Что является обязательными признаками конституционного строя. Политические основы конституционного строя российской федерации


Основные понятия:
страховой риск; виды рисков; страховые и нестраховые риски; оценка риска; риск ущерба и шанс прибыли; идентификация, оценка, предотвращение и финансирование рисков; управление рисками.
Неотъемлемым фактором внешнеэкономической деятельности является риск. При принятии управленческий решений, реализации контрактов купли-продажи, всегда присутствует опасность финансовых потерь и даже банкротства, однако, в то же время, чем выше риск, тем больше вероятность получения максимальной прибыли.
Понятие «риск» в буквальном смысле означает принятие решения, результат которого заранее не известен, а точнее опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление.
Среди многообразия рисков следует выделить:
  • риски страхуемые и нестрахуемые;
  • объективные и субъективные риски;
  • риски благоприятные и неблагоприятные;
  • технический риск страховщика;
  • глобальные (катастрофические) и локальные риски;
  • чистые и финансовые риски.
К рискам, не подлежащим страхованию относятся риски форс-мажорного характера (военные действия, бунты, забастовки, ядерные взрывы, арест и уничтожение имущества по решению властей и т.д.).
Следует отметить, что догматичный подход к классификации страхуемых и нестрахуемых рисков некорректен. Поскольку хозяйственная деятельность нестабильна, а влияние динамично развивающихся научно-практических достижений и внедрений на окружающую среду может быть и отрицательным и положительным, то не подлежащее страхованию в настоящее время событие может быть успешно застраховано в будущем.
Объективные риски возникают по причинам, неподвластным обществу, обычно неконтролируемым и всеохватывающим, ответственность за их широкомасштабные последствия должно нести все общество. К таким рискам относятся стихийные бедствия, социальные потрясения, голод, политические вмешательства и войны, гражданские волнения. Объективные риски, как правило, непригодны для страхования.
Субъективные риски связаны с отрицательными последствиями хозяйственной деятельности человека. Они проявляются в виде пожаров, хищений, аварий и т.д. Эти риски составляют наибольшую группу, и их можно застраховать.
К благоприятным рискам относятся изученные статистикой риски, частота проявления которых стабильна и невелика, к неблагоприятным – часто повторяемые и с большим размером ущерба.
Технический риск страховщика представляет собой риск, связанный с осуществлением страхования. Наличие технического риска побуждает страховщика участвовать в организации предупредительных мероприятий с целью снижения степени вероятности наступления страхового случая.
Что же касается глобальных (катастрофических) рисков, то следует отметить разнообразие подходов в их группировке. Так, по классификации международной организации экономического сотрудничества они подразделяются на местные, зависящие от природных условий, географического расположения, качества земли, и риски, связанные с деятельностью человека, – хозяйственные, политические, военные.
Из катастрофических рисков наиболее разрушительное и постоянное воздействие на жизнь и имущество человека обладают стихийные бедствия. Риски этих классов группируются на слабо ограниченные в пространстве и локальные. Каждая из данных групп подразделяется на риски, имеющие разрушительный характер, и риски, имеющие характер истощающего воздействия.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Исходя из основной причины возникновения они делятся на стихийные (производственно-естественные), атомные, военные, космические, моральные, огневые, политические, производственные, технические и строительно-монтажные, транспортные, экологические и т.д.
Финансовые риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата и включают в себе коммерческие и инвестиционные риски, эмиссионные и налоговые риски, риски, связанные с покупательной способностью денег.
Точное измерение риска возможно математическим путем с применением теории вероятностей и закона больших чисел. По своей сущности риск является событием с отрицательными, невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах. О риске можно говорить только тогда, когда имеется вероятность отклонения между плановым и фактическим результатами. Данное отклонение может быть либо положительным, либо отрицательным. Отрицательное – имеет место при неблагоприятном результате, положительное – возникает, если фактический результат благоприятнее, чем ожидалось.
Возможность отрицательного отклонения между плановым и фактическим результатами, т.е. опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление, называется риском. Возможность положительного отклонения при исходных заданных параметрах на одно ожидаемое явление носит название «шанс». В этом смысле можно говорить о риске ущерба или шансе на прибыль, где ущерб выражен в отрицательном, а прибыль – в положительном отклонении между плановым и фактическим результатами.
С понятием риска тесно связано понятие ущерба. Если риском является только возможность отрицательного отклонения, то ущербом – действительное фактическое отрицательное отклонение. Через ущерб риск, приобретает конкретно измеримые и реальные очертания. Риск и ущерб связаны с преобразующей деятельностью человека в процессе познания природы. Наибольший ущерб проявляется через риски, сущность которых остается не познанной человеком. В этой связи возникает объективная потребность сбора, анализа и обобщения информации о различных неблагоприятных явлениях с целью выяснения общих тенденций развития и закономерностей их проявления, научного предвидения риска. Отражая достигнутый уровень знаний, многие риски остаются непознанными, поскольку недостаточно объяснены и раскрыты причины их проявления, причинно-следственные связи с окружающей природой и обществом. Научно-технический прогресс и безграничность познания создают объективные предпосылки научного объяснения тех или иных явлений, сокращения влияния непознанных рисков.
Фактор риска и необходимость покрытия возможного ущерба в результате его проявления вызывают потребность в страховании. Через страхование любая человеческая деятельность защищена от случайностей, создается реальная возможность достижения поставленной цели. Все это выделяет риск в качестве основного понятия страхования.
Страховой риск представляет собой предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, т.е. вероятное наступление страхового случая.
Риск в страховании следует рассматривать в нескольких аспектах:
  • как конкретное событие или совокупность событий, при наступлении которых производятся выплаты из ранее образованного централизованного страхового фонда в натурально-вещественной или денежной форме;
  • в связи с конкретным застрахованным объектом. Событие или совокупность событий не рассматриваются абстрактно, сами по себе. Их следует соотносить с объектом, принятым на страхование. Любой риск имеет конкретный объект проявления. По отношению к нему соответственно проявляются и изучаются факторы риска.
Анализ полученной информации в комплексе с другими мероприятиями позволяет добиться предотвращения или существенного снижения негативных последствий осуществления (реализации) риска.
Риск сопряжен с вероятностью повреждения или гибели данного объекта, принятого на страхование. Вероятность выступает в качестве меры объективной возможности наступления данного события. При вероятности, равной нулю, можно утверждать о невозможности наступления данного события. При вероятности, равной единице, существует гарантия того, что данное событие произойдет. Чем меньше вероятность риска, тем легче и дешевле можно организовать его страхование. Значительная вероятность риска предполагает дорогостоящую страховую защиту, что затрудняет ее проведение.
Практика международного страхового рынка свидетельствует о необходимости целенаправленных действий по максимально возможному уменьшению или предупреждению рисковых ситуаций, т.е. о необходимости управления рисками.
Эти действия свойственны и страховщику и страхователю. Однако их действия неадекватны. Страхователь заинтересован в экономии средств, необходимых для заключения договоров страхования, и надеется на избежание страхового случая, а страховщик стремится к максимизации страхового портфеля, являющегося основой его финансовой деятельности.
В страховой науке существует целая сфера, связанная с управлением рисками и их распределением. К методам управления относятся упразднение (или избежание, уклонение), предотвращение (или предупреждение степени последствий риска), поглощение, страхование.
Упразднение представляет собой эффективный способ избежания потерь.
Предотвращение – это контроль, осторожность, предупредительные мероприятия с целью ограничения размеров потерь в случае, если ущерб неизбежен
Поглощение – признание достаточно малой величины ущерба, а также незначительной вероятности наступления страхового случая.
Методами распределения риска являются страхование, сострахование и перестрахование.
Управление риском может осуществляться с использованием созданной за рубежом системы «риск-менеджмент», которая включает в себя следующие последовательно выполняемые составляющие:
  • идентификация (установление) риска;
  • оценка риска;
  • предотвращение (контролирование) риска;
  • финансирование риска.
Идентификация (установление) риска представляет собой определение перечня рисков, угрожающих страхователю и способных нанести ущерб его интересам (объекту страхования). Например, применительно к такому объекту страхования, как грузы, производится следующее разделение опасностей:
  • связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном транспортном средстве (внутренние риски) – пожары, взрывы, повреждения при погрузке, выгрузке и т.д.;
  • воздействующие на грузы извне, например, угроза распространения пожара, стихийного бедствия, столкновения с другим транспортным средством и др.;
  • воздействующие на внешние области из-за происшествий с грузом: взрывы, распространение пожара, нанесение вреда людям и т.п.
После идентификации риска страхователем и страховщиком стороны приступают к согласованию объема покрытия. Для этого необходимо осуществить следующую стадию процесса управления риском – оценить его величину.
Оценка риска (потенциальных убытков) в современных условиях сложна из-за инфляции и ее непредсказуемых тенденций, нестабильности экономической и политической ситуаций. Однако эта оценка неизбежна и включает в себя установление вида риска, определение частоты его наступления и денежное выражение. Базой расчетов служат в основном статистические данные, в первую очередь, данные страхователя. В дополнение к ним страховщик руководствуется собственной статистической информацией по аналогичным объектам страхования. При определении размера страховой суммы важно определение величины максимально возможного убытка по объектам страхования в целом и по отдельным его частям. Данный показатель нужен страховщику при установлении размера своего участия в страховании, собственного удержания, перестрахования.
Предотвращение (контролирование) риска – это организационно-технические мероприятия, осуществляемые с целью минимизации размеров ущерба при приеме риска на страхование, в период срока действия договора и при урегулировании убытков (в случае наступления страхового события).
Мероприятия по предупреждению наступления страхового события и ликвидации его последствий проводятся страхователем и страховщиком в отдельности, а также совместно.
Затраты по контролю за риском, которые несет страховщик, делятся на три части:
  • расходы, непосредственно связанные с установлением контроля за риском и предотвращением убытков;
  • неизбежные убытки, которые невозможно предвидеть и предотвратить при любых обстоятельствах, включая меры тщательного контроля за риском;
  • административные расходы, относящиеся к контролю за риском.
Несмотря на действенность контроля, существуют страховые случаи, которые нельзя предотвратить или уменьшить. Кроме того, имеют место риски, по которым затраты по снижению вероятности наступления страховых случаев окажутся нецелесообразными, так как превысят возможный ущерб. В этой связи необходимым является финансирование риска, которое является заключительной стадией процесса управления.
Финансирование риска – это выделение средств для самострахования, взаимного страхования и страхования с целью защиты имущественных интересов при наступлении определенных событий.
Финансирование риска за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов, предпочтительно, так как является менее затратным. Однако данное положение совсем не исключает, что, например, предприятие-поставщик или перевозчик может оставить риск на своей ответственности или осуществлять взаимное страхование совместно с другими лицами, связанными между собой единой сферой деятельности.
Контрольные вопросы к теме 3
  1. Дайте определение понятия «риск».
  2. Какие риски являются страхуемыми и нестрахуемыми?
  3. Чем отличаются благоприятные и неблагоприятные риски?
  4. Что такое «технический риск страховщика»?
  5. В чем состоят особенности объективных и субъективных рисков?
  6. Чем отличаются глобальные и локальные риски?
  7. Какие риски являются универсальными, а какие индивидуальными?
  8. Какова структура чистых рисков?
  9. Что представляют собой финансовые риски?
  10. Как измерить степень риска?
  11. В чем состоит смысловое значение понятий «риск», «ущерб», «шанс», «прибыль».
  12. Перечислите методы управления риском.
  13. Что представляет собой идентификация риска?
  14. Как осуществляется предотвращение (контролирование риска)?
  15. В чем сущность финансирования риска в системе управления риском?

Риск – главное основание для покупки страхового полиса. Поэтому страхователю важно первым делом разобраться с рисковой частью договора, который он покупает. Особенно если речь о продуктах категории страхования жизни и здоровья . Это направление услуг включает различные программы:

  • страховка от несчастных случаев;
  • полис для выезжающих за рубеж;
  • договор на сотрудников предприятий, которые оказывают специфические услуги (инкассация, детективное расследование, охрана объектов).

Но базовые риски договора страхования жизни и здоровья по всем перечисленным продуктам одинаковы. Их всего три: гибель, утрата трудоспособности – временная и постоянная.

Риски в страховании жизни

Первый пункт из трех перечисленный делит огромный портфель продуктов категории на две большие группы. Страхование на случай смерти – первая группа. По риску гибели предусмотрена выплата полной страховой суммы.

Возмещение получают те, кто указан в полисе, как наследники. Как правило, это разовая компенсация или выплата, разбитая на части. Перечисляются части в течение ограниченного периода (год).

Вторая группа рисков при страховании жизни и здоровья касается трудоспособности (физической) страхователя или застрахованного, если полис оплачивает работодатель. Здесь рисковая часть делится еще на две подгруппы:

  • временная потеря трудоспособности в результате травмы;
  • постоянная или долговременная утрата способности работать при установлении группы инвалидности.

Травма и выплаты на ее лечение

Категории отличаются между собой не только обстоятельствами наступления страховых событий. Страхование на случай травм – один из самых сложных пунктов договора по трем причинам.

  1. Он считается временным риском не только потому, что травму можно вылечить, но и по причине установления максимальных периодов осуществления выплат. Часто они ограничены 3-4 месяцами.
  2. По риску получения травмы (особенно часто это применяется в обязательном и добровольном страховании жизни и здоровья от несчастных случаев) может быть установлена условная франшиза в днях. Если человек восстанавливает собственную трудоспособность за означенное число дней, СК ему не платит. В противном случае – перечисляет сумму за все дни начиная с первого. Безусловной франшиза тоже может быть, но реже.
  3. Часто в договоре установлен день, с которого страховщик должен перечислять деньги.

Оценка риска в обязательном и добровольном страховании жизни и здоровья проводится в соответствии с таблицами травм. Это внутренний документ СК, в котором увечья классифицируются по органам и степени тяжести.

Постоянная нетрудоспособность – риск «инвалидность»

По риску «инвалидность» выплачивается заданный процент от максимальной суммы договора в зависимости от группы:

  • если медкомиссия присваивает больному первую группу инвалидности, он получает всю сумму;
  • вторая группа – размер выплаты от 50 до 80% суммы полиса страхования на случай инвалидности ;
  • при установлении третьей группы застрахованный получит от 30 до 50% от максимума.

Время начала выплат – по факту предоставления справки от МСЭК.

Худшее случается, к нему надо быть готовым

Считается, что личная страховка на случай травмы или гибели – это услуга для людей, подверженных повышенным рискам: спортсменов, охранников, полицейских, промышленных альпинистов. Но жизнь, увы, всегда опровергает данное мнение: инциденты и неприятности случаются со всеми. К ним надо быть готовым, а оформление страховки – самый дешевый и безопасный способ подготовиться.

На сайте СА «GALAXY страхование» есть калькулятор страхования жизни и здоровья . Он считает по лояльным ценам у проверенных страховщиков. Воспользуйтесь нашей «умной» программкой, чтобы убедиться в том, насколько такой полис недорогое удовольствие. Считайте с нами, подавайте заявки, спрашивайте, – мы представляем ваши интересы.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Основной нормой права, в которой закреплен конституционный строй государства, является Конституция. Наличие в государстве основного закона совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Можно выделить следующие стороны конституционного строя - объективную и субъективную:

· это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;

· это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции.

Российская Федерация - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т.е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязывание всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).



Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Ст. 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания, либо выносится на общероссийский референдум.



Необходимыми признаками конституционного строя являются:

· народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;

· разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;

· нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Нормы конституционного строя сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7,14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

-: Государственной Думой;

-: Советом Федерации.

I : {{97}} k = a

S : Термин «муниципалитет» появился:

+: в Древнем Риме;

-: в Древней Греции;

-: в Средневековой Франции;

-: в Австро-Венгрии.

I : {{98}} k = a

S: К правовым источникам избирательного права в РФ относятся:

-: Конституция РФ;

+: Федеральные законы;

-: Указы Президента РФ;

-: нормативные акты Центральной избирательной комиссии;

I : {{99}} k = a

S: Принципы избирательного права:

-: прямое избирательное право;

-: равное избирательное право;

-: обязательное избирательное право;

+: всеобщее избирательное право.

I : {{231}} k = a

S : Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

+: местный референдум;

-: выборы губернатора области;

-: установление местных налогов и сборов;

-: правотворческая инициатива граждан.

I : {{100}} k = a

S : Полномочиями в области местного самоуправления обладают:

-: органы государственной власти РФ;

-: органы государственной власти субъектов РФ;

+: органы местного самоуправления;

-: должностные лица местного самоуправления.

I : {{101}} k = a

S : Имеет ли каждое муниципальное образование свой бюджет?

-: имеет, если для этого имеются собственные источники поступления бюджетных средств;

-: нет; бюджет муниципального образования формируется из средств, выделяемых субъектами РФ.

I : {{102}} k = a

S : Первый декрет «О Государственной прокуратуре» после Октябрьской революции был опубликован в:

I : {{103}} k = b

S : Наименование прокурор означает:

-: Генеральный прокурор РФ;

-: советники и помощники Генерального прокурора РФ;

-: помощники Главного военного прокурора;

+: все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники;

I : {{104}} k = a

S : Принцип независимости прокуратуры заключается в:

-: осуществлении деятельности только на основе закона;

+: недопустимости вмешательства в ее деятельность и оказания какого-либо воздействия органов власти;

-: наличии специальных мер защиты прокуроров и следователей;

-: отсутствии обязанности информировать кого-либо о своей деятельности.

I : {{105}} k = a

S : Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту:

+: прав, свобод и законных интересов граждан;

-: неопределенного круга лиц или интересов;

-: интересов Российской Федерации;

-: любого гражданина РФ.

I : {{106}} k = a

S : Прокуратура осуществляет надзор:

+: за исполнением законов на территории России и субъектов РФ;

-: за исполнением Конституции РФ;

-: за исполнением Постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

-: за исполнением решений Конституционного Суда РФ.

I : {{107}} k = a

S : Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений закона:

-: право опротестования правовых актов;

+: возбуждение уголовного дела;

-: возбуждение дела об административном правонарушении;

-: право отмены правовых актов.

I : {{109}} k = a

S : Лицом, участвующими в деле, является:

-: свидетель;

+: прокурор;

-: представитель.

I : {{110}} k = a

S : Последней из перечисленных стадией судебного разбирательства являются:

+: судебные прения;

-: исследование доказательств;

-: разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле;

-: проверка явки участников процесса.

I : {{111}} k = b

S : Исправление недостатков судебного решения возможно посредством:

-: принятия нового решения;

+: обжалования решения;

-: принятия дополнительного решения;

-: принятия разъясняющего постановления.

I : {{112}} k = a

S : В порядке особого производства суд рассматривает дела:

-: об установлении факта нахождения на иждивении;

- : об установлении трудового стажа;

+: об установлении факта рождения;

-: об установлении факта распоряжения имуществом.

I : {{113}} k = a

S : Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является:

-: Правительство Российской Федерации;

+: Федеральное Собрание Российской Федерации;

-: Конституционный Суд Российской Федерации;

-: Президент Российской Федерации.

I : {{114}} k = a

S : Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженных сил РФ?

-: министр обороны;

-: начальник Генерального штаба;

+: Президент РФ;

-: Председатель Государственной Думы Российской Федерации.

I : {{115}} k = a

S : Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации:

-: уставом республики;

+: конституцией республики;

-: федеральным законом;

-: нет правильного ответа.

I : {{116}} k = a

S : Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

-: с 21 года;

-: с 14 лет;

+: с 18 лет;

-: нет правильного ответа.

I : {{117}} k = a

S : Слово «Конституция» образовано от латинского constitution , что означает:

-: согласие;

-: система взглядов;

+: установление;

-: правила.

I : {{118}} k = a

S : В систему органов правосудия Российской Федерации входят:

-: Конституционный Суд РФ;

-: Верховный Суд РФ;

-: военные суды РФ;

+: все ответы верны.

I : {{119}} k = a

S : Высший орган федеральной исполнительной власти, то есть коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране – это:

+: Правительство РФ;

-: Федеральное Собрание РФ;

-: Президент РФ.

-: все ответы верны;

I : {{120}} k = a

S : Конституционное право РФ связано с:

-: политикой;

+: государственным строем;

-: политической системой;

-: правами и свободами человека и гражданина.

I : {{121}} k = a

S : Конституционное право в тоталитарном государстве:

-: реально регулирует конституционно-правовые отношения;

-: защищает права и свободы человека и гражданина;

+: формально существует.

-: все ответы верны;

I : {{122}} k = a

S : Конституционное право в демократическом государстве:

+: юридическая основа демократии;

-: основополагающая отрасль права;

-: ограничивает права и свободы человека в интересах общества на основе права;

-: свод традиций народовластия.

I : {{123}} k = a

S : Предметом конституционного права является:

-: конституционный строй государства;

-: отношения человека с обществом;

-: основы гражданского общества;

+: все ответы верны.

I : {{125}} k = a

S : К признакам конституционной нормы относится:

-: нормативность;

-: формальная определенность;

+: гарантии государства;

-: гарантии общества.

I : {{126}} k = a

S : К источникам конституционного права РФ относятся:

+: конституции;

-: декларации;

-: подзаконные нормативные акты;

-: акты органов местного самоуправления.

I : {{127}} k = a

S : Субъекты конституционно-правовых отношений:

+: государство;

-: физические лица;

-: органы местного самоуправления;

-: юридические лица.

I : {{128}} k = a

S : Первый в истории России акт о гражданских свободах:

-: Манифест от 1861 г.;

-: нет правильного ответа;

I : {{129}} k = a

S : Действующая Конституция РФ принята:

+: путем Референдума;

-: после распада СССР;

-: Верховным Советом России;

-: Федеральным Собранием РФ.

I : {{130}} k = a

S : Конституция РФ - это:

-: результат соотношения сил в классовой борьбе;

+: основной юридический документ;

-: социальный компромисс;

-: выражает интересы экономически господствующего класса.

I : {{131}} k = a

S : Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

-: государство;

-: Парламент.

I : {{132}} k = a

S : К признакам конституционного строя относится:

-: государственный контроль за общественной жизнью:

-: государство действует в соответствии с Конституцией;

+: реально соблюдаются права и свободы человека и гражданина;

-: конституционная регламентация экономики.

I : {{133}} k = a

S : Гуманистическая сущность Конституции РФ включает в себя следующее:

-: государство решает основные вопросы жизнеобеспечения человека;

-: индивидуальный выбор образа жизни и действий;

-: коллективизм;

+: приоритет человека над государством.

I : {{134}} k = a

S : К основным обязанностям государства в сфере прав и свобод человека и гражданина относятся:

-: признание прав и свобод;

-: предоставление прав и свобод;

-: соблюдение прав и свобод;

+: защита прав и свобод.

I : {{135}} k = a

S : Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает:

-: государство не вправе ограничивать действия людей;

-: человек не имеет обязанностей перед государством;

+: осуществление прав одними не должно нарушать прав других;

-: государство имеет только обязанности перед гражданином.

I : {{136}} k = a

S : Народ может осуществлять свою власть:

-: через органы государственной власти;

-: через органы местного самоуправления;

-: через Референдум;

+: все ответы верны.

I : {{137}} k = a

S : Верховенство в РФ имеют:

+: Конституция РФ;

-: конституции субъектов Федерации на соответствующей территории;

-: Федеральные законы;

-: акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

I : {{138}} k = a

S : Государственное устройство России:

-: унитарное;

+: федеративное;

-: республика;

-: конфедерация.

I : {{139}} k = a

S : Количество субъектов РФ:

I : {{140}} k = a

S : Федеративное устройство РФ основано на:

+: государственной целостности;

-: принципе разделения властей;

-: единстве системы государственной власти;

-: самоопределении народов.

I : {{141}} k = a

S : Гражданство РФ приобретается и прекращается:

+: в соответствии с Федеральным законом;

-: в соответствии с Указом Президента РФ;

-: в соответствии с Инструкцией МВД РФ;

-: в соответствии с международным правом.

I : {{142}} k = a

S : Демократическое государство предполагает:

-: наличие гражданского общества;

-: безусловное право на публичные мероприятия;

-: осуществление представительной демократии;

+: обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

I : {{143}} k = a

S : К характеристике России как социального государства можно отнести:

-: установление государственных пенсий, пособий;

-: обеспечение всех граждан рабочими местами;

+: охрана труда и здоровья людей;

-: установление гарантированного МРОТ.

I : {{145}} k = a

S : Природные ресурсы в РФ могут находиться в:

-: частной собственности;

+: государственной собственности;

-: муниципальной собственности;

-: иных формах собственности.

I : {{146}} k = a

S : Разделение властей в РФ это:

+: разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти;

-: разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации;

-: порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства;

-: система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

I : {{147}} k = a

S : Федеральную государственную власть в РФ осуществляют:

+: Президент РФ;

-: Генеральный прокурор РФ;

-: Председатель Конституционного Суда РФ;

-: Правительство РФ.

I : {{148}} k = a

S : Местное самоуправление в РФ:

-: формируется по усмотрению населения;

-: одна из форм осуществления народом своей власти;

-: признается и гарантируется Конституцией РФ;

+: это один из уровней государственной власти РФ.

I : {{150}} k = a

S : Идеологический и политический плюрализм предполагает:

-: запрещение устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной;

+: равенство всех общественных объединений перед законом;

-: возможность из множества партий выдвигать правящую партию, если это соответствует интересам народа;

-: запрещение общественных объединений, выступающих против существующего режима.

I : {{151}} k = a

S : В России как светском государстве:

-: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

-: некоторые конфессии имеют привилегированное положение;

+: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

-: религиозные объединения не участвуют в политической жизни страны.

I : {{152}} k = a

S : Права человека в РФ:

-: происходят из позитивного права;

+: имеют фундаментальный характер;

-: могут быть ограничены государством.

I : {{153}} k = a

S : Права гражданина в РФ:

+: происходят из позитивного права;

-: происходят из естественного права;

-: происходят из обычаев;

-: являются ограничителем равенства между людьми.

I : {{154}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

+: обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-: развития экономики и повышения уровня жизни;

-: защиты нравственности;

-: идеологической борьбы.

I : {{155}} k = a

S : Права и свободы в РФ могут быть ограничены:

-: Федеральным законом;

+: Указом Президента РФ;

-: Законом субъекта Федерации;

-: Резолюцией Совета безопасности ООН.

I : {{156}} k = a

S : Конституция РФ устанавливает, что смертная казнь:

+: регламентируется только Федеральным законом;

-: может быть назначена только судом присяжных заседателей;

-: в военное время может быть назначена в упрощенном порядке;

-: может быть осуществлена по приговору Международного суда.

I : {{157}} k = a

S : Смертная казнь в РФ применяется:

-: в исключительных случаях;

+: не применяется;

-: не применяется только при помиловании;

-: при военном положении.

I : {{160}} k = a

S : Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется:

-: Президентом РФ;

-: государством;

-: профсоюзами.

I : {{161}} k = a

S : Содержание под стражей допускается в РФ:

-: по постановлению следователя;

+: по решению суда;

-: по Указу Президента.

I : {{162}} k = a

S : Право на неприкосновенность частной жизни включает:

-: личную и семейную тайну;

-: защиту чести и доброго имени;

+: личную неприкосновенность.

I : {{163}} k = a

S : К гарантиям права на неприкосновенность частной жизни относится:

+: неприкосновенность жилища;

-: запрет на распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

-: обязанность компетентных органов обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

-: свобода передвижения.

I : {{164}} k = a

S : Неприкосновенность жилища может быть нарушена:

-: на основе Федерального закона;

+: на основе Судебного решения;

-: по постановлению прокурора;

-: по постановлению следователя.

I : {{165}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ:

-: человек обязан указывать свою национальность;

-: человек вправе указывать свою национальность;

+: никто не может быть принужден к указанию своей национальности;

-: человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу.

I : {{166}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

-: каждый может свободно выезжать за пределы РФ;

-: каждый может беспрепятственно возвращаться в РФ;

+: каждый имеет право свободно передвигаться;

-: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место пребывания и жительства.

I : {{168}} k = a

S : Свобода совести и свобода вероисповедания:

-: понятия тождественные;

+: понятия самостоятельные;

-: понятия противоположные;

-: понятия взаимодополняющие.

I : {{169}} k = a

S : Свобода вероисповедания предполагает:

+: право исповедовать любую религию;

-: право не исповедовать какую-либо религию;

-: иметь и распространять религиозные убеждения;

-: распространять атеистические убеждения.

I : {{170}} k = a

S : В соответствии с Конституцией РФ запрещено:

+: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

-: пропаганда идеологического превосходства;

-: принуждение к выражению своих мнений;

-: создание партий, выступающих против конституционного строя РФ.

I : {{171}} k = a

S : Каким образом определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне:

-: содержится в Конституции;

+: содержится в Федеральном законе;

-: содержится в Указе Президента РФ;

-: содержится в ведомственных нормативных актах.

I : {{172}} k = a

S : Право на объединении включает в себя:

+: право создавать общественные объединения;

-: право вступать в общественные объединения;

-: право ликвидировать общественные объединения;

-: право на долю в имуществе общественных объединений.

I : {{173}} k = a

S : Право на объединение в РФ:

I : {{174}} k = a

S : Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

+: принадлежит каждому человеку;

-: принадлежит только гражданам РФ;

-: принадлежит всем гражданам;

-: принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

I : {{175}} k = a

S : Право участвовать в управлении делами государства включает в себя:

+: право на участие в Референдуме;

-: право занимать любую государственную должность;

-: право на участие в отправлении правосудия;

-: право законодательной инициативы.

I : {{176}} k = a

S : Право на экономическую деятельность предусматривает:

+: свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

-: право на создание предприятий любой организационно-правовой формы;

-: запрещение государству любого вмешательства в экономическую деятельность;

-: ведение любой экономической деятельности по своему усмотрению.

I : {{177}} k = a

S : Субъектом права на экономическую деятельность является:

+: любое физическое лицо, не ограниченное в дееспособности;

-: предприниматели без образования юридического лица;

-: коммерческое предприятие;

-: некоммерческое предприятие.

I : {{178}} k = a

S : Право частной собственности относится:

-: к личным правам;

+: к экономическим правам;

-: к политическим правам;

-: к социальным правам.

I : {{179}} k = a

S : Имущество на праве частной собственности:

-: не может быть изъято ни при каких обстоятельствах;

+: может быть конфисковано по приговору суда;

-: может быть изъято для государственных и муниципальных нужд;

-: может быть изъято в иных случаях, предусмотренным федеральным законодательством.

I : {{180}} k = a

S : Право частной собственности на землю в РФ:

-: принадлежит каждому;

-: принадлежит гражданам РФ;

-: неотчуждаемо;

+: ограничивается федеральным законодательством.

I : {{181}} k = a

S : Согласно Конституции РФ:

+: каждый имеет право на труд;

-: каждый обязан трудиться;

-: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

-: признается право на забастовку.

I : {{182}} k = a

S : Конституция РФ:

-: обязывает заботиться о нетрудоспособных родителях;

-: обязывает родителей заботиться о детях;

-: защищает материнство и детство;

+: наделяет родителей правом заботиться о детях.

I : {{183}} k = a

S : Конституция РФ гарантирует каждому:

-: государственную пенсию;

-: социальные пособия;

+: социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом;

-: пособие по безработице.

I : {{184}}

S : Конституция РФ гарантирует:

+: бесплатное среднее образование;

-: бесплатное высшее образование;

-: различные формы образования;

-: право на получение высшего образования на платной основе.

I : {{185}} k = a

S : Права и свободы в РФ:

-: не могут быть ограничены;

+: могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения;

-: могут быть ограничены в судебном порядке;

-: не подлежат ограничению права и свободы, если это прямо предусмотрено Конституцией РФ.

I : {{186}} k = a

S: Согласно Конституции РФ каждый обязан:

-: платить налоги;

-: защищать отечество;

+: бережно относиться к природным богатствам;

-: защищать отечество при наличии двойного гражданства.

I : {{187}} k = a

S: Статус субъекта РФ определяется:

-: Конституцией РФ;

+: Конституцией РФ и законодательством субъекта РФ;



 

Возможно, будет полезно почитать: