Комментарий к федеральному закону"о статусе военнослужащих".

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

4. Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4437; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739).

5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

6. Супруги военнослужащих - граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4437).

7. Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151);

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151).

8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 637).

получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

Увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.

Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

4. Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

6. Супруги военнослужащих - граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы.

7. Военнослужащие не вправе:

Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

Использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

Принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

Выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

Использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ

    Решение № 2А-67/2018 2А-67/2018~М-57/2018 М-57/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2А-67/2018

    Краснореченский гарнизонный военный суд (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    О., были включены в приказ командира войсковой части... от 25 октября 2016 г. № ... ошибочно, поскольку участия в испытании, проводимом в воинской части в период с 10 по 21 октября 2016 г. он не принимал, в указанный период находился в служебной командировке, по прибытию из которой каких-либо рапортов о допуске к сдаче на...

    Решение № 2-7692/2018 2-7692/2018~М-7315/2018 М-7315/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-7692/2018

    Сыктывкарский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    Субсидии с датой постановки на учет по категории «инвалиды» сохранено за Васильковской Л.Я., в соответствии с абз.4 ст. 1 Федерального закона от 25. 10 . 2002 № 125-ФЗ. Васильковская Л.Я. признана участником Основного мероприятия (Подпрограммы) и включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по...

    Решение № 2-1097/2018 2-1097/2018~М-1012/2018 М-1012/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-1097/2018

    Троицкий городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные

    30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж...

    Решение № 2-2305/2018 2-2305/2018~М-2295/2018 М-2295/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-2305/2018

    Советский районный суд г.Тулы (Тульская область) - Гражданские и административные

    УПФР в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ г. № № в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано со ссылкой на отсутствие специального стажа требуемой продолжительности ( 10 лет либо не менее половины указанного стажа). При этом в подсчет специального стажа не были включены: с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. работы...

    Решение № 2-563/2018 2-563/2018~М-399/2018 М-399/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 2-563/2018

    Красноармейский районный суд (Челябинская область) - Гражданские и административные

    Приведены неверные данные относительно общего стажа истца, что привело к неверному расчету размера пенсии. Считает, что фактически его трудовой стаж до января 2002 года составляет 10 лет 2 месяца 17 дней (без учета службы в армии в двойном размере), при исчислении периода службы в армии не в календарном исчислении, а в двойном размере. ...

    Здравствуйте. Вам, точнее Вашей жене остается только обращаться в суд по месту нахождения органа ПФР, отказавшего в зачете периодов в стаж для получения пенсии, с иском о признании неправомерным отказа в зачете всего периода проживания с супругом-военнослужащим в страховой стаж, обязании РПФР засчитать время совместного проживания совместно с супругом-военнослужащим в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, обязании ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии. Это обосновывается, как Вы уже сами знаете пунктом 4 статьи 10 Закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, есть положительная судебная практика, например, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2013 по делу N 11-41989 «Супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до внесения изменений в законодательство, вне зависимости от мест дислокации воинских частей» и др.

    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕот 18 декабря 2013 г. по делу N 11-41989
    Судья: Муссакаев Х.И.
    Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., и судей Шаповалова Д.В., Зыбелевой Т.Д., при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. гражданское дело по апелляционной жалобе К.Е.М. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 июня 2013 года, которым постановлено:«В удовлетворении исковых требований К.Е.М. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда N 8 по г. Москве и Московской области об обязании произвести расчет общего трудового стажа, взыскании судебных издержек - отказать»,
    установила:
    Истец К.Е.М. обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области о признании неправомерным отказа ответчика в зачете всего периода проживания истицы с супругом-военнослужащим в страховой стаж, обязании ответчика засчитать время совместного проживания истицы совместно с супругом-военнослужащим К.Е.Н. с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г. в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, обязании ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии, мотивируя исковые требования тем, что… года истице была назначена трудовая пенсия по старости. Трудовой и страховой стаж истца по подсчету ответчика составил 17 лет 03 мес. 01 дней и расчет пенсии произведен исходя из страхового стажа. В страховой стаж не были включены периоды проживания истицы со своим супругом-военнослужащим с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г. Совместное проживание истицы при прохождении военной службы ее супругом подтверждено справками Военного комиссариата г. Москвы. На основании заявления К.Е.М. в расчет нестраховых периодов были приняты пять лет периода совместного проживания с супругом-военнослужащим с… г. по… г., с… г. по… г. с… г. по… г. (в совокупности не более 5 лет). В зачислении всего периода проживания истице было отказано. Учитывая вышеизложенное, истица просила суд вышеуказанные исковые требования удовлетворить.Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области возражал против удовлетворения иска.Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит К.Е.М.В заседание судебной коллегии ответчик не явился, согласно данным Почты России извещен надлежащим образом.Проверив материалы дела, выслушав представителя истицы - К.Н.Е., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.Судом установлено, что К.Е.М. с… года была назначена трудовая пенсия по старости.Трудовой и страховой стаж истицы по подсчету ответчика составил 17 лет 03 мес. 01 дней и расчет пенсии произведен исходя из страхового стажа.На основании заявления К.Е.М. с… г. был произведен перерасчет страховой части трудовой пенсии и в расчет нестраховых периодов были приняты пять лет совместного проживания с супругом-военнослужащим с… г. по… г., с… г. по… г. с… г. по… г. (в совокупности не более 5 лет). В зачислении всего периода проживания истице было отказано.В страховой стаж не были включены периоды проживания истицы со своим супругом-военнослужащим с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г.Совместное проживание истицы при прохождении военной службы ее супругом в период с… г. по… г. сторонами не оспаривалось и подтверждено справками Военного комиссариата г. Москвы (отдел по Чертановскому району г. Москвы).Отказывая в удовлетворении искового заявления К.Е.М., суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможность включения в трудовой стаж периода проживания супруги с военнослужащим за пределами пятилетнего срока.Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на ограниченном, выборочном толковании норм материального права без учета действия правовых актов во времени.Согласно Конституционным принципам, о том, что новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. А также, принимая во внимание ст. 4 ГК РФ о действии закона во времени, для зачета того или иного периода в трудовой стаж должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренных настоящим Законом, распространяются на проживающих в РФ лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов… и семьи этих лиц.В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до… года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с… года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.В судебном заседании установлено, что с… года истице К.Е.М. была назначена трудовая пенсия по старости, при этом в страховой стаж истицы ответчиком не были в полном объеме включены периоды ее проживания с супругом-военнослужащим в районах дислокации воинских частей.Как следует из материалов дела К.Е.М. с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г. проживала со своим супругом-военнослужащим К.Е.Н. в районах дислокации воинских частей.Соответственно не включение в страховой стаж К.Е.М. вышеуказанных периодов проживания истицы является незаконным и противоречащим положениям п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому супругам военнослужащих - граждан, проходящих службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до… года вне зависимости от мест дислокации воинских частей.Таким образом, периоды проживания истицы с супругом-военнослужащим до… года должны быть засчитаны в страховой стаж на основании п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями).Как видно из материалов дела на основании заявления К.Е.М. от… г. (дата по отметке Почты России) ответчиком в расчет страховых периодов были приняты пять лет совместного проживания истицы со своим супругом-военнослужащим, в зачете всего периода проживания истице было отказано со ссылкой на ФЗ от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий», где п. 1 ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» был дополнен подпунктами 7 и 8, предусматривающими некоторые виды не страховых периодов, засчитываемых в страховой стаж, в том числе и период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности, перерасчет произведен с… г.Однако с данным доводом ответчика согласиться не представляется возможным, поскольку истица является получателем пенсии по старости с… года, соответственно вопросы о наличии права на пенсию, размере общего трудового стажа и т.д. должны были решаться исходя из норм законодательства действующего до вступления силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 146-ФЗ, новый закон ухудшает пенсионные права К.Е.М., в связи с чем, нормы данного Закона к настоящему спору не могут быть применены.Оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права на пенсионное обеспечение судебная коллегия не находит, так как документов подтверждающих факт проживания К.Е.М. с супругом военнослужащим до… г. в пенсионный орган ранее… г. не представлялось.В силу абзаца 3 части 1 статьи 20 Закона N 173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.Исходя из смысла приведенной правовой нормы следует, что пенсионные правоотношения носят заявительных характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, предоставляющего необходимые документы.На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
    определила:
    Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 июня 2013 г. - отменить, принять по делу новое решение, которым: Признать незаконным отказ ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в зачете всего периода проживания истицы с супругом-военнослужащим в страховой стаж.Обязать ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области засчитать время совместного проживания истицы совместно с супругом-военнослужащим К.Е.Н. с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г., с… г. по… г. в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости.Обязать ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет трудовой пенсии с… г.

    Такая часть российских граждан, как военнослужащие, обладают рядом особенных прав и обязанностей. Все это складывается в отдельный статус, которым в установленном законом порядке наделяется каждое лицо, имеющее военные функции. "О статусе военнослужащих" будет подробно рассмотрен в этой статье.

    Характеристика статуса

    Согласно статье 1 Закона "О военнослужащих", статусом называют совокупность гарантий, прав, свобод и элементов ответственности военнообязанных лиц. Статус должен закрепляться основным законом страны, а также федеральными и прочими нормативными актами. Как известно, военнослужащие должны реализовывать обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации. При этом особый характер обязательных для исполнения функций предполагает наделение военных рядом компенсаций и гарантий.

    Статус военнообязанного лица подтверждается специальным удостоверением, которое необходимо бережно хранить. Согласно имеющемуся документу военнослужащие обладают возможностью носить, хранить и применять оружие.

    Какие граждане обладают статусом военнослужащего?

    В статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляются основные положения, в соответствии с которыми определяются лица, которые могут обладать рассматриваемым статусом. Вот кто относится к категории военных:

    В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" контракт - это специальный документ, который должен соответствовать положениям закона. В контракте закрепляются даты, в течение которых то или иное лицо будет исполнять военную службу.

    Статусом военнослужащего могут обладать как российские граждане, так и иностранные. В случае с последней категорией лиц будет заключаться специализированный договор. При этом как россиянам, так и иностранцам положены одни и те же гарантии и компенсации, о которых будет рассказано далее.

    Правовая и социальная защита военных

    В статье 3 Закона № 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" юридически закрепляются основные гарантии защиты военнообязанных лиц, а также членов их семей. Стоит отметить, что в Российской Федерации действует единая система гарантий, которая, однако, учитывает занимаемую должность, звание, а также общую продолжительность службы. Правовая защита военных - важнейшая функция государства.

    Из чего складывается социальная Вот на что здесь стоит обратить внимание:

    • охрана жизни и здоровья военнообязанных;
    • совершенствование институтов и механизмов социальной защиты;
    • реализация прав, гарантий и компенсаций военных органами государственной власти.

    Законом ФЗ "О статусе военнослужащих" запрещается ограничивать рассматриваемую категорию лиц в их свободах и правах. А какими именно правами обладают военные?

    Права и свободы военнослужащих

    Согласно главе 2 рассматриваемого нормативного акта, граждане, реализующие военную службу, имеют право на защиту собственной чести и достоинства. Каждый военный имеет возможность свободно передвигаться и выбирать любое место жительства. Причем касается это как служащих военных, так и уже уволенных.

    Свобода слова также является важнейшим правом военных, но в несколько особом виде. Так, военнообязанные граждане не должны критиковать и обсуждать приказы своего командира. В свободное от службы время военные имеют право принимать участие в шествиях, митингах, пикетированиях и демонстрациях.

    За военными, как и за любыми другими российскими гражданами, остается право на свободу вероисповедания и совести. При этом рассматриваемая категория лиц не может отказаться от исполнения законных приказов по религиозным соображениям. Еще одно право военнослужащих - это возможность участвовать в делах государства и общества. Военные имеют право свободно голосовать, принимать участие в референдуме, создавать профсоюзы и т. д.

    В главе 2 Закона "О статусе военнослужащих" говорится также о праве на труд, отдых, жилище, охрану здоровья, образование, увольнение, реализацию почтовых отправлений, культурное просвещение и многое другое.

    Обязанности военных

    В статье 26 рассматриваемого закона приведены наиболее общие обязанности военнообязанных лиц:


    Стоит отметить, что для каждого лица с тем или иным званием обязанности будут несколько отличаться. Чем выше по военной иерархии стоит человек, тем больше у него будет полномочий и профессиональных обязанностей. Свидетельствует об этом статья 27 Закона № 76 "О статусе военнослужащих".

    Ответственность военных

    Военнослужащий - это особый гражданин. Наличие у него специального статуса предполагает как ряд запретов, ограничений и обязанностей, так и обширную ответственность. Стоит отметить, что ответственность на военных возлагается особым образом - не через обычные суды, а путем специального, военного судопроизводства. Высшей же судебной инстанцией для военных послужит военная коллегия, входящая в систему Верховного Российского суда.

    Военнообязанное лицо может привлекаться к административной, материальной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности. Однако самым частым видом санкции является дисциплинарная ответственность. Во всех случаях гражданин, реализующий военные обязанности, имеет право на адвоката, представление доказательств, привлечение свидетелей и т. д.

    Основания привлечения военнослужащего к ответственности довольно просты. Как и в случае с любыми другими гражданами, это наличие вины и свидетельств, указывающих на причастность лица к нарушению права.

    Об увольнении со службы

    В статье 23 Федерального закона № 76 "О статусе военнослужащих" закрепляется право военнообязанных лиц на увольнение. Основные причины ухода со службы - достижение пенсионного возраста за выслугу лет, ненадлежащее состояние здоровья (например, получение инвалидности), совершение тяжелого проступка или правонарушения. Необоснованно уволенные военные имеют право на обжалование решений своего руководства в судебном порядке.

    Уволенные со службы граждане имеют право на получение следующие элементов социальной защиты:

    • помощь в трудоустройстве;
    • зачет продолжительности военной деятельности в общий рабочий стаж;
    • преимущественная возможность остаться на работе при сокращении штаба;
    • льготы для детей военного (связанные с образованием, поездками в лагеря и т. д.).

    Уволенные по состоянию здоровья военные имеют право и на получение денежных компенсаций в размере уплачиваемого земельного налога и налога на собственность.



     

    Возможно, будет полезно почитать: