Сущность конституции состоит в том. Конституции: сущность, понятие, структура и виды

Коэффициент автономии

Справка!

Справка!

  • Совокупные активы (стр.

Важный момент!

КА = СК/СА, где:

СА - совокупные активы;

КА = стр. 1300 / стр. 1700

Важный момент!

Важный момент!

Примеры расчета коэффициента

Вывод!

Вывод!

Вопросы и ответы по теме

Справочные материалы по теме

Вернуться на методику анализ финансовой отчетности

Коэффициент автономии

При анализе финансовой отчетности , для определения уровня финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе используется коэффициент автономии.

Определение.Коэффициент автономии определяется как отношение собственного капитала к сумме всех средств(сумма: капитала и резервов, краткосрочных пассивов и долгосрочных обязательств), авансированных предприятию (или отношение величины собственных средств к итогу баланса предприятия).

Значок в формулах (акроним): EtTA

Синонимы: коэффициент финансовой независимости, коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент собственности, коэффициент независимости, коэффициент концентрации собственного капитала, Equity to Total Assets, EQ/TA)

Формула расчета коэффициента текущей ликвидности:

EtTA — Коэффициент автономии, долей единиц;
EC — собственный капитал (Equity Capital), руб
TA — сумма активов (Total Assets), руб

Предназначение. Коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент собственности) — характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие.

Коэффициент автономии имеет большое значение для инвесторов и кредиторов, т.к. чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиции и кредитов. Владельцы компании, напротив, предпочитают низкую долю собственного капитала с целью получения большей выгоды (это происходит, когда рентабельность активов больше стоимости заемного капитала).

Пример. Итог баланса предприятия на начало года был равен 1,265 млрд. рублей, на конец 1,369 млрд.

Коэффициенты финансовой устойчивости

рублей. Собственные средства предприятия на начало года составляли 589 млн. рублей, на конец года 623 млн. рублей.
Как и на сколько изменилось значение коэффициента автономии за год?
На сколько коэффициент автономии соответствует нормативному значению?

Определим значение коэффициента автономии в начале года:
EtTAнач = 589 / 1265 = 0,4656.

Определим значение коэффициента автономии в конце года:
EtTAкон = 623 / 1369 = 0,4551.

Изменение коэффициента автономии за год составит:
EtTA = EtTAкон / EtTAнач = 0,4551 / 0,4656 = 0,9775 или уменьшилось на 2,31%.

Определим соотношение фактического значения коэффициента автономии и нормативного:
EtTAнач / норм = 0,4656 / 0,6 = 0,776 или 77,6% от нормативного значения.
EtTAкон / норм = 0,4551 / 0,6 = 0,7585 или 75,85% от нормативного значения.

Ответ. Значение коэффициента автономии уменьшилось на 2,31%. В начале года коэффициент автономии составлял 77,6% от нормативного значения, а в конце года 75,85%.

Коротко: Коэффициент автономии – удобный и эффективный индикатор финансовой стабильности компании.

Что показывает коэффициент автономии — формула по балансу?

Он рассчитывается как отношение собственного капитала к активам бизнеса, базируясь на сведениях бухгалтерского баланса (форма № 1). Значение Equity to Total Assets интересно партнерам, кредиторам, инвесторам, собственникам. Его нормативное значение – от 0,5. Если показатель приблизился к единице, то компания стабильна, но недостаточно использует заемное финансирование, чем сдерживает свой рост.

Подробно

Кредиторы с готовностью сотрудничают с компаниями, способными своевременно погашать свои финансовые обязательства. Оттого они заранее оценивают, способна ли фирма покрыть имеющиеся у нее обязательства собственным капиталом и резервными отчислениями. Этот критерий также характеризует финансовую устойчивость бизнеса.

Коэффициент автономии (Equity to Total Assets - EQ/TA, КА) или показатель финансовой независимости - это относительный финансовый индикатор, который позволяет определить степень зависимости компании от заемного финансирования, а также ее способность погашать обязательства за счет собственных средств.

Справка! КА применяется в практике деятельности арбитражных управляющих, которые обязаны установить финансовое состояние компании перед тем, как начать процедуру банкротства в его отношении (Постановление Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»).

Аналитики используют показатель финансовой независимости для оценки финансовой устойчивости бизнеса и оценки вероятности его банкротства.

Справка! Обратным показателю автономии выступает коэффициент финансовой зависимости, а его аналогом - коэффициент прогноза банкротства.

Сокращение Equity to Total Assets - первый признак того, что компания требует проверки на вероятность банкротства (коэффициент прогноза банкротства, коэффициент капитализации и др.). Если эта тенденция имеет продолжительный характер, то инвесторам и кредиторам бизнеса следует обдумать свои вливания.

Формула расчета коэффициента автономии

Определить текущее значение показателя EQ/TA можно на базе сведений формы № 1 отчетности - бухгалтерского баланса. Для этого из него необходимо взять сведения:

  • Совокупный собственный капитал и резервы (стр.1700).

Важный момент! При расчете индикатора КА учитываются все активы вне зависимости от степени их ликвидности.

В теории финансового анализа используется такая формула определения EQ/TA:

КА = СК/СА, где:

СА - совокупные активы;

СК - собственный капитал и резервные запасы.

В практике деятельности российских компаний представленная выше формула выражается через строки бухгалтерского баланса (форма № 1):

КА = стр. 1300 / стр. 1700

Важный момент! Если при расчете к собственному капиталу прибавить долгосрочные обязательства, то получится коэффициент финансовой устойчивости.

Нормативное значение индикатора

Показатель Equity to Total Assets может применяться к организациям любой отрасли экономики, любого масштаба деятельности и формы собственности Его нормативное значение также универсально и едино для всех субъектов хозяйствования.

Важный момент! При проведении детального финансового анализа практикуют сравнение полученного значения со средними показателями в выбранной отрасли экономики.

В ходе анализа показателя важно учитывать некоторые допущения:

  • чем выше значение показателя финансовой автономии, тем более устойчивым представляется положение предприятия;
  • если коэффициент автономии близок к 1, то считается, что развитие бизнеса сдерживается недостаточным использованием заемного финансирования.

Примеры расчета коэффициента

Расчет и анализ показателя EQ/TA удобнее всего представить на примере конкретных российских компаний. В качестве объектов исследования были выбраны:

  • нефтяная компания ПАО «Башнефть»;
  • один из лидеров розничной интернет-торговли НЕПАО «Юлмарт».

Вывод! Анализ финансовой независимости ПАО «Башнефть» показал, что в 2015-2017 гг. компания становится все более зависимой от заемных источников финансирования. В 2017 году показатель опускается ниже нормативной границы. Такое положение дел обусловлено реорганизацией нефтяного гиганта в 2015 году, которая привела к постепенному сокращению величины собственного капитала.

Вывод! У компании «Юлмарт» степень независимости от внешних источников финансирования растет в связи тем, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и волатильности курса рубля она решила следовать стратегии использования собственных источников финансирования деятельности.

Общий итог анализа: положение торговой компании «Юлмарт» в 2017 году устойчивее, чем у нефтяного гиганта «Башнефть». В образце представлен алгоритм использования формулы коэффициента автономии в табличном редакторе Excel.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Справочные материалы по теме

Коротко: Коэффициент автономии – удобный и эффективный индикатор финансовой стабильности компании. Он рассчитывается как отношение собственного капитала к активам бизнеса, базируясь на сведениях бухгалтерского баланса (форма № 1). Значение Equity to Total Assets интересно партнерам, кредиторам, инвесторам, собственникам. Его нормативное значение – от 0,5. Если показатель приблизился к единице, то компания стабильна, но недостаточно использует заемное финансирование, чем сдерживает свой рост.

Подробно

Кредиторы с готовностью сотрудничают с компаниями, способными своевременно погашать свои финансовые обязательства. Оттого они заранее оценивают, способна ли фирма покрыть имеющиеся у нее обязательства собственным капиталом и резервными отчислениями. Этот критерий также характеризует финансовую устойчивость бизнеса.

Коэффициент автономии (Equity to Total Assets - EQ/TA, КА) или показатель финансовой независимости - это относительный финансовый индикатор, который позволяет определить степень зависимости компании от заемного финансирования, а также ее способность погашать обязательства за счет собственных средств.

Справка! КА применяется в практике деятельности арбитражных управляющих, которые обязаны установить финансовое состояние компании перед тем, как начать процедуру банкротства в его отношении (Постановление Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»).

Аналитики используют показатель финансовой независимости для оценки финансовой устойчивости бизнеса и оценки вероятности его банкротства.

Справка! Обратным показателю автономии выступает коэффициент финансовой зависимости, а его аналогом - коэффициент прогноза банкротства.

Сокращение Equity to Total Assets - первый признак того, что компания требует проверки на вероятность банкротства (коэффициент прогноза банкротства, коэффициент капитализации и др.). Если эта тенденция имеет продолжительный характер, то инвесторам и кредиторам бизнеса следует обдумать свои вливания.

Формула расчета коэффициента автономии

Определить текущее значение показателя EQ/TA можно на базе сведений формы № 1 отчетности - бухгалтерского баланса. Для этого из него необходимо взять сведения:

  • Совокупные активы (стр. 1300).
  • Совокупный собственный капитал и резервы (стр.1700).

Важный момент! При расчете индикатора КА учитываются все активы вне зависимости от степени их ликвидности.

В теории финансового анализа используется такая формула определения EQ/TA:

КА = СК/СА, где:

СА - совокупные активы;

СК - собственный капитал и резервные запасы.

В практике деятельности российских компаний представленная выше формула выражается через строки бухгалтерского баланса (форма № 1):

КА = стр. 1300 / стр. 1700

Важный момент! Если при расчете к собственному капиталу прибавить долгосрочные обязательства, то получится коэффициент финансовой устойчивости.

Нормативное значение индикатора

Показатель Equity to Total Assets может применяться к организациям любой отрасли экономики, любого масштаба деятельности и формы собственности Его нормативное значение также универсально и едино для всех субъектов хозяйствования.

Важный момент! При проведении детального финансового анализа практикуют сравнение полученного значения со средними показателями в выбранной отрасли экономики.

В ходе анализа показателя важно учитывать некоторые допущения:

  • чем выше значение показателя финансовой автономии, тем более устойчивым представляется положение предприятия;
  • если коэффициент автономии близок к 1, то считается, что развитие бизнеса сдерживается недостаточным использованием заемного финансирования.

Примеры расчета коэффициента

Расчет и анализ показателя EQ/TA удобнее всего представить на примере конкретных российских компаний. В качестве объектов исследования были выбраны:

  • нефтяная компания ПАО «Башнефть»;
  • один из лидеров розничной интернет-торговли НЕПАО «Юлмарт».

Вывод! Анализ финансовой независимости ПАО «Башнефть» показал, что в 2015-2017 гг. компания становится все более зависимой от заемных источников финансирования. В 2017 году показатель опускается ниже нормативной границы. Такое положение дел обусловлено реорганизацией нефтяного гиганта в 2015 году, которая привела к постепенному сокращению величины собственного капитала.

Вывод! У компании «Юлмарт» степень независимости от внешних источников финансирования растет в связи тем, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и волатильности курса рубля она решила следовать стратегии использования собственных источников финансирования деятельности.

Общий итог анализа: положение торговой компании «Юлмарт» в 2017 году устойчивее, чем у нефтяного гиганта «Башнефть». В образце представлен алгоритм использования формулы коэффициента автономии в табличном редакторе Excel.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Справочные материалы по теме

Коэффициент финансовой независимости в Excel

Коэффициент финансовой автономии (или независимости) отображает долю активов, которая может быть покрыта за счет собственных средств предприятия. Оставшиеся активы покрываются с помощью заемного капитала. Значение показателя интересует инвесторов, банковские организации. Чем выше значение, тем более независимое предприятие.

Экономический смысл показателя

Коэффициент автономии собственных средств является одним из показателей финансовой стабильности предприятия. Их значения характеризуют долгосрочную платежеспособность организации.

Коэффициент автономии (концентрации собственного капитала, собственности предприятия) иллюстрирует степень независимости организации от кредиторов. Определяется как отношение собственных средств к величине всех активов. То есть показывает долю собственного капитала в совокупности активов, собственных и заемных.

Высокие значения показателя указывают на финансовую стабильность. Низкие, напротив, на значительную зависимость от кредиторов.

Коэффициент собственности применяется финансовыми аналитиками, арбитражными управляющими, кредитными организациями и инвесторами.

Коэффициент финансовой автономии и формула по балансу

Общая формула показателя:

Кфа = собственный капитал и резервы / активы.

В расчет берется сумма всех активов предприятия (максимально ликвидных, быстро-, медленно- и труднореализуемых).

Формула по данным бухгалтерского баланса:

Кфа = стр. 1300 / стр. 1700.

По сути, нужны цифры из пассива баланса.

Расчет коэффициента финансовой независимости:

Показатель на протяжении трех анализируемых периодов не сильно поменялся. Что указывает на стабильное финансовое состояние фирмы. Чтобы сделать выводы о независимости предприятия от заемных средств, нужно знать норму значения.

Коэффициент финансовой автономии: нормативное значение

Принятое нормативное ограничение для предприятий России – >0,5. Чем выше показатель, тем более стабильным считается финансовое состояние организации. Оптимальное значение – 0,6-0,7.

Если коэффициент максимально приблизился к единице, возможно, темпы развития фирмы сдерживаются. Предприятие намеренно не привлекает заемный капитал, а потому лишается дополнительного источника финансирования. Ведь за счет заемных средств реально увеличить доходы. С другой стороны, если ситуация на рынке ухудшится, ухудшится и финансовое положение фирмы.

Значения коэффициента у изучаемого предприятия (см. выше) не опускаются ниже 0,75.

Коэффициент автономии. Формула. Пример расчета для ОАО «Северсталь»

Какие выводы можно сделать:

  • предприятие финансово устойчиво;
  • если все кредиторы сразу потребуют вернуть долги, фирма сможет расплатиться.

Нормативное значение показателя является обобщенным. Коэффициент финансовой независимости конкретной компании нужно сравнивать с таким же показателем у предприятий одной отрасли. Такой подход позволят определить точное место своей фирмы среди конкурентов.

  1. Коэффициент финансовой автономии показывает долю собственности предприятия в общей сумме активов.
  2. Рассчитывается как отношение собственного капитала к сумме всех средств компании.
  3. Принятая норма – больше 0.5.
  4. Меньше 0.5 если имеется возможность приобретения активов за счет заемных средств; на снижение финансовой устойчивости фирмы.
  5. Высокие значения – индикатор финансовой стабильности (независимости от привлеченного капитала), возможности быстро погасить все долговые обязательства.

Коэффициент автономии

Коэффициент автономии еще называют коэффициентом финансовой независимости, данный показатель характеризует отношение собственного капитала предприятия к общей сумме активов фирмы. Является одним из классических показателей, характеризующих независимость предприятия от финансовых институтов (кредиторов). Высокие значения коэффициента автономии показывают высокую степень зависимости предприятия от кредитов и займов и низкую финансовую устойчивость, потому что любые непредвиденные платежи могут вызвать сбои в эффективности работы всего предприятия. Коэффициент автономии описывает структуру капитала предприятия и является важным показателем финансовой устойчивости организации.

Для инвесторов высокое значение коэффициента автономии свидетельствует о низком риске потери инвестиций.

Другие названия коэффициента автономии – коэффициент финансовой зависимости (debt ratio), коэффициент финансовой независимости (аналогичный) коэффициент финансового левериджа (debt to equity ratio), коэффициент собственности, коэффициент концентрации собственного капитала.

Формула коэффициента автономии
Коэффициент автономии = Собственный капитал / Суммарные активы

Аналитическая формула расчета коэффициента автономии
Для непосредственно расчета коэффициента автономии по бухгалтерскому балансу необходимо:
Коэффициент автономии = (стр. 490) / (стр. 700)

Нормативные значения коэффициента автономии
Нормативное значение для данного коэффициента составляет >0,5. В отечественной литературе также фигурирует значения от 0,6 до 0,7.

Коэффициент автономии

В мировой практике используют до 0,3-0,4 собственного капитала, это объясняется тем что придается большее значение репутации и своевременного исполнения обязательств перед кредиторами. Также следует, что возможны вариации в зависимости от отрасли, вида деятельности предприятия. Чем выше фондоемкость предприятия тем больше требуется предприятию долгосрочных источников финансирования и следовательно должна быть больше доля собственного капитала и выше значения коэффициента автономии. Наоборот, для материалоемких производств коэффициент автономии может быть ниже нормативного.

Существуют другие коэффициенты финансовой устойчивости и независимости:коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент структуры долгосрочных вложений, коэффициент концентрации заемного капитала, коэффициент структуры заемного капитала, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. О данных коэффициентах вы можете прочитать в статье "Коэффициенты финансовой устойчивости".

Рентабельность может быть отрицательной

Коэффициент финансовой независимости по балансу относится к важнейшим критериям финансовой стабильности предпринимательской деятельности. Данный показатель стабильности, или коэффициент концентрации собственного капитала, рассчитывается с помощью определенных методов, а также обладает практической пользой.

Для чего нужно подсчитывать КФН

Показатель характеризует возможность предприятия на протяжении неограниченного отрезка времени осуществлять производственный процесс без перерывов, а также реализовывать собственные товары и услуги, без зависимости от смены различных условий внешнего или внутреннего характера. Говоря конкретнее, КФН устойчивого предприятия предполагает наличие достаточной финансовой базы для:

  • Своевременной оплаты любых обязательств, из чего исходит, что предприятие платежеспособно.
  • Оптимизация производственной базы, расширение объемов компании или вложение в прочие направления предпринимательской деятельности, то есть предприятие имеет способности к развитию.
  • Компенсация определенного ущерба, если были реализованы риски или рыночная конъюнктура изменилась в неблагоприятном направлении. При этом имеет место финансовая безопасность организации.

Чтобы достичь одновременного наличия данных факторов на длительном отрезке времени, используется поддержание качественного соотношения между суммой получаемых ресурсов, их источниками и оптимизацией финансов. Подобный общий подход позволяет выразить значение коэффициента автономии.

Основной идеей стабильности организации является факт наличия достаточного количества личных средств, чтобы своевременно погашать любые денежные обязательства, поступающие извне компании. Сам анализ финансовой независимости предполагает, что стабильная компания - это не та, которая полностью исключает займы, а организация, использующая их в размере, чтобы успевать полностью погашать все обязательства точно в срок.

Основываясь на сфере деятельности, оптимизации управления и прочих показателях, уровень нормы для личных средств будет отличаться. Но даже в рамках одной компании смена процесса производства или стратегии ведения бизнеса, а также воздействие сезонного фактора, способны внушительно скорректировать структуры финансовой базы, а вместе с ней, и уровень требуемых для стабильной деятельности средств.

Формула расчет КФН

Финансовая независимость предполагает определение доли личных денежных средств в рамках комплекса финансовых источников, так что коэффициент рассчитывается так:

Коэффициент финансовой независимости=коэффициент автономии=Личные средства/Валюта баланса

Подобная формула коэффициента финансовой независимости демонстрирует объем активов из личных финансовых источников, то есть, из нее можно вывести и уровень зависимости организации от кредитных денежных средств.

Если компания может использовать займы на длительный период времени, КФН может предполагать их внесение в состав личного капитала фирмы. В данной ситуации может применяться другая формула КФН по балансу, где учтены длительные долговые потребности:

Коэффициент финансовой устойчивости=(Личные средства+Длительное кредитование)/Валюта баланса.

Благодаря данному параметру можно вывести общую часть суммарных вливаний, полученную из долгосрочных финансовых вливаний. Таким образом, можно точнее подсчитать оптимальную структуру финансовой базы компании.

Где находятся сведения для подсчета КФН

И та, и другая формула расчета финансовой независимости демонстрируют подсчет характеристик на основе балансовой отчетности. Некоторые организации применяют для этого отчетность бухгалтерии за 1 финансовый год, но значительно выгоднее применять специальный управленческий баланс за 1 месяц. Для этого имеются свои основания:

  • Чем больший объем учетных дат, тем качественнее демонстрация средних параметров, соответствующих фактическим активам и задолженностям по среднегодовому объему.
  • Нередко расчет коэффициента требует совмещение статей, которые расходятся с законодательными формами. При этом управленческий учет, основанный на специфике организации, обеспечивает исключение любых перерасчетов, что значительно оптимизирует проведение аналитической деятельности.
  • Основываясь на отчетах за 1 месяц, возможно отслеживание динамики структуры финансовой базы внутри 12 месяцев, что имеет огромное значение при предотвращении кассовых расхождений.

Какой вид должен иметь КФН

Принято считать, что коэффициент финансовой независимости демонстрирует стабильность фирмы. Чем ниже данное соотношение, тем большая зависимости организации от кредитных займов и побочных финансовых вливаний, что уменьшает независимость предприятия.

Что касается допустимого минимума для КФН, он находится на уровне 0,3-0,5, основываясь на сфере деятельности предприятия, что имеет свои критерии требований для структуры финансовой базы. Если рассматривать фондоемкую организацию, имеющую серьезный процент внеоборотных финансовых средств, ее доля личной финансовой базы, как и КФН, обязаны превышать указанные показатели нормы.

Если коэффициент показывает близость к 1, это указывает на отсутствие используемых кредитных денег при действующей финансовой базе, что далеко не всегда является благоприятным фактором. Если вид предпринимательской деятельности предполагает повышенный процент высоколиквидного оборота, возможно применение внешних финансовых вливаний в требуемых объемах, что позволит увеличить окупаемость личных средств. Основываясь на данном предположении, характеристика КФН порядка 0,7-0,8 может быть самой подходящей.

Дополнительные особенности КФН

Мы разобрались, как рассчитать коэффициент финансовой независимости предприятия, но этот показатель не демонстрирует полную картину ситуации на предприятии. Для этого требуются данные о платежеспособности компании в ближайшем будущем, так как завышенная степень обязательств на краткосрочном отрезке времени может стать причиной просрочки платежей по имеющимся кредитным займам.

Чтобы продолжить данные исследования, важно использование побочных соотношений, которые также демонстрируют структуру источников финансирования и имеющихся денежных средств, но здесь имеет место учет срочности оплаты счетов и оперативности превращения вкладов в чистую прибыль.

Первая подобная группа называется параметрами ликвидности. Зачастую наиболее целесообразным шагом становится применение параметра скоростной ликвидности, рассчитываемого по формуле:

Коэффициент скоростной ликвидности=(Краткосрочные долговые обязательства по дебиторке+Ликвидные запасы товара и продукта+Финансовая база и эквиваленты)/Краткосрочные обязательства.

Подобное соотношение, также называемое коэффициентом покрытия, способно пролить свет на возможность фирмы погашать долговые обязательства на небольшом временном отрезке, используя для этого только высоколиквидные активы. Принято считать, что показатель менее 1 указывает на высокие риски неплатежеспособности. Оптимальным уровнем считается коэффициент от 1,5 до 2,5. Если же данная величина превышена, это может свидетельствовать о неграмотной структуре финансовой базы, присутствии возможности внедрения внешних денежных средств, что позволит улучшить окупаемость личных финансов.

Важно не забывать о том, что расчет коэффициента скоростной ликвидности не требует внесения в числитель сырья, материальной базы и трат предприятия в неоконченный производственный процесс. Если говорить о норме, такие факторы не используются в торговле, и их превращение в финансовую базу может нарушить процедуру производства, приведя компанию к убыточности.

Еще один побочный фактор - коэффициент обеспеченности личными оборотными активами. Его также принято называть коэффициентом маневренности и рассчитывать на основе следующей формулы:

Коэффициент маневренности собственного капитала=(Собственный капитал -Внеоборотные активы)/Собственный капитал.

Благодаря данной формуле устанавливается объем личных средств, пребывающих в самой подвижной форме - оборотных активах.

Выводы

Любое предприятие имеет массу параметров, на основе которых устанавливается индивидуальная оптимальная база активов и методик их пополнения. Суть подхода заключается в том, что оценка финансовой стабильности фирмы требует комплексных мероприятий.

Каждый КФН обязан применяться неразрывно с параметром ликвидности и наполнении капитала личными оборотными финансами. В ситуации грамотного усреднения сведения и подсчетов можно получить только характеристику имеющейся финансовой базы и источников денежных вливаний.

Если вам необходимо, чтобы КФН стал полезнейшим финансовым инструментом, важно осуществлять анализ на постоянной основе и в различных периодах времени, следить за динамикой показателей и исследовать воздействия случаев финансово-хозяйственных операций на корректировки структуры общего капитала.

Таким образом, использование системы аналитических параметров обязано быть своевременным и соответствующим текущему времени, что можно сравнить с каждой успешно функционирующей фирмой. Подобный подход к применению коэффициентов обеспечит своевременную демонстрацию вероятных рисков и выявление узких зон организации, а также путей нормализации сложившейся ситуации.

Успех решения задачи по определению понятия конституции в значительной степени зависит от того, насколько верно уясняется сущность данного феномена. Наука конституционного права выделяет формально- юридическую и социально-политическую сущность конституции.

Формально-юридическая сущность выражается в том, что конституция является актом или группой актов, обладающих высшей юридической силой и занимающих верховное положение в системе законодательства.

Другой аспект анализа заключается в выявлении социально-политической сущности конституции. По вопросу о том, что составляет сущность конституции в социально-политическом смысле, имеются различные теории. Они аналогичны тем, что возникли для обоснования сущности права в целом.

Одной из самых древних теорий является теологическая, согласно которой сущность права и соответственно конституции заключается в завещании божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни. Теологи считают, что в конституции воплощаются божественные идеи высшей справедливости и разума.

Другой, также довольно старой и широко распространенной теорией является трактовка сущности конституции как общественного договора.

Суть общественного договора заключается в согласовании политических интересов различных классов, групп и слоев общества. Принимая конституцию, члены общества заключают договор о том, на каких основах учреждается данное общество и по каким правилам оно собирается жить. Механизм согласования интересов выражается в том, что классы, социальные слои, территориальные, национальные, религиозные, культурные и иные общности и группы людей добиваются их отражения в конституции.

Теория общественного договора близка с теорией соотношения политических сил. С этой точки зрения конституция играет роль политического документа, выражает соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. К примеру, конституционные акты в Англии отразили компромисс между земледельческой аристократией и нарождавшейся промышленной буржуазией в XVII в. Этот компромисс выразился, в частности, в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов и выборности Палаты общин парламента. Отмечая политическую сущность конституции, Дж. Милль по этому поводу писал: "Во всякой конституции есть одна сильнейшая сторона, и если бы обыкновенные конституционные сделки перестали существовать и отдельные элементы вступили в борьбу, то она бы постоянно одерживала верх. Конституционные правила применяются на практике только до тех пор, пока они дают перевес в управлении той из сторон, которая владеет наибольшею действительною силой вне стен парламента" .

Теория соотношения политических сил была интерпретирована социалистами в качестве теории соотношения сил в классовой борьбе. Классики марксизма-ленинизма сделали вывод об антинародной сущности буржуазной конституции, выражающей интересы господствующих эксплуататорских классов. В противовес была предложена конституция социалистического типа, отражающая интересы и волю трудящихся. Формой их выражения на этапе построения социализма была конституция государства диктатуры пролетариата.

В противоположность марксистско-ленинской доктрины представители теории общественного договора и школ естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней интересов народа и естественных прав людей, отражающих опыт прогрессивного развития и традиций. Именно естественно сформировавшиеся конституции отличаются стабильностью и настоящей гибкостью, так как в отличие от конституций, спускаемых сверху ("революционных" конституций, октроированных конституций и т.п.), они формируются в результате общенародного опыта.

Каждая из теорий о сущности конституции основывалась на своих идейных постулатах и собственной эмпирике. Некоторые теории по мере развития цивилизации подверглись модификации. Так, узкоклассовое понимание сущности конституций социалистического типа трансформировалось в утверждение об общенародной сущности социалистической конституции в период констатации факта построения развитого социализма.

В современных конституциях некоторых государств обнаружился феномен слияния теологических воззрений, идей общественного договора и взглядов представителей естественного права в единую консолидированную идею о демократической и гуманистической сущности конституции как правового акта высшего разума, справедливости и общественно-политического идеала. Такое слияние можно обнаружить, если проанализировать преамбулы конституций ряда европейских государств. К примеру, преамбула Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. начинается словами: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленные желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон". Другим, еще более ярким примером является содержание преамбулы Конституции Швейцарии. В ней говорится: "Во имя Всемогущего Бога! Народ и швейцарские кантоны, сознавая свою ответственность перед Создателем, полные решимости обновить свой союз в целях укрепления свободы, демократии, независимости и мира в духе солидарности и открытости к миру..., убежденные в том, что только тот является свободным, кто пользуется своей свободой, и что расцвет общества является благосостоянием наименее обеспеченных его членов, принимаем Конституцию...".

За единство торжества божественного и свободы в конституционном демократическом развитии России выступали многие русские мыслители и философы конца XIX – начала XX в. Эти идеи до конца своих дней проповедовал известный государствовед и философ И. А. Ильин (1883– 1954 гг.). Проживая в эмиграции в годы советской власти, он призывал по мере достижения демократии не забывать о том, что государство и его законы служат делу Божию на земле .

Таким образом, для уяснения социально-политической сущности конституции в современный период используются гуманистические и демократические теории о создании главного закона общества и государства, отражающего лучшие стороны разумного и целесообразного, гармонизирующего значимые отношения в оптимальный для данной страны общественный и государственный строй, отвечающий интересам личности и общества. В реальной жизни эта модель, однако, не всегда воплощается в полной мере и еще более отходит от идеала в процессе реализации конституционных положений. Поэтому, наряду с идеальной сущностью конституции, важно увидеть ее реальную сущность, отражающую компромисс между идеальным и тем фактическим соотношением сил, которое сложилось на момент принятия конституции. В любом, даже в самом демократическом обществе создаваемая модель конституционного строя представляет собой политико-социальный компромисс, который может выразиться в отказе от определенных демократических ценностей, в некотором перекосе в балансе разделения властей и т.д. Однако, как правило, главная цель конституции или вносимых в нес изменений и дополнений – это нахождение консенсуса, поиск равновесия, стремление одновременно к стабильности и обновлению в целях дальнейшего поступательного развития государства и общества. Чем больше соответствия между идеалом и формой отражения сложившегося соотношения сил, тем сильнее вероятность совпадения юридической и фактической конституций.

Завершающий уровень, на котором проявляется сущность конституции, – это состояние фактической реализации закрепленных положений. По уровню совпадения формальной и фактической конституций различают реальную и фиктивную конституции. Фиктивность конституции свидетельствует о необходимости либо изменить формально-юридическую модель, либо попытаться привести в соответствие с ней складывающиеся реалии, используя политические и правовые рычаги убеждения и принуждения, включая меры конституционного контроля. В то же время "даже самая фиктивная конституция лучше прямого деспотизма, поскольку само наличие писаной конституции есть легальное средство борьбы за провозглашенные в ней ценности" .

Сущность конституции предопределяет ее содержание. Вопрос содержания, т.е. предмета конституционного регулирования представляет собой один из наиболее интереснейших аспектов научного анализа в теории конституции. Посылка о том, что конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, формирующие конституционный строй конкретной страны, носит абстрактный характер. Как правило, эти отношения структурируются и составляют такие группы, как основы конституционного строя и гражданского общества, правовое положение личности, форма государственного устройства, форма государственного правления и система государственных органов, система публичной власти и местного самоуправления. Несмотря на сходство предмета конституционного регулирования по причине разнообразных факторов (исторических, культурных, правовых, политических и т.д.) содержание практически каждой конституции имеет свои особенности. Одни конституции содержат преамбулу, другие нет. Цели принятия конституции также существенно различаются. В частности, в преамбуле Конституции США декларируется факт образования федерации, а в преамбуле конституций Ирландии и Индии – создание независимого государства. Конституции Германии, Испании, Японии в своих преамбулах отражают естественное после ликвидации фашизма стремление к построению не только свободного демократического, но и мирного государства.

Исторически сложилось, что непосредственно в самом тексте Конституции США нет главы, посвященной правам и свободам, такие положения содержатся в поправках к данной Конституции. Аналогично в Конституции Франции 1958 г. пет главы, посвященной правовому положению личности. В ней имеется отсылка к Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле Конституции 1946 г. В противоположность приведенным примерам в конституциях большинства стран значительное место отведено регулированию правового статуса личности отдельными главами (разделами).

Существенно различаются конституции по структуре и объему регулирования порядка формирования и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, закреплению экономических, финансовых и социальных основ государственности. В разной степени детализированы основы общественного строя, внутренней и внешней политики государства.

Исторические традиции предопределяют и акценты, которые расставляются при выборе предмета конституционного регулирования. В частности, в Швеции, где традиционно большое значение придается свободе слова и информации, начиная с XVIII в. к числу конституционных относится Акт о свободе печати.

Особенностью целого ряда конституций третьего поколения явилось закрепление регулирующей роли государства в экономической и социальной сферах (Испания, Италия, Португалия и др.). В них содержатся соответствующие главы и разделы, посвященные принципам социально- экономической политики, в том числе государственному планированию и программированию экономического и социального развития; гарантиям социальной защиты граждан.

На содержание конституции накладывает отпечаток и форма государственного устройства. В большинстве конституций федеративных государств имеются положения, посвященные статусу не только центральной власти, но и власти составных частей федерации. Однако степень регулирования взаимоотношений федерации и ее субъектов весьма различна. Если в конституциях Австрии, Бельгии, Германии (ФРГ), Индии, Швейцарии подробно определяются компетенция органов государственной власти составных частей федерации, а также формы контроля со стороны федеральных властей, то Конституции США и Российской Федерации на этот счет лаконичны.

  • Милль Дж. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863. С. 69.
  • Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1993. С. 239.
  • Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003. С. 48.

В каждую историческую эпоху общество имело свою особую структуру социальных связей и специфическое строение образующих его элементов. Общество, взятое в единстве всех его сторон, находящихся во взаимодействии и взаимно влияющих друг на друга, имеет свою конструкцию, т.е.

Обязательно построено по определенной схеме. Подобная упорядоченная структура социальных связей, составляющих общественную систему на определенном этапе ее исторического развития, есть не что иное, как фактическая конституция общества.

Слово конституция имеет двоякий смысл. В первом смысле конституция понимается как строение, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это и есть фактическая конституция. Фактическая конституция возникает вместе с возникновением самого общества. Во втором смысле под конституцией понимается установление, закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений. В отличие от фактической конституции - это юридическая конституция. Таким образом, юридическая конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества.

Если существование фактической конституции исчисляется многими тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо более скромный - всего чуть более двухсот лет. Хотя еще в I-III веках н.э. в отношении некоторых указов римских императоров употреблялся термин "конституция", но в основном для того, чтобы подчеркнуть особую важность этих указов. Аналогичные акты конституционного (т.е. устанавливающего определенный правовой статус) типа существовали в эпоху Средневековья. В 1215 году в Англии была принята "Великая хартия вольности". Но первые цельные юридические конституции связаны с возникновением буржуазного общества и государства.

Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787) и Конституция Франции (1791).

Конституция - это явление общественной жизни. Она в наиболее общем виде выступает как средство упорядочения и регуляции определенной совокупности общественных отношений. Создание первых юридических конституций было вызвано необходимостью законодательного закрепления новых буржуазных отношений, пришедших на смену феодальным, установления новой системы власти и системы взаимоотношений между людьми (основные права человека, равноправие граждан и т.д.). Но это есть лишь внешняя характеристика конституции как юридического документа.

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства. Впервые на это указал Ф. Лассаль в работе " О сущности конституции". В этой же работе указано, что юридическая конституция обладает двумя свойствами. С одной стороны, она является реальной, с другой - фиктивной. Реальной юридическая конституция является постольку, поскольку отражает действительное соотношение общественных сил в государстве. Юридическая конституция фиктивна тогда, когда она неадекватно выражает соотношение политических сил в обществе, т.е. не соответствует фактической конституции. Это происходит тогда, когда юридическая конституция долго не меняется или в нее вовремя не вносятся поправки.

Сущность конституции (здесь и далее имеется в виду юридическая конституция) заключается также в том, что ее возникновение и развитие связано с изменениями определенного соотношения общественных сил. И наоборот, создание новой конституции приводит к движению и изменению общественных сил.

Особенность всех конституций состоит в том, что они всегда содержат в своих текстах как реальные, так и фиктивные положения. Ни одна юридическая конституция в мире, принципиально, не может быть только реальной. Тому есть две причины. Одна - объективная, так как в результате постоянного развития общества возникают новые социальные связи и отношения. И даже если какие-то положения на момент принятия конституции были реальными, то со временем они становятся фиктивными. Законодатель не может заранее предугадать будущие векторы социального развития и отразить их в тексте конституции.

Другая причина фиктивности конституции - субъективная. Это значит, что законодатель сознательно закладывает в текст конституции положения программного характера, т.е. то, чего еще нет в реальной жизни, но что должно быть и к чему надо стремиться. Иными словами, любая юридическая конституция представляет собой программу дальнейшего движения общества вперед, определяя его цели и задачи. Чем больше конституция содержит подобных фиктивных положений, тем в большей степени она является политическим, а не юридическим документом.

В юридической литературе имеется множество определений конституции. Общая суть их сводится к тому, что в идеале конституция представляет собой Основной Закон государства, выражающий действительное соотношение общественных сил на определенном этапе исторического развития.

Политико-правовые свойства конституции:

1. Конституция - это единый нормативно-правовой акт, а не свод законов. Хотя иногда функцию конституции выполняет определенная совокупность законов (например, в Великобритании).

2. Принятие новой конституции означает не окончание, а дальнейшее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает четкую правовую основу. Конституция является нормативной базой этого процесса. После принятия новой конституции в государстве все законы, противоречащие положениям конституции, объявляются юридически ничтожными и не могут вызывать юридических последствий. Это свойство еще раз подтверждает положение о том, что конституция является Основным Законом государства.

3. Как Основной Закон Конституция РФ обладает верховенством. Это значит, что в рамках государства нет ни одного акта, который по юридической силе превосходил бы конституцию или имел бы с ней одинаковое правовое значение. Особое значение это свойство конституции приобретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Обычно в конституции федеративного государства оговариваются способы обеспечения ее верховенства. Упор при этом делается на политические способы, а именно:

а) политические консультации федеральных органов власти и органов субъектов федерации;

б) принятие федеральными органами актов по отмене конституционных норм субъектов федерации, вступающих в противоречие с федеральной конституцией;

в) решение органов конституционного надзора (конституционного суда) по отмене неконституционных актов. Силовые способы подавления сепаратизма в федеральных конституциях, как правило, не предусмотрены.

4. Конституция обладает таким свойством, как легитимность, проявляющуюся в двух аспектах:

а) конституция должна исходить от соответствующих органов, которые вправе принимать конституцию;

б) в конституции должны закрепляться согласованные интересы и воля всех социальных групп, наций, народностей, образующих общество. Именно в этом смысле конституция должна рассматриваться как средство достижения и поддержания гражданского мира и согласия в обществе, а не как орудие классовой и политической борьбы.

5. Конституция только тогда может быть актом прямого действия (т. е. ее нормы могут непосредственно применяться независимо от того, имеются ли конкретные законы, детализирующие положения конституции), когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6. Важным свойством конституции как нормативно-правового акта является ее стабильность, устойчивость. Все другие законы могут часто меняться. Стабильность конституции состоит в том, что она рассчитана на длительный период, в течение которого нормы конституции являются устойчивыми, так как отражают коренные, основополагающие отношения в обществе. Стабильность конституции обеспечивается также особым, усложненным порядком внесения дополнений, поправок и изменений в ее текст.

7. Конституция в силу особой значимости является единственным нормативно-правовым актом, который может разрабатываться и приниматься всенародно, т. е. путем всеобщего, прямого и тайного голосования населения государства (путем проведения референдума).

С помощью .

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства.

Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.

  1. Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.
  2. Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Функции конституции РФ

В науке конституционного права различаются следующие функции конституции :

  • учредительная;
  • организаторская;
  • внешнеполитическая;
  • идеологическая;
  • юридическая.

Учредительная функция

Слово "учредительная" следует понимать или как закрепление тех общественных отношений, которые уже фактически существуют, либо как создание правовых предпосылок для появления совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникнуть и развиваться, пока для них не будет соответствующей правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается.

Таким образом, учредительский характер конституции может проявиться как по отношению к политической системе в целом, так и по отношению к конкретным конституционно-правовым институтам и органам.



 

Возможно, будет полезно почитать: