Обязательные работы приказ о приеме. Прием на работу осужденных к обязательным работам

Губанов Артур Валерьевич (29.12.2013 в 13:31:27)

Цена: 300 рублей Срок выполнения: 10 суток

Очень просто как и обычному работнику,трудоустраиваете на безвозмездной основе, ведется табель отработанных часов, по окончании утверждается организацией, и подается в исполнительный орган. Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, - благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д. которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п. Правоотношения, возникающие между осужденным и администрацией «работодателя», не могут быть отнесены к трудовым в непосредственном смысле этого слова. Это вытекает из существующих отличий между трудовыми общественными отношениями и общественными отношениями при выполнении обязательных работ, а также из того, что у данных правоотношений не совпадают их элементы и юридические факты, а именно: - заключение , данный факт имеет важное значение, так как является основополагающим для возникновения между работником и работодателем правоотношений по обязательному от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний6.Долгое время не решаются вопросы обязательного осужденных, привлеченных к , а также их обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1 ст. 5 от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ) категорий лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подпадают7. - из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора - свободно выраженная воля стороны. - возмездность трудового договора, а обязательные работы - это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е. бесплатно. Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ. За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности в соответствии с , в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса РФ. В соответствии со ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Последнее обновление Январь 2019

Исправительные работы как вид уголовного наказания практикуются уже более 15 лет. По шкале суровости это третье из наиболее мягких наказаний (самым лояльным считается штраф), цель которого – достичь исправления осужденного посредством привлечения к оплачиваемому труду. Каковы условия отбывания таких работ, в каких случаях они назначаются и когда могут быть заменены – читайте в этой статье.

Исправительные работы – что это

Понятие и правила назначения этого вида наказания содержатся в общей части Уголовного Кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предполагают труд осужденных в месте, которое определяется государственным уголовно-исполнительным органом (инспекцией), контролирующим впоследствии исполнение приговора. Если осужденный до постановления приговора уже был трудоустроен, ему разрешается продолжить работу там же. Когда постоянной работы нет, определяют место, в районе по месту жительства, где он будет трудиться.

Обычно для безработных подбираются муниципальные организации, где необходим малооплачиваемый труд (озеленитель, дворник, уборщик, грузчик). Список таких организаций утверждается ежегодно начальником уголовно-исполнительной инспекции и муниципалитетом. Иногда в числе работодателей могут быть и индивидуальные предприниматели, а также и коммерческие организации, где необходима простая рабочая сила.

Общий срок таких работ может составлять от 2 месяцев до 2 лет. Не запрещается устанавливать данное наказание не только в месяцах, но и днях - обычно так бывает при зачете других видов наказаний.

Пример №1 . Подрядину В.Л., осужденному за совершение кражи в крупном размере, за примерное поведение судом была заменена неотбытая часть лишения свободы (2 месяца 12 дней) на исправительные работы. Поскольку при такой замене «работает» правило один к трем, то Подрядину В.Л. было определено 7 месяцев 6 дней исправительных работ.

В отличие от обязательных работ, при выполнении данного вида наказания осужденному начисляется зарплата согласно установленным тарифам, которые приняты в каждой отдельной организации. Часть зарплаты выплачивается осужденным, другая часть (от 5 до 20%, конкретно будет указано в приговоре) идет в доход государства.

Таким образом, при отбывании исправительных работ достигается сразу две цели: во-первых, гражданин занят и применяет свои навыки и умения на благо обществу, во-вторых, государству поступают денежные средства.

На практике возникают ситуации, когда сами подсудимые желают, чтобы им назначили исправительные работы. Многие из таких граждан находятся в постоянном поиске работы, но из-за низкой квалификации или (и) проблем с законом в прошлом (например, неснятая судимость) их желание жить честным трудом не всегда бывает реализовано. Нередко такие лица после окончания срока работ так и продолжают трудиться в том же месте, где отбывали наказание.

Кому не могут быть назначены

По правилам, установленным Уголовным Кодексом, данный вид наказания может быть определен не всем категориям граждан. Так, исправительные работы не могут быть назначены:

  1. инвалидам 1 группы;
  2. беременным женщинам;
  3. женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  4. призывникам;
  5. военнослужащим по контракту.

В судебной практике известны случаи, когда гражданам из приведенного списка все же назначали исправительные работы. Иногда это происходило вследствие судебной ошибки. По некоторым делам обстоятельства, которые исключают возможность отбывания исправительных работ по приговору суда, стали известны позднее. В любом случае, при наступлении перечисленных жизненных событий отбывание приостанавливается или отменяется .

Пример №2 . По итогам судебного рассмотрения уголовного дела вынесен обвинительный приговор в отношении Самойловой П.Р., которой было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% в доход государства. После вступления в законную силу приговора его копия поступила в адрес инспекции, в день проведения беседы осужденная сообщила, что находится в состоянии беременности, о чем предоставила справку от врача. Самойловой П.Р. было разъяснено, что она вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке отбывания наказания, с учетом предоставленного больничного по родам и отпуска по уходу за ребенком. Впоследствии заявление судом было удовлетворено.

Пример №3 . Пока копия приговора доставлялась в адрес инспекции, за этот период времени Симонову А.К. был поставлен диагноз, который явился основанием для признания его инвалидом 1 группы. В этой связи, ему нельзя было отбывать наказание, впоследствии он был освобожден от него судом.

В отдельных случаях, когда осужденный не был признан инвалидом, но страдает заболеванием, исключающим выполнение работ, закон предусматривает право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания:

В Ленинский районный суд г. Самары

Осужденного Мирного М.Р., 1988 г.р.,
проживающего в г. Самара, ул. Куницына, д. 4

ХОДАТАЙСТВО
Об освобождении от дальнейшего отбывания наказания

Приговором Ленинского районного суда г. Самары от 21.09.2019 я был осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 5% в доход государства. В этой связи с 1 октября 2019 года я состою на учете в уголовно-исполнительной инспекции по Ленинскому району г. Самара, приступил к работе в МУП «Лесное хозяйство» согласно выданному мне направлению, с 03.10.2019.

20.10.2019 я почувствовал себя плохо, обследование выявило хроническое заболеваниесахарный диабет 4 степени, что исключает возможность работы любого характера.

В связи с поставленным мне диагнозом дальнейшее исполнение наказания в виде исправительных работ считаю невозможным.

На основании ч. 4 ст. 42 Уголовно-исполнительного кодекса РФ,

Освободить меня от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с тяжелым заболеванием.

Приложение: медицинские документы на 10 листах, справка из УИИ об оставшемся сроке неотбытого наказания, копия приговора (если приговора на руках нет, в ходатайстве можно изложить просьбу к суду запросить его).

Осужденный Мирный М.Р., число, подпись.

Такое ходатайство рассматривается судом в присутствии прокурора и представителя инспекции. Кроме того, заявителю предоставлено право пригласить адвоката.

Отметим, что есть правило о трехдневном сроке, в течение которого судьи обязаны направлять копию приговора в адрес инспекции. На практике оно не всегда соблюдается, поэтому в течение определенного срока, когда приговор уже вступил в законную силу, но еще не принят к исполнению, могут наступить важные события в жизни человека, влияющие на возможность выполнения работ.

Вопрос:
Могут ли лица, не достигшие 18-летнего возраста, отбывать данный вид наказания?

Ответ: Да, уголовный закон разрешает назначать несовершеннолетним исправительные работы, при этом максимально возможный срок отбывания ограничен одним годом.

Известно, что уголовная ответственность по некоторым преступлениям может наступить и с 14 лет. Если исправительные работы назначаются детям, возраст которых соответствует 14-15 лет, то исполнение такого наказания может быть только с учетом правил трудового законодательства. Так, граждан этой возрастной категории можно привлекать к легкому труду с разрешения законных представителей. Остальные несовершеннолетние (с 16 до 18 лет) привлекаются к труду на общих основаниях, с учетом усеченного максимального срока.

Порядок отбывания

Итак, после того, как приговор вступит в законную силу, его копия направляется в уголовно-исполнительную инспекцию – государственное учреждение районного звена, сотрудники которого непосредственно участвуют в процедуре исполнения всех видов наказания, кроме лишения свободы.

Осужденный ставится в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) на специальный учет, на него заводится личное дело. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает:

  1. Первоначальное посещение осужденного по месту жительства инспектором. Это делается для того, чтобы вручить гражданину повестку с указанием даты и времени, когда он будет обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию, которая обязана привлечь его к отработке не позднее 30 суток со дня поступления копии приговора.
  2. В день явки осужденного с ним проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются права и обязанности, выясняются все обстоятельства, имеющие значение для отбывания наказания. Так, одним из таких обстоятельств может быть трудоспособность осужденного. Если у него имеется какое-либо заболевание, препятствующее отбыванию, данный факт должен быть проверен инспектором.

    Пример №4 . Власов Е.А. был неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы. По приговору от 17.03.2019 ему были назначены исправработы, поскольку за преступление, совершенное им, иного вида наказания предусмотрено Уголовным кодексом не было. За те много лет, которые Власов Е.А. провел за решеткой, у него развился туберкулез последней стадии, был поставлен соответствующий диагноз, при наличии которого работать нельзя вообще. Получив соответствующее заключение комиссии врачей, инспектор обратился в суд о замене наказания на другой вид.

  3. Осужденному выдают направление в определенную организацию, входящую в перечень специально предусмотренных для отбывания наказания, после этого подучетный обязан явиться в течение 5 суток для трудоустройства. В таком письменном направлении указано наименование организации, контактный телефон, адрес, время и дата для явки. Вопрос о трудоустройстве должен решаться с учетом особенностей гражданина, его физических данных, пола, наличия или отсутствия поставленных диагнозов.

    Пример №5 . Иванов Г.Е., страдающий астмой, отбывал исправительные работы, был грузчиком. Ранее суд отказал в удовлетворении ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью, поскольку заключение врачей не содержало запрета трудиться, а также у Иванова Г.Е. не было инвалидности. Иванов Г.Е. обратился к инспектору с заявлением о переводе на другую должность, поскольку физически тяжелый труд грузчика для него является фактором, усугубляющим течение болезни. В организации, где осужденный отбывал наказание, имелась вакансия поливщика, куда он и был переведен.

  4. В назначенный день инспектор созванивается с организацией, в которую осужденный должен был явиться по предписанию и, таким образом, фиксирует начало работ.
  5. Инспектор получает ежемесячные сведения (табель), в которых отмечается количество часов, отработанных осужденным, а также суммы, отчисляемые в доход государства. Ведется учет отбытого наказания, впоследствии делается отметка об окончании срока.

Вопрос:
Что делать, если осужденному предложенная работа не нравится?

Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности.

Если в период отбывания наказания материальное положение осужденного резко ухудшилось по каким-либо причинам (наличие иждивенцев, выплата алиментов, состояние здоровья, уничтожение или повреждение имущества и т.д.), ему можно обратиться в суд с заявлением о снижении размера процентов, определенного приговором. Также с таким предложением может обратиться к суду и инспекция, и работодатель, но, исходя из практики, таких случаев практически не существует.

Вопрос:
Могут ли оформляться больничный или отпуск на той работе, которая определена органами органом исполнения наказания?

Ответ: Да, закон позволяет уходить работающему осужденному «на больничный», если есть официальное подтверждение состояния здоровья. Кроме того, гражданину, отбывающему наказание в виде исправительных работ, положен отпуск, который составляет 18 суток.

После окончания срока отбывания осужденный снимается с учета в инспекции, но в течение одного года с этой даты он считается судимым лицом.

Контролирующие органы и его полномочия

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы. Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства:

  1. ведут общий контроль за поведением всех осужденных, состоящих на учете, в том числе и за осужденными к работам;
    2. следят за соблюдением установленного законом срока – 30 дней, в течение которого осужденный должен начать отбывание исправительных работ;
  2. проверяют ежедневную явку на работу и отсутствие прогулов со стороны подучетных лиц, периодически (2-3 раза в неделю) путем телефонных звонков или личного посещения места отработки;
  3. принимают меры к получению достоверных сведений, подтверждающих неявку на работу по уважительным причинам. Например, временная нетрудоспособность должна подтверждаться больничным листом, и если такового нет, то неявка будет признана фактом уклонения от работ. Отметим, что при наличии больничного листа пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из полной зарплаты, без учета вычетов;
  4. проводят сверку данных об удержании денежных сумм из заработка, предоставляемых администрацией организации, где отбывается наказание, с фактически поступившими деньгами на государственный счет. При этом в сумму, с которой вычитается процент государству, входят не только оклад и надбавки, но и социальное пособие, а также другое социальное обеспечение в денежном выражении, кроме страховки.
  5. направляют в различные организации (СИЗО, больницы, ФМС и т.д.) запросы в рамках работы по поиску местонахождения осужденного, если, к примеру, он не является в инспекцию, не выходит на связь, не проживает по указанному в приговоре адресу и т.д.

Кроме того, именно сотрудники инспекции применяют меры ответственности к тем осужденным, которые не желают отбывать наказание.

Помимо инспекции, к контролю всегда подключены:

  1. прокуратура – надзирающий орган, сотрудники которого не менее 1 раза в квартал проверяют все личные дела осужденных и условия отбывания исправительных работ. Если в действиях сотрудников инспекции выявляются нарушения уголовно-исполнительного законодательства, прокурором вносится в адрес начальника уголовно-исполнительной инспекции представление, в котором содержится требование о привлечении сотрудников УФСИН к дисциплинарной ответственности.
  2. Полиция , отдел ПДН (в отношении несовершеннолетних осужденных) призваны помогать инспекторам УИИ, такая обязанность прямо предусмотрена как в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, так и в межведомственных приказах УФСИН и МВД. Кроме того, статья 12 Федерального Закона «О полиции» наделяет полицейских правами и обязанностями контролировать поведение осужденных, состоящих на учете в УИИ, и при необходимости принимать соответствующие меры. Так, одним из полномочий сотрудника полиции является составление ходатайства о направлении материала в отношении осужденного в суд для замены более строгим наказанием.

    Пример №6 . Романов Е.К. был осужден к исправительным работам сроком на 1 год, с удержанием 10% из заработка в доход государства. Романов К.Е. неоднократно нарушал порядок отбывания наказания, за что был письменно предупрежден об ответственности. Впоследствии во время рейда участковый полиции остановил гражданина, поведение которого говорило об алкогольном или наркотическом опьянении. Этим человеком оказался Романов К.Е., который в рабочий день употребил алкоголь и не вышел на работу. Участковый задержал Романова К.Е. за совершение административного правонарушения (нахождение в общественном месте в состоянии опьянения) и направил в УИИ ходатайство о замене исправительных работ лишением свободы ввиду допущенных со стороны Романова К.Е. нарушений. Впоследствии это ходатайство судом было удовлетворено.

  3. Администрация предприятия , где отрабатывает наказание осужденный. Именно на нее законом возложен непосредственный контроль на рабочем месте: составляется табель, в котором отмечается присутствие на работе и количество отработанных часов; обеспечивается охрана труда, прогулы и нарушения со стороны трудоустроенного не только отмечаются в специальной форме, но и доводятся до сведения инспектора УИИ.

Ответственность за уклонение от отбывания

Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:

  • игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
  • неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
  • прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
  • появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).

Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:

  1. письменное предупреждение . Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
  2. возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ . Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.

Если состоящий на учете в инспекции гражданин, которому необходимо отбыть исправительные работы, два и более раз допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, к нему могут быть применены более жесткая мера ответственности – направление в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Закон предусматривает возможность замены исправработ еще и на принудительные работы, но в связи с тем, что данный вид наказания в настоящее время в России не практикуется, остается только лишение свободы.

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Пример №7 . Курочкину Е.П. было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев, из них он отбыл 3 месяца, после чего перестал приходить на отработку. Ему было дважды вынесено предупреждение о возможном изменении вида наказания, но Курочкин продолжил вести антиобщественный образ жизни, появлялся на работе в состоянии опьянения. Инспекция направила в суд представление, в котором указала на все эти факты, в этой связи судом было определено лишение свободы сроком на 2 месяца в исправительной колонии (оставшиеся 6 месяцев исправработ = 2 месяцам лишения свободы).

Как мы уже отмечали, в судебном заседании должен присутствовать сам нарушитель. Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда осужденного нигде нет – ни по месту жительства, ни у родственников, нет сведений о нем в официальных учреждениях (например, ФМС не располагает данными о месте регистрации). Получается, что нарушитель спокойно продолжает уклоняться от исполнения приговора, но заменить ему наказание в его отсутствие нельзя. В таких ситуациях инспекция готовит документы для объявления гражданина в розыск. Впоследствии, в течение суток после его задержания, суд рассмотрит вопрос о помещении его в СИЗО на срок до 30 дней, в течение которых будет рассмотрено и представление о замене.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

110 комментариев

Организация включена в утвержденный администрацией перечень организаций для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ.
Обязана ли организация принять на работу лицо, направленное уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания обязательных либо исправительных работ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При отсутствии потребности в новых работниках организация не обязана принимать на работу лицо, направленное уголовно-исполнительной инспекцией для отбывания обязательных либо исправительных работ.

Обоснование позиции:
Согласно ст.ст. 25, 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также ст.ст. 49, 50 Уголовного кодекса РФ обязательные и исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Требования о предварительном согласовании перечня организаций, где планируется отбытие наказания осужденных к обязательным и исправительным работам, с самими этими организациями законом не предусмотрено.
Между осужденным и организацией, в которой он отбывает обязательные либо исправительные работы, возникают трудовые отношения (ст. 15, часть первая ст. 16 ТК РФ), особенность которых состоит в том, что такие работники ограничены в трудовых правах в той степени, в которой это предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством. В частности, осужденные работники не могут отказаться от предложенной ему работы, уволиться по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и т.п. Возможность подобного ограничения предусмотрена и частью третьей ст. 3 ТК РФ.
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (часть первая ст. 64 ТК РФ). Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (часть вторая ст. 64 ТК РФ). Законодательство не предусматривает каких-либо особых правил, которыми должны руководствоваться организации при приеме на работу лиц, направленных для отбывания обязательных или исправительных работ. Поэтому при наличии потребности в новых работниках работодатель не может отказать в приеме на работу лицу (в том числе направленному для отбывания обязательных или исправительных работ), деловые качества которого соответствуют установленным требованиям и нет иных причин, препятствующих его работе по определенной должности (например признания лица в установленном порядке не пригодным для выполнения поручаемой работы (ст. 213 ТК РФ), наличия соглашения о переводе иного работника из другой организации (часть четвертая ст. 64 ТК РФ)).
При отсутствии же потребности в новых работниках*(1) работодатель в любом случае не обязан заключать трудовой договор с обратившимся (или направленным к нему уголовно-исполнительной инспекцией) лицом и вправе отказать такому лицу в приеме на работу. Право организации на обоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного для отбывания исправительных работ, подтверждается и п. 72 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009 N 142, по смыслу которого в случае обоснованного отказа организации в приеме осужденного на работу уголовно-исполнительная инспекция продолжает работу по трудоустройству осужденного. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите решения Шарьинского районного суда Костромской области от 25.05.2011 по делу N 2-224/2011, Молоковского районного суда Тверской области от 09.12.2010 по делу N 2-249/2010, с текстом которого можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://actoscope.com/cfo/tverobl/molokovsky-twr/gr/1/reshenie-o-priznanii -nezakonnim-o21122010-823370/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

──────────────────────────────
*(1) В силу правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Прием на работу осужденных к обязательным работам

Нередко возникают ситуации, когда организация принимает решение принять на работу осужденного человека. У бухгалтера нередко могут возникнуть сомнения относительно порядка приема работника и пакета необходимых документов. Физическое лицо может быть приговорено к разного рода работам, среди которых различают обязательные, исправительные и принудительные. В статье расскажем про прием на работу осужденных, рассмотрим разные ситуации.

Порядок приема осужденного сотрудника

Порядок приема осужденных сотрудников отличается от любого другого приема пакетом документов, а также процедурой оформления, которая основана на положениях трудового законодательства нашей страны и определяет заключение трудового договора и подписание приказа, а также необходимость сделать в трудовой книжке работника соответствующую запись о приеме.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе самостоятельно определить, в какой структуре осужденный гражданин будет отрабатывать свое наказание: государственной или коммерческой. Если принято решение направить работника в негосударственную компанию, в общем случае, порядок принятия в организацию осужденного сотрудника включает в себя несколько этапов:

  • Инспекция информирует гражданина о том, что свое наказание он будет отрабатывать в организации, в связи с чем, физическому лицу следует явиться в компанию.
  • Осужденный сотрудник, взяв с собой предписание, должен явиться в выбранную инспекцией компанию и передать руководителю этот документ.
  • Компания рассматривает предложение и принимает решение о приеме на работу осужденного сотрудника.
  • На этом пункте хотелось бы остановиться подробнее. Организация имеет право отказать в приеме на работу осужденному сотруднику, но только в том случае, если причина отказа веская и логически обоснованная. Трудовое право устанавливает ответственность за беспочвенные отказы в трудоустройстве.

    Важно! Если уголовной исполнительной службой получен отказ, она вправе передать документы в прокуратуру для детальной проверки.

    • Бухгалтер компании заполняет отрывной талон и отправляет его в уголовно-исполнительную инспекцию.
    • В случае если решение о приеме осужденного сотрудника в организацию положительное, то инспекция передает в компанию документы, характеризующие решение суда. К ним относятся решения, постановление суда и иные аналогичные документы с указанием продолжительности работ.
    • Бухгалтерия производит оформление работника в штат в соответствие с нормами права и заполняет отрывной талон для инспекции, в котором прописывает должность, а также номер и дату приказа о приеме на работу.
    • Начисление и выдача заработной платы производится в порядке, действующем для иных категорий граждан. Читайте также статью: → «Как рассчитать зарплату по окладу: примеры с формулами». Тем не менее, правом предусмотрено перечисление части денежного вознаграждения за труд в государственную казну в размере от 5 до 20 процентов.

      online-buhuchet.ru

      Приказ о приеме на обязательные работы

      Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В.И. Селиверстова). — М.: «Проспект», 2011.

      Между тем, как отмечается рядом авторов*(5), при привлечении к труду осужденных к обязательным работам отсутствуют две наиболее существенные черты трудовых правоотношений. Во-первых, возникновению трудового правоотношения, как правило, предшествует такой юридический факт, как заключение трудового договора. Исходя же из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип «свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности» (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора — свободно выраженная воля стороны. Во-вторых, трудовой договор является возмездным, т.е. работа всегда выполняется за вознаграждение (заработную плату), а обязательные работы — это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е. бесплатно. Получается, на первый взгляд, что обязательные работы предусматривают принудительный труд и идут вразрез с международным законодательством, которое запрещает принуждение к такому труду. Однако ответ содержится в ч. 4 ст. 4 ТК РФ, которая акцентирует внимание на том, что с точки зрения российского трудового законодательства работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров, принудительной не является.

      Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»

      V. Исполнение наказания в виде обязательных работ

      42. Для исполнения наказания в виде обязательных работ инспекция согласовывает предлагаемый органами местного самоуправления перечень видов обязательных работ и объектов, на которых осужденные отбывают наказание (далее — перечень)*(18).
      По мере необходимости инспекция направляет обращение в органы местного самоуправления для внесения изменений в перечень.
      43. Инспекция привлекает осужденных к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления)*(19).
      44. Инспекция, получив распоряжение суда с копией приговора (определения, постановления), оформляет документы в порядке, приведенном в главе II настоящей Инструкции.
      45. На каждого осужденного инспекция заводит учетную карточку (приложение N 18), в которой ведет суммарный учет отработанного осужденным времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения. Учетные карточки помещаются в картотеку, которая ведется по двум разделам. Первый раздел — «Подлежат привлечению к отбыванию наказания», второй раздел — «Не подлежат привлечению к отбыванию наказания».
      46. Инспекция ведет ежедневный учет осужденных, ежемесячно обобщает сведения об изменении их численности (приложение N 21). Ежемесячно ведет учет лиц, несвоевременно приступивших к отбыванию наказания, из числа подлежащих привлечению к отбыванию наказания.
      47. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, в отношении несовершеннолетнего — возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.
      48. По окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному направление (приложение N 22) о необходимости явки в организацию для отбывания обязательных работ.
      49. Контроль за явкой осужденного в организацию по вопросу привлечения к общественно полезным работам осуществляется инспекцией ежедневно путем получения информации с использованием средств связи, о чем делается отметка в учетной карточке. При необходимости посещается организация и составляется справка.
      50. Инспекция направляет в организацию, в которой осужденный будет отбывать наказание, копию приговора (определения, постановления) суда или заверенную начальником инспекции выписку из него.
      51. В целях контроля за поведением осужденного, соблюдением им условий отбывания наказания и исполнением приговора инспекция:
      еженедельно получает информацию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи, письменного запроса или посещения организации;
      ежемесячно запрашивает из организации табель (в случае его непоступления в инспекцию) о количестве отработанного осужденным времени*(20);
      осуществляет не реже одного раза в месяц посещения объектов для проверки поведения осужденного по месту работы. В справке по результатам проверки отражается информация о виде выполняемой осужденным работы и другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания.
      52. На основании представляемых организацией табелей о количестве времени, отработанного осужденным, инспекция ведет его суммарный учет в часах.
      53. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
      54. При наличии уважительных причин инспекция по письменному заявлению осужденного может разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов. В этом случае инспекция выдает осужденному сообщение (приложение N 23) для представления его по месту отбывания обязательных работ. В учетной карточке осужденного делается соответствующая отметка.
      55. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись.
      56. За уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение (приложение N 24).
      Предупреждение выносится инспекцией не позднее трех рабочих дней со дня невыхода на обязательные работы и нарушения трудовой дисциплины, объявляется осужденному под роспись.
      57. В отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление (приложение N 25) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.
      К представлению прилагаются копии документов, характеризующих осужденного и подтверждающих его уклонение от отбывания наказания.
      Информация об изменениях:
      Приказом Минюста РФ от 22 августа 2014 г. N 178 в пункт 58 внесены изменения
      См. текст пункта в предыдущей редакции
      58. Представление о замене обязательных работ другим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления факта злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, — после проведения первоначальных розыскных мероприятий.
      59. В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания.
      60. В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания, перечисленных в пункте 57 настоящей Инструкции.
      61. В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, а также признания осужденного инвалидом первой группы инспекция разъясняет осужденному либо его законному представителю (только при психическом расстройстве) право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
      Ходатайство подается осужденным либо его законным представителем через инспекцию. Инспекция одновременно с ходатайством направляет в суд заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (при тяжелой болезни) и личное дело осужденного.
      При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя представление (приложение N 25) об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником инспекции.
      62. При наступлении беременности инспекция разъясняет осужденной ее право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
      63. Осужденный снимается с учета инспекции в порядке, установленном главой X настоящей Инструкции.

      Оформление в компанию должника, отбывающего обязательные работы

      Как оформить лицо (должника) по исполнительному производству, направленное в организацию судебным приставом-исполнителем для исполнения административного наказания в виде отбывания обязательных работ?

      В силу действующего трудового законодательства Российской Федерации обязанности работодателя по заключению трудового договора с лицом, прибывшим для отбывания обязательных работ, не предусмотрено. Между тем, рекомендуем издать Приказ (организационного характера) в целях учета должника по административному производству в месте деятельности организации.

      В соответствии с Письмом ФССП России от 25.06.2013 № 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства» при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель заводит учетную карточку на лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в которой ведет суммарный учет отработанного должником времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения.

      Для осуществления такого учета в постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно обязать организацию, в которую направлен должник для отбывания наказания в виде обязательных работ, обеспечить издание приказа о приеме должника на работу; ознакомление его под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии; ведение ежедневного табеля с отражением количества отработанных часов, еженедельное направление копии табеля судебному приставу-исполнителю, а также информирование судебного пристава-исполнителя о невыходе лица, обязанного отбыть обязательные работы, на работу и допущенных им нарушениях трудовой дисциплины.

      Форма Приказа о приеме на работу, являющаяся приложением к вышеуказанному Письму ФССП России, соответствует унифицированной форме № Т-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

      Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, о чем составляется акт о совершении исполнительных действий (приложение № 17 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).

      Между тем, несмотря на наличие соответствующих разъяснений ФССП России, обращаем внимание на следующее. Издание работодателем Приказа о приеме на работу по форме № Т-1 свидетельствует о заключении с лицом трудового договора. Однако такой договор не будет соответствовать требованиям законодательства РФ в виду того, что в силу статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право работодателя заключить срочный трудовой договор с лицом, направленным на выполнение обязательных работ. Кроме того, такой договор предполагает согласие работника на его заключение, а также необходимость осуществления соответствующих выплат, что противоречит общему смыслу исполнения административного наказания.

      Таким образом, ни Трудовой кодекс РФ, ни иные федеральные законы не предусматривают в качестве основания заключения с работником срочного трудового договора отбывание им обязательных работ в организации. В связи с чем рекомендуем в процессе исполнения Постановления о возбуждении исполнительного производства утвердить Приказ (организационного характера) в целях учета должника по административному производству в месте деятельности организации.

      www.ascon-spb.ru

      Кадровый учет осужденных в организации - месте отбывания обязательных работ

      Скажите, а почему Вы решили (ну или где посмотрели), что не нужно заключать трудовой договор с работниками на срок исправительных работ, почему им не нужно начислять заработную плату и этот вид работ носит бесплатный характер? Я в этом сомневаюсь, если честно.
      Вы должны заключить с работником ТД, в котором прописываются некоторые нюансы, отличные от «обычного» ТД, им нужно начислять заработную плат, с этой з/п перечислять в пользу государства какую-то часть. В основе своей все происходит так. Какие условия у Вас, не знаю.
      Скажите, а что написано в документе, который Вам предоставил работник, в котором прописаны условия исправительных работ?

      Статья 40. Условия отбывания исправительных работ[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 7] [Статья 40]

      1. Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.
      2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.
      3. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.
      4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.
      5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.
      6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

      www.buhonline.ru

      • Работа няни в москве без посредников с проживанием вахта Гросс/год: 49 500 руб. Городская Социальная Помощь Москва Няня (прямой работодатель! Стрит Ритейл Групп Москва Гросс/год: 50 000 руб. Няня/сиделка […]
      • Изменения предмета иска в гпк В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) изменение иска – право истца. В Арбитражном кодексе РФ об этом говорится в статьей 49. Учитывая […]
      • Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании […]

    Соответствующие поправки, внесенные 65-ФЗ, и введенные в действие 01.01.2013, предусматривали введение обязательных работ также в сферу административного права.

    Понятие. За что назначают?

    Обязательные работы, что это такое? Исполнение наказания в виде обязательных работ это вид наказания за совершенный проступок.

    Статьей 3.13 КоАП указаны три отличия административных обязательных работ:

    • это полезные работы;
    • их выполняют только официально занятые граждане в свободное время;
    • работы выполняются безвозмездно.

    Обязательные работы являются видом наказания по статьям КоАП:

    • 20.2. – за нарушения при массовых мероприятиях;
    • 20.18. – за блокирование пользования транспортными средствами;
    • 20.2.2. – в случае, если при скоплении людей произошли нарушения порядка.

    Указанные статьи КоАП были рассмотрены Конституционным Судом.

    В Постановлении КС РФ 4-П от 14.02.2013 отмечается, что назначение обязательных работ по перечисленным статьям допустимо, если был принесен реальных ущерб чьему-либо здоровью, имуществу .

    При отсутствии вредных последствий его применение противоречит статьям 1, 19, 37, 55 Конституции РФ.

    Согласно ст. КоАП 20.25 административное наказание, в виде обязательных работ применяется также за невыполнение иных административных наказаний — неуплату штрафа, ареста.

    В отличие от наказания за нарушения при различного рода собраниях и протестах граждан (это довольно редкое в обычное время явление), санкции по данной статье могут применяться широко и повсеместно.

    Статья КоАП РФ 3.13. Обязательные работы

    1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

    2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

    3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Виды

    Виды обязательных работ определяются муниципальными властями по согласованию с региональным филиалом ССП.

    Например, администрацией города Усинск в республике Коми установлены такие их виды:

    Выполнять эти работы нарушители должны как на муниципальных коммунальных предприятиях, так и в частных организациях-подрядчиках городских служб. Обязательные работы заключаются, как правило, в благоустройстве города.

    Обязательные работы устанавливаются исключительно судьей.

    Кто исполняет наказание в виде обязательных работ? Обязательные работы могут назначаться следующими категориями нарушителей:

    • лицам, уклоняющимся от уплаты штрафа, ареста;
    • организаторам или руководителям массовых мероприятий;
    • участникам массовых мероприятий, если они лично нарушили порядок их проведения;
    • мешали движению пешеходов, их доступу к транспорту, жилью, социальным объектам, угрозу соблюдению техники безопасности;
    • нанесли вред зеленым насаждениям.

    Обязательные работы назначаются на срок до 200 часов (срок обязательных работ не может превышать это количество часов), эта мера наказания применяется, если перечисленные действия производились в пограничной зоне, недалеко от резиденций Президента РФ, судов, исправительных учреждений; причинен ущерб здоровью и имуществу людей.

    Обязательные работы не назначаются к следующим категориям людей:


    Обязательные работы могут применяться к несовершеннолетним. Обязательные работы для несовершеннолетних назначаются на срок от 40 до 60 часов.

    Дневная норма по возрастам:

    • 14 — 15 лет – два часа;
    • 15 — 16 лет – три часа;
    • свыше 16 лет – 4 часа.

    Порядок и условия исполнения

    Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ таков — правонарушитель, наказанный обязательными работами, привлекается к их выполнению приставом-исполнителем не позже 10 суток после их назначения.

    Приставы занимаются учетом наказанных таким образом лиц, отработанного времени, согласовывают с местными органами их направление в конкретные организации и отбывание ими работ.

    Организации, куда отбывающие наказание лица направлены, учитывают их явку на работу, ведут контроль за ее выполнением, количество отработанного времени.

    Наказанные обязаны выполнять указания пристава, руководителей организаций, куда они направлены, сообщать о перемене своего места жительства.

    Сроки

    Время привлечения к обязательным работам в рабочие дни не более 2 часов (с согласия отбывающего наказание – 4 часов), не больше 4 часов в нерабочие дни. На какой срок назначаются обязательные работы? Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 200 часов.

    В неделю наказанное лицо должно отработать не меньше двенадцати часов. Пристав может разрешить отработать меньшее время, если наказанный предъявит уважительные причины.

    Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе.

    Если наказанное лицо находится в период отбывания данных работ в очередном отпуске, на каникулах, это не влияет на срок обязательных работ.

    Уклонение от их выполнения (неявка, отказ) в случае неоднократности рассматривается как самостоятельное правонарушение по ст. КоАП 20.25 . На основании соответствующего документа от организации, где нарушитель отбывал наказание, пристав оформляет протокол.

    Судья на основании этого протокола может наложить на виновного штраф от 150 до 300 тысяч р., арестовать его до 15 суток .

    Случаи применения

    Работающий пенсионер при прохождении обязательных работ решил уволиться по основному месту трудоустройства. В этом случае отпал один из главных признаков данного наказания – труд в свободное от оплачиваемой работы время. Принуждать пенсионера далее к обязательным работам нет оснований.

    Студент, наказанный обязательными работами, защитил диплом (или отчислен из вуза). По смыслу закона он утрачивает возможность выполнять обязательные работы.

    Заключение

    Выполнение требований сначала УК, затем КоАП о введении наказания такого вида неоднократно откладывалось из-за отсутствия базы на местах. Сейчас в большинстве регионов такая база создана. Но ряд вопросов законодательно не решен.

    Неясно, как поступить, если в ходе обязательных работ человек получил травму, профессиональное заболевание. Медицинского и социального страхования в подобном случае не предусмотрено, так как трудовой договор не заключается.

    Также, проблемы обязательных работ в России в том, что не учтены и интересы ССП: никакой материальной заинтересованности приставов, курирующих обязательные работы, не просматривается при очевидном увеличении их нагрузки.

    Этот вид наказания очень сомнителен с точки зрения Конституции РФ, международного права, Трудового кодекса. Можно предположить, что наши законодатели работают над устранением данных коллизий.

    Еще в девятнадцатом веке российские осужденные приговаривались к городским работам в качестве наказания за преступление. Однако положение о подобном наказании в современном Уголовном кодексе появилось только в 2005 году, а с 2013 обязательные работы назначаются и за административные правонарушения.

    Определение

    Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания. Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:

    • назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
    • направлены на принесение пользы общественности;
    • осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
    • принудительный характер;
    • отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.

    Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.

    Порядок исполнения

    Не позднее десяти суток после вынесения приговора осужденный привлекается к обязательному труду. Организации, где отбывает наказание нарушитель, осуществляют контроль над гражданином, следят за качеством работы и ее продолжительностью. Обязанности осужденных заключаются в следующем:

    • добросовестное выполнение трудовых обязательств;
    • соблюдение дисциплинарных норм;
    • выполнение правил организации, где лицо отбывает наказание;
    • отработка всего времени, определенного судом;
    • предупреждение о смене места жительства.

    В случае неисполнения обязательств или уклонения от работ судом может быть принято решение об ужесточении наказания для нарушителя.

    Виды работ

    Места и виды обязательных работ определяются органами местного самоуправления. Сфера деятельности может постоянно меняться, поэтому осужденных ждут задания, не требующие квалификации, особенных знаний и умений. Перечень обязательных работ устанавливается муниципальными властями. Как правило, это мероприятия по благоустройству города. Это могут быть следующие виды деятельности:

    • озеленение;
    • подсобные и погрузочные работы;
    • ремонтные работы (покраска бордюров, замена табличек на домах);
    • уборка улиц или помещений.

    Осужденный может отбывать наказание как в муниципальной, так и в частной организации городской службы. Виды работ назначаются в соответствии с физическими способностями правонарушителя, его возрастом и состоянием здоровья.

    Время работ

    Как реализуется наказание? Обязательные работы подразумевают почасовое исполнение, определяемое судом. За преступление осужденному назначается от 60 до 480 часов, за административное правонарушение – от 20 до 200 часов. Во время отбывания наказания должны быть соблюдены обязательные условия.

    • В рабочие и учебные дни осужденный может работать не более 2 часов (по добровольному решению не более 4 часов).
    • В выходные и праздничные дни время работ не должно превышать 4 часов.
    • За неделю отрабатывается не менее 12 часов.
    • Период отпусков и учебных каникул никак не влияет на продолжительность работ.

    Для несовершеннолетних правонарушителей предусмотрены немного другие порядки. Так, общий срок наказания может составлять 40–160 часов, а исполнение ежедневных принудительных обязанностей зависит от возраста:

    • 14–15 лет – не более двух часов;
    • 15–16 лет – до трех часов;
    • от 16 лет – не больше четырех часов в день.

    Количество ежедневных часов может быть уменьшено в случае существенных причин и только по решению пристава.

    Кому назначается подобное наказание?

    Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

    • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
    • нанесение вреда окружающей среде;
    • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
    • нарушения при скоплении людей;
    • блокировка движения личного и общественного транспорта.

    Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:

    • инвалиды;
    • безработные;
    • беременные женщины;
    • матери детей младше трех лет.

    Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

    Отклонение от работ

    Далеко не все осужденные раскаиваются в совершенных деяниях. Есть и такие, кто безответственно уклоняется от обязанностей. В случае неявки и отказа работать организация, где отбывал наказание гражданин, составляет протокол о нарушении. Такое деяние расценивается как отдельное административное правонарушение и грозит нарушителю арестом до пятнадцати суток или штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

    В случае злостного уклонения от исполнения работ наказание заменяется принудительными работами или тюремным заключением. К таковым относятся нарушители, которые совершили следующие действия:

    • скрылись, чтобы избежать наказания;
    • более двух раз в течение месяца не являлись на работы;
    • неоднократно нарушали трудовую дисциплину.

    Срок наказания при этом остается изначальным, с учетом отработанного времени. Восемь часов обязательных работ приравниваются к одному дню лишения свободы или исправительных работ.

    Подобный вид занятости не предполагает заработной платы, медицинской страховки, заведения трудовой книжки. Более того, отработанный период не идет в стаж осужденного. Цель подобной меры пресечения заключается не просто в физическом наказании в виде обязательного труда. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и становлению нарушителя «на путь истинный» с пользой для себя и окружающего общества.



     

    Возможно, будет полезно почитать: