Классификационные признаки налогов. Классификация налогов и организация их взимания

● налоги, взимаемые с физических лиц;

● налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

● смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

● закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

● регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

● общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны, независимо от бюджета, в который они поступают;

● факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

● срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

● периодично-календарные налоги, которые в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

● налоги, построенные по принципу резидентства;

● налоги, построенные по принципу территориальности.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшими признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:

● включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);

● включаются в цену продукции;

● относятся на финансовый результат;

● уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

● финансируется за счет чистой прибыли предприятия;

● удерживаются из доходов работника.

1.2.2 Структура налога

Налогоплательщик (субъект налогообложения) - лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения. По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица. Налог может быть уплачен самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Во втором случае налогоплательщик становится носителем налога, а лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов являются налоговыми агентами. Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения:

Резиденты, имеющие постоянное местопребывание в государстве: их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность). Необходимое условие – проживание гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году;

Нерезиденты – лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность);

К законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить:

Обязанное лицо;

Размер обязательства;

Порядок и сроки его исполнения;

Границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.

Тем самым очерчивается круг элементов налогообложения, которые в совокупности образуют структуру налога.

Элементы налогообложения имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными или обязательными элементами закона о налоге. К ним в соответствии со ст. 17 Налогового Кодекса относятся:

● объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др. Согласно ст. 38 Налогового Кодекса каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого наш законодатель может аргументировать возникновение данного налога. Объектом налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом выступает имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполняемых работ, оказанных услуг) или иное экономическое обоснование. В общетеоретическом аспекте объекты налогообложения можно подразделить на виды:

Права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);

Действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территории страны);

Результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль);

● налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 Налогового Кодекса). Так, например, налоговой базой со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья. Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога. Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:

1). кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название – метод присвоения;

2). накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

2.2. Виды налоговых платежей, их отличительные особенности

В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы и пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» (см. параграф 2.1 «Понятие и определение налога») и «сбор».

В п. 2 ст. 8 НК РФ дано следующее определение сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Различия между налогами и сборами заключаются в следующем.

♦ Налоги являются индивидуально безвозмездными платежами; сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг).

♦ Налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы – нормативными правовыми актами как налогового права, так и других отраслей права.

♦ Фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то время как сборы имеют меньшее значение.

♦ В отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания, а взимание сборов отличается относительной добровольностью (но это не договорные платежи).

♦ Налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы – в большинстве случаев разовые платежи.

♦ Налоги – абстрактные платежи, задача которых – удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что искомое понятие не закреплено в основном законе страны. В ст. 57 Конституции РФ сказано: «Каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей категория «сбор», раскрытая в п. 2 ст. 8 НК РФ, объединяет и сбор, и пошлину. Поэтому согласно действующей редакции НК РФ к «сборам» относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина.

Как правило, сбор уплачивается за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или за выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.

Можно выделить несколько разновидностей неналоговых платежей.

1. Платежи за оказание различных услуг государственными и муниципальными учреждениями, то есть плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

2. Платежи за использование объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей – это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

3. Имущественные санкции, то есть плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств.

5. Платежи от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, сборы и др.).

Четкие формулировки понятий «налог» и «сбор», отраженные в НК РФ, позволяют выявить сущность того или иного изъятия, правильно оценить последствия налоговых отношений. Этот момент очень важен в ситуации, когда форма (название платежа) превалирует над его содержанием.

2.3. Классификация налогов

Для наиболее полного понимания налогов следует подробно рассмотреть не только саму дефиницию, функции, место и роль налогов в обществе, но и их классификации.

С точки зрения налогового права важным классификационным основанием являются федеративные начала установления налогов (ст. 12 НК РФ). В зависимости от органа власти, который узаконивает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются:

♦ на федеральные налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории (примеры – акцизы, налог на добычу полезных ископаемых). Прерогатива по установлению и введению в действие таких налогов принадлежит высшему представительному органу власти. Эти платежи могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Другой не менее значимый классификационный признак – это деление налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (получатель дохода). Эти налоги подразделяются:

♦ на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (налог на имущество организаций и физических лиц);

личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Носителем косвенных налогов, то есть лицом, которое в конечном итоге несет всю тяжесть налогового бремени, является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются:

♦ на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги (примером может служить НДС);

фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.

Эта классификация не нашла отражения в законодательстве Российской Федерации, но существенна для понимания правовой и экономической природы налога.

Существуют и другие классификации налогов, значимые для теории и практики налогообложения. Приведем некоторые из них.

Так, по целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом (примеры – НДС, налог на прибыль организаций и др.);

целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, единый социальный налог). Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

налоги, взимаемые с предприятий и организаций (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами (земельный налог, НДС, транспортный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (например, земельный налог зачисляется в бюджет муниципальных образований);

регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству (так, налог на прибыль организаций распределяется между федеральным и региональным бюджетами).

По порядку введения налоговые платежи делятся:

♦ на общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (НДС, государственная пошлина);

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но введение и взимание которых относится к компетенции органов субъектов РФ или местного самоуправления (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

По срокам уплаты налоговые платежи делятся:

♦ на срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (государственная пошлина);

периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (большинство налогов – НДС, налог на имущество организаций, водный налог и др.).

В зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

♦ налоги, построенные по принципу резидентства;

налоги, построенные по принципу территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога (например, налог на доходы физических лиц), а в территориальных – наоборот (например, НДС).

Приведенные классификации налоговых платежей позволяют индивидуализировать и выявить правовую и экономическую сущность конкретных налогов, сборов и пошлин путем описания их с разных точек зрения.

Глава 3
Элементы налогообложения

3.1. Понятие и состав элементов налогообложения

Одним из базовых принципов налогового права является следующее положение: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения» (п. 6 ст. 3 НК РФ). Таким образом, «установить налог» означает не назвать его, а отразить в законе все его составляющие, требуемые Налоговым кодексом. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к его расширительному толкованию со стороны как налогоплательщика (возможность уклонения от уплаты налога на законных основаниях), так и государства (в части фискальных мероприятий налоговых органов). Если законодатель не установил и не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог либо уплачивать его удобным для себя способом.

Элементы налогообложения имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их велико. В зависимости от степени значимости и, соответственно, участия того или иного элемента в процедуре установления налога различают существенные, факультативные и дополнительные элементы налогообложения (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Элементы налогообложения


Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными, или обязательными, элементами закона о налоге. Они поименованы в ст. 17 НК РФ:

♦ налогоплательщики;

♦ объект налогообложения;

♦ налоговая база;

♦ налоговый период;

♦ налоговая ставка;

♦ порядок исчисления налога;

♦ порядок и сроки уплаты налога.

Дополнительные элементы – те, которые напрямую не предусмотрены законодательством для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. Эти элементы в том или ином виде содержатся в законе о конкретном налоге.

Факультативные элементы – те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства.

Согласно ст. 12 НК РФ представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения, а именно:

налоговые ставки, определяемые в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ;

♦ порядок и сроки уплаты налога, определяемые в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ;

♦ налоговые льготы, основания и порядок их применения.

3.2. Налогоплательщики

Налогоплательщик (субъект налогообложения) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом обязательно сократить свои доходы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.

Следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с налогоплательщика. Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности).

Примером первого может служить обязанность родителей уплатить налог с доходов, полученных ребенком.

Во втором случае выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания Президентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резидентов и нерезидентов.

Резиденты – лица, которые имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве.

Резиденты, таким образом, несут полную, а нерезиденты – ограниченную налоговую обязанность. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Так, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ резидентом РФ является физическое лицо, фактически находящееся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если же это условие не соблюдается, лицо считается нерезидентом РФ.

Дополнительно для определения места налогообложения лица могут использоваться и другие признаки: место расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, гражданство и др.

Для определения налогового статуса юридических лиц основным критерием является факт регистрации этих лиц в стране (тест инкорпорации). На практике применяются также тесты юридического адреса, места центрального управления компанией и др., их комбинации.

Для налогоплательщика – юридического лица важное значение имеют такие основания, как организационно-правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности. Так, например, одним из критериев, дающих организации право применять упрощенную систему налогообложения, является среднесписочная численность ее работников не более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

3.3. Объект налогообложения

Объекты налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого законодатель может аргументировать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут выступать реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Из этого списка явствуют правовые ограничения, касающиеся объектов налогообложения. В достаточно общем виде поименованы объекты налогообложения: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, согласно ГК РФ имущество может описываться неограниченным перечнем объектов.

Теоретически объекты налогообложения можно подразделить на группы:

♦ права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);

♦ действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз товаров на территорию страны и вывоз с нее);

♦ результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Объекты по всем налогам определяются федеральным законодательством независимо от уровня установления налоговых платежей.

Следует отличать объект налогообложения от предмета налогообложения.

Предмет налогообложения – реальные вещи (земля, транспортные средства, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т. п.), которые обосновывают взимание соответствующего налога. Отсюда следует, что этот элемент налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Так, например, предметом транспортного налога является транспортное средство, которое не порождает никаких налоговых последствий, объектом – владение этим транспортом.

Объект налогообложения также нельзя отождествлять с источником налога.

Источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога. Существует два источника: доход и капитал налогоплательщика.

3.4. Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база, как количественное выражение предмета налогообложения, выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога. Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога установленная законом характеристика измерения предмета налога. Масштаб налога определяется через стоимостные и физические характеристики. При измерении дохода в качестве масштаба выступает денежное выражение полученного дохода, при измерении акцизов на алкоголь – крепость напитков, при измерении транспортного налога – мощность двигателя, вес автомобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении дохода единицей налога является рубль, при обложении акцизами алкогольных напитков – градусы, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила, тонна или кубический сантиметр.

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода.

1. Кассовый метод (метод присвоения). Доходом объявляются все суммы, фактически полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы (используется, например, при налогообложении доходов физических лиц).

2. Метод начисления (накопительный метод). Доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от факта их получения. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в этом же периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам4
В настоящее время налогоплательщик самостоятельно выбирает метод определения налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль организаций. Однако при этом установлены ограничения на применение кассового метода (ст. 273 НК РФ).

На практике в Российской Федерации применяются следующие способы определения налогооблагаемой базы:

♦ прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль организаций;

♦ косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

♦ условный способ (презумптивный), который основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (например, налоговой базой у налогоплательщика, подпадающего под специальный налоговый режим, определенный гл. 26.3 НК РФ, является величина вмененного дохода).

Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необходима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

Налоги можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от объекта обложения и взаимоотношений плательщи­ка и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество (подоходный налог, налог на прибыль, налог на диви­денды, землю, имущество)

Косвенные налоги взимаются опосредованно - через цены товаров, ус­луг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные.

Общие налоги поступают в бюджет и при этом обезличиваются, могут использоваться на различные цели.

Специальные налоги имеют определенные назначения, т.е. использу­ются по строго целевому назначению (например, социальный налог, исполь­зуемый для формирования пенсионных выплат).

В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные налоги поступают в республиканский бюджет.

Местные налоги формируют бюджеты на местном уровне.

По экономическим признакам объекта налоги подразделяются на на­логи на доходы и налоги на потребление.

Налоги на доходы взимаются с доходов, получаемых плательщиком.

Налоги на потребление - это налоги на расходы, которые уплачива­ются при потреблении товаров, услуг.

В зависимости от степени оценки объекта обложения налоги подраз­деляются на реальные и личные

Реальными налогами облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не­эффективность его использования, с точки зрения финансовой выгоды. К реальным налогам относятся земельный, имущественный, на транспорт­ные средства.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика. Например, подоходный налог, налоге наследства и дарения.

4. Налоговая система РК. Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам: от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства; по использованию; от органа, взимающего налог; по экономическому признаку. По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный). Косвенные налоги взимаются опосредственно - через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству. По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда). В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг. Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у источника получения дохода, по патенту. Согласно кадастровому способу учет и взимание налога осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности. В декларации налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты исчисляет и уплачивает сумму налога. У источника получения дохода налог исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик. НА основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы.

5.Национальный фонд Республики Казахстан . Национальный фонд Республики Казахстан (Нацфонд) - Государственный фонд Республики Казахстан, являющийся совокупностью финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. Целями его создания является: обеспечение стабильного социального экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов, снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Функции: Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества и доходность активов Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан. Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году. Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан. Формирование фонда было предусмотрено следующим образом. В процессе исполнения республиканского и местных бюджетов возможны превышения поступлений от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений. Вот эти средства и решено было зачислять в Национальный фонд.В противном случае, если бюджет будет испытывать недобор запланированных средств, то необходимые средства могут быть взяты из Национального фонда. Национальный фонд Республики Казахстан расходуется: 1.в виде гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на реализацию бюджетных программ (подпрограмм) развития на соответствующий финансовый год; 2.в виде целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан; 3.на покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом Республики Казахстан и проведением ежегодного аудита. Национальный фонд Республики Казахстан размещается в разрешенные зарубежные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения: -сохранности Национального фонда Республики Казахстан; -поддержания достаточного уровня ликвидности Национального фонда Республики Казахстан; -высокого уровня доходности Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска; -получения инвестиционных доходов в долгосрочной перспективе. Перечень разрешенных зарубежных финансовых инструментов, за исключением нематериальных активов, определяется Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан. Национальный фонд Республики Казахстан не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан не должен превышать одну третью часть активов Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на конец финансового года, предшествующего году разработки республиканского бюджета.

6. Особенности применения внебюджетных фондов Республики Казахстан. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению. Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Республики Казахстан (ПФ РК); Фонд социального страхования Республики Казахстан (ФСС); Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС); Государственный фонд занятости населения Республики Казахстан. Фонд содействия занятости формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, включая юридических лиц с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц в части фонда заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда оплаты труда. Для бюджетных организаций, обществ инвалидов-афганцев, Общества Красного Полумесяца и Красного Креста, некоторых детских благотворительных организаций размер взносов устанавливался в 1 %. Организации инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью освобождались от уплаты этой части взносов. Отчисления средств на формирование данных фондов включались юридическими и физическими лицами, организациями и учреждениями в издержки производства или обращения и относились на себестоимость продукции, работ, услуг. На формирование фондов социального назначения направлялись средства из других источников: доходов, получаемых от размещения свободных средств в государственные ценные бумаги или в депозит государственных банков; сумм начисленной пени в случае неуплаты взносов в установленные сроки; в необходимых случаях - бюджетные средства и кредиты банков (при недостаточности аккумулированных средств на текущие выплаты); так, в Государственный накопительный пенсионный фонд передавались бюджетные средства для выплат пенсий уже состоявшимся пенсионерам до начала действия нового пенсионного законодательства. Взносы на обязательное социальное страхование относились к вычитаемым расходам из совокупного годового дохода в соответствии с налоговым законодательством, а для бюджетных и других некоммерческих организаций предусматривались в смете расходов на их содержание. Бюджеты социальных фондов утверждались Правительством Республики Казахстан. Государственный накопительный пенсионный фонд финансировал: 1) государственные пенсии состоявшимся пенсионерам и получателям пенсионных выплат, в пользу которых производились пенсионные взносы в указанный фонд; 2) социальные пособия в виде доплат, если размер пенсии ниже минимально установленного законодательством уровня. Фонд содействия занятости населения финансировал выплату пособий по безработице, переподготовку и переобучение безработных, организацию общественных работ для поддержки нуждающихся граждан. Фонд социального страхования финансировал выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка и на погребение, оплату услуг оздоровительного характера. За счет средств Фонда обязательного медицинского страхования возмещались расходы медицинских организаций или лиц, занимающихся частной медицинской практикой, по оказанию застрахованным медицинских услуг в соответствии с условиями договоров. Кроме того, фонд возмещал расходы застрахованных в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случаях получения медицинских услуг в медицинских организациях или у лиц, занимающихся частной практикой, с которыми у фонда не заключены договоры по оказанию медицинских услуг. Отчеты об исполнении бюджетов фондов утверждались Правительством Республики Казахстан.

7.Доходы и расходы местных бюджетов. Поступления в местные бюджеты Республики Казахстан включают следующие виды: 1) доходы местных бюджетов; 2) полученные официальные трансферты от вышестоящих бюджетов, юридических и физических лиц, иностранных государств; 3) погашения основного долга по ранее выданным из местных бюджетов кредитов.бВ свою очередь, доходы состоят из: а) поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей; б) неналоговых поступлений; в) доходов от операций с капиталом. В расходах местных бюджетов преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи. Функциональная группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов. Достаточно велик удельный вес расходов на официальные трансферты - изъятие средств из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц. Что касается доли расходов местных бюджетов в расходах государственного бюджета по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место.состав и структура поступлений и расходования средств на местном уровне зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д. Областными представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты. Формирование бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация местных бюджетных программ возложены на администраторов местных бюджетных программ - местные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения. Местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством. Перечисленные методы управления государственным долгом могут применяться в различных сочетаниях одновременно, например конверсия, консолидация и унификация или конверсия и унификация и т.д. В числе мер по оздоровлению финансов, в том числе снижению темпов роста государственного долга, возможна реализация части государственной собственности, то есть отказ от части активов путем продажи частному сектору; это снижает нагрузку, которую несет государство по поддержанию малоэффективной собственности.Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров. Но привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств: выплата суммы основного долга и процентов требует в данном случае передачи части реального продукта в распоряжение других стран. Увеличение значительного внешнего долга могут вызвать долговременные отрицательные экономические последствия, связанные с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.

8. Управление государственным долгом. Управление государственным долгом - называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. При этом проводится мониторинг государственного долга, как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга. Управление государственным долгом включает в себя: 1)ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. 2)определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию лимита правительственного долга илимита предоставления государственных гарантий, утверждаемых в законе о республиканском бюджете по на соответствующий финансовый год. 3)определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования Правительством РК, объемов погашения и обслуживания правительственного долга, утверждаемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. 4)осуществление центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета регистрации государственных займов, мониторинга получения, погашения и обслуживания государственных займов и мониторинга государственного долга. 5)подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по долгосрочному погашению долга, по покупке и продаже эмитентом государственных эмиссионных ценных бумаг и т.д. Управление государственным долгом включает также такие методы: 1)рефинансирование – погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. 2)конверсия – изменение условий раннее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую. 3)консолидация – изменение первоначальных условий займа по срокам – с их продлением или сокращением. 4)унификация – объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом. 5)обмен облигаций по регрессивному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы и государству не выгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа. 6)отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями. 7)отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене политического режима в стране инепризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.

9.Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики . Государственного финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия насубъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкомическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы. Типы включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Разнообразны формы в государственно-кредитном виде. Общей формой является планирование (прогнозирование). Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д. Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: 1) валютный курс; 2) процентные ставки на денежный капитал; 3) курсы международных платежных средств и ценных бумаг; 4) разнообразные методы страхования от валютных рисков. Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.



 

Возможно, будет полезно почитать: