Императивный и диспозитивный метод в экологическом праве. Метод экологизации


Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права . Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

Дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

На наш взгляд, особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права . Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений , однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права :

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права. Однако всякое содержание имеет свои формы проявления.Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и правового статуса субъектов правоотношений.Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов.Установление обязательных предписаний составляет значительный удельный вес в экологическом праве, поскольку интересы природопользователей не всегда совпадают с экологическими интересами государства. Поэтому природопользователям устанавливаются точные обязанности по целевому использованию природных объектов.Установление запретов применяется в тех элементах природопользования, где происходит столкновение личных и общественных интересов и без правового вмешательства проблему нельзя решить. Обычно запреты бывают обеспечены к исполнению наличием ответственности за их нарушение.Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений.Рекомендации как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов экологических правоотношений выражаются в виде примерных правил, действуют наряду с локальными нормативными актами.Санкционирование как форма диспозитивного подхода выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих решений появится с момента утверждения их компетентным органом.Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении права принимать решения по определенному кругу вопросов.В заключение Ерофеев предлагает использовать следующую схему метода экологического права В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения. Более полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на основные природные ресурсы, что естественно обусловливало преимущественно административный способ управления ими. На него работали представления о естественном, "дармовом" происхождении природных благ, об отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование.

Понятие "исключительная" означало принадлежность природных ресурсов только государству. Природные ресурсы не могли быть в собственности кого-либо, кроме государства, а могли лишь передаваться им только в пользование, в аренду: распоряжение ими всегда оставалось прерогативой государства. Современникам могут быть видны как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода: можно было легче планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические инстинкты природопользователей; однако эти факторы не принесли ожидаемого эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение экономической оценкой природных ресурсов, безответственность, разорение.Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В таком контексте гражданское право, направленное на регулирование имущественных отношений, является антиподом противоположной формулы, провозглашенной в начале 20-х гг.: "Ничего частного мы не признаем, ничего частного для нас быть не может – для нас все общественное, публичное".В конце 80-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим. На этом пути сделано немало: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды, признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т. е. постепенно складывается экономический механизм охраны окружающей среды, введение материального интереса в ее сбережение.В то же время Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей (в отличие от предыдущих тридцати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юридических лиц), формируется (со взлетами и падениями) государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов – специфическая черта экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? В области экологии этот вопрос немаловажен.Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды. Поскольку ее состояние вызывает все большую озабоченность населения, а предписания по ее охране приобретают все большую социальную значимость, постольку государственно-властный и имущественно правовой методы будут диалектически и причудливо переплетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая, друг другу место в зависимости от состояния деградации окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.Административные методы охраны окружающей среды не чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отношений, признания условной незыблемости частной собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и настойчивее окружающая среда признается в них общенациональным благом, необходимым для выживания общества; в случаях коллизий между ним и собственником приоритет и предпочтение судами все чаще отдаются первому; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются государством для общественных нужд и общечеловеческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится незыблемым*.

Предмет экологического права РФ.

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.

Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества. 2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении. 3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа. 4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов. Таким образом, экологические общественные отношения -это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

Метод экологического права РФ.

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:

1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:

1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”) .

2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.

4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.

5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.

2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.

Особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права. Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений, однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

1. Понятие экологического права, история его развития и становления

Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

С точки зрения истории система правового регулирования взаимодействия общества и природы делится на четыре этапа:

1) гражданско-правовой;

2) земельный;

3) земельно-ресурсный;

4) экологический.

Основная роль в системе регулирования «общество – природа» всегда принадлежала земельному праву. В русском дореволюционном законодательстве земельное право не являлось самостоятельной областью права. Первоначально оно входило в состав гражданского права. Это обуславливалось тем, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

Декрет 1917 г. и последующие декреты Советского государства отменили частную собственность на землю. Земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Таким образом, земельные отношения вышли из гражданских и стали самостоятельной правовой областью.

В дальнейшем земельное право развивалось по пути дифференциации земельных отношений. Однако процессы дифференциации, свойственные правовым системам XX в., не вышли за рамки дозволенного, т. е. только государство являлось собственником земли, недр, воды, лесов.

Исторический процесс, который проходил в рамках административного социализма, привел к тому, что экологическое право стало представлять собой совокупность природоохранительного и природно-ресурсового права.

При распаде системы административного социализма и переходе к рыночной экономике произошла денационализация природных ресурсов, в результате чего вместо единой исключительной государственной собственности установилось несколько форм собственности на природные ресурсы. К таким формам относятся: право государственной, частной и муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы становятся объектами хозяйственного оборота. Постепенно из земельных отношений выделяются отношения, которые приобрели имущественный характер Метод правового регулирования становится гражданско-правовым, в основу которого положено равенство сторон.

В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:

1) отношения, имеющие волевой характер;

2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;

3) отношения, составляющие сферу действия эколого-правовых норм.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предмет экологического права отличается:

1) от природно-ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;

2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения

Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;

15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;

17) обращении с отходами производства и потребления;

18) установлении защитных и охранных зон;

19) приватизации и национализации имущества;

20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.

5. Специфические черты экологического права

Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.

Граждане имеют право:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

6. Источники экологического права

Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

7. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения

Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права. Основаниями возникновения юридических правоотношений являются юридические факты, которые подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения и т. п. Однако события не всегда выступают как чисто природные явления. Довольно часто они являются следствиями непродуманной человеческой деятельности.

Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей. Выделяют следующие виды поступков: позитивные; негативные.

Позитивное поведение человека в качестве участника экологических правоотношений – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:

1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;

2) охрана окружающей среды – экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. Первую группу составляют основания, происходящие по воле природопользователя; к ним относятся: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.

Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

2) решение суда, арбитражного суда;

3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

В теории права выделяют 2 базовых метода :

1. Императивный

2. Диспозитивный

В экологическом праве сочетаются оба метода.

Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать его (запрет).

По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В основе этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в области охраны окружающей среды, лицензировании.

Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый метод – экологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например: внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, его задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или иной вопрос, а также идей доктрин.

2)Как учебная дисциплина – это система научных знаний об экологическом праве как отрасли объем учебной дисциплины завит от учебной программы учебного ВУЗа.

4. Принципы правовой охраны окружающей среды.

Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в ст. 3 Федерального закона (ФЗ) «Об охране окружающей среды».
1. Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды».Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам.Законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.
2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Данный принцип имеет несколько аспектов в своем значении.
Во-первых, предполагает требование научной обоснованности экологических нормативов. Их разработка осуществляется на основе научных данных о степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Во-вторых, означает требование экономической эффективности природоохранных мероприятий.
Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды.Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по со-вершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
3. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
ст. 3, 11 и 12 Закона РФ «Об экологической экспертизе» и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружаю-щую среду, а в необходимых случаях - проведение государственной экологической экспертизы.
4. Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.
Находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования.Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан.Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.
5. Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов.
Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.
6. Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:
1) обеспечение открытого доступа к экологической информации;
2) обеспечение гласности природоохранных мероприятий.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды.Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т. е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.
7. Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.
Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям: - охрана озонового слоя; - предотвращение и устранение трансграничных заг-рязнений; - охрана природных объектов, находящихся в общем пользовании нескольких государств; - предотвращение антропогенного изменения климата на планете.
Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:
1) нормативно-правовые акты, принимаемые между народными организациями (ООН и др.);
2) международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.);
3) международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций.

5. Соотношение экологического права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, земельным, финансовым и другими.

Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

административного права - предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.

Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. Гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования

Уголовное право - уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельным правом регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

6. Понятие и особенности источников экологического права. Классификация источников экологического права. Система источников экологического права.

Источники права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

После принятия К 1993 года в РФ стало формироваться 4 уровневая система источников права:

1. На уровне РФ

2. На уровне субъектов РФ

3. На уровне муниципальных образований

4. На уровне организаций, учреждений, предприятий

Классификация источников экологического права:

1. По юридической силе – законы и подзаконные акты

2. По территориальном действию актов (международные, федеральные, региональные, субъектов РФ, местного самоуправления и локальные). Примеры международные - Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция ООН о морском праве (1998 года), Конвенция о биологическом разнообразии (1992)

3. По предмету правового регулирования

Общие экологические акты (ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон КО от 29 ноября 2006 года № 55-ЗО «Об охране окружающей среды на территории Кировской области», Закон КО от 7 июня 2008 года № 247-ЗО «Об экологической экспертизе»). Подобные нормативно правовые акты обычно называют экологическими актами.

Специально экологические (в зависимости от объекта регулирования можно выделить нормативные правовые акты регламентирующие охрану недр, водных лесных ресурсов, охрану животного мира, особо охраняемых природных территорий). Подобные НПА обычно называют природоресурсными и относят их преимущественно к источникам природоресурсного права.

По объекту правового регулирования

Акты, устанавливающие правила охраны и использования средообразующих элементов (воздуха, лесов и т.д.). Например: ФЗ «Об охоте», ФЗ «О недрах».

НПА устанавливающие правила отдельных видов деятельности (генная инженерия) ФЗ № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генной инженерии»

НПА устанавливающие правила функционирования отдельных отраслей экономики. Например: ФЗ «О промышленной безопасности», ФЗ «О безопасности гидросооружений»

НПА устанавливающие требования к обороту отдельных видов материалов веществ. Например: ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах», Закон КО 6 июня 2007 года № 131 –ЗО «Об отходах в Кировской области», ФЗ № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

4. По характеру правового регулирования

Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а так же ответственность участников соответствующих отношений. Например: ФЗ «Об экологической экспертизе».

НПА процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведение государственной экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Например: ГПК, УПК, Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденные Правительством РФ № 698, Постановление Правительства № 147 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды».

Особенность источников экологического права предопределяется комплексностью отрасли. Все источники экологического права условно можно разделить на 2 группы :

1. Источники комплексные (источники общего характера) – регулируют как экологические, так и иные отношения. Например: КРФ, УК, КоАП, ФЗ «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «О кадастре».

2. Специальные источники (специализированными) – это акты целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды. Например: ФЗ «Об окружающей среде».

Теория права, как известно, выделяет несколько видов источников права, так помимо НПА (является основным источником права в РФ) источниками права в разных правовых системах являются правовые обычаи, судебная практика, доктрины и т.д.

В науке экологического права идет дискуссия о тенденциях расширения круга источников экологического права. Некоторые ученые считают помимо НПА к источникам экологического права можно отнести:

1. Федеральные, региональные и ведомственные целевые программы, которые обычно принимаются постановлением правительства РФ и содержат не только нормы поведения, плановые показатели, нормативно вредных воздействий и т.д., но и меры экологической политики в определенной сфере или регионе либо по отношению к группе объектов. Например: Постановление правительства КО от 22 августа 2011 года утверждена областная целевая программа «Развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории КО на 2012-2017 гг.»

2. Доктрины, стратегии, концепции, принимаемые чаще указами Президента. Например: Стратегия национальной безопасности РФ до2012 года, Экологическая доктрина; Водная стратегия на период до 2012 года и Климатическая доктрина РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: