Конституционные институты. Понятие и виды институтов конституционного права российской федерации

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституци­онно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является еди­ной отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее су­веренитета, верховенства федеральной Конституции. Совокуп­ность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законода­тельстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной от­расли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действую­щего механизма правового регулирования общественных отноше­ний в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законо­дательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между норма­ми существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми свя­зями, которые существуют между ее нормами и определяют ос­новы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе от­расли отражаются основные линии взаимодействия и связи кон­ституционно-правовых норм.



Конституционное право, как и другие отрасли права, вы­страивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие оп­ределенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последова­тельности, которая задается их юридическими свойствами.

Большинство государствоведов склонны представлять сис­тему институтов, основываясь на структуре Конституции Рос­сии. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвя­занные конкретными признаками общественные отношения.

Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:

2. основы правового статуса человека и гражданина;

4. система государственной власти;

5. система местного самоуправления.

Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на ос­нове которой они объединяются.

В приведенной классификации каждый из выделяемых ин­ститутов отличается значительной широтой охвата и разнооб­разием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою вклю­чают несколько более узких конституционно-правовых инсти­тутов. Представляется, однако, что для удобства оперирова­ния терминологией целесообразнее использовать схему: ин­ституты и подинституты .

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы кон­ституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структуриро­вания отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основ­ные правовые институты с их основными внутренними под­разделениями (подсистемами):

1. основы конституционного строя;

2. основные права и свободы человека и гражданина;

3. федеративное устройство государства;

4. избирательная система (избирательное право);

5. президентская власть;

6. законодательная власть;

7. исполнительная власть;

8. судебная власть и прокуратура;

9. местное самоуправление;

10. порядок внесения поправок и пересмотр Конститу­ции.

В приведенной классификации лишь институт системы го­сударственной власти подразделяется на подсистемы, осталь­ные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок вне­сения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интег­рироваться с основами государственного строя.

Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственно­го строя, либо представить в виде четырех элементов как:

систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.

Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:

· гражданство;

· основные личные права и свободы человека и гражданина;

· основные политические права и свободы человека и гражданина;

· основные экономические права и свободы человека и гражданина;

· основные социальные права и свободы человека и граж­данина;

· основные духовные и культурные права и свободы чело­века и гражданина;

· основные обязанности человека и гражданина.

Названные подинституты можно в свою очередь диффе­ренцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают толь­ко граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.

Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обя­занности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:

а) институт основных прав;

б) институт основных свобод;

в) институт основных обязанностей.

Система государственной власти может быть дифференци­рована на следующие подинституты:

· глава государства;

· парламент;

· правительство;

· судебная система и прокуратура.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:

· правовые принципы федеративных отношений;

· правовой статус Федерации;

· правовой статус субъектов Федерации;

· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структуриро­вать на подинституты, выделив, в частности:

· основы местного самоуправления;

· самоуправление населения;

· статус муниципальных образований;

· система органов местного самоуправления.

Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Консти­туции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и инсти­тут системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).

Исходя из изложенного, уместно расширить систему ин­ститутов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :

1) основы конституционного строя Российской Федерации;

2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;

4) прямая демократия в Российской Федерации;

5) система общественной власти в Российской Федерации;

6) федеративное устройство Российской Федерации;

7) система государственной власти Российской Федера­ции;

8) система местного самоуправления в Российской Феде­рации.

По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и ком­плексно охватить все содержание конституционного права России.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как за­крепляют концептуальные идеи, основополагающие для дан­ного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.

Сущностное содержание правового воздействия основ кон­ституционного строя влияет на все сферы общественных от­ношений, все стороны социальной реальности. Нормы данно­го института являются определяющими для всех других ин­ститутов конституционного права, направляют конституцион­но-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Рос­сийского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической си­лой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются опре­деляющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфичес­кие черты . Нормы этого института:

1. воздействуют на общественные отношения путем установле­ния определенных начал устройства общества и государства;

2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут проти­воречить никакие другие положения Конституции РФ;

4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Консти­туции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8. предполагают для практической и правовой реализации со­держащихся в них целей «включение» всех отраслей права;

9. призваны обеспечить системное закрепление концептуаль­ных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимущест­ву вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоот­ношений выступает личность- человек и гражданин. В отноше­нии этих норм также действует особый режим охраны. Положе­ния, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конститу­ции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществля­ется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).

Нормы института конституционного права, закрепляющие ос­новы правового статуса человека и гражданина:

1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неот­чуждаемыми прав человека;

2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотно­шений;

3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудо­вых, гражданских, семейных и др.).

Федеративное устройство Российской Федерации - ин­ститут, который объединяет нормы, регулирующие государст­венное устройство. Для данного института присущ специфи­ческий круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ раз­граничение предметов ведения и полномочий между федеральны­ми органами и органами субъектов РФ осуществляется Конститу­цией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юриди­ческой силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях пос­ледние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмот­рен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возника­ющих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирую­щего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реали­зации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной вла­сти и местного самоуправления.

Нормы института, который определяет систему органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1. это нормы преимущественно прямого регулирующего дейст­вия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотно­шений выступают органы государства и органы местного самоуп­равления в их статусе органов народовластия;

3. преобладающая часть данных норм устанавливается на осно­ве Конституции России в актах текущего законодательства, де­тально определяющих порядок образования органов, их компетен­цию, формы деятельности;

4. для норм этого института характерно специфическое, отлич­ное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Рос­сийской Федерации, а также на территориях, в которых осущест­вляется местное самоуправление.

Между конституционно-правовыми институтами существу­ет такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм дру­гого, определяют их направленность и содержание . Иногда од­на и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представ­ляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.

Нормы института, закрепляющего основы конституцион­ного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

Следующее верхнее положение занимает институт, уста­навливающий основы правового статуса человека и гражда­нина, его основные права, свободы и обязанности. Такое по­ложение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государ­ственных и общественных структур и основной обязанностью государства.

Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существую­щие в Российской Федерации государственно-территори­альные образования, разграничивают власть между Федераци­ей и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.

Для лучшего понимания системы отрасли конституционно­го права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два право­вых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характе­рен более высокий, чем для системы конституционного зако­нодательства уровень обобщения правовых норм. По структу­ре отрасль конституционного права шире одноименной отрас­ли законодательства. Источником права помимо законода­тельства являются правовые обычаи, решения судебной вла­сти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактиче­ских конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законода­тельства служит в качестве одного из определяющих основа­ний для констатации факта существования полноценной от­расли конституционного права.

Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:

1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осу­ществляться в формах закрепления, установления, регулирова­ния, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

2. по особенностям механизма действия конституционно-пра­вовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотно­шения общего характера;

3. по характеру направленности конституционно-правового ре­гулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы дру­гих - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотно­шений, конкретное выражение их правообязанностей;

5. по способу правовой защиты действия конституционно-пра­вовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - кон­кретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

6. по специфике форм выражения охватываемых данным инсти­тутом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по пре­имуществу конституционную форму выражения, в других - пре­обладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

7. по видовому характеру норм соответствующего конституци­онно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конститу­ционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосред­ственно в рамках конституционно-правового регулирования;

9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках об­щего назначения отрасли конституционного права правовое регу­лирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот ре­зультат, который должен быть достигнут действием данной груп­пы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется законо­мерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституци­онно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не форму­лируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового ин­ститута показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, ко­торым подчинено совокупное действие всех норм данного инсти­тута.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.


В системе конституционного права принято также выделять следую­щие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1. основы конституционного строя;

2. основы правового статуса человека и гражданина;

3. федеративное устройство государства;

4. систему органов государственной власти и органов местно­го самоуправления.

По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, кото­рые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отно­шений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздей­ствия, его характеру.

Конституционное право состоит из большого числа многообраз­ных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи определяют основы дифференциации норм и их ин­теграцию в правовые институты, а также структуру этих институтов.

Под институтом конституционного права понимается совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общест­венные отношения в рамках данной отрасти права.

Помимо институтов система конституционного права включает в себя более крупные и сложные образования - подотрасли: парла­ментское право, избирательное право.

С учетом изложенной выше характеристики предмета рассмат­риваемой отрасли и системы Конституции РФ в конституционном праве можно выделить основные его институты:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина;

Федеративное устройство России;

Избирательное право;

Система органов государственной власти;

Местное самоуправление.

Основы конститу­ционного строя

Нормы института, закрепляющие основы кон­ституционного строя, воздействуют на общест­венные отношения путем установления опре­деленных начал устройства общества и государства, нс порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущ­ностное содержание правового воздействия на все сферы общест­венных отношений, все стороны социальной реальности; нормам этого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ и других правовых актов. Нормы данного инсти­тута устанавливаются в конституционной форме, адресованы всем субъектам права. Они носят общерегулятивный характер и изложе­ны в форме норм-принципов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства, и для практической реализации содержа­щихся в них целей предполагают использование всех отраслей пра­ва. По своим функциям эти нормы являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование. Основы конституционно­го строя - это своеобразный базис, общая часть, несущая конст­рукция конституционного права.

Важно отмстить, что основы конституционного строя Россий­ской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положе­ния Конституции нс могут противоречить основам конституцион­ного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).

Основы правового статуса человека и іражданина

Нормы института конституционного права, за­крепляющие основы правового статуса человека и гражданина, воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством прав человека естественными и неотчуж­даемыми. Нормы этого института предусматривают особую систему
охраны - не могут быть пересмотрены без принятия новой Кон­ституции. Они предполагают формирование многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществля­ется путем возникновения конкретных правоотношений.

Основы правового статуса человека и гражданина предопреде­лены демократичным характером Российского государства. Консти­туция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаи­моотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атри­бутом конституционного государства, его обязанностью.

Признание, еоб.поденне и защита нрав и свобод человека н граж­данина. говорится в ст. 2, обязанность государства.

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового реіулирования статуса человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод выс­шей ценностью является фундаментальной нормой конституционно­го строя Российской Федерации, образующей основу нс только кон­ституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, иг­норирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно­стью должен оказывать определяющее воздействие не только на со­держание основных прав и свобод человека и гражданина, зафикси­рованных в других нормах Конституции, но и на всю деятельность государства.

Государство нс вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые нм границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает черты, которые характеризуют его как правовое. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предостав­ления ему соответствующих прав на случай возможного их нарушения. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с по­мощью разнообразных норм материального и процессуального права.

Фе е атииное Нормы института, установившего федератив- устройствоРоссші нос Устройство, закреплены в главе 3 «Федера­тивное устройство» Конституции РФ и отли­чаются специфическим для России кругом субъектов, их особой правоспособностью. Эти нормы являются не только конституцион­ными, но и договорными. Помимо Конституции эти нормы урегу­лированы рядом федеральных законов, а также конституциями, ус­тавами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст. 11

Конституции РФ допускает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации может осуществляться договорами о разграниче­нии предметов ведения и полномочий. Для норм рассматриваемого института предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, путем согла­сительных процедур, проводимых Президентом РФ (ст. 85 Консти­туции РФ), или судопроизводства через Конституционный Суд Рос­сийской Федерации.

Нормы, предусматривающие порядок формиро­вания непосредственно народом органов вла­сти, представляют подотрасль конституцион­ного права и содержатся в Конституции РФ и федеральных зако­нах, а также законах субъектов РФ.

Избирательное

Избирательное право - это институт конституционного права, охв а- тывающий все правовые нормы, которыми регулируются отношении, возникающие в процессе выборов оріанов и должностных лиц государ­ственной пласти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов.

Кроме того, есть понятие избирательного права как права избирать и быть избранными (субъективное значение): активное и пассивное, рассматриваемое как одно из основных политических прав граждан.

Выборность органов, осуществляющих государственную власть, является необходимым условием существования демократической организации общества. Объективно выборы, являясь неотъемлемой частью политического процесса в обществе, представляют собой такой момент в его развитии, когда они выступают как средство активиза­ции населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут (и должны) содействовать развитию демократии, формированию правового государства и, в свою очередь, сами по себе являются мерилом демократии.

„ Нормы института, который определяет систему

Система органов

государственной °Р ганов ’ преимущественно реализуются в кон- " власти крстных правоотношениях. Преобладающая часть

данных норм устанавливается на основе Кон­ституции России в актах текущего законодательства, детально опре­деляющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности. Для норм этого института характерно отличное от дру­гих институтов соотношение норм обшефедеральных и норм, дейст­

вующих на территории субъектов Российской Федерации.

Под ciicmevoii государственных органов понимается совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в при­сущих им формах функции единой государственной власти.

Система государственных органов определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производна от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его права формировать государственные органы.

Система государственной власти в Российской Федерации обу­словливает единство принципов организации и деятельности государст­венных органов. К ним относятся: формирование государственных ор­ганов народом или от его имени; самостоятельность органов законо­дательной. исполнительной и судебной власти: территориальная

Понятие и предмет КП

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются (важнейшие) общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа, принципов государственного устройства и разделения властей

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, иностранцев и апатридов, прав и свобод человека и гражданина, и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В КП применяется совокупность двух методов:

· императивного;

· диспозитивного.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Система конституционного права России. Связь конституционного права с другими отраслями права.

Система КП России представляет собой объединение конституционно-правовых норм, близких по характеру регулируемых ими общественных отношений; совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Элементы системы КП в целом совпадают со структурой Конституции. Это институты

· Основ конституционного строя

· Основ правового статуса личности

· Федеративное устройство

· Система гос власти

· Организация местного самоуправления

Источники КП – нормативно правовые акты, в которых устанавливаются конституционно правовые нормы. К ним относятся: Конституция, ФЗ, ФКЗ, Конституции Республик, Уставы субъектов и муниципалитетов, Федеративный договор РФ, международные договоры, решения КС РФ.

Предмет – важнейшие общественные отношения во всех сферах жизни, метод – императивный и диспозитивный.

эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционно-правовые нормы и основные институты конституционного права РФ. Их понятия и соотношение.

Конституционно-правовой институт является составной частью системы конституционного права как отрасли. Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп конституционно-правовых норм, каждая из которых регулирует относительно обособленные общественные отношения. В системе конституционного права выделяются следующие институты: «закрепляющие основы конституционного строя; закрепляющие правовое положение (статус) личности в Российской Федерации; определяющие федеративное и административно-территориальное устройство Российской Федерации и её субъектов; закрепляющие систему органов государственной власти, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); закрепляющие систему местного самоуправления в Российской Федерации; определяющие порядок изменения Конституции Российской Федерации».

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные государством, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы Конституции Российской Федерации, но и правовые нормы, содержащиеся в иных источниках конституционного права.

Конституционно-правовые нормы обладают всеми признаками, присущими правовой норме: общеобязательность, установление государством, формальная определённость, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

4. Источники Конституционного права России

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

2) федеральные конституционные законы. это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений.

3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Источниками являются не все законы, а только относящиеся к предмету регулирования КП

4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия.

5) законы субъектов РФ.

Также к источникам относятся следующие виды подзаконных актов (но регулирующие предмет КП): Указ Президента, Постановления правительства, ведомственные акты, акты палат Федерального Собрания.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя . Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты: основные принципы отношений человека и государства:

основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина . Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства . Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления . Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления . Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции . Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Вопрос 4: Конституционно-правовые отношения, их правовое и социальное содержание

Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

* В ряде субъектов Федерации наряду с органами местного самоуправления на местном уровне действуют местные органы государственной власти (например, Удмуртская Республика).

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.

Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность норм конституционного права, регулирующих определенную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов ˸

· политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;

· государственное устройствофедеративном государстве регламентировано более подробно);

· избирательное право и избирательная система;

· законодательная власть и статус депутатов;

· исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;

· судебная власть и статус судей;

· конституционный контроль;

· местное управление и самоуправление.

5. Конституционно-правовые отношения и их субъекты .

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между ᴇᴦο сторонами в основном в результате наступления юридических фактов). Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным [[отрасль права|отраслям права

К числу субъектов конституционного права относят˸

физические лица (прежде всего граждане , но также иностранцы , лица с двойным гражданством и лица без гражданства );

государство (посредством государственных органов );

субъекты федерации федеративном государстве ) и административно-территориальные образования ;

социальные и этнические общности (народ , нации и другие этнические группы , классы - в социалистических государствах и др.);

общественные объединения граждан (партии , общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании ).

6. Источники конституционного права Российской Федерации.

Источник права - это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письмен­ные и устные.

Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.

Среди источников конституционного права выде­ляют следующие.

1. Конституция РФ. Является Основным Законом РФ, обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые долж­ны в свою очередь соответствовать положениям Кон­ституции РФ. Конституция РФ имеет прямое дей­ствие. Это означает, что при правоприменении она должна быть использована непосредственно, т. е. на её нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция являет­ся как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ря­да важнейших государственных органов, их компе­тенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основ­ные принципы функционирования механизма госу­дарства, задает систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ.



 

Возможно, будет полезно почитать: