и часто, обусловлен применением законодателем юридической техники в целях обеспечения компактности актов. В связи с этим отдельные части юридической нормы могут находиться в различных статьях нормативного акта и даже разных нормативных актах. Более того, законодатель иногда прибегает и к таким приемам, когда отдельные части правовой нормы и вовсе опускаются. Это допускается в тех случаях, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента. Установление же отсутствующих структурных частей нормы права следует осуществлять путем их поиска в иных нормах данного акта, в других нормативных правовых актах или домысливать. Полное представление о юридической норме как регуляторе общественных отношений дает только целостное восприятие, уяснение всех элементов ее логической структуры.

Различия в оценке структуры правовых норм связаны и с тем, как ученые понимают саму норму и каждую ее часть. В частности, сторонники подразделения норм права на отправные (учредительные) и на нормы права -- правила поведения полагают, что нетипичные (отправные) нормы имеют иные структурные элементы.

Итак, трехэлементная (логическая) концепция структуры правовой нормы обращает внимание на то обстоятельство, что юридическая норма, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях нормативных правовых актов. Логический анализ указанных элементов, их отыскание в актах представляет определенные трудности. Это вызывает необходимость рассмотреть наиболее распространенные способы изложения норм права в статьях законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Несмотря на первичный характер, норма права структурно организована, имеет определенную структуру. (Некоторые авторы видят в этом системный характер нормы права, что вряд ли правильно). В качестве структурных элементов нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - часть нормы, которая указывает на условие ее действия. В ней содержатся фактические обстоятельства (юридические факты) при наличии которых субъекты совершают определенные действия. Гипотеза может заключать в себе указание на субъекта права, какое-либо событие, действие, время. Примером может служить норма, закрепленная в п. 1 ст 463 ГК РФ: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Гипотезой этой нормы является первая (подчеркнутая) часть.

Диспозиция как часть нормы содержит само правило поведения, то есть указывает на права, обязанности или запреты, которые необходимо реализовать при наличии условий, указанных в гипотезе. В указанной выше норме оставшаяся часть нормы является диспозицией, так как указывает на право покупателя отказаться от исполнения договора.

Третий элемент структуры - санкция. В ней содержатся меры принуждения, применяемые к лицам в случае нарушения требований диспозиции Так, в ст. 114 УК РФ закреплено, что «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года». Подчеркнутая часть является санкцией нормы.

То есть логически структуру нормы права можно выразить следующим образом: «если….(гипотеза) то (диспозиция)…в противном случае (санкция)».

Действительно, в силу формальной определенности в правовой норме должно быт точно определено правило поведения, должны быть указаны условия действия. Но поскольку реализация правовой номы обеспечивается принудительной силой государства (а это признак права), эти меры должны быть закреплены нормативно. Следовательно, с точки зрения формальной логики правовая норма содержит три указанных элемента.

Но всякая ли норма содержит все указанные элементы? Среди ученых нет однозначного ответа на этот вопрос. Отдельные авторы полагают, что каждая норма должна содержать все элементы. Другие утверждают, что правовая норма содержит только два из указанных элементов.

Данный спор возник по причине того, что нередко происходит отождествление нормы и ее текстуального выражения, содержащегося в нормативном акте (статья нормативного акта). Действительно, анализ статей нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем числе случаев там содержится именно два элемента. Подобный вывод вполне согласуется и вытекает из сложного содержания норм права. В литературе подчеркивается сложный характер содержания нормы, включающий в себя три составляющих. Поэтому в ней следует различать:

  • а) логическое содержание, сводящееся к заключенному в ней суждению;
  • б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение, логическую модель которого и представляет норма;
  • в) волевое содержание юридической нормы, которое заключается в стремлении государства в волевом порядке урегулировать общественные отношения и обеспечить реализацию норм.

Полное триединое содержание возможно закрепить только в единстве всех элементов нормы. Но для реализации каждого из указанных составных компонентов содержания достаточно двух ее элементов.

А поскольку свойственная праву определенность может быть выражена только формально, путем письменного закрепления, норма - предписание содержит именно два элемента: гипотезу и диспозицию, либо диспозицию (негативного характера) и санкцию.

Для разрешения данного противоречия С.С. Алексеев предложил рассматривать две стороны правовой нормы: логическую норму и норму-предписание. Следуя логике нормативного правового содержания, логическая норма содержит все три элемента. Но формально для обеспечения правового веления (когда и что следует делать) достаточно наличия только двух элементов. И хотя логическая структура не закрепляется в статье нормативного акта, ее понимание и анализ имеет и теоретическое, и практическое значение. Она побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, позволяя принять правильное решение. Законодатель же, принимая конкретную норму, должен видеть и недостающий элемент. Принимая регулятивную норму, ему нужно предполагать и негативные последствия при ее нарушении, закрепив их другой (но логически связанной с первой) самостоятельной норме (охранительной).

Виды структурных элементов нормы

Структурные элементы по своему строению, по количеству составляющих компонентов могут быть простые, сложные и альтернативные .

Простая гипотеза предполагает наличие одного условия, при котором норма вступает в действие. Например, в указанной выше норме, предусмотренной ст. 463 ГК РФ, для отказа от исполнения договора купли продажи достаточно одного условия - отказ продавца от передачи проданного товара.

Простая диспозиция предполагает совершение одного варианта поведения. Из содержания рассматриваемой нормы (ст. 463) следует, что покупатель может только отказаться от исполнения договора. У него нет необходимости совершения каких-либо иных действий.

Простая санкция содержит одну меру наказания (государственного принуждения). Например, ст. 238 Трудового кодекса (ТК) РФ предписывает, что «работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб». Санкция нормы не предусматривает каких-либо негативных последствий кроме возмещения ущерба.

Сложная гипотеза содержит в своем составе несколько условий, лишь при наличии которых в совокупности норма вступает в действие. Примером может служить гипотеза нормы, закрепленной в п.1 ст.516 ГК РФ: «Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) (первое условие ) и последний неосновательно отказался от оплаты (второе условие ), то поставщик вправе потребовать оплаты постпавленных товаров.

Сложная диспозиция предписывает совершать одновременно несколько действий. П.3 ст. 486 ГК РФ гласит: «если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара (первый вариант поведения ) и уплаты процентов …» (второе действие ).

Сложная санкция указывает на несколько мер наказания, которые совместно применяются к правонарушителю. Например, санкция ст.290 УК РФ за получение взятки предусматривает помимо штрафа либо лишения свободы дополнительно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до трех лет.

Альтернативная гипотеза так же содержит несколько условий. Однако в отличие от сложной гипотезы для действия нормы достаточно одного из указанных фактов.

Аналогично альтернативная диспозиция требует совершения одного из нескольких указанных в ней вариантов поведения. Например, в соответствии с предписанием п. 1 ст. 475 ГК РФ: «Если недостатки товара не были оговорены продавцом (первое условие гипотезы ), покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества (второе условие гипотезы ), вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • - соразмерного уменьшения покупной цены (первый вариант поведения );
  • - безвозмездного устранения недостатков товара (второй вариант );
  • - возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров (третий вариант поведения) .

Альтернативная санкция - применения к правонарушителю одного из нескольких указанных в ней мер государственного принуждения. Практически все нормы уголовного кодекса содержат альтернативную санкцию. Примером может служить санкция ст. 329 УК РФ: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской федерации - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет (первая мера наказания ), либо арестом на срок от трех до шести месяцев (вторая мера наказания) , либо лишением свободы на срок до одного года (третья мера наказания ). При определении меры наказания суд выбирает одну из указанных мер.



 

Возможно, будет полезно почитать: