Документы по охране образовательных учреждений. Организация охраны образовательной организации




Тевдорошвили М.С.




Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Ласточкино гнездышко»

Тевдорошвили М.С.

Организация охраны образовательной организации

Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».

В настоящее время образовательные учреждения имеют много возможностей на своих пластинках, когда речь заходит о безопасности персональных данных учащихся. В настоящее время чаще, чем когда-либо, чаще всего происходят нарушения данных, высшие учебные заведения составляют одну из главных целей. Более того, только треть этих нарушений вызвана вредоносными хакерами, в числе которых 64 ошибки - ошибки, фишинг, потерянные устройства и вредоносные инсайдеры.

Номера социального страхования, финансовая информация, информация о здравоохранении, интеллектуальная собственность и многие другие ценные данные, касающиеся как студентов, так и персонала, могут быть легко получены путем фишинга, вредоносного ПО или действий злоумышленных и непреднамеренных инсайдеров, и очень мало того, что большинство высших учебных заведений могут чтобы предотвратить это. Вместо того, чтобы стать эффективным инструментом в оказании помощи колледжам и университетам в создании эффективной безопасности, соблюдение часто просто становится списком ящиков, которые должны быть проверены без каких-либо соображений относительно фактических потребностей конкретной организации и фактических рисков, с которыми она сталкивается.

Материал «Организация охраны образовательной организации» предназначен для выполнения мероприятий по охране образовательной организации составлен с целью внедрения в практическую деятельность директорами, заместителями директора по безопасности жизнедеятельности, а также для ответственных лиц за организацию безопасной работы в образовательной организации.

Это в сочетании с нехваткой опытных специалистов и высокими ценами на решения в области безопасности, большинство из которых нацелены на крупные предприятия, делает защиту личных данных учащихся нелегкой задачей. Однако это не означает, что задача невозможна. Обеспечивая себя наилучшими методами безопасности и превращая правила соответствия в инструмент, который будет использоваться для укрепления вашей позиции в области безопасности, вы можете защитить свой университет или колледж и добиться определенного соотношения в бесконечной гонке вооружений с хакерами и инсайдерами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1. Основные понятия по охране образовательной организации……………….7

1.1.Охрана, физическая охрана, паспорт безопасности, пропускной режим…7

1.2. Охранные мероприятия……………………………………………………….8

2. Организация охранных мероприятий в образовательной организации….10

Положения о соответствии требованиям высших учебных заведений

Одна из самых больших проблем, связанных с соблюдением кибербезопасности в сфере образования, заключается в том, что существует слишком много правил, и очень сложно идти в ногу со всем. Каждый тип данных, таких как здравоохранение или финансовая информация, регулируется конкретным законом, обычно разработанным с учетом других отраслей. Задача колледжа или университета состоит в том, чтобы объединить все эти требования и сформировать их в единое целое положение безопасности, позволяющее противостоять всем атакам.

2.1. Организация физической охраны ОО……………………………………….10

2.2. Заключение договора на охрану ОО………………………………………..12

2.3. Инженерно - техническое оснащение ОО…………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………………18

Приложение №1……………………………………………………………………19

В нем указывается, что необходимо обеспечить необходимые гарантии для ограничения доступа к защищенной медицинской информации. Тем не менее, он также охватывает высшие учебные заведения, когда они выступают в качестве подрядчиков для федеральных агентств, когда они используют федеральные данные в своих исследованиях. Хотя соблюдение стандарта не требуется федеральным законом, оно по-прежнему требуется в некоторых штатах. Как ясно видно из этого списка, существует ряд правил соблюдения, охватывающих все типы данных, которые могут быть представлены высшими учебными заведениями, включая финансовые данные, медицинскую информацию, персональные данные, номер социального страхования и т.д. и хотя многие из этих правил имеют аналогичные требования, есть много нюансов для отслеживания.

Приложение №2……………………………………………………………………26

Введение

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных организаций (ОО) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами происшествий произошедших в образовательных организациях.

Более того, каждое из этих правил постоянно меняется и обновляется, поэтому очень сложно отслеживать их все. В этой ситуации правильный подход к соблюдению становится ключевым фактором его достижения и защиты ваших данных. Вам необходимо установить стратегию безопасности на основе риска, обучить своих студентов и сотрудников и использовать решения для обеспечения доступа к данным и мониторинга активности пользователей, чтобы защитить информацию о студентах как от инсайдерских, так и от внешних угроз.

Сформулируйте эффективную стратегию безопасности

Эта стратегия безопасности должна регулировать внедрение всех новых мер безопасности и должна включать все необходимые шаги для достижения соответствия. Стратегия безопасности служит для определения плана действий на следующий период и, таким образом, определяет приоритет реализации конкретных мер безопасности. С этой целью подход, основанный на оценке риска, является наилучшим способом разработки эффективной стратегии обеспечения безопасности.

Трагические события в Москве и Беслане, Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ Безопасности Жизнедеятельности в подготовке населения (в т.ч. персонала ОО, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлении терроризма и других опасных ситуациях.

В средствах массовой информации освещается много случаев преступных посягательств на образовательные организации, таких как несанкционированное проникновение с целью кражи или совершения актов вандализма, нападение экстремистки настроенных лиц в период массовых беспорядков, террористический или диверсионный акт.

Тщательная оценка риска начинается с определения всех ценных данных. Затем вам нужно установить потенциальные угрозы и векторы атаки. Это позволит вам проанализировать меры безопасности в настоящее время, определить пробелы в безопасности и способы их покрытия.

Оценки безопасности во многих учреждениях показывают, что не каждый человек несет ответственность за осуществление безопасности и выдачу ответа в случае инцидента. Более того, многие учреждения либо вообще не имеют плана ответа, либо имеют набор очень сложных и запутанных планов, которые не могут быть выполнены, когда это необходимо. Многие требования к соблюдению диктуют, что высшие учебные заведения должны назначить специального главного сотрудника по информационной безопасности, который будет отвечать за все процессы безопасности внутри организации.

Приведу в пример выдержку из статьи.

«После очередного случая в стенах школы депутаты Мосгордумы попросят внести изменения в федеральный закон об охране школ и детсадов, сообщил журналистам в среду заместитель председателя думской комиссии по безопасности Сергей Гончаров.

«Так как считаем, что существующая система охраны не отвечает тем требованиям, которые должны быть», - сказал Гончаров. Напомним, 3 февраля ученик школы № 263 на Отрадной улице открыл стрельбу в помещении учебного заведения, после чего взял в заложники детей. В результате был убит полицейский и учитель школы, а также ранен охранник. Устроившего стрельбу старшеклассника нейтрализовали, а заложников освободили в течение часа. Учеников, эвакуированных в ходе ЧП, перевели в соседнюю школу. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по статьям «Захват заложников», «Убийство», «Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов». После этого инцидента мэр Москвы дал распоряжение проверить уровень безопасности во всех столичных школах.

Одним из компонентов комплексной программы защиты прав человека является образовательная программа для всех лиц, занимающихся исследованиями. Университет штата Иллинойс в Урбана-Шампейн стремится обеспечить обучение и непрерывный образовательный процесс для следователей и членов их исследовательской группы, связанных с этическими проблемами и нормативными и институциональными требованиями для защиты людей.

Все члены исследовательской группы должны пройти обучение по предметным исследованиям. Иллинойс признает Инициативу по совместному институциональному обучению как лидера в области обучения предметным исследованиям. Предлагаются дополнительные модули, вы можете выбрать любой из них. Обратите внимание, что есть определенные модули, которые, возможно, необходимо будет выполнить в зависимости от характера исследования.

Для обеспечения безопасности образовательной организации первым делом необходимо организовать ее охрану.

Безопасное функционирование объекта, в том числе и образовательной организации, заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа, необходимое функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного учебного процесса. Стопроцентно обезопасить объект от всех видов угроз практически невозможно .

Первоначальная сертификация на образование хороша в течение трех лет, после чего необходимо выполнить требования о повторной сертификации и непрерывном образовании. Если следователи или члены их исследовательской группы могут подтвердить, что они успешно завершили учебную подготовку людей, эквивалентную той, которая требуется Университету, они могут запросить отказ от требования об начальном образовании. Однако эти исследователи или члены их исследовательской группы должны выполнить требования для продолжения образования.

Непрерывное образование и ресертификация. Все исследователи и члены их исследовательских групп должны удовлетворять требованиям непрерывного образования в университете Урбаны каждые три года после сертификации начального образования до тех пор, пока они участвуют в исследованиях человека. Это требование не является исключением.

Задача руководителя и администрации образовательной организации заключается в создании безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации .

Основной персонал: все лица, ответственные за разработку и проведение исследования, считаются «ключевым персоналом». Это может включать персонал из субподрядных учреждений, консультантов, заявителей стипендий и обучающихся грантополучателей, если они участвуют в разработке и проведении исследований с участием людей.

Медицинский центр «Тафтс» и Университет Тафтса привержены непрерывному обучению лиц, занимающихся исследованиями предметов человека в учреждениях, чтобы обеспечить честное проведение высококачественных исследований. В результате институты требуют, чтобы все исследователи, участвующие в исследованиях людей, получали формальную подготовку по защите людей.

Руководители образовательной организации несут персональную ответственность за обеспечение безопасности в организации и обязаны проводить организационно-технические, охранные и иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья, обеспечение сохранности имущества и безопасности обучающихся, педагогического и обслуживающего персонала, а также на предупреждение и предотвращение иных преступных посягательств и готовность обучающихся и персонала к действиям при возникновении ЧС.

Требования к начальной сертификации

Для получения дополнительной информации о том, кто считается членом исследовательской группы, читайте. Биомедицинские исследователи Социально-воспитательно-воспитательные исследователи. Исследователи будут регистрироваться для группы учащегося в соответствии с типом исследования, которое они проводят. Для биомедицинских исследователей это состоит из 16 модулей. Все необходимые модули внутри этой группы должны быть заполнены с оценкой в ​​80% или выше для достижения сертификации.

Когда исследователи завершат все модули в своем курсе, они получат доступ к сертификату завершения, и их образование будет действовать в течение 4 лет. Дата истечения срока действия сертификата лица основывается на том, что последний необходимый модуль был завершен.

Обеспечение охраны в образовательной организации одно из наиболее сложных направлений в системе комплексной безопасности образовательной организации .

Зная проблемы, в организации охраны своей образовательной организации и осознавая свою ответственность за обеспечение безопасности образовательного процесса в организации , я выбрала тему «Организация охраны образовательной организации»

Требования к повторной сертификации

Все исследователи должны пройти курс повторной сертификации каждые 4 года.

Текущие исследователи - переход к пересмотренным требованиям к образованию

Выбирайте группу биомедицинских исследователей или учащихся, обучающихся по социальным и поведенческим исследованиям. Отвечайте на другие вопросы учебного плана, если это необходимо.

Недавно перенесенные или новые исследователи

Лица, которые являются новичками в исследованиях, и те исследователи, которые недавно перешли из другого учреждения, должны соответствовать требованиям к образованию в учебных заведениях до проведения исследовательской деятельности людей.

Кто должен заполнять требования к образованию

Требования к обучению распространяются на всех преподавателей, сотрудников, студентов, посетителей или любых других лиц, которые проводят исследовательские проекты с участием людей или их идентифицируемых данных. Все исследовательские сотрудники, включая, но не ограничиваясь, Главные исследователи, Соисследователи, Координаторы исследований, Помощники по исследованиям и аналитики данных, должны пройти образовательный процесс.

Цель – рассмотрение подходов к решению вопроса организации охраны образовательной организации с помощью нормативных документов.

Задачи:

    разобраться в основных понятиях охраны образовательных организаций;

    выявить необходимые и достаточные охранные мероприятия;

    увидеть способы решения проблем охраны образовательной организации.

    Соблюдение требований к образованию

    Это касается как первоначального, так и продолжающегося пересмотра протокола, а также поправок для добавления членов исследовательской группы. Записи в области образования подлежат аудиту. Монастыри как центры культуры. Монастыри, впервые увиденные как убежище убежища и защиты, стали функцией рынков, складов, банков, пунктов встречи. Когда политическая ситуация вернулась, чтобы быть спокойнее, они стали вместо исходной точкой и связи для сельскохозяйственной деятельности, которые имели место в их районе - стать промоутером основных форм производства и торговли, найденных в Европе в период, имевших место в период падения империи Роман и вознесся к силе Карла Великого.

Глава 1. Основные понятия по охране образовательной организации

1.1.Охрана, физическая охрана, паспорт безопасности, пропускной режим

Охрана в широком смысле слова – это совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по ограничению доступа и защите людей, территории, помещений, информации и материальных средств от противоправных посягательств . Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране” определяет понятие « охранные мероприятия » как – совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности .

Под понимается – реализация комплекса нормативно-правовых, организационных, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, осуществляемых администрацией образовательной организации во взаимодействии с органами власти и правоохранительными органами, с целью предотвращения и пресечения противоправных действий в отношении обучаемых и персонала образовательной организации, нанесения ущерба его зданиям (сооружениям) или материальным ценностям .

Паспорт безопасности образовательной организации – это официальный документ, согласованный с государственными органами, содержащий в себе исчерпывающую информацию о структуре, механизме деятельности образовательной организации и подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации .

Пропускной режим это установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, вноса (выноса) имущества и служебных документов, а также въезда автотранспорта на объект, выезда его с объекта .

Инженерно-техническая укрепленность объекта - совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

1.2. Охранные мероприятия

Понятие включает в себя:

Для образовательной организации актуальны следующие мероприятия:

Охранные

    обеспечение контрольно-пропускного режима;

    охрана имущества школы;

    охрана имущества обучающихся и сотрудников;

    контроль состояния технических средств охраны;

    обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.

Организационно-технические

    укрепление ограждения территории образовательной организации;

    установка технических средств охраны.

Профилактические

    ежедневные осмотры здания и территории образовательной организации;

    проведение тренировок с персоналом и обучающимися на случай возникновения различных чрезвычайных ситуаций;

    взаимодействие с органами власти и с правоохранительными органами.

Глава 2. Организация охранных мероприятий в образовательной организации

2.1. Организация физической охраны ОО

1.

Основные задачи физической охраны:

(ограждения, металлические двери и запоры, противотаранные устройства и др.). Предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.

3. Организация инженерно-технического оборудования образовательной организации

Включает в себя системы:

    тревожно-вызывной сигнализацией (образованную локально и выведенную на пульт сеть);

4. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОО («Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации»)

Разработка положения об организации пропускного режима в образовательной организации. Разработка, утверждение и ознакомление с инструкциями об организации пропускного режима. Издание приказов об организации пропускного режима и оформление нормативно – правовых документов.

6. Финансово-экономическое обеспечение мероприятий

В качестве основных направлений организации безопасности образовательных организаций, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств, необходимо:

    обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

    обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

    охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и каждая образовательная организация исходя, из специфики своей деятельности может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретной образовательной организации. (Приложение № 1)

Документы по охране ОО, которые должны находиться у дежурного администратора:

    Инструкция по охране ОО, (утверждается руководителем ОО)

    Схема территории ОО.

    Акты проверки ОО сотрудниками ОВД.

    Список телефонов экстренной помощи.

    Инструкция по противопожарной безопасности.

    Инструкция по оказанию первой медицинской помощи.

    Памятка сотрудникам по действиям при угрозе проведения террористических актов, обнаружении подозрительных бесхозяйных предметов и ВУ.

    Журнал учета посетителей.

    Журнал осмотра территории ОО.

    Стенд, оборудованное место для хранения ключей от помещений ОО, запасных выходов, ворот, калиток, замков от распашных решеток.

    График несения службы штатными охранниками, утвержденный руководителем ОУ.

    Список автомобилей, имеющих право въезда на территорию ОО (выписка из приказа руководителя ОО).

    Рабочая тетрадь.

    Схема оповещения.

    Расписание занятий.

    Расписание работы кружков (секций).

    Список телефонов правоохранительных органов, силовых структур и аварийных служб (ОВД, ГОЧС, пожарная охрана, служба спасения, аварийные службы) Приложение № 1.

2.2. Заключение договора на организацию охраны образовательной организации

Заключать договор с ЧОП или ОВО может только уполномоченный представитель общеобразовательной организации, директор школы. Родительский комитет, попечительский совет школы, другие органы общественного контроля могут выступать только в качестве благотворителя или «инвестора» как третья сторона в договоре на охрану. Заключение договора на охрану с ненадлежащей стороной, является прямым нарушением требований Закона и делает такой договор недействительным для ЧОП. Представитель «инвестора» должен иметь полномочия подписывать такой договор, подтвержденный выпиской из протокола общего собрания соответствующего общественного органа. Оплату услуг охраны можно осуществлять из средств собранных «инвестором» и переведенных на расчетный счет организации. В этом случае договор на охрану будет двухсторонним, школа – заказчик, ЧОП – исполнитель. Исполнителем по договору охраны может быть только ЧОП, имеющий лицензию, или ОВО. Оказание охранных услуг без лицензии, а так же оказание таких услуг любыми физическими лицами на индивидуальной основе запрещено законом. Кроме того, перечисление школой денег за охрану предприятиям, не имеющим соответствующую лицензию, рассматривается налоговыми органами как ненадлежащие платежи, не входящие в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Согласно требованиям статьи 4 Федерального закона РФ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись. Однако законодательство не предусматривает заключение договоров родителей с иными организациями, обслуживающими образовательные организации. Вместе с тем, в соответствии со сложившейся практикой, возможен следующий механизм решения вопроса:
1. Родители принимают решение об организации охраны школы.
2. Родительский комитет осуществляет сбор средств и затем отчитывается в установленные сроки перед родителями.

После сбора средств, председатель родительского комитета от имени родителей, должен внести их в кассу образовательной организации как добровольное пожертвование родителей на организацию охраны учащихся либо перечислить собранные средства на счет школы, указав их целевое назначение. Бухгалтерия образовательной организации принимает к учету полученные денежные средства и затем проводит работу по заключению с охранной организацией соответствующего договора. Родители обучающихся через родительский комитет вправе проконтролировать целевое расходование этих средств. Родительский комитет вправе сделать письменный запрос директору школы и получить ответ, с которым знакомит родителей школы, либо родительский комитет приглашает на свое заседание с отчетом по этому вопросу директора школы. Соответствующие сведения для родителей могут быть размещены родительским комитетом на информационном стенде или доведены до родителей на родительском собрании.

После того, как родители перечислят средства на охрану школы, руководитель образовательной организации проводит работу по выбору охранной организации в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В данном случае родительский комитет не вправе указывать директору школы, с какой охранной фирмой необходимо заключить договор.
Родительский комитет школы самостоятельно может заключить договор на охрану школы и самостоятельно производить выплаты по данному договору только в том случае, если он имеет статус общественной организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. В виду того, что охрана обучающихся будет осуществляться в помещениях школы за которые отвечает директор, данный вопрос необходимо согласовать с ним.

2.3. Инженерно - техническое оснащение ОО

Чтобы более эффективно обеспечивать безопасность образовательной организации следует установить следующие компоненты:

1. Обязательные:

    забор согласно установленным стандартам;

    ворота, которые должны закрываться изнутри;

    телефон городской связи;

    стационарная и носимая (радио) кнопки экстренного вызова

милиции;

    средства охранной сигнализации с подключением на ПЦН

ОВО обособленных помещений с хранением дорогостоящей компьютерной и оргтехники, иных крупных материальных ценностей, лабораторий с хранением потенциально опасных веществ.

    громкоговорящая связь;

    средства периметральной охранной сигнализации;

    датчики сигнализации на обнаружение несанкционированного открывания входных (въездных) ворот, дверей запасных и основных входов в организацию, включая расположенные на его территории иные строения и здания;

    важные обособленные помещения организации;

система видеонаблюдения за подступами к организации и прилегающей к ней территорией (с датчиками на обнаружение движения).

    использование металлодетекторов арочного типа, реагирующих

на проносимое оружие и взрывные устройства (Приложение № 2).

Заключение

В данной работе изучены теоретические и рассмотрены практические вопросы организации охраны образовательной организации. Например, под физической охраной образовательной организации понимается – реализация комплекса нормативно-правовых, организационных, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, осуществляемых администрацией образовательной организации во взаимодействии с органами власти и правоохранительными органами, с целью предотвращения и пресечения противоправных действий в отношении обучаемых и персонала образовательной организации, нанесения ущерба его зданиям (сооружениям) или материальным ценностям.

Рассмотрено понятие « Охранные мероприятия».

Понятие «охрана образовательной организации» включает в себя:

    организацию физической охраны ;

    вопросы обеспечения пропускного режима на территорию и в здание школы;

    инженерно-техническое оснащение охранной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Для образовательной организации актуальны следующие мероприятия: охранные, организационно-технические, профилактические

Во второй главе рассмотрены вопросы, связанные с организацией охранных мероприятий в образовательной организации

Изучены вопросы по организации физической охраны ОО. Основной целью физической охраны ОО является недопущение противоправных действий на объекте и территории ОО и оперативное пресечение в случае их возникновения.

Проанализированы вопросы, связанные с заключением договора на организацию охраны образовательной организации. Осуществлять охрану образовательной организации можно тремя способами:

    силами штатных школьных сторожей и вахтера;

    привлечение на возмездной договорной основе полицейской охраны вневедомственной охраны при ОВД;

    заключение возмездного договора с частным охранным предприятием.

Рассмотрено понятие паспорт безопасности образовательной организации, под которым понимается официальный документ, согласованный с государственными органами, содержащий в себе исчерпывающую информацию о структуре, механизме деятельности образовательной организации и подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации .

Рассмотрены в основные ее понятия, выявлены необходимые и достаточные охранные мероприятия на примере нескольких образовательных организаций, выявлены недостатки в организации охраны образовательной организации и найдены пути их устранения.

Список литературы

    1. Депутаты просят внести изменения в федеральный закон об охране школ/ [Электронный ресурс].- - Яз. рус, англ.

      Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие для руководителей и работников образовательного учреждения / С.В. Петров. – М.: ЭНАС, 2006. – 245 с. [Электронный ресурс]. - - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

      Охрана школ. Сарапулов А.Е. [Электронный ресурс].- - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

      Охрана школы с 2014 года. [Электронный ресурс].- - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

      Федерального закона РФ от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». [Электронный ресурс].- - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

      Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной охране". [Электронный ресурс].- - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации". [Текст]: кодексы, законы, нормы - Новосибирск: Норматика, 2014. – 128 с

Приложение № 1

Пакет документов по антитеррористической безопасности

в образовательной организации

от 17.12.2009

Введение

Организация антитеррористической безопасности

образовательного учреждения

1. Система обеспечения безопасности образовательных учреждений Кемеровской области

Система безопасности образовательных учреждений Кемеровской области - это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых департаментом образования и науки Кемеровской области, муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и иными структурами с целью обеспечения постоянной готовности образовательных учреждений к безопасной повседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Формируется и достигается в процессе реализации следующих основных мероприятий:

1. Организация физической охраны ОУ

Ее задачи:

    контроль и обеспечение безопасности объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

    осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

    защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и на его территории.

Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, выданную органами внутренних дел.

2. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта (ограждения, решетки, металлические двери и запоры, противотаранные устройства и др.). Предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.

3. Организация инженерно-технического оборудования образовательного учреждения

Включает в себя системы:

    охранной сигнализации (в т.ч. по периметру ограждения);

    тревожно-вызывной сигнализацией (образованную локально или выведенную на «01»);

    телевизионного видеонаблюдения;

    ограничения и контроля за доступом (т.н. «рамки» с целью обнаружения оружия, ВВ, др. опасных предметов);

    радиационного контроля и контроля химического состава воздуха.

4. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОУ («Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения»)

5. Обеспечение контрольно-пропускного режима

6. Выполнение норм противопожарной безопасности

7. Выполнение норм охраны труда и электробезопасности

8. Плановая работа по вопросам гражданской обороны

9. Взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами и службами

10. Правовой всеобуч, формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности

11. Финансово-экономическое обеспечение мероприятий

Предусматривает также работу по проверке законности и целесообразности различных договорных обязательств, проверку и анализ экономической эффективности работы с охранными предприятиями, а также организациями, фирмами, партнерами, участвующими в реализации мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

Формы и методы работы в области организации безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования:

    обучение педагогического персонала, сотрудников и обучающихся;

    взаимодействие с органами исполнительной власти;

    взаимодействие с правоохранительными структурами;

    квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны;

    проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность и антитеррористическую защищенность образовательных учреждений;

    совершенствование материально-технической базы и оснащенности образовательных учреждений техническими средствами охраны и контроля;

    изучение и совершенствование нормативно - правовой базы в области комплексной безопасности объектов системы образования.

2. Мероприятия по снижению риска и смягчению

последствий террористических акций.

Противодействие терроризму в организациях осуществляется путем проведения мероприятий, направленных на снижение рисков терактов и защиту от опасностей, связанных с ними, а также путем содействия органам, ведущим борьбу с терроризмом .

Система органов и структур, занимающихся вопросами борьбы с терроризмом, включает в себя:

- на федеральном уровне – Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в сфере их деятельности (ФЗ-35 от 06.03.2006 г. );

- на уровне субъекта федерации (Кемеровская область) - Губернатор области, местные органы исполнительной власти.

Координаторами деятельности органов власти являются антитеррористические комиссии .

Национальный антикризисный комитет, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 15.02.2006г. №116 «О мерах по противодействию терроризму».

Антитеррористическая комиссия Кемеровской области функционирует по распоряжению администрации Кемеровской области “ Об организационных вопросах деятельности антитеррористической комиссии Кемеровской области № 281-р от 26.03.2003 г . для проведения в Кузбассе государственной политики в сфере борьбы с терроризмом.

Муниципальная антитеррористическая комиссия создаётся по распоряжению главы города (района).

Антитеррористические комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с планом деятельности или с возникшей необходимостью.

В образовательном учреждении снижение риска терактов достигается путем проведения комплекса мероприятий.

К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:

- правовые - доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от ЧС);

- информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов);

- административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.

Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.

Применительно к правоотношениям в области дошкольного и общего образования (всех уровней) основным нормативно-правовым актом, содержащим положения об обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является действующая редакция Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон об образовании), который в подп. 3 ч. 3 ст. 32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, а также работников данного учреждения во время образовательного процесса.

Положения вышеуказанной статьи основаны на общепринятых нормах международного и Российского законодательства в области защиты прав человека, и в частности ребенка. Так, ст. 6 Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для нашего государства с 15.09.90 г. в результате ратификации ее постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 15591, закрепляет право каждого ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие. В свою очередь Конституция РФ гарантирует каждому гражданину нашей страны право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), а также предусматривает государственную защиту детства (ч. 1 ст. 38 и п. “ж” ч. 1 ст. 72).

В развитие этих положений Федеральный закон от 24.07.98 № 124 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп.) декларирует, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении права ребенка (в т. ч. на жизнь и личную неприкосновенность) не могут ущемляться (ч. 1 ст. 9).

Кроме того, в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность образовательных учреждений различных типов и видов, также говорится о гарантированном Конституцией РФ праве каждого воспитанника на охрану жизни и здоровья. Например, п. 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2008 № 666, в качестве основной задачи ДОУ (независимо от вида) определяет охрану жизни и укрепление здоровья детей. Помимо этого требования об охране жизни и здоровья детей (а также работников образовательных учреждений) содержатся, в частности, в п.п. 4 и 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196 (с изм. и доп.)), п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 (с изм. и доп.)), п. 3 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288 (с изм. и доп.).

На федеральном уровне вопросами обеспечения безопасности образовательных учреждений занимается Федеральное агентство по образованию (Рособразование) согласно отраслевой программе “Безопасность образовательного учреждения”. План мероприятий по исполнению данной программы утверждается агентством ежегодно и включает в себя в качестве основных направлений противопожарные и антитеррористические мероприятия. Последние реализуются в соответствии с требованиями, изложенными в Указе Президента РФ от 13.09.04 № 1167 “О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом”, а противопожарные мероприятия осуществляются исходя из требований Федерального закона от 21.12.94 № 69 ФЗ “О пожарной безопасности” (с изм. и доп.) и иных нормативно-правовых актов (в т. ч. ведомственных), принятых во исполнение данного федерального закона.

Отметим, что на сегодняшний день у любого образовательного учреждения имеется достаточный набор правовых оснований для принятия мер по обеспечению собственной безопасности и безопасности участников образовательного процесса.

В качестве основных направлений организации безопасности образовательных учреждений, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств, необходимо:

Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

Обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

Охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение исходя, из специфики своей деятельности может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

Документы по антитеррористической безопасности, разрабатываемые в образовательных учреждениях находящихся на территории Кемеровской области, для удобства работы с ними и обеспечения единого порядка хранения сводятся в папки:

Папка № 1 - Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости;

Папка № 2 - Нормативные документы по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении.

Приложение № 2

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны и обеспечения безопасности

учреждений образования в Кемеровской области

от 18.09.2009

I . Общие положения

1. Настоящая Типовая инструкция разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ « О противодействии терроризму», рекомендаций ЦОР ДВО МВД РФ по алгоритмам организации охраны и обеспечению безопасности объектов с учетом их функционально-отраслевых признаков , иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, в т.ч. решений областной антитеррористической комиссии, а также на основе опыта работы ряда зарубежных стран, УВО при ГУВД по КО и филиала ФГУП «Охрана» МВД РФ по КО, и предусматривает основные требования по организации охраны и обеспечения безопасности учреждений образования в Кемеровской области.

2. Руководители образовательных учреждений несут персональную ответственность за обеспечение безопасности в учреждении и проводят организационно-технические, охранные и иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья, обеспечение сохранности имущества и безопасности обучающихся, педагогического и обслуживающего персонала, а также на предупреждение и предотвращение иных преступных посягательств и готовность обучающихся и персонала к действиям при возникновении ЧС.

3. В целях обеспечения соблюдения требований настоящей инструкции, осуществления контроля за их выполнением эти обязанности возлагаются приказом руководителя образовательного учреждения на заместителя директора по безопасности жизнедеятельности (при отсутствии таковой должности – на одного из педагогов, наиболее подготовленного в данном направлении).

3.1. За соблюдение мер безопасности на занятиях ответственность несут преподаватели.

3.2. За соблюдение мероприятий по организации охраны и обеспечению безопасности образовательного учреждения согласно условиям

договора и выделенных учреждением средств на охрану несут ответственность руководители привлеченных охранных организаций, которые непосредственно отвечают за организацию службы, обучение, воспитание подчиненных работников и их материально-техническое обеспечение.

3.3. Указанные лица осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, подразделений МЧС и иными органами исполнительной власти.

4. Обследование учреждения образования производится межведомственной комиссией в составе представителей подразделений охраны, МЧС, других заинтересованных ведомств, организаций, территориальных антитеррористических комиссий, органов местного самоуправления и администрации принимаемого под охрану объекта.

4.1. Исходя из задач по надежному обеспечению охраны объекта,

комиссия:

Определяет необходимую численность охраны, систему организации охраны (пропускной режим), дислокацию постов, права и обязанности охраны, мероприятия по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта и оборудованию его средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации и связи;

Прорабатывает конкретные обязанности администрации учреждения по вопросам обеспечения безопасных условий несения службы, надлежащего материально-технического обеспечения охранных мероприятий; подготавливает расчеты необходимых ассигнований, изучает другие вопросы содержания и организации охраны.

4.2. Результаты обследования объекта оформляются актом. Акт утверждается начальником подразделения охраны и руководителем объекта образования.

4.3. С учетом результатов обследования объекта разрабатываются проекты дислокации постов, маршрутов патрулирования, расчета численности подразделения охраны и стоимости его содержания, инструкция об организации охраны объекта (имущества), план-схема расположения объекта.

5. Охрана объектов осуществляется путем организации несения службы охранниками на постах в сочетании с применением технических средств и при необходимости с использованием служебных собак, обученных на поиск и обнаружение взрывчатых веществ (взрывных устройств). Вид и численность охраны, дислокация и количество постов, должностные обязанности и иные взаимоотношения с администрацией образовательного учреждения определяются соглашениями сторон и закрепляются в договорах на охрану.

5.1. В зависимости от характеристики учреждения, местности и

других особенностей охрана может быть организована следующими

способами:

По периметру - когда посты выставляются по границе охраняемой

территории и преграждают доступ на нее вне пропускных пунктов;

По отдельным объектам - когда посты выставляются непосредственно

на охраняемых объектах или около них;

Смешанным способом - по периметру и отдельным объектам одновременно.

5.2. Централизованная охрана осуществляется путем оборудования охраняемых объектов средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации и обеспечения оперативного реагирования нарядов милиции вневедомственной охраны на сигналы тревога с охраняемых объектов. Группа задержания строевого подразделения милиции вневедомственной охраны (СПМ) в рамках несения службы реализуются следующие задачи:

Отработка поступающей из дежурных частей и ПЦО информации

о состоянии охраны объектов и изменениях оперативной обстановки;

Своевременное предупреждение краж и иных преступных посягательств по поступившим на системы централизованного наблюдения сигналам тревоги, а также преследование и задержание преступников по «горячим следам»;

Охрана места происшествия и сохранение следов преступления

до прибытия следственно - оперативной группы органа внутренних дел.

5.3. Объем и характер режимных мероприятий определяются руководителями учреждения и охранного предприятия с учетом особенностей объекта и задач, возложенных на охрану. Режимные мероприятия предусматривают установление порядка ввоза (вывоза), вноса (выноса) имущества, допуска на охраняемую территорию физических лиц и транспортных средств; введение ограничений в передвижении по территории объекта.

6. К договору на охрану учреждения образования прилагаются:

Перечень объектов, принимаемых под охрану;

План-схема объекта с нанесенной границей занимаемой территории, обозначением зданий и сооружений, режимных зон, постов охраны и др.;

Дислокация постов (маршрутов) с указанием их номеров, мест и границ несения службы, определением имущества, подлежащего приему - сдаче под охрану, основных и особых обязанностей охраны;

Табель постов, в котором определяется перечень охраняемого имущества и порядок охраны на каждом посту (маршруте) с учетом конкретных условий и особенностей несения на них службы;

Инструкции, определяющей систему и порядок обеспечения охраны на объекте, в том числе организацию пропускного режима;

Расчет сил и средств для охраны объекта, а также расчет денежных средств на обеспечение охраны;

При оборудовании объекта средствами сигнализации составляется схема блокировки с указанием рубежей защиты и типов применяемых приборов.

7. На основе настоящей Типовой инструкции и Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03) в каждом образовательном учреждении разрабатываются инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности учреждения с учетом конкретных условий месторасположения учреждения, его конструктивных особенностей и занимаемой площади, количества обучающихся и т.п.

8. Инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности конкретного учреждения образования утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим органом внутренних дел, подразделением МЧС и управлением (отделом, комитетом) по образованию территориальной администрации.

II . ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. ЦЕЛИ ОХРАНЫ:

1.1. Охрана обучающихся, преподавателей, обслуживающего персонала и других людей, находящихся на территории данного учебного заведения. Обеспечение бесперебойной работы учебного процесса, без вмешательства посторонних факторов.

1.2. Пресечение попытки проникновения преступных элементов на территорию учебного заведения, в т.ч. с целью осуществления теракта, включая закладывание взрывного устройства, а также предотвращение захвата заложников.

2. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХРАНЫ:

2.1. В каждом учреждении, в котором находится более 100 человек обучающихся, устанавливается работник охранного предприятия, осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ. В учреждении с численностью обучающихся более 500 человек, а также имеющих большую территорию, количество постов и численность работников охраны, порядок несения службы и взаимодействие охранного и преподавательского персонала с милицией при возникновении ЧС согласовывается с ОВД.

2.2. Охрана начинается с тщательного осмотра здания и прилегающего к учреждению образования участка. Осмотр производится за час до начала работы учреждения образования, перед перерывами на перемену и после окончания работы, в конце учебного дня.

2.3. Для эффективного обеспечения охраны учреждений охраннику рекомендуется иметь на посту видеомонитор, позволяющий визуально наблюдать за всеми помещениями и прилегающей территорией (телевизионные камеры, демонстративно установленные на объекте, могут отпугивать потенциальных преступников, а скрытое наблюдение дает возможность визуально контролировать ситуацию на объекте и проследить за действиями нарушителя).

2.4. В сельской местности оборудование учреждений образования техническими средствами охраны с выводом на ПЦО филиала ФГУП «Охрана» МВД России по КО, либо оснащения их приемно-контрольными приборами, работающими по каналам сотовой связи GSM , с выводом тревожных сообщений на сотовые телефоны участковых уполномоченных милиции или в территориальные подразделения ОВД.

2.5. Контроль за обеспечением охраны учреждения находится в ведении руководителя охранного предприятия, администрации объекта и других заинтересованных служб территориального ОВД. Каждодневное управление охраной находится в ведении руководителя охранного предприятия и заместителя директора учебного заведения по БЖ, которыми периодически, но не реже одного раза в месяц, осуществляются проверки бдительности несения службы охранниками, включая имитацию проноса в учреждение взрывного устройства или оружия.

3. ОБЯЗАННОСТИ ОХРАННИКА

3.1. Знать действующие нормативные акты по вопросам организации охраны, добросовестно выполнять свои обязанности, в соответствии с договорами обеспечивать надежную охрану и имущества учреждения, установленный его руководителем пропускной режим.

3.2. Хорошо знать особенности охраняемых объектов, применяемые технические средства охраны и противопожарной защиты; постоянно совершенствовать служебное мастерство; не разглашать сведения об организации охраны объектов; беречь вверенное оружие и имущество, содержать их в исправном состоянии.

3.3. Соблюдать установленные на объектах правила техники

безопасности, санитарии и пожарной безопасности.

3.4. При авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах немедленно сообщать о случившемся в ОВД (пожарную охрану, аварийные службы), администрации охраняемого объекта и принимать меры по усилению охраны имущества и обеспечению общественной безопасности, оказанию помощи пострадавшим.

3.5. Осуществлять периодический осмотр здания и прилегающей территории (утром, перед началом занятий; перед перерывами на перемену; в конце учебного дня), проверку состояния целостности оградительного забора и входных (въездных) ворот.

3.6. Оказывать помощь администрации учебного заведения во всех

вопросах, имеющих отношение к безопасности.

3.7. Обеспечивать физическую проверку всех людей, входящих на

территорию учебного заведения.

3.8. Производить запись в специальном журнале (книге) всех людей и транспортных средств, не имеющих отношения к учебному заведению.

3.9. Предотвращать проникновения на территорию и в учебное заведение людей и транспортных средств, не имеющих на то письменного разрешения администрации, за исключением спецавтомобилей милиции, скорой помощи, пожарной части, аварийных служб . Для этого пост должен быть обеспечен списками обучающихся и списком автотранспорта, имеющего право въезда на территорию объекта, утвержденным руководством учреждения (определить места стоянки, приняв меры по максимально возможному ограничению на территории количества нахождения данных средств).

3.10. Осуществлять визуальный контроль прилегающей территории.

3.11. Предотвращать и пресекать любые противоправные действия против учебного заведения или людей, находящихся на его территории или в ближайшей от него периферии.

3.12. Совместно с администрацией учебного заведения принимать меры по эвакуации от указанных объектов бесхозного автотранспорта, строительных бытовок, мусорных контейнеров и других предметов, которые могут быть использованы для закладки взрывных устройств.

3.13. Быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. террористического, техногенного и природного характера. В случае нападения, охранник обязан нажать кнопку экстренного вызова милиции и приняв все необходимые меры по обеспечению безопасности обучающихся и отражению нападения независимо от соотношения сил.

3.14. Особые обязанности работников охраны, с учетом особенностей объектов, постов определяются табелем постам, который разрабатывается руководителем охранного предприятия и утверждается совместно с администрацией образовательного учреждения.

4. ОХРАНА НА ВОРОТАХ (в учреждениях с количеством обучающихся более 500 человек и имеющих большую площадь, а также с учетом иных особенностей объекта)

4.1. В течение всего учебного дня один из охранников обязан находиться у въездных ворот. Особое внимание должно быть уделено подступам к учебному заведению, так как периферия является наиболее уязвимым местом перед началом учебного дня и по его завершении.

4.2. Все ворота должны быть закрыты в течение всего учебного дня.

4.3. Охранник должен находиться поблизости от ворот и контролировать сами ворота, внутренний двор и прилегающие участки.

4.4. Охранник должен осуществлять физическую проверку людей, которые хотят войти на территорию учебного заведения.

4.5. В случае, если на территорию учебного заведения захочет попасть человек, личность которого вызывает подозрение, он должен предъявить любое удостоверение личности и дать полное объяснение цели посещения. После этого охранник должен по телефону или рации связаться с секретариатом учебного заведения и предупредить о нахождении на территории постороннего человека. Посторонний человек может получить доступ на территорию учебного заведения только после физического осмотра одежды, а так же личных вещей.

4.6. При необходимости ненадолго отлучиться для того, чтобы осуществить осмотр территории, охранник обязан закрыть ворота.

4.7. После окончания рабочей смены, охранник обязан сообщить об этом руководителю учебного заведения.

4.8. После окончания учебного дня безопасность учебного заведения осуществляется одним из следующих вариантов:

Охрану продолжает осуществлять лицензированный работник охранного предприятия;

Администрация учебного заведения по совместному соглашению о системе охраны с территориальным органом внутренних дел устанавливает охранника, в обязательном порядке экипированного носимой радиокнопкой (с датчиком падения) экстренного вызова милиции и прошедшего первоначальную подготовку по основам выполнения охранных функций и мерам личной безопасности при несении службы, действиям при возникновении ЧС.

5. ОСМОТР ТЕРРИТОРИИ

5.1. Цель осмотра заключается в том, чтобы обнаружить заложенные взрывные устройства на территории учебного заведения, в его ближайшей периферии или у забора:

Наружный осмотр здания, чтобы обнаружить незаконное проникновение или взлом;

Осмотр двора, чтобы убедиться, что за ночь не были заложены взрывные устройства;

Внутренняя проверка здания, чтобы обнаружить посторонних людей или заложенные взрывные устройства.

5.2. Утренний осмотр должен осуществляться охранником и ещё одним дополнительным человеком. Особый акцент следует делать на осмотре учебных классов, коридоров, туалетов, лестничных пролётов, мусорных корзин, кустов и цветочных клумб, складских помещений и любого другого места, в котором можно заложить взрывное устройство или иное опасное для здоровья и жизни вещество. Только после тщательного осмотра ученики и преподаватели имеют разрешение войти на территорию учебного заведения.

5.3. Во время учебного дня осмотр проводится охранником минимум два раза за рабочую смену, желательно перед началом перемены. Во время осмотра входные ворота должны быть закрыты. В случае обнаружения подозрительного предмета, ни в коем случае нельзя к нему приближаться, а немедленно с соблюдением установленных соответствующей инструкцией мер безопасности сообщить правоохранительным органам.

6. НАБЛЮДЕНИЕ

6.1. Наблюдение обеспечивается согласно требованиям правоохранительных органов во время повышенной опасности за счет временного выставления дополнительного работника охраны. Как правило, наблюдение выставляется в крупных учебных заведениях с большим прилегающим участком.

6.2. Следует обратить внимание на то, чтобы у наблюдателя была радиосвязь с секретариатом учебного заведения, а также с охранником на входе или воротах.

6.3. Задача наблюдателя состоит в том, чтобы визуально контролировать здание учебного заведения, двор, забор, а так же прилегающие участки. В каждом случае, при обнаружении человека, пытающегося проникнуть на территорию заведения не через ворота или приближающегося к учебному заведению при подозрительных обстоятельствах, следует немедленно сообщить охраннику, руководителю учебного заведения и в правоохранительные органы.

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Чтобы более эффективно обеспечивать безопасность учреждения образования следует установить следующие компоненты:

7.1. Обязательные:

Забор согласно установленным стандартам;

Ворота, которые должны закрываться изнутри;

Телефон городской связи;

Стационарная и носимая (радио) кнопки экстренного вызова милиции;

Средства охранной сигнализации с подключением на ПЦН ОВО обособленных помещений с хранением дорогостоящей компьютерной и оргтехники, иных крупных материальных ценностей, лабораторий с хранением потенциально опасных веществ.

Громкоговорящая связь;

- противотаранные устройства перед въездными воротами;

Средства периметральной охранной сигнализации, датчики сигнализации на обнаружение несанкционированного открывания входных (въездных) ворот, дверей запасных и основных входов в учреждения, включая расположенные на его территории иные строения и здания; важные обособленные помещения учреждения;

Система видеонаблюдения за подступами к учреждению образования

и прилегающей территорией (с датчиками на обнаружение движения).

Использование металлодетекторов арочного типа, реагирующих

на проносимое оружие и взрывные устройства.

7.3. Особое внимание следует уделять исправности оборудования. Руководитель учреждения обязан немедленно принимать меры к устранению любой замеченной неисправности (по инженерно-техническим средствам охраны - путем сообщения в организации, осуществляющими их эксплуатационное обслуживание, по вопросам несения службы - руководителю охранного предприятия).

7.4. Руководитель образовательного учреждения и его заместитель по безопасности жизнедеятельности (иное ответственное лицо, назначенное приказом руководителя) должны своевременно сообщать в подразделения пожарной охраны о закрытии дорог, отдельных участков или проездов к учреждениям образования, препятствующим проезду пожарных автомобилей к зданиям и водоисточникам (пожарным гидрантам), используемым для пожаротушения, а также обязаны следить за исправным состоянием пожарного инвентаря и очищением в зимний период времени от снега и льда стационарных лестниц, используемых для эвакуации людей.

8. МОБИЛЬНАЯ ОХРАНА (ПАТРУЛИРОВАНИЕ)

8.1. Решение о дополнительном мобильном патрулировании зависит от требований правоохранительных органов, как во время повышенной опасности, так и на постоянной основе (в учреждениях с количеством обучающихся более 500 человек и имеющих большую площадь, а также с учетом иных особенностей объекта) .

8.2. Патрулирование внутри учебного заведения проводится в учебных заведениях, расположенных на большой территории.

8.2.1. Задача патрульных - контролировать строго ограниченный участок, проверять забор. Патрулирование может осуществляться охранником, который предварительно закроет ворота изнутри.

8.2.2. Во время патрулирования проводится параллельный осмотр двора, забора и прилежащей территории.

8.2.3. При обнаружении постороннего человека, который при подозрительных обстоятельствах стремится проникнуть на территорию, следует его немедленно задержать и вызвать милицию.

8.2.4. При обнаружении подозрительного предмета следует вывести людей на безопасное расстояние и немедленно вызвать полицию, действуя в соответствии с инструкцией.

9. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

9.1. Правила поведения это свод принципов действия учебного заведения во время следующих критических ситуаций:

Обнаружение подозрительного предмета во время утреннего осмотра;

Обнаружение подозрительного предмета во время учёбы или перемены;

Террористическое нападение со стороны одного и более человек;

Террористическое нападение и попытка захвата учебного заведения;

Захват заложников;

Пожарная тревога;

Иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

9.2. Особое внимание следует уделять изучению служащими

и обучаемыми правил поведения во время объявления критической ситуации,

а также проведению регулярных учений.

9.3. Для оказания помощи руководству и ответственному за внутреннюю безопасность учебного заведения во время критической ситуации, в каждом учебном заведении могут быть созданы специальные группы из числа педагогов и обслуживающего персонала:

Группа оказания первой медицинской помощи.

Пожарная группа.

Группа поддержания общего порядка при эвакуации обучающихся из учебного учреждения.

9.3.1. Входящие в состав данных групп лица должны пройти соответствующую подготовку.

10. ПОДДЕРЖАНИЕ БДИТЕЛЬНОСТИ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10.1. Одним из основных элементов поддержания безопасности учебного заведения является бдительность всех, кто находится внутри учебного заведения:

Проведение регулярных разъяснительных бесед, лекций по вопросам безопасности, о необходимых действиях при обнаружении подозрительного предмета;

Приведение конкретных примеров из прошлого и их тщательный разбор;

Разъяснение принципов действия отдельных террористических организаций и отработка общей линии поведения обучающихся, преподавателей и служащих.

Оформление стендов с Плакатами и Памятками, в которых приводятся чёткие инструкции по действиям (поведению) при обнаружении подозрительного предмета, возникновении чрезвычайной ситуации.

10.2. В начале учебного года ответственный за безопасность учебного заведения обязан проводить семинары по вопросам безопасности и инструктаж обучающихся касательно действий при обнаружении подозрительных предметов.

11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЪЯВЛЕНИЕ О СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ

11.1. Первая степень готовности - это ситуация, при которой проводятся охранные мероприятия каждодневного характера.

11.2. Вторая степень готовности (усиленный вариант несения службы по плану охраны объекта в особых условиях) - объявляется во время праздников, наиболее знаменательных и особенных дат, предупреждений общего характера. Требует дополнительного инструктажа охранников, руководителей учебных заведений, ответственных групп готовности и повышение общей бдительности всех задействованных сил в системе безопасности объекта.

11.3. Третья степень готовности (с введением в действие плана обороны объекта) - касается конкретной готовности системы безопасности учебного заведения к предотвращению конкретного теракта, согласно полученной информации. Требуется увеличение охраны согласно распоряжению органа исполнительной власти и принятие дополнительных мер безопасности, инструктаж администрации учебного заведения, увеличение патрульно-постовых нарядов ОВД путем приближения маршрутов патрулирования к образовательным учреждениям.

11.4. Степень готовности может охватить всю страну или отдельный район, согласно соответствующих распоряжений, указаний и приказов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществлять охрану образовательной организации можно тремя способами:

  • силами штатных школьных сторожей и вахтера;

    привлечение на возмездной договорной основе полицейской охраны вневедомственной охраны при ОВД (закон РФ «О полиции»).

    заключение возмездного договора с частным охранным предприятием.

«Организация охраны образовательной организации» [текст]: Практический материал / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 41с.

Технический редактор Л.И.Архипенко

Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

Для охраны учащихся и своего имущества учреждения образования могут воспользоваться услугами как частных структур, так и подразделений милиции (вневедомственная охрана). В каждом конкретном случае при составлении проводок необходимо учесть ряд особенностей. Иначе бухгалтер учреждения впоследствии может столкнуться с проблемами.

Нанимаем частное охранное предприятие

Охранные предприятия должны иметь лицензию на свою деятельность. Это следует из Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Поэтому в договоре, который заключается с охранным предприятием, необходимо обязательно привести информацию о лицензии, ее номер и дату выдачи. Иначе договор может быть признан судом недействительным (ст. 173 Гражданского кодекса РФ).

В рассматриваемом случае учреждение заключает договор возмездного оказания услуг. Поэтому надо соблюдать нормы главы 39 Гражданского кодекса РФ. В договоре указывают сведения о заказчике (образовательном учреждении) и исполнителе (охранной организации). Далее описывается предмет договора: перечень охраняемых объектов, площадь охраняемой территории и т. д. Обязательно указываются цена договора, условия оплаты.

Также необходимо оговорить, из каких источников будет финансироваться оплата таких услуг (бюджетных или внебюджетных).

Следует предусмотреть обязанность охранной организации регулярно представлять письменный отчет о проделанной работе.

Более того, в договоре оговаривается условие о полной материальной ответственности охранной фирмы. В связи с этим должен быть регламентирован порядок приема-передачи имущества.

Заключаем договор с вневедомственной охраной

Договор с вневедомственной охраной заключается примерно в таком же порядке, что и с частной охранной фирмой. Правда, есть некоторые особенности. Ведь вневедомственная охрана является подразделением милиции. В своей работе она руководствуется Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», а также Положением о вневедомственной охране, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 (далее - Положение).

Так, к примеру, вневедомственная охрана может оказывать строго отведенный перечень услуг. Это:
- охрана имущества учреждения;
- обеспечение пропускного режима;
- проверка законности вывоза (выноса) материальных ценностей из учреждения;
- досмотр транспортных средств;
- охрана от проникновения на территорию учреждения посторонних лиц;
- вызов наряда милиции;
- установка и обслуживание охранной сигнализации.

Из пункта 10 Положения следует, что цена услуг вневедомственной охраны устанавливается исходя из экономически обоснованных затрат и пятипроцентного превышения доходов над расходами.

К договору с вневедомственной охраной необходимо приложить смету и протокол согласования цены.


Служебные и подсобные помещения с оборудованием и инвентарем, а также коммунальные услуги (водоснабжение, освещение, оборудование связью, отопление, уборка и ремонт помещений) на охраняемых объектах предоставляются вневедомственной охране бесплатно. Так сказано в пункте 15 Положения. И этот момент необходимо учесть при составлении договора.

А вот предоставлять работникам вневедомственной охраны общежитие, а также обслуживание в медицинских учреждениях не обязательно. Делается это уже на договорной основе (п. 16 Положения).

Услуги оплачены из бюджетных средств

Расходы на охранные услуги относят на подстатью 226 КОСГУ.

Получив подтверждение того, что услуги оказаны (акт подписан), бухгалтер образовательного учреждения делает в учете запись по дебету счета 401 01 226 и кредиту счета 302 09 730. А при оплате охранных услуг операция будет отражена по дебету счета 302 09 830 и кредиту счета 304 05 226.

Охрана может потребовать от учреждения установить дополнительное оборудование, например охранную сигнализацию.

Если ее приобретение, а также монтаж и установка оплачиваются по одному контракту, то оплата ведется по статье 310 КОСГУ. Если используются разные контракты, то приобретение оборудования оплачивается по подстатье 310 КОСГУ, а монтаж и установка - по подстатье 226 КОСГУ.

Оплата из внебюджетных источников

Образовательное учреждение может учесть расходы на охранные услуги при расчете налога на прибыль, если они оплачены из внебюджетных источников (подп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Это относится к услугам и вневедомственной охраны, и частных охранных предприятий.

Что касается вневедомственной охраны, то в расходах можно учесть только те услуги, которые оказываются в соответствии с законодательством РФ. Об этом также сказано в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Например, если учреждению будут оказываться услуги, не перечисленные в Положении о вневедомственной охране, то учесть расходы будет нельзя.

Подтвердить расходы на охрану можно договором и актом. Стало быть, если учреждение воспользуется услугами частного охранного предприятия без лицензии, то учесть расходы не получится. Поскольку такой договор может быть признан недействительным.

Важно запомнить

Если частное охранное предприятие не имеет лицензии, то заключать с ним договор не стоит. Ведь такой договор может быть признан судом недействительным. Вневедомственная охрана может оказывать строго отведенный перечень услуг.



 

Возможно, будет полезно почитать: