Публичный договор предполагает обращение к. Особенности и условия публичных договоров

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

С. ДЕНИСОВ
С. Денисов, юрист.
Одной из новелл нового Гражданского кодекса РФ является публичный договор (ст. 426 ГК РФ)
Этот договор представляет собой особый тип договоров, так как он не регулирует какой-либо определенный вид деятельности, а охватывает различные виды гражданско - правовых договоров.
Публичным договором признается договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из приведенного определения следует, что предметом публичного договора могут быть только такие обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Так, например, организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, не вправе при наличии свободных мест отказать гражданину в предоставлении гостиничных услуг. Однако если эта же коммерческая организация выступает продавцом своего имущества в договоре купли - продажи, то такой договор уже не будет относиться с категории публичных.
Обязательным участником публичного договора является коммерческая организация (государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, производственный кооператив). Однако не любая коммерческая организация может выступать в качестве участника публичного договора, а только та, которая по характеру своей деятельности обязана осуществлять продажу товаров, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Такая обязанность может вытекать из закона и учредительных документов коммерческой организации.
Иными словами, важное значение имеет характер деятельности коммерческой организации. В связи с этим в п. 1 ст. 426 ГК приводится примерный перечень разного рода видов гражданско - правовых отношений, регулируемых различными договорами. Эти договоры объединяет то, что коммерческие организации обязаны заключать договор в отношении всех и каждого, кто к ним обратится.
Контрагентом такой коммерческой организации могут быть любые граждане и юридические лица, выступающие в качестве потребителей товаров, работ, услуг, производимых (осуществляемых) коммерческой организацией. Поэтому, если коммерческая организация или гражданин - предприниматель приобретают товары, пользуются услугами и результатами выполненной работы для предпринимательских нужд, то правила ст. 426 ГК не применяются.
Признание того или иного договора публичным влечет за собой ряд серьезных правовых последствий, направленных на защиту прав потребителей - наиболее экономически слабой стороны в договоре:
во-первых, для коммерческой организации исключается действие одного из основных принципов гражданского права - принципа свободы договора. Это означает, что коммерческая организация лишается права выбора контрагента и решать вопрос о заключении или о незаключении договора;
во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;
в-третьих, условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, если только законом и иными правовыми актами специально не предусмотрены льготы для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК);
в-четвертых, коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора с потребителем, в противном случае, последний на основании п. 3 ст. 426 ГК и п. 4 ст. 445 ГК может обратиться в суд (арбитражный суд) с иском о понуждении к заключению договора, о разрешении разногласий по отдельным условиям договора независимо от согласия на это коммерческой организации - субъекта публичного договора. В случае необоснованного уклонения от заключения договора потребитель вправе также требовать возмещения причиненных убытков.
Единственно возможным основанием для освобождения коммерческой организации от заключения публичного договора и ответственности является отсутствие у нее возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Например, коммерческая организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, отказывает гражданину в предоставлении гостиничных услуг из-за отсутствия свободных мест. При этом бремя доказывания отсутствия возможностей для заключения договора закон возлагает на коммерческую организацию.
Важная особенность публичных договоров состоит в том, что Правительству РФ в случаях, предусмотренных законом, предоставляется право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В этом проявляется вполне понятный отход законодателя от дозволительного регулирования договорных отношений, от принципа свободы договора. Издание Правительством РФ общеобязательных правил призвано обеспечить защиту прав потребителей, так как отношения, регулируемые публичным договором, - это чаще всего отношения коммерческих организаций с массовым потребителем. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что стремление урегулировать гражданско - правовые отношения путем установления предписаний не характерно для современного российского гражданского права. Это было свойственно ранее действовавшему законодательству, что объяснялось господством командно-административных отношений в экономической жизни.
В том случае, если для потребителей установлены разные условия публичного договора, а также в случае включения в договор условий, нарушающих обязательные для сторон правила, эти условия признаются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК). Например, в соответствии с п. 7 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 8 октября 1993 года N 995 (с учетом изменений и дополнений), запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением иных. При наличии в договоре подобного условия оно признается ничтожным.
Отдельные гражданско - правовые договоры, которые являются одновременно и публичными договорами, регламентированы как в самом ГК, так и в отдельных федеральных законах.
К числу публичных ГК относит: договор розничной купли - продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор энергоснабжения (ст. 539); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, если вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор хранения товаров складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде (ст. 919); договор хранения в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927).
Публичными могут быть признаны договоры возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК), когда коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому, кто к ней обратится. Публичным является договор об оказании гражданам гостиничных, туристических, медицинских услуг, услуг связи и т.д.
К числу публичных можно отнести договоры, участниками которых являются естественные монополии. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Важное положение с точки зрения пределов заключения договора состоит и в том, что органам, регулирующим естественные монополии, предоставлено право определять (устанавливать) цены (тарифы) на товары (работы, услуги) или их предельный уровень субъектов естественных монополий, определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию и др.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.1995 N 147-ФЗ
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.10.1993 N 995
"О ПРАВИЛАХ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ"
Бизнес-адвокат, N 2, 1997

Договор является традиционным средством регулирования в отраслях частного права. Теперь он входит в арсенал средств публичного права Публично-правовое регулирование пользуется преимущественно методами нормативной ориентации и императивных предписаний. В законах и подзаконных актах отчетливо выражается властно-управленческое воздействие на волю и поведение физических и юридических лиц, которое побуждает и понуждает их действовать для достижения об-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 181

щих целей и удовлетворения публичных интересов. Такие методы регулирования по своему характеру отличаются от частно-правовых методов регулирования. И все же сочетание, а не противопоставление различных методов свойственно и публичному праву. Оно использует договорное начало как самостоятельный способ договорного регулирования, а также включает его в общую «правовую цепь» в качестве элемента регулирования.

На данное обстоятельство было обращено внимание учеными-юристами еще в XIX – начале XX в. Различая договоры, выполняющие распределительную функцию для взаимного удовлетворения интересов и предоставления услуг, Г. Еллинек и другие германские ученые выделяли соглашения с их конститутивной функцией по отношению к третьим лицам. Соглашения определяют их права и обязанности. С этой точки зрения соглашения рассматривались в широком смысле, как все государственные акты, требующие для своей силы согласования воли нескольких лиц.

Русский административист А.И. Елистратов, поддерживая эту линию, объяснял развитие договорного начала в административном праве потребностью учитывать растущее политическое самосознание масс. Для всех категорий работников, особенно публичных служб, необходимо проникаться сознанием общности своих жизненных и профессиональных интересов. Властвование, не считающееся с волей подвластных, постепенно теряет под собой почву. И тем не менее публичный договор чаще всего отождествлялся с административным договором государства с гражданами – в имущественных сделках и т.п. Но даже в оболочке субъекта частного права государство и его органы придают подобным сделкам свойство актов государственного управления .

Середина и особенно конец XX в. сопряжены со стремительным расширением сферы договорных отношений. Договор не только становится основным регулятором экономических отношений, но и приобретает значение универсального регулятора. Развитие широкой договорной сферы предопределяется глубокими преобразованиями отношений собственности, отменой всеохватывающего планового распределения, отказом от

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 182

системы административных предписаний по формированию условий договора, распространением договора на новые сферы . Показательны тенденции развития договорного права .

Договоры «входят» в ткань публичного права, позволяя согласовать интересы, позиции и действия государств, властных структур, общественных организаций, наций и народностей, слоев общества. Согласованность приобретает смысл нарастающей доминанты в процессах интеграции в современном мире, которые охватили политическую, экономическую, военную, социально-культурную, научно-техническую, экологическую сферы. Как внутри государств, так и вовне более остро и масштабно ощущается потребность в договорных методах регулирования. Публичный договор вышел на арену общественной жизни, сочетаясь как с частно-правовыми договорами, так и с классическими общенормативными способами регулирования общественных отношений .

Как известно, договор есть соглашение сторон, выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от совершения юридических действий. Договору присущи следующие признаки:

– добровольность заключения, т.е. свободное волеизъявление;

– равенство сторон как партнеров;

– согласие сторон по всем существенным аспектам договора;

– эквивалентный, чаще всего возмездный, характер;

– взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу.

Уместно в данной связи пояснить, как воля сторон в договоре связана со всеобщей государственной волей. Договор служит основанием возникновения субъективных прав и обязанностей сторон и конкретных правоотношений. Стороны связывает посредством субъективных прав и обязанностей не толь-

ко их индивидуальная воля, но прежде всего воля в широком социальном смысле – государственная воля, возведенная в закон и принявшая всеобщую, правовую форму . В договорном правоотношении происходит своего рода персонификация государственной воли, когда общее проявляется в единичном. Под общую «правовую меру» как бы подводятся воля и деятельность сторон, опосредованные правом. Происходит преобразовательное воздействие на волю сторон и юридические факты, с которыми связывается заключение договоров .

Данная позиция несет в себе отпечаток взглядов и правовых актов того времени, когда договор был тесно связан и даже «зависел» от планов. И все же в ней есть свой резон, который мы хотели бы усилить следующими аргументами. Во-первых, закон признает договор как вид нормативной саморегуляции. Во-вторых, закон определяет «договорное поле», т.е. типологию сфер или вопросов, для регулирования которых используется договор В-третьих, закон устанавливает виды договоров и их формы. В-четвертых, закон вводит процедуры заключения и исполнения договоров, защиты прав и интересов партнеров, а также меры ответственности их за невыполнение договорных обязательств.

Для публично-правового договора характерны некоторые специфические признаки. Субъектом договора всегда является субъект публично-правовых отношений, и прежде всего обладающий властными полномочиями. Государство, его органы, должностные лица, местное самоуправление, официальные представители партий и иных общественных организаций, международные организации – таковы наиболее типичные субъекты публичных договоров. Другая же сторона может иметь иной статус, но в публично-правовой сфере быть носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации и т.п.) или выражать общественные интересы (территориальное, профессиональное и иное самоуправление).

Публично-правовой договор отличается от других договоров своим предметом. Это вопросы властвования, управления и саморегулирования, причем далеко не все, а лишь допуска-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 184

ющие не общеправовую, а договорную форму регулирования. Водораздел устанавливается Конституцией и законодательством во избежание «договорной эйфории» и размывания «договорными волнами» нормативного массива публичности.

Из вопросов, регулируемых частно-правовыми договорами, некоторые могут стать предметом публично-правовых договоров, если их значение перерастает рамки локальных интересов. К примеру, таковы договоры государств и их органов об экономическом, торговом, научно-техническом сотрудничестве, приобретающие смысл супердоговоров для заключаемых в соответствии с ними субдоговоров.

Своеобразны обязательства сторон публично-правовых договоров и способы их обеспеченности. Саморегуляция сторон здесь более жестко предопределена их конституционным статусом, но это не снижает объема их усмотрения и добровольности в определении предмета договоров. В них содержатся нормы-цели, нормы-намерения, нормы-координаторы, нормы-согласования, нормы-программы, нормы-действия, нормы-предостережения, нормы-воздержания. Обеспеченность выполнения обязательств государством и его органами, иными субъектами – более многообразная по своим средствам. Включает меры организационные, правовые, экономические, платежно-расчетные, изменения режимов и приоритетов и т.п.

Можно предложить следующую классификацию публично-правовых договоров с учетом их субъектов и содержания:

– учредительные договоры;

– компетенционно-разграничительные соглашения;

– соглашения о делегировании полномочий;

– программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве;

– функционально-управленческие соглашения;

– договоры между государственными и негосударственными структурами;

– договоры о гражданском согласии;

– международные договоры.

В приведенной классификации допускается сочетание разных критериев публичных договоров, включая их внутреннюю и внешнюю сферы. Да и подвижность договоров и соглашений подчас затрудняет их строгое разграничение. Поэтому при известной их тождественности понятие «договор» оправданно

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 185

применять для регулирования вопросов статутно-функциональных, а понятие «соглашение» – для регулирования разных сторон совместной или согласованной деятельности Перейдем к подробной характеристике видов договоров и соглашений

Учредительные договоры посвящаются обычно институциональным вопросам – статусу государств, их объединений, взаимоотношениям субъектов федерации, статусу государственных органов и т.п.

В сложных государствах, образуемых путем объединения ряда государств, договор служит их юридической первоосновой. Вспомним об опыте Германии XIX в., когда после победы Пруссии в австро-прусской войне (8 августа 1866 г.) был заключен договор о создании из 17 немецких государств Северо-Германского Союза. Следующий шаг – заключение «вечного союза для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права». Этот союз именуется Германской империей 16 апреля 1871 г. Конституция Германии зафиксировала создание «союзной территории», состоящей из ряда государств. Ее раздел XIII «Устав о конфликтах и наказаниях» был посвящен процедуре разрешения конфликтов между государствами Союза.

Обратимся к опыту нашей страны Договорный процесс между советскими республиками активно развивался до образования Союза ССР. Республики заключили между собой целый ряд соглашений по общим вопросам межгосударственного сотрудничества – политическим, военным, дипломатическим, экономическим. На их основе формировались новые взаимосвязи между государственными органами республик, заключались соглашения по конкретным предметам взаимодействия. Происходили те перемены в общественном сознании наций и народов, которые послужили социальной основой для более тесного объединения республики.

В научно-исторической литературе основательно исследован данный процесс, равно как и те правовые источники, которые создавали необходимый юридический фундамент .

Сошлемся на некоторые правовые акты. Это Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Со-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 186

ветской Автономии Башкирии (1919 г.), Договор Азербайджана и России о военно-экономическом союзе обеих республик (1920 г.). Союзный договор между РСФСР и Хорезмийской Советской Народной Республикой (1920 г), Союзный рабоче-крестьянский договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Украинской Социалистической Советской Республикой (1920 г), Союзный договор об образовании Федеративного Союза социалистических Советских республик Закавказья (1922 г.), Союзный рабоче-крестьянский договор между РСФСР и ССР Грузии (1922 г.), Соглашение между правительствами РСФСР и БССР по финансовым вопросам (1921 г).

Завершением объединительного процесса стал Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 г. Объединение республик в одно союзное государство произошло на следующих основаниях. Во-первых, были закреплены предметы ведения Союза ССР в лице его верховных органов. Во-вторых, установлены системы союзных органов и порядок их образования В-третьих, определены виды актов, издаваемых союзными органами, и их соотношение между собой, а также порядок внесения соответствующих изменений в конституции республик. В-четвертых, введено единое гражданство. В-пятых, определено бюджетное устройство. В-шестых, утверждены символы Союза ССР. В-седьмых, за республиками сохранено право свободного выхода из Союза.

Договор в таком виде был включен в качестве второго раздела в Конституцию Союза ССР. В дальнейшем, однако, договорные начала в Союзе ССР ослабевают и значение учредительного договора падает. Правовые акты – законы и другие – регулируют вопросы вхождения в состав СССР новых республик, изменение их статуса, компетенции федеральных органов, хотя им нередко предшествовали акты республик. Поэтому не случайно в период начавшихся преобразований в СССР в 1985–1990гг. со всей остротой встал вопрос об обновлении договорных основ советской Федерации. Был подготовлен и согласован проект нового Союзного договора, который был отброшен после августовских событий 1991 г. Союзные республики провозгласили свой суверенитет. Произошел распад СССР.

Начинается новый этап межгосударственного содружества. Он открывается учредительным соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанным 8 декабря 1991 г. и дополненным Алма-Атинской декларацией от 21 де-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 187

кабря 1991 г. Известная поспешность в оформлении процесса прекращения действия Договора о5 образовании СССР и формировании нового межгосударственного объединения породила ряд острых юридических, политических и экономических противоречий, которые пытаются разрешить в настоящее время как путем образования экономического союза, так и выдвижением предложения о новом Евразийском Союзе. В СНГ заключено около 500 соглашений, но эффективность их, признаем, пока невелика.

Само «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» состоит из преамбулы и 14 статей.

Приведем некоторые положения этого Соглашения В статье 2 говорится, что Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы Каждой из Высоких Договаривающихся Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на территории независимо от их национальной принадлежности или иных различий гарантируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Статья 3 гласит. «Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту».

В статье 4 намечено развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества.

Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Подтверждена необходимость сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 188

Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерной зоны и нейтрального государства.

Государства – члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным- командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил.

В статье 7 определена сфера совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества:

– координация внешнеполитической деятельности;

– сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

– сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

– сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

– вопросы миграционной политики;

– борьба с организованной преступностью.

Европейская интеграция за полувековой послевоенный период прошла ряд этапов, и доминантой каждого из них был международно-правовой договор. Первоначально в 50-х гг. на основе договоров возникают Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Договоры различаются по объему регулируемых отношений – от частных сфер интеграции, преимущественно в сфере энергетики, до сферы экономики и отчасти социальной сферы и внешней политики. Римский договор 1957 г. о Европейском экономическом сообществе положил начало поэтапному объединению европейских государств и праву сообществ, состоящему из учредительных договоров, договоров-соглашений и протоколов, документов о присоединении к сообществам. Это «европейское право» сочетает в себе свойства международного права и в известной степени конституционного права .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 189

ЕЭС как международная организация наделена государствами-учредителями собственной волей и свойствами юридического лица. Правосубъектность Сообщества означает способность действовать самостоятельно наряду с государствами-членами Причем оно действует на основе переданных полномочий, в рамках своего Устава. Тем самым подтверждается исходная позиция формирования ЕЭС на основе доктрины международного права, хотя и с рядом особенностей. Специфика выражается в большей степени в самостоятельности Сообщества по отношению к государствам-членам и в наличии собственного правопорядка.

Новым этапом договорного сближения европейских государств стало Подписание в 1992 г. Маастрихтского Договора о Европейском Союзе. Договор состоит из преамбулы и 19 статей, объединенных в семь разделов: общие положения, положения, вносящие изменения в Договоры о ЕЭС, положения, вносящие изменения в Договоры о Европейском Союзе, положения об общей внешней оборонной политики положения в области правосудия и внутренних дел, заключительные положения. К Договору приложены 17 протоколов. В 1993–1994 гг. Договор был ратифицирован в государствах-участниках и стал основой нового этапа развития наднационального права .

В последние десятилетия заключались и другие учредительные договоры публично-правового характера. Сравнительно мало известен подписанный в декабре 1981 г. Республикой Сенегал и Республикой Гамбия Пакт о создании Конфедерации Сенегамбия. Пакт вступил в силу после его ратификации парламентами обеих стран. В рамках Пакта для реализации предусмотренных им целей конфедерации было заключено 17 протоколов (например, об объединении сил обороны и безопасности, о координации в области международной политики, о координации политики в области информации, об экономическом союзе и др.). К сожалению, текстов этих протоколов в библиотеках нет. Конфедерация просуществовала до октября 1989 г. и распалась из-за нежелания Гамбии пойти на создание неограниченного таможенного союза.

Приведем некоторые положения Пакта.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 190

Учреждение Конфедерации Сенегамбия сочетается с признанием каждым того, что государство сохраняет свою независимость и свой суверенитет.

Конфедерация основана на:

интеграции вооруженных сил и сил безопасности Гамбии и Сенегала для защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости Конфедерации;

развитии экономического и валютного союза;

координации их политики в области внешних сношений;

координации их политики в области связи и во всех других областях, в которых конфедерирующиеся государства условились осуществлять сообща их компетенцию.

В рамках Пакта государства устанавливают протоколами применения реализацию целей, определенных в статье 2.

Общими институтами Конфедерации являются, президент, вице-президент Конфедерации, совет министров Конфедерации, конфедеральное собрание. Урегулированы полномочия этих институтов.

В статье 15-установлено, что любое разногласие относительно толкования Пакта и его применения представляется президенту, который выносит решение по согласованию с вице-президентом. Если президент и вице-президент не достигают согласия, то каждый из них может обратиться к арбитражу. Протокол применения определит правила о составе трибунала арбитража, право, которое будет применяться, и процедуру.

Если Конфедерация заключает международное соглашение, то переговоры ведутся президентом по согласованию с вице-президентом. Президент ратифицирует международное соглашение по уполномочию конфедерального собрания и после промульгации конфедерированными государствами. Каждое государство может заключать международные соглашения в соответствии со своей конституцией. Без ущерба для положений статьи 103 Хартии ООН в случае противоречия между настоящим Пактом и другими международными соглашениями действуют положения Пакта.

Настоящий Пакт ратифицируется сторонами в соответствии с их конституционными нормами. Пакт вступает в силу в первый день, следующий за месяцем, в котором произошел обмен ратификационными грамотами. Каждое государство может представить депозитариям Пакта проекты его изменений Депозитарии представляют эти проекты конфедеральному собранию

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 191

для совета После получения совета государства вступают в переговоры для совместного решения вопроса и поправках.

Каждая принятая таким образом поправка вступает в силу после ратификации ее государствами в соответствии с их конституционными нормами Эти положения не относятся к протоколам применения, которые могут периодически изменяться путем соглашения между государствами.

Важное правило закреплено в статье 22 – протоколы применения являются составной частью Пакта, и если иное не оговорено, то ссылка на Пакт является также ссылкой на эти протоколы.

С публичным договором связывают существенные перемены в устройстве государств. В России еще не утихли споры по поводу природы федерации – конституционно-договорной или договорно-конституционной, хотя и исторически, и юридически бесспорно подтверждено ее первое свойство. Обострились политико-правовые противоречия на Украине, где вопрос о заключении договора Республики Крым с Украиной решается в контексте его статуса и характера отношении с Украиной и в известной степени с Россией.

Другая разновидность публичных договоров – это компетенционно-разграничительные договоры во внутрифедеральных отношениях. К их числу можно отнести Федеративный договор, состоящий из трех договоров: о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Подписание этих договоров весной 1992 г. и включение их в текст действующей Конституции Российской Федерации привело к обогащению договорных начал нашего федеративного государства . Иное решение содержится в заключительных и переходных положениях Конституции 1-993 г., согласно которым в случае несоответствия ее положений положениям Федеративного договора действуют нормы Конституции.

И тем не менее предусмотренные Конституцией внутрифедеральные договоры стали весомым инструментом функционального регулирования В 1991–1994 гг. ряд областей готови-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 192

ли проекты договоров о разграничении предметов ведения с федеральными органами Наиболее масштабным явился Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (февраль 1994 г.). В августе 1994 г. подписан двусторонний договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Компетенционные договоры более узкого содержания стали заключаться между Правительством и министерствами России с правительствами и министерствами, ведомствами республик. В них конкретизируются предметы совместного ведения, урегулированные в законах об образовании, культуре, охране здоровья и др.

Можно выделить соглашения о делегировании полномочий, когда один орган передает по соглашению другому органу часть своих полномочий. Такая передача преследует цель обеспечить более эффективное выполнение тех или иных полномочий в конкретной ситуации. Полномочия передаются не окончательно, а на определенный или неопределенный срок, по усмотрению того органа, которому они принадлежат согласно закону. Происходит данный процесс преимущественно в системе исполнительной власти.

Например, статья 78 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность передачи полномочий органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Требуется при этом соблюдение следующих условий: передача происходит по соглашению органов, передаются не все, а часть полномочий, целью передачи является осуществление полномочий. Поэтому у обеих сторон сохраняются обязательства по отношению друг к другу.

Немало случаев делегирования полномочий от республиканских, краевых, областных, государственных органов органам местного самоуправления и наоборот. Но здесь, к сожалению, не всегда отношения оформляются четко составленным договором. Передача же местному самоуправлению отдельных государственных полномочий на основе закона служит разно-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 193

видностью делегирования и должно сопровождаться передачей необходимых материальных и финансовых средств. Таково требование законодательства

Внутригосударственные договорные отношения в ряде случаев исходят из конституционной основы. Два примера. Статья 1 1 Конституции Швейцарии гласит: «Объединенные настоящим союзом народы двадцати трех суверенных кантонов Швейцарии... в совокупности образуют Швейцарскую Конфедерацию». Статья 71 – сепаратные союзы и договоры политического характера между кантонами запрещаются. В то же время кантоны имеют право заключать между собой соглашения по вопросам законодательства, управления и правосудия, доводя сведения об этом до федеральных властей. Последние вправе воспрепятствовать их выполнению, если соглашения содержат что-либо противное конфедерации или правам других кантонов. Кантоны, в виде исключения, могут заключать с иностранными государствами договоры по вопросам народного хозяйства, соседских отношений и помощи.

Конституция Испании воспрещает образование федерации автономных сообществ. Между ними возможны соглашения для управления и собственных служб. Сообщается об этом в парламент страны, который в других случаях утверждает соглашения (статья 145).

К публичным договорам можно отнести программно-политические договоры. Чаще всего заключаются договоры о дружбе и сотрудничестве, закладывающие правовой фундамент для формирования отношений между государствами и государственными образованиями. В них признается и подтверждается суверенитет государств, территориальная ценность и нерушимость границ, гарантии для граждан обеих сторон, определяются направления сотрудничества и сферы совместной и согласованной деятельности. Предусматриваются субсоглашения, которые должны быть заключены в экономической, социальной, военной и других сферах В такой отсылке ярко проявляется правообразующий характер публичных договоров. Наконец, формируются паритетные органы и намечаются другие способы поддержания устойчивых отношений.

Договоры подобного рода характерны для отношений внутри федерации. Так, 18 декабря 1990 г. был подписан договор между РСФСР и БССР, в феврале 1991 г. – договор между

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 194

Казахской и Украинской советскими социалистическими республиками, в апреле 1991 г. – договор между Узбекской и Туркменской советскими социалистическими республиками. В 1992– 1994 гг. между рядом республик в составе Российской Федерации были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве.

К договорам программно-политического характера можно отнести Договор об общественном согласии, подписанный в апреле – июне 1994 г. Участниками подписания Договора явились субъекты публично-правовых отношений – государственные органы, регионы, политические партии, общественные организации, объединения товаропроизводителей и предпринимателей. Взятые ими обязательства в большинстве своем являются по содержанию политико-юридическими и означают либо определенные действия, либо принятие законов, либо отказ от некоторых публичных действий. Реализации Договора содействуют добрая воля участников и их ответственность перед обществом: за принятые обязательства. А специальные способы – «круглые столы», встречи, согласительная комиссия, протоколы – служат инструментами обеспечения публично-признанного поведения участников.

Получают развитие функционально-управленческие соглашения. Их субъектами выступают правительства, министерства и ведомства, которые устанавливают в соглашениях общие задачи, области сотрудничества, способы совместного решения вопросов, использования имущества, объемы поставок товаров, программы и т.п. В последние годы существования Союза ССР нередко заключались подобные соглашения. Например, Соглашение о взаимоотношениях между Госснабом СССР и Госснабом Латвийской ССР по формированию и реализации плана материально-технического обеспечения на 1990 г. (27 октября 1989 г.), Договор между Министерством лесной промышленности СССР и Министерством лесной промышленности БССР о взаимоотношениях и сотрудничестве (29 декабря 1989 г.), Договор о сотрудничестве между министерствами сельского хозяйства Литвы, Латвии и Эстонии (май 1990 г.).

15 августа 1990 г. было заключено Соглашение о торгово-экономических связях на 1991 г. между Правительством РСФСР и Правительством Литовской Республики.

В последние годы развивается практика заключения соглашений между Правительством и федеральными органами ис-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 195

полнительной власти и исполнительными органами республик, областей и других субъектов Федерации по конкретным вопросам экономической, социально-культурной деятельности. Соглашения усиливают взаимодействие звеньев в системе исполнительной власти путем уточнения, конкретизации или дополнительного гарантирования выполнения полномочий для обеспечения публичных интересов. Региональные интересы побуждают заключать соглашения о создании добровольных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации («Северо-Запад», «Сибирское соглашение» и др.), а в их рамках – соглашений о сотрудничестве и хозяйственных договоров. К середине 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан было заключено десять соглашений по отдельным отраслям экономического и социально-культурного строительства. Соглашения подписывались председателями правительств и визировались coo тветствующими министрами

Можно выделить публичные договоры между государственными органами и общественными организациями. Они заключаются на всех уровнях и касаются согласованной политики в области социальных и трудовых отношений, оплаты труда, поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в Тверской области ежегодно заключаются соглашения между областной администрацией и организациями предпринимателей о мерах поддержки предпринимательства.

Среди публичных договоров особое место занимают международно-правовые договоры. Будучи основным источником международного права, международный договор является прежде всего соглашением между государствами как субъектами международного права. Он охватывает такие виды, как соглашение, договор, пакт, конвенция, декларация, протокол. По числу участников могут быть двусторонние и многосторонние договоры, договоры в рамках международной организации, распространяющие свое действие на ее участников (например, в рамках ООН, СБСЕ, СНГ), договоры между международными организациями, между ними и отдельными государствами. Иллюстрацией последнего может служить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и Европейского Союза, подписанное 24 июня 1994 г.

Международные договоры весьма специфичны по своим участникам, содержанию, форме, процедуре подписания, а так-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 196

же выполнению и ответственности за принятые обязательства . Принципиальное значение имеют Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г, Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.

В конвенциях содержатся пояснения употребляемых терминов, урегулированы вопросы заключения договоров, в том числе правоспособность государств в данной сфере, внесения и снятия оговорок Столь же тщательно регламентирован порядок соблюдения, применения и толкования международных договоров. В частности, участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора Общепризнанными являются положения о недействительности, превращении и приостановлении действия договора, а также порядок уведомлений и сообщений.

Международные публичные договоры весьма разнообразны по своему содержанию. Все они публикуются в «Бюллетене международных договоров», доступном для каждого. Они посвящаются вопросам военного сотрудничества, коллективной безопасности, войны и мира, защиты прав человека и гражданина, правовой помощи, обеспечения демократических институтов и правового государства, свободы общественных объединений. Например, действует Европейская хартия местного самоуправления.

Договоры в области экономики, торговли, авторских и иных прав граждан, культуры приобретают публично-правовой характер ввиду способа и масштабности регулирования соответствующих отношений. Они открывают простор международным частно-правовым отношениям и договорам

Приведем в качестве примера Соглашение о регулировании взаимоотношений государств Содружества в области торгово-экономического сотрудничества в 1992 г.

Статья 1. Торгово-экономические взаимоотношения государств осуществлять в рамках Содружества на основе взаимной выгоды и воздерживаться от действии, наносящих экономический ущерб друг другу

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 197

Статья 2. Для взаимных расчетов между хозяйствующими субъектами кредитования и иных финансовых операции в рамках Содружества стороны используют единую денежную единицу (рубль).

При введении отдельными государствами Содружества своей национальной валюты порядок расчетов будет определяться отдельными соглашениями.

Расчеты между предприятиями и организациями государств Содружества осуществляются по свободным рыночным ценам.

Стороны договорились регулировать цены на продукцию предприятий-монополистов на основе специального соглашения.

Статья 3. Стороны обязуются обеспечивать беспрепятственный транзит через территории своих государств товаров и услуг, поставляемых в другие государства, и согласовывать предельный уровень тарифов на перевозку грузов.

Статья 4. Стороны обязуются принять меры по устранению двойного или многократного налогообложения доходов от торговли между предприятиями государств Содружества.

Статья 5. Стороны согласились осуществлять квотирование и лицензирование, а также другие формы нетарифных ограничений на поставки продукции, за исключением перечня товаров по номенклатуре, включенной в межправительственные соглашения.

Стороны договорились до принятия национальных нормативных актов, регулирующих вывоз и ввоз товаров, обеспечить беспрепятственный пропуск через свои границы грузов, перемещаемых на основании нарядов на прикрепление, выдаваемых уполномоченными организациями сторон.

Статья 6. Стороны согласились принять необходимые нормативные акты, гарантирующие выполнение межправительственных соглашений о поставках товаров, в том числе заключение в месячный срок хозяйственных договоров между предприятиями сторон на поставку продукции в 1992 году в счет выполнения указанных соглашений и их выполнение.

Стороны согласились в недельный срок принять необходимые нормативные акты, обеспечивающие в феврале текущего года заключение предприятиями объединениями и организациями, расположенными на территориях государств, хозяйственных договоров на поставку продукции в 1992 году и их выполнение по доведенным правительственными органами объемам поставок в соответствии с межправительственными соглашениями Стороны обеспечат принятие заказов на поставку продукции всеми предприятиями, объединениями по межправительственным соглашениям в пределах установленных квот, а так-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 198

же ответственность за отказ от заключениядоговоров на поставку продукции в соответствии с указанными объемами в виде штрафа, а за невыполнение обязательств по поставкам – неустойки.

Еще один пример. Между Россией и Украиной заключено более 70 соглашений. На общий тонус отношений государств влияют прежде всего договоры о дружбе и сотрудничестве и иные договоры подобного рода, а особенно реальность их выполнения в контексте политических курсов и деятельности государств.

Суммируем сказанное. Главное заключается в развитии договорных отношений в сфере публичного права, поскольку в них выражается мера согласования деятельности участников в рамках публично-правового воздействия.

Новая редакция Ст. 426 ГК РФ

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

Судебная практика.

Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую "слабость" потребителя ограничением прав коммерческой организации.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (приложение к информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Такое ограничение свободы договора для одной стороны - исполнителя (в данном случае - медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).

Другой комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.

Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.

В ГК приведен "открытый" перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.

В ГК указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: прокат (ст. 626), бытовой подряд (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919), договор личного страхования (ст. 927). Публичными могут быть и иные договоры.

Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.

Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.

В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации "по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг". Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.

Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.

Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип "свободы договора" (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.

Однако для другой стороны публичного договора принцип "свободы договора" сохраняет свое действие.

С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).

В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений ("в порядке общей очереди"). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).

2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены "льготы для отдельных категорий потребителей".

Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его "потребителем". Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина "потребитель", содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.

3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.

В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).

Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).

4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.

Однако это право применяется только "в случаях, предусмотренных законом". Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 ЗоЗПП РФ прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.

5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной ст. 180 ГК, т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.

  • Вверх

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Публичные договоры

С точки зрения порядка заключения и формирования содержания особыми разновидностями договоров являются и до­говор присоединения. Правила об этих договорах, по сути, представляют собой ограничения принципа договорной свободы и даже известные отступления от начал юридического равенства субъектов частного , установленные с целью защиты интересов более слабой стороны .

Публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Т.е. публичный договор заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится .

При этом лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. (п. 1 ст. 426 ГК).

Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающий­ся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц . В соответствии с этим к числу публичных относятся договоры:

  • розничной куп­ли-продажи;
  • энергоснабжения;
  • проката и бытового подряда;
  • банков­ского и др.

Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного догово­ра:

  1. обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (ес­ли только иное не предусмотрено законом или иными правовыми ак­тами, например, для ветеранов войн, инвалидов или других категорий граждан); однако сам предприниматель (услугодатель) не вправе по­нуждать потребителя (потребителей) заключать соответствующий до­говор;
  2. цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории ; иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Исключение

Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме мо­жет оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформ­ления договора. Такие ситуации встречаются, например,

  • в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения,
  • в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными орга­низациями, традиционно использующими типовые бланки договор­ной документации (заявления об открытии банковского счета, стра­ховые полисы, товаротранспортные накладные и т.п.).

От них следует отличать ситуации, когда предложение одной из сто­рон использовать заранее растиражированный образец текста догово­ра отнюдь не исключает согласование и переформулирование изло­женных в нем условий. Они встречаются, в частности, в предприни­мательском обороте, где, например, изготовитель продукции может предложить оптовому покупателю согласовать условия договора по­ставки отдельной партии товара, многие из которых уже зафиксиро­ваны им в стандартном бланке (образце договора). Такой договор не является договором присоединения, ибо вполне допускает предвари­тельное изменение любых предложенных одной из сторон условий.

Поэтому не всякое предложение контрагента подписать стандарт­ный бланк договора следует рассматривать в качестве предложения за­ключить договор присоединения - речь идет о формальной невозмож­ности изменения условий договора присоединяющейся стороной, что и вынуждает ее присоединиться к договору только в целом, без каких бы то ни было видоизменений его отдельных условий (пунктов).

Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор при­соединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям , не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности ус­ловий договора - они становятся следствием появления у стороны, раз­рабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым дополнительные возможности изменения или расторжения такого договора лишают одну из сторон возможности злоупотребить принци­пом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.

Публичным признается договор, заключенный с коммерческой организацией (шире - с любым лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность «на публике» - так называемым общественным предприятием) и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится - розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. (п. 1 ст. 426 ГК). В литературе коммерческие организации, занимающиеся ориентированной на публику деятельностью и оттого «...подчиненные объективным правопорядком режиму обязательпости оказания определенных услуг публике» , называют публичными или общественными предприятиями. Общественное предприятие не имеет возможности отказываться или уклоняться от заключения оформляющих его коммерческую деятельность публичных договоров, в том числе оказывая предпочтение (например, устанавливая неодинаковые цены или иные условия для различных категорий потребителей) одному лицу перед другим в отношении заключения такого договора (п. 1 и 2 ст. 426 ГК). Изъятия из этого правила могут быть предусмотрены законом либо иными правовыми актами (таковы, например, законоположения о льготах для отдельных категорий граждан) . Необоснованное уклонение общественного предприятия от заключения обязательного для нее публичного договора является, по общему правилу, основанием для его судебного понуждения к заключению такого договора либо для возмещения вызванных им убытков (и. 3 ст. 426 ГК).

К числу публичных относятся договоры розничной купли-продажи (ст. 492), проката (ст. 626), энергоснабжения (ст. 539), бытового подряда (ст. 730), перевозки транспортом общего пользования (ст. 789), банковского вклада с гражданином (ст. 834), хранения товаров на складе общего пользования (ст. 908) и в камерах транспортных организаций (ст. 923), личного страхования (ст. 927), об оказании возмездных услуг (гл. 39) - гостиничных, туристических, медицинских, связи и т.п.

Особое положение занимают публичные договоры, заключаемые посредством акцепта (принятия) так называемой публичной оферты (п. 2 ст. 437 ГК). Уклониться от их заключения попросту невозможно , ибо такие публичные договоры считаются заключенными с момента принятия потребителем публичной оферты, безотносительно к возражениям или иным противодействующим актам общественного предприятия. Оттеняя эту специфику, их следовало бы назвать не просто обязательными, но неизбежными для заключения.

От публичных договоров следует отличать иные договоры, которые, подобно публичным, обязательны для заключения, но публичными все-таки не являются. Все публичные договоры обязательны для заключения, но не все договоры, обязательные для заключения - публичные. Общие положения о порядке заключения таких договоров и последствиях его несоблюдения содержатся в ст. 445 ГК. Примерами случаев нормативного возложения обязанности заключения на определенное лицо договора , не являющегося публичным , могут считаться договоры поставки или подряда для государственных нужд (п. 5 ст. 528, ст. 765); социального найма жилого помещения (п. 2 ст. 672); банковского счета (п. 2 ст. 846); договоры о выполнении оборонного заказа (ст. 11 Федерального закона от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе») и мобилизационных заданий (заказов) (ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»); договоры с участием лиц, занимающих доминирующее положение на рынке определенных товаров или услуг (ст. 10, 11 Федерального закона о защите конкуренции) и др.

Следует обратить внимание на то, что судебное понуждение к заключению публичного ли или иного договора , по какой-либо причине обязательного для заключения (см. нормы абз. 2 и. 3 ст. 426 и п. 5 ст. 429 ГК, отсылающие к п. 4 ст. 445, а также абз. 2 п. 5 ст. 448 ГК, содержащий по сути то же правило, что и п. 4 ст. 445), выражается в принятии решения , обязывающего соответствующее лицо заключить договор ; кроме того, суд может урегулировать разногласия по договорным условиям, если таковые наличествуют (ст. 446). Важно то, что само по себе вступление в законную силу судебного акта, понуждающего к заключению договора, еще не означает, что такой договор действительно заключен. Судебное решение о заключении договора само по себе не создает договора , а значит, не отменяет необходимости его заключения ; при известной степени упорства ответчика в неисполнении такого судебного акта договор так никогда и не будет заключен, несмотря на его обязательность, а значит, и те правовые последствия, на которые рассчитывал истец, так никогда и не будут созданы. Вряд ли такой подход заслуживает уважения. Было бы вполне логичным признать, что обязательный для заключения договор может быть заменен (при уклонении стороны, обязанной к его заключению, от такового) вступившим в законную силу судебным актом о его заключении. Договор, обязательный для заключения только юридически, должен быть еще и фактически обязательным (или юридически неизбежным). Именно такую, кстати сказать, преобразовательную (т.е. значительно более эффективную и продуктивную), роль играет судебный акт в деле изменения и расторжения договоров (см. п. 3 ст. 453 ГК), а также в деле признания таковых недействительными (п. 1 ст. 166, п. 1 и 3 ст. 167 ГК).

  • Агарков М. М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Право и жизнь.1922. №2. С. 31.
  • Проектом Федерального закона № 47538-6 п. 2 ст. 426 ГК предполагается изложитьв следующей редакции: «В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условияпубличного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельныхпотребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельнымкатегориям потребителей». То есть намечается сделать существенное отступлениеот существующего ныне принципа единства всех условий для всех потребителей -последних предлагается делить на определенные категории, причем, в отношенииусловия о цене такое деление может быть произведено самим общественным предприятием, безотносительно к закону.
  • Так, например, судебная практика высказалась за признание публичным договораоб оказании услуг по водоснабжению и отведению сточных вод (см. постановлениеПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.1996 № 1435/96).


 

Возможно, будет полезно почитать: